Самообразование.
«Формирование познавательного интереса у школьников на уроках иностранного языка».
( материалы из опыта работы учителя
английского языка Ефимовой Елены Викторовны)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….
Глава I Проблема познавательного интереса - актуальная
проблема психологии и педагогики. Анализ литературы
по данному вопросу.
1.1. Обоснование целей формирования познавательного интереса……………………………………………………………
1.2.Основания для формирования познавательного интереса как особого вида интересов человека……………………………………………………………
1.3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности……………………………………………………….
Глава 2 Организация исследования познавательных
интересов школьников.
2.1 Методика исследования………………………………….
2.2. Анализ результатов исследования…………………….
Глава 3 Источники формирования познавательных интересов
на уроках английского языка ( из опыта работы)…………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Приложения………………………………………………………………….
3
ВВЕДЕНИЕ
| Учение, лишенное всякого интереса и взятое |
| только силой принуждения, убивает в ученике |
| охоту к овладению знаниями. Приохотить |
| ребенка к учению гораздо более достойная |
| задача, чем приневолить. |
| К.Д. Ушинский |
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих личностей с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика. наносит ему большой вред в интеллектуальном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. ". Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: " …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам".
Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению.
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась к изучению проблемы формирования познавательного интереса на уроках английского языка.
Отсюда цель: выявить и изучить наиболее эффективные методы и приемы формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках английского языка, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Исходя из цели, я определила следующие задачи:
4
- изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;
- апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;
- в ходе работы использовать следующие методы исследования познавательных интересов:
- сочинение;
- анкетирование;
- интервью;
- наблюдение, педагогический эксперимент;
- проанализировать результативность проведенного исследования.
Объектом исследованиявыбрала процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках английского языка.
Выдвинула гипотезу:если буду создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, и, следовательно, качественному росту результатов обучения.
5
1.1. Обоснование целей формирования познавательного интереса. Развитие современного общества настоятельно требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания. Проблема формирования познавательного интереса - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, кроссворды, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников. Однако обилие научной литературы неизбежно ставит учителя перед вопросами: с 6. чего начинать? Какими критериями руководствоваться в процессе отбора и оценки нового? Как ориентироваться в огромном потоке педагогической информации? Какие научные идеи использовать в практической деятельности? Вот почему работая над проблемой, формирования познавательных интересов в процессе обучения, я опиралась на идеи и опыт педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы. Например, Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательных интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес, как один из важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами, она определяет этот интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
7 1.2. Основания для формирования познавательного интереса как особого вида интересов человека.
8
интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызывать, укреплять и совершенствовать познавательные интересы учащихся. Создание же внутренней среды при наличии в ней познавательного интереса всегда продуктивно для протекания деятельности, вызывает подъем сил учащихся. Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением. Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях.
Познавательные интересы формируются в школе. В учебном процессе осуществляется совместная, взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учение). Именно в процессе этой взаимообусловленной деятельности познавательный интерес укрепляется, развивается, обогащается.
10
1.3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.
Образовательная функция обучения, используя интерес к учению, в прочном союзе объективной значимости знаний и активных процессов сознания учащихся приобретает значительно более высокий результат и приносит удовлетворения деятельностью и учителю и ученику. Образовательная функция в учебном процессе осложнена не только широким фронтом информации, которую ученик должен осмыслить, осознать, но и процессом ее добывания, далеко не легким является напряженный процесс решения задач, которыми заполнен учебный день школьника. Интерес же снимает напряжение, усталость, утомленность, он как бы расчищает дорогу к знаниям, которые усваиваются и свободней, и легче. Не менее значительна роль познавательного интереса учащегося в функции развивающего обучения. Реализация воспитывающей функции обучения и выражена формированием многозначных, деловых и межличностных. В создании положительных, благоприятных отношений в учебном процессе познавательный интерес принимает непосредственное участие. Функция воспитывающего обучения проникает и в процесс общения между учащимися и учителем, между школьниками в коллективе. 11 явлений природы, событий обществ жизни, наблюдение с помощью учителя над словом, интерес к превращению языковых форм позволяют говорить о многосторонних интересах школьников. Обогащение кругозора школьников за пределами обучения вносит в их интересы значительные изменения и выводит за пределы учебных программ на широкую дорогу познания и жизни. И тем не менее, опираясь на эксперименты психологов в области обучаемости школьников, осуществляется обучение на обобщающей основе, т.е. на проведении учащегося к достаточно высоким уровням обобщения. И хотя не все в этой области оправдано в реальном процессе, все же поиск осуществляется и наукой и практикой. Феномен деятельности - наисложнейший. Многомерные исследования вскрывают неисчерпаемые ее возможности. Философы считают, что деятельность, особенности ее конструирования, подбор средств, мотивационно -побудительная сфера, внутри которой возникает деятельность; - все это невозможно "вычитать" в эффектах деятельности (В.С. Швырев) . Анализ учебно-познавательной деятельности и формирование на этой основе познавательных интересов позволяют в полной мере присоединиться к этой оценке. Целенаправленность деятельности учащегося в учебном процессе придает познавательному интересу продуктивный характер. Интерес, лишенный цели, не может иметь своей действенной реализации, он ситуативен , созерцателен и потому неустойчив, не подкрепляем продуктивными действиями. Осмысленность деятельности наполняет познавательный интерес высоким смыслом : научным, практическим, общественным личностным. Осознание деятельности, ее целей, содержания, способов вооружает плодотворных результатов, отчего укрепляется интерес и как мотив, и как личностное достояние. Исследованиями доказано, что самонаблюдение в процессе деятельности укрепляют познавательный интерес, поскольку, сравнивая свои результаты с результатами товарищей, школьник либо равняется на эталон ее у других, либо ощущает удовлетворение собственными успехами. И в том и в другом случае происходит преобразование способов деятельности, реально оцениваемых ее результатов. Эта характеристика деятельности обладает как внешними, так и внутренними побуждениями учения, укрепляющими познавательный интерес.
12
учебных действиях , вносит равнодушие в процессе в результате учебного труда, отчего учение приобретает для школьника характер неприятной навязанной ему утомительной работы. Ощущение перегрузки школьником рождается не столько непосильного объема заданий, столько от ощущения известности, будничности осваиваемого содержания, от скуки, беспрестанной навязчивости требований, "надо", "обязан", "открой книгу", "закрой книгу", "пиши"… Внутренне побуждение снимает утомление, усталость, ведет ученика к радости успешного труда, нейтрализует последствие учебной нагрузки. Больше того, за пределами уроков такие ученики посвящают свой досуг любимым предметам, познавательной и практической деятельности в области избранной дисциплины. Выбор книг, расширение круга чтения, специальные поиски источников пополнения знаний в интересующие области, опыты и наблюдения , свободный выбор внеурочных форм работы - все это показатели познавательного интереса ученика, способного нейтрализовать усталость от длительной работы. Нейтрализация состояния учебной перегрузки школьников, бесспорно, находится в руках учителя увлеченного, оснащенного знаниями психологии деятельности, творчества, интересов, потребностей.
13 Глава 2.
2.1. Организация исследования познавательного интереса у учащихся. На базе МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» проводилось исследование с целью определения познавательного интереса, мотивации и склонностей у учащихся. В исследовании участвовали 22 человека, учащиеся 7 класса. На констатирующем этапе эксперимента детям было предложено написать мини-сочинение (2-3 предложения) на тему «Мой любимый предмет» с целью выявить распределение интересов школьников по предметам. Анализ сочинений показал, что урок иностранного языка не пользуется особой популярностью у школьников. Так, в классе этот предмет назвали в качестве любимого урока 22% учеников (5 человек) Лидерами по количеству упоминаний оказались уроки физкультуры, математики , технологии и русского языка. Хотя процент увлеченности и этими предметами не высокий. Данные, полученные в ходе обработки сочинений, представлены в диаграмме: Далее испытуемым было предложено ответить на вопрос «Нравятся ли тебе уроки иностранного языка?» Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что уроки иностранного языка нравятся, но не всем учащимся. Лишь 55 %учеников (12 человек) ответили на вопрос утвердительно. Остальные школьники дали ответы: «не очень», «нет», «не знаю».
15
- нравится ли тебе внеклассная деятельность по предмету? Ответы свидетельствовали о том, что применение игровых форм работы, а также участие во внеклассной деятельности по предмету им очень нравится. На формирующем этапе эксперимента я провела в классе уроки с использованием дидактических игр и игровых ситуаций. Также в это же время по плану проводилась Декада по иностранным языкам, в рамках которой планировались конкурсы, внеклассные мероприятия и элективные курсы. Уже на подготовительном этапе работы чувствовалась заинтересованность учеников предстоящей работой . На протяжении всей опытно-экспериментальной работы мною была сделана опора на самостоятельность и активность учащихся. Я опиралась на мнение о том, что познавательный интерес порождает самостоятельность, но, в свою очередь, повышение самостоятельности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Так, большое внимание было уделено самоанализу правильности выполнения заданий. Детям была предоставлена возможность самостоятельного исправления ошибок еще до того, как зачитывались правильные ответы. На уроках ученики были более эмоциональны и активны, у них пробудилось желание активно участвовать в работе, даже самые стеснительные и робкие дети стали поднимать руки и пытаться ответить. Практически никто из ребят не отвлекался на посторонние раздражители, что также является значимым показателем наличия устойчивого познавательного интереса. Результаты анкетирования учащихся также свидетельствовали о том, что отношение детей к предмету изменилось в положительную сторону. |
16
2.2.Анализ результатов исследования.
По результатам исследования мною сделан ряд выводов и наблюдений. В основном при переходе в среднее и в старшее звенья наблюдается тенденция снижения познавательного интереса к учению. Это, как правило, ведет в дальнейшем к серьезным проблемам в обучении. Поэтому, возникает необходимость создавать условия для того, чтобы у учащихся познавательный интерес стал осознанным, определялся самим содержанием знаний. В сознании учащихся должна отпечататься сама динамика познавательного интереса: они должны не только знакомиться с предметом, а видеть его практическую целесообразность. Активизация познавательного интереса способствует совершенствованию всего учебного процесса. Под его влиянием учитель постоянно ищет новые резервы эффективности своей деятельности, проверяет надежность своего сложившегося опыта. В то же время в процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности ученика, его активная позиция и его творческое устремление. По моему мнению, приемов, при которых происходит развитие познавательного интереса, множество. К ним можно отнести и ситуации, в которых ученик должен:
- практиковать свободный выбор знаний,
-создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий,
-разнообразить деятельность, включать в познание элементы игры, внеклассной работы,
- создавать заинтересованность, формируя активную позицию.
17
Глава 3.
Некоторые приемы формирования познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о необходимости дальнейшей работы , способствующей развитию познавательного интереса.
В своей работе я постоянно применяю игровую деятельность, которая не только является одним из способов повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе, формированию познавательного интереса, но и позволяет преодолевать барьер неуверенности, повышает активность и желание общаться на языке. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, а ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Мои наблюдения показывают, что игра повышает эффективность урока только в том случае, если она была правильно организована.
18
При планировании уроков с использованием игры я учитываю физиологические и психологические особенности детей данного класса, трудности, с которыми учащиеся встречаются в ходе игры фонетические, лексические, грамматические), посильность игровых заданий, виды игровой деятельности, формы контроля.
В соответствии с системой обучения английскому языку на своих уроках я использую грамматические игры ( см. приложение №2), лексические игры (см. приложение №3) , фонетические игры ( см. приложение №4 ), игры с пословицами (см. приложение № 5 ), ролевые игры (см. приложение № 6 ).
Грамматические игры позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики: временные формы глаголов, порядок слов английского предложения, употребление модальных глаголов, употребление предлогов и тд. ( приложение №2).
Лексические игры помогают освоить орфографию английских слов, вспоминая их или комбинируя из предложенных букв или частей слова , проверить или пополнить свой словарный запас, определить свой диапозон знания лексики, и , может быть, расширить его ( приложение №3).
Игры с пословицами напомнят о том, что английский язык также богат и неисчерпаем, как и русский. ( приложение № 5 ).
Ролевые игры способствуют развитию речевых навыков и умений (приложение № 6 ).
Я считаю, что успех использования всех типов игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись предложенной ситуацией и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
19
Центральное место в работе по развитию познавательного интереса отвожу внеклассной деятельности, так как считаю, что овладение учащимися коммуникативной компетенцией невозможно без привлечения культуроведческого компонента, который содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на иностранном языке. В МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа № 1» ежегодно провожу декады по иностранному языку. В программу декады включаю конкурсы, викторины, праздники ( см. приложение № 7 ).
В своей деятельности для формирования познавательного интереса применяю метод проектов, который не только создает условия для развития коммуникативных навыков, но и помогает активизировать стремление ребят к контакту друг с другом. (см. приложение № 8 ). Известно, что проектная работа является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Мои дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым для них создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
20
Заключение.
| Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения английскому языку, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и трудоемкой работы, применяя разнообразные методы обучения . Целью описываемого исследования явились обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий применения дидактических игр, проектной методики, а также внеклассной работы по предмету для формирования устойчивого познавательного интереса школьников на уроках английского языка.
21 Список использованной литературы. | |
| ||
|
| |
1. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение,1986.
2. Матюшкин А.Н. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991.
3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание,1997.
4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1990.
5. « Современные требования к уроку» - Завуч – 2005.
6. Кошманова И. И. Игры со словами. – М. 1998.
7. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. – Иностранные языки в школе.- 2000.- № 1.
8. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе.- Иностранные языки в школе.- 2007.- №8.
9. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение,1981
10.Зимняя И.А. Теоритические вопросы обучения иностранным языкам . - Иностранные языки в школе.-1991 .- № 3.
11 Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования - Иностранные языки в школе.-2005 .- №8
12. Забрамная С. Д. Психолого – педагогическая диагностика.- М.: Владос, 1995.
13 Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Наука.-1960.
Приложения
Приложение2
Game.
Check the sentences. Correct all the mistakes you’ll find. Write your own variant below.
1. He love me very much.
2. Wich one you prefer?
3. I not know where he go.
4. This one is gooder than those one.
5. There is two cats in the gardern.
6. Were is the boy run?.
7. Why you look in me like that.
8. You must not to tell his.
9. The plants was in the garden.
10. There aren’t some eggs in the basket.
Приложение 3.
Game.
Word –Building.
Make up new words matching the nouns in the first column and the suffixes in the second one.
Mole ess
Duck hood
Just oid
Medic ship
Art er
Aster ice
Friend ine
Cult ist
Port ary
Lion cule
Child ling
diction ure
Can you write any other words that are made up by adding suffixes or prefixes to nouns?
Приложение 4.
Game.
I’m a funny little clown.
Эта игра способствует постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.
I’m a funny little clown.
I say, “Ah – oo – ee – oo.”
My mouth is open wide
When I say, “ Ah, ah, ah.”
I draw my lips far back
When I say, “ ee, ee, ee.”
My lips are very round
When I say, “OO –oo –oo.”
“Ah – oo – ee – oo.”
“Ah – oo – ee – oo.”
I am a funny little clown.
Приложение 5.
Broken Proverbs.
Match the parts of the proverbs.
1.It’s no use to cry 1. and learn.
2. Still water 2. the more you want.
3. Don’t count your chickens . without fire.
4. Out of sight, 4. spread diseases.
5. Make hay 5. and eat it.
6. Where is a will 6. there’s a way.
7. Easy come 7.is the best teacher.
8. Better late 8. do as the Romans do.
9. Don’t put the cart 9. is worth two in the bush.
10 All that glitters 10. is good news.
11 You can’t have your cake 11. and let live.
12. Experience 12. over spilt milk.
13. When in Rome 13 run deep.
14. A bird in the hand 14 before they are hatched.
15. No news 15 out of mind.
16. Live 16. while the sun shines.
17. The more you have, 17. than never.
18. Live 18. easy go.
19. There is no smoke 19 before the horse.
20. Coughs and sneezes 20. is not gold.
Приложение 6.
Урок - ролевая игра в 7 классе
по теме ”MyHobby” .
Приложение7.
Декада по иностранным языкам.
( презентация.)
Приложение 8.
Программа элективного курса
« Великобритания: что, где, когда?»
Приложение 1.
Рисунок 1. « Распределение интересов школьников по предметам».
Из 22 человек выбрали:
5 человек – иностранный язык,
7 человек – математика,
4 человека – технология,
4 человека – русский язык,
2 человека – физкультура.