Инновационная деятельность на базе КФУ.

Халиуллина Елена Николаевна

“Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Использование инновационных технологий в образовании призвано решать эти задачи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ Выполнила учитель русского языка и литературы Халиуллина Е.Н.

Слайд 2

Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главное – открытие нового и самостоятельность пути.

Слайд 3

Творческого письма 2. Построения знаний 3. Построения отношений 4. Проектные . 5. Ценностных ориентаций 6. По самопознанию Типы мастерских:

Слайд 4

Этапы мастерской построения знаний Урок первый Индуктор . Он мотивирует дальнейшую деятельность. На этом этапе ставится проблема.. Создание (индивидуально или в группе) творческого продукта. Например, разобрать нечто на детали (например, стихотворение), а потом использовать это как строительный материал. Социализация. Предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.)

Слайд 5

Урок второй Обращение к новой информации и её обработка . Это могут быть словарные статьи, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний. Исправление или обновление созданного учеником. Итоговая социализация . Все сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской. Рефлексия . Это выплеск впечатлений.

Слайд 6

Законы мастерской Равенство всех участников (учитель может участвовать в работе наравне с учениками) Право каждого на ошибку (исправляется самим учеником) Безоценочная деятельность (нельзя даже хвалить) Оценка заменяется самооценкой и коррекцией Предоставление свободы. Это означает свободу в выборе темы. Можно не оглашать своё мнение Неопределённость, загадочность в заданиях . Учитель сам может не знать ответ на вопрос. Диалог. Организация и перестройка привычного пространства. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы. Мастер должен формулировать задание и не отвечать на вопросы. Ответы ищутся самими участниками.

Слайд 7

Цели, достигающиеся в ходе мастерских: Обучающая Учить работать со словом. Учить анализировать произведение. Учить сопоставлять свои и чужие мысли и чувства. Учить интерпретировать текст.

Слайд 8

Развивающая: Развивать собственное письмо. Развивать ассоциативное мышление. Развивать способность к аналитической д еятельности. Развивать коммуникативные способности. Поощрять аналитическую и творческую деятельность. Развивать доверительные отношения в коллективе.

Слайд 9

Воспитательные: Воспитывает интерес к урокам литературы и к литературе. Воспитывает грамотного читателя.

Слайд 10

Достоинства урока-мастерской: Субъект-субъекные отношения между учителем и учеником. 2.Учащиеся добывают знания, учитель помогает им, предлагая задания, и ведет вместе с ними поиск . Успешно разрешается проблема мотивации познавательной деятельности. 4. Проблема , связанная с пассивностью учащихся на большей части обычного урока, успешно разрешается. 5. Создание комфортных условий для развития личностных, индивидуальных качеств ребенка . 6. Создание благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка . 7. Снимается проблема «негативизма оценки».

Слайд 11

Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской: Метод символического видения. Метод сравнения версий. Метод смысловых ассоциаций. Метод «Если бы…» Метод «ключевых слов». Метод самостоятельного конструирования определений понятий . Метод эвристического исследования. Метод конструирования вопросов. Метод смыслового видения. Метод вживания. Метод образного видения. Приём «чтение с пометками». Приём «толстый и тонкий вопрос». Приём «Закончи предложение».

Слайд 12

Синквейн . Мастерская. Полезная, справедливая. Развивает, поощряет, организует. Создаёт ученикам комфортные условия. Эврика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы. Халиуллина Елена Николаевна, у читель русского языка и литературы МБОУ Среднедевятовской сош Казань 2020 год.

Слайд 2

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей требуемых обществом и ценных для индивида. Они читают, чтобы учиться ,чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия.(PIRLS) Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(PISА)

Слайд 3

Уровень Описание уровня Учащийся продемонстрировал 5 уровень Высокий уровень Глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Критическое воспроизведение и оценку на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях или неожиданных концепциях. 4 уровень Повышенный уровень Понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей, с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок . 3 уровень Средний уровень Распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте, который может явно содержать противоречивую информацию. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания. 2 уровень Базовый уровень Понимание и выделение одной или более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию. Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из персонального опыта и знаний. 1 уровень Ниже базового уровня Умение понимать и выделять главное тему и цель в простом непротиворечивом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании. Уровни грамотности чтения.

Слайд 5

Приемы формирования читательской грамотности : Чтение с остановками Уголки Синквейн Корзина идей Знал , узнал, хочу узнать Кластер Создание викторины Тонкие и толстые вопросы Кубик (ромашка) « Блума » Чтение с пометками РАФТ Восстановление текста Чтение с остановками Создание буктрейлера Облако слов Инфографика

Слайд 8

Вопросы и задания на основе таксономии Б. Блума п о повести Ю.И.Коваля «Недопёсок» Уровни Значение Построение вопросов и заданий 1 уровень Знание (5-7 заданий) Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории. (даты, факты, числа, термины, названия; процедурные знания критерии, направления, категории, классы и др.) Назови автора повести Перечисли основных персонажей рассказа «Недопёсок» - это повесть, потому что… Расположите в хронологическом порядке эпизоды : а) в этот момент тряхнул императорской головой и… превратился из побитой собачки в настоящего песца б ) мы мчимся на северный полюс! в ) дошкольник надел офицерскую фуражку и вышел из дома!

Слайд 9

2 уровень Понимание (1-2 задания) Способность преобразовывать (транслировать) материал из одной формы выражения в другую, интерпретировать полученные сведения Объясните, почему так назван рассказ? Изложите текст от лица дошкольника Серпокрылова. 3 уровень Применение (5 заданий) Эта категория обозначает способность использовать изученный материал в заданных условиях и новых ситуациях. Хотели бы вы быть на месте директора Некрасова? Подумай, как бы ты поступил, если бы вы встретили зверя с ценнейшим мехом . Как бы ты поступил на месте Веры? Составьте план рассказа Предложите свой вариант названия рассказа

Слайд 10

4 уровень Анализ (1 задание) Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Определите идею повести. 5 уровень Синтез (1 задание) Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее той или иной степенью новизны. Допишите повесть

Слайд 11

6 уровень Оценка (1 -2 задания) Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала Как вы считаете, можно ли оправдать Веру? Директора Некрасова? Прасковьюшку ? Критерии оценок: за первые три уровня(12-14 заданий)- оценка "3", за 15 заданий-"4", за16 - 18 заданий -"5"

Слайд 12

Кейс-технологии (или кейс - метод, как определяют его другие методисты) с одной стороны - противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой - совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-технологий - анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Слайд 13

Этапы работы с кейсом I ступень – введение в проблему: - Краткое описание ситуации; - Изложение сути проблемы в одном предложении; II ступень – сбор информации: - Описание всех существенных лиц; - Сопоставление важных аспектов проблемы; - Поиск и оценивание информации; III ступень – рассмотрение альтернатив : - Разработка различных решений; - Изучение альтернативных вариантов ; IY ступень – принятие решения: - Оценка вариантов решения проблемы; - Выбор оптимального решения; Y ступень - презентация решения: - Представление решения; - Аргументация выбора; YI ступень – сравнительный анализ: - Анализ стратегий поиска решений; - Сравнение в фактически принятым решением; - Разработка плана мероприятий по реализации решения

Слайд 14

Примеры кейс-заданий При изучении повести Ю.И.Коваля «Недопёсок» 1.Кейс – задача в начале урока : (введение в проблему) 1 ) - Является ли Ю.И.Коваль прообразом учителя Павла Сергеевича? 2 ) «Теперь-то Вера была уверена, что все сделала правильно. Но странное дело -- гора с плеч никак не сваливалась, давила, давила». - Как вы думаете, почему так тяжело было Вере? Что её мучило? 2 . В течение урока : (рассмотрение альтернатив) - Мог ли дошкольник Серпокрылов не забрать к себе недопёска? Как бы дальше развивался сюжет? - Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело.

Слайд 15

Кейс- ситуация: При изучении повести «Недопёсок» - Представьте себе, вы нашли ценного зверька. Он убежал из зоопарка. Вы понимаете, что его нужно вернуть, но зверёк очень хочет побыть на свободе, может быть, добраться до родных мест. Как вы поступите? А как правильно поступить? При изучении повести Т.Ш.Крюковой «Ведьма» - Ребята, вы пришли в новую школу, новый класс. Что нужно сделать, чтобы избежать конфликта с одноклассниками? А возможно избежать конфликта? Разыгрываем конец повести (или читаем по ролям) - Кто виноват в том, что Тоня погибла? Кто должен был предотвратить трагедию?

Слайд 16

Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге. В ролике работают методы, аналогичные рекламам фильмов. Основная задача - рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. • При создании буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, развороты книг. Основные этапы работы по созданию буктрейлера : Выбор книги . Мотиваций в выборе книг может быть множество: реклама новых книг и продвижение книг- юбиляров, создание буктрейлеров , приуроченных к датам и событиям и др. 2. Создание сценария к буктрейлеру . Для создания сценария к буктрейлеру необходимо придумать сюжет и написать текст. •Сюжет- это основа вашего видео ролика, то из чего он будет состоять . Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, что непременно читателю захотелось бы узнать, что же будет дальше . А узнать что будет дальше можно если прочтешь книгу. Видео ролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя потенциального читателя.

Слайд 17

3. Подбор материалов для видеоряда . Необходимо подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги , снять видео, или найти видео по тематике в интернете (не забываем об авторском праве). Скаченное с интернета видео необходимо конвертировать в формат avi . Можно использовать для этого программу FormatFactor y (фабрика форматов)- это многофункциональный конвертер медиа файлов. Программу можно скачать на сайте «Бесплатные программы.РУ » 4. Записать озвученный текст. Для записи и редактирования звука можно использовать программу SoundForge . Можно для записи звука использовать микрофон. 5. Выбрать программу для работы с видео Для начинающих можно использовать программу Windows MovieMaker . 6.Использование гиф-анимации. Анимационные картинки можно скачать в Интернете или создать собственными руками, используя различные программы: Easy GIF Animator , Advanced GIF Animator 2.12, Barbarosa Gif Animatorи т.д. 7. Монтаж видео.

Слайд 18

Инфографика – это графический способ подачи информации. Несплошной текст - Учимся различать несплошные тексты (анализировать) - Учимся читать несплошные тексты (извлекать информацию) - Учимся строить несплошные тексты (размещать информацию) - Учимся применять несплошные тексты (систематизировать информацию) Направления работы с Несплошным текстом

Слайд 19

Внимательно изучите плакат и ответьте на вопросы

Слайд 20

Этот текст о ___________________________________________ Кто и когда проводил данное исследование? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Текст мог бы быть интересен (кому?)_________________________________________________________________________________ Как изменяется количество людей, не прочитавших за год ни одной книги? ________________________________________________________________________________________

Слайд 21

Утверждение Верно Неверно Нет информации Россия является самой читающей страной в мире Десятая часть опрошенных читает за год 6-10 книг За 10 лет количество людей, не прочитавших за год ни одной книги, уменьшилось Чтобы привлекать людей к чтению, российские издатели осваивают буктрейлеры и проводят яркие рекламные кампании Более 20 книг за год читают 8% опрошенных Проанализируйте инфографику , на основе анализа отметьте верные и неверные утверждения. Поставьте знак “+” в нужную колонку

Слайд 22

Утверждение Согласен Сейчас чтение – самый используемый способ передачи информации, а книга — её носитель Когда читаешь, способ восприятия мира изменяется: начинаешь фантазировать, создаешь определённые «книжные» образы (мест, людей, событий ) Книги и чтение оказывают на всех нас огромное влияние, формируют нас С чтением книг увеличивается наш словарный запас, появляется особый образ мышления, за счет чего мысли ясно выражаются и легко формулируются «Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор», - так считал Ф. Жанлис Выразите свое отношение к утверждениям. Поставьте “+” напротив тех, с которыми Вы согласны. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания Алексея Константиновича Толстого: «Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь». Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения, используя инфографику .

Слайд 23

Т ехнология продуктивного чтения (авторы Е.В. Бунеева , О.В. Чиндилова ). Она предполагает три этапа : работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения и после чтения. Для удобства восприятия особенностей технологии её сравнивают с традиционной. До чтения. Традиционный урок. Учитель готовит детей к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сейчас мы узнаем о…». Продуктивное чтение : ученики прогнозируют содержание текста по его названию, иллюстрации, ключевым словам. Возникает мотивация к чтению. Во время чтения. Традиционный урок. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают. Продуктивное чтение : читаем и ведём диалог с автором – задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. После чтения. Традиционный урок. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданию учителя. Продуктивное чтение : беседуем и уточняем позицию автора.

Слайд 24

В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка (выползая пьяный из кабака), видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том всё село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех. Но какая же была причина решиться чёрту на такое беззаконное дело? (Прямой авторский вопрос.) Одна только ночь оставалась ему(чёрту) шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц. (В скрытой форме автор задает вопрос: в чем может кузнецу навредить исчезновение месяца у?)

Слайд 25

НПК «Все мы родом из детства », посвящённая памяти Ю.И. Коваля . ( Современная детская и подростковая литература ) Цель проведения конференции: содействие развитию интеллектуального и художественного творчества учащихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности, повышения методического уровня учителей.

Слайд 26

Темы научно - методического семинара: «Использование инновационных методов и приёмов при изучении современной детской (подростковой) литературы». «Методический инструментарий учителя для формирования читательской грамотности». «Методические приёмы работы с художественным текстом на уроках русского языка и литературы: формирование культуры диалога и установки на различные виды коммуникации»

Слайд 27

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда мы читаем, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. Д.С.Лихачёв