ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ И ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наливайко Татьяна Григорьевна

«Надо воспитывать в детском сердце подлинно

человеческую любовь – тревогу, волнения,

переживания за судьбу другого человека . . .

Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали

Высшую радость – радость волнующих

переживаний, вызванных заботой о человеке»

В.А. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

     Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.В. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка. Поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

     Моя работа посвящена влиянию творческих сюжетно-ролевых игр на развитие гуманных чувств дошкольников. Я выбрала эту тему, так как считаю, что воспитание гуманности очень актуально на сегодняшний день. Это одно из качеств социально-нравственного воспитания. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, дружбе.

     Умение со-чувствовать, со-переживать, со-радоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно – закладываются в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте ребенок открыт и предрасположен к подобного рода отношениям. Он доверчив сам и так же относится к другим. Поэтому педагогам важно проявить возможно большую заботу о формировании начал гуманных качеств. С этой целью используется посильный труд детей, чтение художественной литературы, игра, занятия, этические беседы.

     Исходя из выбранной темы, определена цель – изучение роли творческих, сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста.

     Были определены следующие задачи:

·        анализ литературных данных по проблеме: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников;

·        исследование понятия игры (классификация игр, своеобразие игр);

·        выявление значимости творческих, сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных чувств у детей дошкольного возраста;

·        изучение методов организации и руководства творческими, сюжетно-ролевыми играми.

     При исследовании данной темы использовались следующие методы: анализ литературных источников, обобщение, беседы, наблюдение, проведение диагностик, изучение педагогического опыта.

     Объект, который исследуется в моей работе – это опыт педагогов и психологов, которые занимались исследованием проблем, направленных на всестороннее познание особенностей игры и детских взаимоотношений в ней, определение игры, как формы организации жизни детей.

     Предметом исследования является влияние творческих сюжетно-ролевых игр на развитие гуманных чувств дошкольников, воспитание гуманных отношений в игре, руководство воспитателя организацией творческих, сюжетно-ролевых игр.

     Теоретическое значение моей работы заключается в глубоком изучении проблемы гуманного воспитания детей дошкольного возраста в игре.

     Практическое значение моей работы заключается в применении методов организации и руководства творческими, сюжетно-ролевыми играми, в проведении бесед, позволяющих обеспечивать успешное формирование гуманных отношений у дошкольников, в наблюдении за детьми в процессе их общения и совместной деятельности и проведении различных диагностик.

     Человека высокой культуры поведения отличают вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Эти качество формируются с самого раннего возраста. От воспитателя требуется постоянное, глубокое внимание к детям, наблюдательность, знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Педагог должен отбирать такие приемы воздействия, которые способствовали бы тому, чтобы гуманные отношения стали внутренней потребностью ребенка. Добиваться, чтобы ребенок поступал хорошо, не только в присутствии взрослых, а чтобы для него стало привычным, осознанным внутренне мотивированное стремление поступать так, а не иначе.

     Богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, уважения к окружающим, умение считаться с интересами, замыслами, желаниями других создают творческие сюжетно-ролевые игры.

     Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Она доставляет детям радость, является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого отображения впечатлений об окружающей действительности. Важно учить детей играть дружно, согласованно, не обижая друг друга.

     Уже на первых этапах развития творческие сюжетно-ролевые игры воспитывают гуманные отношения: способность к сопереживанию, к любви и уважению к ближнему и Родине. Ребенок получает возможность поставить себя на место других и оценить своё поведение со стороны. В таких играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых, особенности их взаимоотношений. Дети учатся вместе решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, делают вместе постройки, договариваются куда поедут, кто будет водителем.

     Игра широко используется педагогами с целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений. Гуманные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни. В игре раскрываются особенности каждого из детей, его интересы, положительные и отрицательные черты характера. Наблюдая за детьми, в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку.

    Гуманности ребенка нельзя научить теоретически, сев однажды с ним за стол по наступлении определенного возраста. Именно ежедневная и ежечасная жизнь с её мелочами, требует от нас взрослых постоянного внимания к детям, контроля над собой, чтобы мы могли быть примером для наших детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Повседневно встречаясь в детском саду,

дети активно общаются в играх, на основе

гуманных отношений у них формируется

привычка действовать сообща, развивается

чувство содружества».

А.П. Усова

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ И ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.        Отечественные педагоги – исследователи.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др.

     Что же исследования дали практике? Уточнилось содержание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям и природе. Определилась методика формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста. В основе методики лежит механизм нравственного воспитания, но последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей.

     Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике – проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительно оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную.

     В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно, благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой.

     Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора – песенки, потешки, сказки.

     Форма работы с младшими дошкольниками – индивидуальные занятия.

     С возрастом 4 – 5 лет происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе.

     Наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходит в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

     Воспитатель организует этические беседы с детьми. Содержанием таких бесед могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства.

     В работе Л.П. Князевой («Этические беседы в детском саду» – Пермь, 1972г.), А.М. Виноградовой («Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» - М., 1989г.) раскрыта методика проведения этических бесед. Так, дети обсуждают разные сказки с одной моралью («Теремок», «Рукавичка») или сравнивают поведение героев в сходных ситуациях, самостоятельно выводят на основе разных литературных произведений правила взаимоотношений. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки (Что означают пословицы «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка» и др.?).

     Гуманизм, как и всякое другое нравственное качество, может проявляться только по отношению к другим. Иначе в нем, в этом качестве, нет смысла. Человек живет среди людей, и его нравственность проявляется только во взаимоотношениях с ними и ради них.

     Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния (Я.Л. Коломинский, Л.В.Артемова). Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на другого человека, интерес к нему. Такой интерес проявляется уже в раннем возрасте (Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлов, Е.Б. Волосова и др.).

     Содержательные взаимосвязи между детьми характеризуются дружбой. Проблема дружбы между дошкольниками исследовались в дошкольной педагогике как составляющая коллективных взаимоотношений (А.А. Аржанова, В.П. Залогина, Т.А. Маркова, А.В. Булатова и др.). Замечено, что уже в младшем дошкольном возрасте ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, делится игрушками и т.д. Дети среднего возраста уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга.

     В начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба». В интереснейшем исследовании Т.А. Марковой, изучавшей феномен дружбы у старших дошкольников («Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» - М., 1968г.) отмечается, что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения, а друзей и их поступки, результаты деятельности считать лучшими даже вопреки справедливости (рисунок друга самый лучший).

     Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В коллективе каждый должен быть уверен, что получит помощь и поддержку и сам чувствовать себя способным и готовым помочь товарищу. Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Ф.С. Левин – Щирина, Л.А. Пеньевская, Т.И. Пониманская, М. Мирзаабдуллаева, А.М. Виноградова и др.) и детской психологии (Т.А. Репина, А.Д. Кошелева, А.Г. Рузская и др.).

     Качественной характеристикой уровня развития любого коллектива являются наличие общественного мнения и его направленность.

     Общественное мнение обладает большим потенциалом педагогического воздействия, суть которого связана с тем, что человек, как существо общественное, зависим от социального окружения, от людей, среди которых он живет. Как отмечал В.Г. Белинский, «создает человека природа, но развивает и образует его общество». Человеку не может быть безразлично, что о нем думают окружающие, соответствуют его поступки принятым нормам.

     Важно, чтобы складывающееся коллективное мнение с самого начала имело правильную нравственную направленность. Лишь в этом случае оно сможет стать средством формирования коллективных взаимоотношений.

     Педагогическое воздействие должно быть ориентировано на воспитание доброжелательного и требовательного отношения детей друг к другу. Исследования Т.И. Пониманской, Л.В. Крайновой и др. показали, что дети способны требовательно относиться друг к другу при выполнении общественно-полезного дела.

     Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Правила служат определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях.

     Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин – Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознано усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

     Правила взаимоотношений, которые дети усваивают в младшем дошкольном возрасте, просты и почти всегда имеют одинаковое решение, т.е. ситуации, в которые включается ребенок, должны быть однозначны: девочка плачет – пожалей, уронил игрушку – подними, положи на место. Только такая конкретная видимая связь между поведением и правилом обеспечивает эффективное усвоение нравственных норм.

     В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Императивная функция нормы должна с самого начала выступать не как догма, а как необходимое, осознанно принимаемое условие. В этой связи чрезвычайно интересна точка зрения Н.Н. Поддъякова о социальном экспериментировании детей. Ученый доказывает, что при усвоении правил и норм поведения и взаимоотношений дети с большим интересом и продуктивно проводят собственные эксперименты на социальных, моральных явлениях. Экспериментирование придает процессу усвоения норм творческий и осознанный характер.

     Также следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих. О методике воспитания культуры поведения дошкольников можно узнать из работ С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Т.В. Черник и др. В настоящее время издается много книг для детей на эту тему, например, «Азбука вежливости» Л. Васильевой – Гангнус, которые помогут родителям и воспитателям.

 

1.2.        Особенности и значение сюжетно-ролевой игры.

     На протяжении всего дошкольного детства пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

     Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло – «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки – «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры  и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следя за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Ребенок собственными эмоциями, личным опытом оживляет мнимые ситуации, постигает жизненный смысл взятой роли. Чтобы проявить живые, подлинные чувства сообразно роли, нужна свободная самостоятельная игра, лишенная заданности и внешнего наблюдения.

     Ребенок, не постигший тайну «вживания» в роль, не сможет понять чувства и мысли другого человека, проникнуть в его мир, предугадать его поведение и желание. Таким образом, игры со свободным сюжетом направлены, с одной стороны, на свободное волеизъявление, на раскрепощенное выражение чувств ребенка, его впечатлений, его представлений о мире, а с другой – на овладение ролями других людей, примеривание их позиций на себя. Это могут быть самостоятельные игры детей, или игры с незначительной поддержкой взрослого. Известный психолог В.В. Зеньковский считал, что прежде, чем социальные силы человека окрепнут, и будут применяться в реальном мире, они должны пройти фазу свободного проявления в игре.

     Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «… в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (Ушинский К.Д. Собр. Соч. – 1950г. – Т.8. – С. 438).

     Игра органически связана с условиями жизни общества. Её место в жизни детей, содержание и форма опосредствованно определяются содержанием и формой труда и быта взрослых. В связи с этим детские игры имеют определенное значение для преемственности опыта, привития определенных навыков, правил поведения молодому поколению, вступающему в жизнь. По мнению Д.В. Менджерицкой в основе игровой деятельности лежат следующие положения:

·        Игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств;

·        Игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога;

·        Особенность игры, как форма жизни детей состоит в её проникновении в различные виды деятельности (труд, быт, учеба).

     Отечественные педагоги и психологи рассматривают игру как одно из первых проявлений детской самостоятельности, в общении с окружающими, в познании мира, самого себя, в испробовании своих разносторонних возможностей.

     В дошкольном возрасте потребность в игре достигает расцвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Типичные игры для этого возраста – это игры с сюжетом на бытовые темы («дочки-матери» и т.д.). Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей на воспитание активной позиции. Игры у детей среднего дошкольного возраста не только на бытовые темы, в них уже преобладают производственные сюжеты («железная дорога», «строительство» и т.п.); среди старших дошкольников популярны игры с общественно-политическим сюжетом («космос», «война», «новые русские» и т.п.).

     Важнейшие условия игры – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших. При этом нельзя забывать, что перехваливание – похвала не по заслугам – может и навредить. Нужно стараться помочь ребенку открыть резерв собственных возможностей, вселить уверенность в своих силах.

     Как может взрослый без прямого вмешательства стимулировать игровую деятельность? Для этого необходимо:

·        Создать эмоционально благоприятные условия для её появления;

·        Проявлять уважительное отношение к играющим детям;

·        Показывать, что воспитатель понимает и принимает детскую игру без малейшего намека на цензуру, оценку, порицание, упрек, похвалу или комплимент;

·        Поощрять самостоятельность детей; предоставлять комнату или её часть для игры; готовить игрушки и другой материал, необходимый для игры;

·        Воздерживаться от оценок и объяснений; позволять ребенку выражать свои чувства, реализовывать свои планы;

·        Создавать условия для возникновения совместных игр, поощряя дружеские взаимоотношения между детьми;

·        Поощрять активность и творчество детей.

     Н.К. Крупская характеризует игру как потребность растущего детского организма и подчеркивает её важное значение в воспитании.

     «Для ребят дошкольного возраста, - говорит она, - игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». (Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1980, т.6, с.163).

     А.С. Макаренко отмечает исключительно важное значение игры для ранних ступеней развития ребенка, показывает важность воспитания в игре, посредством игры на последующих ступенях. Он рассматривает игру как главное занятие ребенка, которое его интересует и увлекает.

     К.Д. Ушинский подчеркивает значение сюжетно-ролевой игры как самостоятельной деятельности ребенка, открывающей ему дорогу к преобразованию окружающего, к активному действию. Он пишет: «В ней (игре) формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу». (Ушинский К.Д. Собр. Соч., М. 1950, т.8, с. 439).

     Чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре?

     Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей. Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

·        Осознавать свое реальное место среди других людей.

     Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны, делает видимым для него реальное положение среди взрослых и сверстников.

·        Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

·        Уважать себя и верить в себя.

     Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности. Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Драчливого и непокорного ребенка любят точно также, как общительного и дружелюбного. Это важнейшее условие развития.

·        Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

     Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, раньше не находившей выхода. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

·        Свободно выражать свои чувства.

     Часто дети, стремясь угодить родителям или воспитателю, стараются не обнаружить чувства, желания, к которым отрицательно относится взрослый. Это самым пагубным образом отражается на игре. Ребенок, живущий под постоянным, неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен, для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникаю барьеры в общении. Поэтому для того, чтобы ребенок вел себя естественно, взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

     Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет ещё развернутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой.

·        Переживать свой гнев, зависть, тревогу, беспокойство.

     В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

·        Делать выбор.

     Характерным для сюжетно-ролевых игр является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. Исследования и педагогический опыт убедительно показывают, что эти два вида отношений ребенка не тождественны. При вполне благополучном или, как говорят, положительном сюжете могут проявляться (и явно, и скрытно) весьма неблагополучные реальные взаимоотношения. Дети как бы выходят (временно) из игры, превращаясь в обыкновенных мальчиков и девочек, и действуют не согласно требованиям сюжета, а так, как они привыкли действовать в быту, - в зависимости от уровня воспитанности.

     Сюжетно-ролевые игры развивают у детей способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.

     Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.