Методические разработки

Шарманкина Надежда Васильевна

Разработка внеклассного мероприятия на тему: "Для чего нужна Конституция?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 по правовому воспитанию

 ( для обучающихся 5-9 классов).

Для чего нужна Конституция.

                              Шарманкина Надежда Васильевна,

учитель истории БОУ «Юровская средняя

                                    общеобразовательная школа»

Юрово 2013 г.

Пояснительная записка.

   Учителей  истории и  обществознания волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, формирования у учащихся активной  гражданской позиции.

 На уроках истории и обществознания  особое внимание мы уделяем вопросам прав  и свобод человека и гражданина, нравственным основам поведения человека, ответственности  граждан за настоящее и будущее своей Родины.  Предметом особого внимания являются актуальные проблемы современного мира: ответственность человека за будущее земли, моральные ценности и нравственный мир человека, стратегия выбора жизненного пути и т.п.

     Во внеклассной  работе - нацеленность на формирование  нравственной, правовой и политической культуры, толерантности и гражданственности. Проводим в школе беседы, классные часы, конференции, где  затрагиваем  вопросы толерантности  прав ребенка, содержания  Всеобщей Декларации прав человека, Конституции РФ и т.п.

     Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть Конституция.

     Конституцией гордятся, на них клянутся, ими укрепляют государственную власть.

Конституция - это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно больше прав и свобод.  Власть утверждает такие формы правления, которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости.

      Конституция – это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.

Поэтому я предлагаю проведение урока или внеклассного мероприятия на тему «Для чего нужна Конституция?»

Цели:

       1. Показать значение Конституции как документа, определяющего   принципы устройства общества;

      2. Развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;

     3. Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.

Учащиеся должны знать:

  1. Конституция обладает высшей юридической силой.
  2. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
  3. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона. 

Учащиеся должны понимать:

  1. Конституция – закон высшей юридической силы.
  2. Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
  3. Перед Конституцией стоят три задачи:
    а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
    б) упорядочить государственную власть;
    в) утвердить правосудие.

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
  2. Характеризовать смысл основных понятий;
  3. Анализировать тексты.

Основные понятия: Конституция, правовой статус, Президент, Правительство, Федеральное Собрание.

Ход мероприятия.

  Эпиграф записан на доске.

«Не общество основывается на законе, а, наоборот, закон должен основываться на обществе».   К. Маркс

Приветствие.  Вступительное слово учителя о теме и целях урока.

Ребята, скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?

Какую информацию можно извлечь из паспорта или из свидетельства о рождении?

Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика?

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?

Совершенно верно, таким документом является Конституция.  И сегодня мы должны с вами ответить на вопрос: а для чего нужна Конституция? Это и есть тема нашего классного часа.

Самым важным документом для нашего государства  является Конституция.

А с чем у вас ассоциируется это слово?

– Что такое конституция?

Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров

А когда принята Конституция РФ?

На доске записать -12 декабря 1993 г.  И в 2013 г. исполняется 20 лет, как Конституция действует в нашей стране. Но это не значит, что до 1993 г граждане страны жили без Конституции. Обратимся к истории.

Историческая справка. (сообщение делает один из учащихся заранее)

Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест  «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России.

Учитель: Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий:

- основы государственного строя;

- организацию государственной власти;

- отношения гражданина и государства.

Как вы это понимаете?

Все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.

Перед Конституцией России стоит три задачи:

1.Закрепить и гарантировать права человека. (глава 2 конституция РФ)

2.Упорядочить государственную власть. (глава 2-6,8)

3.Утвердить правосудие. (глава 7)

Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом. Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.

Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип разделения властей.

Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.

 Конституция не только достаточно сложный, но и большой политико-правовой документ (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей, 9 положений). Глубокая проработка этого документа требует немало времени. Изучать этот документ можно только с его текстом в руках. Именно работа с текстом поможет разобраться в ее содержании, понять главные мысли, идеи и главное – убедиться в том, что Конституцию следует глубоко уважать. С уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни.

Я предлагаю разделиться на группы и самим поработать со статьями Конституции.

Задание:

I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод». 

Классификация прав и свобод

II группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».

– Как Конституция определяет статус Президента?

III группа изучает главу 5  и 6 «Федеральное собрание» и «Правительство РФ», и составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания и Правительства.

VI группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса». 

Обсуждение и обмен мнениями.

Ребята, а в заключении я хочу предложить Вам составить общий кластер о Конституции, о том, что вы сегодня запомнили.

Закрепление материала.

Вывод: Для чего человеку нужна Конституция?

Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

На этот же вопрос демократически настроенные политики ответят – чтобы ограничить власть правителей. Принимая Конституцию, граждане стремятся оградить себя от их всевластия. Обращаясь к  Конституции РФ, мы увидели разделы о Президенте, Парламенте, Правительстве. В них определена сфера их деятельности, порядок их выбора. В этом и заключается ограничение их власти. Они могут делать то, что указано в Конституции, но не более того. Высший же смысл и назначение Конституции как закона – это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Спасибо за работу.