сам себе психолог

на этой странице представлены полезные статьи для учителя, родителей и учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как справиться со стрессом

Стресс — результат взаимодействия человека и внешней среды. Следует помнить, что стресс охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Избежать стрессов, к сожалению, невозможно, и каждый из нас рано или поздно испытывает их. 

Профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Исследования, проведенные на выборке учителей начальных классов английских школ, показали, что более 72% учителей испытывали в своей работе стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс (FontanaD., 1995). 

Эмоции и чувства, по определению психологов, — это переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Наша несдержанность — бумеранг, который к нам же и возвращается.

В природе все целесообразно. Известно, что организм человека, испытывающего волнение, как бы настраивается на большую физическую работу. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление — это улучшает кровоснабжение мышц, в кровь выделяется необходимая для их питания глюкоза. Учтена даже возможность ранения и кровотечения — повышается свертываемость крови. Мобилизованы все возможные ресурсы, организм как бы призывает нас: "Действуй!" А человек покричал или в ярости побегал по комнате, и в результате все предшествующие физиологические реакции оказались ненужными. Не находя выхода, они способны причинить вред, нарушив отлаженный ритм деятельности внутренних органов и систем. Академик Павлов писал: "если не плачут глаза — плачут внутренние органы".

Повторяясь и достигая иногда большой интенсивности, подобные встряски, не имея выхода в последующем действии или эмоциональной разрядке, заставляют работать организм в напряженном ритме, но вхолостую и образуют "застойные" очаги в коре головного мозга. При таком напряженном режиме страдают, прежде всего, органы, ослабленные болезнями (их называют органами-мишенями).

Врачеватели древности, наблюдая зависимость заболеваний от того или иного настроения, предполагали, что чувства зависти и злости поражают органы пищеварения, вызывая язвенную болезнь, безутешное горе обостряет сахарный диабет, человек, испытывающий постоянный страх, заболевает тиреотоксикозом (поражение щитовидной железы).

Существует уникальный и очень простой метод, освоив который Вы сможете переключать свои мысли и направлять вслед за ними свои эмоции. Метод состоит из нескольких вполне самостоятельных способов изменения негативного эмоционального состояния, применимых в любой обстановке и в любое время:

  1. Произнесите про себя слово "Стоп!" Если хотите, можете мысленно прокричать.
  2. Если же мысленный приказ не помогает, носите с собой резинку и стягивайте ее на запястье в тот момент, когда произносите "Стоп!" Это очень помогает. Не думайте, что это смешно, глупее постоянно тратить свою энергию на бесполезные волнения.
  3. Всякий раз, когда вас начнут одолевать новые тревоги, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и при выдохе скажите себе: "Спокойно". Представьте что-нибудь очень неприятное и думайте об этом 10-15 секунд.
  4. Как только вы поймете, что именно вас беспокоит,
    крикните: "Стоп!" — и хлопните в ладоши (можно мысленно).
  5. Подумайте о чем-нибудь приятном.
    Используйте метод каждый раз, как только начнете думать о чем-нибудь неприятном, иначе тревожные мысли будут занимать вас все больше и больше и от них будет трудней избавиться.

Чтобы выработать привычку, выполняйте упражнение при каждом удобном случае. Это поможет избавиться от навязчивых мыслей и предотвратить стресс. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не доведете метод до автоматизма.



Предварительный просмотр:

ОТКРОЙ В СЕБЕ ПРОФЕССОРА

Уникальная методика поможет быстро запоминать большой объем текста и любой набор цифр, значительно увеличить скорость чтения, а выбор того или иного набора упражнений для тренировки поможет найти Вам свой стиль обучения. Навык эффективного чтения вполне достижим. Необходимы только методика и тренировка.

Средняя скорость чтения взрослого человека на русском языке составляет 180—250 слов в минуту (такова же и скорость быстрой устной речи). Через несколько недель тренировок скорость чтения можно увеличить в два - четыре раза, в зависимости от приложенных усилий и индивидуальных способностей.

Пределом возможной скорости чтения являются 800— 900 слов в минуту, а реальный ориентир 400—600 слов.

Суть эффективного чтения не в скорости как таковой, а в умении изменять манеру и темп чтения в зависимости от поставленных задач.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ

Сначала надо — изготовить упражнения. Для целей тренировки многократно читать небольшой и несложный текст. Каждое упражнение нужно иметь в шести — восьми вариантах. Мы приведем один из вариантов. В соответствии с образцами напечатайте упражнения на машинке или аккуратно напишите на отдельных листах бумаги.

Упражнения вам пригодятся только на начальной стадии обучения. В дальнейшем их заменят газетные и журнальные страницы.

Весь курс состоит из десяти часовых занятий. В промежутках между занятиями, пользуясь приобретенной техникой, ежедневно читайте не менее получаса.

Измерять скорость чтения надо перед началом занятий, а потом контролировать ее примерно раз в неделю. Для этого выберите какую-нибудь книгу, один раз подсчитайте среднее число слов на странице, а затем выбирайте из нее отрывки примерно по четыре-пять страниц (около тысячи слов) и засекайте время. Самостоятельно определить качество понимания прочитанного непросто, но в итоге и с этим можно разобраться.

ВЗГЛЯД НА СТРОКУ

Читающему человеку неосознанно кажется, что его взгляд плавно скользит по строке. На самом же деле во время чтения глаза движутся по строке скачками. Считывание информации происходит только во время фиксации взгляда. В этот момент человек воспринимает определенный интервал текста. От величины этого отрезка, называемого полем зрения, и зависит скорость продвижения по тексту. У нетренированного человека поле зрения обычно равно одному - двум словам. Специальные упражнения позволяют довольно быстро увеличить его до трех-четырех слов. Именно столько слов обычно умещается в газетной или журнальной колонке.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Возьмите простой текст (можно детскую книжечку) и разметьте ее следующим образом:

Вы   должны научиться чувствовать, как   движется

•        •        •        •

ваш взгляд во время тренировки. Эти упражнения

•        •        •

надо делать медленно   и тщательно. О   скорости

•        •        •

пока   думать рано. Старайтесь   попасть взглядом

•        •        •

в поставленную точку и сразу увидеть весь отрывок,

•                                           •

как     будто     открывая     диафрагму    фотокамеры.

УПРАЖНЕНИЕ 2

/ Попробуйте определить, / сколько слов / вам удается / воспринимать / за одну / фиксацию. / Однако, учтите / — эта величина / не задана жестко / она зависит от / структуры предложения. / Начинать строку / или фразу / мозг стремится / с одного слова /— еще один небольшой, / но явный / резерв для вас. /

УПРАЖНЕНИЕ 3

Теперь возьмите детскую книжку с крупным шрифтом и читайте ее уже без разметки. Комбинации длинных и коротких слов будут разнообразными: если соседние слова связаны по смыслу, то их легче воспринимать вместе. Представьте себе асфальт, покрытый лужами: опуская ногу, вам приходится выбирать сухое место, поэтому шаги получаются разной длины. Но вы должны научиться определять, где находится ваш взгляд — "в воздухе или на земле", движется он или стоит. Когда освоитесь, попробуйте увеличить "длину шага" или скорость движения — эти два варианта (попеременно) будут служить разминкой на первых занятиях.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Попробуйте определить размеры своей "зрительной рамки". Для этого возьмите любой однородный текст и постарайтесь, двигаясь по нему взглядом, как бы "разметить" его на слова в соответствии со своими возможностями. Фиксируйте количество слов, одномоментно попадающих в поле зрения, не читая их; смотрите как бы сквозь слова, отмечая лишь их контуры. Упражнение выполняйте в темпе, раза в два превышающем привычный для вас, по три-пять минут в середине занятия. Со временем вас может ожидать приятный сюрприз: чисто механической фиксации окажется достаточно для усвоения слов. Иными словами, если ваше восприятие станет более быстрым и как бы автоматическим, значит, читательская квалификация возросла.

ОСВАИВАЕМ МЕХАНИЗМ ЧТЕНИЯ

Попробуйте добиться, чтобы ваш взгляд перемещался сверху вниз по центру колонки.

Вначале придется нелегко — ваш взгляд будет упорно вырываться из-под контроля. Не смущайтесь, ведь вы хотите изменить стереотип, которым пользовались много лет. Время его перестройки может измеряться часами, а то и днями. Данная задача будет для вас основной в первой половине обучения.

Сначала убедитесь, что вам удается правильное чтение очень узкой колонки (взгляд, должен скользить, как кисть маляра по вертикальным штакетинам забора). Затем, воспользовавшись упражнением 6, расширяйте доступную вам колонку. Каждый текст читайте не менее двух-трех раз. Сначала как бы обозначьте движения глаз, а потом уж вчитывайтесь в содержание. Если что-то не отложилось в памяти, повторите чтение в том же режиме.

УПРАЖНЕНИЕ 5

На первых по-

рах неплохо,

 чтобы кто – ни-

будь наблюдал

 за движениями

ваших глаз.

 Наблюдающий

 Располагается

 напротив вас

 и следит, что-

бы ваш зрачок

 перемещался

 только вер-

тикально.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Вы

 може-

те не-

много

 Облегчить

 свою задачу.

 Проведите

 черту по сере-

дине колонки,

чтобы ваш взгляд

 скользил по ней.

 По краям колонки

 установите два

 цветных листа –

направляющие

 движение взгляда.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Психологический прием. Представьте себе, что ваши глаза могут передвигаться только вместе с головой; тогда при чтении вам придется поднимать и опускать голову. Напряжение мышц шеи поможет зафиксировать ваш взгляд на центре колонки.

В упражнении 6 ширина нижней колонки должна достигать в первой половине курса 18—24 знаков, во второй — 30—36 знаков. Как только ваш взгляд "сорвался" с центральной линии, возвращайтесь назад и старайтесь продвинуться как можно ниже.

В газетах и журналах текстовые колонки могут содержать 22 или 30 знаков. Найдите интересные для вас публикации в варианте, содержащем 22 знака, и начинайте работать с ними. Овладев чтением по центру колонки, надо приступать к практике: каждый день читайте в таком режиме два-три раза по 15—20 минут. Надо добиться нормального понимания, но для этого текст придется часто перечитывать.

Назовем чтение журнальной колонки упражнением «К». На занятиях его нужно выполнять в комплексе с другими упражнениями. В те дни, когда у вас нет занятий, это главное содержание вашей практики. Вот еще одно упражнение, которое должно помочь вам привыкнуть к новой технике, и растянуть "зрительную рамку".

УПРАЖНЕНИЕ 8

Установите текст подальше от себя и вглядитесь в крупное слово. Затем быстро переведите взгляд в нижнюю строку:

СОБЛЮДАЙТЕ

правила гигиены чтения.

СТАРАЙТЕСЬ

не тренироваться в транспорте.

ТРЯСКА

сильно утомляет глаза.

Человек способен одномоментно воспринимать не более пяти-семи объектов. В этом вы сами можете легко убедиться.

Напишите на листе бумаги несколько случайных букв. Воспринять и запомнить такую информацию без подготовки не так-то просто. Аналогично ряд из нескольких цифр мы воспримем как набор отдельных элементов, поскольку механизм их автоматического суммарного восприятия не задействован. Хотя не исключено, что у тех, кто регулярно сталкивается с цифровым материалом, может выработаться навык чтения подобных текстов.

УПРАЖНЕНИЯ С ЦИФРАМИ

Эти упражнения довольно эффективны. Уделяйте им на каждом занятии не менее 15—20 минут.

Каждую из приведенных таблиц надо начертить на плотной бумаге размером 20X20 см в нескольких вариантах. Таблица 1 должна по длине занимать всю машинописную страницу.

Таб. 1

6

37

751 

4338

24 486 

537 419

8

58        

335

4365

25 385  

757 211

4

42

221

6782

34 756  

 556 288

9

85  

758

3746  

21 452  

334 628

2

97

348

7532

38 459  

745 628

6

37  

476

4338    

96 836

537 419

3

26

 751  

2564

24 486  

225 647

Таб. 2

7

10

5

2

9

14

8

12

1

5

5

15

4

11

13

13

3

3

Таб. 3

9

5

11

33

50

13

64

20

1

14

85

28

7

15

3

19

16

10

17

6

9

18

4

8

81

УПРАЖНЕНИЕ 9

Проведите взглядом по центру одной из колонок таблицы 1, стремясь обнаружить подчеркнутую цифру. Начинайте с первой колонки, потом постепенно усложняйте задание. Если к концу занятий вы справитесь с пяти -шестизначными числами,— это будет блестящий результат.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Последовательно отыщите все цифры в таблицах 2 и 3 по принципу идеального чтения: одна цифра — одно движение взгляда сверху вниз.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Зафиксируйте одну цифру в таблице 2 или 3; удерживая ее краем глаза, ищите следующую. Зафиксируйте одновременно обе цифры и, оставляя в поле зрения последнюю, ищите следующую и так далее. Это упражнение позволяет вывести поле зрения из горизонтальной плоскости.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Ищите в таблицах 2 и 3 одновременно две последовательные цифры, фиксируйте их взглядом, а затем ищите две следующие. Взгляд по-прежнему должен двигаться только по вертикали.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Закройте таблицу 3 листом бумаги. Откройте ее на мгновение и попытайтесь зафиксировать взглядом одну строку. Затем мысленно воспроизведите ее. Начинайте с отдельных элементов: постарайтесь сначала увидеть по очереди все двойки или единицы, затем все однозначные числа, а потом и всю строку в целом. Для начала можно вырезать из бумаги шаблоны, в которых прорези будут соответствовать трем или шести клеткам таблицы. После того, как вы освоили вертикальное движение по узкой колонке текста и начали регулярно практиковаться, настало время наметить новый рубеж.

БОРИТЕСЬ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ

Субвокализация, или внутренняя речь,— еще один весьма существенный недостаток стандартного чтения. Взрослый человек обычно беззвучно проговаривает все, что читает. Таков стереотип, приобретенный в детстве. Если встречается трудный текст, его начинают произносить медленнее и даже вслух. Поскольку скорость проговаривания ограничена, темп чтения повысить не удается.

Бороться с проговариванием не просто. Если удается подавить внутреннюю речь, то зачастую теряется понимание прочитанного. Полностью отказаться от проговаривания не реально, да и не обязательно. Надо бороться не с внутренней речью, а с зависимостью понимания от нее, то есть учиться читать глазами.

Проговаривание — очень цепкий стереотип. Никакие уловки (повторять во время чтения отвлекающее слово, вести счет и так далее) здесь не помогают. Победой над внутренней речью можно считать ее частичное свертывание. Для этого можно воспользоваться методом "скоростного давления".

УПРАЖНЕНИЕ 14

Двигаясь взглядом по журнальной колонке (20—22 знака) в умеренном темпе, попробуйте сделать небольшое ускорение (на несколько строк) и потом опять вернуться к прежней скорости (быстрый шаг, прерванный прыжком). У вас должно возникнуть ощущение, что небольшой участок текста вы поняли, но просто не успели проговорить. Надо начинать с маленьких отрезков, иначе ваш "страж" (то есть программа восприятия текста) забьет тревогу и отключит понимание. Вначале можно сразу после ускорения остановиться и задним числом проговорить эти две-три строки.

Постепенно увеличивайте длину "прыжка" до пяти - десяти строк. Приучайтесь к движению с переменной скоростью; пытайтесь оторваться от своей внутренней речи на несколько мгновений, а потом дайте ей занять свое место. Свидетельством совершенства должно стать соответствие отрывков внутренней речи ключевым местам текста. Это будет означать, что, несмотря на быстрое движение по колонке, ваш "страж", занятый теперь нужным делом, успевает сразу же проводить первичную обработку материала. Работе с проговариванием надо уделять ежедневно по 15— 20 минут. В конце обучения эта задача станет основной.

РАСШИРЯЙТЕ КРУГОЗОР

Итак, вы читаете колонку шириной 20—30 знаков в идеальном режиме. Если круг вашего чтения — журналы и газеты, можно таким интервалом и удовлетвориться. Но если вы работаете в основном с книгами, то надо продолжить занятия.

Напечатайте текст пирамидой так, чтобы его основание по числу знаков приближалось к ширине книжной страницы. При чтении старайтесь продвинуться как можно ниже, следуя взглядом по центру. Широкие строки постарайтесь охватить за две фиксации. В таком режиме, с частично подавленной тренировками внутренней речью, книги можно читать довольно быстро.

УПРАЖНЕНИЕ 15

Это чисто тренировочное упражнение, которое позволит вам исследовать свои скоростные возможности. Выберите легкий, развлекательный текст и заставьте себя читать очень быстро — перелистывайте страницы книги каждые 15—20 секунд. Конечно, часть текста будет оставаться непрочитанной, но вы испробуете максимально возможную для вас скорость чтения.

УПРАЖНЕНИЕ 16

Попрактикуйтесь в реферировании текста — это крайне важно для эффективного усвоения материала. Связно и коротко изложить содержание прочитанного, уловить основные идеи и отбросить второстепенные детали — для этого тоже нужна практика. Чем ниже ваша читательская квалификация, тем важнее для вас развить этот навык. Попробуйте составлять письменные микрорефераты интересных для вас текстов, причем не длиннее нескольких предложений: краткость — обязательное условие. Вы убедитесь, как непросто точно и емко выразить то, что в общих чертах кажется понятным.

УПРАЖНЕНИЕ 17

Напишите такие

мини – тексты.

Ищите заго-

ловки в газете.

 Читайте за

один взгляд.

 Один взгляд

в центр абзаца.

 Компактный

заголовок

 находка

для вас

УПРАЖНЕНИЕ 18

Изготовьте подобные рисунки. Фиксируйте взгляд в центре, понемногу уменьшая время экспозиции. Потом закройте рисунок листом бумаги и запишите цифры по памяти.

Рис. 1

УПРАЖНЕНИЕ 19

Ищите последовательно цифры в таблице 4 следующим образом: одна цифра — один взгляд в центр таблицы.

Таб.4

2

7

5

9

4

1

6

3

8

УПРАЖНЕНИЕ 20

Читая узкую журнальную колонку по центру попробуйте чередовать плавное движение взгляда с прерывистым — по фрагментам в две-четыре строки. Кстати, чтение даже минимальными фрагментами — прекрасный способ борьбы с проговариванием.

ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОСМАТРИВАНИЕ

Допустим, вам нужно внутри большого текста найти определенные цифры, имена, факты. Установка может быть различной. И тут, воспользовавшись техникой эффективного чтения, можно прибегнуть к просматриванию. Попробовав это сделать, вы легко убедитесь в том, что работу по отбору информации при просматривании мозг способен выполнять автоматически, надо только "запустить программу". Когда в поле вашего зрения попадает нужная информация, "страж" переключит фокусировку, и перед глазами встанет искомая цифра или слово.

УПРАЖНЕНИЕ 21

Возьмите сложный текст, насыщенный фактическим материалом. Начните с простейшей задачи: определите за 5—10 секунд количество цифр на странице, а затем проверьте себя. Не пытайтесь читать текст — лишь скользите по нему взглядом. Постепенно усложняйте и расширяйте задачу. Вы можете искать числительные, написанные словами; названия малознакомых предметов; упоминания об определенных вещах; обо всем, что имеет отношение к некоторой теме. Когда вы освоитесь с такими заданиями, попробуйте вырабатывать установку не только на факты, но и на определенные идеи. В этом случае просматривайте небольшой текст (примерное время — 15—20 секунд на страницу) и, опираясь на ключевые слова, напишите его реферат. Потом проверьте себя: правильно ли вы выделили основные мысли.



Предварительный просмотр:

Экзамены на "ОТЛИЧНО"

Выпускные экзамены в школе, вступительные в институт приходятся на самую прекрасную пору - лето. Но выпускникам и абитуриентам совсем не до красот природы. Хотя … дары природы могут значительно помочь в этом трудном деле.

Мозг  потребляет 20%  всей энергии, получаемой с пищей! Нервные клетки не могут правильно функционировать без ВИТАМИНОВ ГРУППЫ В и НИКОТИНОВОЙ КИСЛОТЫ – ВИТАМИНА РР. «Ищите» их в рыбе и бобовых, крупах (особенно гречневой, пшенной, овсяной), хлебе из муки грубого помола, яйцах, молочных продуктах, картофеле, дрожжах.

Включая в рацион РЫБУ, вы поставляете своему организму помимо витаминов полинасыщенные жирные кислоты - они оказывают благоприятное воздействие на мозг, повышают способность воспринимать информацию. Особенно много этих кислот в сельди, треске, тунце, карпе, угре, сардинах. Такие же соединения есть и в плодах авокадо и орехах.

ОРЕХИ помогают снять утомление при тяжелой и длительной умственной работе. Если вам предстоит трудный день, захватите с собой пакетик фисташек, арахиса, миндаля.

Улучшают умственную деятельность КАЛИЙ и КАЛЬЦИЙ, которые «прячутся» в кураге, изюме, печеных яблоках, йогурте, твороге и других молочных продуктах.

Часто приходится слышать, что мозгу необходим сахар. Это верно! Но кусочек сахара много пользы не принесёт: он хоть и быстро усваивается, но столь же быстро «сгорает»  в организме. Зато ПОЛИСАХАРИДЫ - комплексные соединения сахара, содержащиеся в черном хлебе, орехах, рисе, горохе, фасоли, действительно помогут поднять умственную работоспособность на несколько часов.

Хотите усилить способность к концентрации внимания? Включите в свое меню блюда из КРЕВЕТОК, КАЛЬМАРОВ, КРАБОВ, которые, препятствуя образованию тромбов, улучшают кровоснабжение мозга. Если вы не

любитель морепродуктов, замените их луком. Обычный РЕПЧАТЫЙ ЛУК успешно справится с той же задачей.  

Вам предстоит что-то выучить наизусть? Перед тем как приступить к  «зубрежке», съешьте тарелку тёртой  моркови, заправленной сметаной или маслом.  МОРКОВЬ, а точнее провитамин А,   активизирует обмен веществ в мозге, улучшает и обостряет память, облегчает запоминание.

Стимулирующе действуют на нервную   систему ИМБИРЬ и ТМИН.  Перед экзаменом,  важной деловой встречей или совещанием пожуйте немного имбиря или выпейте тминного чая (2 чайные ложки зёрен на чашку).
Часто сосредоточиться мешает нервозность. Самый простой способ избавиться от неё – съесть что-нибудь вкусненькое. Антистрессовое действие оказывает
 шоколад, но, увлекшись этим «лекарством», вы рискуете набрать вес. Более безопасный способ поднять настроение, унять тревогу и «предстартовое» волнение - поставить перед собой не коробку с конфетами, а тарелку с КЛУБНИКОЙ, обладающей свойством снимать стресс.   Клубника благодаря своему свойству снимать стресс получила за рубежом название ягоды менеджеров. Бодрость и уверенность в себе вселяет БАНАН. В не содержится серотонин, который называют гормоном удовольствия, и тирозин, улучшающий способность к творчеству и концентрации внимания.

Воспользуйтесь этими советами – и вы в отличной форме для сдачи экзаменов. А если вас беспокоит недостаточная подготовленность, можно посоветовать  МЕТОДИКУ ВОЛЬФА МЕССИНГА, которая помогла десяткам тысяч студентов.

Если вы хотите сдать экзамен как можно лучше, для этого вовсе не обязательно знать как можно больше. Важно дать не исчерпывающие ответы, а такие, какие хочет услышать от вас конкретный экзаменатор.  Поэтому следует иметь четкое представлений об объеме требований!  Как минимум - изучить программу курса или список вопросов (билетов). И еще неплохо владеть основной терминологией предмета. Этих двух условий, как правило  достаточно, чтобы выплыть на любом учебном экзамене (иногда достаточно выучить только основные термины).

При грамотном построении диалога экзаменатор дальше сам вам все расскажет. Самое главное - заставить экзаменатора думать о вашем билете, а дальше просто наблюдайте за ним. Вначале выскажите общее положение по какому-то из вопросов и сделайте маленькую паузу: как среагирует принимающая сторона? Если реакция положительная (небольшой кивок головы, легкая улыбка и даже благосклонно-заинтересованная поза) - значит, вы движетесь в верном направлении: начинайте уточнять. Если реакция на ваше первое высказывание отрицательная (экзаменатор слегка нахмурился, насторожился и т п.) – значит, нужно развивать мысль в другом направлении. Таким образом, вы словно ведете экзаменатора по вашей теме, и он сам вам подсказывает, куда идти.

Конечно, способ на первый взгляд непростой (иные могут посчитать, что проще вызубрить). Но стоит только попробовать, и первый же успех покажет вам, как это легко и эффективно.

В процессе подготовки необходимо изучить не только сдаваемый предмет, но и особенности личности экзаменатора. Студенты делят преподавателей по способу приема экзаменов на несколько типов.

Тип «ДОТОШНЫЙ». Как правило, такой преподаватель требует ему все «вывести и уточнить», Если вы цитируете ему какое-то определение – будьте готовы повторить слово в слово, как в учебнике. Такого преподавателя трудно раскачать на беседу, поэтому можно детализировать отдельный вопрос до бесконечности. В конце концов, преподаватель вообще забудет, с чего вы начали, и увлечется мелочами.

 Тип «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ». Вообще, это просто крайне демонстративный человек. Ему мало того, что вы знаете его предмет - важно, чтобы вы показали, как вы этот предмет обожаете. Ответ в этом случае должен содержать как можно меньше сухих цифр и как можно больше увлекательных образов. А еще лучше - поведать такому преподавателю увлекательную историю о том, как знание его предмета помогло в жизни лмчно вам. Как правило, повышение оценки на балл обеспечено.

Тип «СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ». Такие преподаватели больше всего любят студентов, которые, беря билет, спрашивают: «Разрешите отвечать не подумав?» Конечно, студент в этой старой шутке всего лишь собирался отвечать без подготовки, но именно такой подход нужен скоропалительному преподавателю. Он, наверняка, высоко оценит ваши знания, если вы будете отвечать уверенным тоном, и самое главное - быстро.

Тип «ЭСТЕТСТВУЮЩИЙ». Такого важно не спутать с Дотошным: если последнему важны всяческие мелкие подробности - то первый потребует от вас прежде всего витиеватости языка и закрученности формулировок. И, лучше всего, если вы будете пользоваться терминологией именно конкретного преподавателя, особенностью именно его произношения (конечно, для этого нужно хотя бы периодически ходить на лекции). Только повторять преподавательские выражения надо абсолютно серьезно и даже с некоторым благоговением, а ни в коем случае не издевательским тоном.

Последовав этим советам, будьте уверены, что победа на экзамене Вам всегда обеспечена!



Предварительный просмотр:

СУПЕРПСИХОЛОГ

Узнать, что человек врет, вообще-то, легко. Каждый человек неосознанно, интуитивно чувствует фальшь. Но....не всегда верит сам себе и попадается в ловушку. Чтобы помочь вашей интуиции, необходимо знать, какие признаки указывают на врущего человека.

Когда человек говорит неправду, у него меняются движения, голос, даже цвет кожи, ведь в этот момент он вступает в конфликт со своими подсознательными моральными установками. Пытаясь понять, врет ли собеседник, помните, что исключения бывают из любого правила. И никакие пристальные наблюдения не смогут дать вам 100-процентной гарантии в том, что совпавшие признаки доказывают вину. Но существуют определенные физиологические состояния, мимика, речевые особенности, которые указывают на вероятность лжи.

РЕЧЕВЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Излишние уверения в собственной честности всегда должны настораживать. Если, например, ваш муж, рассказывая о неизвестно где потерянной месячной зарплате, пламенно восклицает: "Клянусь! Честное слово! Все происходило вот так...", то он лжет.

Допустим, вы пытаетесь получить от него какую-то нейтральную информацию, а он, отводя взгляд, роняет: "Не помню этого, не знаю, не могу ничего сказать, не понимаю, о чем идет речь", - насторожитесь: это свидетельствует о нежелании сказать правду.

Когда вам отвечают вопросом на вопрос или постоянно сбиваются с мысли, держат слишком длительные паузы, а вместо конкретного ответа пускаются в разбор никому не нужных деталей или освещают второстепенные вопросы, знайте: наверняка - лукавят!

Если во время разговора человек неожиданно встает и ссылается на неотложные дела или звонки, или жалуется на недомогание, то он всячески противится беседе.

В том случае, когда человек не чувствует за собой вины, он не станет сопротивляться выяснению обстоятельств дела. К примеру, ваш друг забыл о назначенной встрече из-за важного производственного совещания. Постарайтесь расспросить его о подробностях. Если "подозреваемый" невиновен, то будет отвечать на все вопросы, многословно оправдываться, перебивать вас, в подробностях рассказывая о происшедших событиях. Он будет держать руки ладонями кверху. Расслабленная поза без переплетенных рук, ног также свидетельствует о не-

избегать смотреть на вас или, наоборот, настаивая на своей версии, смотреть слишком долго и пристально; покусывать губы, рассматривать ногти; интенсивно курить;        его ноги беспокойно задвигаются, обовьются вокруг ножек стула, закинутся одна на другую, зашаркают по полу, а ладони рук спрячутся или "заплетутся" в замки (бессознательная форма защиты).

Если вы убедились в наличии большинства признаков лжи, немедленно заканчивайте беседу, легко прощайтесь и уходите навсегда.


виновности. Если же он причастен к ЧП, то вполне может отказаться разговаривать или быть крайне немногословным, так как лгуны обычно боятся сказать что-нибудь лишнее

СОМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ЛЖИ

Человек, который вынужден лгать в ответственный момент своей жизни, часто* испытывает подобные симптомы:

сухость во рту, желание постоянно пить воду;

дрожь в коленях;

подергивание лицевых мышц;

пересыхание губ;

сужение зрачков;

позыв к зевоте или кашлю;

изменение цвета кожи;

учащение дыхания;

убыстрение или сильное замедление речи. Впрочем, эти признаки указывают прежде всего на наличие стресса, который может возникнуть и по иным причинам.

СИЛА ВЗГЛЯДА

Бывает, что человек обладает хорошей фантазией и с большим чувством придумывает ситуацию, которой никогда в жизни не существовало. Тогда попросите его рассказать в подробностях о случившемся. Если он действительно видел то, о чем говорит, то посмотрит, вспоминая подробности, прямо перед собой, либо в левый верхний угол. Если же картина существует только в его воображении, то он будет смотреть в правый верхний угол.

Если человек нечестен с вами или что-то скрывает, то его взгляд во время общения практически не встречается с вашим.

МИМИКА И ЖЕСТЫ

Если же человек лжет, он начнет вести себя следующим образом:

ерзать на стуле или переминаться с ноги на ногу и суетиться;

теребить одежду, но не вашу, а свою: касаться во время разговора рта, носа, глаз; манипулировать предметами (переставлять солонку на столе, теребить кофейную ложечку, дергать скатерть и т.п.);