Мой помощник кабинет "Речевечок"

Харитонова Ольга Анатольевна

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Оснащение кабинета учителя-логопеда

 

Цель: реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

   По целенаправленному оснащению и применению кабинет разделён на несколько рабочих центров:

Сенсорномоторный центр.

"Школа для дошколят"

Цели:

Активизация речевой деятельности;

Развивать правильное речевое дыхание, интонационную выразительность речи.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудоч­ки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).

2.     Звучащие игрушки-заместители.

3.     Предметные картинки с изображениями зверей и птиц.

4.     Предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

5.     Карточки с наложенными и «зашумленными» изображе­ниями предметов по всем лексическим темам.

6.     Настольно-печатные игры для развития зрительного вос­приятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Уз­най по деталям»).

7. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пласти­ковыми игрушками.

8. Плоскостные изображения предметов и объектов для об­водки по  изучаемым лексическим темам.

9.     Разрезные картинки и пазлы по  изучаемым темам.

10.Кубики с картинками по темам.

11.     Массажные мячики разных цветов и размеров.

12.     Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов.

13 Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

14. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

Город букв.

·         Звуковые линейки;

·         Азбука в картинках;

·         Звуки-символы;   

·         Схемы для определения позиции звука в слове;

·         Картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: звук в начале слова, в середине слова, в

·        конце слова);

·         Магнитная доска, комплект цветных магнитов.

·        Настенная доска

Центр речевого и креативного развития.

Цели:

1.   Вырабатывать правильные артикуляционные уклады речи.

2.   Обогащать и активизировать словарный запас дошкольников;

3.   Сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукового анализа и синтеза.

 

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2.  2-стульчика для занятий у зеркала.

4..     Соски, шпатели, вата, ватные палочки.

5.     Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перыш­ки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.).

6.     Картотека материалов для автоматизации и дифференциа­ции свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова,

7.     Словосочетания, пред­ложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).

8Логопедический альбом для обследования звукопроизно­шения.

9.    Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.

10.    «Мой букварь»

11.    Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

12.    «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.

13.    Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изу­чаемым темам.

14.    Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, раз­нообразный счетный материал.

15.    Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложе­ниях, текстах.

16.     Настольно-печатные дидактические игры для формирова­ния и совершенствования грамматического строя речи.

17.     Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики для оп­ределения места звука в слове, пластиковые круги квадра­ты разных цветов).

18.     Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.

19.     Разрезной и магнитный алфавит.

20.     Алфавит на кубиках.

21.     Наборы игрушек для инсценировки сказок.

30.     Настольно-печатные игры для совершенствования навы­ков языкового анализа и синтеза.

Центр сказкотерапии.

Сказкотерапия это:  
1.процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём; 
2.процесс переноса сказочных символов в реальность;
3.созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
4. терапия средой, особой сказочной обстановкой;
5.выявление и развитие творческих способностей;
6.снижение  уровня тревожности и агрессивности;
7.развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
8.развитие умения преодолевать трудности и страхи;
9.формирование  навыков адекватного выражения эмоций;
10.укрепление  союза "Ребенок-Родитель-Педагог";
Задачи развития   речи  детей решаются  с помощью:
- пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок;  рассказывания сказок по кругу,   сочинения  сказок.

·        Игрушки

·       Домики

·       Игрушки для кукольного театра

·       Атрибуты для игр

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ «ОЩУТИНКИ».

Цели:

1.    Стимуляция ослабленных сенсорных функций;

2.    Создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи.

3.    Создание положительного эмоционального настроя.

·       Трафареты

·       Шнуровка

·       Фасоль

·       Мешочки с крупой

·       Кубики

·       Мячики массажные

·       Воздушные шарики

·       Мыльные пузыри

·       Игры на развития речевого дыхания

·       Коврики с нашитыми пуговицами.

ИГРОВОЙ ЦЕНТР.

Цели:

1.     Сделать непосредственно образовательную деятельность интересной игрой;

2.     Формировать положительное отношение к совместной игровой деятельности.

 

·        Шарики разных цветов

·        Игрушки

 

ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО -  РАЗВИВАЮЩИЙ « МУДРЫЕ КУБИКИ»

 

ВЕРТИСЬ, КРУТИСЬ,
НА БОЧОК ЛОЖИСЬ!

·        Куб – звуковой. Цель: развивать фонематический слух , выделять звук на фоне слова, придумывать слова на заданный звук, определять позицию звука в слове.

·        Куб – предлоги. Цель: Использовать в речи предлоги, составлять с ними предложения.

·        Куб «Выбери игру» Цель: Развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику, координацию.

Картотека материалов

Учебно-методические пособия и комплекты для диагностики

Познавательной деятельности

Речи

1. .Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 280с.

 

 

Диагностический материал для обследования всех компонентов языка: фонетики; лексики; грамматики; связной речи.

1.      Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 280с.

2.          В.В Коноваленко С.В Коноваленко «Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста»

Коррекция познавательной деятельности

Коррекция речи

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

-                       предметные картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, транспорт, овощи, фрукты и т.д.);

-                       сюжетные картинки: (простой сюжет с одним действующим лицом; многоплановые сюжетные картинки; серии из 3 – 4 картинок, объединенных общим сюжетом; юмористические картинки; пейзажные картинки);

-                       серии картин («Дикие животные», «Домашние животные», «Мы играем», «Детям о профессиях» и т.п.);

-                       иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный игровой опыт детей;

-                       иллюстрации разных времен года и частей суток;

-                       различные виды театров (настольные, пальчиковые, бибабо);

-                       детские книги;

 

 

 

Сенсорное развитие

-                       разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки;

-                       коробки форм (разного вида);

-                       разнообразные матрешки;

-                       пирамидки и разного размера и разной конструкции и цвета;

-                       игрушки сюжетные: кошечка, зайчик, медвежонок, лошадка и т.д.;

-                       различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубен, пианино, барабан и т.д.;

-                       набор муляжей овощей, фруктов, грибов;

-                       корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;

-                       лото-вкладки;

-                       коробки-вкладыши разных размеров;

-                       трафареты;

-                       дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т.д.);

-                       мелкие игрушки животных и их детенышей;

-                       наборы сыпучих материалов (горох, чечевица, речной песок, крупа и т.д.);

настольно-печатные игры.

Формирование грамматического строя речи

- пособия на все падежные формы существительных единственного и множественного числа;

- пособия на все предложные конструкции;

- пособия на все согласования

- пособия для формирования фразы

Формирование лексической стороны речи

-предметные картинки по темам: овощи,  фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы,  дикие животные и птицы, цветы, деревья, профессии, посуда,  транспорт,  водный мир.

-пособия для формирования навыков словообразования:  суффиксальное, перфиксальное,  относительные и притяжательные прилагательные,  однокоренные слова.

-предметные картинки на подбор антонимов.

-картинки для расширения глагольного словаря.

Формирование фонематического восприятия и звукового анализа

- символы звуков,

- сигнальные кружки на дифференциацию звуков,

- схемы на звуко-слоговой анализ слов;

- предметные картинки на дифференциацию звуков,

- пособия для определения позиции звука в слова,

- тексты на дифференциацию звуков.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи

- артикуляционные упражнения;

- набор пособий для работы над речевым дыханием;

- предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;

- альбомы на автоматизацию поставленных звуков;

- игры на автоматизацию поставленных звуков;

- пособия для формирования слоговой структуры слова;

- тексты на автоматизацию поставленных звуков4

 Обучение Грамоте

- магнитная азбука

- схемы анализа предложений;

- наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

Совершенствование навыков связной речи

- серии сюжетных картинок,  сюжетные картинки,  наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов,  наборы текстов для пересказов и пособия, облегчающие этот процесс.

Формирование мышления, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

-                       набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком и т.д.;

-                       сюжетные игрушки;

-                       наборы игрушек, имитирующих орудия труда: молоток, гаечный ключ, отвертка;

-                       заводные игрушки (машинки, игрушки-забавы: курочка, лягушка и др.);

-                       деревянные, картонные домики, деревья, елки и т.д.;

-                       тазы, кувшины, банки;

-                       пластмассовые игрушки (шарики, уточки, рыбки);

-                       тележки, машины;

-                       наборы для экспериментально-опытнической деятельности;

-                       сюжетные и предметные иллюстрации;

-                       книги, содержащие художественные произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления;

-                       настольно-печатные игры

настольные конструкторы и схемы образцов построек.

Развитие мелкой моторики

-                       массажные шарики, колечки;

-                       пособия с разными видами застежек;

-                       шнуровки;

-                       семена, крупа, горох и т.д.;

-                       мозаики;

-                       пластилин, дощечки;

-                       картинки для штриховок;

- книги-раскраски.

- Игра «Сделай так же»

-                       -  Игра «Сложи из спичек»

 

Подборка дидактического материала на каждую лексическую тему

 

Осень.  Грибы. Деревья.  Осень. Сюжетные картинки: «Осень», «Уборка урожая», «Идут дожди», «Как животные готовятся к зиме», «Какие бывают растения», «Зреет рожь», « Золотая осень

 Грибы. .Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Лесная полянка с грибами», «Корзинка с грибами и ягодами». Схема для описания грибов. Серия сюжетных картинок «За грибами».                                          

Деревья. .Предметные картинки по теме.

Детский сад.  Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Профессии работников детского сада», «В группе новенькая», «Путь открыт», «Дождь», «Дружно играем», «Чебурашка», «Катюша», «Машенька». Серия сюжетных картинок к стихотворению  «Что мы делали в детском саду».

Овощи.  Предметные картинки по теме. Сюжетная картинка «Огород», «Корзинка с овощами». Пересказ рассказа «Наш огород» (с опорой на предметные картинки). Разучивание стихотворений: « Хозяйка однажды с базара пришла», «Наш огород» ( с опорой на предметные картинки). Магнитный театр «Репка». Игра: «Слоговой анализ по теме «Овощи». Счетный материал по теме «Овощи». Схема для составления описательного  рассказа.

Фрукты. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: « Всем по яблоку», «Уборка яблок и груш», «Сад»,      «Корзинка с фруктами». Схема для составления описательного рассказа. Стихотворение «Прекрасен наш осенний сад», предметные картинки для разучивания    стихотворения. Счетный материал: малина, яблоки, груша, арбуз, вишня.

Домашние животные. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Поим телят», «Друзья», «Прогулка с собакой», «Кошка и воробей», «Собака, щенок и ворона», «На ферме». Серия сюжетных картинок: «Как мышка перехитрила кошку», «Купили щенка», «Три щенка». Картинки для составления сравнительных рассказов: «Коза и свинья», «Лошадь и осел», «Корова и овца», «Лошадь и коза». Игра  «Найди маму». Шапочки-маски «Котята» (5шт). Картинки для индивидуальной работы: Чей хвост, чья голова. Кто где живет. Чья мама, чьи детки. Профессии.

Дикие животные. Предметные картинки  по теме. Картинки для составления предложений из 3-4 слов. Сюжетные картинки: «Лиса и лисята», «Бельчата», «Какие бывают животные», «В живом уголке», «Кто, где живет». Серия сюжетных картинок: «Лиса и волк», «Гости пришли», «Компот», «Барсучий нос», «Спасение зайца». Схема для составления описательного рассказа.

Игра «Найди свою маму».

Настольный театр «Колобок».

Одежда. Обувь. Головные уборы. Предметные картинки по теме.  Сюжетные картинки: «Как делают шерстяные вещи», «Как в поле рубашка выросла». Составление предложений по картинкам. Схема для составления описательного рассказа. Игры «Матрешки», «Одень куклу».

Зима.  Зимующие птицы. Сюжетные картинки: «Заяц на лежке», «Семья белых медведей», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Медвежья берлога», «Зимняя подкормка диких животных», «Волчья стая зимой», «Первый снег», «Зимний день. Схема для составления описательного рассказа.

Зимующие птицы. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Помощь зимующим птицам», «Кормушка для птиц», «Птицы у кормушки».

Литература:

Мебель.  Посуда. Продукты питания. Мебель. Предметные картинки: Сюжетные картинки:  «Мебель кухни, коридора», «Мебель в квартире»,«Современная техника в доме»Схема для составления описательного рассказа.

Предметные картинки по теме.

Новый год.

1.Сюжетные картинки. «В мастерской деда Мороза», «Хоровод».

2.Серия сюжетных картинок. «Украшаем елку».

Зимние развлечения. Предметные картинки по теме. Сюжетная картинка:  «Саша и снеговик». Игра «Что забыл нарисовать художник?» Серия сюжетных картинок «Каток».

Тело. Предметные картинки по теме. Картинки для составления предложений. Сюжетные картинки: «Гимнастика», «В бассейне», «Лыжная прогулка»,

Литература:

К. Чуковский. «Мойдодыр»

Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Предметные картинки по теме. Составление предложений по картинкам: «Кто чем управляет», «Машины в гараже»,      « Машины на дороге». Рассказы по картинкам: «На стоянке», «Мост», «На улице большого города», «Автовокзал», « На автомобильном заводе», «Кто, чем управляет». Серия сюжетных картинок: «У трамвайного окна», «В гости к белому медведю», «В автобусе». Игры: « В чем ошибся художник», «Найди одинаковые корабли».

Литература:

В. Маяковский. « Кем быть».

Животные жарких стран.  Предметные картинки по теме. Тексты для пересказа: « Черепаха», «Верблюд», «Кенгуру». Игры: «Кто где живет», «Живой мир планеты». Сюжетные картинки: «Африканские животные», « Птицы тропического леса». Схема для составления описательного рассказа «Животные жарких стран».

Животные морей и океанов. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «На рыбалке», «Аквариум», «Большой улов», «Океан, море. Пресноводный водоем». Серия сюжетных картинок «Рыболов». Схема для составления описательного рассказа «Рыбы». Картинки для составления сравнительных рассказов.        

Семья. 8 Марта. Женские профессии. Предметные картинки по теме. Картинки для составления предложений. Сюжетные картинки «Семья вечером», «Брат и сестра», «Побежали».

8 Марта. Женские профессии. Картинки для составления предложений по теме. Схема описания профессий. Сюжетные картинки: «Лучший подарок маме», «Цветы для мамы». Серия сюжетных картинок. «Дети готовят маме подарки».

Литература:

С. Михалков. «А что у вас».

Дом. Строительные профессии. Дом. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Магазин», «Театр», « Школа», « Цирк», «Стадион», «Театр»  и др.

Строительные профессии. Предметные картинки  по теме. Набор парных картинок «Кому, что нужно для работы». Сюжетные картинки. «На строительстве большого дома», «На строительстве школы». Кубики «Одноэтажные и многоэтажные дома». Дидактическая игра «Танграм».

Наша Родина – Россия Сюжетные картинки: «Красная площадь», «На улице большого города». «Москва – река»,  «В парке».

 Домашние птицы. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «За обедом», «Пасем гусей», «Кормим цыплят». Схема для составления описательного рассказа. Серия сюжетных картинок. «Колосок», «Наседка».

Весна. Перелетные птицы. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки. «Ранняя весна», «Лесник спасает зайцев», «Медведь весной», «Весенние работы». Серия сюжетных картинок. «Весенние приметы», «Кто в дупле живет», «Бобровый пруд», «Ледоход», «Посадка деревьев».

День Победы. Защитники Отечества. День Победы. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки. «У вечного огня», «На параде», «В Брестской крепости»,       «У вечного огня». Серия сюжетных картинок. «Спасение летчика». Беседы с детьми. Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 1982г. Тексты для пересказа. Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 1982г.

Защитники Отечества. Сюжетная картинка «На побывку». Серия сюжетных картинок «На заставе».

Школа. Цветы. Насекомые. Школа. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки. «В библиотеке», «Новая школа», «В классе», «Дежурная». Серия сюжетных картинок. «Первый раз в первый класс», «В библиотеке». Картинки для составления предложений.

Цветы.  Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Клумба», «Составь букет из садовых и полевых цветов». Игра «Цветы садовые и полевые».

Насекомые  Предметные картинки  по теме. Сюжетные картинки «Кто тут спрятался», «Кто поможет человеку».