Музыкальная деятельность с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития с проявлениями одаренности

Куртасова Галина Аркадьевна

 

Методические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ проявляющими признаки одаренности в ДОУ

 

Педагогическое сопровождение одаренных детей дошкольной образовательной организации

 

Программа музыкального развития детей с ОВЗ с проявлениями одаренности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации

Из опыта работы Куртасовой Галины Аркадьевны победителя муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2022 году

Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему.

Детская одарённость – одно из самых загадочных явлений природы, вызывающая повышенный интерес и восхищение со стороны окружающих. Общество нуждается в людях с неординарным мышлением и творческим подходом, способных внести ценный клад в развитие человечества. Поэтому ребёнок с высоким уровнем развития и познавательной активностью требует особого внимания со стороны педагогов ДОУ.

Проблема организации педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста, рассматривается в работах И. Е. Емельяновой, А. М. Матюшкин, А. В. Хуторского и др.

Я пришла работать в дошкольную образовательную организацию, коллектив которой поставил цель так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.

Именно поэтому тема моей работы: «Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации»

Национальная ассоциация одарённых детей определяет одарённость как «способности, значительно превышающие среднестатистическую норму для определённого возраста».

15 признаков одаренных детей по данным Национальной ассоциации.

1. Они говорят, как преподаватели.

2. Они замечают последовательности.

3. Они много читают.

4. Они невероятно талантливы в чём-либо.

5. Они предпочитают общество взрослых и детей постарше.

6. Они невероятно сосредоточены.

7. Они не по годам зрелые.

8. Они оригинальны.

9. Они — лидеры.

10. Им не нужно указывать правильное направление.

11. Они полны сил.

12. Им нужно проводить время в одиночестве.

13. Они любят природу.

14. Им иногда не удаётся реализовать свой потенциал.

15. Им интересно учиться.

Цель моей работы: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Поиск и систематизация форм работы с одаренными детьми по равитиию творческих и интеллектуальных способностей;

2. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;

3. Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;

4. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;

5. Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;

6. Развитие своего социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Для решения поставленных задач я начала организовывать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы выявить детей с творческим и нестандартным мышлением, поддержать и развить их способности в рамках дошкольного образования. Для этого в сентябре, совместно с педагогом-психологом нашего учреждения, мы провели мониторинг, используя следующие методики:

• Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

• Тест Стэнфорд-Бине

• Методику «Карта одаренности» А. И. Савенкова

• Цветные прогрессивные матрицы Равена и др.

В настоящее время я работаю над созданием условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Я выстраиваю активное взаимодействия в системе «Педагог – ребенок – родитель».

Мне необходимо создать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию. Непременным условием считаю опору на связи с семьями и коллективом нашего учреждения. Вместе мы создаем «уголки творчества», где имеются в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей, обогащаем окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, обеспечиваем благоприятную атмосферу, ведь доброжелательность предоставляет детям возможности активно задавать вопросы. Мы поощряем высказывание оригинальных идей и используем личный пример творческого подхода к решению проблем. Мы не сдерживаем инициативу ребенка, не даем четких наставлений, помогаем действовать независимо. Не делаем за детей то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.

В своей работе применяю следующие формы работы с одаренными детьми :

- интеллектуальные игры;

- городские, областные конкурсы детского творчества;

- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

- создание детских портфолио.

Использую формы работы с родителями одаренных детей :

- родительский клуб;

- индивидуальные консультации;

- детско-родительские проекты.

Я уверена, впереди нас ждет много открытий, побед и достижений.

Используемые источники:

1. Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации в регионе | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)

2. Консультация для педагогов «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ» (doshkolnik.ru)

3. Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями" (infourok.ru)

4. Критерии, которые помогут распознать одаренных детей | YAMAMA

5. Опыт создания условий развития одаренных учащихся (ped-kopilka.ru)

6. Создание условий для развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении и дома (infourok.ru)

7. Методические рекомендации по выявлению одаренных детей | Методическая разработка на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

8. Одаренные дети (edusite.ru)



Предварительный просмотр:

"Организация работы с детьми с ОВЗ, проявляющими признаки одаренности в ДОУ"

"Одарённость человека – это маленький  едва проклюнувшийся из земли и
      требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за         ним? сделать все необходимое,
     чтобы он вырос и дал обильный плод"

В. А. Сухомлинский

Под одаренностью ребенка дошкольного возраста в ДОУ подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в Учреждении.

Одаренные дети с ОВЗ - это дети, которые признаны образовательной и медицинской системами превосходящими уровень интеллектуального, творческого развития других детей своего уровня и диагноза. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Особенности одаренных детей с ОВЗ :

1. К главным особенностям таких детей можно отнести негармоничность их развития.

2. Дети с ОВЗ имеют трудности адаптации, не имеют опыт самостоятельного социального общения.

3. Такие дети часто обладают более хрупкой душевной конституцией по сравнению со сверстниками.

4. У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Актуальность темы.

Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. Они и только они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие страны.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью. .

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

Актуальностью проблемы в работе с детьмм с ОВЗ является то, что на сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также условия их воспитания на уровне ДОУ стоит очень серьезно и насущно, так как на таких детей внимание обращают меньше, чем на их сверстников с подобным и интересами. Основная задача таких детей - сохранение здоровья, лечение, реабилитация, за этой основной задачей мало видна проблема по развитию одаренности.

В национальной доктрине образования на период до 2025 года поставлена задача создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого учащегося.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – в силу множества неблагоприятных факторов не имеют возможность высказаться, сформулировать и произнести даже простейшую фразу, тем не менее так же нуждаются в понимании и выражении своих чувств. И они выражают их через художественное творчество! То, что нельзя произнести, можно нарисовать красками или слепить. С такими детьми в нашем саду педагоги занимаются индивидуально, обогащая знаниями, впечатлениями, формируя специальные навыки, а также самостоятельность и независимость в восприятии и воспроизведении образов. Ведь творческое, независимое мышление является признаком гармоничной личности. В галерее детского сада устраиваются персональные выставки, детьми оформляются поздравительные и тематические альбомы.

Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи. Особые условия развития таких детей могут стать дополнительным стимулом к развитию талантов и высоким достижениям.

Еще один вид тяжелого нарушения речи – заикание. Дети осознают свой дефект, стесняясь говорить, не проявляют речевую инициативу. Но всякое стеснение проходит, когда ребенок начинает петь! И дефект отходит на второй план, он потихоньку уходит. Дети с удовольствием участвуют в городских фестивалях творчества, выступают на концертах и утренниках.

Психолог Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». На выявление и развитие именно таких способностей направлена работа педагогов всего нашего сада. Мы считаем, что все дети талантливы и каждый человек по-своему одарен

ЦЕЛЬ работы нашего дошкольного образовательного учреждения– выявить природные достоинства ребенка с ОВЗ, помочь преодолеть его неполноценность путем компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверхкомпенсаци, воспитать одаренного ребенка, способного реализоваться в социуме, методами и приемами основного и дополнительного образования путем активного привлечения семьи и используя все доступные ребенку средства взаимодействия

Выдающийся психолог, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что движущей силой развития личности становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека

Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи. Особые условия развития таких детей могут стать дополнительным стимулом к развитию талантов и высоким достижениям.

В работе с детьми с ОВЗ были определены следующие задачи:

• Выявление одарённых детей.

• Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней.

• Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

• Подготовка обучающихся к конкурсам, викторинам.

• Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для размещения материалов на сайте Учреждения

• Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.

• Создание картотеки материалов повышенного уровня сложности.

• Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи. Особые условия развития таких детей могут стать дополнительным стимулом к развитию талантов и высоким достижениям.

Наш педагогический коллектив определил направления работы с одаренными детьми : диагностика и обеспечение развития.

Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим:

постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Повышение и укрепление самооценки у воспитанников, создание условия успеха. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности. Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми. Признание таким детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.

Создание развивающей среды детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.

Повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей.

Работа с родителями одаренных детей. Родители прежде всего должны быть заинтересованы в развитии высокоинтеллектуальной и творческой личности своего ребенка, которые порой не могут определить талант и интересы детей. Поэтому на родительских собраниях педагоги совместно с педагогом-психологом проводят тестирования и анкетирования, помогающие выявить ту или иную одаренность ребенка с ОВЗ.

Одаренный ребенок с ОВЗ в семье - ее гордость. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Особенно, если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности и специальных способностей в области искусства и науки. Ребенок достигает успехов в каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, математике, музыке и др. Бывает, что одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется лишь в подростковом периоде. Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному развитию.

Педагогам ДОУ следует проводить регулярные консультационные беседы с родителями, помогая им лучше понять своего ребёнка и реализовать его потенциал. – психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, т. е. система мер, направленная на:

принятие ребенка таким, какой он есть;

снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;

формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

Психологическая поддержка родителей предусматривает участие всех специалистов, работающих с ребенком : медицинского работника, дефектолога, социального педагога, всех педагогов, работающих с ребенком с ОВЗ, и, конечно же, педагога-психолога.

В нашей группе проводилась активная просветительская работа с родителями :

Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье» :

а) программа лектория:

- роль семьи в формировании личности одаренного ребенка;

- что надо знать о своем ребенке;

- как любить ребенка;

- наше общение в семье;

- искусство быть родителем;

- домашний эксперимент«Какая у нас семья?».

б) групповые консультации:

- современная семья: трудности и надежды;

- воспитательный потенциал семьи;

одаренный ребенок в семье и в школе;

в) индивидуальная работа с родителями (по запросам) г)Мастер- классы д)презентация выдержек из авторских программ, технологий («Умники и умницы»«Одаренный ребенок» и др.) е) семинар «Одаренные дети с ОВЗ».

И хочется подчеркнуть необходимость ещё одного условия развития одаренности у детей с ОВЗ - личностные особенности самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к преодолению трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ОВЗ провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей самореализации в творчестве, познании.

Таким образом, хотелось бы отметитьработа педагога ДОУ с одарёнными детьми с ОВЗ – это постоянное развитие, личностный рост, пополнение знаний в области психологии и средств обучения одарённых детей и детей с ОВЗ, обмен опытом с другими педагогами и педагогами-психологами, а также плотное общение с родителями одарённых воспитанников. Педагоги и родители должны объединяться в создании и поддержании благоприятных условий для развития и воплощения творческого потенциала одарённых детей.

Все дети рождаются быть успешными.

Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

«Лозунг» воспитатель нового поколения:

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий… кто понятлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив

Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию одарённых детей : Помогать ребёнку в принятии самостоятельных решений, без прямых инструкций и указаний Поощрять проявления инициативы и интересов Использовать возникшие трудности как область применения полученных ранее навыков Помогать ребёнку в усвоении знаний и управлении навыками Поддерживать ребёнка при адаптации к социальной среде ДОУ Взрослые люди, находящиеся в окружении одарённого ребёнка, должны иметь устойчивую психику, так как излишне эмоциональный восторг или наоборот недоверчивость по отношению к ребёнку могут повлечь приостановку развития способностей.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРЕЧНЫЙ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСТВО»

СП «Детский сад компенсирующего вида «Дюймовочка»

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол №1 от. 09.09.2022

УТВЕЖДЕНО

Приказом директора

МБДОУ ГО Заречный "Детство"

 С.А.Гордиевских

№ 316-Д              от 30.08.2022г.

Рабочая программа

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 
Музыкальное развитие детей  ОВЗ с проявлениями одаренности .

на 2022–2023 учебный год

                                                                                                                                               

Составитель:

                                                                                                                                                                                              Куртасова Галина Аркадьевна

                                                                                     Музыкальный руководитель ВКК

Заречный 2022

 Содержание программы:

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуализация проблемы.

1.2. Понятие «Одаренный ребенок» и его общая психологическая характеристика.

1.3. Понятие «Музыкальной одаренности»

 

2. Концепция работы с одарёнными детьми.

3. Цели и задачи программы

4. Принципы программы

5. Основные направления работы

6. Стратегия работы с одаренными детьми

Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

7. Формы работы с одаренными учащимися

8. Психолого-педагогического сопровождения одаренно-

го ребенка.

9. Кадровое обеспечение программы

10. Этапы реализации.

11. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

12. Организация режима работы с музыкально - одаренными детьми.

12.1. Проектирование дополнительного образовательного процесса в соответствии с контингентом детей,  их индивидуальными  и возрастными особенностями

12.2. Перечень основных видов музыкальной деятельности одаренных детей.

13.Ожидаемые результаты.

Список использованной литературы

 Методическое обеспечение системы работы с музыкально -  одаренными детьми в ДОУ

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуализация проблемы.

 

Выявление  музыкально - одаренных детей и  дальнейшее углубленное развитие их  музыкальных способностей является одной из приоритетных  задач  в работе музыкального руководителя детского сада. Возникает необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми. Анализ участия детей  в различных утренниках, концертах, творческих заданиях  показывает, что в разновозрастных группах имеется категория  музыкально-одаренных детей. Целенаправленная и систематическая работа с музыкально-одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения музыкальных знаний. Данная проблема обозначила мою работу по реализации программы «Музыкальный вундеркинд».

1.2. Понятие «Одаренный ребенок» и его общая психологическая характеристика.

Одаренность

- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным -индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. Психологические особенности одаренного ребенка.

Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари, энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

1.3. Понятие «Музыкальной одаренности»

Что же такое музыкальность и музыкальная одаренность? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

2. Концепция работы с одарёнными детьми.

Программа «Музыкальный вундеркинд» базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в модели выпускника ДОУ - личности способной реализовать свои личностные индивидуальные запросы. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ребенок сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в В ДОУ «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе буду опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников музыкальные способности, восприимчивость к теоретическому музыкальному учению, творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3) испытывают радость от музыкальных занятий.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях.

2) дети с признаками специальной музыкальной одарённости.

3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в  музыкальном учении, но обладающие  яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем дошкольном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их музыкальных способностей, является одним из главных направлений моей работы как музыкального руководителя ДОУ.

2. Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем  музыкального интеллекта, способной к музыкальной творческой самореализации.

2. Организация научно-исследовательской деятельности детей для усовершенствования процесса  музыкального обучения  и воспитания.

3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с  музыкально - одаренными детьми.

4.Формирование  моральной поддержки музыкально-одаренных детей.

ЗАДАЧИ:

1.Выбор рациональных форм воздействия на музыкально-интеллектуальную деятельностью одаренного ребенка. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных музыкальных областях.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации музыкально - творческих детей.

4.  Расширение возможностей для участия музыкально способных и одарённых детей в музыкальных олимпиадах, конкурсах разного уровня, творческих выступлениях.  

4. Принципы программы

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии музыкального руководителя;

· принцип свободы выбора ребенком сферы музыкальной деятельности;

5. Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие  музыкально - творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

.

6. Стратегия работы с музыкально - одаренными детьми.

1. Диагностика.

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль  за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Таким образом, диагностика музыкально – одаренных детей осуществляетсяпо следующим показаниям и вписывается в следующую таблицу:

ФИО

Ладо-тональный слух (мажор минор)

Музыкальная память

Ритмический слух

Коррекция между слухом и голосом

Психо-эмоциональное восприятие

итого

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

• Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

• Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

• Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творческость

• Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

2.1. Осознание важности данной работы, усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к музыкальному обучению и развитию.

2.2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с музыкально - одаренными детьми. Изучение новых передовых технологий по постановке певческого дыхания, голоса, развития диапазона,  артикуляции и дикции, формирования тембральной окраски, выразительности движений и развития общей сценической культуры.

2.3. Признание коллективом педагогов и руководством ДОУ того, что реализация системы работы с музыкально -  одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ДОУ.

2.4. Включение в работу с музыкально- одаренными детьми в первую очередь воспитателей, обладающих определенными музыкальным качествами: музыкальная культура, музыкальная компетентность.

Взаимодействие воспитателя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие его музыкальных способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; решать возникающие организационные проблемы.

2.5. Создание  благоприятной предметно-развивающей среды, в которую входят:

· музыкально -  творческая мастерская  музыкальных инструментов,

· костюмерная,

· вокальная студия  - зеркало, аппаратура,

· «хореографическая площадка» - танцевальный зал,

· «театральная вешалка» - свод правил и норм поведения при музицировании,

· «музыкальная коллекция» - репертуар для  пении, танцев и музицировапения, танцев и музицирования,

· «Компазиторский клуб» - портреты и беседы о композиторах.

· «Копилка музыкальных идей» - методические разработки и новинки,

·  «Капельмейстер» - музыкальная теория,

· Передовые коммуникативные технологи – ПК, видеоаппаратура.

 

3. Активизация  музыкально - творческих способностей учащихся.

строится на четырех базовых идеях:

· на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

· на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

· на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

· на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности дошкольника.

Нам, музыкальным руководителям, необходимо осознать тот факт, что только при большой заинтересованности музыкально-одаренных детей на индивидуальных и групповых занятиях можно добиться необходимой результативности в развитии и активации из творческих способностей. Для  того, чтобы заинтересовать одаренных детей нужно предложить им более сложный и богатый по музыкальному образу и форме произведение, в котором они могли бы реализовать свой творческий потенциал, будь это танцевальная, вокальная или инструментальная музыка. Выбор репертуара должен быть современным, усложненным по сравнению с учебным программным репертуаром, доступным, содержать некую загадку, стимулировать творческий поиск.

Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

Огромную роль в раскрытии и развитии музыкальной детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

он очень любознателен;

любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;

его речь очень развита, большой словарный запас;

во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;

настойчив в достижении поставленной цели;

у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;

может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;

обладает богатой фантазией и воображением;

рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;

его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким , как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям

Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

И.П.Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркалор, тои в ответ можно будет увидеть любовь.

4. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, победителям и призерам конкурсов различных уровней

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов детей и их родителей

3. Отправление благодарственных писем родителям.

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

7.Формы работы с одаренными детьми

- групповые занятия;

- факультативы;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- интеллектуальные марафоны;

- участие в конкурсах;

- работа с индивидуальным планом работы – индивидуальные  и групповые карты сопровождения;

8. Психолого-педагогического сопровождения 

музыкально-одаренного ребенка.

Задачи сопровождения:

1. Создать специальные условия для развития одаренности ребенка. Эта задача решается

средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

2. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача

решается средствами взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель».

3. Отслеживать особенности развития одаренности ребенка на различных возрастных

этапах. Получаемые показатели сравнивать с содержанием психолого-пе-

дагогического статуса, возрастными возможностями. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Принципы сопровождения:

- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

- признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;

- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям

субъективного отношения к миру и самому себе;

- защита интересов ребенка;

- индивидуальный путь развития ребенка;

- учет специфики возрастного и индивидуального развития;

- принцип диалогичности;

- принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку;

- принцип построения развивающей работы на основе диагностики;

Нормы сопровождения заложены в профессиональной позиции педагога:

- последовательное осуществление цикла сопровождения;

- владение комплексом диагностических методик;

- выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение педагогов

дополнительного образования, родителей к ее реализации;

- осуществление мониторинга действенности программы и выстраивание новой в случае неэффективности первой программы;

- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и

прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

- признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное

волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»);

- поощрение и одобрение самостоятельности и уверенности в его сильных сторонах,

стимулирование самоанализа, рефлексии;

- признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной

проблемы;

- умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;

- систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.

1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе учителя  знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. 2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от  педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.Музыкальный руководитель проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает необходимых специалистов, в том числе и воспитателей. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах, и определяют группу сопровождения, условия для развития одаренного ребенка. В дальнейшем устанавливаютяс конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» фиксируются выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка.

3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей

работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка создает  условия для развития одаренных детей, создается ситуация сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции учебного основного и дополнительного образования.

4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе проводится в середине, конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. Музыкальный руководитель организует в ДОУ разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, итоги олимпиад и др. Все данные регистрируются в индивидуальном «Портфолио ученика».

9. Кадровое обеспечение программы

Если учитель имеет только любовь к делу, он

 будет хороший учитель. Если учитель имеет

только любовь к ученику, как отец, мать, -

он будет лучше того учителя, который прочел

 все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к

ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь

 делу и к ученикам, он – совершенный учитель

 

Лев Толстой

Включение в работу с одаренными детьми  в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:

Педагог для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

Педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

Педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

Педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Педагог должен быть:

увлечен своим делом;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

профессионально грамотным;

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

знатоком во всех областях человеческой жизни.

10. Этапы реализации.

1 этап – подготовительный. Проводятся организационные о диагностические мероприятия по выявлению музыкально- одаренных детей, педагогические консилиумы и составление индивидуальных карт сопровождения одаренных детей.

2 этап – действенный. Вовлечение одаренного ребенка в музыкально- творческую деятельность. Создание педагогической проблемной ситуации и пути его решения.  Анализ его творческого роста и результативности.

3 этап – Итоговая деятельность. Радость творческого роста. Оформление и выставка портфолио. Творческий  отчетный вечер.

11. План мероприятий по выполнению программы

«Музыкальный вундеркинд»

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.

    СОДЕРЖАНИЕ

     МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА        ПРОВДЕНИЯ

СРОК

1.

Заседание консилиума педагогов ДОУ для выбора музыкально- одаренных детей по результатам прошлогоднего мониторинга

Составление плана работы с одаренными детьми.

Заседание  Совета Педагогов

август

2.

Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг.

Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.  

сентябрь-октябрь

3.

Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов.

Совета Педагогов.

в течение года

4.

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

Групповые и индивидуальные тренинги, семинары.

в течение года

5.

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными 

детьми.

в течение года

6.

Групповые занятия.

в течение года

7.

Работа по индивидуальным планам.

в течение года

8.

Концерты, утренники, индивидуальные выступления

Согласно плану ДОУ

9.

Конкурсы, интеллектуальные игры.

январь-февраль

10.

Исследовательская деятельность.

март

11.

Презентация.  

апрель

12.

Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам.

в течение года

13.

Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

в течение года

14.

Работа с родителями.

в течение года

15.

Подведение итогов работы Совета Педагогов с одаренными детьми.

 Мониторинг.

Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.

май

16.

Планирование работы на следующий учебный год.

Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.

июнь

Перечень событий, праздников, мероприятий для выступлений.

Месяц

Дата

Событие календаря

Тематика недели

Праздник

сентябрь

2-5

сентября

 

 

День знаний

Наш детский сад:

- Здравствуйте, это мы

- Хорошо у нас в саду

- Мой любимый детский сад

День Знаний

8-12

сентября

День города Заречный (1 суббота сентября)

Международный день красоты (9.09)

Проявления красоты в жизни

Мониторинг

Пятница –

итоговое мероприятие

15-19

сентября

Неделя осторожного пешехода

 «Внимание – улица!»

Пятница –

итоговое мероприятие

22-26 сентября

 

 

Международный день мира (21.09)

Здравствуй, Осень

 - Ходит осень по дорожке;

- Осеннее настроение;

- Собираем урожай;

- Здоровье на грядке

Пятница –

итоговое мероприятие

29-30 сентября

Профессия - воспитатель (27.09)

Всемирный день моря (29.09)

Наш воспитатель – самый лучший

День воспитателя и дошкольных работников

Октябрь

1-3

октября

Международный день пожилых людей (01.10)

Международный день музыки (01.10)

Международный день улыбки (01.10)

От улыбки станет всем светлей

День пожилого человека

6-10

октября

Всемирный день животных (04.10)

Всемирный день учителя (05.10)

Всемирный день архитектора (6.10)

В мире животных

Пятница –

итоговое мероприятие

13-17 октября

Международный день врача

Всемирный день продовольствия (16.10)

Хлеб – всему голова:

- Удивительное путешествие хлебной корочки

- От зёрнышка до булочки

- Откуда хлеб к нам пришёл

- Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко

Пятница –

итоговое мероприятие

20-24 октября

Международный день Организации Объединённых Наций (24.10)

Малая Родина

- Моя семья.

- Мои домашние питомцы

- Мой дом. Мой город

Пятница –

итоговое мероприятие

27-31 октября

Международный день анимации (28.10)

Международный день Чёрного моря (31.10)

Да здравствует мультфильм!

Ноябрь

05-07 ноября

День народного единства (04.11)

День согласия и примирения (07.11)

Я, ты, он, она – вместе целая страна:

- Дружный хоровод

- Вместе весело живётся

- Народы России

- Дружат дети всей Земли

День народного единства

10-14 ноября

Всемирный день науки (10.11)

День полиции (10.11)

Международный день бухгалтера (12.11)

День работников Сбербанка России (12.11)

Международный день слепых (13.11)

В мире вещей

- Человек – творец,

- Человек – изобретатель.

- Свойства материалов.

- Прошлое предметов.

Пятница –

итоговое мероприятие

17-21 ноября

Международный день студентов (17.11)

День рождения Деда Мороза (18.11)

Всемирный день детей (20.11)

Всемирный день приветствий (21.11)

День бухгалтера России (21.11)

Всемирный день телевидения (21.11)

Вежливо о вежливом (этикет, правила поведения)

Пятница –

итоговое мероприятие

24-28 ноября

День матери (последнее воскресенье ноября)

Человек по имени «Я». Познаю себя

Мамочка моя, солнышко родное

декабрь

 

 

 

 

 

01-05 декабря

Международный день инвалидов (3.12)

Здравствуй, Зимушка-зима!:

- Зимний калейдоскоп

- Зимние кружева

- Красота зимы хрустальной

- Зимние забавы

08-12 декабря

День героев Отечества (09.12)

День прав человека (10.12)

Всемирный день футбола (10.12)

День Конституции РФ (12.12)

Морские истории:

- Вода на земле (озера, реки, соря, океаны)

- Морские обитатели

- Водный транспорт

День Конституции

15-19 декабря

Международный день чая (15.12)

В мире искусства. Виды искусства

Пятница –

итоговое мероприятие

22-26 декабря

День зимнего солнцестояния (21.12)

Новогодний калейдоскоп:

- Здравствуй, елочка лесная

- Новогоднее настроение

- В гостях у дедушки Мороза

- Новогодние хлопоты

- Традиции праздника у разных народов

Новый год

29-31 декабря

День спасателя (27.12)

Международный день кино (28.12)

В мире профессий «Все работы хороши»

январь

12-16 января

Рождество

День заповедников и национальных парков (11.01)

Всемирный день «Спасибо!» (11.01)

День Российской печати (13.01)

Старый Новый год (14.01)

Мир вокруг нас:

- Одежда.

- Посуда.

- Мебель и др.

Проводы Нового года

19-23 января

Национальный день объятий (21.01)

Татьянин день (25.01)

Зима в природе

Пятница –

итоговое мероприятие

26-30 января

День изобретения автомобиля (29.01)

Транспорт

Пятница –

итоговое мероприятие

февраль

02-06 февраля

Сталинградская битва (02.02)

Открытие Олимпиады в Сочи (07.02)

Спорт. Мы – спортсмены. Дни зимних игр и забав

День здоровья

09-13 февраля

Международный день стоматолога (09.02)

День Аэрофлота (09.02)

День памяти Пушкина (10.02)

День Святого Валентина (14.02)

Явления природы

А.С. Пушкин

Пушкинские чтения

16-20 февраля

Всемирный день китов (19.02)

День защитника Отечества

На страже Родины. Наши защитники

День защитника Отечества

24-27 февраля

Международный день родного языка (21.02)

День закрытия олимпиады в Сочи (23.02)

Начало масленичной недели (24.02)

Неделя Родного языка

День родного языка

март

02-06 марта

Всемирный день кошек (01.03)

Международный женский день

В мире растений

8 марта

10-13 марта

Всемирный день защиты прав потребителя (15.03)

Весна-красавица

Пятница –

итоговое мероприятие

16-20 марта

Международный день счастья (20.03)

День Земли (21.03)

Всемирный день водных ресурсов  (22.03)

День Балтийского моря (22.03)

Земля – наш общий дом

- Вода и её свойства

- Почва и ее свойства

Пятница –

итоговое мероприятие

23-27 марта

День работника культуры (25.03)

 Международный день театра (27.03)

Основание Большого театра (28.03)

Театральная неделя. Музыка в нашей жизни.

Пятница –

итоговое мероприятие

апрель

30-01 апреля

День защиты Земли (30.03)

День смеха (01.04)

Международный день птиц (01.04)

Смешная карусель

День смеха

02-03 апреля

Международный день детской книги (02.04)

День рождения московского трамвая (06.04)

Неделя детской книги: русская и татарская литература

Пятница –

итоговое мероприятие

06-10 апреля

 

Всемирный день здоровья (07.04)

День здоровья:

- Мой организм

- Здоровая и вредная пища

- Береги своё здоровье

День космонавтики

13-17 апреля

День космонавтики

Тайны космоса

20-24 апреля

День охраны памятников и исторических мест (18.04)

Всемирная акция «День Земли» (22.04)

Берегите свою планету

- Живая и неживая природа

- Что  сделано руками человека

День Земли

27-30 апреля

Международный день танца (29.04)

Международный день джаза (30.04)

День пожарной охраны (30.04)

Тематическая неделя по правилам пожарной безопасности «Если вдруг пожар»

Праздник весны и труда

 

май

05-08 мая

Праздник весны и труда (01.05)

День Солнца (03.05)

День водолаза (05.05)

День радио (07.05)

Всемирный день красного креста (08.05)

День победы (09.05)

День Победы в каждом из нас

День Победы

12-15 мая

Всемирный день медицинских сестер (12.05)

День Черноморского флота России (13.05)

День метрополитена (15.05)

День семьи (15.05)

Цветущая весна

День семьи

18-22 мая

Международный День музеев (18.05)

День Волги (20.05)

День полярника (21.05)

Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития (21.05)

Международный день биологического разнообразия (22.05)

Нам на улице не страшно:

- ПДД.

- Правила поведения на улице

Знай и выполняй ПДД

25-29 мая

 

День славянской письменности и культуры (24.05)

Международный день пропавших детей (25.05)

Общероссийский день библиотек (27.05)

День Санкт Петербурга (27.05)

День пограничника (28.05)

День военного автомобилиста (29.05)

Мой родной город:

- По улицам города

- Архитектура (достопримечательности) города

- Этот город самый лучший город на земле

- Соседние города

- Мы – жители города, Республики Татарстан, России

Пятница –

итоговое мероприятие

 

июнь

 

 

 

 

01-05 июня

Всемирный день охраны окружающей среды (05.06)

Счастливое детство моё

День Защиты детей

08-11 июня

Пушкинский день России (06.06)

Всемирный день океанов (08.06)

Международный день друзей (09.06)

День России (12.06)

С чего начинается Родина?

День России

15-19 июня

Всемирный день донора крови (14.06)

День медицинского работника (15.06)

Международный день отца (15.06)

Всемирный день беженцев (20.06)

Международный Олимпийский день (23.06)

Неделя здоровья

Сабантуй

22-26 июня

День кинологических подразделений МВД России (кинолога) (21.06)

День памяти и скорби

Начало Великой Отечественной войны (22.06)

День дружбы, единения славян (25.06)

Неделя «На страже мира»

День памяти и скорби

июль

 

 

 

 

 

29-03 июля

День молодежи России (27.06)

Всемирный день рыболовства (27.06)

День изобретателя и рационализатора (28.06)

Международный день спортивного журналиста (02.07)

День ГАИ (День ГИБДД) (03.07)

Неделя «Правила дорожные знать каждому положено»

День ГАИ (День ГИБДД)

06-10 июля

Всемирный день поцелуя (06.07)

Всероссийский день семьи, любви и верности (08.07)

Всемирный день шоколада (11.07)

Дети – друзья природы

День семьи, любви и верности

13-17 июля

День российской почты (13.07)

Домашие растения 

Пятница –

итоговое мероприятие

20-24 июля

Международный день шахмат (20.07)