Педагогические науки

Шарманкина Надежда Васильевна

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Тема самообразования учителя истории и обществознания Шарманкиной Надежды Васильевны об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе.
Введение.
Использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.
Увеличение объема информации увеличивает нагрузки на ребенка и заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, позволяет организовать дифференцированное обучение.
Опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий  уровень самостоятельных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется  задача перехода  от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.
Использование информационных технологий
в преподавании истории и обществознания.   
      Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при изучении учебных предметов  истории и обществознания. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов: от качества используемых обучающих программ, от методики обучения, применяемой учителем. Методика обучения предмета истории и обществознание всегда была одной из самых сложных и интересных в учебном процессе. На объяснение нового материала, повторение теоретических знаний отводится очень мало времени, а материала много. Использование компьютеров в обучении позволяет повысить эффективность обучения и облегчить мою работу.
    Информационные компьютерные технологии обладают богатым творческим потенциалом, который можно использовать в различных предметных областях. Так, новые информационные технологии (компьютер, интернет) позволяют в процессе обучения решить следующие задачи:
•    создать единое информационное пространство;
•    усилить познавательный интерес школьников к предмету (компьютерные презентации, компьютерное моделирование, анимация);
•     реализовать индивидуально- личностный подход на основе индивидуального режима работы с электронным изданием или программой, выбора режима самоконтроля (легкий, средней сложности, повышенной трудности, с подсказками виртуального учителя или без них);
•    способствовать навыку самостоятельного поиска необходимой информации и ее критического отбора (отбор содержания доклада, анализ полученной информации, преобразование информации из одной формы в другую).
  Компьютер, таким образом, становится помощником, как учителю, так и ученику в    образовательной деятельности. Сначала ученик учится работать с учебными материалами (электронными ресурсами), а затем применять компьютерные технологии в своей творческой и исследовательской работе.
Возможности использования ПК в учебном процессе резко увеличились.
         Примеры использования:
• Изучение нового материала
• Демонстрация творческих презентация
• Практические работы
• Уроки обобщения и повторения
• Контроль знаний
О каждом примере поподробней.
1. При объяснении нового материала  использую разработанные мной презентации. Например: в разделе «Человек и его права»  обществознание 9 класс презентации «Конституция РФ» и «Правовые основы брака и семьи» и другие. Это позволяет выделять главные аспекты и этапы урока. Использование презентаций требует наличие мультимедийного оборудования, которое постоянно используется на уроках.
  2. Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории, наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются «История России с 862 по 1917 год», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага», «Флот во славу России».
 В 2004 – 2005г. Вышла серия дисков «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» по всем предметам школьного курса, в том числе шесть дисков охватывающих курс истории с Древнего мира по 20 век (5- 11 кл).
Кроме этого, в настоящее время имеется масса дисков, не имеющих прямого отношения к «Истории», но дающих огромный иллюстративный и текстовый материал по темам «Культура» и «Религия».
Достоинствами этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке  атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.
Более подробно хотелось бы остановится на использование компьютерного учебника «История России: XX век», который является первым комплексным мультимедийным учебным изданием, позволяющим организовать систематическое изучение целого курса истории. Учебник полностью соответствует существующим вариантам школьного исторического образования и программам по истории России XX века. Показываю видеофрагменты различных  исторических событий. Это вызывает интерес у учащихся, особенно на первых этапах изучения предмета. Например при изучении темы «Вторая Мировая война» учащиеся видят события и личности, сопоставляют факты, проводят анализ событий. Это позволяет сильнее воздействовать на чувства и эмоции учащихся
3. Использую компьютер и на практических занятиях. Например, при изучении темы «Культура» использую компьютерную программу «Microsoft Office Power Point 2010». Эта программа позволяет создавать различные  презентации по теме самостоятельно учащимися и представить их на уроке.
Мультимедийные программы позволяют создать на уроке эффект наглядности излагаемого материала, который обычными путями иногда невозможно осуществить.
  В результате возрастает интерес учеников к предмету, одновременное использование звуковой и графической (видео) информации позволяет повысить качество усвоения учебного материала, его запоминаемость,  компьютер служит прекрасным средством для контроля знаний, самостоятельной работы по предмету: появляется у учеников  желание подготовить презентацию, выступить с сообщением.  
Я не сторонница использования компьютера весь урок.  Нужно всегда исходить из целесообразности и принципов здровьесбережения. Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средств, сети Интернета на уроках оправданно прежде всего, в тех случаях, когда это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.
     Работая в группах, ребята  учатся радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам. Работу в группах организую при проведении практических работ, где учащиеся работают вместе, стараются контролировать друг друга, учатся распределять роли по видам деятельности, доказывать и отстаивать свою точку зрения, обязательно включаю дополнительные задания и объясняю критерии оценивания работы. Таким образом, сам ученик выбирает свой уровень и соответственно оценку этого уровня. В коллективе формируется общественное мнение, создаются творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого ребенка. При изучении или обобщении  тем уроков  можно использовать разные игры. Но эффективность их применения достигается лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.
      В своей работе, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом. Используя его я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и  опыта.
Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом фронтальная форма учебной деятельности должна использоваться реже, в основном при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности, а вот  преобладающими формами работы учащихся являются: 1) групповые,  2) парные,  3) индивидуальные.
Я убедилась, что чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше у меня возможности его использовать в обучении, но для этого я должна предоставить ученику возможность воспользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, где это возможно, должно иметь словесное, графическое, символико-числовое, предметно-иллюстративное решение. Ученик знает, что он вправе выбрать и рассчитывает на успех, что усиливает его учебную мотивацию.
Заключение.
В заключение хочется отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед профильной школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности и создания максимально благоприятных условий для  самоопределения старшеклассников в отношении их будущей профессиональной деятельности.     Школа будущего – это школа «информационного века».
 Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
 В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".