Для вас, родители.

Халиуллина Елена Николаевна

Уважаемые родители моих учеников. Если эта страничка поможет вам лучше понять ребёнка, помочь ему, найти интересную тему для разговора, буду очень рада.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ.

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка
-
бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.; 
-
эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.; 
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятии, вместе смотрите учебно-познавательны программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.п. 

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п. 
3. Регулярно
знакомьте с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи. 

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их. 
5.
Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользваться знаниями. 
6.
Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении. 
7.
Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самим собой — это более обнадеживает. 
8.
В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону: уточняют, обсуждают, спорят. 
9. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи,
не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника. 
10.
Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам. 
11
. Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5—6-х классов должны работать до 2,5 часов, 7—8 — до 3, 8—9-х классов — до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребенок на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе. 
12.
Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.

3.1. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗОВЕТЕ РЕБЕНКА ОБЕДАТЬ, А ОН НЕ ИДЕТ?

Позовите еще раз, не сердясь. И еще раз. Ничего унизительного для взрослого в этом нет. К сожалению, ребенок не может бросить игру по первому нашему требованию: времени для того, чтобы переключиться с одного занятия на другое, ему нужно гораздо больше, чем взрослому. Если вы хотите, чтобы ребенок сел за стол вместе с вами, предупредите его минут за двадцать до того, как собираетесь обедать.

3.2. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ОБРАЩАЕТ НА ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ И ЗАПРЕТЫ НИКАКОГО ВНИМАНИЯ?

Ребенок не обращает на ваши замечания и запреты никакого внимания? Делайте их как можно реже. Попробуйте сосчитать, сколько их у вас получается за день. И сократите хотя бы до тридцати двух.

3.3. ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ВЫ, К НЕСЧАСТЬЮ, РАЗВОДИТЕСЬ?

Естественно, разрыв между супругами всегда связан с глубокими переживаниями. Но вы ни в коем случае не должны забывать, что самочувствие ребенка в этот тяжелый для него период во многом зависит от вас. Не стоит создавать в семье обстановку недомолвок, недоговоренности. Все это приводит к тому, что внимание ребенка к критической ситуации лишь усиливается фантазия разыгрывается. При отсутствии информации он начинает придумывать что-то еще более страшное, чем то, что происходит на самом деле. Ребенок должен чувствовать, что мама и папа готовы разговаривать с ним о том, что происходит в семье. Очень важно, чтобы дети могли выговориться, попереживать, если хочется, а то и поплакать. Главное, чтобы ребенок при этом чувствовал, что и отец и мать, оба хорошо относятся к нему, и он ни в коей мере не является поводом и причиной развода. Откровенный разговор становится тем более необходим, если возникают неизбежные изменения в жизни: переезд, размен квартиры, переход в другую школу. С детьми, даже самыми маленькими, следует обсуждать это так, как будто вы советуетесь с ними, пусть даже совет будет чисто символическим. Что и говорить, лучше бы всего "того избежать", но уж если жизнь так складывается, пусть сын или дочь чувствуют, что вы щадите и оберегаете их, но не имеете от них тайн, и никто из вас двоих, ни папа, ни мама, не стали любить их меньше.

3.4 НУЖНЫ ЛИ РЕБЕНКУ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ?

Карманные деньги — деньги, выдаваемые родителями ребенку на его мелкие расходы. Пока в нашем обществе существуют денежные отношения, необходимо и детей приучать к разумной трате денег. Дети приобретают такой опыт, делая покупки и расходуя карманные деньги. Уже 9-10-летним детям дают деньги на завтраки, тетради, карандаши и другие учебные принадлежности, на посещение катка, театра, кино и т. д. Ребенок сам планирует свои расходы и решает, что важнее купить, а от каких покупок следует воздержаться. Родители помогают ему в этом, избегая, однако, мелочной опеки, А. С. Макаренко пишет: "...надо так давать детям деньги, чтобы они могли тратить куда хочу — юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили свое желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу". Не следует давать детям деньги сверх надобности. Лишние деньги в неопытных руках мешают воспитанию скромности, бережливости и других положительных качеств. В некоторых семьях родители разрешают детям иметь копилки. Опыт показывает, что копилка развивает у детей дух накопительствах; стремясь ее наполнить, ребенок начинает соображать, каким путем можно их заработать, мыслит. И, самое главное, начинает задумываться о выгодном использовании этих денег. Не следует считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет. Постоянные ограничения развивают в ребенке повышенный интерес к деньгам, доверие этот интерес гасит. Самое главное — ребенок должен понимать, что деньги добываются трудом, и знать им цену. Доходчив и поучителен для детей пример старших. Если дети видят, что деньги, заработанные отцом и матерью, тратятся на нужды всей семьи, что каждый в семье думает не столько о себе, сколько о других, что расходы производятся продуманно, целесообразно, у них вырабатывается торможение, о котором говорит А. С. Макаренко, и развиваются хорошие черты характера.

3.5КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКИМ КУРЕНИЕМ?

Курение — очень вредная привычка. Выделяемый при курении никотин и другие яды отравляют организм, разрушают нервную систему, нарушают нормальное кровообращение, затрудняют дыхание, ослабляют память, снижают умственную и общую работоспособность. Тяжко сказывается курение на растущем детском организме, системы и органы которого еще недостаточно окрепли. Особенно неустойчивой является нервная система. На нее в первую очередь действует никотин. Ребенок делается раздражительным, рассеянным, забывчивым, жалуется на головные боли, плохо спит. Никотин оказывает отрицательное влияние и на пищеварение. У детей пропадает аппетит, появляется боль в желудке, может образоваться язва. Родители далеко не всегда понимают, что курение приносит гораздо больший вред, чем многие болезни, которым подвергается ребенок. Курение — это зло, и трудно перечислить все пагубные его последствия. В конце концов каждый курящий расплачивается за свою привычку здоровьем. Такие болезни, например, как туберкулез, рак легких, различные сердечные заболевания, бывают у курящих людей во много раз чаще, чем у некурящих. Виновниками того, что дети начинают курить, в большинстве случаев являются сами родители. Если отец курит, то и сын ему подражает, следует примеру старших.

В семьях, где родители не курят, и дети, как правило, не курят. В ряде случаев ребята начинают курить из желания казаться взрослыми. С большой тревогой относятся родители к болезням детей, с такой же тревогой они должны отнестись к стыдливым попыткам детей начать курить. Не допустить возникновения у детей этой вредной привычки, преодолеть первые признаки ее появления — должно быть заботой родителей. Если интерес к курению появился у ребенка как подражание родителям, то ради здоровья детей, не говоря уже о своем собственном здоровье, следует перестать курить. В этом случае разговор с детьми о вреде курения будет убедительным. Не просто запретить, а на собственном примере убедить ребенка в том, что курение не признак силы, а признак слабости, что сильная воля проявляется в умении преодолевать дурные привычки. И в заключение приведем пример, как педагогический такт родителя оказал влияние на юного курильщика. Мальчики-семиклассники, школьные приятели сидели на крыльце дома и курили отцовские сигареты. Зная, что дома никого нет, они, бравируя, позировали друг перед другом, "наслаждались" густым дымом. И так увлеклись, что не заметили возвращения с работы отца.

Когда он их поймал на горячем, делать было нечего, оставалось только сдаваться с поличным. Но стыд поборол рассудок, и они сорвались с места и убежали куда глаза глядели. Один из друзей почти до поздней ночи перебирал в голове всякие варианты отговорок и объяснений, все никак не решался идти домой. Друг все успокаивал его и подбадривал, что, мол, ничего страшного в их поступке нет. Первый же был уверен, что наказание неотвратимо. Но когда же он все-таки пришел домой, отец, как ни в чем не бывало, разговаривал с ним на темы, совсем не связанные с курением. Мальчику было очень стыдно перед отцом, но он тоже не подавал виду, хотя внутри его .горел костер переживаний. "Лучше бы отец выругал, или даже наказал", —- думал он, но никаких наказаний не последовало. Тогда мальчик дал себе слово, что больше никогда в жизни курить не будет. И это слово он сдержал.

3.6 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ УСПЕВАЕТ?

Неуспеваемость — недостаточное усвоение знаний, умений и навыков, отставание в учении. Звания неуспевающих отрывочны, бессистемны. Приобретая устойчивый характер, неуспеваемость приводит к второгодничеству, которое плохо сказывается на дальнейшем развитии ребенка и приносит ущерб государству. Иногда неуспевающих детей считают неспособными к учению. В действительности все нормальные дети имеют полную возможность успешно учиться. Отставание в учении является результатом неправильного воспитания. Неуспеваемость возникает тогда, когда ребенок оказался неподготовленным к школе, или когда у него не пробужден достаточный интерес к учению, или когда в семье не созданы условия для нормальных занятий. Подготовка к школе не сводится к тому, что ребенок обеспечен формой, книгами и учебными принадлежностями. Ребенок должен прийти в школу с достаточным запасом впечатлений и знаний об окружающей жизни. Эти впечатления и знания накапливаются с самого раннего детства, когда родители являются единственными воспитателями. Их беседы с детьми, обстоятельные ответы на тысячи "почему", чтение доступных пониманию ребенка книжек, объяснение разнообразных явлений в природе и быту, рассказы о производстве, о труде людей — все это открывает перед детьми мир, развивает пытливость, стремление знать. И в дальнейшем, когда в воспитание уже включаются дошкольные учреждения, огромная роль остается за родителями, и от них в значительной мере зависит, будут ли их дети успевать в учении. Но как бы ни был развит и любознателен ребенок, учение в школе требует усилий. Необходимы умение и навык трудиться. Без этих качеств школьник не может быть внимательным на уроках, прилежным и усидчивым. В том, что эти качества не воспитаны, часто коренится источник детской лени. С малых лет, задолго до школы, ребенок должен быть приучен к труду, к выполнению определенных обязанностей, к организованности и ответственности. Воспитание трудолюбия, организованности и деловитости возможно только в том случае, если создан здоровый режим, обеспечен четкий порядок в делах ребенка, если взрослые уважают его занятия.

Все эти требования полностью сохраняют свое значение тогда, когда ребенок становится школьником. В известной мере родители учатся вместе с ним. Они вникают в содержание школьных занятий, с интересом относятся к рассказу ребенка о событиях школьного дня, знакомятся с выполнением домашних заданий, поддерживают связь со школой. С особым вниманием следует отнестись к условиям труда школьника. Ему необходимо рабочее место — уголок для занятий, занятия должны протекать в спокойной обстановке (бывает же так, что взрослые ведут шумный разговор, когда ребенок готовит уроки). Огромное значение имеет правильный режим дня, при котором отводится достаточно времени для занятий, отдыха, игр, спорта, чтения, выполнения различных обязанностей по дому и т. д. Во всем этом разнообразии дел главное место должно принадлежать учению. Такова профилактика неуспеваемости. Если родители относятся с должным вниманием к развитию познавательных интересов ребенка, к воспитанию его воли и трудолюбия, создают нормальные условия для занятий, он будет успевать в учении. Если же эта профилактика не соблюдена и ребенок не успевает, необходимо без промедления выяснить конкретную причину. Причиной может быть недостаточная подготовка. В этом случае очень важно ликвидировать пробелы в знаниях, как только они появились, организовать с помощью учителей и товарищей дополнительные занятия, усилить внимание к общему развитию. Часто неуспевающими становятся из-за лени, отсутствия интереса к учению. Преодолевая лень ребенка, надо меньше всего надеяться на угрозы и наказания и помнить, что палка — плохой помощник. Необходимо создать трудовую обстановку в семье, привлекать ребенка к работам, требующим приложения знаний (в саду, в ученической бригаде, в быту), контролировать выполнение домашних заданий.

Даже небольшие положительные сдвиги в учении надо поощрять, а при неудачах не допускать оскорбительного отношения: "Усы уже растут, а простую задачу решить не можешь", "На танцы бегаешь, а географию выучить не можешь" и т. п. Причиной плохой успеваемости может быть одностороннее увлечение какой-нибудь отраслью знаний, непонимание того, что изучать нужно все предметы: "Зачем мне учить математику, если я буду музыкантом?" Или: "Физика, математика, химия — это дело, а без знания истории я проживу". Задача, родителей — разъяснять ребенку, что все учебные предметы связаны между собой, что только все вместе они готовят к жизни и дальнейшему образованию. Иногда дети плохо учатся потому, что их перегружают различными обязанностями по дому. Мешает учиться и неустроенность жизни в семье. Иногда у ребенка нет четкого и правильного режима дня или он увлечен различными внешкольными занятиями, которые мешают ему учиться. Устранение этих причин полностью зависит от родителей.

3.7 КАК ВЕСТИ РАЗГОВОРЫ ПРИ ДЕТЯХ?

Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь» — обращался А. С. Макаренко к родителям, — все это имеет для ребенка большое значение". Разговоры при детях оставляют в их сознании, пожалуй, более глубокий след, чем специальные воспитательные беседы. Если отец или мать в чем-то наставляют ребенка — ему необходимо от чего-то отказаться, что-то в своем поведении пересмотреть, сделать волевое усилие. У него часто возникает известная настороженность. Но если при ребенке идет посторонний разговор, его содержание усваивается легко и просто, само собой. Родителям кажется, что ребенок занят чем-то своим, не обращает внимания на их разговор. На самом деле он слушает, думает, запоминает. Пока он мал, слова и мысли родителей принимаются им безоговорочно, становятся его собственными словами и мыслями. В дальнейшем у него появляется критическое чувство, и, прислушиваясь к родителям, он соглашается или осуждает. Таким образом, своими разговорами при детях, не подозревая этого, родители выставляют себя напоказ. В каком свете они себя покажут, чем наполнены их мысли, как звучат их слова — все это повлияет на ребенка, а у подростка, склонного к размышлениям о жизни, вызовет одобрение или разочарование. Но и хорошие по своему содержанию разговоры не всегда уместны при детях. Не все, что касается родителей, касается и детей. Не все, что доступно родителям, доступно детям. Родители часто обсуждают вопросы, связанные с отношениями между юношами и девушками, говорят о положительных и отрицательных явлениях — это вполне естественно. Но у детей, не подготовленных к пониманию этих вопросов, может возникнуть к ним нездоровый интерес. Отец и мать разговаривают о проявлениях мещанства, нерадивого отношения своих сослуживцев или знакомых к порученному делу, выражают свои гражданские чувства. Но дети, не обладая достаточным опытом, могут составить себе неправильное представление о людях. Взрослым, и, прежде всего, родителям, следует проявлять осмотрительность, задумываться над тем, что следует и что не следует говорить при детях.

3.8 МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УГРОЗЫ В ВОСПИТАНИИ?

Довольно часто родители добиваются послушания детей с помощью угроз и запугиваний. Ребенок не хочет есть — ему угрожают стариком с мешком. Ребенок не хочет спать — устрашают Бабой Ягой. Родители стремятся достичь одной цели) а достигают противоположной. Обед под страхом попасть в мешок злого деда —плохой обед. Бабой Ягой не взвеять крепкого сна. Некоторые родители запугивают своих детей-первоклассников, когда те еще плохо считают, пишут. Но в тетради появляется еще больше клякс и ошибок. Средством угрозы и запугивания становится иногда даже такое высокое чувство, как любовь человека к труду. Подростку, который по тем или иным причинам плохо учится, угрожают: "Заберу из школы, пойдешь на завод работать!". Нередко пугалом для детей становятся сами родители. Мать, которая не может справиться с ребенком, говорит: "Погоди, придет отец, он тебе покажет". Правильное воспитание и угроза — вещи прямо противоположные. Правильное воспитание развивает все стороны личности ребенка, делает активным и сознательным его поведение. Угроза и запугивание подавляют сознание, делают детей безвольными и запуганными, приглушают душевные силы ребенка, вырабатывают привычку действовать из-под палки. Угрозе не место в воспитании. Родители должны добиваться своих целей разумной требовательностью, убеждением и доброжелательным отношением к детям.

3.9 КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА?

Каждый человек испытывает удовлетворение и гордость, если его усилия отмечаются по достоинству, М. Горький говорил: "Похвалить человека очень полезно. Это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам". Поощрение много значит в жизни ребенка. Слова одобрения, похвала родителей, утверждают его в правильности поведения, вселяют уверенность в своих силах.

Подросток нуждается в оценке своего труда, в признании общественной значимости сделанного им, в одобрении его взглядов и убеждений. Детей поощряют за полезный навык, проявление хорошей инициативы, добрые дела. У школьника отмечают успехи в учении и прилежание. Не следует, однако, захваливать ребенка. Частые похвалы и награды обесцениваются в его глазах, он привыкает к ним, теряет к ним интерес. Постоянное подчеркивание успехов сына или дочери, восхищение их способностями, особенно в присутствии гостей и знакомых, приводят к тому, что дети становятся нескромными, рассматривают выполнение своих обычных обязанностей как особое событие, привыкают делать все напоказ, ради похвалы. Поощрение должно быть заслуженным, отмечающим не случайный успех, а серьезное достижение, потребовавшее значительных усилий.

Как поощрять (лаской, похвалой, подарком, участием в экскурсии и т. д.), зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей.

3.10 ПРОБЛЕМЫ «СИЛЬНЫХ» И «СЛАБЫХ» УЧЕНИКОВ

В психологическую консультацию обращаются родители и учителя детей и подростков, имеющих — при совершенно нормальном интеллекте и общем психическом развитии — значительные трудности в овладении высшими формами познавательных процессов. Эти дети делятся на две категории. У одних все «школьное» уже с самого начала учения вызывает стойкую негативную реакцию. Часто неглупые, сообразительные во всем, что не касается школы, ребята плохо и неохотно учатся, всячески увиливают от уроков и всего, что с ними связано.

Другие школьники выглядят до поры до времени вполне благополучными, успевают по большинству дисциплин, с удовольствием участвуют во всем, что происходит в классе, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что все это происходит на уровне натуральных, непроизвольных психических функций и процессов. Хорошие природные способности, как это ни парадоксально, нередко мешают таким детям в их психическом развитии.

Непроизвольные память и внимание встают на пути развития их произвольных и послепроизвольных форм. Ребенку, который «с лету» запоминает новый материал и способен при необходимости легко воспроизвести все нужное, совершенно незачем прилагать специальные волевые усилия для удерживания внимания, запоминания, подбора нужных способов учебной работы. Он вполне гармонично вписывается в происходящее на уроках за счет того, что обычно называют общими способностями, в первую очередь речевыми и мыслительными, даже тогда, когда не очень интересуется происходящим.

Однако при переходе к обучению в старших классах (начиная с седьмого-восьмого) и у этих детей зачастую начинают появляться проблемы, характерные для их более «слабых» в учебном отношении сверстников. (Заметим в скобках, что если даже этого не случается — при особенно хорошем развитии натуральных познавательных функций — учебная работа таких детей все равно постепенно приобретает черты некой поверхностности, формальности.)

К сожалению, школу нередко вполне удовлетворяет такой внешне приемлемый, но неглубокий, не затрагивающий личность ребенка тип учебной работы. Однако рано или поздно все-таки возникают и те трудности, которые сказываются на учебном процессе и тревожат родителей и педагогов. В первую очередь у детей падает интерес к учебе и ее успешность по ряду дисциплин.

Это происходит в связи с целым комплексом причин, но, в частности, и с тем, что более сложный материал, преподаваемый в старших классах, требует произвольных, опосредованных форм внимания и памяти, а также развития систематического мышления с использованием научных понятий. У школьников же, привыкших обходиться своими хорошо развитыми натуральными психическими функциями, развитие системы научных понятий практически невозможно. Для того чтобы подойти к их формированию, необходимо высокое развитие предпонятийных образований — псевдопонятий и потенциальных понятий.

Еще более важное условие — включенность школьника в какую-либо неотчужденную, интересную для него деятельность, требующую мыслительной работы на теоретическом уровне, то есть использование формирующихся понятийных систем в собственной, личной жизни ребенка.

3.11 СПОСОБНЫ ЛИ ДЕТИ К ОБОБЩЕНИЮ?

Истинные, или научные (в понимании Л.С. Выготского), понятия могут складываться у детей после 12—13 лет. Этот возраст как раз и характеризуется наиболее заметным спадом учебной мотивации и, соответственно, успеваемости даже у самых «благополучных» учеников.

Указанный факт лишний раз подтверждает, что приблизительно до шестого-седьмого класса современное массовое школьное обучение опирается в основном на представления детей, которые Л.С. Выготский квалифицировал как «житейские понятия». Это реальное положение дел отражено в активно прорабатывающейся в настоящее время концепции перехода к двенадцатилетнему среднему образованию с продлением начальной школы до шестого класса включительно. Такой переход призван зафиксировать уже фактически сложившееся состояние. Ведь именно в тот момент (приходящийся сегодня приблизительно на начало обучения в седьмом классе), когда «житейские» понятия оказываются недостаточными для полноценного освоения материала, и возникает настоятельная необходимость формирования у учеников системы научных понятий, а это связано со сменой форм учебной работы, характерной для перехода от начального к основному среднему образованию.

В современной психодидактике, вслед за В.В. Давыдовым, чаще, чем о научных, говорят о теоретических (в противовес эмпирическим) обобщениях. Такие обобщения при создании определенных условий могут формироваться уже у детей младшего школьного возраста. Однако опыт развития теоретических обобщений у младших школьников показывает, что они имеют значительные ограничения в применении.

Теоретические обобщения складываются и функционируют только в особых условиях, на уроках, в результате специально направленной на это организующей деятельности взрослого. При этом выстраивается как бы особый слой реальности познавательного общения учеников и учителя, который условно важен для детей.

Важность, актуальность происходящего задается как ролью и личным обаянием учителя, так и той подчеркнутой необычностью, «взрослостью» содержания совместной деятельности учителя и учеников, которая в высокой степени отвечает социальным ожиданиям и намерениям ребенка, увлеченного новой для него ролью школьника.

Надо отметить, что характер учебного материала и способы действий с ним при работе в классах, где у детей целенаправленно формируют теоретические обобщения, во многом подобен материалу и способам действий в играх с правилами, которые являются очень актуальными для семи-восьмилетних. Схожи здесь сами принципы организации коллективно-распределенной детской деятельности, а также ее место и смысл в общей картине жизнедеятельности ребенка.

Условность, отделенность познавательного общения и связанной с ним системы представлений от реальных, непосредственных, «личных» детских интересов определяет ограниченный характер их применимости в жизни ребенка. Теоретические обобщения, которые формируются и используются на уроках, не имеют отношения к «настоящей», непосредственно значимой сфере его жизни, они действительно в чем-то сродни играм с правилами.

Игра может увлекать детей очень сильно, так, что они посвящают ей все свободное время. Однако это все-таки только игра, и ребенок прекрасно отличает ее от «настоящей» жизни. Ему никогда не придет в голову пытаться переносить игровые умения и приемы на неигровые занятия. В этом смысле прямой перенос нажитого ребенком в игре багажа очень ограничен, игра важна не столько непосредственно конкретными усвоенными умениями и навыками, сколько приобретением более фундаментальных личностных способностей.

3.12. ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ

То же касается и теоретических обобщений, приобретаемых детьми при учебной работе в классе. Перенос этих обобщений, пользование ими в своих собственных целях практически отсутствуют у подавляющего большинства детей. Ведь те личностные способности (способность к целеполаганию, рефлексии способа действий, коммуникативные навыки и т.д.), которые вырабатываются и закрепляются в процессе этой деятельности, являются общими для коллективно-распределенной деятельности и игр с правилами. Они касаются скорее предпосылок развития учебной деятельности, чем ее результатов; условий, необходимых для того, чтобы приступить к учебе, а не ее плодов.

А результат чаще всего сводится к приобретению умения действовать специальными, конкретными, только в рамках учебы применимыми способами, для решения конкретных учебных задач, которые ставятся исключительно на уроках и не имеют ничего общего с жизнью ребенка.

Это значит, что личностного, действительного присвоения этих познавательных инструментов у него не происходит. Они остаются предназначенными только для специфических, организованных учителем на уроках ситуаций познавательного общения, разворачиваемого по специальным, известным только участникам этого действа правилам. Уроки бывают очень увлекательными, любимыми школьниками, но, скорее всего, никому из них не придет в голову распространять полученные на уроках знания и умения на свою жизнь.

Парадокс заключается в том, что на деле грамотный (в широком смысле этого слова) человек грамотен для всех окружающих и для самого себя — на самом деле, всерьез, а не условно.

Подтверждением такого положения дел является типичность трудностей, возникающих у детей с уже сложившейся, полноценно сформированной учебной деятельностью, при переходе в пятый класс, к новым учителям. Очень часто оказывается, что дети совсем не склонны пользоваться багажом, который они приобрели в начальной школе. Это касается не конкретных знаний, умений и навыков (их-то, если получается, школьники как раз стремятся использовать), а в первую очередь самих механизмов овладения новым материалом, форм коллективной и индивидуальной учебной работы.

Это же относится и к механизмам выработки теоретических обобщений. Более того, реальность, которая в младших классах выглядела и функционировала подобно теоретическому обобщению, очень часто при попытке переноса на новый контекст оказывается всего лишь более или менее прочно усвоенным алгоритмом, привычной последовательностью действий, которые ученик пытается использовать без четкого осознания их смысла. Такие попытки решать учебные задачи в новых условиях привычными, изученными способами нередко выглядят как своеобразные «магические» действия. Например, ребенок, видя в тексте задачки слова «на» или «в», начинает соответственно складывать или умножать, не задумываясь о том, что именно означают эти предлоги и какое отношение все это имеет к математическому содержанию текста задачки.

При дальнейшем обучении происходит накопление арсенала алгоритмов, которые ребенок стремится подставлять в различные учебные ситуации. Подбор их по субъективно сложившимся признакам и является той преобладающей формой учебной работы, которая свойственна большинству успешно обучающихся детей к шестому-седьмому классу. Понятно, что получить в результате развития и совершенствования такого образа действий систему научных 



Предварительный просмотр:

Методика «Карта одарённости» (Савенков А.И.)

Методика «Карта одарённости»

.Эта методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++ если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

+ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

 более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актёрской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поёт.
  26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  1. интеллектуальная;
  2. творческая;
  3. академическая (научная);
  4. художественно-изобразительная;
  5. музыкальная;
  6. литературная;
  7. артистическая;
  8. техническая;
  9. лидерская;
  10. спортивная.



Предварительный просмотр:

Что нужно знать о суициде?

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека – тебя.

Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Сейчас ты получишь информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?

Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял  попытку  уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не принято говорить с родителями, учителями или друзьями.

        Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил  суицидальную   попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: “Зачем ей было умирать?” или “Зачем ему было так поступать со своей семьей?”

         Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: “Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?” Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

Откуда мы знаем, что тысячи молодых людей, совершивших суицид в прошлом году, умирать вовсе не хотели? А если они не хотели умирать, то почему умерли?

Большей частью молодые люди совершают  суицидальную   попытку  у себя дома между четырьмя часами пополудни и полностью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.

       А как же те молодые люди, которых спасти не удалось? Откуда мы знаем, что на самом деле умирать им не хотелось? Наверняка мы знать этого не можем, однако, разговаривая с молодыми людьми, которых спасти удалось, но которые должны были бы погибнуть, мы можем представить себе, о чем они думали.

       Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все они говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.

        Для того чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии.

Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

1. Нам нужно, чтобы нас любили.

2. Нам нужно хорошо к себе относиться.

На наше  поведение  оказывают воздействие два основных принципа:

1. Наше  поведение  зависит от того, как мы к себе относимся.

2. Поведение  каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”.

         Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни. Ты увидишь так же, как дружеские забота и ласка умеют обнадеживать, гнать от себя мысли о самоубийстве.

      Потребность любви. Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:

– потребность быть любимым;

– потребность любить;

– потребность быть частью чего-то.

Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

       Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались походя, теперь становятся для них неразрешимыми.

              Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце. Как ты думаешь, что для них в это нелегкое время самое главное? Ты угадал – Друг.

          Подумай сам. Предположим, ты задумал совершить самоубийство, потому что “тебя никто не любит”, и вдруг ты начинаешь ощущать чью -то ласку, заботу, с тобой говорят, тебя слушают – и у тебя появляется проблеск надежды. Если же тебя преследуют мысли о смерти, потому что ты сам никого не любишь, то теплые чувства по отношению к тебе могут оказаться заразительными: под их воздействием может растаять и твое холодное сердце. Если же ты хочешь покончить с собой, потому что чувствуешь, что никуда “не вписываешься”, бывает достаточно всего одного дружеского рукопожатия, чтобы ощутить, что ты занял место в сердце хотя бы одного человека.

       Заботливый и ласковый друг способен отговорить тебя от самоубийства, ибо он удовлетворяет твою потребность в любви, потребность, столь свойственную каждому из нас. Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова.

Окружение – это то место, где ты находишься “в окружении” других. Такие “окружений” у тебя несколько: дом, школа, двор. Находясь в компании своих друзей, ты пребываешь в окружении сверстников. В принципе “Окружений” может быть еще больше, например: работа, церковь или баскетбольная площадка. В каждом из таких мест ты взаимодействуешь, контактируешь с другими. Разговариваешь, смеешься, споришь. А иногда просто молчишь.

Самооценка – это то, как ты оцениваешь себя сам.

- На чем основывается наша самооценка?

– Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку.

– Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или воспитатели, что они о нас говорят.

- Подумай, как изменится твоя самооценка в зависимости от следующих обстоятельств:

-твои родители тебя хвалят;

-ты завалил экзамен;

-твои друзья “за тебя горой”;

-учитель физкультуры кричит на тебя;

-ты считаешься самой хорошенькой девушкой в классе;

-кто-то назвал тебя “психом”;

-тебя избрали в совет класса;

-ты подвел приятеля.

Важная информация № 1. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.

          Суицид является “убийцей № 2” молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1”являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же специалистов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если специалисты правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид.

               Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу “суицид” попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений.

                  Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид “молодеет”: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще  дети.

Важная  информация № 2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

                  Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Важная информация № 3. Суицид можно предотвратить.

         Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать  суицидальные   попытки  снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

       В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.

Важная информация № 4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.

          Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на “суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Ты, должно быть, слышал разговоры о том, что нельзя, дескать, беседовать с молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать; нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом, и т.д. Некоторые родители, учителя, психологи избегают слова “суицид”, потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти.

         На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст ей возможность выговориться, –  суицидальные  же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидально опасными.

Важная информация № 5. Суицид не передается по наследству.

         От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов твоей семьи уже совершил суицид, ты оказываешься в зоне повышенного  суицидального  риска. Представь, например, семью, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики. В такой семье  дети  рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих  детей  действует так называемый “фактор внушения”: родители, дескать, плохому не научат. Разумеется,  дети  вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.

Важная информация № 6. Суициденты, как правило, психически здоровы.

             Как правило, подростки, которые совершают  попытку  покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.

         Психически нездоровые люди часто кончают с собой. Из-за резких перепадов настроения и неадекватного  поведения  жизнь их превращается в пытку – однако твои друзья и знакомые, в большинстве своем, к этой категории не принадлежат.

Важная информация № 7. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид.

           Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее у нас принято от них “отмахиваться”. “Он шутит”, – говорим или думаем мы. – “Она делает вид”, или: “Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!” Не рискуй жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно.

Важная информация № 8. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание.

            Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: “Я хочу покончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.

             Если твой знакомый заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет  привлечь  к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! Если ты настоящий друг, то в этой ситуации тебе не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого, обрати внимание на то, что говорит твой друг, не рассуждай о том, чем он руководствовался, заговорив о суициде.

            Исходя из того, что если твой друг завел разговор о самоубийстве, значит живется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное  поведение  свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.

Важная информация № 9.  Суицидальные  подростки считают, что их проблемы серьезны.

           Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света.

Наверно, ты согласишься, что  дети  и  взрослые  часто смотрят на жизнь по-разному. То, что ужасно для тебя, для них ерунда, и наоборот. У тебя, например, плохое настроение оттого, что ты подрался со своим лучшим другом, а родители скажут: “Ну и что? У тебя и без него друзей хватает”.

         На жизнь по-разному смотрят не только родители и  дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что “здорово” для тебя, для одного твоего друга “паршиво”, а для другого – “нормально”.

Важная информация № 10. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.

              Ты ведь слышал выражение: “Последняя капля, которая переполнила чашу терпения”? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.

            Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

Важная информация № 11. Самоубийство может совершить каждый.

           Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип ”суицидоопасного подростка” установить невозможно.

        Подростки из богатых семей подвержены  суицидальным  настроения ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе ни дома.

        На первый взгляд может показаться, что вашей подруге не грозит суицид, потому что у нее все есть: деньги, машина, друзья, модные “тряпки”. Но благополучие – вовсе не гарантия от суицида. Важно то, что твои друзья говорят и делают, а не то, сколько у них денег и что они, по-твоему, чувствуют.

Важная информация № 12. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск.

         Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную  суицидальную   попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой  попытки.

        После первой  попытки  расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят.

      Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, “берет свое”, появляются у них дела и поважнее. Тем более что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади.

            Однако совершивший  суицидальную   попытку  подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну  суицидальную   попытку, чтобы “вернуть” к себе внимание окружающих.

             Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные  намерения, подросткам требуется не меньше трех месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения – повторная  попытка  расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать  суицидальную   попытку  номер два с удвоенной энергией.

         В этом случае их друзьям следует быть настороже. Тебе может показаться, что твой друг после первой  попытки  одумался и “пошел на поправку”, – он же в это самое время задумал второй суицид активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него  при  этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: “Ничего, скоро все это кончится”.

Информация № 13 – самая важная: друг может предотвратить самоубийство!

          От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

        А теперь представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты.