6 класс История

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

План урока 1.Начало рыцарских набегов. 2.Невская битва. 3.Ледовое побоище.

Слайд 3

Ход урока: 1. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. А. Есенин

Слайд 4

Задание на урок : Согласны ли вы с позицией английского историка Джона Фенела, считавшего, что победы русских над шведами на Неве в 1240 году и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242году – это «две относительно легкие победы»?

Слайд 5

1.Начало рыцарских набегов. Базой рыцарей стала основанная ими Рига. Для борьбы с опасностью ливы и эсты призвали на помощь новгородцев.В течение 40 лет со-вместными усилиями удалось приостановить нашествие.

Слайд 6

1164 год – шведы вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги. 1187 год- новгородская рать напала на город Швеции Сигтуну. 1227 год – шведы остановлены и отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.

Слайд 7

Крестовый поход против язычников 1200 год- отряд рыцарей- крестоносцев высадился в устье Западной Нивы. 1201 год - основана крепость Рига. 1202 год- образован орден меченосцев(Ливонский орден) На землях пруссов основали Тевтонский орден. 1219 год- датские рыцари построили крепость Ревель. 1234 год- победа Ярослава Всеволодовича над Ливонским орденом под Юрьевом. 1237 год- объединение Тевтонского и ливонского ордена.

Слайд 8

С какой же целью началось вторжение в Прибалтику? Земли Великого Новгорода , через который проходил торговый путь(шведские феодалы),земли на востоке (немецкие феодалы). Обращение в католическую веру.

Слайд 9

Воспользовавшись нашествием монголов в 1237 году немецкие и шведские рыцари обрушились на новгородские владения. Судьба Новгорода оказалась в руках 18-летнего князя Александра Ярославича. В 1240 г. у устья Невы появились ладьи шведов. 2.Невская битва. 2.Невская битва.

Слайд 10

Невская битва 15 июля 1240 года

Слайд 11

Одним из героев битвы стал Гавриил Олексич -предок А.С.Пушкина. В пылу сражения он на коне въехал на ладью, сокрушая врага и хотя шведы сбросили его в воду, герой остался жив. Князь Александр в ходе битвы ранил Биргера в лицо копьем. Шведы потерпели сокрушительное поражение. 2.Невская битва.

Слайд 12

Итоги и значение : Блестящая победа русского народа. Народ назвал Александра Невским. Успех русских на долгое время отбил у шведов желание овладеть устьем Невы, воевать с Русью.

Слайд 13

Рыцари особым образом строили свое войско- их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело вооруженные всадники, сзади -легкая конница и в центре -тяжеловооруженная пехота.Противника окружали, прорвав его строй . 3.Ледовое побоище 5 апреля 1242 года. «свинья»

Слайд 14

Решающая битва с Орденом состоялась 5 апреля 1242 года на Чудском озере .Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. 3.Ледовое побоище.

Слайд 15

3.Ледовое побоище. Крестоносцы не ожидавшие такого поворота событий дрогнули. Вскоре их отступление превратилось в паническое бегство. В доба-вок ко всему, лед не выдержал их тяжести и стал трескаться.

Слайд 16

Во время битвы погибло около 500 знатных рыцарей и несколько тысяч простых воинов.50 воевод попали в плен. Значение : Новгородская и Псковская земли сохранили независимость.

Слайд 17

По преданию князь произнес перед новгородцами речь, которую закончил словами: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!» За свои ратные подвиги Александр Невский удостоился высшей награды- он был канонизирован церковью и объявлен Святым.

Слайд 18

Задание на урок : Согласны ли вы с позицией английского историка Джона Фенела, считавшего, что победы русских над шведами на Неве в1240 году и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242году – это «две относительно легкие победы»?

Слайд 19

Для Руси это были не «легкие победы»,так как в результате их оказались неприступными для противников рубежи на северо - западе; потерпела неудачу попытка подчинить Русь папскому престолу; Победа ,когда города Руси подвергались нападению войск Батыя.

Слайд 20

Вывод: Вся деятельность Александра Невского способствовала отстаиванию национальных интересов Руси на севере-западе. Русские земли сохранили свою независимость

Слайд 21

Закрепление материала. 1. Работа с картой. Покажите направления походов крестоносцев; Покажите Невское сражение Покажите Ледовое побоище.

Слайд 22

Закрепление материала Задание 2 . Шведские феодалы и рыцари-крестоносцы вторглись в русские земли с целью (возможно несколько вариантов ответа): а) обратить русских в католическую веру; б) помочь населению избавиться от монголо-татарской зависимости; в) завоевать богатые земли Новгорода и Пскова; г) превратить русских людей в своих работников.

Слайд 23

Задание 3. Отметьте, в чем проявилось полководческое искусство Александра Ярославича в Невской битве 1. Заранее разведал расположение войск противника и его планы. 2. Использовал тактику засады. 3. Внезапно напал на лагерь противника. 4. Преградил противнику отход к кораблям. 5. Использовал прием обманного отступления. 6. Умело использовал особенности местности. 7. Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения. 8. Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения. 9. Хорошо изучил боевые приемы противника.

Слайд 24

Задание 4. В чем историческое значение борьбы русского народа с западными завоевателями? (выберите правильный ответ) 1.Была устранена угроза со стороны западных государств. 2. Русь приняла новую религию – католицизм. 3.Русь отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских феодалов и немецких рыцарей.

Слайд 25

Тест «Борьба Руси с западными завоевателями» Участники походов против Руси . ( выберите несколько правильных вариантов.) а) шведские феодалы б) племена ливов и эстов в) немецкие рыцари 2. Как называлась битва, произошедшая на Чудском озере? а) Новгородское сражение б) Ледовая баталия в) Ледовое побоище

Слайд 26

Тест «Борьба Руси с западными завоевателями» 3 . Какое из политических событий произошло позже остальных? а) Крещение Руси; б) Ледовое побоище; в) Невская битва; г) призвание варягов.

Слайд 27

Домашнее задание: Параграф 13,перессказ, отвечать на вопросы. Рабочая тетрадь , параграф 13. Контурная карта №4, задания 6-7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В рыцарском замке

Слайд 2

ПЛАН УРОКА Замок феодала Снаряжение рыцаря Развлечение рыцарей Кодекс чести рыцарей

Слайд 3

ЗАМОК – это жилище феодала, его крепость. В замке он укрывался от нападения врагов Сначала замки строили из дерева, а потом стали сооружать из камня. Обычно замок возводился на холме или высокой скале Замок окружали широким рвом с водой, чтобы неприятелю было труднее добраться до жителей замка .

Слайд 4

Через ров часто был перекинут подъемный мост. На ночь или при нападении врага его поднимали на цепях.

Слайд 5

Над всеми постройками замка возвышалась главная башня – донжон В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, даже если другие укрепления были захвачены.

Слайд 6

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ЗАМКА

Слайд 7

Рыцарь – конный воин. С семи лет мальчик покидал отцовский дом и начинал служить пажом при дворе знатного феодала. Он выполнял разные поручения сеньора и членов его семьи. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря, а также присматривал за лошадьми и собаками встречал гостей. В походах он вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие.

Слайд 8

Только после длительной службы отличившихся посвящали в рыцари. Во время большого праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча по спине – это был единственный удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него.

Слайд 9

СНАРЯЖЕНИЕ РЫЦАРЯ Оружие: Большой меч или длинное копье Боевой топор Палица – тяжелая дубина с утолщенным металлическим концом Щит Одежда: Кольчуга рубаха, сплетенная из железных колец Латы – доспехи из стальных пластин Шлем и забрало – металлическая пластинка с прорезями для глаз

Слайд 10

РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР Турнир – это военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Турниры устраивали короли и знатные феодалы. На них собиралось много зрителей.

Слайд 11

КОДЕКС ЧЕСТИ РЫЦАРЯ Верность в служении королю и сеньору Смелость, презрение к смерти Защита слабых и обиженных Совершение подвигов

Слайд 12

? ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ? Для чего феодалы строили укрепленные замки? Кого называли рыцарем? Почему воспитание рыцаря начиналось с семи лет? Для чего устраивались рыцарские турниры? Что такое рыцарская честь?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Великие географические открытия.

Слайд 2

Вопросы для обсуждения: 1. Почему географические открытия XV – XVI вв. назвали Великими? 2. Почему Великие географические открытия стали точкой отсчёта нового периода в истории человечества, который, мы называем Новое время?

Слайд 3

Компас Астролябия Навигационная карта Каравелла, Косой парус Изобретения, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания

Слайд 4

Великие мореплаватели – первооткрыватели

Слайд 5

В 1492 г. открыл Америку (Испания)

Слайд 6

Маршруты экспедиций Х. Колумба

Слайд 7

Америго Веспуччи 1507 г. - доказал, что Колумб открыл новую часть света - Америку. (Испания)

Слайд 8

Путь Америго Виспуччи

Слайд 9

Открыл морской путь в Индию вокруг Африки в 1497 - 1499 гг. Васко да Гама

Слайд 10

Открытие морского пути в Индию

Слайд 11

Фернан Магеллан 1519 - 1522 гг. совершает первое кругосветное плаванье

Слайд 12

Маршрут кругосветного путешествия Ф. Магеллана

Слайд 13

Термины Колония - Метрополия - Конкиста -

Слайд 14

Термины Колония – страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишённая самостоятельности. Метрополия – страна, владеющая колониями. Конкиста - период захвата и колонизации Америки (15 – 16 вв.).

Слайд 15

Значения Великих географических открытий - Изменились представления людей о мире; - способствовали развитию наук: география, история; - складывается единый мировой рынок; - появляются первые колонии; - развивается работорговля;

Слайд 16

Тема урока: Великие географические открытия. Вопросы для обсуждения: 1. Почему географические открытия XV – XVI вв. назвали Великими? 2. Почему Великие географические открытия стали точкой отсчёта нового периода в истории человечества, который, мы называем Новое время?

Слайд 17

«Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы. Европа пришла в движение». Гвардини


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства. Урок по истории России в 6 классе. МБОУ «Каштановская СОШ» Учитель: Родина Л. И.

Слайд 2

Работа с терминами. 1.Продолжите предложение: « Во главе Древнерусского государства стоял великий князь » 2.Как назывался объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани? (Полюдье). 3.Как называлось собрание жителей города и его окрестностей для решения важных вопросов? (Вече). 4.Дайте определение: а) урок – это размер дани. б) погост – это место сбора дани.

Слайд 3

Работа с хронологией. 1.Назовите дату объединения Новгорода и Киева: а) 850 г. б) 882 г. в) 912 г. 2.В каком году произошло восстание древлян, в результате которого был убит киевский князь? а) 945 г. б) 922 г. в) 957 г. 3.Соотнесите имена князей и годы их правления: 1) Князь Олег а) 945- 957 гг. 2) Князь Игорь б) 882 – 912 гг. 3) Княгиня Ольга в) 957 – 972 гг. 4) Князь Святослав г) 912 – 945 гг.

Слайд 4

Познавательная задача. Киевляне упрекали князя Святослава: « Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!» - Чем был вызван этот упрек? - Справедлив ли он?

Слайд 5

План урока: 1.Начало правления князя Владимира. 2.Причины принятия христианства на Руси. 3.Крещение Руси. 4.Русская православная церковь. 5.Значение принятия христианства. « Князь Владимир Киевский». Клыков В.

Слайд 6

После см. Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в этой борьбе одержал Владимир Святославич. Святослав Ярополк ( Киев) Олег (Древлянская земля) Владимир (Новгород)

Слайд 7

980-1015 гг. правление князя Владимира в Киеве Вместо далёких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью. Великий князь Владимир Святославич. Неизв. автор.

Слайд 8

Князь Владимир : -возвратил «под руку» Киева вятичей и радимичей; -покорил Полоцкое княжество на Западной Двине; -возглавил поход против Волжской Булгарии; -отвоевал у Польши города Червень и Перемышль. Задание: Отметьте на контурной карте направления походов князя Владимира.

Слайд 9

Организация обороны страны: 1.Создание мощной системы крепостей на южной границе. 2.Строительство сигнальных башен. 3.Создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей. Линии крепостей. Оборонительные укрепления.

Слайд 10

Ещё в 980 г. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов во главе с Перуном. (Хорс, Даждьбог, Стрибог,Семаргл, Макошь.) Все другие боги запрещались. Перун. Макошь.

Слайд 11

Задание : опираясь на текст учебника, сформулируйте причины принятия христианства. 1. Византийские христиане не посягали на восточнославянские земли. 2. Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. 3. Часть жителей Руси уже исповедовали христианство. 4. Христианство способно было сплотить племена и укрепить княжескую власть. 5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Слайд 12

В 988 г. в Херсонесе князь Владимир принял крещение. « Крещение Владимира». Васнецов В.М.

Слайд 13

Вернувшись домой в Киев, приказал опрокинуть языческих идолов. «Свержение идола Перуна». Макаров М.

Слайд 14

На следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке, где был совершен обряд крещения. «Крещение киевлян». Лебедев К.

Слайд 15

Новая религия стала распространяться по всей Руси. Но были случаи ожесточенных столкновений язычников с княжеской дружиной. « Христиане и язычники».Иванов С.

Слайд 16

Через некоторое время после принятия христианства, на Руси сложилась четкая церковная организация. Константинопольский Патриарх Митрополит Епископы Белое духовенство, служившее в городских и сельских церквях. Черное духовенство, жившее в монастырях.

Слайд 17

Задание : опираясь на текст учебника, определите значение принятия христианства и заполните таблицу. «Значение принятия христианства» Для экономического развития страны Для политического развития Для культурного развития Для международ-ного положения государства Установление прочных торговых связей с христианскими странами Основа для объединения древнерусского общества Смягчение нравов; развитие образования, архитектуры, иконописи. Расширение международных связей; повышение международного авторитета.

Слайд 18

КОНЕЦ.



Предварительный просмотр:

Владимир Святославич. Принятие христианства. 6-й класс

  1. Ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира.
  2. Дать представление о принятии христианства на Руси.
  3. Показать особенности по сравнению с язычеством.
  4. Объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства.

Оборудование: карта “Киевская Русь”.

Основные понятия и термины: христианство, религия, язычество, православие.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

1. Тестовые задания

  1. Какой князь был убит древлянами во время сбора дани в 945 году:

А) Аскольд; Б) Рюрик; В) Олег; Г) Игорь; Д) Кий.

  1. Какие занятия были у славян основными:

А) бортничество; Б) земледелие; В) торговля; Г) разведение скота.

  1. С именем какого князя связано образование государства Киевская Русь:

А) Игоря Б) Рюрика В) Святослава Г) Олега

  1. Кто осуществлял власть в Киевской Руси:

А) бояре; Б) князь; В) дружина.

  1. Кто из князей, собираясь в военный поход говорил: “иду на Вы”:

А) Игорь; Б) Олег; В) Святослав; Г) Рюрик.

  1. Соотнести имена первых русских князей с заключенными договорами с Византией;

1. Олег; А) договор 944 года;

2. Игорь; Б) договор 911 года.

  1. Кто стал править в Киеве после смерти Рюрика, объединив новгородские и киевские земли:

А) Олег; Б) Ольга; В) Игорь; Г) Святослав.

2. Определить историческую личность

В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посыла в иные земли со словами: “Хочу на вас идти”. ( Святослав)

Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов;

– этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии;

– соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощрено отомстил за гибель близкого человека;

– управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним.

(Ольга)

Этому князю летописец уделял много внимания на страницах “Повести временных лет”;

– от своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня;

– киевский престол он отвоевал у своего старшего брата, что считают первой княжеской усобицей на Руси;

– этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства, куда отправил служить воинов из северных земель;

3. Работа над ошибками

В 907 году князь Владимир Мономах пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско варягов, около 80 000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.

II. Изучение нового материала

План:

  1. Особенности внешней политики Владимира. Границы его государства. Владимир в народной памяти.
  2. Крещение Руси – важнейшее событие российской истории и культуры.
  3. Становление церковной системы.
  4. Итоги правления Владимира.

1. Беседа по вопросам:

– Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол?

– На какую силу опирались князья?

– В чем были сильные и слабые стороны наемного войска?

– Как Владимир решал вопрос о варягах-наемниках? Почему это было важным государственным делом?

Князь Владимир, после того как занял киевский престол, изгнал варягов-наемников и создал русскую княжескую дружину. Это позволило укрепить обороноспособность страны.

А) Работа с картой. Определяем систему мер, проведенных Владимиром для укрепления южных границ Руси. Учащиеся называют эти меры:

– создание мощной системы крепостей на южной границе;

– создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;

– строительство сигнальных башен.

2. Причины принятия христианства.

1. Работа с картой:

– Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.

(Хазарский каганат, Византия, Волжская булгария, Польша, племена балтов, финно-угров)

Учитель акцентирует внимание на вероисповедании соседей Руси:

– хазары – иудаизм,

– волжские булгары – ислам,

Византия – православие,

Польша – католичество.

Следовательно это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угров были язычниками.

2.Работа с текстом учебника. Учащиеся называют причины принятия христианства на Руси:

  1. Объединить и покорить восточнославянские племена, можно было только на основе общей религии.
  2. Необходимость усиления княжеской власти.
  3. Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.
  4. Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.
  5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Крещение Руси.

Рассказ учителя. Князь Владимир сыграл в судьбе русского народа особую роль – именно ему удалось обратить в христианство всех русичей и сделать православие государственной религией Древней Руси. Сам Владимир пришел к христианству не сразу. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником и многоженцем. Несмотря на то, что воспитывался православной княжной Ольгой, к христианскому учению и образу жизни не приобщился. Опираясь на варягов, он захватил государственную власть, убив своего брата Ярополка. Владимир имел 4 жен законных и, согласно летописи, много наложниц. У русичей-язычников многоженство не считалось беззаконием. Завоевав власть, Владимир усердно проявил себя в языческой вере.

Работа с историческим документом.

“И стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагий бог не хочет гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия.

(Перуну приносились и человеческие жертвы. Ими стали юный Иоанн и его отец Федор. После крещения они станут первыми святыми).

Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу”.

Рассказ учителя

Владимир стал все чаще задумываться о вере, проблеме выбора новой религии. Согласно летописи к Владимиру приходили разные проповедники, рассказывая о своей вере.

Первым прибыл посол от волжских булгар, принявших ислам. Но многие запреты ислама показались Владимиру отвратительными. Немецких католиков Владимир выслушал и сказал: “Идите обратно, отцы наши не приняли веры от Папы”. Иудеев Владимир спросил, где их отечество. Они ответили: “Наша родина – Иерусалим, но Бог рассеял иудеев по чужим землям”. “И вы наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества”, – сказал им Владимир. Греческий философ рассказал Владимиру все содержание “Священного писания и нарисовал картину “Страшного суда”.

Затем князь собрал бояр и старцев и сообщил о всех послах и их предложениях. Бояре и старцы предложили князю отправить 10 благородных мужей в разные страны. Послы, вернувшись, поведали, что скудны храмы, унылое моление и печальные лица мусульман произвели на них плохое впечатление. Обряды немецких католиков показались лишенными всякого величия и красоты. По поводу греческой веры сказали так: “Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”. Тем более княгиня Ольга тоже приняла христианство.

Владимир решил принять веру греческую – православную. Но обращаться к Византии в качестве просителя Владимир не хотел. В 987 году завоевав богатый греческий город Херсонес, князь Владимир объявил через послов византийским императорам Василию и Константину, что желает жениться на их сестре, юной принцессе Анне, а в случае отказа возьмет Константинополь.

Императорам пришлось согласиться, но христианка не могла стать женой язычника, даже если он князь большого и процветающего государства. Владимир должен был принять таинство крещения и отпустить всех своих жен. Владимир обещал это сделать. Царевну Анну отправили на корабле в Херсонес. В летописи говориться, что Владимир к этому времени потерял зрение. Царевна Анна убедила его в необходимости крещения. Как только он был крещен, – тут же прозрел. Бояре, видя это чудо, тоже крестились в церкви святого Василия.

Это событие произошло в 988 году. Владимир принял крещение и женился на царевне Анне. Город Херсонес был отдан им в качестве выкупа за невесту.

Работа с историческим документом.

“Повесть временных лет” о крещении Руси

Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:

“Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре”. На следующий же день вышел Владимир с попами царицынскими и Корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Рассказ учителя.

Распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводилось “огнем и мечом” (например в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.

По мере распространения христианства появляются и служители новой веры – это духовенство: священники, епископы. Архиепископ – старший епископ. Митрополит – одна из высших должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинен только патриарху из Константинополя.. В городах стали строиться церкви.

Значение принятия христианства.

– княжеская власть и власть феодалов укрепилась, что способствовало объединению Руси.

– византийская культура распространилась на Руси.

– международное положение Руси укрепилось, Русь входила в круг христианских государств.

III. Закрепление изученного материала.

– Почему князь Владимир изменился, став христианином?

– Почему была выбрана православная вера?

– В чем заключается значение принятия христианства?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: Подготовить сообщение по темам: “Братья Борис и Глеб”, “Ярослав Мудрый”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восточные славяне. .

Слайд 2

Занятия славян

Слайд 3

Пшеницу Рожь Ячмень Просо Гречиху Сельскохозяйственные культуры

Слайд 4

Орудия труда 1. Соха; 2. Цеп; 3. Рало; 4. Палка; 5. Серп; 6. Коса; 7. Борона.

Слайд 5

1 группа - «Внешний вид, черты характера наших предков» 2 группа -«Поселок древних славян» 3 группа - «Жилище восточных славян» 4 группа - «Одежда древних славян» ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 6

Поселок древних славян

Слайд 7

Жилище

Слайд 8

Одежда

Слайд 9

Используемые источники: http://prezentacii.com/istorii/423-vostochnye-slavyane-v-drevnosti.html http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Slavjane-vostochnye/Istorija-vostochnykh-slavjan.html http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Slavjane/Slavjane.html http://900igr.net/prezentatsii/istorija/ZHizn-slavjan/ZHizn-slavjan.html



Предварительный просмотр:

Тема: "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

Форма урока: комбинированный урок

Цель: формирование представления о создание нового централизованного государства – Московская Русь.

Задачи: образовательные: определить сущность понятия “единого централизованного государства”; способствовать формированию основной терминологии – самодержавный царь, центральные органы власти, судебник. Развивающие: формировать ключевые компетентности (предметные, информационные) - способность анализировать, делать выводы, сравнивать, выделять главное; способствовать познавательному интересу к изучению истории. Воспитательные: формировать адекватное восприятие исторической ситуации.

Оборудование: мультемидийное сопровождение, рабочие листы, исторический источник (выдержки из “Судебника” 1497 г.).

Ход урока

Орг. момент.

Проверка домашнего задания

Письменная работа по п 19-20.

Слайд 1 (см. презентацию)

Учитель: Сегодня на уроке мы вместе окунемся в историю, мысленно побываем в Московском государстве конца XV – начала XVI в. Но для этого нам надо вспомнить, что вы изучали на прошлом уроке.         Повторение пройденного материала.

Слайд 2 Найдите выход из лабиринта, соединив события в хронологическом порядке (по мере правильных ответов учащихся пути окрашиваются в синий цвет)

Вопрос: Вокруг какого города происходит объединение русского государства? (Москва)

Слайд 3 Учитель: Отправимся с вами в глубь веков, т.е. еще в более ранее время – IX-XII вв.                Вспомните, что представляла собой Русь в древности, а точнее:                                                                            - Кто был во главе государства? (князь);                                                                                                                  - Как называлось государство? (Киевская Русь).                                                                                              Вывод: Киевская Русь – это единое Русское государство, во главе с единым правителем – Великим князем.

Слайд 4 Учитель: Что же происходит с Русью в XIII – XIV вв. – изменилось ли государственное устройство? В чем особенность этого исторического периода?                                                                                                        Вывод: XIII – XIV вв. – это период политической раздробленности Руси, во главе каждого княжества самостоятельный правитель – князь.

Слайд 5 Учитель: Что изменилось в следующем историческом периоде истории Руси? (Единый правитель; освобождение от ига Золотой Орды)

Слайд 6 Что объединяет события на слайде 6 –

1237 г. – захват Рязани.; 1240 г. – захват Киева.;1380 г. – Куликовская битва.;1480 г. – стояние на реке Угре?  Какое значение для России имела событие – стояние на реке Угре?

Учитель: Какие признаки единого государства Вы заметили? (единый правитель, единая территория, одна столица и др.)

III. Изучение нового материала.

Слайд 7  Задание: Какие изменения произошли в государственном управлении при Иване III? - используя учебник, учащиеся заполняют схему на рабочем листе (Приложение 1)

Слайд 8 Проверка схемы.

Слайд 9, 10 Рассказ учителя о символах царской власти.

Слайд 11 Учитель: обратимся к историческому документу XV века - Судебнику. Внимательно просмотрите этот документ и ответьте на вопросы:                                                                                                                                              - Почему понадобился общий для всей России Судебник?

- О чем свидетельствует данный факт?

- Что такое Судебник? (учащиеся записывают определение Судебника)

Слайд 12 Учитель: Какие признаки единого централизованного государства вы можете назвать?

Что означает централизованное государство?

IV. Закрепление нового материала.

Слайд 13 Задание1. Выделите признаки централизованного государства:

Боярские усобицы.

Установление налоговой системы.

Создание мощного боеспособного войска для защиты территории.

Слабая власть правителя.

Слайд 14, 15 Задание 2. Проверь себя: верно - неверно.

Иван III принял титул царя Руси.

Боярская Дума – совещательный орган власти при царе

Признаком единого государства является раздробленность

При Иване II появились символы власти – скипетр и держава

Дворец взимал налоги

Судебник - общегосударственный орган власти

Московское княжество XV-XVI вв. стало централизованным государством.

7 правильных ответов - “5”

6-5 правильных ответов - “4”

4-3 правильных ответа - “3”

V. Д/з. прочитать §21. Варианты творческих заданий:- приготовить сообщение о государственных символах власти Ивана III.

Приложение 1

Рабочий лист по теме:

“Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV – начале XVI в.”

Схема 1. Органы управления Российского государства в XV – XVI вв.

Исторический документ – Судебник Ивана III.

Вопрос: Почему понадобился общий для всей России этот документ?

Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.

Судебника 1497 года с падением ордынского владычества, когда “с возвращением свободы и политической самобытности, отечество наше имело надобность в лучшем образовании внутреннего управления”.

Судебник 1497 года рассматривался как объединение местных законов в один общий.

СУДЕБНИК 1497 ГОДА

Выдержки из документа

ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ…

1. Судить судом бояром и околничим... А посулов (взяток) бояром, и околничим, и диаком от суда … не имати; також и всякому суду посула от суда не имати никому. А судом не мстить ...

8. А ТАТБЕ (воровстве). А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство (преднамеренное убийство), или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью...

30. УКАЗ О ЕЗДУ. А езду от Москвы до Коломны полтина, до Каширы полтина, до Хотуни десеть алтын, до Серпухова полтина, до Тарусы 20 алтын, до Алексина полтретьятцать алтын, до Колуги рубль, до Ерославца полтина, до Вереи полтина, до Боровска полтина, до Вышегорода полтина, до Кременска 20 алтын, до Можайска полтина, а до Медыни пол-30 алтын, до Вяэма пол-2 рубля, до Звенигорода 2 гривны, до ооротынска 40 алтын, до Одоева 40 алтын, до Козельска рубль с четвертию…

46. О ТОРГОВЦЕХ. А кто купит на торгу что новое, кроме лошади, а (товар будет не качественный) у кого купит, не зная его, а будет двум- трем добрым людям будет известно об этом и те люди добрые скажут по праву, что пред ними купил в торгу, то будет прав купивший новый товар.

57. О ХРИСТИАНСКОМ (крестьянском) ОТКАЗЕ. А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, в два года поживет, да и пойдет прочь, и он платит три четверти двора…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Нашествие с Востока » История России, 6 класс

Слайд 2

24.10.17 1. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. 2. Вторжение в Рязанскую землю. 3. Разгром Владимирского княжества. 4. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Восточную Русь и Центральную Европу.

Слайд 3

Создание державы Чингизхана В центре Азии с древнейших времён кочевали монгольские племена. В начале XIII века, пока русские князья вели междоусобные войны далеко на востоке, на просторах степей Центральной Азии и Южной Сибири, сгущались грозовые тучи.

Слайд 4

24.10.17 Энергичный и беспощадный властелин Темучин принял имя Чингисхана – Небесного хана сумел подчинить себе монгольские племена и соседние тюркские. В начале XIII века на съезде монгольской знати Темучин был провозглашён правителем Монгольского государства. Создание державы Чингизхана

Слайд 6

Создание державы Чингизхана Тумен (темник) Тысяча (тысячник) Сотня (сотник) Десяток (десятник)

Слайд 7

24.10.17 Антоненкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ 31 мая 1223 г. на берегу реки Калки , впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, началось кровопролитное сражение. Битва на реке Калке

Слайд 8

24.10.17 Антоненкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ Половецкие предводители бросились за помощью в Киев, уговаривая русских князей совместно выступить против непрошеных гостей. В Киеве рассудили, что лучше встретить пришельцев подальше от родной земли, и приняли предложение половцев Битва на реке Калке

Слайд 9

Первые стычки с врагом породили у русских впечатление о быстрой и легкой победе. Однако татары заманили русско-половецкие полки на неудобную местность у реки Калки и здесь преподали им предметный урок. Битва на реке Калке

Слайд 10

Осажденные в укрепленных лагерях князья в конце концов сдались при условии сохранения жизни. Но тут же рядовые воины были перебиты, а князья преданы мучительной казни. Связанных, их бросили наземь, сверху положили доски, на них уселись пировать татарские полководцы Битва на реке Калке

Слайд 11

24.10.17 Антоненкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ Вторжение в Рязанскую землю. В 1235 г. совет монгольских ханов решили начать поход на Запад . В 1236 г. Батый разорил Волжскую Булгарию В 1237 г. нанесён удар по Рязанскому княжеству

Слайд 12

24.10.17 Антоненкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ Подойдя к рязанской земле, Батый потребовал от князей 10-ю часть “от всего, что имеется в земле вашей”. Вторжение в Рязанскую землю. Рязанский князь с богатыми подарками отправил к Батыю своё посольство во главе с сыном Фёдором

Слайд 13

24.10.17 Антоненкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ Княжич ответил решительным отказом и вместе с послами был предан мучительной казни. А красавица княжна, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась вниз с высокой колокольни. Вторжение в Рязанскую землю.

Слайд 14

24.10.17 Антоненкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ Город был стёрт с лица земли. По преданию, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат. Вторжение в Рязанскую землю.

Слайд 15

24.10.17 Антоненкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ Расправившись с Рязанью, Батый отправил свои отряды на север, на Владимир. По пути была захвачена упорно сопротивляющаяся Коломна. Разгром Владимирского княжества Затем монголы подошли к Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой 5 дней мужественно сдерживали напор врага.

Слайд 16

24.10.17 Антоненкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ 7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. После опустошения Владимира воины Батыя захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на север, на реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича Разгром Владимирского княжества

Слайд 17

24.10.17 Антоненкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ Прочитаем об этом на стр. 100 – 103. Поход на Новгород осада Торжка

Слайд 18

24.10.17 Антионенкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ Подведение итога урока: Вопросы на стр. 104

Слайд 19

24.10.17 Антионенкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ Домашнее задание: § 12, вопросы, даты

Слайд 20

24.10.17 Антионенкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ http://pda.privet.ru/post/120951002 http://mger2020.ru/nextday/2012/05/31/34399 http://www.enoth.narod.ru/enc/1/8.files/image020.jpg http://images.rambler.ru/search?query=%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0+%D0%BD%D0%B0+%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B5+%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B5 http://l1574.ru/modules/smartsection/petrov/img/big/evpraksia1-big.jpg http://img11.nnm.ru/5/6/4/2/5/564259cbf6d1f8d9c58c205fce9ce678_full.jpg http://project68.narod.ru/Integ/2/681/3.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средневековая деревня и ее обитатели Д/З: § 11.

Слайд 2

«Нет земли без сеньора» - вся земля собственность феодалов.

Слайд 3

Словарь: Феодальная вотчина (поместье) – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Слайд 6

Словарь: Повинности – выполнение принудительных обязанностей.

Слайд 7

Закончите схему:

Слайд 8

Закончите схему:

Слайд 9

Словарь: Барщина – все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала.

Слайд 11

Словарь: Оброк – доля продуктов своего хозяйства.

Слайд 13

Повинности крестьян:

Слайд 14

Закончите схему:

Слайд 15

Закончите схему:

Слайд 16

Вопросы к фильму: Какими были жилища крестьян?

Слайд 17

Крестьянская община

Слайд 18

Общинники за работой

Слайд 19

Вопросы к видеосюжету: Что такое натуральное хозяйство?

Слайд 20

Словарь: Натуральное хозяйство – продукты изготавливались не на продажу, а для себя.

Слайд 23

Сделайте выводы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое история? История (от древнегреческого - расспрашивание, исследование) – гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Слайд 2

История – наука о прошлом. Ч то? Когда? Где? Действие Пространство Время Хронология Исторические события, факты, явления Территория Почему? К чему привело?

Слайд 3

Что собой представляют Средние века? 1. Средние века – это время тотального упадка культуры, знаний, образования. Это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслие в ходе крестовых походов, инквизиция, преследования еретиков.

Слайд 4

2. Средние века – это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. 3. Средние века – неразвившееся настоящее, эмбрионное состояние современности

Слайд 5

Тема. Живое Средневековье. План урока: Средневековье как часть всемирной истории. Основные этапы эпохи Средневековья. Исторические источники, их типы и виды.

Слайд 6

Хронологические рамки истории Средних веков История Средних веков вторая часть Всемирной истории. Временные границы Средневековья: с конца V века до конца XV - начала XVI века. 1. Как называется первая часть Всемирной истории, которую вы изучали в пятом классе? 2. Историю каких стран и народов вы изучали в курсе «История Древнего мира»?

Слайд 7

Место Средних веков в истории человечества Начало истории Средних веков связывают с датой гибели Западной Римской империи. 1. С какими событиями V века связано падение Западной Римской империи?

Слайд 8

Периодизация истории средних веков Характерные черты периода Временные рамки Период Новые преобразования в обществе, новые открытия, идеи, изобретения позволившие перейти к раннему Новому времни Начало XIV – рубеж XV-XVI веков 3 период – позднее Средневековье Сложились феодальные государства-монархии, устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте Начало XI – конец XIII веков 2 период – развитое Средневековье В ходе бурного перемешивания народов и обычаев складывались основные черты эпохи Конец V – конец X веков 1 период –раннее Средневековье

Слайд 9

Что изучает история Средних веков. Устанавливаем историческую связь между историей Древнего мира и Средневековья.

Слайд 10

По каким источникам ученые изучают историю Средних веков. Вспоминаем основные виды исторических источников и выясняем источники по истории Средневековья .

Слайд 11

Как вы понимаете значение выражения «источник по истории»? Исторический источник – это то благодаря чему мы узнаем о прошлом.

Слайд 12

Посуда Летописи Документы Виды исторических источников Исторические источники Письменные Вещественные Устные Хроники Книги Здания Оружие Орудия труда Мифы Былины Поговорки Пословицы

Слайд 13

Как работать с учебником. Знакомимся со структурой учебника «История Средних веков».

Слайд 14

Структура учебника по истории Средних веков. 1.Форзац: важнейшие события истории Средних веков. 2. Оглавление учебника: страницы 4-5. 3. Параграфы ( § ): текст, иллюстрации, вопросы для повторения, карты, схемы, отрывки исторических документов, новые понятия, вопросы для самопроверки. 4. Список дополнительной литературы.

Слайд 15

Вопросы и задания . Сколько глав включает в себя учебник по истории Средних веков? С какой страницы начинается V глава учебника? В какую главу учебника входит § 25? На какой странице он находится и как называется? Сколько пунктов содержится в § 3? Что кроме текста находится на страницах 178-179 учебника?

Слайд 16

4. Повторение – мать учения! Закрепляем то, о чем узнали на уроке

Слайд 17

Задания Задание1. Вставьте слова в предложениях вместо пропусков: «Эпоха средних веков начинается с конца ______ века и длится до конца _____ века»; «Второй период эпохи средневековья называется _______________ Средневековьем». Задание 2. Что из перечисленного не относится к письменным историческим источникам: летописи, хроники, документы, корона, книга.

Слайд 18

Задания Задание 3. Расшифруйте слово и объясните его значение. РСДЕЕНЕВОКЬВЕ. Задание 4. Под какими номерами иллюстрации, относящиеся к истории Средних веков и истории Древнего мира? 1 2 3 4

Слайд 19

Домашнее задание 1. Читать стр. 7 - 11. 2. Выучит хронологические рамки и периодизацию истории Средних веков.