Интерактивные методы в организации методической работы

Веденеева Елена Игоревна

 

Интерактивные методы

в организации методической работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные методы

в организации методической работы

Веденеева Е.И., старший воспитатель

1.        Теоретические знания об интерактивных методах в организации методической работы (концептуальность (научная база)).

2.        Актуальность использования интерактивных методов в организации методической работы.

3.        Цель и задачи использования интерактивных методов в организации методической работы.

4.        Описание порядка использования (применения) интерактивных методов в организации методической работы в практической профессиональной деятельности.

5.        Результат использования интерактивных методов в организации методической работы, эффективность (положительная динамика результата).

6.        Разработка учебно-методического материала.

7.        Трансляция собственного опыта.

  1. Теоретические знания об интерактивных методах в организации методической работы (концептуальность

(научная база))

Качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом ДОУ, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике. Поэтому уровень методической работы, ее эффективность во многом определяет профессиональную готовность кадров к реализации образовательной программы ДОУ. Методическая работа является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Таким образом, она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому ее следует рассматривать как важный фактор управления образовательным процессом. Однако сегодня существует реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являются существенными проблемами сегодня. Вследствие этого многие руководители дошкольных образовательных учреждений находятся в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей. В настоящее время во многих образовательных учреждениях, наряду с традиционными формами методической работы, где отводится главное место докладам, используются интерактивные формы и методы работы с педагогическим коллективом. Они являются альтернативой для привычных, транслирующих и передающих форм и методов обучения. Интерактивный - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Само слово "интерактивность” пришло к нам из латинского языка от слова "interactio", что подразумевает "inter” - ’’взаимный, между” и "actio" - действие. Таким образом интерактивность - одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. Широкое определение понятию "интерактивное взаимодействие" дает педагогическая психология. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и

взаимодействий. Он считает, что ’’при интерактивном взаимодействии в процессе обучения педагог общается не напрямую с каждым учеником и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и/или средство обучения. В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста обучающихся, но и процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае можно говорить, что происходит не столько ’’обмен символами’’, сколько "обмен смыслами" между участниками интерактивного взаимодействия. Основываясь на данное общее представление взаимодействия, Д.А. Махотин утверждает, что интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, созданию условий для конкуренции (соперничества) и для кооперации их усилий; кроме этого, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая, высказанная партнером, мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному вопросу. Использование интерактивного обучения, считает он, должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, попрактиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы по аналогичным проблемам. Интерактивная деятельность, по мнению, Д.А. Махотина, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Автор выделяет следующие характерные черты интерактивного обучения: Во-первых - это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности. Во-вторых, это процесс общения

"на равных", где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Следует заметить, что именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий. В-третьих, это обучение "реальности", т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. В том случае, если это обучение не является таковым, то его нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.

На основании выделенных характеристик, Д. А. Махотин определяет интерактивное обучение как такой режим обучения, который предполагает постоянно действующие и меняющие направление коммуникативные связи между обучающимися и обучающей системой в процессе их продуктивного взаимодействия (обучения).

Под продуктивностью обучения понимается организация такого обучение, где главным ориентиром является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внешних (личностных) и внутренних (идея, эссе, проект, доклад) образовательных продуктов учебной деятельности.

В современной дидактике, как отмечает Д.А. Махотин, основными отличиями форм и методов интерактивного обучения от традиционных являются:

•        принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

•        достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

•        самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

•        создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

•        непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучаемой;

•        изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта; субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

В.В. Гузеев, следующим образом определяет подходы к интерактивному обучению: "Если информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся, мы имеем экстрактивный информационный режим обучения, при противоположном направлении потока интерактивный режим. Если информационный поток в течение сеанса связи меняет свое направление, то информационный режим является интерактивным". В своих выводах В.В. Гузеев, выделяет методы, с помощью которых создаются различные режимы обучения:

•        экстрактивный - создается при использовании метода рассказа, лекции, диктанта;

•        интроактивный (все информационные потоки замкнуты внутри обучаемых или направлены от них; здесь ученики выступают как субъекты учения; этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности);

•        интерактивный - посредством организации беседы, консультации, опроса, семинара-практикума и др.

Интерактивное обучение, утверждает E.J1.Маркова, позволяет проявляться "творческому базису" личности, так как активизирует внутренние ее механизмы. Суть интерактивных методов обучения - в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие. Именно интерактивные методы обращаются за помощью к субъектному опыту обучающихся и помогают ему в процессе обучения освоить свои способы открытия социального опыта.

Куликова Л.Н. , характеризуя интерактивные методы обучения, отмечает, что сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимнонаправленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Особенности этого взаимодействия состоят в следующем: пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве; совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач. Научное сообщество отмечает личностносозидающую роль интерактивных методов обучения и считает их фактором личностного развития обучаемых, который активизируют мышление, стимулирует личностный рост эмоциональных состояний, момент интеракции активизирует самоанализ, рефлексию, мобилизует волю. К сожалению, из-за недостаточного понимания принципов интерактивного обучения, некоторые руководители довольствуются лишь его внешними проявлениями, такими как, раскованное общение, свободный обмен мнениями и т.д. Это искажает суть интерактивности, превращая ее в вариант ’’облегчённого” обучения: процесс даётся легко, а результаты на "выходе” часто оказываются неудовлетворительными. Тогда как подлинно интерактивные формы обучения позволяют одновременно решать и учебно-познавательные, и коммуникативно-развивающие, и социально-ориентационные задачи.

Таким образом, большинство ученых данный вид обучения характеризуют следующими чертами:

во-первых, это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно); во-вторых, это процесс общения "на равных”, где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;

в-третьих, это обучение "реальности”, т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

В настоящее время, интерактивных форм работы существует достаточно много, но наиболее распространенными являются:

•        общая дискуссия;

•        практикумы;

•        различные формы взаимообучения и взаимоконтроля;

•        лабораторно-исследовательские работы/защита проекта - данная

форма работы, при которой обучающийся проводит

самостоятельное исследование различных тем в течении длительного периода времени, в конце которого предоставляет и защищает свою работу;

•        проблемно-поисковое обучение;

•        дистанционное обучение;

презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера);

работа в малых группах и парах сменного (динамического)/постоянного (замкнутого) состава - форма диалогового взаимодействия

Интерактивные методы обучения, по своей сути, это методы, позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащихся в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

К ним следует отнести:

•        метод "Модерации", который позволяет "заставить” людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;

•        метод "Кейсов" (Case study) - метод анализа ситуаций (метод, где учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики);

•        презентация.

Обобщая материал, можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения:

•        доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между учителем и обучающимися;

•        демократический стиль;

•        сотрудничество в процессе общения учителя и обучающихся, обучающихся между собой;

•        опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

•        многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

•        включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации учебных взаимодействий и способствует формированию активно-познавательную позицию учащихся, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного образовательного процесса.

Интерактивное обучение в процессе методической работы в ДОУ и повышения педагогической компетентности воспитателей является достаточно эффективным, так как дает возможность совершенствования профессиональных знаний, мастерства педагога, оценивания и использования удачных технологий обучения и воспитания детей.

2.        Актуальность использования интерактивных методов в организации методической работы

Повышение качества дошкольного образования, использование современных инновационных технологий, возможно только при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы в ДОУ, использования различных форм, активных методов обучения, направленных на формирование творческого мышления.

В современном дошкольном учреждении (в т.ч. и в нашем МДОУ) используются самые разнообразные формы и методы методической работы с кадрами: постоянно действующие семинары, советы педагогов, практикумы, открытые просмотры, смотры-конкурсы, методический совет, творческие группы и др.

3.        Цель использования интерактивных методов в организации методической работы

Цель использования: интерактивные методы обучения призваны не только изменить организационную структуру методической работы, но и модернизировать содержание профессиональной деятельности педагогов

Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной,        коммуникативной,        профессиональной

деятельности педагогов.

Известно, что при лекционной подаче материала усваивается 20-30 % информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50 %, при проговаривании - до 70 %, при личном участии в изучаемой деятельности - до 90%.

4.        Описание порядка использования интерактивных методов в организации методической работы

в практической профессиональной деятельности

Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытое мероприятие, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Классификация методов активного обучения: имитационные

•        неигровые: анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции, тренинг.

•        игровые: деловые игры, организационно - деятельностная игра, игровые ситуации, разыгрывание ролей, игра-проектирование

неимитационные

•        мозговой штурм, дискуссия, методы проблемного обучения

АКТИВИЗИРУЮЩИЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ПЕДСОВЕТЫ

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПЕДСОВЕТОВ:

•        педсовет - деловая игра

•        ситуативный педсовет

•        педсовет-дискуссия

•        педсовет-диспут

•        педсовет - защита инноваций

•        педсовет - КВН

•        педсовет - ярмарка педагогический идей

•        педсовет - методический пробег

•        педсовет - педагогическая копилка

•        шоу-игра «Счастливый случай» и др.

•        проблемная станция

•        информационная станция

•        дискуссионная станция

•        контрольно-аналитическая станция

•        творческая станция

•        проектировочная станция Педсовет - КВН

•        Разминка

•        Домашнее задание «Презентация игр»

•        Диспут «Хорошо - плохо»

•        Конкурс

•        Вступление жюри. Итоги КВН.

Педсовет - деловая игра

•        Педагоги делятся на команды

•        Обсуждение проблемы каждой командой

•        Решение проблемы

•        Игра-разминка на мобилизацию внимания

•        Выступления команд

Педсовет - шоу-игра «Счастливый случай»

•        1 гейм - мозговая атака или «Дальше-дальше»

•        2 гейм - «Объяснялки»

•        3 гейм - «Темная лошадка»

•        4 гейм - «Счастливый случай»

•        5 гейм - «Сочинялки»

•        6 гейм - «Рассуждалки»

•        Итог игры - вручение дипломов победителям

Педсовет - ярмарка педагогических идей и др.

Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. Содержание консультации зависит от годовых задач, интересов педагогов, указанных ими проблем в методическом паспорте, возможностей дошкольного учреждения, а также индивидуальных особенностей педагогов.

В нашем дошкольном учреждении проводятся консультации не только старшим воспитателем, но и воспитателями, специалистами. Выбор педагога для проведения консультации может производиться по двум вариантам:

наиболее опытный и компетентный в данном вопросе воспитатель; воспитатель, испытывающий трудности именно по данному вопросу.

Во втором варианте в процессе подготовки педагогом изучается подобранная старшим воспитателем литература, выясняются трудные вопросы темы. Педагог начинает апробировать рекомендации на практике, и, потом с уверенностью проводит

Задачи: определение образовательной политики ДОУ; объединение усилий педагогического коллектива в области повышения квалификации.

4.        Методические дни

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

Задачи:

•        ознакомление педагогического коллектива с технологией работы педагогов ДОУ;

•        создание ’’копилки" методических находок.

5.        Творческий отчёт методических объединений

Цель: систематизация процесса накопления и обобщения передового опыта внутри ДОУ.

В результате отчёта каждое методическое объединение представляет методические и дидактические материалы, разработанные педагогами, знакомит со своими достижениями.

6.        Фестивали педагогических идей: калейдоскоп НОД

Цель: знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных педагогов.

Задачи:

. ознакомить широкий круг педагогов с интересными педагогическими находками;

•        проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

7.        Дискуссия

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

8.        Методический ринг

Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

9.        Методические посиделки

Цель: формирование правильной точки зрения по определённой педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

10.        Методический диалог

Цель: обсуждение определённой проблемы, выработка плана современных действий.

11.        Деловая игра

Цель: отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.

12.        Тренинг

Цель: отработка определённых профессиональных навыков и умений.

13.        Педагогический КВН

Цель: активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков

14.        Методический мост

Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

15.        Мозговой штурм

Цель: развитие практических навыков, творчества, выработка правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.

16.        Наставничество

Непосредственное обучение молодого педагога наставником (опытным педагогом).

Цель: передача знаний, опыта, мастерства.

Задачи:

•        обеспечение непрерывного процесса становления молодого педагога;

•        обеспечение уровня работы молодого педагога;

. формирование мотиваций самосовершенствования у молодого педагога.

17.        Школа молодого педагога

Цель: дать молодым педагогам практические методы работы с детьми, правила поведения, ведения документации, проведения прогулок, режимных моментов, практику проведения образовательных предложений.

18.        Методическая декада

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

19.        Интеллектуальный марафон

Цель: знакомство с педагогическим творчеством отдельных педагогов, совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

20.        Мастерская повышения квалификации

21.        Индивидуальная работа над личной творческой темой (самообразование)

22.        Экспериментальная работа

23.        Издательская деятельность

24. Работа творческих групп

5.        Результат использования интерактивных методов в организации методической работы, эффективность (положительная динамика результата)

Анализ эффективности методической работы в ДОУ

1. Схема анализа методической работы

Цель анализа: определить уровень продуктивности методической

работы в ДОУ и ее роль в процессе включения

педагогического коллектива в режим развития.

1.        Оценка диагностического характера методической работы в ДОУ.

2.        Эффективность и действенность работы педагогических объединений (творческих, рабочих, проблемных групп) по повышению        профессионального        (теоретического, методического, общекультурного) уровня педагогов.

3.        Эффективность деятельности педагогических объединений (творческих, рабочих, проблемных групп) по организации и проведению открытых мероприятий, методических недель, научно-методических конференций, олимпиад, педагогических чтений...

4.        Эффективность деятельности педагогических объединений (творческих, рабочих, проблемных групп) по обобщению и освоению передового педагогического опыта.

5.        Состояние и действенность самообразовательной работы педагогов ДОУ.

6.        Работа педагогических объединений (творческих, рабочих, проблемных групп) по совершенствованию НОД и повышению качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

7.        Эффективность и действенность работы школ передового опыта, творческих групп, ШМП и др.

2.        Памятка по организации контроля за состоянием

методической работы

Объекты контроля:

•        планирование и содержание работы РМО;

•        работа творческих групп (проблемных), Методического совета ДОУ;

•        наставничество;

•        аттестация;

•        самообразование;

•        учёба (курсовая подготовка);

. передовой педагогический опыт.

Программа наблюдения

•        Отражение        в        планах        РМО         задач ДОУ. Выполнение и результативность планов.

. Содержание работы. Результативность работы.

•        Выявление затруднений. Рост методического мастерства.

•        Уровень педагогического мастерства.

•        Знание и внедрение новой технологии на НОД.

. Посещение НОД. Результативность. Внедрение в практику новых идей.

•        Краткая характеристика замысла НОД. Конспект НОД.

Где будет слушаться вопрос

•        На совещании при заведующем ДОУ.

•        На педагогическом совете.

•        На заседании аттестационной комиссии и др.

Выводы

•        возрос профессиональный уровень педагогов;

•        основные направления контроля и тематики посещения НОД выбраны правильно, что улучшило качество воспитательно¬образовательной работы, структуру НОД и отбор необходимых форм и методов, применяемых на НОД для активизации деятельности воспитанников, повышение эффективности НОД;

•        многие педагоги в ходе методических недель проявили хорошие организаторские способности;

. интересные разнообразные нетрадиционные формы проведения методических недель вызвали большой интерес воспитанников.

6.        Разработка учебно методического материала

1.        План Школы молодого педагога

2.        Педсовет «Здоровьесберегающее пространство ДОУ как средство воспитания и развития ребенка дошкольника»»

3.        Педсовет «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС»»

4.        Педсовет «Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей»

5.        Педсовет «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольника. Практика и перспективы»

7.        Педсовет «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»

8.        Педсовет «Ярмарка достижений»

9.        Педсовет «Развитие познавательных интересов, интеллектуально - творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС ДО»

10.        Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС»

12.        Семинар «Повышение экологической компетенции педагогов»

13.        Семинар «Правовое образование в ДОУ»

14.        Проект «Современные формы работы с семьей»

Распространение педагогического опыта: проведение РМО старших воспитателей «Интерактивные методы обучения педагогов»

8.        Используемая литература

1.        К.Ю. Белая «Методическая работа в ДОУ» - анализ, планирование, формы и методы, Москва, изд-во Творческий центр «Сфера», 2007 г.

2.        JI.H. Прохорова «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников», Москва, ООО «5 за знания», 2007 г.

3.        Л.Н. Прохорова «Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ», Москва, ООО «5 за знания», 2007 г.

4.        Под редакцией С. Максимовой «Детский сад от А до Я» - научно- методический журнал- № 33, 2008 г.

5.        О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец «Интерактивные методы в организации Педагогических советов в ДОУ», Санкт- Петербург, «Детство-пресс», 2010 г.



Предварительный просмотр:

Картотека

«Интерактивных  форм и методов работы с педагогами ДОУ»

https://moi-universitet.ru/image/cache/catalog/Dop%20obrazovanie/picture/68-20-768x768.jpg

Подготовил:

Старший воспитатель

Веденеева Е.И.

№ п/п

Наименование

Стадия вызова

1

«Кластер»

Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

         В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

2

Метод

«Фруктовый сад»

Участникам предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают от сегодняшнего мероприятия в целом и чего опасаются, записав ответы и прикрепив их на определённую поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

3

Упражнение «Поздороваемся глазами»

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между коллегами.

Все встают в круг. «Давайте поздороваемся друг с другом. Будем  здороваться не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение».

4

Упражнение «Свеча»

Начать встречу мне поможет свеча. Свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплименты и пожелания.)

Стадия осмысления

5

Круглый стол

Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Виды круглых столов, наиболее часто используемые в практике работы:

- учебные круглые столы проводятся для изучения нового или воспроизведения забытого материала;

- проблемные – служат для презентации и обсуждения проблемных вопросов или ситуационных заданий;

- организуются для обсуждения новых публикаций по интересующей тематике, анализа литературы по определенной теме; дискуссии о применении теоретических знаний на практике;

- системные – это комплекс мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему.

Формы проведения круглого стола:

- коллективная беседа по проблемным вопросам обсуждаемой темы;

- регламентированная дискуссия или диспут – публичное обсуждение спорного вопроса, проводимое по итогам освоения темы, рассмотрения проблемы;

- учебная конференция предназначена для освоения легкого, но объемного материала (участники мероприятия выступают с заранее подготовленными мини-сообщениями по теме, остальные задают вопросы);

- учебные встречи со специалистами за круглым столом (участники заранее готовят по теме вопросы, которые смогут задать специалисту).

6

Метод SWOT – анализа

это метод анализа в виде процедур сбора

данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами учреждения, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.

SWOT - анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, так и как отдельный интерактивный метод. Как правило, используется для стратегического планирования.

Для проведения SWOT - анализа:

- Сначала необходимо выбрать вопрос для обсуждения, который заносится на

отдельный лист и развешивается на стене или доске.

- Затем педагогам предлагается самостоятельно определиться по рабочим группам для обсуждения той или иной проблемы, вытянув по очереди карточки разного цвета. Таким образом, коллектив будет разделен не по интересам, а по принципу случайной подборки.

- Каждая группа садится за отдельный стол и обсуждает проблему, используя

матрицу SWOT - анализа, распределяя по специальным категориям, какие у

неё можно выделить «сильные стороны», какие «слабые стороны», что можно рассматривать как «возможности», а что будет являться «угрозой и

препятствием» для осуществления намеченных целей.

- После обсуждения в малых рабочих группах их решение выносится на всеобщее обсуждение. После чего руководитель или творческая микрогруппа заполняет общую для всего коллектива матрицу SWOT -анализа, на её основе формируется решение.

Образец матрицы SWOT – анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы и препятствия

7

Метод «Кейсов»

Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно - образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.

При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся

на:

- ситуации – иллюстрации;

- ситуации – упражнения;

- ситуации – оценки;

- ситуации – проблемы.

Все перечисленные методы достаточно эффективны. После их применения выявляются позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции педагогов.

Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволяет создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов, познакомиться с предлагаемым опытом работы, развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом, повысить их педагогическую компетентность, активизировать деятельность педагогов на

педсоветах и семинарах, заинтересовать их в участии в профессиональных

конкурсах не только муниципального, но и регионального уровня.

Этапы организации работы по методу кейсов

На подготовительном этапе организатором занятия конкретизируются цели работы с педагогами; ведется подбор и разработка ситуаций, соответствующих цели; написание сценария мероприятия.

Ознакомительный этап – это презентация практической ситуации организатором, ее первоначальное обсуждение. Этот этап работы рекомендуется организовывать в малых группах.

Аналитический этап включает в себя следующие направления работы: выявление группой сути проблемы, ее конкретизация; поиск путей решения проблемы, необходимых источников информации; формулирование микрогруппами или отдельными участниками работы вариантов решения; анализ группой различных решений, выявление их сильных и слабых позиций.

Итоговый этап – выбор единого варианта решения, анализ хода и содержания проделанной работы, рефлексия.

Метод кейсов, или метод анализа практических ситуаций, признан одним из самых эффективных в мировой практике повышения квалификации специалистов. Основная задача работы в рамках данного метода – применение накопленных знаний в конкретных ситуациях, связанных с повседневной профессиональной деятельностью.

Предлагаемые к обсуждению ситуации могут являться реальными событиями или искусственно сконструированными описаниями, в основе которых должно лежать рассмотрение профессиональной деятельности, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия участников образовательного процесса.

При изучении конкретной ситуации, ее анализе участники работы должны "вжиться" в предлагаемые обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Каждому участнику предлагается обозначить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

При выборе или разработке практической ситуации важно учитывать ряд обязательных требований:

•        содержание ситуации должно отражать реальные события и факты; соответствовать рассматриваемой теме, профессиональным потребностям педагогов;

•        решение проблемы в предложенной ситуации должно быть по силам педагогам, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;

•        на начальных этапах педагогам должны быть предоставлены четкие инструкции по работе над проблемной ситуацией, идеи по решению данной проблемы.

8

Деловые игры.

Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс.

Моделирование конкретной ситуации –  (например, процесс обучения детей звукобуквенному анализу. Педагоги делятся на две группы: воспитатели первой группы объясняют   материал педагогам второй группы, которые выступают в роли детей. Организатор просит педагогов объяснить "детям", что такое звук. "Дети" должны вести себя в соответствии с ситуацией: если объяснение не точно – могут "не понимать", неправильно выполнять задание (в данном случае моделируется конкретная операция).

9

«Большой круг»

Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать,  когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

10

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием  педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

11

«Вечера вопросов и ответов»

«Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития  наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального  объединения.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот методпозволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.

При использовании этого метода каждый педагог может:

•        сосредоточиться на содержании;

•        действовать целенаправленно;

•        сохранить возможность для импровизации;

•        проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;

•        проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.

Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.

12

Мастер – класс

Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь  наилучших  результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города и области.

13

«Коучинг–сессия» или «коуч-сессия»

Это интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций,   а   только   отвечает   на   вопросы,   которые   ему   задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Коуч-сессия – это периодическая (обычно 1-2 раза в неделю, длится обычно от 30 до 90 мин) и особым образом структурированная беседа Коуча (старшего воспитателя, например) с Клиентом (воспитателем, педагогом), задача которой состоит в продвижении к поставленной цели Клиента (аттестация).

Основные характеристики коуч-сессии:

- периодичность (1-2 раза в неделю), продолжительность коуч-сессии в среднем от 30 до 90 минут, продолжительность самого коучинга в среднем от 2 месяцев до 1 года, бывает и дольше (в зависимости от целей и задач Клиента)
- самостоятельная работа Клиента между сессиями (домашнее задание)
- структурированность (есть определенный план беседы, контролируемый коучем, если Клиент отходит от темы, Коуч вернет беседу в нужное русло, ведь Вы встретились не для того, чтобы поговорить)
- после каждой коуч-сессии подводится итог, составляется план действий на период между этой сессий и следующей

Коуч не просто задаёт вопросы. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает клиенту найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать, а также помогает подойти к ранее изучаемой Клиентом проблемы с другой стороны. Искусство Коуча – это содействовать развитию творческого потенциала клиента.

Условно работу Коуча с Клиентом можно разделить на следующие этапы (например, перед прохождением Клиентом (воспитателем) аттестации:

Каждый Коуч работает по-своему, но обычно все эти этапы присутствуют на каждой коуч-сессии, ведь на каждую коуч-сессию Клиент приходит с какой-то задачей, которую необходимо решить для достижения главной цели, а значит есть сложившая ситуация, есть ресурсы и можно составить план, чтобы изменить к лучшему то, что есть.

14

Метод модерации

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, это способ проведения учебных занятий или профессиональных совещаний, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные

Модерация – это структурированный по определенным правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения

Модератор — организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов

Метод модерации при проведении деловых совещаний обеспечивает:

- нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения при обсуждении животрепещущих проблем;

- оперативность в выработке вариантов решений и достижения согласия относительно выбора оптимального из них;

- логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий;

- возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений.

Цель модерации – это достижение эффективного уровня деловой коммуникации при демократическом планировании и стимулировании активного участия сотрудников.

Методы модерации направлены на достижение конкретной цели и обеспечение комфортности в группе каждого слушателя

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения.

В ходе модерации групповой работы происходит совместное развитие и обучение и участников, и самого модератора

Модерация так же, как и другие виды сопровождения, имеет следующие характеристики:

сосредоточена на конкретной проблеме;

ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию;

исключает формальный контроль и оценку;

содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы;

создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности

Фазы модерации

фаза знакомства

вхождение или погружение в тему (сообщение целей)

выяснение ожиданий участников (планирование программы)

передача и анализ информации (инпут)

проработка содержания (групповая работа)

подведение итогов (рефлексия)

эмоциональная разрядка (разминки)

Знакомство. Вхождение

(цель - формирование, закрепление позиции, понимание своей роли субъекта деятельности).

На этапе знакомства происходит знакомство участников друг с другом; создается определенная психологическая атмосфера, доброжелательная комфортная обстановка.

Далее происходит приветствие и представление организаторов, знакомство участников, сообщение темы, цели, программы дня, режима работы.

Выяснение ожиданий участников

(цель - осознание собственных потребностей, целей и самоопределение на собственную деятельность в семинаре).

Данный этап обеспечивает каждому участнику возможность сформулировать свои потребности и ожидания, осознать их; учесть приоритеты и потребности всех обучающихся; обсудить всю программу работы на семинаре, представить ожидания участников; использовать материал для рефлексии

Метаплан

(цель – структурировать содержание с привлечением участников семинара).

Метод презентации материала с использованием цветных карточек, на которых пишутся ключевое слово(слова или фраза), затем во время общей презентации они располагаются по значимости задач, блоков-карточек становится меньше. Потом опять презентация и систематизация карточек по значимости, но теперь их нужно обобщить и записать название укрупненных тем, присвоение символов, рейтинг и обсуждение результатов.

В ходе семинара или курсов можно постоянно обращаться к метаплану.

Инпут

Теоретическое вливание  в тему занятий

Предполагает чередование мини- лекций по 20-25 минут

Групповая работа

(цель –проработка содержания занятия в практической деятельности)

В зависимости от темы и цели семинара может быть организована совместная деятельность участников (дискуссии, деловые игры, проектирование, индивидуальная работа и т.п.).

Рефлексия

(цель – оценка деятельности всех участников и организаторов этапа, упражнения, семинара, подведение итогов, что изменилось, перспективы).

Короткие разминки

(цель - поддержание заинтересованности, активности и положительного настроя обучающихся)

Процесс движения активизирует мыслительную деятельность, устанавливает между участниками взаимопонимание, формирует чувство команды)

Предпочтительные методы и формы образования взрослых

практическая работа;

формы для снятия психической нагрузки;

методы консультативно-индивидуальной работы;

групповые формы;

активные методы обучения;

проведение тренингов

При организации модерации необходимо обратить внимание на процессы, составляющие ядро метода и обеспечивающие его результативность: визуализацию, вербализацию, презентацию и обратную связь.

Под визуализацией понимается наглядное представление мнений и идей, высказанных в ходе работы, групповых решений, которые могут быть представлены словесно или в виде схем, образных рисунков. Визуализация способствует абстрагированию, выделению главного, а также структурированию и запоминанию целостного процесса дискуссии.

Вербализация, то есть словесное выражение коммуникаций, возникающих в ходе обсуждений, требует особого внимания в силу того, что общение в группах не всегда проходят упорядоченно, в режиме заинтересованного диалога.

Презентация — представление итоговых или промежуточных результатов работы в малых группах, является комбинацией вербальных и невербальных (мимика, жесты, позы и т. п.) средств общения, с обязательной визуализацией. Успешность презентации, а значит и принятие группой предложенных идей, во многом зависит от уровня развития презентационных навыков.

Трудно переоценить значение продуктивной обратной связи как в ходе обсуждений, так и при принятии окончательного решения. Обратная связь представляет собой обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками обсуждения, что позволяет добиться точного понимания сказанного, идентифицировать проблематику дискуссии, корректировать ход обсуждения и регулировать эмоциональный настрой группы.

Для обеспечения продуктивного протекания процессов вербализации, визуализации, презентации и обратной связи целесообразно предложить группе «правила игры». Хорошо, если сама группа дополнит эти правила своими собственными предложениями, в таком случае, группа более ответственно относится к их выполнению.

15

«Конверт дружеских вопросов»

Форма проведения: конверт дружеских вопросов – свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом равным количеству присутствующих) вопросов по определённой теме. Но формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: «Если Вы разозлились, то учитываете ли Вы в это время состояние того, на кого разозлились»?» и др. Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем, ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.

Видоизмененный вариант «Конверта дружеских вопросов» с успехом можно использовать во время чаепитий, «огоньков», посиделок и др. форм работы.

16

«Корзина грецких орехов»

«Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед любым родителем. Иногда он надеется на чью-либо помощь, часто уверен, что сам справится со своими проблемами. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения.

«Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит педагогов, с чем не могут пока справиться, - вопросы крепкие, как грецкий орех. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадаться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины. У каждой группы педагогов может быть своя «корзина грецких орехов» (для занятия можно использовать корзину, сделанную из папье-маше или сплетенную из ивовых прутьев).

17

Игровые приемы

Древо мудрости – педагогам предлагается записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации определенной темы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему игры).

18

Мини-сочинение

Вначале каждому педагогу   предлагается написать мини-сочинение Затем педагоги делятся на  группы, и дальнейшая работа происходит в группах. В группах составляется статья для какого-либо издания, рубрики.  По окончании работы представители от каждой группы зачитывают свои статьи. Делается вывод

19

Упражнение «Имена прилагательные»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника.

20

Упражнение

 «Я в лучах солнца»

Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и лучиками. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого лучика напишите что-то хорошее о себе.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучики. А если станет особенно плохо на душе, достаньте солнце, посмотрите на лучики, и вспомните, о чем думали, когда записывали что-то хорошее о себе.

21

Упражнение

 «Ладонь»

Инструкция. Обведите свою  ладонь. Напишите свои положительные качества. Затем по команде передаем листок соседу справа. Задача соседа написать несколько положительных качеств об этом человеке. Листки по команде передаются дальше, пока не вернутся к владельцу. Посмотрите на записи и почувствуйте свои ощущения.          

22

Макс -технология

1 – введение в изучаемую проблему (актуальность, сложность и значение решения)

2 – постановка задачи (определяется круг задач, границы анализа и поиски решений, устанавливается режим работы)

3 – групповая работа над ситуацией

4 – групповая микродискуссия (обсуждение точек зрения и решений, формирование единого подхода к проблемам, выбор лучшего решения в данной ситуации)

5 – итоговая беседа (подведение итогов с опорой на заранее разработанный «ключ» анализа ситуации – оптимальный вариант решения проблемы)

23

Педагогическая мастерская

Педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по её реализации.

24

Консультация - пародокс

Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. В начале консультации педагогам объясняют, что в изложении будет допущена определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.

25

Экспресс - опрос

Цель его проведения быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на педсовете или семинаре проблему, чтобы потом при проверке, уточнить наиболее сложные вопросы. Задания предлагаются письменно и устно.

26

Турнир - викторина

Проводится как сочетание вопросов и ответов в несколько туров. Вопросы для каждого тура подбираются в соответствии с небольшой тематикой исходя из основной темы.

Приёмы и методы рефлексии

27

Метод «Незаконченные предложения»

Педагогам предлагается закончить предложения

мне было легче всего…

я столкнулась с проблемой…

я научилась хорошо делать…

мне было трудно выполнить…

28

Упражнение

 «Плюс-минус-интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению педагога могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на мероприятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления.

29

«Рефлексивный ринг»

Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:

• эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;

• причины состояния;

• оценка прошедшего дела и т.д.

После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию. Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они

обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.

30

«Все у меня в руках!»

На доску прикрепляется плакат с изображением ладони. Большой палец –  «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы. Можно в ходе работы семинара предложить участникам отдельные ответы перенести на карточки, которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать ответы и представить их в виде резюме.

31

«Шести шляп»

 Эдвард де Боно

Белая шляпа –  беспристрастные факты, информация.

 Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты, цифры  без каких-либо эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпа-это  положительное, позитивное мышление.

Учащиеся данной группы  выделяют  только  позитивные стороны для  аргументирования.

Черная шляпа – минусы.

Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.

Красная шляпа - эмоции.

Надевая красную шляпу, учащиеся  группы называют эмоции, возникшие в связи с  исследуемым предметом, указывают,  с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.

Зеленая шляпа-это   творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале.

Надевая зелёную шляпу,  учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того, что можно усовершенствовать.

Синяя шляпа  связана с организацией и управлением. Это осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.

 Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели.

        Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.

Технология «Шесть шляп мышления»:

- позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся;

- дает возможность ученику  осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний: обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно;

- реализуется через работу учащихся в составе команд (групп);

- является мощным стимулом к познанию, т.к. деятельность носит  творческий характер.

32

«Корзина Рефлексии»

Перед нами  «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашей мастерской.

- Яблоки - символизируют работу нашей мастерской.  Насколько для Вас была полезна эта работа ? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите  яблоки в корзину,  можно озвучить написанное.

- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу

«Если у  Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»

33

«Синквейн»

Предлагается  сочинить стихотворную форму «Синквейн» по алгоритму:

1 строчка – 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое  отношение к теме;

5 строка- слово-резюме.

34

«Дерево успеха»

Предлагается выбрать яблоко:

Красное – мне все было интересно, я много узнал нового.

Желтое – я не весь материал усвоил. Остались вопросы.

Зеленое – мне было скучно, материал в практической деятельности не пригодится.

35

«Лесенка успеха»

36

«Конверты»

Перед педагогами 4 конверта им предлагается выбрать конверт, который соответствует их впечатлениям после проведенного мероприятия:

- Мне понравилось….

- Мне не понравилось….

- Я задумалась…..

- В следующий раз мне хотелось бы….

37

«Светофор»

Красный – мне нужна помощь. Я многое не понял

Желтый – мне многое было понятно.

Зелёный – я все понял! У меня все получилось!

38

«Радуга»

Красный цвет– теперь я многое могу…

Оранжевый цвет – я научилась…

Желтый цвет – было трудно…

Зелёный цвет – у меня получилось…

Голубой цвет – было интересно…

Синий цвет – меня удивило…

Фиолетовый цвет – сегодня я узнала…

39

«Гора успеха»


Предварительный просмотр: