Календарно-тематическое планирование


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs_7_klass.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                                                 «Средняя общеобразовательная школа №85

                                                  Имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева г. Тайшета»

Рассмотрено на заседании МО                                      Согласовано                                                    Утверждено

учителей естественнонаучного                                      Зам.директора по УВР                                   приказом директора

цикла МКОУ «СОШ№85»                                              МКОУ «СОШ№85»                                       МКОУ «СОШ№85»    

протокол №____от__________                                       ________________                                         №____от__________

________Феськова В.П.                                                  ________Алехина М.А.                                  ______Понкратьева Т.Б.

                                                                      Программа факультативного курса

                                                     « Азбука содержания животных» в 7-х классах

                                                                              МКОУ «СОШ№85»  

                                                                         на 2013-2014 учебный год

                                                            учитель: Куденко Светлана Анатольевна

                                                                                     Тайшет, 2013 г.              

           

Пояснительная записка.

Программа, по которой работает учитель

 Программа факультативного курса «АЗБУКА СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ» в 7 классах подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»,реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /(В.А. Горский, А.А. Тимофеев,  Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. – (стандарты второго поколения).

Учебники, по которым работают учащиеся.

Дополнительная литература

  1. Гуржий А.Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А.Н. Гуржий. – М., 1999.
  2. Дривйверова М.У. У нас в доме животные / Дривйверова М.У. – М., 1995
  3. Жердев Э.С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Жердев Э.С. – М., 1998
  4. Круковеров В. Все о собаках / Круковеров В. – М., 1999
  5. Мередит С. Хомячки /  Мередит С. – М., 1999
  6. Старк К. Кошки и котята. / Старк К. – М., 1999

Место предмета в учебном плане

Примерная программа, созданная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности.

Количество часов в неделю по учебному плану

2 часа

Общее количество часов в соответствии с программой

Общее количество часов в соответствии с программой 70 часов.

Цели и задачи курса

цели:

  • Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным
  • Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал.
  • Формирование устойчивого познавательного интереса.
  • Формирование  умения анализировать полученную информацию, применять на практике полученные сведения в процессе учения.
  • Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
  • Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
  • Развитие умения ухаживать за животными и правильно их содержать.
  • Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
  • Воспитание  ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно  относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
  • Воспитание любви к животным

задачи:

  •  Научить детей использовать имеющиеся знания о животных в повседневной жизни.
  •  Обучить умению работать индивидуально и в группе; вести дискуссию, отстаивать свою     точку зрения.
  •  Развивать природные задатки и способности детей.
  •  Воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
  • Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
  • Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению  окружающей среды.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
  • Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно - научного цикла.
  • Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Материально-техническое  обеспечение учебного процесса

  1. натуральные объекты.
  2. интерактивные пособия
  3. авторские презентации

Планируемые результаты:

Ученики научатся:

Соблюдать  правила содержания животных;

Называть принятые в обществе нормах отношений к природе и животным

Объяснять  научно обоснованных способов взаимодействия с животными.

Развивать ценностные отношения школьника к Малой Родине, природе, животным.

Вовлекать  родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.

Форма промежуточной и итоговой аттестации

- фронтальный опрос;

- практикум.

                                                                          Содержание курса

  1. Как животные оказались в нашем жилище?

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др.  Животные,  которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

        Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными

2 . Почему мы любим животных?

        Красота и привлекательность  животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные , с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми , отзывчивыми , мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас , поэтому мы понимаем и любим их.

Основы содержания черепах. Основные виды черепах. Корма. Условия содержания.

        Практическая работа: просмотр видеоматериалов, освоение приёмов ухода за черепахами.

3. Собаки – самые верные друзья человека.

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания . Выведение различных пород . Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак». Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения . Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

        Практическая работа: просмотр видеоматериалов. Посещение выставки собак.

        4. Кошки, которые не гуляют сами по себе

        Основы практической фелиологии – науки о кошках.. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах . Что нужно кошке для хорошего самочувствия . Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

        Практическая работа:  освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

5. Пернатая радуга в комнате

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай.  Корелла . Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия . Корма и правила кормления . Основные трудности  и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию  человеческой речи. Разведение птиц в неволе . Почему не стоит ловить птиц  в природе . Литература о птицах.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах , освоение приёмов чистки клетки.

6. Хомка и его ближайшие родственники

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки . Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные . Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов . Корма и правила кормления. Особенности содержания  и разведения в неволе. Литература о грызунах.

Практическая работа: оформление  места проживания хомячка.

7. Рыбы – самые тихие соседи

Основы аквариумистики . История аквариумистики: Китай – Европа – Россия . Типы аквариумов . Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума.. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые ( петушок, гурами ), карповые ( золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал ) , сомы (крапчатые сомики, акцистуры), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.

8. Школа для ваших любимцев

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах . Поощрение и наказание . Правила дрессировки собак , основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные - артисты. Методика дрессировки животных. Династий Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

9. Взрослые, которые всегда готовы помочь

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

10. Мы в ответе за тех, кого приручили

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными . что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными . Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи . Как правильно фотографировать домашних животных . Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев  животных. Сопереживание, сочувствие  и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения . Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.

Практическая работа: освоение приёмов фотографирования  птиц и животных.

11. Итоговое занятие. Конференция , выставка

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставка фотографий. Компьютерная презентация  результатов работы юных  любителей животных.

Практическая работа: проведение конференции, выставки и презентации.

Календарно-тематическое планирование.

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Как животные оказались в нашем жилище?

2

1

1

2

Почему мы любим животных?

4

1

3

3

Собаки – самые верные друзья  человека.

6

1

5

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

6

1

5

5

Пернатая радуга в комнате.

8

1

7

6

Хомка и его ближайшие родственники.

8

1

7

7

Рыбы – самые тихие соседи.

8

1

7

8

Школа для ваших любимцев.

9

1

8

9

Взрослые, которые всегда готовы помочь

9

1

8

10

Мы в ответе за тех, кого приручили. Проект

6

1

5

11

 Итоговое занятие. Конференция, выставка. Защита проекта

4

1

3

Итого

70

11

59

Календарно-тематическое планирование.

Кол-во часов по теме

Тема урока

Практические работы

Дата

По плану

факт

1

  2

Как животные оказались в нашем жилище?

Практическая работа №1 «составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными»

07.09.13

2

  4

Почему мы любим животных?

Практическая работа №2 «просмотр видеоматериалов, освоение приёмов ухода за черепахами»

14.09.13

21.09.13

3

  6

Собаки – самые верные друзья  человека.

Практическая работа №3        «просмотр видеоматериалов. Посещение выставки собак»

28.09.13

05.10.13

12.10.13

4

  6

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

Практическая работа №4  «освоение приёмов ухода за взрослой кошкой»

19.10.13

26.10.13

16.11.13

5

  8

Пернатая радуга в комнате.

Практическая работа №5 « просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки»

23.11.13

30.11.13

07.12.13

14.12.13

6

  8

Хомка и его ближайшие родственники.

Практическая работа №6 «оформление  места проживания хомячка»

21.12.13

28.12.13

18.01.14

25.01.14

7

  8

Рыбы – самые тихие соседи.

Практическая работа №7  «просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума»

01.02.14

08.02.14

15.02.14

22.02.14

8

  9

Школа для ваших любимцев.

Практическая работа №8 «отработка навыков дрессировки животных»

01.03.14

15.03.14

22.03.14

05.04.14

12.04.14

9

  9

Взрослые, которые всегда готовы помочь

Практическая работа №9 «освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным»

12.04.14

19.04.14

26.04.14

03.05.14

10

  6

Мы в ответе за тех, кого приручили. Проект

Практическая работа №10 «освоение приёмов фотографирования  птиц и животных»

10.05.14

17.05.14

24.05.14

11

  4

Итоговое занятие. Конференция, выставка. Защита проекта

Практическая работа №11 «проведение конференции, выставки и презентации»

24.05.14

31.05.14

График проведения контрольных, практических, лабораторных работ

Тема

Дата

Количественные показатели материально-технического обеспечения работ

1

Практическая работа №1 «составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными»

07.09.13

комплект для фронтальной работы

2

Практическая работа №2 «просмотр видеоматериалов, освоение приёмов ухода за черепахами»

14.09.13

демонстрационный  экземпляр

3

Практическая работа №3        «просмотр видеоматериалов. Посещение выставки собак»

05.10.13

демонстрационный  экземпляр

4

Практическая работа №4  «освоение приёмов ухода за взрослой кошкой»

26.10.13

демонстрационный  экземпляр

5

Практическая работа №5 « просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки»

30.11.13

демонстрационный  экземпляр

6

Практическая работа №6 «оформление  места проживания хомячка»

28.12.13

демонстрационный  экземпляр

7

Практическая работа №7  «просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума»

08.02.14

демонстрационный  экземпляр

8

Практическая работа №8 «отработка навыков дрессировки животных»

22.03.14

демонстрационный  экземпляр

9

Практическая работа №9 «освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным»

19.04.14

демонстрационный  экземпляр

10

Практическая работа №10 «освоение приёмов фотографирования  птиц и животных»

17.05.14

демонстрационный  экземпляр

11

Практическая работа №11 «проведение конференции, выставки и презентации»

24.05.14

комплект для фронтальной работы