Интерактивные методы в организации методической работы
Интерактивные методы
в организации методической работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.85 КБ | |
| 98.16 КБ | |
| 484.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные методы
в организации методической работы
Веденеева Е.И., старший воспитатель
1. Теоретические знания об интерактивных методах в организации методической работы (концептуальность (научная база)).
2. Актуальность использования интерактивных методов в организации методической работы.
3. Цель и задачи использования интерактивных методов в организации методической работы.
4. Описание порядка использования (применения) интерактивных методов в организации методической работы в практической профессиональной деятельности.
5. Результат использования интерактивных методов в организации методической работы, эффективность (положительная динамика результата).
6. Разработка учебно-методического материала.
7. Трансляция собственного опыта.
- Теоретические знания об интерактивных методах в организации методической работы (концептуальность
(научная база))
Качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом ДОУ, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике. Поэтому уровень методической работы, ее эффективность во многом определяет профессиональную готовность кадров к реализации образовательной программы ДОУ. Методическая работа является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Таким образом, она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому ее следует рассматривать как важный фактор управления образовательным процессом. Однако сегодня существует реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являются существенными проблемами сегодня. Вследствие этого многие руководители дошкольных образовательных учреждений находятся в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей. В настоящее время во многих образовательных учреждениях, наряду с традиционными формами методической работы, где отводится главное место докладам, используются интерактивные формы и методы работы с педагогическим коллективом. Они являются альтернативой для привычных, транслирующих и передающих форм и методов обучения. Интерактивный - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Само слово "интерактивность” пришло к нам из латинского языка от слова "interactio", что подразумевает "inter” - ’’взаимный, между” и "actio" - действие. Таким образом интерактивность - одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. Широкое определение понятию "интерактивное взаимодействие" дает педагогическая психология. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и
взаимодействий. Он считает, что ’’при интерактивном взаимодействии в процессе обучения педагог общается не напрямую с каждым учеником и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и/или средство обучения. В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста обучающихся, но и процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае можно говорить, что происходит не столько ’’обмен символами’’, сколько "обмен смыслами" между участниками интерактивного взаимодействия. Основываясь на данное общее представление взаимодействия, Д.А. Махотин утверждает, что интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, созданию условий для конкуренции (соперничества) и для кооперации их усилий; кроме этого, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая, высказанная партнером, мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному вопросу. Использование интерактивного обучения, считает он, должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, попрактиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы по аналогичным проблемам. Интерактивная деятельность, по мнению, Д.А. Махотина, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Автор выделяет следующие характерные черты интерактивного обучения: Во-первых - это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности. Во-вторых, это процесс общения
"на равных", где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Следует заметить, что именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий. В-третьих, это обучение "реальности", т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. В том случае, если это обучение не является таковым, то его нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.
На основании выделенных характеристик, Д. А. Махотин определяет интерактивное обучение как такой режим обучения, который предполагает постоянно действующие и меняющие направление коммуникативные связи между обучающимися и обучающей системой в процессе их продуктивного взаимодействия (обучения).
Под продуктивностью обучения понимается организация такого обучение, где главным ориентиром является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внешних (личностных) и внутренних (идея, эссе, проект, доклад) образовательных продуктов учебной деятельности.
В современной дидактике, как отмечает Д.А. Махотин, основными отличиями форм и методов интерактивного обучения от традиционных являются:
• принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;
• достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;
• самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;
• создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
• непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучаемой;
• изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта; субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.
В.В. Гузеев, следующим образом определяет подходы к интерактивному обучению: "Если информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся, мы имеем экстрактивный информационный режим обучения, при противоположном направлении потока интерактивный режим. Если информационный поток в течение сеанса связи меняет свое направление, то информационный режим является интерактивным". В своих выводах В.В. Гузеев, выделяет методы, с помощью которых создаются различные режимы обучения:
• экстрактивный - создается при использовании метода рассказа, лекции, диктанта;
• интроактивный (все информационные потоки замкнуты внутри обучаемых или направлены от них; здесь ученики выступают как субъекты учения; этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности);
• интерактивный - посредством организации беседы, консультации, опроса, семинара-практикума и др.
Интерактивное обучение, утверждает E.J1.Маркова, позволяет проявляться "творческому базису" личности, так как активизирует внутренние ее механизмы. Суть интерактивных методов обучения - в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие. Именно интерактивные методы обращаются за помощью к субъектному опыту обучающихся и помогают ему в процессе обучения освоить свои способы открытия социального опыта.
Куликова Л.Н. , характеризуя интерактивные методы обучения, отмечает, что сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимнонаправленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Особенности этого взаимодействия состоят в следующем: пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве; совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач. Научное сообщество отмечает личностносозидающую роль интерактивных методов обучения и считает их фактором личностного развития обучаемых, который активизируют мышление, стимулирует личностный рост эмоциональных состояний, момент интеракции активизирует самоанализ, рефлексию, мобилизует волю. К сожалению, из-за недостаточного понимания принципов интерактивного обучения, некоторые руководители довольствуются лишь его внешними проявлениями, такими как, раскованное общение, свободный обмен мнениями и т.д. Это искажает суть интерактивности, превращая ее в вариант ’’облегчённого” обучения: процесс даётся легко, а результаты на "выходе” часто оказываются неудовлетворительными. Тогда как подлинно интерактивные формы обучения позволяют одновременно решать и учебно-познавательные, и коммуникативно-развивающие, и социально-ориентационные задачи.
Таким образом, большинство ученых данный вид обучения характеризуют следующими чертами:
во-первых, это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно); во-вторых, это процесс общения "на равных”, где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
в-третьих, это обучение "реальности”, т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.
В настоящее время, интерактивных форм работы существует достаточно много, но наиболее распространенными являются:
• общая дискуссия;
• практикумы;
• различные формы взаимообучения и взаимоконтроля;
• лабораторно-исследовательские работы/защита проекта - данная
форма работы, при которой обучающийся проводит
самостоятельное исследование различных тем в течении длительного периода времени, в конце которого предоставляет и защищает свою работу;
• проблемно-поисковое обучение;
• дистанционное обучение;
презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера);
работа в малых группах и парах сменного (динамического)/постоянного (замкнутого) состава - форма диалогового взаимодействия
Интерактивные методы обучения, по своей сути, это методы, позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащихся в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.
К ним следует отнести:
• метод "Модерации", который позволяет "заставить” людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;
• метод "Кейсов" (Case study) - метод анализа ситуаций (метод, где учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики);
• презентация.
Обобщая материал, можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения:
• доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между учителем и обучающимися;
• демократический стиль;
• сотрудничество в процессе общения учителя и обучающихся, обучающихся между собой;
• опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации учебных взаимодействий и способствует формированию активно-познавательную позицию учащихся, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного образовательного процесса.
Интерактивное обучение в процессе методической работы в ДОУ и повышения педагогической компетентности воспитателей является достаточно эффективным, так как дает возможность совершенствования профессиональных знаний, мастерства педагога, оценивания и использования удачных технологий обучения и воспитания детей.
2. Актуальность использования интерактивных методов в организации методической работы
Повышение качества дошкольного образования, использование современных инновационных технологий, возможно только при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы в ДОУ, использования различных форм, активных методов обучения, направленных на формирование творческого мышления.
В современном дошкольном учреждении (в т.ч. и в нашем МДОУ) используются самые разнообразные формы и методы методической работы с кадрами: постоянно действующие семинары, советы педагогов, практикумы, открытые просмотры, смотры-конкурсы, методический совет, творческие группы и др.
3. Цель использования интерактивных методов в организации методической работы
Цель использования: интерактивные методы обучения призваны не только изменить организационную структуру методической работы, но и модернизировать содержание профессиональной деятельности педагогов
Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной
деятельности педагогов.
Известно, что при лекционной подаче материала усваивается 20-30 % информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50 %, при проговаривании - до 70 %, при личном участии в изучаемой деятельности - до 90%.
4. Описание порядка использования интерактивных методов в организации методической работы
в практической профессиональной деятельности
Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытое мероприятие, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
Классификация методов активного обучения: имитационные
• неигровые: анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции, тренинг.
• игровые: деловые игры, организационно - деятельностная игра, игровые ситуации, разыгрывание ролей, игра-проектирование
неимитационные
• мозговой штурм, дискуссия, методы проблемного обучения
АКТИВИЗИРУЮЩИЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ПЕДСОВЕТЫ
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПЕДСОВЕТОВ:
• педсовет - деловая игра
• ситуативный педсовет
• педсовет-дискуссия
• педсовет-диспут
• педсовет - защита инноваций
• педсовет - КВН
• педсовет - ярмарка педагогический идей
• педсовет - методический пробег
• педсовет - педагогическая копилка
• шоу-игра «Счастливый случай» и др.
• проблемная станция
• информационная станция
• дискуссионная станция
• контрольно-аналитическая станция
• творческая станция
• проектировочная станция Педсовет - КВН
• Разминка
• Домашнее задание «Презентация игр»
• Диспут «Хорошо - плохо»
• Конкурс
• Вступление жюри. Итоги КВН.
Педсовет - деловая игра
• Педагоги делятся на команды
• Обсуждение проблемы каждой командой
• Решение проблемы
• Игра-разминка на мобилизацию внимания
• Выступления команд
Педсовет - шоу-игра «Счастливый случай»
• 1 гейм - мозговая атака или «Дальше-дальше»
• 2 гейм - «Объяснялки»
• 3 гейм - «Темная лошадка»
• 4 гейм - «Счастливый случай»
• 5 гейм - «Сочинялки»
• 6 гейм - «Рассуждалки»
• Итог игры - вручение дипломов победителям
Педсовет - ярмарка педагогических идей и др.
Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. Содержание консультации зависит от годовых задач, интересов педагогов, указанных ими проблем в методическом паспорте, возможностей дошкольного учреждения, а также индивидуальных особенностей педагогов.
В нашем дошкольном учреждении проводятся консультации не только старшим воспитателем, но и воспитателями, специалистами. Выбор педагога для проведения консультации может производиться по двум вариантам:
наиболее опытный и компетентный в данном вопросе воспитатель; воспитатель, испытывающий трудности именно по данному вопросу.
Во втором варианте в процессе подготовки педагогом изучается подобранная старшим воспитателем литература, выясняются трудные вопросы темы. Педагог начинает апробировать рекомендации на практике, и, потом с уверенностью проводит
Задачи: определение образовательной политики ДОУ; объединение усилий педагогического коллектива в области повышения квалификации.
4. Методические дни
Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.
Задачи:
• ознакомление педагогического коллектива с технологией работы педагогов ДОУ;
• создание ’’копилки" методических находок.
5. Творческий отчёт методических объединений
Цель: систематизация процесса накопления и обобщения передового опыта внутри ДОУ.
В результате отчёта каждое методическое объединение представляет методические и дидактические материалы, разработанные педагогами, знакомит со своими достижениями.
6. Фестивали педагогических идей: калейдоскоп НОД
Цель: знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных педагогов.
Задачи:
. ознакомить широкий круг педагогов с интересными педагогическими находками;
• проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.
7. Дискуссия
Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
8. Методический ринг
Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.
9. Методические посиделки
Цель: формирование правильной точки зрения по определённой педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
10. Методический диалог
Цель: обсуждение определённой проблемы, выработка плана современных действий.
11. Деловая игра
Цель: отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.
12. Тренинг
Цель: отработка определённых профессиональных навыков и умений.
13. Педагогический КВН
Цель: активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков
14. Методический мост
Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.
15. Мозговой штурм
Цель: развитие практических навыков, творчества, выработка правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.
16. Наставничество
Непосредственное обучение молодого педагога наставником (опытным педагогом).
Цель: передача знаний, опыта, мастерства.
Задачи:
• обеспечение непрерывного процесса становления молодого педагога;
• обеспечение уровня работы молодого педагога;
. формирование мотиваций самосовершенствования у молодого педагога.
17. Школа молодого педагога
Цель: дать молодым педагогам практические методы работы с детьми, правила поведения, ведения документации, проведения прогулок, режимных моментов, практику проведения образовательных предложений.
18. Методическая декада
Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.
19. Интеллектуальный марафон
Цель: знакомство с педагогическим творчеством отдельных педагогов, совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.
20. Мастерская повышения квалификации
21. Индивидуальная работа над личной творческой темой (самообразование)
22. Экспериментальная работа
23. Издательская деятельность
24. Работа творческих групп
5. Результат использования интерактивных методов в организации методической работы, эффективность (положительная динамика результата)
Анализ эффективности методической работы в ДОУ
1. Схема анализа методической работы
Цель анализа: определить уровень продуктивности методической
работы в ДОУ и ее роль в процессе включения
педагогического коллектива в режим развития.
1. Оценка диагностического характера методической работы в ДОУ.
2. Эффективность и действенность работы педагогических объединений (творческих, рабочих, проблемных групп) по повышению профессионального (теоретического, методического, общекультурного) уровня педагогов.
3. Эффективность деятельности педагогических объединений (творческих, рабочих, проблемных групп) по организации и проведению открытых мероприятий, методических недель, научно-методических конференций, олимпиад, педагогических чтений...
4. Эффективность деятельности педагогических объединений (творческих, рабочих, проблемных групп) по обобщению и освоению передового педагогического опыта.
5. Состояние и действенность самообразовательной работы педагогов ДОУ.
6. Работа педагогических объединений (творческих, рабочих, проблемных групп) по совершенствованию НОД и повышению качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
7. Эффективность и действенность работы школ передового опыта, творческих групп, ШМП и др.
2. Памятка по организации контроля за состоянием
методической работы
Объекты контроля:
• планирование и содержание работы РМО;
• работа творческих групп (проблемных), Методического совета ДОУ;
• наставничество;
• аттестация;
• самообразование;
• учёба (курсовая подготовка);
. передовой педагогический опыт.
Программа наблюдения
• Отражение в планах РМО задач ДОУ. Выполнение и результативность планов.
. Содержание работы. Результативность работы.
• Выявление затруднений. Рост методического мастерства.
• Уровень педагогического мастерства.
• Знание и внедрение новой технологии на НОД.
. Посещение НОД. Результативность. Внедрение в практику новых идей.
• Краткая характеристика замысла НОД. Конспект НОД.
Где будет слушаться вопрос
• На совещании при заведующем ДОУ.
• На педагогическом совете.
• На заседании аттестационной комиссии и др.
Выводы
• возрос профессиональный уровень педагогов;
• основные направления контроля и тематики посещения НОД выбраны правильно, что улучшило качество воспитательно¬образовательной работы, структуру НОД и отбор необходимых форм и методов, применяемых на НОД для активизации деятельности воспитанников, повышение эффективности НОД;
• многие педагоги в ходе методических недель проявили хорошие организаторские способности;
. интересные разнообразные нетрадиционные формы проведения методических недель вызвали большой интерес воспитанников.
6. Разработка учебно методического материала
1. План Школы молодого педагога
2. Педсовет «Здоровьесберегающее пространство ДОУ как средство воспитания и развития ребенка дошкольника»»
3. Педсовет «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС»»
4. Педсовет «Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей»
5. Педсовет «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольника. Практика и перспективы»
7. Педсовет «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»
8. Педсовет «Ярмарка достижений»
9. Педсовет «Развитие познавательных интересов, интеллектуально - творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС ДО»
10. Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС»
12. Семинар «Повышение экологической компетенции педагогов»
13. Семинар «Правовое образование в ДОУ»
14. Проект «Современные формы работы с семьей»
Распространение педагогического опыта: проведение РМО старших воспитателей «Интерактивные методы обучения педагогов»
8. Используемая литература
1. К.Ю. Белая «Методическая работа в ДОУ» - анализ, планирование, формы и методы, Москва, изд-во Творческий центр «Сфера», 2007 г.
2. JI.H. Прохорова «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников», Москва, ООО «5 за знания», 2007 г.
3. Л.Н. Прохорова «Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ», Москва, ООО «5 за знания», 2007 г.
4. Под редакцией С. Максимовой «Детский сад от А до Я» - научно- методический журнал- № 33, 2008 г.
5. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец «Интерактивные методы в организации Педагогических советов в ДОУ», Санкт- Петербург, «Детство-пресс», 2010 г.
Предварительный просмотр:
Картотека
«Интерактивных форм и методов работы с педагогами ДОУ»
Подготовил:
Старший воспитатель
Веденеева Е.И.


















