Методические рекомендации и разработки. "Здоровьесберегающие технологии."

Строгалина Надежда Николаевна

Методические рекомендации и разработки. "Здоровьесберегающие технологии."

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

   Задания по математике  по теме ,,Здоровье”.

Все задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы обучающиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий обучающиеся узнают много новых фактов  о своем теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.

 

5класс.    Тема ,,Натуральные числа и действия над ними”.

1.  Скорость передачи сигналов по нервным путям 430  км/ч. Какой  длины был нервный проводящий путь, если  на прохождение сигнала потребовалось 2 с?                      

Ответ: почти 240 м.

2.  Через час после нанесения на поверхность кожи 30 миллионов болезнетворных бактерий их осталось только 700 тысяч, через 2 часа — всего лишь 7 тысяч. На  сколько  больше погибло бактерий в первый час, чем во второй?

Ответ: на 28 607 000 бактерий в первый час погибло больше, чем во второй.

3.  Средняя частота пульса у 10-летнего ребёнка во время бодрствования 85 ударов в минуту. Сколько приходится в день совершить толчков его сердцу, если разбудили его в 7 часов утра, а оторвали от телевизора и сунули под одеяло в 10 часов вечера?

Ответ: 76 500 ударов.

Чем тренированнее человек, тем меньше ударов делает  сердце, и тем меньше оно изнашивается, потому что в промежутках между сокращениями оно успевает отдыхать.

4.  Сердце качает кровь с такой силой, что каждой клетке крови нужна всего одна минута, чтобы пробежать свой путь по телу. Какое расстояние пробегает за сутки кровяная клетка, если рост ученика 5 класса составляет 145 см?

Ответ: 2 км. 88 м.

5.  За день сердце может перекачать 10 000 л крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить I бассейн длиной 20 м шириной 10 м и глубиной 2 м?

Ответ: 40 дней.

За день сердце может прокачать около 10 000 л, этим количеством можно заполнить автоцистерну.

6.  Из 27 учащихся 5 класса трое имели по 4 пломбы, семеро по 3 пломбы, пятеро по 2 и ещё двое по одной. Сколько всего пломб имели все ученики 5 класса вместе? Сколько учеников в классе регулярно проходили плановый осмотр у стоматолога без замечаний?

Ответ: 45 пломб; 10 человек.

7. Выполни вычисления по алгоритму, заданному блок  схемой. Расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь, где в теле человека кислород  переходит в кровь. Какие ещё органы дыхания ты знаешь?

а

0

1

2

3

4

5

6

7

X

Буквы

Л

Ь

В

О

А

Е

Л

Ы

Ответ: альвеолы

   Тема  ,, Умножение и деление натуральных чисел. Признаки делимости”.

1.   В 5 классе 34 человека. В среднем в год они пропускают по болезни по 12 дней каждый. После проведения оздоровительных закаливающих мероприятий ученики 5 класса проболели все вместе за учебный год 272 учебных дня. На сколько уроков больше в среднем посетил каждый ученик, если в день у них было по 5 уроков?

Ответ: на 20 уроков.

2.  У ученицы 5 класса Жени очень длинные кудрявые волосы. В среднем на 7 расчесываний  у Жени ломается одна расческа. Сколько денег тратит Женя на расчёски за месяц, если волосы она расчёсывает по три раза в день, а цена одной расчески 25 рублей? Сколько флаконов ополаскивателя  для волос по 42 рубля за флакон могла бы купить Женя на эти деньги?

Ответ: 13 расчесок; 7 флаконов.

 Длинные волосы надо начинать расчесывать с концов, использовать бальзам-ополаскиватель. Вредно туго заплетать волосы в косички, от этого они редеют.

3.  Каждый член семьи из 3 человек ежедневно принимает душ. За один раз каждый член семьи использует около 80 л воды. Сколько кубических метров воды расходует в год средняя семья только на вечерний душ?

Ответ: приблизительно 85 куб. м.

4.  Рекомендуется принимать ванну раз в неделю в течение 20 мин. Сколько часов непрерывного пользования ванной наберется за 10 лет?

Ответ: 7 суток 5 ч 20 мин.

 

Тема ,,Десятичные дроби”.

1.  Из 1,5 г зубной пасты, помещённой на зубную щётку маленького ребёнка, только 0,9 г идет на чистку. Остальное он съедает. Сколько зубной пасты попадет в желудок малыша за первые 6 лет жизни, если зубы ему начали чистить в возрасте одного года два раза в день?

Ответ: 2 кг 190 г.

2.  Зубную щётку надо менять один раз в 3,5 месяца, при условии, что зубы чистятся два раза в день. Сколько зубных щёток необходимо в год человеку, заботящемуся о своём здоровье?

Ответ: 3 штуки.

3.  Сколько денег потратит семья из трех человек в год на покупку зубных щёток, если зубная щетка каждому требуется раз в 3,2 месяца, а средняя цена зубной щетки — 14,7 рубля.

Ответ: 132 рубля 30 коп.

4.  В год каждому человеку требуется 4 зубные щетки и 6 тюбиков зубной пасты. Во сколько за год обойдется уход за своим здоровьем разумному человеку, если он покупает зубные щетки по 24,4 рубля и зубную пасту за 24,7 рубля?

Ответ: 245,8 рубля.

Ученые из университета Флориды (США) разрабатывают прививку от кариеса. Им уже удалось найти способ помешать бактериям, живущим у нас во рту, производить молочную кислоту. По словам ученых, очень скоро будет достаточно сделать годовалому малышу прививку, и на всю дальнейшую жизнь он будет защищен от кариеса. Клинические испытания на животных в течение нескольких лет уже дали блестящие результаты.

5. Ученик 5 класса Антон Казеинов обожает жевать сладкую жевательную резинку и делает это постоянно на протяжении всего дня, кроме того времени, когда он ест. За день он изжевывает 6 пачек " Хубба-Бубба" по 5,8 рубля каждая. Сколько лишних денег он тратит каждый день, если для правильного ухода за зубами ему стоило бы расходовать пачку жевательной резинки без сахара за три дня по цене 6,9 рубля за пачку?

Ответ: 32,5 рубля.

6.  После профилактической беседы со стоматологом 24 человека из учащихся 5 класса перестали покупать в ближайшем магазинчике сладкую жевательную резинку и жевательные конфеты и перешли на покупку жевательной резинки без сахара. Какой убыток в день понес магазинчик, если раньше каждый пятиклассник в среднем тратил 14,8 рубля на сладости, а теперь расходует только 9,6 рубля за три дня? Заинтересованы ли продавцы магазина в здоровых зубах покупателей?

Ответ: 278,4 рубля.

7.  Когда у ученицы 5 класса Жени на профилактическом осмотре обнаружили зуб, нуждающийся в лечении, она от страха плакала три дня. В первый день она плакала 3,6 ч, во второй 2,5 ч, в третий 1,25 ч. Ещё она поплакала перед кабинетом врача 0,3 ч. Через 0,1ч после начала приёма плач прекратился.  Сколько  времени страдали окружающие?

Ответ: 7,45 ч  (7 ч 27 мин)

  6класс .        Тема ,,Задачи с обыкновенными дробями”.

1.     Голова человека составляет     размера тела. Каков будет рост человека, если голова имеет длину 18 см?

Ответ: 144 см.

2.    Длина новорождённого составила 54 см. Какова длина его головы, если она составляет    длины его тела?

Ответ: 13,5 см

3.     У французской  актрисы  Полет, жившей  в начале XX века, обхват талии  составлял 33 см.  Обхват  талии  самого тяжеловесного из ныне живущих  американца Альберта Джексона составил 891% от обхвата талии актрисы. Какой длины рулетку придется использовать, чтобы наверняка найти объём его талии?

Ответ: объем талии — 294 см, длина рулетки — 3 м. В XVII—XIX веках было особенно модно пользоваться корсетами для придания стройности фигуре. Корсеты носили и мужчины и женщины, правда, мужчины — только в некоторых торжественных случаях. Талии удам были действительно очень тонкие, но вот только пройти хотя бы 100 м для них было проблемой. Корсет сдавливал грудь, не давал дышать и уродовал внутренние органы. Зато у Скарлетт О'Хара талия в 16 лет была 17 дюймов. Один дюйм — 2,54 см.

4.     Ученик 6 класса способен задержать дыхание на 45 с, что составляет    от способности тренированного ловца жемчуга. Сколько времени может продержаться под водой тренированный человек?

Ответ: 10 мин.

6.     Масса кожи без подкожной жировой клетчатки составляет приблизительно 4% от массы тела. Какова масса тела, если масса кожи 1,6 кг?

Ответ: 40 кг.

  Тема ,,Задачи на дроби и проценты”.

1.  Повышенную работоспособность человек испытывает два раза в день — с 9 до 13 ч дня и с19 до 21 ч вечера. Какую часть суток человек испытывает прилив сил? Выразите ответ дробью и в процентах.

Ответ:   часть; 25%.

2.  Учебный год состоит из 9 месяцев. Каникулы и праздники отнимают месяц. Полноценно ученик работает только вторник, среду и четверг. Выясните, сколько дней за учебный год ученик проработал полноценно. Какую часть эти дни составляют от всего учебного времени? Выразите ответ в процентах.

Ответ: 38%.

3.  Ученик 6 класса два раза в неделю в среднем ложится спать после 23 ч. Если считать годовое увеличение роста за 100%, вычислите, на сколько процентов уменьшится это увеличение из-за нарушения режима дня?

Ответ: на 28%.

4.  Из 30 человек, учащихся в 6 классе,   часть всего количества недосыпают регулярно 1 ч в день,  часть —2 часа в день. Какой недосып образуется у всего класса вместе только за один учебный день?

Ответ: 27 ч.

Продолжительность сна ученика 6 класса должна быть не меньше 9—10 ч. Школьники старших классов должны спать не меньше 8,5 часов.

5.  Приблизительно 0,2 всего времени ночного сна человек видит сны, остальные 6 ч спит без сновидений. Какова средняя продолжительность ночного сна?

Ответ: 8 ч.

6. Уровни шума, составляющие 1  от уровня шума громкого разговора, запрещены на производстве, как наносящие вред здоровью. А уровень шума громкого разговора составляет 2  от нормального уровня шума, не вредящего здоровью. Выясните, какой шум создают галдящие шестиклассники, и на сколько они тише шума заводских станков, если нормальный шум равен 30 дб.

Ответ: 65 дб, 90 дб.

 При работе в интенсивном шуме   у ребят снижается внимание, увеличивается количество ошибок и даже ухудшается зрение.

Звук в 110 дб сравним со звуком автомобильной сирены, вертолета. Такой шум чаще всего издают музыкальные усилители на дискотеках.

Сильный шум может даже убить, при шуме в 192 дб образуется волна сверхдавления, приводящая к летальному исходу.

11.   Японские врачи провели исследование и выяснили, что из каждых 45 студентов, имеющих расстройства слуха, 30 человек регулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процент потерявших слух активно стремился к этому.

Ответ: 66%.

7 класс.  Тема ,,Решение задач на составление уравнений”.

1.  Количество литров крови у ребёнка приблизительно   на 2 л меньше, чем у взрослого. Сколько крови у каждого, если вместе у них 8 л?

Ответ: 5 л и 3 л.

2.  За 70 лет жизни красный костный мозг человека в среднем производит 1650 кг лейкоцитов и эритроцитов. Сколько лейкоцитов производит красный костный мозг на протяжении всей жизни, если эритроцитов он производит на 350 кг меньше, чем лейкоцитов?

Ответ: 1000 кг.

3.  Средний человек проводит во сне у  своей жизни,

ещё 50 лет он бодрствует. Какова средняя  продолжительность жизни человека?

Ответ: 75 лет.

 Существует гипотеза, что человеку необходим сон, так — как в это время мозг переписывает знания из кратковременной памяти в долговременную. Во сне человек проводит приблизительно треть жизни, при этом в течение каждой ночи у человека фаза быстрого, парадоксального сна сменяется фазой медленного сна. Во время быстрого сна человек видит сны, продолжительность быстрого сна составляет 1/5 часть всего времени сна.

10. Средняя продолжительность ночного сна 8 ч. Из них сон без сновидений приблизительно в 5,4 раза дольше времени, когда человек видит сны. Сколько времени человек может видеть сны каждую ночь?

Ответ: 1,25 ч.

8 КЛАСС    Тема ,,Решение задач составлением квадратных уравнений”.

1.  Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека.

Ответ: 23 пары.

2.  Жена русского крестьянина Фёдора Васильева за свою жизнь родила 23 тройни и двойни. Сумма квадратов числа троен с суммой квадратов числа двоен, равна 305. Сколько двоен и сколько троен родилось в XVIII веке у русской крестьянки?

Ответ: 16 двоен, 7 троен.

Ещё у неё родились четыре четверни. Общее число родившихся детей 69, выживших 67.

3.  Одна из цифр двузначного числа на 2 больше другой. Сумма квадратов этого числа и числа, полученного от перестановки его цифр, равна 6212. Найдите меньшее число, и вы узнаете, какова длина бедренной кости взрослого человека.

Ответ: 46 см.

4.  Масса мозга среднего человека, выраженная в килограммах, записывается обыкновенной дробью, у которой числитель на 2 больше, чем знаменатель. Если числитель умножить на 2, а к знаменателю прибавить 3, то получится дробь  1.  Какова  масса мозга среднего человека?

Ответ: 1,4 кг.

5.  Найдите двузначное число, у которого цифра десятков на 5 меньше цифры его единиц, а произведение числа и суммы его цифр равно 1222. Определив это число, вы узнаете, какова максимальная документально подтвержденная длина ногтя.

Ответ: 94 см.

На ногтевых пластинах человека отражается состояние многих внутренних органов. Продольные коричневые полоски говорят о повышенном содержании железа в организме, а также о гормональных нарушениях. Синеватый и синевато-фиолетовый цвет ногтей сигнализирует о неполадках в работе сердца, сердечной недостаточности. При заболеваниях щитовидной железы ногти бывают белесыми. Если ногти желтеют, то это, вероятнее всего, грибковые заболевания или гепатит. Или же вы много курите и плохо моете руки. Белые точечки или полоски могут быть связанны с нарушениями в работе пищеварительной системы.

6.  Два насоса, мощность которых соответствует мощности человеческого сердца в состоянии сна и активного движения, работая одновременно, могут налить бассейн за 8 ч 20 мин. Один из них, работая отдельно, может наполнить этот бассейн на 40 ч быстрее, чем второй. За сколько часов может наполнить бассейн каждый насос, работая самостоятельно? Во сколько раз активнее работает человеческое сердце в момент активной деятельности по сравнению с работой во сне?

Ответ: 10 ч и 50 ч; в 5 раз.

7.  Цифра десятков двузначного числа на 3 больше числа его единиц. Произведение этого числа и следующего за ним натурального числа равно 650. Это число показывает, какой объём крови сердце может прокачивать за минуту в ходе тяжёлой работы.

Ответ: 25 л.

8.  Скорость передачи сигналов боли по нервам в 120 раз меньше скорости прохождения нервных импульсов. При умножении последующих за значениями этих скоростей натуральных чисел получается число 242. Какова скорость прохождения нервных импульсов в теле человека?

Ответ: 1м/с и 120 м/с.

  Тема ,, Квадратные и дробно-рациональные уравнения”

1. Решите задачу составлением квадратного уравнения. Даны пять последовательных натуральных чисел, таких, что сумма квадратов первых трех чисел равна сумме квадратов последних двух чисел. Найдите эти числа. Поставьте их в порядке возрастания, тогда меньшее из них будет временем наибольшей работоспособности, а большее из них — временем наибольшего утомления.

Ответ: 11, 12, 13, 14, 15.

2. Решите задачу составлением квадратного уравнения. Разложите число 216 на два множителя так, чтобы их сумма была равна 30. К большему корню прибавьте единицу, а из меньшего корня вычтите единицу, и вы узнаете часы, в которые работоспособность наивысшая.

Ответ: 11, 19.

Работоспособность человека во время бодрствования изменяется волнообразно. Поэтому у человека в день два пика наибольшей трудоспособности и один момент наибольшего утомления.

Работоспособность начинает снижаться в 13 ч и к 14 ч её уже невозможно компенсировать волевым усилием.

3. Решите задачу составлением квадратного уравнения. Произведение двух последовательных натуральных чисел больше их суммы на 505. Найдите эти числа и узнайте, в какое время в организме происходит выработка гормона роста.

Ответ: между 23 ч и 24 ч.

 9класс  Тема ,, Решение задач на составление систем уравнений второй степени”.

1. Разность между объёмом крови, прокачиваемой сердцем спортсмена и сердцем нетренированного человека — 18 л. А произведение этих объёмов равно 1008 л. Определите, каковы способности сердца тренированного спортсмена.

Ответ: 24 л/с.

2.  Масса скелета взрослого человека 9 кг. Произведение массы воды, входящей в состав скелета, на массу твёрдых веществ, составляющих кости, на 31 меньше, чем разность квадратов их масс. Сколько воды входит в скелет взрослого человека?

Ответ: 2 кг.

3.  Сумма квадратов цифр двузначного числа равна 25. Если к этому числу прибавить 9, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите это число, и вы узнаете, какую талию должна была иметь фрейлина Екатерины Медичи.

Ответ: 33 см.

4. Если задуманное двузначное число умножить на цифру его единиц, то получится 504, а если из задуманного числа вычесть двузначное число, записанное теми же числами, но в обратном порядке, то получится 45. Задуманное число — это среднее количество ударов пульса в минуту, найдите его.

Ответ: 72 удара.

Нормальный пульс человека — 60—80 ударов в минуту. Ритм современной музыки достигает 200-250 ударов в минуту. Жесткие ритмы стимулируют человека, вводят в состояние медитации, как шаманские бубны. Если слушать такую музыку по 10 часов в день, можно заработать язву желудка, расстройство психики и разбалансировку  организма.

5.  Сумма квадратов цифр задуманного числа равна 85. Если от этого числа отнять 63, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Решите эту задачу, и вам станет известно, какое максимальное время человек мог находиться в полной изоляции, т.е. без какой-либо стимуляции чувств – зрения, обоняния, осязания, слуха.

Ответ:92часа.

Литература:

  1. Журнал ,Классный руководитель”№6 2012г.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье".

Цель урока: привитие интереса учащихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье.

Задачи:

  • Образовательные: повторить решение текстовых задач на дроби, проценты, задач, решаемых с помощью уравнений.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
  • Воспитательные: воспитывать учащихся умение ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (задачи для классной работы и для дом работы )

Ход урока

I. Организационный момент.

Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владения математическими знаниями.

А сейчас особенно математика проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии, какую бы вы не выбрали для себя. Это математики учат вычислительные машины измерять размеры атома, проектировать дома, проводить медицинские обследования, сочинять стихи и музыку.

Причем здесь здоровье? – спросите вы. Притом, что сегодня мы проводим урок «Математика и здоровье, чтобы еще раз напомнить – необходимо ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.

Путь к математическим вершинам начинается со здоровья.

А заинтересовать вас вопросами здорового образа жизни мы постараемся посредством решения математических задач.

Умение решать задачи – это важная часть для того, чтобы успешно сдать ГИА и ЕГЭ.

II. Устный счет.

  1. Найти 2/3 от числа 36 .Повторить правило.
  2. Найти число, если 3/2 этого числа равны 48.
  3. Найти 44% от числа 200 двумя способами.

III. Решение задач.

Бойся вредных привычек.

1 ученик (Слайд 2), Человеческое тело можно сравнить с огромным зданием, состоящим из миллиардов «кирпичиков» - клеток. Клетки образуют ткани. Ткани объединяются в органы.

Слаженная работа всех органов – счастье для человека.

2 ученик Задача 1

Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? (на 15 лет)

75 – это5/4

Чтобы найти число по его дроби нужно разделить на числитель и умножить на знаменатель.

75:5*4=60

75-60=15

Ответ: на 15 лет

2 ученик Задача 2

В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? (210 000 )

42%=0,42

500000*0,42=210000

Учитель

Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни?

Мужчины чаще попадают в ситуации, связанные с риском для жизни, кроме того, имеют больше вредных привычек.

Математическая статистика.

75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми.

90% рака легких наблюдается у курильщиков,

до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет.

Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.

Советы психологов

Правильно питайся.

3 ученик Пища – топливо, без которого организм не может функционировать. Но питание должно быть рациональным, включать в себя все необходимые пищевые вещества.

4 ученик Напримердевятиклассник должен ежедневно получать около 2500кк. Если в организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира.

(Слайд 8)

3 ученик

«Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья»
Ибн Сина.

4 ученик

«Если хочешь продлить свою жизнь, укороти трапезы»
Бенджамин Франклин.

3 ученик

«Умеренность – союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите и двигаетесь – соблюдайте умеренность»
Абу-Ль-Фараджа.

4 ученик Дефицит какого-либо пищевого вещества в организме может привести к серьезным заболеваниям. Например, дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От наличия меди зависит прочность связок и сухожилий.

Решим задачу:

3 ученик Задача 3. 

Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.

1 число - х 0,7х

2 число –(х+5) 0,6(х+5)

0,6(х+5)- 0,7х=2,7

0,6х+3-0,7х=2,7

-0,1х=-0,3

Х=3

У=3+5=8

Ответ: 28 слов

Полноценный сон – важный источник ваших сил.

5 ученик Полноценный сон играет наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил. Если человек крепко и глубоко спит, то он может днем решать сложные задачи, напряженно работать, а если он не выспится он чувствует себя вялым , мозг плохо работает.

Задача 4

Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека?(75лет)

Пусть х-средняя продолжительность жизни.

Составим уравнение

1/3х+50=х

-2/3х =-50

Х=-50:(-2/3)

Х=75

Ответ:75 лет

Движение жизнь

6 ученик Отсутствие двигательной активности или ее ограничение отрицательно влияют на организм. Физиолог Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.

(Слайд 12)

7 ученик Движение делает людей счастливыми

Бесцельны долгий отдых и покой:
В излишествах нет пользы никакой,
Коль человек недвижим, вредный сок
Заполнит тело, и еда не впрок.
Ибн Сина

Физкультминутка: «Сова» 

6 и 7 ученик. Правая рука захватывает левую мышцу (между шеей и плечом). Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую мышцу.

Учитель:Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления.

Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особеннополезно после длительного письма, работы с компьютером.

Красота должна быть разумной

8 ученик.  В 17-19 веках было особенно модно пользоваться корсетами для придания стройности фигуре. Корсеты носили женщины, а иногда и мужчины. Талии у дам были действительно очень тонкими, но вот только пройти хотя бы 100 м для них было проблемой. Корсет сдавливал грудь, не давал дышать и уродовал внутренние органы.

Современная мода на брюки и юбки с заниженной талией, к счастью мода уходящая, может пагубно сказаться как на собственном здоровье каждого, так и на здоровье потомства, а значит и всей нашей нации.

Красота должна быть разумной.

Задача 5.

У французской актрисы Полет, жившей в начале 20 века, обхват талии составлял 33 см. Обхват талии самого тяжеловесного из ныне живущих американца Альберта Джексона составил 891% от обхвата талии актрисы. Какой длины рулетку придется использовать, чтобы наверняка найти объем его талии? (294 см, т.е. 3 м длина рулетки)

33*8,91=294,03см =3м

Память необходимо тренировать.

9 ученик Одна из основных функций человеческого мозга – обучение. Чтобы обучиться чему – нибудь, надо для начала запомнить какую – то информацию. Для успешного пользования своей памятью, необходимо информацию усвоить, сохранить и при необходимости воспроизвести.

10 ученик. Обычный человек может удержать в кратковременной памяти от 5 до 9 единиц запоминаемого материала, тренированный же до 20 единиц произвольно полученной информации. При этом способности произвольной памяти просто огромны.

9 ученик. 

В Японии происходят соревнования среди тех, кто смог выучить наибольшее количество знаков числа «пи». Житель Японии в 1987 году назвал по памяти 40 000 знаков числа «пи», на это у него ушло 17 ч 21 мин.

10 ученик Задача 6. (

Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного. 28слов

Пусть х слов запомнил тренированный человек, тогда 0,4х-запомнил обычный человек.

Х-0,4х=12

0,6х=12

Х=12:0,6

Х=20

20+8=28 ответ

Работать в шуме вредно.

11 ученик С помощью слуха мы взаимодействуем с окружающей средой. При работе в интенсивном шуме у людей снижается внимание, увеличивается количество ошибок и даже ухудшается зрение. Сильный шум может даже убить. Постоянно слушая музыку через наушники, человек постепенно глохнет и повышает уровень громкости незаметно сам для себя. Это очень вредно.

Задача 7

Японские врачи провели исследование и выяснили, что из каждых 45 студентов, имеющих расстройства слуха, 30 человек регулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процентов потерявших слух активно стремились к этому? 66,6%

30/45=2/3=0,66666*100=66,6%

IV. Итог урока.

Наши задачи закончились. Поднимите руку кто почерпнул сегодня что-то новое для себя.

12 ученик Чтобы жизнь была полной, насыщенной, интересной не лежи на диване и не просиживай у компьютера, телевизора. Есть много интересного вокруг нас. Найди увлечение по душе.

13 ученик

Мы знаем, время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

12 ученик. Мы за здоровый образ жизни, за то, чтобы свободное от учебы время было творчески заполнено.

13 ученик Чем богаче ваш внутренний мир и разносторонней занятия, тем наглядней для вас будет бессмысленность курения, пьянства и прочих вредных привычек и негативных факторов.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. Задачи на листочках.

(см. приложение)

Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче. Желаем радости открытий в необозримом море с именем «Математика»! Спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ТЕХНОЛОГИЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

На сегодняшний день актуальность проблемы сохранения здоровья детей неоспоримо превалирует в педагогических спорах и дискуссиях. Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса позволяет не только улучшить уровень здоровья ребенка, снизить  количество факторов, негативно влияющих на процесс формирования и развития школьника,  но и сделать сам процесс получения знаний более динамичным и красочным, что в значительной мере способствует оптимизации процесса познания.

Результаты исследований Института возрастной физиологии РАО отмечают наличие в образовательном процессе негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста и называют школьные факторы риска. Ниже они представлены по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • Стрессовая педагогическая тактика;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • Провалы в существующей системе физического воспитания;
  • Интенсификация учебного процесса;
  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к дисбалансу физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. [2]

Анализируя школьные факторы риска, мы приходим к выводу, что не только родители и психологическая служба школы могут способствовать улучшению уровня здоровья школьника, но и, несомненно, сам учитель, чья ежедневная практическая работа является причиной создания и решения большинства проблем здоровья учащихся, способен оптимизировать и наладить процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Возникновение здоровьесберегающих технологий на фоне современной интенсификации учебного процесса нельзя назвать случайным. Многовековые традиции педагогической философии всегда отдавали дань идее «не навреди», являющейся одним из ключевых аспектов системы образования.  На сегодняшний момент она реализуется на основе личностно-ориентированного подхода.

В современной педагогике существуем множество определений здоровьесберегающих технологий. Но в основе всех классификаций и определений лежат принципы здоровьесбережения, сформулированные профессором Н.К. Смирновым:

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. [2]

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

  • Снятие эмоционального напряжения
  • Создание благоприятного психологического климата на уроке
  • Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
  • Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
  • Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания, технологию раскрепощённого развития детей
  • Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
  • Технология психологического сопровождения учебной группы [2]

 В представленной выше классификации психолого-педагогических технологий здоровьесбережения, на мой взгляд, особое место занимает технология снятия эмоционального напряжения. В педагогической литературе есть множество приемов, позволяющих учителю создавать эмоционально благоприятную и психологически комфортную атмосферу на уроках. Учитывая психолого-возрастные особенности учащихся, учитель может широко использовать игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, позволяющих снять эмоциональное напряжение. Не следует забывать, что период врабатывания (традиционно длящийся от 3 до 7 минут) можно сократить, используя метод усиления мотивации посредством игры. Игра поможет сконцентрировать внимание детей, затем переключить учащихся непосредственно на процесс работы.

Введение нетрадиционно оформленных заданий, проектных уроков, уроков экскурсий, использование интерактивных обучающих программ, и активное привлечение ИКТ вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Не стоит пренебрежительно относиться к малым формам аутогенной тренировки, физкультминуткам на уроке. Нельзя не учитывать, что процесс обучения снижает двигательную активность детей, требующуюся для нормального роста и развития, на 50%. Независимо от возраста школьников, утомление снижает общий эмоциональный фон и тонус центральной нервной системы, что способствует накоплению стрессогенов и ведёт к общей эмоциональной дезорганизации.

 Минуты разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Помимо динамического воздействия на мышцы организма важно и воздействие на общее эмоциональное состояние, подпитка положительными эмоциями. [5]

Наряду с традиционными видами физкультминутки, я использую приемы минутной релаксации (последовательное расслабление мышц лица и тела) и успокаивающего дыхания (глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задерживается дыхание, после чего выполняется выдох через нос как можно медленнее).

Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом стратегия построения урока, тщательно подобранные приемы и формы работы не только позволят решить образовательные задачи, но и помогут ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств. С самого раннего детства мы должны научить ребенка беречь и укреплять свое здоровье, гармонично существовать в социуме и сохранять личностную, физическую и духовную гармонию. Использование здоровьесберегающих технологий позволит педагогам успешно продвигаться по пути реализации поставленных задач.

Список использованных источников и литературы:

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

2. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

3. http://www.shkolnymir.info/ Соколова О.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии

4. http://www.uchportal.ru/ «Шутки-минутки» Использование на уроках экспресс-приёмов по снятию психо-эмоциональной нагрузки

5. http://iemcko.narod.ru/index.html/  Иванова Е.М.  Психогимнастика



Предварительный просмотр:

Математика против курения.

Математика, 6 класс.

Тема: «Прямая и обратная пропорциональность»

Тип урока: урок решения задач.

Цели:

Образовательная

- Отработка практических умений и навыков при решении задач и уравнений с помощью пропорции.

Воспитательная

- Привитие потребности в здоровом образе жизни.

- Воспитание негативного отношения к табакокурению.

- Через сатиру и юмор показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм.

- Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни.

- На конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина.

Развивающая

- Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

- Способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.

Оборудование: доска, мел, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате Microsoft PowerPoint).

Формы работы: беседа – диалог, беседа – размышление, ситуативный практикум.

Основные компоненты урока:

Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.

Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного
класса и т.п.

Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Ход урока.

Слайд 1.

Математика против курения.

Учитель. Переубедить курильщика бросить эту вредную привычку бывает очень сложно. Мы сегодня собрались здесь, чтобы попытаться это сделать. Сегодня мне не хочется читать вам нотации о вреде курения, а просто давайте поразмыслим с вами над некоторыми фактами с точки зрения математики.

Почему я поднимаю перед вами сегодня проблему курения, да потому, что она существует и в нашей школе. Вообще, в развитых странах мира, за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел.

Слайд 2.

Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.

                                                                                                             Л.Н. Толстой.

Слайд 3.

Математическая статистика.

В мире проживает более 1,1 млрд. курильщиков.

В России каждые 9 секунд умирает человек из-за болезней, вызванных курением.

30% среди 12-и летних подростков начали курить.

80% курильщиков начали курить в школе.

Задание 1. 0,3 кг яблок стоят 16,5 руб. Сколько яблок можно купить на 60,5 руб.

Задание 2. Найдите неизвестный элемент пропорции 72 : 2,4 = х : 0,3.

Слайд 4.

Задание 3. 5 коров съедают сено за 3,5 часа. Сколько минут потребуется 35 коровам, чтобы съесть столько же сена.

Задание 4. Каков процент всхожести семян, если из 200 горошин взошло 160.

Слайд 5.

Назовите дату Всемирного дня без табачного дыма.

а) 22 декабря;

б) 31 мая;

в) 30 сентября.

Слайд 6.

Узнав результаты научных исследований, люди ужаснулись!

Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 лет; если выкуренных сигарет от 20 до 39 – на 6,2 года. 

Слайд 7.

В дыме сигарет содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие.

Математическая статистика.

Решив задание, узнайте, сколько никотина, аммиака, угарного газа и синильной кислоты содержится в дыме одной сигареты:

1. 2 каменщика кладут стену за 15 дней. За сколько дней построят стену 5 каменщиков.

2. Найдите неизвестный элемент пропорции y : 6 = 0,8 : 3.

Слайд 8.

3. Со 125 гусей получают 5 кг пуха. Сколько пуха можно получить с 625 гусей.

4. Найдите неизвестный элемент пропорции          0,05 : х = 75 : 45.

Слайд 9.

В дыме одной сигареты содержится: - никотин – 6 мг; - аммиак – 1,6 мг; - угарный газ – 25 мг; - синильная кислота – 0,03 мг. Кроме этого, еще и формальдегид, различные смолы, деготь, метанол и радиоактивные элементы: полоний, свинец, висмут.

Слайд 10.

Отравляющие вещества, которые попадают в организм человека вместе с табачным дымом: кадмий, цианид водорода, аммиак, ртуть, ацетон, окись углерода.

Комментарии к ответу:

Окись углерода содержится в выхлопных газах,  аммиак используют в средствах для чистки сантехники,  ацетон используется как растворитель красок, цианид водорода применяли в газовых камерах, кадмий используется в автомобильных аккумуляторах.  

Слайд 11.

В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?

а) тренировка на велотренажёре;

б) бег на 1,5 км.;

в) мытьё полов в школе.

Слайд 12.

Курящие ежегодно  «выкуривают» в атмосферу 702 тонны синильной кислоты, 324 тысячи тонн аммиака и много других составных частей табачного дыма.

1. 40 рабочих выкапывают траншею за 180 часов. Сколько времени затратят на выполнение этой работы 10 рабочих.

2. На изготовление 14 деталей нужно 168 кг металла. Сколько потребуется металла для изготовления 27 деталей.

Слайд 13.

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножья Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу не возлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!» Подошел мудрый старец, сказал: «Этот «Божий лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака. он никогда не состарится.» Купцы с радостью смотрели на него. Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «Божественного листа»? И мудрец пояснил: вор не войдет в дом к курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости… Отошли крестьяне от купцов и задумались.

Слайд14.

Не допусти, чтобы табак помешал тебе реализовать свои возможности и поставь большую жирную точку. Ведь твой выбор – никогда не начинать!

Идея  бросить  курить   так  хороша  и  своевременна,  что  не  стоит  её откладывать!

Слайд 15.

Домашнее задание.

Составить две задачи, по одной на прямую и обратную пропорциональность.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

1. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов. – М.: Мнемезина, 2001

2. Математика. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова. II полугодие / Авт.-сост. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2005