Музыкально-эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Куртасова Галина Аркадьевна

 «Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

 

Проблема эстетического развития и воспитания дошкольников традиционно яв- ляется одной из важных в педагогической теории и практике.

 

 Использование музыкального искусства в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как само музыкальное искусство по своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем несравнимо по силе воздействия на растущего человека. Оно обладает таким воздействием на ребенка, что формирует и развивает его разносторонне,  влияет на его духовный мир в целом. Музыка является уникальным средством  формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.  Кроме вышеназванных эстетических функций, музыкальное искусство обладает большим оздоровительно-развивающим потенциалом.

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно- ритмических занятий  ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображения, стремление к эстетическому самовыражению. Другими словами – формирует и развивает эстетический мир ребенка.

 Реализация задач в области эстетического воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями требует решения определенной системы задач в области обучения и развития.

 В качестве основной задачи в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем не, только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морольно- психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием. Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально – волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений и пр. Исходя из особенностей детей, работа должна быть направлена на решение как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие:

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

 2.Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. 

3.Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятия излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развития дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие лов- кости, силы, выносливости.

 Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача состоит в том, чтобы путем  музыкально – ритмических упражнений исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. Для этого необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям; обеспечивать преемственность в усвоении материала и формирования умения и навыков, активизировать самостоятельные проявления детей в музыкальной деятельности и творчестве; обеспечивать вариативность в структуре и содержании занятия.

Коррекция нарушений, имеющихся у детей, должна осуществляться путем их участия в различных видах музыкальной деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки. Реализация коррекционных задач в ходе эстетического воспитания основана на использовании комплекса форм и видов музыкальной деятельности. Этот комплекс включает в себя такие виды музыкальной деятельности – это слушание, исполнительство (включающие пение, музыкально–ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах).

Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на фи- зические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других видов, т.е. по сути, является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества.

Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно ис- пользуется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами: формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать себя во время пения. Усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками. Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного .Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения  хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными. Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, т.е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыальные способности

Учитывая особенности, восприятие детей с ОВЗ  подбираю песни с игровым со- держанием. Это как нельзя лучше способствует фольклор. Многие фольклорные жанры выполняют не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию. К ним относятся потешки, народные прибаутки, которые словно специально созданы для улучшения дикции и артикуляции. Все это дает хороший эффект в музыкальном воспитании и обучении, а также в улучшении здоровья дошкольников.

Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах. Положительные результаты в обучении этому виду музыкальной деятельности детей с проблемами особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, известного немецкого музыканта, педагога. Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков), ногами (шагов, притопов), а затем овладение умением передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов

 И, наконец, одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, является развитие ритмических движений. В ходе формирования у детей музыкально – ритмических движений интенсивно происходит эмоционально – эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. На этих занятиях создаются особые условия для работы над преодолением таких недостатков движений, как плохая координация, недостаточная переключаемость и целенаправленность, невыразительность и пр. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента» Неотъемлемым компонентом музыкально-ритмического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкально – подвижные игры  В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринужденной форме решаются многие коррекционные задачи. Игры, даря детям, радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности, они способствуют развитию произвольности движений и поведения, снижают психоэмоциональное напряжение.  

В ходе подготовки к инсценировке у детей закрепляется умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности. Театрализованные виды деятельности большое значение имеет для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивают им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. Праздничные утренники, развлечения занимают особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Они способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают эмоциональный тонус. Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Выступление на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью

Музыкально-эстетическое воспитание помогает развивать психоэмоциональное состояние дошкольников, повышает интерес к познанию окружающего мира, позволяет ощутить ребенку себя комфортно и успешно Можно назвать ряд методических рекомендаций, связанных с реализацией ком- плексного подхода, это, прежде всего использование различных форм и жанров музыки, способов их в применениях на занятиях. Полезно также сочетать музыкальные средства с элементами других видов искусств – поэзии, пантомимики, театрализации, живописи и т.д. Большие возможности открывают совместная работа музыкального руководителя и специалистов. Комплексный характер деятельности требует объединения усилий музыкального руководителя, специалистов и воспитателей. Художественно-эстетическое воз- действие является сквозным, интегральным компонентом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач – сфере логопедии, дефектологии, социальной работе и т.д. Все это делает музыкально-эстетическое воспитание важным и действенным элементом в организации коррекционной работы средствами музыкального искусства.