Работа с семьей

Решетникова Екатерина Максимовна

На данной странице вы можете познакомиться с материалами для работы с семьей, анкетами для родитлей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Несколько советов по организации и проведению детского праздника

В каждом доме свои традиции. Сажать детей за взрослый праздничный стол или нет – родители решают по-разному. Следует помнить, что за столом, за которым собрались взрослые (друзья или коллеги), присутствие малыша не желательно: это мало радует гостей. Попросите его не засиживаться среди взрослых или накройте ему отдельный столик.

 На семейном торжестве, в котором участвуют все члены семьи, ребенок является таким же равноправным участником праздника, как мама или бабушка.

  Другое дело детские праздники. Здесь ребенок- главное лицо. Если праздник организован специально, имеет свою программу, то тогда день рождения или новогодняя елка будут по-настоящему радостными, праздничными и для детей и для взрослых.

  Дети, независимо от возраста, обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику.

Сам праздник длится около двух часов, о чем желательно заранее предупредить родителей приглашенных. Приглашая детей в гости, важно учитывать, кто с кем дружит, кто умеет себя вести в гостях и не испортит праздника, кого отпустят родители и другие вопросы.

     Накануне праздника с участием детей проводится генеральная уборка квартиры. Праздничную комнату украшают цветами, гирляндами, детскими рисунками.

Заранее обговорите с ребенком его наряд: быть красивым- значит уважать гостей. Нарядно одетыми должны быть и все члены семьи. Напомните ребенку, что приглашать в дом гостей нужно с улыбкой, можно лично- при встрече, или приготовить пригласительный билет

Выбор меню и сервировка стола

Обсудите с маленьким хозяином праздничное меню, просмотрев кулинарную книгу. Для ребенка важно, что он равноправный участник подготовки к празднику.

  Готовя праздничный стол, помните: не обилие и богатство закусок важны для детей. Для них главное, чтобы были сладости: конфеты, печенье, торт, пирожное, фрукты, напитки. Целесообразно собирать детей в послеобеденное время.

Желательно, чтобы стол был красиво сервирован. Яркая цветная скатерть, самодельные настольные украшения придадут ему особое очарование. Ребенок обязательно должен быть участником сервировки стола: разложить ложки и вилки, салфетки, принести фрукты в вазе. С каждым годом он будет все активнее принимать участие в украшении праздничного стола. В день рождения ребенка, на который приглашены дети, можно возле каждого прибора поставить какую-нибудь маленькую фигурку. Сейчас это не проблема, можно купить все, что угодно.

Если вы накроете стол одноразовой скатертью, то каждый участник может нарисовать возле своего прибора какую-нибудь картинку. Сам факт, что на скатерти можно рисовать, приводит ребенка в восторг.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Играем в кругу семьи»

Девиз собрания

Игра- путь детей  к познанию мира

Анкета для детей

Моя любимая игра – это………………………..

Дома я люблю играть ………………………….

С папой мы играем ……………………………

С мамой мы играем в …………………………..

Анкета для родителей

Любимая игра моего ребенка – это……………………..

Дома он любит играть …………………………………..

С папой он играет в …………………………………….

С мамой он играет в ………………………………….

С дедушкой или бабушкой он ………………………..

Вопросы для круглого стола

- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?

- Как быть, если любая  неудача в игре вызывает у ребенка  угнетенное состояние или слезы?

 - Что делать, если ребенок отказывается играть с вами, а хочет играть в компьютере?

-Что делать, если старшие дети не хотят играть с младшими?

- Можно ли играть с детьми в лото на деньги?

-Что делать, если ребенок вообще отказывается играть?

- Что делать, если ребенок предлагает поиграть в подвижные игры, а родители не хотят?

-Какие игры вы можете предложить, находясь с ребенком на природе?

-Что делать, если ваш ребенок любит играть в игры, несущие агрессию?

Выступление воспитателей

1-й  Воспитатель:   Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры  воспитывают и как, а  какие  игры вредны? Умеют ли  дети  сорадоваться, сострадать во время игры? Почему  об  этом  мы предлагаем  вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки , те, для кого игра — жизненная необходимость и условие  для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые,  агрессивные. Поэтому наша задача, осторожно направлять детей  на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать терпимость к другим точкам зрения. Научит детей играть- значит научить жить. Прервалась цепочка передачи  игровой традиции  от одного детского поколения другому. Совсем исчезли  групповые игры — воздух детской жизни старших поколений. Где они -  салки, казаки- разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские  шалости, радости. Все они вместе  со считалками, песенками, закличками- величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались  из уст в уста.

- Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? Расскажите.

(Родители делятся опытом).

Давайте посмотрим, что говорят ваши дети (видеоматериал)

Результаты анкетирования детей и родителей

         Игра — дело серьезное. Каков ребенок в игре, таков  во многом он будет  в работе, когда вырастет. Поэтому  воспитание  будущего деятеля происходит прежде всего в  игре. И вся история  отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль  принадлежит А. Макаренко, замечательному  педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры.

     Обратите внимание  на мольберт, на котором  помещен  девиз  нашего собрания. Вы  видите  следующие слова : «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой  деятельности.  Ни в какой  деятельности  ребенок не проявляет  столько интереса, сколько  к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем  секрет воспитательных возможностей игры.

     Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?

(Высказывания родителей).

       Я с вами согласна. Игра- путь к познанию ребенком  самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда  побуждает к совершенствованию. Уже поэтому  детские игры — важное средство самовоспитания.

      Для детей игра — это труд, требующий  настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых  «понарошку». Ребята  преодолевают в игре иногда  серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способность и ум.  Игра закрепляет у детей  полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь  не обремененный  детскими страхами и проблемами.

       Игра — это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не  простоит и 2 минут, но если это игра «Море волнуется ..», ребенок , даже самый непоседливый, простоит  неподвижно и 5   мин.

     Игра — школа  морали в действии. Можно  сколько угодно долго объяснять  ребенку «что такое хорошо и что такое  «плохо», но лишь сказка и игра способны  через эмоциональное  переживание, через постановку  себя  на место другого  научить  его действовать , и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры  при умелой организации  взрослых  учат  многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручку, честности, смирению...  Психологические  исследования  показали: если  «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором  они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре  улетучится, и наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.  

             Надо помнить, что игра -  ведущая деятельность  в детском возрасте. Деятельность, определяющая  развитие интеллектуальных, физических  и моральных сил ребенка. С помощью  игры  эффективнее  идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это  и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.

                В одном  эксперименте (игра «Железная дорога») ученые  сделали вывод - наблюдения.  В первом варианте игры дети  были объединены вместе  единой целью — пройти «железную дорогу», не нарушая правил, ведь  пострадает «машинист» команды.  «Железная дорога» словно  объединяет детей, создавая  для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой.  При этом дети сдвигаются поближе , у некоторых появляется непроизвольное  движение поддержать, помочь неумелому. Они сопереживают удачам  и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»)

  А во втором    варианте игры , цель  осталась прежняя, но задания выполнял каждый  единолично, не зависимо от  других детей. Совсем  другой результат! Сочувствия как не бывало! Дети хотя и делают вместе общую работу, но не связаны между собой. Вырастает  взаимное   равнодушие.

            И еще одно наблюдение: чем выше у  ребенка интеллектуальные умения, тем ниже его способность  к сорадованию.  Это значит, сорадуются добрые, но глупенькие дети, причем доброта убывает по мере  «прибавления ума» (!), а мы так хотим, чтобы наши дети были умными и, конечно, не за счет доброты и сердечности. А вот  общая возрастная  картина такова : от  старшего дошкольного к младшему школьному возрасту отзывчивость  детей к чужой беде  другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает.  К 10 годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходится! Куда оно исчезает? Скорее всего , это итог изъянов воспитания. Этому и нужно учить.  Как?  Через игру!

           Игра -  понятие  многогранное. Существуют  различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность), другие — ловкость , силу ( подвижные игры, игры-эстафеты), третьи — конструкторские  навыки (конструктивные  игры) и т. д.  Сегодня вы познакомитесь с играми развивающего характера, воздействующими непосредственно на психологические качества личности ребенка, в которые вы  сможете  поиграть со своим ребенком дома. Все игры  индивидуальны и  требуют  индивидуального подхода. Но существуют  и общие правила.

    (Ведущий  обращает внимание родителей  на Памятку с советами по проведению игр (приложение Г).)

      Творческая  игра  так захватывает  ребенка , он испытывает наслаждение от появления  новой фантазии. Ребенок  играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетется еле- еле и что-то бормочет: он играет в  разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Ни одна мама не разбудит ребенка толчком, но еще опаснее неосторожным движением  будить ребенка, погрузившегося в игру, как в сон. Когда маленький играет на полу, а вы  проходите мимо, то  вся забота — не встретиться с ним взглядом, потому что взгляд — вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то  легко совершить потом обратное превращение палки в коня.

       Заканчиваете игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что  состязательность в игре — это  не самоцель, а лишь средство  индивидуального самовыражения  каждого ребенка.

2-й Воспитатель: А сейчас мы проведем с вами небольшое занятие и поучимся некоторым играм, в которые вы можете поиграть в семейном кругу со своим  ребенком

Практикум с родителями  «Играем в кругу семьи»

Воспитатель: Давайте еще поиграем. У меня в руках красочный конверт. Это  «Конверт дружеских вопросов»

 Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут  карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.

  Примерные вопросы на карточках:

- Можно ли играть с детьми в карты?

- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?

- Как быть, если любая  неудача в игре вызывает у ребенка  угнетенное состояние или слезы?

 - Что делать, если ребенок отказывается играть с вами, а хочет играть в компьютере?

-Что делать, если старшие дети не хотят играть с младшими?

- Можно ли играть с детьми в лото на деньги?

-Что делать, если ребенок вообще отказывается играть?

- Что делать, если ребенок предлагает поиграть в подвижные игры, а родители не хотят?

-Какие игры вы можете предложить, находясь с ребенком на природе?

-Что делать, если ваш ребенок любит играть в игры, несущие агрессию?

      

        Воспитатель:   О том, как играют в семье, вы сейчас увидите  в презентации семейных игр (презентация нескольких семейных игр с комментарием родителей)

Но некоторые игрушки несут в себе негатив.  Мы, родители, даже и не подозреваем о том, какую информацию они несут,  и какое нравственное качество  воспитывают у ребенка.

          Это миниатюрные наручники и резиновая  дубинка. Вы думаете, что ориентируете ребенка  на профессию полицейского?  Вы скажете, а как же мы играли игрушечными саблями и мечами?  Когда-то сынишка , получив  в подарок игрушечный меч, тотчас направился в  темную комнату и через несколько минут  вышел  из нее счастливо улыбаясь :  «Он убежал, Бармалей!»  Игрушечный  меч  оказался  грозным  орудием  против страха темноты.

    Барби, Синди — куклы ваших дочек. Кто они для  них? Подружки?  Обладая  такой куклой, девочка воображает себя   не  мамой, успокаивающей дитя, а скорее всего горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей  ее дом. Чем подменяется  образ   материнства? Вспомните, как были нам дороги малюсенькие куколки, которых мы одевали, баюкали... Мы знали и пели  колыбельные песни, а ваши дочки? (высказывания родителей)

             

             А электронные  игры? Это ведь вред  здоровью наших детей (близорукость, косоглазие, нервные тики …)  Нельзя  не  затронуть так же проблему негативного  воздействия  телевизора, видео, компьютера на психику ребенка. Психологи утверждают, что во время игры ребенок часто  переживает чувство  страха и нервного напряжения, увеличивается количество  адреналина в крови и учащается сердцебиение. Компьютер отчасти способен  заменить  личную жизнь. Где же общение с семьей, со взрослыми, игры  со сверстниками?

       .

        Работа родителей в микрогруппах.

 Родителям раздаются  листы с описанием игр. Они знакомятся  с их содержанием и проигрывают их . Родителям раздаются реквизиты для игр. Проводится практическое занятие «Играем в кругу семьи».

     Выбрать нужную вам игру поможет выставка книг «Играем с детьми вместе».

      (Обзор выставки книг).

        Подведение итогов родительского собрания

            В конце встречи мамам и папам  вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания.

Воспитатель:  И в заключение  хочется  вспомнить предупреждение мудрого Владимира Даля о том, что игра  не доведет  до добра, если  ее пустить на самотек. Давайте  помнить, что игрушка для детей — не просто забава, времяпровождение , а культурное орудие , с помощью  которого  он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Игры в кругу семьи (обыгрывание)

  Игры с детьми  в кругу семьи.

Игры на внимание

«Выполни в темноте»

          Условие игры : играющий  в течении  1-3 мин. Должен  посмотреть  на содержимое стола и  запомнить порядок  расположения предметов. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего  он берет  те предметы, которые  называют ему. Можно считать очки за правильно  выполненное задание.

«Построй в темноте»

         Приготовьте для игры 10-12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной  рукой  соорудить  столбик  с основанием в 1 кубик. Это не так  трудно, но у каждого получаются  столбики  разной высоты.

           Построивший столбик получает столько  очков, сколько в нем было  кубиков до того, как  он развалился. Кто желает поиграть?

«Нарисуй в темноте»

         Играющие  с закрытыми  глазами должны  нарисовать в  определённой последовательности домик  с двумя  окнами, дверью, изгородью, двумя  деревьями  по обеим сторонам домика и т. д. Задания могут быть разнообразными.

«Не звени тарелками»

      Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его будить нельзя. А нужно положить   одну на другую 3-4 тарелки.  Шум  производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шуму.

 «Испорченный телефон»

     Это игра  нашего детства. Играющие  делятся  на две команды. Ведущий вручает первому игроку каждой команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу  первые игроки  прочитывают  скороговорку  и шёпотом передают стоящему , тот — своему  соседу и так  до конца. Команда, которая  передала  скороговорку  быстрее и правильнее, выигрывает.

Игры на раскрытие личностных возможностей ребёнка

«Из какой  песни?»

    Игра строится по принципу телевизионной игры «Угадай мелодию». Здесь  также можно присуждать очки  за правильно угаданную песню.

«Пять спичек- десятью пальцами»

      Играющие  берут по пять спичек, очищенных от серы. Их нужно поднять  со стола одну за  другой, уперев  концы в пальцы обеих рук: первую спичку — двумя большими пальцами, вторую — указательными, третью, четвертую и пятую — средними, безымянными и мизинцами, не роняя ни одной спички. Кто первый, тот и победил.

   Нарисуй картинку палочками

     Взять спичечный коробок  и предложить ребенку из спичек выложить картинку. В ней разместить  дерево, дом, качели, солнышко и т. д.  

     Игра со спичками

  1. В фигуре, состоящей из пяти квадратов, убрать 4 палочки, чтобы остался прямоугольник.
  2. В фигуре, состоящей из шести квадратов, убрать две палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата.
  3. Составить домик из шести палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок.
  4. В фигуре, состоящей из 4 -х квадратов, убрать две палочки, чтобы осталось два неравных квадрата.
  5. В фигуре, состоящей из 5-и квадратов, убрать три палочки, чтобы осталось три таких же квадрата.
  6. Построить домик  из 11 палочек. Переложить одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
  7. Выложить из 15 палочек  фигуру оленя. Нужно переложить две палочки так, чтобы  олень повернул голову назад.

   Занимательные вопросы

  1. На столе лежало четыре яблока.  Одно яблоко разрезали  пополам и положили на стол.  Сколько яблок на столе?
  2.    Кто в твоей  семье самый:

-старший

-низкий

-младший

-кто старше тебя

-кто выше тебя

-кто ниже мамы

- кто выше: папа или мама

       

3. На столе лежало три карандаша разной длины.  Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из тех, что короче).

4. Горело семь свечей.  Две свечи погасили. Сколько свечей осталось? (семь)

  Логические концовки

  1. Если стол выше стула, то стул.....  (ниже стола)
  2. Если два больше одного, то один ….   (меньше двух)
  3. Если сестра старше брата, то брат  …  (младше сестры)
  4. Если правая рука справа, то левая рука... ( слева)

     Памятка для родителей  

с советами по проведению игр в семье

          Правило первое : игра не должна  включать даже малейшую возможность  риска, угрожающего здоровью детей.  Однако нельзя  и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

       Правило второе: игра требует  чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное  увлечение отдельными играми.  Игра не должна быть излишне  азартной, унижать достоинства  играющих. Иногда дети  придумывают  обидные клички, оценки за поражение в игре.

       Правило  третье: не  будьте занудами. Ваше  внедрение  в мир  детской  игры- введение  труда новых, развивающих и обучающих  элементов- должно быть  естественным и желанным. Не устраивайте  специальных занятий, не дергайте ребят, даже  когда  у вас появилось свободное  время: «Давай-ка займемся шахматами!»  Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону  тряпочки и бумажки. Или учитесь  играть вместе с детьми, незаметно и  постепенно предлагая  свои варианты  какого-то интересного  дела , или  оставьте их  в покое. Добровольность- основа игры.

       Правило четвертое : не ждите  от ребенка быстрых  и замечательных результатов. Может случиться  и так, что вы  вообще  их не дождетесь!  Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение.  Самое главное — это  счастливые минуты и часы, что вы проводите со  своим ребенком. Играйте, радуйтесь, открытиям и победам — разве  не ради этого придумываем  мы игры , затеи.

      Правило пятое : поддерживайте активный , творческий подход к игре. Дети  большие  фантазеры и выдумщики. Они смело приносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание  игры. Но игра — дело серьезное и нельзя  превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя  ни тешилось».



Предварительный просмотр:

Введение

   

    Главными воспитателями своих детей являются родители.

    Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко "семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать «семейное воспитание".

    И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектив детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

    Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Вот уже более пяти лет в детских садах используется нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку (многие стали посещать собрания семьями), активизировало родителей на решение проблем воспитания.

 

1. Формы и методы работы с родителями.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

 - наглядная пропаганда,

 - посещение семей,

 - родительские собрания,

 - беседы и консультации,

 - конференции родителей,

 - устные журналы,

 - анкетирование,

 - дни открытых дверей,

 - круглые столы,

 - организация клубов,

 - организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

 Посещение семей

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1) Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2) Определение уровня педагогической культуры родителей.

3) Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4) Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5) Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.

Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: "Условия для развития предметной деятельности ребенка", "Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста", "Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка" и др. К примеру, посещая малообеспеченную семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.

    Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

  Наглядная пропаганда.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа "Для вас, родители", содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Под общим заголовком, к примеру, "Чем занимались ваши дети сегодня", помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

При знакомстве родителей с физическим воспитанием в семье на выставке можно использовать фотографии, текстовой материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть дошкольники.

    Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

    Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

    Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

     В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

 Для неполных семей можно оформить папку на тему "Воспитать ребенка полноценным":

1) рекомендации психолога;

2) консультация для родителей;

3) статьи по теме;

4) где найти поддержку в кризисной ситуации (рекомендации социального педагога).

 Вот, например, какие материалы можно поместить в папке на тему "Игра детей как средство воспитания":

1) высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;

2) какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;

3) как организовать игровой уголок дома;

4) краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;

5) рекомендации по руководству детской игрой в семье;

6) список рекомендуемой литературы.

 В папке-передвижке на тему "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию" можно подобрать следующее:

1) текстовый материал о значении физического воспитания детей дошкольного возраста;

2) консультация для родителей на определенную тему;

3) рекомендуемые упражнения для детей дошкольного возраста;

4) планы-конспекты физкультурных занятий;

5) рекомендации, советы по организации физической деятельности в семье;

6) фотоматериал, отражающий занятия физическими упражнениями в детском саду;

7) газетные и журнальные статьи.

 О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

 Родительские собрания.

Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

 Но все-таки, многие дошкольные образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.

 Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.

 Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения.

Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:

Уважаемые мамы и папы!

Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему ". . . . . . ." (указать тему родительского собрания).

Предлагаем подумать над следующими вопросами:

1.  . . . . . . . . . .

2.  . . . . . . . . . .

3.  . . . . . . . . . .

и т.д. (вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные, педагогические, психологические аспекты воспитания).

Также заранее выясняется, кто может выступить на собрании.

Методистом и социальным педагогом на доске информации помещается материал примерно по таким рубрикам:

1. "Наши успехи": выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания), уровень знаний у детей.

2. "Наши задачи": задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.

3. "Консультации": краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей.

4. "Литература по теме проведения мероприятия": список литературы с краткими аннотациями.

5. "Детская художественная литература": список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т.п.).

6. "Наши проблемы" (в зависимости от тематики собрания).

 Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму-складку, выставку литературы для родителей.

 Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.

 Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

Деловые игры.

Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

 Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

 Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Встречи за "круглым столом".

 Встречи за "круглым столом" расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

 Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

  Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.  Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

2. Методика проведения родительских собраний.

  Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению

Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы (см. приложение 2).    Каков же результат многолетней работы в системе педагогического просвещения родителей? Анкетирование, которое неоднократно проводилось в экспериментальном детскому саду   показало:

    1. Прийти на собрание родителей побуждают следующие мотивы: интерес к теме, уважение к педагогам, текст приглашения или они при ходят для душевного успокоения.

    2. Родители почти единогласно пришли к мнению, что подобные собрания нужно посещать всей семьей. Почему? Они сами и ответили для выработки единых требований в воспитании, для полного представления всех членов семьи о воспитательном процессе. Такие собрания помогают им разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить.

    Это и есть подтверждение тому, что данная методика себя полностью оправдывает и достойна более широкого применения.      

Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их. Также такие небольшие опросники помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду.

 Темы родительских собраний, где может быть использована нетрадиционная методика

Ясельная группа "О здоровье   всерьез"

 "Зачем детям нужна мама?"

 "Об упрямстве и капризах".

 "Игра   не забава".

 Младшая группа "Будем знакомы".

 "О гигиене и правилах хорошего тона за столом".

 "О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма".

 "Истоки доброты".

 Средняя группа "Мужская рука"   собрание отцов.

 "Путь к здоровью, силе, бодрости".

 "Пока не поздно"   о воспитании любви к природе.

 "О любви к живому".

 Старшая группа "Труд   лучший воспитатель".

 "Семейные традиции".

 "Азы воспитанности".

 "О слове, о речи, о культуре общения".

 Подготовительная группа "Помочь учиться".

 "О воспитании интереса к чтению".

 "Искусство хвалить".

 Собрание бабушек и дедушек.

   Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.

2.1 Основные этапы подготовки родительского собрания

   

 I. Анкетирование родителей по теме собрания.

    Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

    II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

    Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.

    Приглашения раздаются за неделю до собрания.

    III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.

    Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

    IV Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.

    В конкурсах участвуют дети и родители.

    Педагог знакомит родителей с образцами работ.

    Все работы выставляются до начала собрания.

    Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

    V Запись ответов детей по теме собрания ни магнитофон.

    VI Приглашение сказочного героя на собрание.

    VII Написание плакатов по теме собрания.

    VIII Проведение заседания родительского комитента за месяц до собрания.

    Распределение обязанностей по подготовке собрания: ответственный за музыкальное оформление,

 ответственный за организацию конкурса,

 ответственный за проведение рейдов проверки,

 ответственный за оформление группы и столов.

    Хорошо, если до начала собрания звучит музыка.

    На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

    На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания.

    Время проведения собрания   1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

2.2 Основные этапы проведения родительского собрания

       

 I. Вступление.

    Музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи сопровождают слова ведущего.

    Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

        II. Дискуссия.

    Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуации, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более 3-4 человек.

    Не следует упрекать и поучать родителей.

    Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.

    Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.

    Беседу лучше вести при мягком освещении.

    Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

    Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

        III. Магнитофонные записи.

    Включаются на разных этапах собрания.

        IV. Самоанализ.

    Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда - желтого, не выполняется - синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

        V. Практическая часть.

    Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др.) соответственно теме собрания.

        VI. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей.

        VII. "Острое блюдо".

    Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.

        VIII. Высказывания великих людей   в теме собрания.

    На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

        IX. Работа с памятками.

    Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.

        Х. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.

        XI. Характеристика на детей "Ваши дети   наше мнение". Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь   выдержать доброжелательный тон беседы.

        XII. Конкурс на лучшее название.

    Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.

        XIII. ОКНО   очень короткие новости.

    Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.

        XIV. Слово   эстафета.

    Родители должны продолжать начатое ведущей предложение ("Мой ребенок будет успешно учиться, если я+"). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.

        XV. Подведение итогов.

    Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.

        XVI. Заключительный этап собрания.

    Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера.

    Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей.

    Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собрании отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету (см. приложение 1).

 

 Заключение

 Сегодня, в условиях нового этапа научно-технической революции и динамизма социальных преобразований оказалось, что дошкольные учреждения оторваны от современной реальной жизни, работают по принципу "закрытой системы", осуществляя свои образовательные и воспитательные функции только в рамках детского сада, только с детьми и семьями, посещающими детский сад. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения как первой ступени в системе непрерывного образования. "Закон об образовании РФ" предусматривает дальнейшее развитие и совершенствование образования, поиск новых типов дошкольных учреждений, новых форм воспитания и обучения детей.

Задачи, которые должны ставить перед собой все дошкольные учреждения:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

- взаимодействие с семьей для полноценного развития личности ребенка и для повышения педагогического потенциала родителей детей.

 

Приложение 1

Уважаемые родители!

    Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.

    Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.

I. Что побудило Вас прийти на родительское собрание; (нужное подчеркнуть).

1. Ваша дисциплинированность.

2. Интерес к поднятой теме.

3. Просьба ребенка.

4. Уважение к воспитателям.

5. Текст приглашения.

6. Возможное душевное успокоение после собрания.

7. Любопытство.

8. Личное участие в подготовке к собранию.

9. Совместное с ребенком участие в конкурсе.

10. Настойчивые требования родственников.

11. Неоднократные приглашения воспитателей.

12. Не знаю.

II.   Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собрании всей семьей? Почему?

III.  Как по вашему был ли вызван интерес у детей к родительскому собранию в ходе его подготовки?

IV. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию? (Нужное подчеркнуть).

1. Подготовка к конкурсу с участием детей и взрослых.

2. Дни открытых дверей.

3. Анкетирование по теме собрания.

V. Пожалуйста оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах:

довольны   3, частично довольны   2, не довольны   0.

1.   Вступительная часть  

2.   Дискуссия  

3.   Магнитофонные записи с выступлениями детей  

4.   Музыкальное оформление  

5.   Работа с памяткой  

6.   Рубрика "Ваши дети - наше мнение"  

7.   Слово - эстафета  

8.   Конкурс на лучшее название  

9.   ОКНО - очень короткие новости  

10. Работа с фишками  

11. Участие детей в собрании  

VI. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?

VII. Ваши предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.

Благодарим Вас за помощь!

Приложение 2

1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?

2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?

4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?

5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Формы и методы работы с родителями………………………………………3

2. Методика проведения родительских собраний……………………………..12

2.1 Основные этапы подготовки родительского собрания……………………15

2.2 Основные этапы проведения родительского собрания…………………...17

Заключение……………………………………………………………………….20

Приложение………………………………………………………………………21



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МДОУ

Старший воспитатель МДОУ детский сад №1 Решетникова Е.М

- занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду. Вместе с заведующей  руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов, участвует в принятии управленческих решений. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями. Проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию, координирует работу узких специалистов - музыкальных руководителей, инструктора по физкультуре, педагога-психолога.

Организация методической работы в детском саду

Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи.

Методическая служба — связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов

Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта. Для этого методическая служба детского сада совместно с профсоюзной организацией реализует Программу укрепления здоровья сотрудников. Проводит различные мероприятия: тренинги здоровья, дегустационные столы здоровой пищи, посещение бассейна, организация динамического часа, коллективные походы в физкультурно-оздоровительный комплекс и т. д. На сегодняшний день мы отмечаем высокий уровень развития педагогического коллектива нашего учреждения. Более половины коллектива имеет высшее педагогическое образование, высшую и первую квалификационную категорию

Содержание методической работы строится на основе мониторинга целей и задач ДОУ, а так же на основе приоритетов. Особое внимание уделяется вопросам физического, художественно-эстетического и познавательно-речевого развития, эмоционального благополучия ребёнка, вопросам индивидуализации

В нашем детском саду воспитатели в своей работе используют новые информационно- коммуникативные технологии, внедряют  проектную  технологию, авторские разработки которые соответствуют государственным образовательным  требованиям и утверждаются педсоветом. Все методические разработки, используемые в ДОУ, составлены в соответствии с возрастными особенностями детей, не противоречат требованиям  государственного стандарта и скоординированы таким образом, что целостность педагогического процесса обеспечивается полностью. Содержание программ, методических рекомендаций и разработок обеспечивает, широкий спектр и высокий уровень компетентности детей в различных сферах познания. Методы и приёмы обучения, предусмотренные ими, стимулируют познавательную активность  детей, поиск нестандартных решений, развитие воображения и творческих способностей. Реализуемые в ДОУ программы помогают  наиболее полному личностному развитию детей, повышают их интеллектуальный уровень, познавательную активность и способствуют применению полученных знаний в их практической деятельности.

В детском саду ведется экспериментальная работа на муниципальном уровне. Результатом экспериментальной деятельности стал выпуск методических пособий по английскому языку  «Учим английский дома» и «Дидактические игры на английском языке в ДОУ», разработка и внедрение тематического планирования , начиная со средней группы,  разработка диагностического инструментария, формирование развивающего центра английского языка в группах.

Наши педагоги являются активными участниками профессиональных конкурсов,  готовят  детей  к участию в детских всероссийских конкурсах.

Основное звено воспитательно-образовательной деятельности в нашем ДОУ – взаимодействие педагогов с детьми, поэтому одной из главных задач нашей деятельности является выбор верной позиции педагога во взаимодействии с детьми, которое базируется на следующих  основных положениях:

- Гуманизация способов общения с ребёнком, как целевая ориентация педагогов;

- Использование педагогами таких форм работы с детьми как индивидуальная и по подгруппам, направленным на реализацию индивидуального подхода;

- Практика диагностики индивидуальных особенностей детей;

- Наличие узких специалистов, таких как  инструктор по физической культуре,  музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф.

- Проведение работы по созданию положительного микроклимата  в коллективе.

Методический кабинет

Методический кабинет является центром методической работы, поисковой лабораторией. Он оснащён  необходимой  методической литературой к общеобразовательной и дополнительным программам,  энциклопедической  детской литературой познавательного цикла, наглядно-дидактическим материалом к о всем образовательным областям программы. Кроме того, имеется подшивка научно-методических журналов «Дошкольное воспитание»,  «Старший воспитатель», «Музыкальный руководитель», «Управление ДОУ» 

Обязательно  имеются документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», «Основные кодексы и законы РФ» — и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники ДОУ. Нормативные и инструктивные документы являются обязательными для выполнения.

Вся документация методического кабинета хранится в специально пронумерованных папках.

На каждого воспитателя заведено Портфолио, собран лучший педагогический опыт, авторские программы и методические пособия.( в электронном и бумажном виде)

Для совершенствования работы  воспитателей ИКТ в методическом кабинете

имеется компьютер, нетбук, мультимедийный проектор (и методические пособия к ним)

Для активизации воспитательных процессов в методическом кабинете имеется аудио-видеотека, диски с обучающими программами,  видеофилымы занятий, развлечений, праздников в детском саду, хранятся рекомендации по всем разделам программы. На весь наглядно-дидактический материал  составлена картотека с указанием, где он находится (номер шкафа, полки), для какого возраста предназначен, с какой целью используется, на методическую литературу заведена картотека по всем образовательным областям.

Выставки

В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными выставками являются, например, такие: «Передовой опыт — школа мастерства», «Новинки литературы», «Проектная деятельность», «Знакомьте детей с природой (по сезонам)», «В помощь воспитателю (самообразованию)» — и др. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.

Важным направлением работы методического кабинета является помощь  воспитателям в  планировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ к общеобразовательной программе МДОУ. Имеются перспективные планы для всех возрастных групп по всем разделам программы.

С  воспитателями  ведется   консультативная  работа по годовому плану, по всем вопросам воспитания и обучения детей по работе с семьей.

В педагогическом кабинете накоплено достаточно материала по работе с родителями. Ведь в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей.. Помощь старшего воспитателя (методиста) заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала для родителей. Такой материал может сосредотачиваться под разными рубриками: «Совет врача», «Родителям о физическом воспитании», «Почему ребенок не слушается», «Одаренные дети», «Скоро лето» — и др. На одну и ту же тему может быть несколько материалов по одной страничке «с приложением». Для подготовки таких материалов можно привлечь воспитателей, занимающихся самообразованием, готовящих отчет о своей деятельности или знакомящих с опытом работы, ведущих подготовку к мероприятиям для родителей.

Таким образом, методический кабинет  МДОУ - это «копилка» традиций детсада, центр сбора педагогической информации, «мозг» дошкольного учреждения, лаборатория творческого труда воспитателей,

Если все эти условия выполняются, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.