Материалы для конкурса "Учитель года-2015"

Давыдова Наталия Ивановна

Здесь представлены материалы для муниципального этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства "Учитель года-2015"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель я! Моя задача - решить вопрос и дать ответ, 
И детям посулить удачу, познания раскрыть секрет. 
Вхожу я в класс, и сердце бьется; "Надеюсь, верю и люблю!" 
И эти три святые слова душе ребенка отдаю. 
Учитель я! И званье это - предназначение судьбы, 
Великий дар, сиянье света, осуществление мечты!

Школа… Она всегда оставляет свой след в жизни каждого человека. Я помню свой первый учительский день, когда вошла в родную школу. Страшно, боязно!  Я - вчерашняя ученица, а сегодня   должна быть наравне со своими учителями!? Детвора, раскрыв глаза, рассматривала меня. Уверенность пропала сразу. Для чего я здесь?

Может быть, для того, чтобы реализовать мечту своего детства…  Вспоминаю свои «первые уроки» перед куклами и неиссякаемое желание научить их тому, что сама узнала в первые дни учебы в школе.

А, может, все дело в том мире, в котором я с детства жила: учитель папа, учитель – сестра. Особенно ярко помню восторженные глаза учеников своей сестры, вчерашней студентки педвуза, ее интересные рассказы о том, как прошел рабочий день. Сейчас понимаю, что именно тогда мое желание стать учителем окончательно утвердилось, поскольку уж очень захотелось испытать на себе взгляды пытливых учеников, получить ощущение того, что я нужна детям, интересна им как личность, заслужить уважение и любовь.

И вот я учитель. Какой я должна стать? Какой хочет видеть меня ученик, родители моих учеников? В чём моя миссия как учителя?

Заветная  мечта каждого творчески работающего педагога – научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся  дальнейшая жизнь его стала непрерывным открытием. И если ты учитель физики, то  гораздо ближе находишься к  исполнению этой мечты, потому что  есть  возможность создавать условия для познания физики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира.

Когда семиклассники первый раз приходят на урок физики, они задают много вопросов. В том числе такой: «Физика – это очень трудный предмет?». Скорее, это даже не вопрос, а утверждение. «Что вы, это очень интересный предмет!», - так я отвечаю ребятам. И начинается рассказ о физических явлениях, которые наблюдали дети: о яркой радуге, о каплях росы на траве, о весенней капели, о неистовой летней грозе. Глаза ребят загораются – разве это изучают на уроках физики? И нет равнодушных, ребята смотрят во все глаза и слушают, затаив дыхание.

Стремлюсь показать ребятам на уроках, как интересен научный поиск, какое удовлетворение приносит человеку обретение новых знаний, собственное наблюдение и осмысление каких-либо явлений, удачное выполнение эксперимента, красивое решение задачи…    

В суете нашей жизни, за чередой сменяющих друг друга дней, сквозь модернизацию и инновации хочется пристальнее взглянуть на себя, прислушаться к голосу своего сердца: правильный ли путь я выбрала для себя – путь учителя? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Как говорил В.О. Ключевский: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Проработав 15 лет, я осознаю, что люблю своих учеников, стараюсь быть внимательной к каждому ребенку, поддерживая его в трудную минуту. Пройдут годы учебы. Что ждет сегодняшних школьников на дороге жизни? Сказать трудно, практически невозможно. Важно лишь одно, пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, им пригодятся, помогут обрести место в жизни.

Ещё со студенческих времён мне запомнились слова педагога-гуманиста Ш.Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Каждое утро с радостью вхожу в класс, где меня встречают мои ученики. Звенит звонок - и ко мне обращаются взоры моих учеников с любопытными, верящими, добрыми глазами. Они много от меня ожидают. Я чувствую ответственность перед ними. Мне доверяют самое дорогое – своих детей – и родители. И я стремлюсь оправдать то доверие, которое дарят мне мои ученики и их родители.

Счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. Могу с уверенностью ответить: «Да! У меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня - дети, и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот».

Годы работы в школе - это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Опираясь на свой  опыт, могу  сказать:  для того  чтобы быть хорошим учителем, одного желания и старания мало.  Надо терпеливо и последовательно  овладевать педагогическим мастерством, изучать индивидуальные особенности школьников, предвидеть возможные учебные затруднения. И я учусь. Учусь всегда, учусь везде, чтобы сдавать ежедневный экзамен «на УЧИТЕЛЯ».