Общеобразовательные программы
Общеобразовательные программы "ШРР "РОСТОК", "ГАРМОНИЯ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.25 МБ | |
| 771.2 КБ | |
| 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3-9 |
1.1. Направленность (профиль) программы | 3 |
1.2. Актуальность данной программы | 3 |
1.3. Новизна | 3 |
1.4. Педагогическая целесообразность программы | 3 |
1.5. Отличительные особенности программы. | 4 |
1.6. Основные принципы включения материала в содержание программы. | 4 |
1.7. Характеристика деятельности по освоению предметного содержания общеобразовательной программы | 4 |
1.8. Цели и задачи программы | 5 |
1.9. Адресат программы. Возрастные особенности обучающихся | 7 |
1.10. Условия приёма детей в объединение | 8 |
1.11. Срок реализации программы | 8 |
1.12. Формы организации образовательной деятельности | 8 |
1.13. Планируемые результаты освоения программы | 9 |
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 12-21 |
2.1.Учебно-тематический план | 12 |
2.2. Содержание изучаемого курса | 12-21 |
3. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ | 21-24 |
3.1. Средства индивидуальной диагностики | 21-22 |
3.2. Этапы педагогического контроля | 22-23 |
3.3. Параметры оценки интегративных качеств ребёнка | 23-24 |
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ | 24-28 |
4.1. Методическое обеспечение программы. | 24-25 |
4.1.1. Используемые педагогические технологии при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса | 25-26 |
4.1.2. Методы обучения, используемые при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса | 26-27 |
4.2. Материально-техническое обеспечение | 28 |
4.3. Информационное обеспечение | 28 |
4.4. Кадровое обеспечение | 28 |
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 29-30 |
5.1. Список нормативных документов | 29 |
5.2. Список литературы, используемой педагогом | 29 |
5.3. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей | 30 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Образовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования «Гармония» реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью и ориентирована на раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.
Программа разработана с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 п. 9 ст.2; п.1 ст.12; п.5 ст. 12; п.3,6 ст. 28, 13, 17; часть 3 ст. 34, Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июля 2025 г. № 1745-р «О внесении изменений в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года»), Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28), Постановления администрации Каменского муниципального района №149 от 08.04.2024 г. «Об утверждении положения о персонифицированном дополнительном образовании в новой редакции», Устава МБУДО «ЦРТДЮ» Каменского муниципального района, с возможной коррекцией в связи с особенностями поступающих детей, требованием социального запроса, пожеланиями родителей, индивидуальным видением педагога.
1.2. Актуальность программы
Данная образовательная (общеразвивающая) программа актуальна и востребована, так как нацелена на решении проблемы воспитания детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, а также направлена на развитие у детей растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности и ориентирована на раскрытие творческих способностей обучающихся.
1.3.Новизна программы заключается в том, что общеобразовательная программа «Гармония» отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Ребенок в ней — не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого содружества детей и взрослых. Программа направлена на развитие у детей растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности. Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками.
1.4. Педагогическая целесообразность программы данной образовательной программы обусловлена тем, что для достижения гармонии в развитии ребёнка необходимо уделять внимание не только интеллектуальному развитию, но и его нравственному и физическому совершенствованию, развитию эмоциональной сферы личности. Ребенок приобретает новый опыт целенаправленного взаимодействия с предметной средой, партнерами, учится управлять собой. Он начинает открывать собственные возможности: «я могу», «я выбираю», «я творю», «я оцениваю», «я свободен», что становится чрезвычайно важным стимулом к его личностному развитию.
1.5. Отличительные особенности программы заключается в том, что данная программа включает в себя несколько модулей (ИЗО, лего-конструирование, ритмика и сазкотерапия) которые дополняют друг друга, способствуя разностороннему целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности.
1.6.Основные принципы включения материала в содержание программы
- систематичности;
- логической последовательности;
- целостности;
- научности;
- природосообразности;
- практической значимости.
1.7. Характеристика деятельности по освоению предметного содержания образовательной программы
Название уровня | СТАРТОВЫЙ | БАЗОВЫЙ |
Способвыполнения деятельности | Репродуктивный | Продуктивный |
Методисполнения деятельности | С подсказкой, по образцу, по опорной схеме. | По памяти, по аналогии |
Основные предметные умения и компетенции обучающегося | Освоение основных техник лепки и овладение различными видами декоративно- прикладного творчества, умению применять полученные знания в изготовлении изделий; Умение работать с опорными схемами, технологическими картами, эскизами | Умение самостоятельно подбирать, комбинировать опорные схемы, работать с литературой, технологическими картами, составлять эскизы творческих работ; |
Деятельность учащегося | Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (педагогом, книгой). Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания). | Восприятие знаний и осознание проблемы. Внимание к последовательности и контролю над степенью реализации задуманного. Мысленное прогнозирование очередных шагов изготовления изделия. Запоминание (в значительной степени непроизвольное). |
Деятельность педагога | Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением. | Постановка проблемы и реализация её по этапам. |
1.8. Цели и задачи программы
Цели и задачи программы
Цель: целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности.
Задачи
Обучающие:
- Обучать основам изобразительного искусства;
- Формировать исполнительские навыки танцевального искусства (основных двигательных навыков, комбинации, рисунки, перестроения);
- Формировать навыки эмоционального и образного исполнения музыкально-ритмических композиций (пластика, культура движения, выразительность движений и поз);
- Обучать методикам работы с различными материалами для творчества.
- Обучать основам лего-конструирования.
- Развивающие:
- Развивать интерес к своей личности,
- Раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
- Развивать у обучающихся умения чувствовать и понимать другого;
- Развивать у обучающихся внимание, воображение, мышление, память, речь.
- Развивать двигательную и музыкально – ритмическую координации;
- Развивать творческие способности и импровизации.
- Развивать воображение, фантазию, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
- Воспитывать единый комплекс физических и духовных качеств: воли, силы, выносливости, умения преодолевать трудности, артистизма,
- Воспитывать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи и поведения, трудолюбия.
- Воспитывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе.
- Способствовать сплочению детского коллектива через совместные творческие дела.
- Способствовать развитию умения работать в парах, в группе и т.п.
Задачи 1-го года обучения
Обучающие:
- Формировать умения целенаправленно включаться в творческий процесс.
- Формировать привычки здорового образа жизни.
Формировать у детей, не посещающих дошкольное учреждение культурно - гигиенические навыки в соответствии с возрастом, личностные качества, опыт общения в детском коллективе. - Выявлять актуальный уровень развития ребенка, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут.
- Развивающие:
- Развивать личность ребенка.
- Развивать интерес к произведениям изобразительного искусства.
- Развивать способности к сопереживанию, сочувствию, общению с живыми и неживыми объектами.
- Развивать у обучающихся творческие способности.
- Развивать мышление, память, воображение, фантазию.
- Развивать у обучающихся коммуникативные способности и социальные навыков.
- Воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся трудолюбие, усидчивости, терпения;
- Повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Задачи 2-го года обучения
Обучающие:
- Обучать положительному самоотношению и принятию других людей.
- Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
- Обучать рефлексивным умениям.
- Формировать исполнительские навыки танцевального искусства (основных двигательных навыков, комбинации, рисунки, перестроения);
- Формировать навыки эмоционального и образного исполнения музыкально-ритмическихкомпозиций (пластика, культура движения, выразительность движений и поз);
- Закреплять умения работы с различными материалами для творчества.
- Способствовать переходу от репродуктивного мышления к творческому.
Развивающие:
- Развивать интерес к своей личности,
- Раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
- Развивать у обучающихся умения чувствовать и понимать другого;
- Развивать у обучающихся внимание, воображение, мышление, память, речь.
- Развивать двигательную и музыкально – ритмическую координацию;
- Развивать творческие способности и импровизацию;
- Развивать воображение, фантазию, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию.
- Развивать желание "изобразительно" откликнуться на увиденное, и услышанное.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
- Способствовать сплочению детского коллектива через совместные творческие дела.
- Воспитывать единый комплекс физических и духовных качеств: воли, силы, выносливости, умения преодолевать трудности, артистизма.
- Воспитывать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Воспитывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе.
- Способствовать развитию умения работать в парах, в группе и т.п.
- Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи и поведения, трудолюбие.
1.9. Адресат программы. Возрастные особенности обучающихся
Данная программа рассчитана на обучение детей от 5 до 7 лет без специальной подготовки.
Этот возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни -обучению в школе. Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. В этой связи программа «Гармония» составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у обучающихся.
1.10. Условия приёма детей в объединение
Количество обучающихся в группах до 15 человек;
Набор детей в группу ведется с учётом следующих принципов:
- добровольность;
- общественная направленность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся;
- предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
- учет интересов обучающегося;
- содружество и сотворчество детей и взрослых
Набор детей в группу свободный; состав в группе постоянный.
1.11. Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Для реализации программы необходимо 288 часов.
1 год обучения –144 часов,
2 год обучения – 144 часа,
Занятия проводятся 4занятия в неделю. Продолжительность одного занятия - 30 минут с обязательным проведением физкультурных пауз. Перерыв между занятиями 15 минут
1.12. Формы организации образовательной деятельности
занятия проводятся аудиторные и внеаудиторные, как по группам, так и индивидуально.
С учётом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной Программы и возраста обучающихся подбираются формы проведения учебных занятий:
- практическое занятие;
- занятие с творческим заданием;
- занятие - мастерская;
- занятие - беседа;
- выставка;
- экскурсия.
Реализация программы предполагает использование таких форм учебной деятельности, как: индивидуальные и групповые занятия.
1.13.Планируемые результаты освоения программы
Личностные
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством педагога;
-умение обсуждать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Метапредметные
- овладение умением творческого видения, умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- овладение умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Предметные
«ИЗО и конструирование»
По окончании 1 года обучения дети должны знать:
- знать особенности изобразительных материалов.
- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- основные способы смешения цветов;
- знать и уметь использовать в своей работе тёплые и холодные цвета;
- основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость;
По окончании 1 года обучения дети должны уметь:
- выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлении природы, литературных произведений);
-использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- лепить предметы разно формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.
- изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги.
По окончании 2 года обучения дети должны знать:
- специальную терминологию;
- правила техники безопасности,
- основные центры народного декоративно-прикладного искусства;
- свойства и особенности материалов, используемых на занятиях.
По окончании 2 года обучения дети должны уметь:
- организовать своё рабочее (учебное) место;
- планировать и организовать работу, распределять учебное время, выбирать способ деятельности;
- аккуратно, ответственно выполнять работу;
- соблюдать в процессе деятельности правила безопасности;
- слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей;
- выступать перед аудиторией;
- участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения;
«Ритмика»
По результатам работы 1 года обучения дети должны знать:
- назначение спортивного зала и правила поведения в нём;
- правила подвижных игр.
- основные танцевальные позиции рук и ног;
- понятия: круг, шеренга, колонна.
По результатам работы1 года обучения дети должны уметь:
- передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
- передавать основные средства музыкальной выразительности;
- передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
- ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
- исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
- передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
- выражать свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;
- выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
- находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами.
По окончанию 2 года обучения, обучающиеся должны знать.
−правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без
предметов.
−навыки по различным видам передвижений по залу;
−определённый «запас» движений танцевальных упражнениях.
−музыкальные термины (темп, размер, длительность, сильная доля, фраза и др.);
−названия общеразвивающих упражнений, пройденных в течение двух лет обучения;
−названия простых танцевальных шагов, уметь их правильно исполнить;
−характер музыкального произведения в движении.
По окончанию 2 года обучения, обучающиеся должны уметь.
−понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и
особенностями музыки и движения;
−организованно строиться (быстро, точно);
−сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
−самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
«Сказкатерапия»
К концу 1 года обучения дети должны знать:
- Результаты тестирования о своих возможностях и способностях.
- Этапы проектирования саморазвития.
- Названия и изображения основных человеческих эмоций.
- Знать пересказ, иметь связную речь, улучшенное настроение, эмоциональную устойчивость.
- Знать рисуночные способы сочинения сказок.
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
- Уметь нарисовать и показать сочиненную сказку.
- Уметь соотносить ее с содержанием сказки.
- Уметь аргументировать и оценивать поступки персонажей, их взаимоотношения.
- Уметь придумывать и рисовать сказку, сочиненную группой.
- Уметь произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц.
- Оценивать свое поведение и прогнозировать адекватную реакцию окружающих.
- Активно и эффективно общаться со сверстниками, родителями и педагогами.
- Произвольно регулировать и рефлектировать свои поступки.
- Легко адаптироваться в незнакомой среде.
К концу 2 года обучения дети должны знать:
- Виды эмоций
- Основные правила этикета
К концу 2 года обучения дети должны уметь:
- Снимать физическое и психическое напряжение,
- Произвольно концентрировать внимание;
- Проявлять различные эмоции
- Оценивать свое поведение и прогнозировать адекватную реакцию окружающих.
- Активно и эффективно общаться со сверстниками, родителями и педагогами.
- Произвольно регулировать и рефлектировать свои поступки.
- Легко адаптироваться в незнакомой среде.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.Учебно – тематический план
1 год обучения
№ | Наименование курса | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | ИЗО и конструирование | 36 | 2 | 34 |
2 | Ритмика | 36 | 7 | 29 |
3 | Сказкотерапия | 36 | 10 | 26 |
4 | ЛЕГО-конструирование | 36 | 5 | 31 |
Всего | 144 | 24 | 120 | |
2 год обучения
№ | Наименование курса | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | ИЗО и конструирование | 36 | 2 | 34 |
2 | Сказкотерапия | 36 | 6 | 30 |
3 | Ритмика | 36 | 5 | 31 |
4 | ЛЕГО-конструирование | 36 | 6 | 30 |
Всего | 144 | 19 | 125 | |
2.2. Содержание изучаемого курса
1 год обучения
«ИЗО и конструирование» -36ч
1.Введение в программу 1ч.
Теория (1ч.)
Введение в программу
2. Знакомство с приемами кистевого письма 10ч.
Теория(1ч.)
«Путешествие кисточки» (знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками). Беседа «Узоры на салфетках» (акварель, гуашь).
Практика (9ч.)
Знакомство с приемами кистевого письма раздельным мазком «Осеннее дерево» (акварель).Рисование: «Светлые и темные краски», «Деревья бывают разные», «Украшение матрешки», «Иллюстрирование сказки Теремок».Рисование по сырой бумаге«Осенний пейзаж» (задний, средний план). Роспись: «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись), «Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи, «Гжельские узоры» (акварель, гуашь).
3. Поделки из природного материала 3ч.
Практика (3ч.)
«Ежик», «Цапля». «Букет из осенних листьев»,
4.Конструирование 3ч.
Практика (3ч.)
«Ёлка», «Пригласительный билет для Деда Мороза». Контрольно-учётное интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и ИЗО - Игра «Счастливый случай».
5.Нетрадиционные техники рисования 5ч.
Практика (5ч.)
«Зима» (рисование ладошкой), «В гостях у зимнего леса» (фон на мокрой бумаге, акварель). «Змейка на полянке» (акварель, ватные палочки) коллективная работа. «Сказочный лес» (гуашь, спичечные палочки). «Подарок маме» (штемпельная подушечка, печатки из пробки). Рисование «Превращение кружков». Рисование воздухом (кляксография) «Загадочные струйки».
6.Нетрадиционные техники ИЗО 7ч.
Практика (7ч.)
«Деревья в снегу» (аппликация из ваты),
«Я слепил снеговика» (обрывание и скатывание бумаги),
Аппликация «Колобок из салфеток» - коллективная работа, «Ветка мимозы» (рисование пальчиками, скатывание бумажной салфетки), «Как я люблю одуванчики» (обрывание, тычкование), лепка + рисование «Уточка в воде», Рисование «Бабочка» - монотипия
7.Аппликация 3ч.
Практика (3ч.)
«Жираф» - коллективная работа. «Становимся волшебниками». «Подарок для кошки Мурки» (выкладывание и наклеивание изображения из геометрических фигур).
Объемная аппликация.Техника симметричного, силуэтного вырезывания.
8.Лепка 3ч.
Практика (3ч.)
«Сказка Колобок» - коллективная работа, барельеф. «Аквариум» - коллективная работа, «Смешарики» - лепка по замыслу. «Подарок для Хрюши», «Колобок», «Сказочный цветок». «Смешарики» - лепка по замыслу
9.Выставка детских работ для родителей 1ч.
Практика (1ч.)
Выставка детских работ для родителей
«Ритмика» - 36 часов
Вводное занятие 1ч.
Теория ( 1ч.)«Что такое ритмика» Инструктаж по технике безопасности. (Дети знакомятся с правилами поведения на занятии и программой). Игра «Знакомство»
Ритмика и танцевальная азбука 6ч .
Теория ( 1ч.) Основные танцевальные правила. Первый подход к ритмическому исполнению. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс. Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок).
Простейшие танцевальные элементы в форме игры.
Практика (5ч.) Приветствие. Постановка корпуса. Изучение ритмических выстукиваний, хлопков притопов. Изучение танцевальных движений: повороты, наклоны корпуса.
Танцы к традиционным праздникам «Осенний танец» 6 ч.
Теория ( 1ч.)Понятия «музыкальная фраза», «пауза», «целый поворот».Основные принципы дыхания.
Практика (5ч.) Изучение танцевального движения: «движение по кругу легкими поскоками»; «притопы в поворотах»; «кружение поскоками»; «Пятка-носок с притопами»; «Перестроение в линии»; постановка танца.
Танцуем сказку»(6 часов)
Теория ( 1ч.) Азбука классического танца. Танцевальные импровизации.
Практика (5ч.)Изучение танцевального движения «Кружение в парах»; «Змейка»; «взмахи руками»; «воротца»; «звездочка»; постановка танца.
Русские народные танцы 7 ч.
«Кадриль»
Теория ( 1ч.) Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски. Ходы и основные движения русского танца.
Практика (6ч.) Изучение танцевального движения «беговой шаг с отбрасыванием ног назад;», «ковырялочка»; «руки скрещены на груди или поставлены на пояс (подбоченясь)»; «топающий шаг в сторону(небольшой шаг вправо, левая нога приставляется к правой с легким ударом в пол»; «Хлопки и повороты»; постановка танца.
Игра с погремушками и ложками 2 ч.
Теория ( 1ч.) музыкально- ритмические навыки; Ритмические фантазии.
Практика (1ч.) Изучение танцевальных движений с народными инструментами: сидя; в движении.
Эстрадные танцы. «Барбарики» 7 ч.
Теория (1ч.)Понятия «музыкальная фраза», «пауза», «целый поворот», «поворот по четвертям». Ритмический рисунок «медленно-медленно-быстро-быстро-медленно».
Практика (6ч.) изучение танцевального движения «Прыжки с хлопками»; перестроение: в малые круги; из малых кругов в общий большой круг»; «полуприсед с хлопком рук о колени»; «три шага с наклоном туловища вперед»; «три шага с наклоном туловища в сторону»; «Кружение в парах»;
постановка танца.
Заключительное занятие 1 ч.
«Праздник танца»
По страницам танцевальной азбуки. Показ изученных танцев в течение учебного года. Практика (1ч.)
«Сказкотерапия» - 36 часов
1.Вводное занятие 1ч.
Практика (1ч.)
Введение. Скрининг. Жесты, мимика, интонации.
2. Неусидчивость 2ч.
Теория (1ч.)
Сказка о двух братьях и сильной воле.
Практика(1ч.)
Сказка о непоседливой Обезьянке
3. Чувство страха и тревоги 6ч.
Теория(2ч.)
Мальчик и Светлячок.
Рыцарь и темнота.
Практика(4ч.)
Сказка о Котенке или чего мне волноваться?
Один обычный год или чрезвычайное происшествие.
Девочка Надя и Баба-Яга.
Сказка о ежонке.
4. Трудности, связанные с общением со сверстниками и родителями 10ч.
Теория (3ч.)
Кенгуренок Вася.
Котенок Маша.
Помидор Сашка.
Практика (7ч.)
Цветик-Семицветик.
Медвежонок и Старый гриб.
Шустрик и Обжорик.
Сказка о простой Царевне Любе, которой не хотелось учиться.
Кораблик.
Мальчик Сережа.
Тип и Топ.
5.Чувство неполноценности и чувство вины 9ч.
Теория(2ч.)
Маленький Котенок.
Скрипочка.
Практика(7ч.)
Сказка про маленькое.
Облачко. Маленькое Приведение.
Хвостатик.
Гусеница-крапивница.
Нужная вещь.
На маленькой полянке.
Петя-Петушок
6. Тревожность 2ч.
Теория(1ч.)
Фея Равнодушие и страна Надежды.
Практика(1ч)
Мышонок и темнота.
7. Нарушение поведения 1ч.
Практика(1ч.)
Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обратили внимание.
8. Трудности выполнения разного рода дел 3ч.
Теория (1ч.)
Часы
Практика (2ч.)
КостерчикЛовкая Лапка
9. Весь круг детских проблем 1ч.
Практика (1ч.)
Приключения медвежонка
10. Развитие рефлексивных способностей 1ч.
Практика (1ч.)
На дорожку пожелай
«ЛЕГО-конструирование»36 часов
- Вводное занятие. «LEGO- конструктор». Правила и техника безопасности. (1 ч.)
Теоретические сведения (1ч.)
Знакомство с детьми. Вводный инструктаж по технике безопасности.Первичный инструктаж по теме «Правила поведения во время занятий LEGO-конструированием».
Введение в тему «LEGO-конструирование». Что такое конструирование? Краткая история возникновения конструктора LEGO.
- Знакомство с цветом (4 ч.)
Практическая работа (4 ч.) Название основных цветов конструктора, сортировка по цвету детали. Конструирование из деталей определенного цвета.Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра на активизацию речи, расширение словарного запаса.
- Знакомство с формой элементов (3 ч.)
Теоретические сведения (1 ч.)Знакомство с элементами конструктора, их названиями, размерами и свойствами материала, из которого он изготовлен.
Практическая работа (3ч.) Игровое задание «Угадай мою постройку»,Игра «Волшебный мешочек» Игра «Найти такое же», Игра «Назови элементы из которых состоит моя модель».Конструирование стены методом перекрытия.
Классификации деталей в коробке.
- Знакомство с вариантами скрепления деталей (5 ч.)
Практическая работа (5 ч.)Знакомство с
типами крепежей LEGO -элементов. Типы наиболее прочных
крепежей. Сборка модели, работа с использованием различных вариантов крепежа.
- Устойчивость конструкций (2 ч.)
Теоретические сведения (1 ч.)Понятие равновесия.
Разбор понятия «Баланс конструкций».Наблюдение за устойчивостью конструкций. Подпорки
Практическая работа (1 ч.) Поиск необходимых деталей, построение неустойчивой модели, постройка устойчивой модели, использование подпорки в конструкции.
- Конструирование плоских моделей (9ч.)
Теоретические сведения (1 ч.)Понятие о контуре, силуэте объекта.Сопоставление формы окружающих предметов с геометрическими фигурами. Копирование работы по схемам.
Практическая работа (8 ч.) Конструирование плоских моделей по схемам:«Квадрат», «Домик», «Машина», «Собака», «Утка», «Человек», «Сердце».
Конструирование плоской модели по желанию обучающихся.
- Конструирование объемных моделей (10 ч.)
Теоретические сведения (1 ч.) Понятие «Объем». Знакомство с такими понятиями как больше, меньше, толще, тоньше, выше, ниже.Как читать простые схемы для конструирования объемных моделей
Практическая работа (9 ч.) Создание объемной модели по схеме: «Фрукты», «Рыбка», «Цыпленок», «Кошка», «Дерево», «Миньон», «Динозавр», «Замок». Создание объемной модели по замыслу. Подвижные игры и творческие задания по темам.
- Подведение итогов (2 ч.)
Практическая работа (2 ч.)
Диагностика. Изготовление LEGO-моделей по собственному замыслу. Выставка и демонстрация моделей.
2 год обучения
«ИЗО и конструирование» -36ч
1.Вводное занятие 1ч.
Теория (1ч.) Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на занятиях ИЗО и конструирование.
2.Рисунок 12ч.
Теория (1ч.) Знакомство с терминами «натюрморт», «пейзаж», «портрет», «палитра», народные промыслы.
Практика (11ч.) Закрепление умения работать с красками и цветными карандашами. Обучение правилам смешивания красок. Работа в различных жанрах изобразительного искусства. Изображение симметричных предметов. Изучение различных народных промыслов и роспись в народном стиле.
3.Лепка 11ч.
Практика (11ч.) Закрепление ранее изученных методов и приемов работы с пластилином. Плоские изделия – картины из пластилина. Рельефные изделия из пластилина (на картоне). Объемные игрушки. Композиции из пластилина.
4.Конструирование 11ч.
Практика(11ч.)
Изготовление аппликаций из бумаги. Вырезание по шаблону. Вырезание симметричных изделий. Работа с природным материалом. Работа с бросовым материалом. Изготовление поделок из фольги. Изготовление изделий в технике оригами.
5.Итоговое занятие 1ч.
Практика (1ч.) Пригласительный билет.
«Ритмика» - 36 часов
Вводное занятие 1 ч.
Теория (1ч.)Знакомство с обучающимися. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях и в «ЦРТДиЮ»; ритмика и музыкальная грамота. Игры: «Чей кружочек соберется?», «Кто скорее?»
Азбука музыкального движения7 ч.
Теория (1ч.)Ориентировка в пространстве. Исходные положения. Понятие о марше
Практика (6ч.)Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий); музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте; основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный); определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях; ритмические упражнения с музыкальным заданием: построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4; ритмические упражнения с музыкальным заданием: в линию (шеренга), в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4.
Танцы к традиционным праздникам. Танец «Полька» 8 ч.
Теория (1ч.) История танца «Полька». Основные направления танцевального движения в зале: лицом и спиной по линии танца, лицом и спиной в центр. Движение вперёд и назад, вправо-влево.
Практика (7ч.)Полька: шаги польки; галоп (прямой и боковой); галоп в кругу по линии танца; галоп в парах, лицом друг к другу; поскоки на месте; кружение поскоками; постановка танца.
Русские народные танцы. «Кадриль» 12 ч.
Теория (1ч.) Знакомство с характерными особенностями народных танцев. Беседы об истории, быте и национальной культуре народа. Характерные черты исполнения русской народной пляски.
Практика (11ч.) Изучение танцевальных движений: положение рук в русской пляске; выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием; полуприсядка, «ковырялочка»; «приставные шаги с носка в стороны»; «ходьба на полупальцах в колонне»; движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки; движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки; «Сужение и расширение круга»; «кружение «лодочкой»; повороты головы с шагами»; « движение рук и головы с шагами»; постановка танца.
Бальные танцы. «Вальс» 7 ч.
Теория (1ч.)Первоначальные сведения о современных хореографических направлениях. История вальса.
Практика (6ч.) Изучение танцевальных движений: «Движение в парах по кругу»; «Лодочка»; «Шаги в сторону с приседанием»; «лицом друг другу, держась правыми руками; шаг вперед –шаг назад»; «приставной шаг вправо, влево»; пружинка в позиции «качели»; реверанс; постановка танца.
Заключительное занятие 1 ч.
«Веселое путешествие»Практика (1ч.)
По страницам танцевальной азбуки. Показ изученных танцев в течение учебного года.
«Сказкотерапия» - 36 часов
1. Введение (1ч)
Сердце (коммуникативный тренинг)
2. Я и моя семья. (6ч.)
Моя семья (сказкотерапия). Разноцветная звезда (сказкотерапия). Нельзя – значит нельзя! Не хочу – полезные и вредные. Плохое и хорошее настроение. Так будет справедливо!
3. Такие разные эмоции. (9ч)
Выразительные движения. Эмоции страдания и печали. Эмоции удовольствия и радости. Эмоции гнева. Эмоции страха. Эмоции вины и стыда. Эмоции внимания и интереса. Тренинг узнавания эмоций по внешним признакам. Владение эмоциями.
4. Характер – плохие и хорошие качества. (6ч)
Мешок хороших качеств. Мешок плохих качеств. Сопоставление различных качеств характера.
5. Мир отношений. (8ч.)
Навыки сотрудничества. Как надо и как не надо спорить. Взаимоотношения детей в группе, со взрослыми. Коррекция агрессивного поведения. Мнимые и неадекватные страхи и неосознанная тревога.
6. Правила этикета. (5ч)
Мы пришли в гости. У нас гости. Общественные места. Вежливые слова. Тренинг по правилам этикета.
7. Развитие рефлексивных способностей (1ч.)
На дорожку пожелай
ЛЕГО-конструирование – 36ч.
- Вводное занятие. Правила игры с конструктором и техника безопасности. (1 ч.)
Теоретические сведения (1ч.)
Вводный инструктаж по технике безопасности.Повторный инструктаж по теме «Правила поведения во время игры с конструктором».
Продолжение изучения темы «LEGO-конструирование». Обновление ранее изученных тем.
- Освежающий LEGO-ветерок. (1 ч.)
Практическая работа (1ч.) Повторение основных цветов конструктора, сортировка по цвету детали, повторение названий, размеров элементов конструктора, повторение вариантов скрепления, что такое плоские модели и объемные. Вспомним как читать схемы. Конструирование по схеме.
- Строим зоопарк (7 ч.)
Теоретические сведения (1 ч.) Что такое зоопарк. Различие понятий домашние и дикие животные. Какие птицы не летают. Кто живет в аквариуме. Кто хищник, а кто травоядный. Правила поведения при общении с животными.
Практическая работа (6ч.)Закрепление представления о многообразии животного мира. Игра «Мама и детеныш». Игра «Медведи». Конструирование различных животных по схеме.Рассматривание иллюстраций животных. Загадки на тему «Животные». Пальчиковые игры: «Паучок», «Кот на печку пошел»,«Петушок», «Повстречались», «Есть у каждого свой дом». Игра «Кто где живет». Разработка собственного проекта и выставка моделей, рассказ о данном животном. Коллективная работа.
- Конструируем транспорт (8 ч.)
Теоретические сведения (1 ч.) История возникновения первого транспорта. Виды транспорта. Назначение транспорта. Иллюстрации транспорта. Виды военной техники.
Практическая работа (6 ч.) Конструирование автомобиля по схеме. Изготовление легкового и грузового транспорта по выбору. Игра «Светофор». Правила поведения рядом с дорогой». Конструирование самолета по образцу. Дидактическая игра «Отгадай». Конструирование корабля по схеме. Конструирование космической ракеты по образцу.Конструирование танка по схеме.Передача формы объекта с помощью различных деталей конструктора Моделирование машины будущего по желанию детей, составление рассказа о своей модели. Коллективная работа.
- Растительный мир (8 ч.)
Теоретические сведения (1 ч.)Растения - завод по производству кислорода. Какие бывают растения. Что растет в наших садах и огородах. Что мы кушаем, а что кушать нельзя. Как не заблудится в лесу – простые правила.
Практическая работа (7 ч.) Подвижная игра «Что на дереве растет». Конструирование дерева по образцу. Какие бывают праздники, кому дарят цветы. Конструирование цветка по образцу, плоская модель. Игра «Витаминный мешочек». Конструирование яблока по схеме, плоская модель.
Игра «Фруктовый лабиринт».Игра «Положи правильно в корзину». Конструирование фруктов в объеме по схеме. Конструирование овощей по образцу. Игра запоминание «Запомни расположение».Дидактическая игра «Что лишнее». Конструирование по собственному представлению на тему Растим «LEGO-сад». Рассказ о модели конструирования.
- Игрушки любят дети (5ч.)
Теоретические сведения (1 ч.)Какие игрушки бывают. В какие игрушки любят играть девочки, а в какие мальчики. Твоя любимая игрушка – какая она. А бывают опасные игрушки.
Практическая работа (4 ч.)Игра «Покажи части тела». Конструируем куклу по образцу. Из каких частей состоит робот. Дидактическая игра «Собери картинку». Конструируем робота по собственному представлению. Что такое неопознанный летающий объект и как он выглядит. Конструируем космический корабль по собственному представлению. Игра на запоминание «Чего не стало?»
- Раз кирпичик, два кирпичик (4 ч.)
Теоретические сведения (1 ч.) Основные представления о архитектуре. Виды построек. Чем отличается многоэтажный дом от одноэтажного. Что такое городская и сельская постройка. Что должно быть в доме. Что нужно для постройки строения.
Практическая работа (3 ч.) Дидактическая игра «Собери картинку». Подвижная игра «Я в домике».Игра «Запомни и выложи ряд». Игра на внимание «Найди деталь такую же, как на карточке». Конструирование беседки по схеме. Конструирование многоэтажного дома. Рисование домика. Коллективная работа на тему «строим дом мечты»
- Подведение итогов (2 ч.)
Практическая работа (2 ч.)
Диагностика. Изготовление LEGO-моделей по собственному замыслу. Выставка и демонстрация моделейпроекта «Фантазируй LEGO-мир».
3. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. Средства индивидуальной диагностики
При работе по программе «Гармония» необходимо опираться на шесть типов определяемых уровней, которые могут отражать индивидуальные особенности обучающегося, а именно:
1. Уровень психофизического развития;
2. Уровень мотивированности;
3. Уровень интеллектуального развития;
4. Уровень информированности и эрудиции в отношениях общих знаний и содержания разрабатываемой программы в частности;
5. Уровень становления тех или иных компетенций (определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы);
6. Уровень сформированности той или иной грамотности (информационной, функциональной, языковой и т.д. определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы).
Тот или иной из представленных уровней может подвергаться диагностической оценке, которая осуществляется через следующие формы и
методы:
1. Конкурсный (соревновательный) рейтинг. Освещается в открытой форме; результаты оглашаются публично; свидетельствует о групповой динамике; возможен индивидуальный зачёт в рамках конкурсных процедур; предполагает победителей, проигравших, награды и поощрения.
2. Содержательный (знаниевый/компетентностный) индивидуальный рейтинг. Доступен только педагогическому коллективу и ребёнку, в отношении которого он формируется; результаты не придаются публичной огласке, а предоставляются лично каждому ребёнку; свидетельствует о продвижении каждого конкретного ребёнка в уровнях освоения программы;
предполагает оценку на основании тех заданий и испытаний, которые имеют непосредственное отношение к содержательно-тематическому направлению программы; может частично формироваться из результатов предыдущего типа рейтинга.
Диагностические методики, позволяющие определить уровень освоения программы и личностное развитие ребёнка, подбираются педагогом отдельно для каждой образовательной области.
В период прохождения программы педагог отслеживает результаты детей с помощью наблюдения, тестов, творческих заданий, открытых занятий, диагностики, анкетирования родителей.
В работе используются следующие тесты и методики: для исследования мышления, для исследования внимания, для исследования памяти, для исследования эмоционального состояния.
3.2.Этапы педагогического контроля
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы.
Для отслеживания результатов освоения программы используется система методов наблюдения, исследования и диагностики.
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом - психологом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Она включает в себя: интеллектуальное развитие,
личностное развитие, социальное развитие.
Диагностика проводится два раза в год (в начале и в конце учебного года).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
- Оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально – психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
3.3. Параметры оценки интегративных качеств ребёнка
№ | Параметры планируемых итоговых результатов освоения программы | Интегративные качества ребенка |
1. | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни |
2. | Любознательный, активный. | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений Обращаться за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
3. | Эмоционально отзывчивый. | Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы |
4. | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. | Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). |
5. | Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре, в детском саду и др.) |
6 | Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. | Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. |
7. | Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. |
8 | Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
9. | Овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности |
10. | Уровень сформированности мелкой моторики пальцев рук. | Методика «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной; «Дорожки» (по Л.А. Венгеру); графический диктант |
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
4.1. Методическое обеспечение программы:
Методическое обеспечение программы
- методические разработки по различным видам и способам художественного творчества;
- диагностические карты;
- библиотека по изобразительной деятельности, ритмике и сказкотерапии;
- видео-фонд объединения;
- фонотека для занятий.
Основные принципы включения материала в содержание программы
Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками.
Кроме того при определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- связи теории с практикой;
- систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- творческой самостоятельности ребёнка при партнерской роли педагога;
- наглядности.
Форма организации занятий групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.
4.1.1. Используемые педагогические технологии и методы при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса.
№ п/п | Современные образовательные технологии и методики использованные с детьми | Цель использования технологий, методик |
Игровые технологии | Это основная технология так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игра. | |
Технология разно уровневого обучения | Создается возможность каждому обучающемуся овладеть учебным материалом на разном уровне. Материал подается от простого к сложному, но он тематически связан между собой. Педагогом проводится, по необходимости, индивидуальная работа с обучающимся. На занятии поощряется помощь более опытных обучающихся менее опытным. | |
Технология коммуникативного обучения | Деятельность на занятии организуется индивидуально, в парах, в микрогруппах. Это помогает обучающимся сформировать навык индивидуального, группового, публичного общения. Поощряется активное участие в мероприятиях ЦРТДиЮ. | |
Здоровьесберегающие технологии | На занятиях проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз. Обучающимся постоянно напоминают правила техники безопасности при работе на занятии, ПДД и др. На переменах организуются коллективные игры. | |
ИКТ технология | Педагог использует на занятиях проектор для демонстрации материала, проведения физкультминуток и гимнастики для глаз. |
4.1.2. Методы обучения используемые при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса.
Методы обучения: информационно-рецептивные (обследование предметов, рассматривание картин и иллюстраций); методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности (наглядные: наблюдение, демонстрация, использование ТСО; словесные: объяснение, рассказ, чтение, беседа; практические: игровые, упражнения, опыты, моделирование);методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (создание ситуации интереса при изложении того или иного материала, познавательные игры, создание эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций успеха);методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (наблюдение, беседа, тестирование, выполнение творческого задания).
Характеристика деятельности по освоению предметного содержания образовательной программы.
Способ выполнения деятельности | Репродуктивный, продуктивный |
Метод исполнения деятельности | С подсказкой, по образцу, по опорной схеме, по аналогии. |
Основные предметные умения и компетенции обучающегося | Умение нарисовать и показать сочиненную сказку, аргументировать и оценивать поступки персонажей, их взаимоотношения. Умение произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц. Умение оценивать свое поведение и прогнозировать адекватную реакцию окружающих.Активно и эффективно общаться со сверстниками, родителями и педагогами. Легко адаптироваться в незнакомой среде Умение передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения; ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов. -использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. - лепить предметы разно формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы. - изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги. |
Деятельность учащегося | Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими. Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания). |
Деятельность педагога | Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением. |
4.2.Материально-техническое обеспечение
- Танцевальный (спортивный) зал
- Просторное, светлое помещения не менее, чем на 15посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно – техническими нормами, техники безопасности;
- оборудование: столы, стулья, шкафы для хранения материалов;
- мультимедийное оборудование;
- аудио- и видеоаппаратура;
- диски с классической, народной, современной музыкой
- спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, ленты и т.д.)
- раздаточные материалы.
УМК – учебно- методический комплекс дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Гармония». Программно-методический материал к общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Гармония» представлен в виде учебно-методического комплекса. Компоненты УМК разработаны с использованием современных методов и технических средств учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике и соответствуют современным научным представлениям в данном направлении
4.3 Информационное обеспечение:
1.http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок»).
2.http://bibliofond.ru (Электронная библиотека «Библиофонд»).
3.http://nsportal.ru (Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса).
4.http:// (Портал «Видеоуроки в сети Интернет»).
5.www.pedakademy.ru (Сайт «Педагогическая академия»).
6.http://www.методкабинет.рф (Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»).
7.http://www.pandia.ru (Портал «Энциклопедия знаний»).
8.http://www.drofa.ru (Сайт издательства «Дрофа»).
9.http://www.fipi.ru (Сайт Федерального института педагогических измерений).
10.www.supersimplelearning.com (Детские песенки, видео для детей).
11.www.razumeykin.ru (Сайт Разумейкин.Задания для детей 5-6 лет).
12.www.twirpx.com (Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет).
13.www.funny-kids (Детские задания по математике для детей 5-6 лет).
14.demosfen-plus.ucoz.ru (Речевые игры для детей 5-6 лет).
15.nsportal.ru (Социальная сеть работников образования. Картотека по развитию речи по теме: Игры по развитию речи для детей 5-6 лет).
4.4.Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
5. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5.1. Список литературы, используемой педагогом
1.Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987 Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник: Обучение дошкольников рисованию. – М.: Издательство «Ювента», 2002. – 200с.: ил.
2.Комарова Т.С. Детское худоля воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120с.: цв.вкл.
3.Лена Данилова, Наталья Михайлова Школа рисования. Уроки кисточки. Для детей 3-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2006. – 96с.
4.Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера,2001. – 112с.: цв.ил.
5.Маленькие чудеса: Очерки. - Л.: Детская литература,, 1981. - 207 с.,ил.
6.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе
7.Пономарева Е.В. Путь в страну знаний, улыбок, дружбы. //Дополнительное образование и воспитание №2, 2006
8.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.– 128с.
9.Семеняка С.И. Уроки добра
10.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчествадетей 5-7лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждениий, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования/ Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001. – 176 с.
11.Халезова Н. Б. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.с/Н.Б.Хлезова, Н.А.Курочкина,Г.В.Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. -144 ил
12.Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. -112 с., ил.
5.2.Рекомендуемая литература для родителей
1.Бачина, О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие. – АРКТИ, 2008.
2.Лыкова И. А. Лепись, рыбка. - Дмитров: издательский дом, «Карапуз»,2001.-18 с., ил.
3.С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем мышление» «РОСМЭН» 2006
4.Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги. – М.: РИПОЛ КЛАССИК; СПб.: Валери СПД, 2002. – 400с.: ил.
5.3.Интернет-источники
1.Сайт "Дошкольное образование" (программы, различные виды планирования, конспекты занятий)
2.http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preshool/
Социальная сеть работников образования
3.http://nsportal.ru/detskii-sad
4.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://festival.1september.ru/
5. Детские электронные пособия и клипы
http://www.viki.rdf.ru/
6.Мультфильмы, детские рисунки, развивающие и активные игры, тесты"Теремок" - сайт для детей http://www.teremoc.ru

