Биология

Фролова  Татьяна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Фролова Татьяна Геннадьевна, учитель биологии и химии, МБОУ Ильинская СОШ Красногорский район Московская область.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская  средняя общеобразовательная школа»

Красногорского  района  Московской  области

Методическая разработка  урока биологии  в 6 классе по теме: "Вездесущие невидимки или Царство Бактерии".

подготовила

учитель биологии и химии

Фролова Татьяна Геннадьевна.

Г. Красногорск

2011

Методическая разработка  урока  биологии                               в   6 классе   по теме:                                                      "Вездесущие невидимки или Царство Бактерии".

Цель урока: познакомиться с царством бактерий.

Задачи:                                                                                                                                        - познакомить учащихся  с  характерными  признаками бактерий, их отличием от растений и животных;                                                                                                             - раскрыть  особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;                                                                                                                                 - раскрыть роль бактерий в природе и  жизни человека.                                                                                                                                                                                

Вид урока: мультимедийный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: 

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Мультимедийное обеспечение: компьютерная презентация с интерактивными заданиями.              

Таблицы: “Бактерии”.

Подготовительная работа:  индивидуально учащиеся получают задания  подготовить небольшие сообщения по темам:   «Роль бактерий в природе»  и «Роль бактерий  в жизни человека».

Структура урока:

1. Организационный момент.                                                                                                                        2. Актуализация  познавательной деятельности.                                                                                    3. Изучение нового материала:                                                                                                                          - бактерии- первые живые организмы, появившиеся на нашей планете;                                                     - почему невидимки?                                                                                                                                          - строение бактерий;                                                                                                                                          - форма бактерий;                                                                                                                                                   - жизнедеятельность бактерий;                                                                                                                              - значение бактерий.

4. Закрепление                                                                                                                                                  5.  Итоги урока.                                                                                                                                              6. Домашнее задание.  

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация  познавательной деятельности.

Слайд №1

Мы  с вами, ребята, живем в окружении невидимых  организмов. Миллиарды лет   эти живые организмы  были единственными обитателями нашей планеты.  Они и сейчас полноправные   хозяева на  Земле. Толща  земли, вода, воздух, они поселились даже в нашем организме!                О ком идет речь? Кто же это?

Это бактерии!  

Слайд №2

Кто такие бактерии? Чем они отличаются от растений и животных? Какое значение они имеют  в природе и жизни человека?  На эти вопросы мы сегодня и попытаемся ответить.

  Записываем тему урока: Царство Бактерий.

3. Изучение нового материала.

Бактерии- первые живые организмы, появившиеся на нашей планете.  Слайд №3

По предположению ученых именно бактерии, имеющие хлорофилл, в те далекие времена обеспечили Землю необходимым для жизни кислородом. Бактерии – прокариотические  одноклеточные организмы. Они появились 3,5 млрд. лет назад, и их возраст соответствует возрасту жизни  на  Земле. Первые эукариоты (ядерные организмы) появились через 2 млрд. лет  после появления бактерий.

Бактерии действительно вездесущи. Они встречаются в самых разнообразных  местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; особенно много их в почве.    В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.  В тех местах, где воздух свежий и помещения проветриваются бактерий меньше, а   в замкнутом пространстве   бактерий  больше. Теперь вы знаете, почему  необходимо классные помещения  часто проветривать.

Почему невидимки?   Слайд № 4

Бактерии можно увидеть только  в  микроскоп,  поэтому  их  называют  микроорганизмами. Жизнь микроорганизмов изучает наука - микробиология.   До 17 века  никто не подозревал,  что совсем рядом обитают удивительные создания природы. Человеком,  открывшим   мир микроорганизмов, стал Антонии ван Левенгук. Знаменитым  его сделало, очень  необычное увлечение. Он любил  шлифовать оптические стекла и достиг в этом  истинного мастерства. Однажды, рассматривая каплю воды, Левенгук увидел чудо – мельчайших живых существ.  Так в 1673г человек впервые познакомился с бактериями.

Строение бактерий  Слайд № 5

Давайте теперь рассмотрим строение бактерий.  Бактерии – это всего одна клетка, в которой нет ядра и многих органоидов, которые характерны для растительной клетки. У бактерий нет  внутриклеточных мембран, митохондрий, пластид. Но зато у многих есть жгутики.

Зарисуем  схематично строение бактерии, отметим простоту в строении и сравним строение бактериальной клетки с клетками растений  и животных.

Несмотря на такое простое строение,   внешне бактерии разнообразны.

Форма бактерий. Слайд № 6

Известно около 250 видов бактерий.

 

 Отметим в тетрадях   формы  бактерий

                              КОККИ    (округлая форма)

                   

                                ВИБРИОНЫ  (в виде запятой)

                    СПИРИЛЛЫ  (в виде спирали)

                       

                               БАЦИЛЛЫ   (палочковидная форма)

Как же живут такие  мелкие создания?

Рассказ учителя о жизнедеятельности бактерий. Слайды № 7-9

В процессе объяснения составляем в тетрадях  схему:

Жизнедеятельность бактерий

             ПИТАНИЕ                 ДЫХАНИЕ                ДВИЖЕНИЕ         РАЗМНОЖЕНИЕ

С помощью жгутиков или за счет волнообразных движений

1.Делением клетки

2.Выживание в неблагоприятных условиях с помощью спор

АЭРОБНОЕ (дышат кислородом)

АНАЭРОБНОЕ (не нуждаются в кислороде)

АВТОТРОФЫ

1.Фотоситнетики

2. Хемосинтетики

3.Цианобактерии

ГЕТЕРОТРОФЫ

1.Сапротрофы (веществами мертвых организмов)

2.Паразиты (веществами живых организмов)

Физкультминутка

Роль бактерий в природе. Слайды № 10-11

Ребята!

А как считаете: важны ли столь мелкие организмы в природе?

Давайте послушаем сообщения учащихся класса о значении бактерий в природе и  для человека.

 В процессе   сообщений записываем в тетрадях:

 Значение бактерий

В  ПРИРОДЕ                                                 

-  участвуют в образовании перегноя;                                                                                                                     -   превращают перегной в минеральные вещества;                                                                                    – усваивают азот из воздуха;                                                                                                                           -  переваривают клетчатку  в желудке травоядных животных.

В ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА

                    - переваривают клетчатку в кишечнике человека;                                                                                              - используются в производстве сыров и кисломолочных продуктов;                                                     - бактерии используются для выщелачивания руд;                                                                          - производства лекарств;                                                                                                                          - для очистки сточных труб.

К сожалению  не все бактерии так хороши. Среди них есть  болезнетворные, которые  могут вызывать у человека и животных различные заболевания. Слайды № 12-13

Болезнетворные бактерии проникают в организм воздушно-капельным путем, через раны и слизистую оболочку, пищеварительный тракт. Симптомы болезней, вызываемых бактериями, объясняются действием ядов, вырабатываемых этими микроорганизмами или образующихся при их разрушении. Это такие страшны  заболевания, как  сибирская язва, туберкулез, холера.

Защита от бактерий. Слайд № 14

Неужели  нельзя защитить  человека  от  болезнетворных бактерий?                                                      

Оказывается можно. Человек защитить себя может сам!  

Естественная защита организма человека  основана на фагоцитозе бактерий белыми кровяными тельцами и иммунной системе, вырабатывающей антитела, которые связывают и удаляют из кровотока чужеродные белки и углеводы.

Но не всегда организм может справиться сам. И тогда на помощь приходит медицина.

«Благодетель человечества» - так говорили о Луи Пастере. Французский врач Луи Пастер первым разработал метод предупреждения инфекционных заболеваний при помощи прививок.                                                                                                                                             Прививка – это введение человеку вакцины (специального препарата), благодаря которой он становится невосприимчив к данному заболеванию.

4. Закрепление. Работа с интерактивной доской.

 Выполните задания теста.

1. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.

I. Кокки

II. Бациллы

III. Вибрионы

IV. Спириллы

A. Палочковидные

Б. Шарообразные

B. Спиралевидные

Г. Изогнутые

Ответ:  I – Б,   II – А,   III – Г,  IV – В.

2. Число бактерий в проветриваемом помещении:

A. Не изменяется

Б. Увеличивается

B. Уменьшается

Ответ:  В

3. Наибольшее количество бактерий содержится в:

A. Воде

Б. Воздухе

B. Почве

Г. Горных породах

Ответ:  В.

4. Выберите правильное определение.

Эпидемия – это:

A. Массовое заболевание среди людей

Б. Вид болезни

B. Название бактерии

Г. Часть бактерии

Ответ: А.

5. Какие бактерии сыграли важнейшую роль в накоплении кислорода на земле?

Ц

И

А

Н

О

Б

А

К

Т

Е

Р

И

И

Ответ:  

Далее работа выполняется индивидуально в тетрадях, а затем проверяется.

6. Вставьте пропущенное слово. Закончите предложение.

Сапрофитные бактерии гниения являются санитарами нашей планеты, так как...

 Ответ:  питаясь органическими веществами отмерших организмов, превращают их в перегной;

7. Вставьте пропущенные слова. Закончите предложение.

Болезнетворные бактерии, поселяясь в организме человека, питаются...  отравляя...,  вызывая...

Ответ:  питаются живыми тканями,  отравляя организм продуктами своей жизнедеятельности, вызывая заболевания: ангину, туберкулез, столбняк и т. д.;

5. Итоги урока.                                                                                                                               «Самооценка». Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует  оценки и выставляет их в журнал.

6. Домашнее задание.  § 37 (учебник И.Н. Пономаревой).                                                         Индивидуально подготовить небольшие сообщения о бактериях.                                              Примерные темы:                                                                                                                                                     «Самые-самые», «Почему бактерии улучшают состав почвы?», «Илья Ильич Мечников - великий русский биолог», «Благодетель человечества» (о Луи Пастере).

7. Литература:

1. Электронная библиотека ModernLib.Ru. Елена Бенуж «Тесты по биологии» 

2. Биология: библиотека электронных наглядных пособий. 6-9 класс. ООО “Кирилл и Мефодий”. 2003. 1 CD - ROM

3.http://www.kavkazweb.net/forum/index.php?showtopic=53320  - фото (земля)

4. http://floratop.ru/blog/?p=43  фото (руки и земля)

5. tihiy-don-river.narod.ru- фото (река и дерево)

6. www.newsland.ru – фото (вулкан)

7. http://sitewater.ru/page/6 - фото (капля воды)

8. http://92-38-225-52.ovz.vps.reg.ru/tags/WHO/ -фото (бактерий)



Предварительный просмотр:

Фролова Татьяна Геннадьевна, учитель биологии и химии МБОУ Ильинская СОШ. Красногорский район, Московская  область.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская  средняя общеобразовательная школа»

Красногорского  района  Московской  области

Методическая разработка  урока биологии  в 10 классе

по теме: «Цитоплазма. Клеточная оболочка».

 Лабораторная работа

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»

подготовила

учитель биологии и химии

Фролова Татьяна Геннадьевна.

Г. Красногорск

2011

Методическая  разработка урока по общей биологии в 10 классе

теме: «Цитоплазма. Клеточная оболочка».   Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»

Цель урока:   рассмотреть основные части клеток – клеточную оболочку и цитоплазму, их строение в связи с выполняемыми функциями.

Задачи:                                                                                                                           Образовательные:                                                                                                                                         Закрепить умение  пользоваться  микроскопом, готовить  микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений.                                                                                              Развивающие:                                                                                                                                               Развивать основы творческой деятельности учащихся.                                                Воспитательные:                                                                                                                                      Выработать коммуникативные навыки при работе в группе.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование:  микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.  Таблицы: строение увеличительных приборов, строение растительной клетки.

                                                         

Структура урока:

1. Организационный момент.                                                                                                                        2. Актуализация  познавательной деятельности.                                                                                    3. Изучение нового материала:  

- строение цитоплазмы;                                                                                                                                         - строение  и функции клеточной  оболочки.

4. Закрепление:                                                                                                                                       - лабораторная работа. Приложение №1. Приложение №2.                                                  5.Домашнее задание.  

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация  познавательной деятельности.

1. Назовите  основные положения  клеточной теории.                                                                                2. Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.                                                                                                

3. Изучение нового материала.  

  Цитоплазма. Полость любой клетки заполнена цитоплазмой, в которой находятся  различные органоиды - постоянные компоненты цитоплазмы и   включения - временные компоненты клетки.  Отделена цитоплазма от окружающей среды плазматической  мембраной (плазмалеммой). Все пространство  между органеллами заполнено коллоидной системой гиалоплазмой (цитозоль) - основным веществом цитоплазмы.   В ней протекают все  процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов.  Различают две  формы гиалоплазмы: золь - жидкая часть и гель – густая. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Ее основу составляет вода (60-90% всей  массы цитоплазмы). В состав цитоплазмы входят   белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие  органические и неорганические вещества. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Характерная особенность цитоплазмы -  постоянное движение (циклоз). Если  это  движение прекращается, то клетка гибнет.

Клеточная оболочка. К цитоплазме  прилегает плазматическая мембрана, а на ее поверхности  образуется наружный слой. У животных он называется  гликокаликсом (образован гликопротеинами, гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения),  и хитином (грибы). Клеточная мембрана представляет собой двойной слой (бислой)  липидов, большинство из которых представляет собой сложные липиды — фосфолипиды. Молекулы липидов имеют гидрофильную («головка») и гидрофобную («хвост») часть. При образовании мембран гидрофобные участки молекул оказываются, обращены внутрь клетки, а гидрофильные — наружу.  Белки пронизывают всю толщину мембраны, образуя поры, через которые проходят водорастворимые вещества. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других.  Диффузия (вещества всегда перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой)– это пассивный транспорт веществ. Активный транспорт   осуществляют  белки-переносчики, для этого необходима энергия АТФ. Так же  через мембрану осуществляется транспорт крупных частиц и макромолекул. Процесс  поглощения  макромолекул называется эндоцитоз. Фагоцитоз- захват и поглощение крупных частиц (например, фагоцитоз лимфоцитов) и пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами.

 Функции мембран. Они отделяют содержимое клетки от внешней среды. Регулируют обмен веществ между средой и клеткой. На мембранах протекают многие химические реакции в клетках.

Тетрадь.   Тема: Цитоплазма. Клеточная оболочка.    

                                                               Цитоплазма              

Цитозоль

       ?

Органоиды

         ?

 

                                                       

     

   Оболочка:   плазмалемма +  наружный слой:          

                                         гликокаликс          клеточная стенка                                                                                                                                                                                          

                                                 ?                               ?

Функции мембран:  ?

Схема заполняется по мере объяснения материала.

Для того чтобы убедиться в  полупроницаемости плазматической мембраны, проведем лабораторную работу.

4. Закрепление.                                                                                                                      Выполнение лабораторной работы.                                                                                                                                                                                                

                                      Лабораторная работа № 2

“Плазмолиз и деплазмолиз  в клетках эпидермиса лука”  

Оборудование:  микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

Задание к  лабораторной работе:

  1. Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте  3-4 клетки  увиденного;
  2. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
  3. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
  4. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая  раствор соли.
  5. В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
  6. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

 На дом. Письменно:                                                                                                                          1. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?                                                                                                                  2. Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза.                                                                                3. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор, диффузия,  фагоцитоз, пиноцитоз.                                                                                                                                                        5. Домашнее задание. Изучить   § 8. Учебник «Общая биология» под редакцией  10-11. Д.К.Беляева». Ответить письменно на вопросы лабораторной работы.                                                      

6. Литература:  

Уроки биологии в 10-11 классах.  Пименов А.В.                                                                        Учебник «Общая биология» под редакцией  10-11. Д.К.Беляева».                                                               «Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг  и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.      Ресурсы интернета:                                                     http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=1116177 http://www.bsu.ru/content/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14700/index.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4301/  - ПЛАЗМОЛИЗ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что изучает биология? Автор: Фролова Татьяна Геннадьевна, учитель химии и биологии МБОУ Ильинская СОШ Красногорский район Московская область БОТАНИКА 6 КЛАСС

Слайд 2

, БИОЛОГИЯ ЛОГОС - УЧЕНИЕ БИОС- ЖИЗНЬ Биология – наука о живой природе.

Слайд 3

Семья биологических наук. Б И О Л О Г И Я Систематика Ботаника Экология Этология Зоология Палеонтология Биогеография Эмбриология Цитология Морфология Генетика Физиология

Слайд 4

ИМПЕРИЯ КЛЕТОЧНЫЕ ЦАРСТВО БАКТЕРИИ ЦАРСТВО ГРИБЫ ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ ВОДОРОСЛИ ОТДЕЛ МОХООБРАЗНЫЕ ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ

Слайд 5

Основателем ботаники считают древнегреческого философа Теофраста, который жил в III-IV веках до нашей эры. Ботаника – наука о многообразии, строении и жизнедеятельности растений.

Слайд 6

Отдел Водоросли Одноклеточные Многоклеточные Хламидомонада Хара Водоросли – самые многочисленные и одни из самых важных для планеты низших фотосинтезирующих организмов. Они встречаются повсюду: в морях и океанах, в пресных водоёмах, на влажной почве и на коре деревьев.

Слайд 7

Отдел Мохообразные Моховидные – это отдел, объединяющий многоклеточные, просто устроенные растения, размером 1- 50 см, у которых отсутствует проводящая ткань. Фисседенс адиантовидный Цератодон пурпурный Кукушкин лен

Слайд 8

Отдел Папоротникообразные Папоротниковидные – отдел высших растений, занимающий промежуточное положение между псилофитами и голосеменными. Папоротники имеют проводящую ткань, доставляющую воду и питательные вещества ко всем органам. У папоротников есть хорошо развитые листья и стебель, у многих - корневище , однако нет ни цветков, ни семян. Хвощ полевой Орляк обыкновенный ПАПОРОТНИКИ ХВОЩИ ПЛАУНЫ Плаун булавовидный

Слайд 9

Отдел Голосеменные Голосеменные – наиболее древняя и до сих пор процветающая группа семенных растений, занимающая промежуточное положение между папоротниками и цветковыми растениями Лиственница Ель Сосна

Слайд 10

Отдел Покрытосеменные Покрытосеменные, или цветковые– отдел наиболее совершенных высших растений, имеющих цветок. Семязачатки цветковых заключены в завязь, образованную сросшимися плодолистиками. Мак калифорнийский Берёза Роза галльская

Слайд 11

Значение растений для человека К И С Л О Р О Д

Слайд 12

Питание

Слайд 13

Украшают наш дом

Слайд 14

Лекарство

Слайд 15

, Строительный материал

Слайд 16

Хозяйственное значение растений

Слайд 17

Сырье для промышленности

Слайд 18

Литература 314159.ru › ebio.htm – электронный учебник по биологии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поле чудес: "Путешествие в макромир" Автор: Фролова Татьяна Геннадьевна, учитель биологии и химии, МБОУ Ильинская СОШ Красногорск, Московская область. 2021г. Урок- игра по общей биологии

Слайд 2

Х О М О Р Ы М О С 1 тур

Слайд 3

Х О М О Р Ы М О С 2 тур

Слайд 4

Х О М О Р Ы М О С 3 тур

Слайд 5

Х О М О Р Ы М О С ФИНАЛ

Слайд 6

Х О М О Р Ы М О С СУПЕРИГРА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии Автор: Фролова Татьяна Геннадьевна, учитель химии и биологии МБОУ Ильинская СОШ Красногорск Московская область 2021г Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный hw@lemitec.de

Слайд 2

Какие свойства живых систем отображены на серии рисунков 1–5? 1) раздражимость и самовоспроизведение 2) саморегуляция и ритмичность 3) обмен веществ и превращение энергии 4) рост и развитие

Слайд 3

Рассмотрите микрофотографию плесневого гриба- мукора. Что у этого гриба содержится в черных шариках? 2) вода с минеральными солями 1) питательные вещества 3) микроскопические споры 4) микроскопические семена

Слайд 4

На рисунке изображена ловчая сеть. Какое животное использует её для поимки жертвы? 1) виноградная улитка 2) паук крестовик 3) рак отшельник 4) стрекоза решетчатая

Слайд 5

На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено правое предсердие? 1) А 2) Б 3) В 4) Г

Слайд 6

Содержание какого витамина в первую очередь пополняется за счет потребления человеком изображенных фруктов? 1) D 2) С 3) А 4) В1

Слайд 7

На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена кость, защищающая зрительную зону коры головного мозга? 1) А 2) Б 3) В 4) Г

Слайд 8

На рисунке изображен отпечаток археоптерикса. Он является ископаемой переходной формой между древними 1) птицами и млекопитающими 2) пресмыкающимися и птицами 3) пресмыкающимися и млекопитающими 4) земноводными и птицами

Слайд 9

Какую функцию выполняет клетка внутреннего слоя тела гидры, изображённая на рисунке? 1)выделяет в кишечную полость пищеварительный сок 2)образует промежуточные клетки 3)формирует половые клетки 4)поглощает и переваривает частицы пищи

Слайд 10

Какая система органов плоского червя -планарии – обозначена на рисунке вопросительным знаком? ? 1) выделительная 2) половая 3) нервная 4) пищеварительная

Слайд 11

Клетка, изображённая на рисунке, выполняет в организме человека и животных функцию 1) защитную 2) секреторную 3) проведения возбуждения 4) транспорта веществ

Слайд 12

. Какую из перечисленных функций выполняет изображенный на рисунке органоид клетки? 1) синтез белка 2) выделение 3) фотосинтез 4) дыхание

Слайд 13

Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке? 1) Моховидные 2) Голосеменные 3) Покрытосеменные 4) Хвощевидные

Слайд 14

Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде? 1) летающими насекомыми 2) мышевидными грызунами 3) твердыми плодами 4) зелеными побегами

Слайд 15

Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен рабочий орган? 1) 1 2) 2 3) 4 4) 5

Слайд 16

На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена кость, защищающая слуховую зону коры головного мозга? 1) А 2) Б 3) В 4) Г

Слайд 17

Каким критерием вида из числа перечисленных вы воспользуетесь, определяя видовую принадлежность изображенных на рисунках животных? 1) этологическим 2) физиологическим 3) экологическим 4) географическим

Слайд 18

Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа . Чему будет равна относительная скорость фотосинтеза, если концентрация углекислого газа в воздухе теплицы будет составлять 0,03%? По оси x – отложена концентрация углекислого газа, а по оси у – относительная скорость фотосинтеза. 1) 10 2) 18 3) 25 4) 32

Слайд 19

На каком рисунке изображена митохондрия? 1 2 3 4

Слайд 20

Какой буквой на рисунке обозначен отдел мозга, в котором располагаются центры речи человека? 1) А 2) Б 3) В 4) Г

Слайд 21

Закончите составление текста на тему «Строение глаза», в котором даны первое (1) и последнее (10) предложения. Расположите приведенные восемь предложений в такой последовательности , чтобы текст получился логически связным. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Слайд 22

1. Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата . 10. В ней находятся фоторецепторные клетки – палочки и колбочки . 2. Передняя часть склеры образована прозрачной роговицей 3. Ее цвет определяется составом и количеством пигментов 4. Глазное яблоко лежит в глазнице 5. Следующую оболочку, выстилающую глазное дно, называют сетчаткой. 6. Оно имеет форму шара и состоит из трех оболочек и внутреннего ядра . 7. Наружная оболочка называется белочной, или склерой 8. Средняя оболочка называется сосудистой, а ее передняя часть – радужкой 9.Она защищает внутреннее ядро и сохраняет его форму 14679283510 Проверка

Слайд 23

Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните. Проверка

Слайд 24

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3б Элементы ответа : 1) на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови); 2) в основе газообмена лежит диффузия –проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением; 3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б). Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки 2б Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Слайд 25

Какие элементы строения наружной клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют? 1 2 3 Проверка

Слайд 26

Элементы ответа: 1 – молекулы белков, они выполняют функции: структурную и транспортную; 2) 2 – бимолекулярный слой липидов, отграничивает внутреннее содержимое клетки и обеспечивает избирательное поступление веществ; 3) 3 – гликокаликс (гликопротеидный комплекс), обеспечивает соединение сходных клеток, выполняет рецепторную (сигнальную) функцию.

Слайд 27

Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры? А Проверка

Слайд 28

Элементы ответа: буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань; 2) сосуды обеспечивают транспорт воды в листья; 3) ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы ;

Слайд 29

Презентация использует макрос Drag and Drop, созданный hw@lemitec.de Литература Интерактивная презентация - тест составлена по КИМ для подготовки к экзамену по биологии

Слайд 30

Успехов и удачи в изучении биологии!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Цитоплазма. Клеточная оболочка» БИОЛОГИЯ Фролова Татьяна Геннадьевна, учитель химии и биологии МБОУ Ильинская СОШ Красногорск Московская область 2021г. 10 класс

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть основные части клеток – клеточную оболочку и цитоплазму, их строение в связи с выполняемыми функциями.

Слайд 3

ЗАДАЧИ: Образовательные: Закрепить умение пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений. Развивающие: Развивать основы творческой деятельности учащихся . Воспитательные: Выработать коммуникативные навыки при работе парами.

Слайд 4

План урока 1. Проверка знаний. 2. Строение цитоплазмы. Строение и функции оболочки. Изучение нового материала. 3. Лабораторная работа. Закрепление нового материала. 4. Домашнее задание . 5. Рефлексия. Итоги урока.

Слайд 5

Назовите основные положения клеточной теории. 2. Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов. Вспомним!

Слайд 6

Цитоплазма. Цитозоль - основное вещество цитоплазмы В состав цитоплазмы входят белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие органические и неорганические вещества. Воды 60-90%. В цитоплазме находятся различные органоиды и включения .

Слайд 7

Циклоз - постоянное движение цитоплазмы. Это характерная особенность цитоплазмы. Если нет движения -клетка гибнет. В цитоплазме протекают все процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов. Цитоплазма.

Слайд 8

Оболочка Плазмалемма - плазматическая мембрана (прилегает к цитоплазме). На поверхности плазмалеммы образуется наружный слой. У животных он называется гликокаликсом (образован гликопротеинами и гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка , образованная волокнами клетчатки (растения), и хитином (грибы).

Слайд 9

Оболочка Поры Функции мембран : отделяют содержимое клетки от внешней среды ; регулируют обмен веществ между средой и клеткой; на мембранах протекают многие химические реакции в клетках.

Слайд 10

Диффузия процесс при котором вещества перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой. Фагоцитоз - захват и поглощение крупных частиц. Пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью . Оболочка

Слайд 11

Лабораторная работа по теме: “ Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса Цель работы: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Слайд 12

Задания к лабораторной работе: Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 3-4 клетки. 2.С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду. 3. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения. Зарисуйте объект. 4. Нанесите несколько капель воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны бумагой, смывая раствор соли.

Слайд 13

! Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?

Слайд 14

ПЛАЗМОЛИЗ – отделение пристеночного слоя цитоплазмы от плотной оболочки растительной клетки, под действием гипертонического, по отношению с клеточному соку, раствора. Плазмолиз

Слайд 15

Изучить § 8. Учебник «Общая биология» под редакцией 10-11. Д.К.Беляева». Ответить письменно на вопросы лабораторной работы. Домашнее задание Удачи!

Слайд 16

Уроки биологии в 10-11 классах. Пименов А.В. Учебник «Общая биология» под редакцией 10-11. Д.К.Беляева». «Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986. Ресурсы интернета: http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=1116177 http://www.bsu.ru/content/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14700/index.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4301/ - ПЛАЗМОЛИЗmembranes.nbi.dk/.../News_engl.html Литература