Победитель в XVI Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» 2016г.

Чередникова Ирина Валерьевна

 

Электронные образовательные ресурсы в коррекционной деятельности учителя-логопеда

http://rostov.ito.edu.ru/2016/section/233/99640/in...

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»» функционирует на протяжении 52 лет и является единственным учреждением в Южном федеральном округе для детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В школе обучается 184 ребенка из них 113 детей инвалидов, 17 – обучается на дому. С сохранным интеллектом обучается 104 воспитанника и 80 детей с умственной отсталостью.

Как известно, у детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Это связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур.

В нашей школе логопедической помощью охвачено 120 воспитанников с различными речевыми патологиями, для них характерны не только трудности в актуализации и использовании речевых средств, но и нарушение коммуникативной функции в целом.

Основной целью логопедической работы с нашими детьми является развитие речевого общения, которое позволит им в дальнейшем успешно социализироваться в современном обществе.

 Информационные технологии в образовании – это дополнительные возможности работы с детьми с ОВЗ. Применение компьютерной техники, позволяет сделать занятия привлекательными и по-настоящему современными, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Для развития и коррекции речевых нарушений у воспитанников с сохранным интеллектом, творческим коллективом учителей-логопедов школы-интерната «Восхождение» было разработано электронное учебное пособие по изучаемым лексическим темам, c возможностью их использования на компьютере, интерактивных доске, дисплее и планшете.

При конструировании данного пособия в качестве основных принципов мы заложили: дозированность учебного материала, активность самостоятельной работы и контроль усвоения материала.

Содержание пособия подразделяется на 4 темы: лексика, грамматика, связная  и письменная речь. К каждой теме подобрали определенное количество игр и заданий, соответствующих возрасту и развитию воспитанников с ОВЗ.

Все упражнения пособия построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями пособия. Предусмотрена разнообразная и дозированная смена видов деятельности, для поддержания интереса детей.

Функциональные возможности нашего пособия позволяют осуществлять обратную связь с воспитанником. При выполнении  каждого упражнения осуществляется не только проверка полученного ребенком результата, но и разъяснение правильного решения в случае ошибки. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде определенных символов, исключающих субъективную оценку.

Красочными и яркими заданиями наполнили тему «Лексика». В этих играх дети учатся собирать пазлы, подбирать правильные картинки к определенной теме, выбирать «лишнее», находить «отличия», сортировать по размеру, гулять по лабиринтам и многое другое.

В теме «Связная речь», воспитанник может выбрать одно из предлагаемых заданий: составь предложение по модели, расширь предложение - используя дополнительные зрительные опоры, вставь слова в рассказ, где слова замещены предметными картинками, опиши предмет по модели и т.д.

Электронное учебное пособие по лексическим темам отличается простотой в управлении. Оно имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Основное управление на компьютере или электронной доске происходит при помощи манипулятора (руки, маркера) или мыши, но при необходимости может дублироваться клавишами клавиатуры. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются в процессе работы.

 

Наводя мышкой на соответствующую иконку в содержании, ребенок выбирает нужную тему или игру, то есть занятия по учебному пособию не обязательно должны быть последовательными. Таким образом, наши воспитанники становятся активными участниками коррекционного процесса, зачастую не подозревая этого. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяя материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает нам устранить многи

е препятствия их индивидуального восприятия.

Разработанное электронное пособие позволяет нам, активно использовать его на индивидуальных логопедических занятиях, разнообразить их, широко использовать метод наглядности, повышать мотивационную активность воспитанников.

Реализуя данное пособие, мы отмечаем такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность и многофункциональность. В итоге, наши воспитанники становятся не только зрителями иллюстративного материала, но и активными участниками всех заданий. Благодаря информатизации нашего общества, они быстро и с огромным удовольствием осваивают компьютер, манипуляции с мышью и на интерактивной доске.

Так же мы используем данное электронное пособие и как домашнее задание для обучающихся с ОВЗ на время каникул или болезни, предварительно консультируя их родителей.

Коррекционный процесс у детей с ДЦП с различными речевыми патологиями растягивается на годы. Но планомерная и систематическая работа по коррекции устной речи, в том числе с использованием разработанного пособия даёт положительный результат. И диагностика развития речи воспитанников, позволила нам  это выявить.

В ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате «Восхождение» работает сильная команда учителей-логопедов, которая обеспечивает детям с ОВЗ  развитие по восходящей, т.е. «восхождение».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon noyabr_16.pdf1.2 МБ
PDF icon noyabr_2016.pdf660.67 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: