Курс "Индивидуальный проект"

Коваленко Оксана Николаевна

Курс "Индивидуальный проект" веду с сентября 2019 года. Материалы будут поступать на страницу по мере их накопления. Может кому-то пригодится для работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 города Алейска Алтайского края

«Рассмотрено»

на заседании муниципального методического объединения учителей физики

Протокол № 1 от «__» августа 2019 г.

Руководитель методобъединения

____________ О.Н.Коваленко

«Согласовано»

Зам. директора по УР  

_________________ Т.В.Авакян

«_____» августа 2019 г.

  «Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №7 г.Алейска ___________В.А.Лёвкин 

______________ 2019 г.

Рабочая программа

                     

     Учебный (элективный курс) «Индивидуальный проект»

среднее общее образование (10 класс)

Срок реализации программы 01.09.2019 – 31.05.2020 г.г.

              Разработана учителем  физики Коваленко Оксаной  Николаевной

Алейск - 2019

                      Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» составлена для обучающихся 10 класса на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями);
  • учебный план  МБОУ СОШ №7 г.Алейска  на 2019-2020 учебный год;
  • Основная общеобразовательная программа  МБОУ СОШ №7 г.Алейска;
  • Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования  (Д.А. Логинов. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 20 с.).

Всего часов 34

Количество часов в неделю 1

Адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями.

Программа метапредметного (элективного) курса обеспечивает:

  •  удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
  • общеобразовательную, общекультурную составляющие при получении среднего общего образования;
  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
  • развитие навыков самообразования и самопроектирования;
  • углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Основная цель изучения метапредметного курса «Индивидуальный проект»:

  • формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования.

Основные задачи: 

1. Сформировать:

  • способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации;
  • способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих неопределенность ситуации;
  • способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность использовать их в качестве инструментов ее преобразования.

2. Развить:

  • способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной ситуации;
  •  способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения поставленной цели;
  • способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа предъявления достигнутых результатов социуму.
  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА

Содержание метапредметного курса «Индивидуальный проект» представлено современной модульной системой обучения, которая создаётся для наиболее благоприятных условий развития личности путём обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать к любым условиям организации учебного процесса.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Планируемые личностные результаты:

При освоении метапредметного курса планируется достичь следующих личностных результатов:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;  
  • действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);  
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые метапредметные результаты:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;  
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;  
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  
  • знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  
  • умение структурировать знания;  
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;  
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  •  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые предметные результаты :

В результате обучения по программе метапредметного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:  

  • формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;  
  • планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
  • реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;  
  • оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
  • осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
  • использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
  • навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
  • осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
  1. Содержание программы

Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности

1.1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект. Управление проектами.

1.2. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.  

1.3. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.

1.4. Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.

1.5. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории.

1.6. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.

1.7. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).

1.8. Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования).

Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

2.1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.

2.2. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.

 2.3. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.

 2.4. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.

2.5. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.

2.6. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг.

2.7. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.

2.8. Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты.

 2.9. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося.  

Модуль 3. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности

3.1. Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.

3.2. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.

3.3. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.

Модуль 4. Коммуникативные навыки

4.1. Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение.

4.2. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.

 4.3. Практическое занятие. Дискуссия.

4.4. Практическое занятие. Дебаты.

4.5. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления.

 4.6. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВСЕГО КУРСА

Класс

№ модуля

Тема

Кол-во часов

10

1

Методология проектной и исследовательской деятельности

20

10

2

Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

14

11

2

Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

8

11

3

Защита результатов проектной и исследовательской деятельности

6

11

4

Коммуникативные навыки

20

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА В 10 КЛАССЕ

 п/п

Тематическое планирование

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности (20ч)

1.1

Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования

1

2.2

Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования

1

3.3

Учебный проект: требования к структуре и содержанию

1

4.4

Учебный проект: требования к структуре и содержанию

1

5.5

Планирование учебного проекта

1

6.6

Планирование учебного проекта

1

7.7

Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения

1

8.8

Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения

1

9.9

Основные понятия учебно-исследовательской деятельности

1

10.10

Основные понятия учебно-исследовательской деятельности

1

11.11

Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования

1

12.12

Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования

1

13.13

Методы эмпирического и теоретического исследований

1

14.14

Методы эмпирического и теоретического исследований

1

15.15

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования)

1

Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования)

16.16

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования)

1

17.17

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования)

1

18.18

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования)

1

19.19

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования)

1

20.20

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования)

1

Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности (14 ч)

21.1

Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации

1

 

22.2

Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации

1

23.3

Информационные ресурсы на бумажных носителях

1

 

24.4

Информационные ресурсы на бумажных носителях

1

25.5

Информационные ресурсы на электронных носителях

1

 

26.6

Информационные ресурсы на электронных носителях

1

27.7

Сетевые носители – источник информационных ресурсов  

1

 

28.8

Сетевые носители – источник информационных ресурсов  

1

29.9

Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты  

1

 

30.10

Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты  

1

31.11

Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг

1

 

32.12

Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг

1

33.13

Требования к оформлению проектной и исследовательской работы

1

 

34.14

Требования к оформлению проектной и исследовательской работы

1

Итого:

34

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка учебных достижений обучающихся производится с учётом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по программе метапредметного курса «Индивидуальный проект» в соответствии со школьным  Положением об индивидуальном проекте.



Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК

исследовательской и проектной

 деятельности

учени______________класса_______

         

фамилия _____________имя_________

г.Алейск

Алтайский край

201../202..гг.

Название проекта

Руководитель

проекта

Консультант

проекта

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Необходимое оборудование

Предполагаемые продукты проекта

Проект начат

Проект окончен

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Деятельность

по выполнению проекта

Сроки

выполнения

Продукт

выполнения

Проблема

Почему выбрана именно эта тема?

Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему?

Проектирование (планирование)

Какие шаги Вам предстоит проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта?

Поиск информации

Всё ли у Вас есть для выполнения проекта?

Информация? Оборудование? Материалы для изготовления продукта?

Чего не хватает? Где это можно найти?

Продукт

Что Вы создадите, чтобы цель была достигнута?

Что Вы уже умеете делать? Чему придётся научиться?

Презентация

В каком виде лучше представить результаты своей работы?

Портфолио (папка проекта)

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

ПРОБЛЕМА                                                                                                                                                                 Анализ проблемной ситуации

Сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить

Вы заинтересованы в разработке проекта, потому что…

Сложившаяся ситуация

Основные признаки сложившейся ситуации

Желаемая ситуация

Основные признаки желаемой ситуации

Почему эти признаки важны для Вас?

Причины существования проблемы

Варианты решения проблемы (выдвижение гипотез)

Варианты

решения проблемы

Достоинства  

Недостатки

Окончательный вариант решения проблемы

Анализ цели проекта

ЦЕЛЬ

Препятствия в достижении цели

Перечислите «шаги», которые необходимо последовательно выполнить для достижения цели проекта

Задачи проекта:

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Предполагаемый продукт проекта

Зарисуйте продукт, который Вы планируете получить по завершении работы над проектом

 (чертёж, модель, схему или др.)

Экономическое обоснование Вашего способа решения проблемы

(сведения заполняются в зависимости от темы и типа проекта)

Обоснуйте целесообразность Вашего способа решения проблемы.

Средняя стоимость аналогичного продукта в магазине составляет _________________________

Наименование

необходимого

материала

Цена

Количество

Стоимость

Итого:

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Сбор информации (исследование)

Каким способом можно собрать информацию? Где можно её получить?                                                                          Какие инструменты, ресурсы, материалы и источники для этого нужны?                                                                   Как можно записать результаты исследования?

Конкретные действия

по выполнению проекта

Сроки

выполнения

Инструментарий, ресурсы,

источники

Эксперименты

Наблюдение и самонаблюдение

Анкетирование и тестирование

Интервьюирование

Другие способы сбора информации

Обработка, анализ и представление результатов исследования

Как лучше обработать информацию? Что для этого нужно? Кто может помочь?                                                      1. Проанализируйте полученные результаты, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу.                                                                                                                                                    2. Уточните, соответствуют ли они поставленным целям.                                                                                              3. Подумайте, какие рекомендации возможно составить по результатам исследования.

Конкретные

действия

по выполнению

проекта

Сроки

выполнения

Необходимый инструментарий

Продукт

Компьютерная

обработка

результатов

исследования

Другие способы

обработки

результатов

исследования

Апробация результатов исследования (подтверждение гипотезы)

Конкретные действия

по выполнению проекта

Сроки

выполнения

Инструментарий

Наблюдение или самонаблюдение при использовании рекомендаций

Другие способы апробации результатов исследования

Вывод (по итогам апробации):

Оформление исследования

В какой форме представить результаты исследования                                                                                                               (статья, тезисы, доклад, сообщение, реферат, текст научного сочинения, отчёт…)?

ПРОДУКТ

Конкретные действия

по реализации проекта

Сроки

выполнения

Инструментарий, материал, ресурсы

Построение компьютерной модели выходного продукта

Другие способы изготовления выходного продукта

Оформление выходного продукта

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ЗАЩИТА) ПРОДУКТА

В каком виде лучше всего представить результаты своей работы?

ПОРТФОЛИО (ПАПКА) ПРОЕКТА

Состав портфолио

Наличие

Дневник исследовательской и проектной деятельности

Рабочие материалы исследования в бумажной форме

Компьютерная обработка результатов исследования

Возможные рекомендации

Материалы апробации результатов исследования

Оформленные результаты исследования

Готовый продукт проекта

Презентация продукта

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Интернет

Литература

Другие источники

Самоанализ

 достигнутых результатов

Дата ________________

Вид работы_______________________________________________

Тема выполненной работы:_________________________________________

_______________________________________________________________

Цель:___________________________________________________________________________________________________________________________

Поставленные задачи:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Презентация опыта_____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 города Алейска Алтайского края

«Рассмотрено»

на заседании муниципального методического объединения учителей физики

Протокол № 1 от «24» августа 2020 г.

Руководитель методобъединения

____________ О.Н.Коваленко

«Согласовано»

Зам. директора по УР  

_________________ Т.В.Авакян

«01» сентября 2020 г.

  «Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №7 г.Алейска

___________В.А.Лёвкин 

Приказ № 153 от

«01» сентября 2020 г.

Рабочая программа

                     

     Учебный (элективный курс) «Индивидуальный проект»

среднее общее образование (11 класс)

Срок реализации программы 01.09.2020 – 31.05.2021 г.г.

              Разработана учителем  физики Коваленко Оксаной  Николаевной

Алейск - 2020

                      Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» составлена для обучающихся 11 класса на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями);
  • учебный план  МБОУ СОШ №7 г.Алейска  на 2019-2020 учебный год;
  • Основная общеобразовательная программа  МБОУ СОШ №7 г.Алейска;
  • Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования  (Д.А. Логинов. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 20 с.).

Всего часов 34

Количество часов в неделю 1

Программа учебного курса обеспечивает:

  •  удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
  • общеобразовательную, общекультурную составляющие при получении среднего общего образования;
  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
  • развитие навыков самообразования и самопроектирования;
  • углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Основная цель изучения метапредметного курса «Индивидуальный проект»:

  • формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования.

Основные задачи: 

1. Сформировать:

  • способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации;
  • способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих неопределенность ситуации;
  • способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность использовать их в качестве инструментов ее преобразования.

2. Развить:

  • способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной ситуации;
  •  способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения поставленной цели;
  • способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа предъявления достигнутых результатов социуму.
  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА

Содержание метапредметного курса «Индивидуальный проект» представлено современной модульной системой обучения, которая создаётся для наиболее благоприятных условий развития личности путём обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать к любым условиям организации учебного процесса.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Планируемые личностные результаты:

При освоении метапредметного курса планируется достичь следующих личностных результатов:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;  
  • действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);  
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые метапредметные результаты:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;  
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;  
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  
  • знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  
  • умение структурировать знания;  
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;  
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  •  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые предметные результаты :

В результате обучения по программе метапредметного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:  

  • формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;  
  • планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
  • реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;  
  • оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
  • осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
  • использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
  • навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
  • осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.

  1. Содержание программы

Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности

1.1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект. Управление проектами.

1.2. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.  

1.3. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.

1.4. Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.

1.5. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории.

1.6. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.

1.7. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).

1.8. Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования).

Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

2.1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.

2.2. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.

 2.3. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.

 2.4. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.

2.5. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.

2.6. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг.

2.7. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.

2.8. Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты.

 2.9. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося.  

Модуль 3. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности

3.1. Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.

3.2. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.

3.3. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.

Модуль 4. Коммуникативные навыки

4.1. Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение.

4.2. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.

 4.3. Практическое занятие. Дискуссия.

4.4. Практическое занятие. Дебаты.

4.5. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления.

 4.6. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВСЕГО КУРСА

Класс

№ модуля

Тема

Кол-во часов

10

1

Методология проектной и исследовательской деятельности

20

10

2

Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

14

11

2

Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

8

11

3

Защита результатов проектной и исследовательской деятельности

6

11

4

Коммуникативные навыки

20

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА В 11 КЛАССЕ

 п/п

Тематическое планирование

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской

деятельности (8ч)

1.1

Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации

1

2.2

Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации

1

3.3

Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации

1

Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты

4.4

Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации

1

Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты

5.5

Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося

1

6.6

Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося

1

7.7

Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося

1

Оформленная в соответствии с требованиями проектная работа

8.8

Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося

1

Оформленная в соответствии с требованиями проектная работа

Модуль 3. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности (6ч)

9.1

Представление результатов учебного проекта

1

10.2

Представление результатов учебного исследования

1

11.3

Представление результатов учебного исследования

1

12.4

Оценка учебного проекта (учебного исследования)

1

Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования)

13.5

Оценка учебного проекта (учебного исследования)

1

Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования)

14.6

Оценка учебного проекта (учебного исследования)

1

Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования)

Модуль 4. Коммуникативные навыки (20ч)

15.1

Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог

1

16.2

Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог

1

17.3

Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия

1

18.4

Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия

1

19.5

 Практическое занятие. Дискуссия

1

20.6

Практическое занятие. Дискуссия

1

21.7

 Практическое занятие. Дискуссия

1

22.8

Практическое занятие. Дискуссия

1

23.9

Практическое занятие. Дебаты

1

24.10

Практическое занятие. Дебаты

1

25.11

Практическое занятие. Дебаты

1

26.12

Практическое занятие. Дебаты

1

27.13

Публичное выступление: от подготовки до реализации

1

 Представление результатов работы над индивидуальным проектом (учебным исследованием)

28.14

Практическое занятие. Публичное выступление

1

Представление результатов работы над индивидуальным проектом (учебным исследованием)

29.15

Публичное выступление: от подготовки до реализации

1

 Представление результатов работы над индивидуальным проектом (учебным исследованием)

30.16

Практическое занятие. Публичное выступление

1

Представление результатов работы над индивидуальным проектом (учебным исследованием)

31.17

Публичное выступление: от подготовки до реализации

1

 Представление результатов работы над индивидуальным проектом (учебным исследованием)

32.18

Практическое занятие. Публичное выступление

1

Представление результатов работы над индивидуальным проектом (учебным исследованием)

33.19

Публичное выступление: от подготовки до реализации

1

 Представление результатов работы над индивидуальным проектом (учебным исследованием)

34.20

Практическое занятие. Публичное выступление

1

Представление результатов работы над индивидуальным проектом (учебным исследованием)

Итого:

34

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка учебных достижений обучающихся производится с учётом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по программе метапредметного курса «Индивидуальный проект» в соответствии со школьным  Положением об индивидуальном проекте.