статья "Необходимость инновационных подходов организации оздоровительной работы в ДОУ"

Рассматривается важность создания условий обеспечивающих физическое и психическое здоровье ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinzhalieva_r.s.odt17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование необходимости инновационных подходов организации оздоровительной работы в дошкольном учреждении

Кинжалиева Ралина Сайфулловна

Астраханская область, Приволжский район,

с. Растопуловка, ул. Придорожная 7 а

инструктор по физической культуре

МБОУ «СОШ им. Джанибекова с. Растопуловка»

ralina_k@mail.ru

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В ней подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения- одна из главных стратегических задач развития России. Хотя деятельность образовательных учреждений в этом направлении регламентируется и обеспечивается целым рядом нормативно- правовых документов, качество детского здоровья и вместе с тем показатели заболеваемости продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней. Характер стихийного бедствия приобретает подверженность детей ОРВИ и простудным заболеваниям, возрастает количество детей с явными признаками ожирения. Возрастает число детей, характеризующихся психологическим неблагополучием и нуждающихся в психокоррекции. В последнее десятилетие резко возросло количество детей с гастроэнтерологическими диагнозами и т. д.

Содержание физкультурно- оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по- прежнему оставляет желать лучшего. Реализация важнейших положений концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, курс правительства России на оздоровление ее граждан, активизировали поиск инновационных технологий оздоровительной деятельности. Оздоровительная деятельность ДОУ должна представлять целостную систему взаимосвязанных мероприятий различной направленности. Но следует помнить о том, что любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если она не будет совершенствоваться, обновляться и модернизироваться. Основаниями ее обновления являются многие факторы. К ним в первую очередь относятся: социально- экономические, экологические, культурные, уровень квалификации персонала, тенденции изменения характеристик здоровья воспитанников. Кроме того, следует учитывать общую направленность деятельности государства, региональной и муниципальной администрации в отношении здоровья подрастающего поколения и участвовать в реализации целевых государственных, региональных и муниципальных программ и тому подобных мероприятиях.

Общим методологическим принципом оздоровительной деятельности является системный подход к разработке и реализации оздоровительных программ.

К другим не менее важным методологическим принципам организации оздоровительной деятельности в ДОУ являются:

  • организация и управление оздоровительной деятельностью в дошкольном учреждении с позиций субъект- субъектного подхода. Он подразумевает наличие активной позиции и деятельности в отношении здоровья самих воспитанников;
  • учет динамики заболеваемости и качественной ее характеристики;
  • учет динамики физического развития и темпов прироста физических качеств;
  • учет динамики психического состояния воспитанников на протяжении определенных временных периодов;
  • учет экологических факторов окружающей среды, а также экологических факторов внутренней среды дошкольного учреждения;
  • учет образовательной программы, реализуемой в данном учреждении.

Комплексная система оздоровительной работы в ДОУ должна соответствовать «пирамиде здоровья общества», разработанной академиком Исхаковым. Фундамент этой пирамиды составляет психическое здоровье общества, которое, в свою очередь, является фундаментом его физического здоровья. Психическое и физическое здоровье вместе образуют фундамент социального здоровья, вершиной которого является нравственное здоровье.

Каждое направление оздоровительной системы («пирамиды здоровья») должно обеспечиваться реализацией специально разработанных программ.

Так, например, обеспечение психологического благополучия реализуется серией специальных мероприятий, затрагивающих среду пребывания, общение взрослых с детьми, организацию режимных моментов, образовательных занятий, досуга, специальных мероприятий медико- психологической направленности.

Обеспечение физического здоровья представляет собой пакет парциальных программ по организации : питания, закаливания, обучения движениям, создания условий для активизации самостоятельной деятельности детей, лечебно- профилактической работы, а также системы приобщения детей к культуре и традициям большого спорта. Цель этого направления пирамиды здоровья- воспитание и культивирование привычек и потребности в здоровом образе жизни.

Обеспечение ментального здоровья детей реализуется через серию развивающих занятий, направленных на созидание и имеющих сугубо прикладное практическое значение. Разумеется, эта программа включает в себя систему трудовых деятельностей, посильных возрасту детей и уместных в дошкольном учреждении.

Духовное здоровье детей формируется через приобщение их к сокровищницам культуры и искусства. Прежде всего детей необходимо знакомить с народными ремеслами, культурой, традициями своего края.

Задача нравственного здоровья личности направлена на становление у детей начал этического сознания и формирование предпосылок философского мировоззрения.

Каждая парциальная программа может быть реализована отдельно, без интеграции с другими программами. Но в этом случае она не сможет решить проблемы обеспечения гармоничного развития личности ребенка и не создаст фундамент здоровой личности для взрослого человека. Система оздоровительной работы будет действенной только при реализации комплекса составляющих ее программ.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

организация оздоровительной работы ДОУ требует изучения характеристик понятия здоровья, определения его базовой модели, в рамках которой будет выстраиваться оздоровительная деятельность. Основным методологическим подходом к организации оздоровительной деятельности в ДОУ является системный подход. Оздоровительная программа должна решать вопросы гармонизации здоровья ребенка и быть выстроена как интегрированная программа его жизнедеятельности в учреждении. Среда, общение, познавательная деятельность и т.д.- все должно обеспечивать формирование привычек здорового образа жизни, психологическое благополучие, духовное, ментальное и нравственное здоровье.

Литература:

  1. Алямовская В.Г. Оптимизация управления оздоровительной деятельностью в дошкольном учреждении.- Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2000.
  2. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации.- М.:Гном,2002.
  3. Алямовская В.Г. Материалы курса «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: инновационный аспект. М.: Педагогический университет «Первое сентября»2010.- 92 с.