Сегодня на уроке

Дронова Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Сегодня на уроке.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» 10 класс.

Подготовиться к беседе по I-X главам по вопросам:

  1. Рассказать, кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия) (по главе I)
  2. Рассказать о гостях Обломова: кто они, их занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (по главам II-IV).
  3. Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями-гостями? Чем Обломов выше своих гостей? А почему писатель иронизирует над ним в этих сценках?(по главам II-IV).
  4. Жизнь Обломова в Петербурге. (глава V).
  5. Образование Обломова. Его отношение к учёбе, к науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам (глава VI).
  6. Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе? (главы VII-VIII, X).
  7. Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование  (глава IX).


Предварительный просмотр:

№ п/п

Проблема.

Цитаты других авторов

 по этой проблеме.

Как рассматривается данная проблема в произведении.

Роман И.А. Гончарова «Обломов»

1.       .

Проблема воспитания.

Роль детства в становлении личности человека.

«Каждый человек сам себя воспитать должен» (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. (Аристотель)

А нравственность, влеченья, знанья Зависят лишь от воспитанья. (Брант С)

Воспитание — великое дело: им решается участь человека. (Белинский В. Г.)

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

(Гегель Г.Ф.)

По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Обломов рос в мире, где отрицательно относились к образованию, где инициатива не поощрялась, и где послеобеденный сон был необходимой частью жизни. Одевал и воспитывал его крепостной Захар, к которому он привык и без которого не мог обходиться до самой смерти.

Совсем другой Штольц, с детства приученный к самостоятельности и труду .

2

Проблема дружбы.

3

Проблема отношения к женщине, любви.

4

Проблема смысла жизни.

5

Проблема ответственности человека перед обществом и самим собой за реализацию своих способностей.

6

Проблема счастья.



Предварительный просмотр:

Сегодня на уроке.

Приготовить сообщения по II  части романа И.А.Гончарова «Обломов».

  1. Рассказ о Штольце (главы I-II)
  2. Взаимоотношения Обломова и Штольца. Обломов о светском обществе, его мечты и идеал жизни, план молодости, самокритичность (главы III-IV)
  3. Обломов и Ольга.Рассказ об Ольге Ильинской (глава V)
  4. Развитие отношений Обломова и Ольги (главы VI-XII)
  5. III часть. Новая квартира на Выборгской стороне у Пшеницыной. Развитие отношений Обломова и Ольги.
  6. Индивидуальные задания: общая характеристика Ольги Ильинской и Штольца.


Предварительный просмотр:

№ п/п

Проблема.

Цитаты других авторов

 по этой проблеме.

Как рассматривается данная проблема в произведении.

Роман И.А.Гончарова «Обломов»

1.       .

Проблема воспитания.

Роль детства в становлении личности человека.

«Каждый человек сам себя воспитать должен» (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. (Аристотель)

А нравственность, влеченья, знанья Зависят лишь от воспитанья. (Брант С)

Воспитание — великое дело: им решается участь человека. (Белинский В. Г.)

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

(Гегель Г.Ф.)

По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Обломов рос в мире, где отрицательно относились к образованию, где инициатива не поощрялась, и где послеобеденный сон был необходимой частью жизни. Одевал и воспитывал его крепостной Захар, к которому он привык и без которого не мог обходиться до самой смерти.

Совсем другой Штольц, с детства приученный к самостоятельности и труду .

2

Проблема дружбы.

Искренность отношений, правда в общении — вот дружба.

(Александр Васильевич Суворов).

Лучшее, что есть в жизни человека - это дружба с другими людьми.

(Авраам Линкольн)

Без товарища никакое счастье не радует.

Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима.

Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.  (Сенека)

  В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров подвергает тонкому анализу человеческие взаимоотношения, исследует и раскрывает тему дружбы между людьми. Могут ли дружить совершенно разные люди? Автор трепетно размышляет над данной проблемой. Писатель раскрывает эту идею через главных героев романа: Андрея Ивановича Штольца и Илью Ильича Обломова. Штольц пытается «растормошить» Илью Ильича и привить ему ему свои взгляды на окружающую действительность. Он вытаскивает его из дому и заставляет выходить в свет. Именно Штольц дает наказ Ольге Ильинской «присмотреть» за Обломовым. Что это, если не настоящие проявления дружбы? Т.е. Гончаров считае.что разные люди, обладающие, зачастую, разными, иногда противоположными качествами способны питать друг к друг самые нежные чувства, что несмотря на сильное различие между героями романов, такая дружба не только возможна, но и может принести всем сторонам немало пользы.

3

Проблема отношения к женщине, любви.

Любить - это означает смотреть не друг на друга, а вместе, в одном направлении. Антуан де Сент-Экзюпери

Любить - это значит находить в счастье другого свое собственное счастье. Готфрид Лейбниц

Любовь бежит от тех, Кто гонится за нею,

А тем, кто прочь бежит, Кидается на шею. Вильям Шекспир

Любовь никогда не просит, она всегда дает. Свами Вивекананда

Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. Александр Пушкин

В конечном счете любовь не что иное, как отражение в людях собственных достоинств человека. Ральф Эмерсон

Для Ольги любовь — это прежде всего долг. И ока сама не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась роль “путеводной звезды, светлого луча”, который направляет Илью Ильича.  Ольга любила не самого Обломова, а тот образ, который создала в своем воображении. А разве могла бы Ольга во имя любви преклоняться перед Обломовым таким, каким он был на самом деле? И в результате, когда она понимает, что не сможет его переделать, они расстаются.

Еще одна пара - это Агафья Матвеевна Пшеницына и Обломов. Их жизнь представляет собой идиллическую Обломовку. Причем она устраивает их обоих, а точнее, делает их счастливыми. Агафья Матвеевна из тех людей, которые отдают все безвозмездно любимому человеку. Для нее любовь - это возможность отдавать. Обломов же, в свою очередь, принес в ее жизнь чистоту, благородство своей души. Конечно, их брак не идеален, но зато любовь у них самая счастливая.

4

Проблема смысла жизни.

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. Альберт Эйнштейн

Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл         Толстой Л. Н

Без пользы жить - безвременная смерть

Гете И.

Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни   Толстой Л. Н.

"Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за то подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы было отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её" А.Островский (Как закалялась сталь)

Человеку всегда свойственно задумываться о смысле жизни.  Бездействие никогда и никого не делало счастливым. Ощущение полноты жизни возможно только в случае постоянного движения, активного поиска новых впечатлений. Пусть человек не в состоянии изменить мир или совершить что-нибудь значительное. Но сделать свою собственную жизнь более яркой и интересной он может. И не последнюю роль в этом играет повседневная жизнь с ее делами и заботами. Повседневность не всегда бывает унылой и неинтересной. При желании повседневные дела могут быть яркими, впечатляющими. Но все это никак не относится к Илье Ильичу Обломову. Он лежит в неубранной, пыльной комнате. Здесь грязно и неуютно. Но у героя романа нет желания изменить хотя бы эту комнату, сделать свою жизнь чуть более комфортной.Илья Ильич отказывается от любви, карьеры, семейного счастья ради того, чтобы спокойно лежать на диване. На самом деле узость мышления Обломова становится причиной его трагедии.

 

5

Проблема ответственности человека перед обществом и самим собой за реализацию своих способностей.

Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.

Александр Александрович Блок

Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни.

Антон Павлович Чехов

Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир.

Антуан де Сент-Экзюпери

Что человек делает, таков он и есть.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Обломов при всех его положительных задатках и способностях так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп.

Проблема счастья.

Человек создан для счастья, как птица для полета.

Владимир Галактионович Короленко

В жизни есть только одно счастье — любить и быть любимым. Ж.Санд.

В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого.

Николай Чернышевский

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас.

Константин Ушинский

Каждый человек - кузнец своего счастья и наковальня чужого.

Михаил Жванецкий

Драма А.Н. Островского «Гроза»

1.             .

Проблема человеческого достоинства

Пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства.

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.

Сухомлинский В. А.

Человек должен уважать себя.

Горький М.

Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает.

Рабле Ф.

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств.

Сухомлинский В. А.

Одна Катерина в драме имеет чувство собственного достоинства. Она не позволяет Кабанихе унижать себя, она всегда готова постоять за себя.

2

Проблема любви и верности

Два чувства борются в Катерине: любовь к Борису и верность мужу. Катерина любит Бориса по-настоящему, это видно из её слов: «Пусть все видят, пусть все знают, что я тебя люблю...». На встречи с Борисом решается ещё и потому, что Тихон фактически предал её, оттолкнул. Но чувство вины не оставляет её, ведь она мужняя жена.

3

Проблема отцов и детей

4

Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения.

Невозможно сохранить человеческие качества в условиях тёмного царства, и Катерина погибает.

5

Проблема честности, справедливости и способности делать выбор.

Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным

Гоголь Н. В

Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью

Гюго В

Страшен выбор Катерины, но по-другому она не могла. И мы её понимаем и оправдываем.

6

Положение женщины в семье.

Драма А.Н. Островского «Бесприданница»

1

Проблема чести и долга.

Главное, не уронить своей чести. А к тому, кто сохранил честь, приходит и удача.

Истинная честь не может терпеть неправду.

Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь.

«За дураком мужем она погибнет или опошлится», - говорит о Ларисе Кнуров и предлагает ей стать его содержанкой, ехать с ним в Париж. С Вожеватовым они разыгрывают её в орлянку. Такой путь для Ларисы ещё ужаснее. Поэтому она рада выстрелу Карандышева, т. к. покончить с собой она не может, ей не хватает решительности.

2

Проблема верности и предательства.

Будь верен тому, кто верен тебе. Плавт

Неверного ты другом не зови.

 Изменчивый достоин ли любви?

Саади

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера Ларошфуко

В сердце Ларисы живёт любовь, она мечтает о ней. Но любовь эта не нужна никому. Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нём. Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность, вновь ошибается и теряет всякую надежду.

3

Проблема бездуховности

Бездуховность - это равнодушие, леность мысли, презрение к интеллекту, к глубокому чувству, это верование в то, во что выгодно верить…

Паратов — блестящий барин. Но это не блеск ума, характера или культуры. Это внешний, показной блеск. У него сердца нет, говорит Карандышев. И сам Паратов заявляет: «У меня ничего заветного нет...найду выгоду, так всё продам». Он легко расстался с «Ласточкой», так же легко оставил Ларису. Он бессердечный, чёрствый  эгоист, позёр.

4

Проблема купли-продажи

Любая ценность вечная хрупка: любовь, - и та, - становится товаром

Для окружающих людей Лариса — вещь, выставленная на торги матерью, которая её не понимает, заставляет лгать, притворяться, хитрить. Вокруг Ларисы дельцы. Кнуров не сомневается,  что  Лариса пойдёт к нему на содержание, т.к. знает меру  своей власти над людьми: «Для меня невозможного мало...»

5

Проблема «отцов» и «детей».

 Отец должен помогать, но не мешать жить детям собственною жизнью.

 Отцы, не должны заставлять детей добиваться того, чего не добились по жизни сами.

 Много факторов делают людей несчастными, но самый непростительный среди всех – это немудрые родители.

 Первая проблема родителей — научить детей, как себя вести в приличном обществе; вторая — найти это приличное общество.

Харита Игнатьевна стремится выдать Ларису замуж без приданого, как уже выдала старших дочерей. Она предпочитает отдать дочь в содержанки Кнурову, чем видеть её женой бедного Карандышева. Она исподволь готовит Ларису к разрыву с Карандышевым: говорит о его ничтожности, о непривлекательных сторонах жизни в деревне.

6

Проблема выбора цели и смысла жизни

Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность. Фромм Э

Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни

Бердяев Н. А.

Лариса не любила Карандышева, но пыталась отыскать в нём что-нибудь хорошее. Она хочет вырваться из дома, обрести спокойный уголок и быть свободной чайкой. Но Карандышев не сумел её понять. Он хотел похвастаться, повеличаться, что Лариса выбрала его.

7

Проблема разбившейся мечты

Никогда… ЗАПОМНИ… Никогда не бей человеку по крыльям, когда он готовится к полету…

Если хочешь снова взлететь, не держи крылья в карманах…

Трагедия талантливой личности. Душа Ларисы по-прежнему чиста. Уходя из жизни, она всех, кто её продавал, прощает. Она умирает со словами любви, т.о. осуществляется её мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала.

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1

Проблема «отцов» и «детей».

Представитель младшего поколения Е.Базаров не может и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на жизнь, мир, отношения между людьми безнадёжно устарели. По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Поэтому он неуважительно относится к искуссту, к «бесполезной» природе. Он считет, что гораздо полезнее отрицать, чем наблюдать со стороны.

2

Проблема вечных духовных ценностей.

Мы обязаны передавать жизненные ценности из поколения в поколение. Истинные ценности - это наш озоновый щит.

Некоторые ценности приобретаются вместе с общей культурой, но я думаю, что самым важным ценностям мы учимся тогда, когда заглядываем в глубины своей собственной души.

Самое ценное в жизни - это желание и умение творить полезное.

Что цельно, то и ценно.

Любили тебя без особых причин

 За то, что ты внук,

 За то, что ты сын,

 За то, что малыш,

 За то, что растешь,

 За то, что на папу и маму похож,

 И эта любовь до конца твоих дней

 Останется тайной опорой твоей.

Такие духовные ценности, как любовь, доброта, красота и другие, называют вечными, общечеловеческими, потому что они живут в веках и признаются всем человечеством. А к каким ценностям следует отнести вежливость и чувство собственного достоинства? Конечно, к духовно-нравственным

3

Проблема отношения к искусству и природе.

Как прекрасна /Земля/ И на ней человек

И зверьё, как братьев наших меньших/ Никогда не бил по голове

Лицом к лицу/ Лица не увидать,/

Большое видится на расстояньи

Поэзия есть Бог в святых мечтах земли

Базаров — нигилист, который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами. Но его нигилизм порой доходит до совершенной глупости. Например, его отрицание поэзии, живописи, природы. Это поражает окружающих, и автор здесь не на стороне Базарова.

4

Проблема отношения к народу.

У Базарова трезвое отношение к народу.  Он видит необразованность  и суеверие народа.. Эти недостатки он презирает. Однако он видит не только забитость, но и недовольство народа. П.П.умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

5

Проблема испытания любвью.

Мы все в эти годы любили, /Но, значит,/

Любили и нас

Любимая!/ Меня вы не любили

Рассказ об отношениях Базарова с Одинцовой занимает центральное место в романе. Это говорит о том, насколько важно автору показать Б. В такой ситуации. Тургенев убеждён в непреодолимой, сверхчеловеческой силе любви. Любовь открывает в человеке всё, что до времени скрывалось, дремало в душе. У Базарова начинает меняться взгляд на природу, музыку, на мир и людей. Меняется строй его речи. Т.е. Базаров ошибался, когда отвергал любовь, нежность, смеялся над этими чувствами, презрительно называл «романтизмом».

6

Проблема самовоспитания.

Базаров считает, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Тургенев ничего не говорит о воспитании и образовании своего героя, но из скупых слов самого Базарова и его отца мы узнаём, что он лишней копейки с родителей не брал, видимо, упорно трудился, чтобы закончить университет и получить хорошее образование.

7

Проблема жизненной активности.

Жизнь Базарова полна кипучей деятельности, он каждую минуту отдаёт естественно-научным занятиям, как делали ученые-материалисты второй половины 19 в.

8

Проблема смысла жизни.

Один Базаров стремился в романе постичь смысл жизни: «Мы действуем  в силу того, что мы признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем... Нужно место расчистить».