Творческие сюжетно-ролевые игры

Наливайко Татьяна Григорьевна

«У ребенка есть страсть к игре и надо её

удовлетворять. Надо не только дать ему

время поиграть, но надо пропитать этой

игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это

игра».

А.С. Макаренко

 

ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ          ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО    ВОСПИТАНИЯ

3.1.           Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного        возраста в творческих сюжетно-ролевых играх.

     Воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей; воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудится – основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

     Воспитывая начала гуманизма, педагоги и родители должны обратить особое внимание на развитие у детей уважения к старшим, желания и умения слушаться, с готовностью выполнять их советы, указания и поручения; формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к ним и младшим, к взрослым. Приучать детей помнить о своих обязанностях и старательно их выполнять; охотно делиться с другими своими знаниями, замыслами, игрушками и пособиями.

     С младшего возраста важно формировать у ребенка способность к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других людей. Учить правильно оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверстников. Воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к взрослым и детям разных национальностей; добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности. Особое внимание обращать в этой связи на воспитание у детей трудолюбия: желания и умения трудиться не только для себя, но и на общую пользу, умения ставить цель и достигать положительных результатов, делать необходимое вне зависимости от желания. Воспитывать активность, готовность преодолевать препятствия, проявлять инициативу при выполнении поставленной задачи, поощрять стремление доводить дело до конца. Воспитывать готовность нести ответственность перед группой.

     Богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, уважения к окружающим, умения считаться с интересами, замыслами, желаниями других создают творческие, сюжетно-ролевые игры на бытовые темы. В них отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

     На протяжении всего дошкольного детства ребята играют в «семью». Эта игра первой возникает среди других тем игр, и в ней от возраста к возрасту отражаются постепенно возникающие нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, родственниками, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками. Именно в семье ребенок с первых дней жизни, впервые усваивает все многообразие духовной жизни, те лучшие качества личности, которые характерны людям добрым, отзывчивым, гуманным. Поэтому интерес детей к бытовым играм является устойчивым во всех возрастных группах. Побудительными причинами при этом являются стремление к активности и самостоятельности, подражание в широком смысле, удовлетворение познавательных и социальных интересов, радость творчества и общения со сверстниками, осознание своих сил и возможностей.

     Тематика любимых игр, отражающих отношения людей вне производственной сферы, различны. Это такие игры, как «Новоселье», «У нас гости», «День рождения дочки», «Наша семья на отдыхе (в театре, на пляже, в лесу, в библиотеке, на концерте)», «Мой брат вернулся из Советской Армии», «Мамин праздник», «Бабушка (дочка, сынок) заболела» и т.д. Во многих играх находит отражение жизнь детского сада: «У нас новенькая», «На музыкальном занятии», «Готовимся к школе», Наш детский сад» и др.

     Дома и в детском саду ребята постоянно узнают новое о труде людей, их взаимоотношениях. Постепенно они вникают в смысл работы родителей по воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства, организации быта и отдыха. На занятиях и в труде путем наблюдений, чтения художественной литературы у ребят развивается интерес к окружающим близким людям, симпатия и любовь к ним, воспитывается уважение к их труду, желание подражать им, принимать активное участие в совместной работе со взрослыми, отражать свои впечатления в играх и других видах деятельности.

     Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты, отражающие типичные бытовые явления: повседневный уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о маме и других членах семьи, семейные традиции, праздники, культурный отдых дома.

     Бытовые игры протекают как с куклами, так и без них. Они способствуют объединению детей разного возраста. Младшие дети, исполняющие роли дочек, сыночков, служат объектом заботы старших дошкольников. Такие игры сдружают ребят, учат взаимопониманию, развивают общительность, чувство коллективизма.

     Широкие возможности для воспитания гуманных чувств предоставляют игры с куклами. Куклы, изображающие младенцев и детей дошкольного возраста, становятся предметом нравственных переживаний ребят.

     Проявление нежности, чуткости, привязанности к куклам определяет гуманную направленность чувств играющих, сказывается на их взаимоотношениях. Бережно обращаясь с малышкой, заботясь о ней, оберегая её, дошкольники стремятся сделать приятное не только кукле, но и её «маме», другим «членам семьи».

     Тема игр в «семью» остается на протяжении всего дошкольного детства, только меняются сюжеты от группы к группе. Малыши укладывают своих «дочек» и «сыночков» спать, кормят их, купают, одевают на прогулку, катают на машине. Эти сюжеты могут быть устойчивы, привлекать внимание всех ребят, если воспитатель умело прививает им заботу о куклах, вызывает симпатию и привязанность к ним, систематически осуществляет развитие воображения, игровых умений. Малыши видят в кукле образ живого человека. Наделяя куклу человеческими качествами, дети переживают и радуются за неё, огорчаются вместе с ней, проявляют повседневную заботу о ней: нежно баюкают куклу, поют ей колыбельную.

     В младших группах к таким играм охотно примыкают и мальчишки. Они берут на себя роли папы, дедушки, брата, гуляют с детьми, ухаживают за ними, помогают мамам по хозяйству.

     Девочки среднего дошкольного возраста, принимая на себя роль матери, выполняют более сложные действия, связанные с уходом за ребенком. Они не только кормят кукол, купают их, но и стирают по-настоящему кукольное бельё, сушат и гладят его. Всё, что наблюдал ребенок в семье, становится сюжетом его бытовых игр.

     В старшем дошкольном возрасте круг заботы «мамы» о своих детях расширяется. Она шьет им одежду, разучивает с ними стихотворения и песни, рассматривают иллюстрации в книгах, учит их читать. Старшие ребята постепенно начинают понимать, что в семье все постоянно заботятся и об остальных членах: детях и взрослых.

     Богатый материал для содержания бытовой игры черпается из произведений художественной литературы о детях, о семье.

     Произведения «Аленушка» Е. Благининой и «Машенька» А. Барто могут служить примером эмоционального воздействия на развитие не только добрых чувств, но и понимания гуманного отношения к маленьким детям в семье. Чтение этих книг помогает развитию замысла игры, нацеливает на воспроизведение заботливого отношения к ребенку, когда он ещё мал, как Аленушка, или когда немного подрос, как Машенька.

     Не только чтение художественной литературы, но и умения, приобретенные в строительной игре, на занятиях лепкой, в различных видах труда, помогают познанию игровых ситуаций, в которых доминирующим содержанием становится воссоздание гуманных взаимоотношений. Дети упражняются в проявлении доброго отношения к малышам и другим участникам игры в соответствии с нравственными правилами, характеризующими подлинно гуманные взаимоотношения в семье. Дети берут на себя роли членов семьи, устраивают для кукол дом, живой уголок, организуют ёлку, где все «члены семьи» и «гости» читают стихи, дарят игрушки, играют с малышками. Ребята строят, лепят, вырезают из бумаги; при этом их внимание постоянно обращено к куклам: дошкольники объясняют им, что лепят, например игрушки на елку, показывают готовое украшение, спрашивают, и сами же за них отвечают, что игрушка получилась хорошая. Дети дружелюбно относятся и друг к другу, договариваются о том, что они будут делать.

     В творческих играх проявляются индивидуальные склонности и интересы детей, их потребности, привязанности. Чаще всего бытовые темы объединяют дружащих между собой детей.

     Игра очень важна для формирования реальных взаимоотношений детей. На это указывала А.П. Усова; по её мнению в игре формируется «общественность» - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества, ребенок становится членом детского общества. Особенно важны для этого самостоятельные игры, в которых дети сами устанавливают свои взаимоотношения. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров,  замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.

     С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют правила общения:

·        Договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым;

·        Не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими;

·        Если хочешь вместе играть, попроси разрешения;

·        Не мешай товарищам, если они заняты игрой;

·        Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь;

·        Старайся хорошо, четко выполнить свою роль и правила в игре;

·        Если начал игру с товарищами, не бросай её без их согласия;

·        Относись ко всем, с кем играешь дружелюбно.

     Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.

     Детей, в творческих, сюжетно-ролевых играх объединяют общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях об изображаемом, замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры.

     Организация детского коллектива в игре – и предпосылка успеха работы, и один из её результатов. Чтобы поддерживать и развивать интересы детей, их активность, самостоятельность, целенаправленность, необходима организация детского коллектива, а сформированность, наличие перечисленных выше качество помогают установлению дружеских взаимоотношений.

     Воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную направленность.

     Характер детской дружбы, её нравственная направленность в полной мере зависят от того, какие интересы и какие потребности её скрепляют, какие мотивы побуждают к действиям. Избирательная дружба и объединения детей строятся в первую очередь на основе игровых интересов и определенных игровых умений (умения придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т.д.). Кроме того, при выборе товарища оцениваются также определенные личностные качества: справедливость; организаторские умения; помощь товарищу, заботливость, доброта; четкое следование правилам игры и др.

     Если в игре ребята удовлетворяют не только собственные интересы, но и считаются с интересами всех играющих, то это говорит о том, что нравственные правила детьми усвоены хорошо. Роли, требующие проявления гуманности, укрепляют реальные детские взаимоотношения, развивают взаимопонимание, согласованность действий в коллективной игре, стремление делать общее дело дружно, оказывать помощь товарищам, родителям и другим людям в повседневной жизни.

     Эмоциональный характер гуманных взаимоотношений, которые ребенок усваивает в семье усиливается в детском саду добрым отношением воспитателя. Этому в немалой степени способствуют игры, в которых ребята проявляют заботу о маме, уважение к ней. Наиболее ярко такие отношения проявляются в играх, где центральная роль отводится матери («День рождения мамы», «Мамин праздник» и др.).

     Игра в «Мамин праздник» позволяет в наиболее эмоциональной форме воспитывать любовь и нежность не только к своей матери, но и уважение к женщине, к матери вообще, способствует формированию устойчивых нравственных чувств.

     Игры, в которых изображается чествование матери, других членов семьи помогают детям приобрести умение действовать в соответствии с интересами близких, чутко относиться к ним, быть деликатным, сдерживать свои желания, если они противоречат интересам играющих.

     Дети учатся чутко относиться к знаменательным событиям любого члена семьи. День рождения бывают и у детей, и у старенькой бабушки, и у сестры – школьницы, и у мамы, и у брата, который служит в рядах Советской Армии. Таким образом, игры в «семью» связываются с сюжетами игр на другие темы: в «школу», в «Советскую Армию», «транспорт», «строительство» и др.

     Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города, крепости. В этих играх отражается специфика труда, через них закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

     Особенно увлекают ребят героические профессии. Любимые игры – полеты космических кораблей, путешествие по морю. У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется их тяга к героическому, преклонение перед мужеством, смелостью, силой. Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив.

     Таким образом, сюжетно-ролевые игры, в которых дети творчески отражают жизнь родных, близких, знакомых, людей различных профессий, отношение к происходящему в стране, где у ребят закрепляются понятия о любви и преданности Родине, способствуют развитию нравственного поведения, гуманных чувств и отношений.

3.2.           Методика организации и руководства творческими сюжетно-ролевыми играми детей.

     Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на неё. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

     В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Наблюдая за играющими, педагог отмечает, каких результатов дети достигли в своем развитии и что ещё надо воспитать в них, над чем работать. Многие игры прослеживаются на протяжении всего дошкольного детства. Если педагог не способствует усложнению сюжетов, содержания игр, не заботится о том, чтобы упражнение в гуманных поступках было включено в различные игровые действия, то может так случиться, что игры шестилеток не будут отличаться от игр трехлетних детей. Поэтому воспитателю необходимо проектировать развитие той или иной игры.

     Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру её педагогического значения.

     Н.К. Крупская говорила: «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели … Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…» (Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959, т.6, с.345).

     Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и отдельным детям.

     Изо дня в день, наблюдая детей, воспитатель видит, какое направление принимают их игры, какие отношения складываются между играющими. Каждая игра дает материал для раздумий, радует или огорчает педагога. Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

     Очень важно не оставлять без внимания желания детей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умение договариваться самостоятельно оно быстро исчезает. Одобрив намерение малышей играть вместе, педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персонаж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Затем включается в игру во второстепенной роли. Например, в игре в больницу грустным голосом говорит, что у него заболела дочка, и что хорошо бы врач принял их первыми. Далее он «задает тон игре»: показывает, что делает пациент, демонстрирует образцы речевого взаимодействия врача с пациентом, медсестрой, культуру общения.

     С целью закрепления у малышей радостных, приятных впечатлений о совместной игре воспитатель привлекает к ней внимание других воспитанников группы. Вечером в присутствии детей рассказывает родителям о «хорошей игре». Вспоминает о ней в последующие дни. Это нужно делать, поскольку детям свойственно подражать не только окружающим, но и себе. Всячески поддерживаемые педагогом воспоминания о «хорошей игре» станут образцом для такого подражания.

     А.С. Макаренко, давая советы родителям, указывает на распространенные  ошибки семейного воспитания: некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей, другие ограничиваются тем, что накупают много игрушек, третьи слишком вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, лишают ребенка возможности самому решить игровую задачу. «У таких родителей, - говорит А.С. Макаренко, - ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им: здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок» (Макаренко А.С. Игра. Соч. М., 1957, т. IV, с. 376).

     В педагогических исследованиях и в практике детских садов мысли А.С. Макаренко находят своё развитие и подтверждение.

     Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие.

     Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

     Дети тонко подмечают различные стороны внутрисемейных взаимоотношений и отражают в играх тончайшие нюансы человеческих чувств. Опытный педагог может положительно влиять на детей, направляя содержание их игр в нравственное русло, советуя детям позаботиться о «папе», который скоро придет с работы, встретить «брата» из школы, поинтересоваться, как идет у него учеба, не мешать ему, когда он делает уроки, попросить «старшего брата» или «сестру» прочитать книгу, стихотворение «младшей сестренке» Оленьке.

     В старшем дошкольном возрасте игры в «семью» с куклами и без кукол притягательны для детей. И хотя дети самостоятельно берут на себя различные роли членов семьи и их родственников, роль воспитателя в руководстве этими играми не снижается. Необходимо развивать и направлять в нравственное русло воображение детей, побуждать их брать на себя различные роли и содержательно действовать в них, связывая игры с трудом и занятиями.

     Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и т.д. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами советских людей, чтобы они захотели подражать им, переживать вместе с ними. Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на соображение и чувство детей.

     Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. В такие игры с удовольствием играют не только малыши, но и старшие дошкольники. Игры с куклами – младенцами вызывают большой интерес и у детей седьмого года жизни. Уточняя знания дошкольников об уходе за маленькими детьми в семье, воспитатель стремится обогатить впечатления, вызвать гуманные чувства к младенцу, показать чуткое, ласковое доброе отношение к нему всех членов семьи.

     «Внесение новой куклы не всегда способствует тому, что игра становится содержательнее. Вначале дошкольники лишь действуют с самой куклой. Дети даже седьмого года жизни могут просто носить симпатичную куклу на руках, кормить её, укладывать спать. Это естественный интерес к новой игрушке. Он быстро удовлетворяется, если кукла не будит новые чувства, не стимулирует развитие других мотивов игры. Воспитатель должен использовать разнообразные предметы, помогающие перевести детей от внешних действий с куклами и другими сюжетными игрушками к действиям ради куклы, изображающей ребенка, который без помощи взрослых обойтись не может. Дети уже понимают, что младенца нельзя оставить одного, кормить его надо специальной пищей, без заботы взрослых он жить не может. Понимание нравственного смысла заботы о ребенке изменяет внутреннее содержание игры: дети заботятся о малыше как ласковые и нежные родители. Работа педагогов по воспитанию доброго, заботливого отношения к маленьким детям тесно связана с воспитанием любви, привязанности к близким людям, прежде всего к матери, отцу, братьям и сестрам.

     Обычно дети охотно принимают сюжет игры «Мамин праздник». Однако они нередко таким праздником считают только 8 Марта. Иногда ребята не знают, что подарить маме, как сделать подарок, какую помощь оказать ей. Задача педагога – объяснить детям, что подарок маме должен соответствовать её вкусу, быть для неё приятным. Поэтому у мамы нужно узнать, что ей нравится, чем она интересуется.

     Одна из любимых игр старших дошкольников – игра «День рождения куклы». При развитии этой игры дети проявляют много выдумки, изобретательности, творческого воображения. Члены семьи – мама, папа, бабушка – обычно готовят праздничный стол. Для этого воспитатель разрешает взять им самый красивый сервиз, помогает по-праздничному накрыть стол для гостей. Дети готовят разнообразное угощение. К этому подключаются те, кто любит лепить из пластилина, вырезать из бумаги.

     Педагог помогает посчитать, сколько придет гостей, продумать, где их разместить и как их развлечь. Кукле – имениннице повязывают красный бант, надевают новое платье, и она наблюдает, как идут приготовления к празднику.

     «Сегодня придет много гостей, - объясняет Аленушке папа. – Надо приготовить пирожное, апельсины». Дети старательно лепят угощение, украшают стол цветами, раскладывают на тарелки разнообразную еду. Мама приглашает друзей Аленушки в гости. Девочки наряжают своих кукол, собираются на день рождения. Гости по секрету готовят для Аленки подарки: рисуют, сшивают маленькие книжечки, лепят из пластилина. Каждый старается, чтобы его игрушка понравилась имениннице. Юля нарисовала портреты Аленки, её мамы, бабушки и папы. Все рисунки понравились детям. Они решили поместить их в рамки, чтобы повесить на стенку. Гости внимательно рассматривают изображения: у мамы светлые волосы и голубые глаза; у папы рубашка в клеточку; у бабушки платье в полоску; у Аленки большой розовый бант, она веселая. Рисунки аккуратно заворачивают в бумагу, чтобы не помялись и не испортились.

     На день рождения по предложению воспитателя решили ехать на автобусе. Мальчики из стульчиков и строительного материала быстро построили большой автобус. Но мест всем не хватило. Мальчики предложили сесть девочкам: «Садитесь, пожалуйста, мы постоим». Воспитатель одобрил этот поступок.

     Приехав в гости, дети поздравили именинницу, подарили ей подарки. Мама предложила гостям выпить чаю. Гости охотно согласились, а потом по желанию Аленушки исполнили её любимые стихи, песни, водили хоровод. Мама от имени дочери поблагодарила гостей за поздравление и подарки, пригласила всех прийти на день рождение бабушки. Этот сюжет стал одним из любимых. Дети, играя в «семью», отмечали дни рождения своих дочек и сыночков, мамы и бабушки, папы и дедушки.

     Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести её до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности. Особенно нуждаются в такой поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные. Нужно стараться внушить им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в свои силы.

     Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми. Но даже при сильном увлечении игрой ребенок не утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому возможно и нужно устанавливать некоторые правила поведения в творческих, сюжетно-ролевых играх, воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к жизненной правде и в то же время нарушают эту правду, по-своему изменяют события жизни. Не только дети одного возраста, но даже один и тот же ребенок в одном случае проявляет поразительную устойчивость, играет сосредоточенно и длительно, в другой раз с легкостью переходит от одного образа к другому, ни на чем не задерживаясь. Ребенок любящий и умеющий играть в коллективе, иногда в игре уединяется.

     Важно вновь подчеркнуть: дети стремятся к жизненной правде. Чем богаче игра, тем больше в ней выдумки и в то же время тем реалистичнее отражение действительности. Это противоречие только кажущееся, ведь сущность игры – отражение жизни, на это направлена мысль и фантазия детей. Дети прекрасно понимают, что игра – это «понарошку», но они стремятся сделать её похожей на правду, спорят о том, как бывает «поправде», обращаются за советом к воспитателю. А он обязан поддерживать любознательность детей, дать им нужные объяснения, уточнить их представления.

     Чтобы игры были содержательными и воспитывающими, надо познакомить детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности. Существенными факторами, влияющими на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации). Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задуматься над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений. При рассматривании иллюстраций дети легко восстанавливают содержание книги, а тексты, в свою очередь, помогают правильнее воспринимать рисунки. Рисунки способствуют более глубокому восприятию содержания книги, «вживанию» в образ в игре, его выразительности.

     Произведения С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Почта» обогащают детей новыми жизненными сюжетами, увлекают действиями героев неожиданными поворотами событий, опасностями.

     Поэт интересно рассказывает о любой профессии. Сам процесс труда, его атрибуты он изображает просто и в то же время мастерски. Все это помогает дошкольникам ввести в игру нужные вещи, имитировать действия с ними.

     Воспитатель выразительно прочитал детям «Пожар» С. Маршака. Содержание произведения описанный в нем драматический случай произвели огромное впечатление на ребят. Иллюстрации В. Конашевича также дали определенный материал для интересной игры (пожарные накачивали воду, выносили мебель из дома), подсказали некоторые важные детали, например использование телефона для вызова пожарной машины. Ребята заинтересовались внешним видом пожарной машины. Ребята заинтересовались внешним видом пожарных, у них появилось желание иметь каски. Более активными в игре стали «пострадавшие», они подсказывали «пожарным», где горит, и помогали выносить вещи.

     Разглядывая на рисунке Кузьму с перевязанной головой, дети осознавали опасность профессии пожарного. По ассоциации ребята вспоминали и строки текста: «Вот Кузьма в помятой каске, голова его в повязке. Лоб в крови, подбитый глаз, да ему не в первый раз!».

     Обогатились и действия детей, стали более выразительными их движения, при тушении пожара ребята со шлангом взбирались «на крышу», пытаясь реально воспроизвести действия, аналогичные изображенным на рисунке.

     Опираясь на интересы детей, на их представления, воспитатель руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали, чтобы у них родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл прочитанного, характер действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.

     Воспитатель перечитал детям ещё раз книгу Е. Благининой «Аленушка».

     Кто ухаживает за девочкой и заботится о ней? – спрашивает педагог. «Мама. Папа. Бабушка. Дедушка. Сестра. Брат», - дети назвали почти всех родных, а также работников детского сада. «А как вы догадались? Ведь в стихотворении об этом не говорится», - спрашивает воспитатель. Дети ответили, что за малышами должны ухаживать и заботиться все. «Как вы думаете, дети хорошо живется Аленушке в этой семье?». Дети убеждены, что этой девочке живется очень хорошо, что её все любят, все заботятся о ней. «Как бы вы заботились о такой девочке, если бы она пришла к нам в группу?» - спрашивает воспитатель.

     После предложения поиграть с куклой развернулась игра: дети действовали дружно, трудились все – ведь дочке хорошо живется тогда, когда её купают, кормят, шьют ей одежду, мастерят игрушки. Ребята испытывали радость, удовольствие, если находили возможность проявить заботу о ней.

     От содержания игры зависят мысли и чувства играющих, их поведение, отношение друг к другу. Если сюжет игры глубоко затрагивает их интересы и чувства, то в такой игре особенно ярко проявляется изобретательность, фантазия. Воспитатель помогает осуществлению задуманного, прежде всего тем, что поддерживает начинания, поощряя инициативу детей. Если ребенок видит, что воспитатель с интересом следит за игрой, оберегает его постройку, охотно дает нужный материал, то он играет с большим воодушевлением и настойчивостью. Многие наблюдения показывают, что дети сами испытывают разочарование, неудовлетворенность, если замысел их не осуществляется, поэтому помощь воспитателя в таких случаях совершенно необходима.

     Играя в «семью», ребята решили построить для малышей детский сад. Папы уходят на стройку, наказывая своим детям не шалить, помогать маме. К строителям присоединяются мальчики, играющие с машинами. Детский сад быстро построили, папа пришел с работы и объявил: «Детский сад уже готов. Аленка завтра может идти туда». Через некоторое время предлагает собираться: «Одевайте Аленку, я её на машине в детский сад отвезу». Куклу одевают, сажают в машину, все ей машут рукой, папа уезжает.

     «А кто там будет воспитателем?» - спрашивает мама. И тут же находятся желающие взять на себя роли сотрудников детского сада: воспитателя, няни, повара, музыкального руководителя. Один из мальчиков, которому очень хотелось играть, предложил принять его шофером: он будет возить продукты в детский сад. Его идея детям очень понравилась. Многие включились в игру, начав строительство магазина, улицы, на которой расположен детский сад. Другие дети вместе с воспитателем стали лепить из пластилина продукты, чтобы их продавать в магазине и развозить по детским садам. Таким образом, большая часть ребят была занята в игре. Многие из них выполняли две роли – родителей и рабочих на стройке, продавцов в магазине или милиционеров-регулировщиков. Воспитатель, наблюдая за детьми, приходил им на помощь, помогая создать новую игровую ситуацию и распределить роли. Так, например, рабочим на фабрике игрушек он посоветовал изготовить материал для занятий по счету. Ребята охотно согласились, но от намеченной цели сразу не отступили: «Мы вначале сделаем пирамидки, кукол, а потом материал.

     В перерыв «родители» пришли посмотреть, чем занимаются их дети в детском саду. Маша, исполнявшая роль музыкального руководителя, усадила кукол на стульчики, пела им песенки, объясняла, как надо сидеть. Родители были очень довольны.

     В игре нашло отражение новое нравственное правило – малышей нельзя оставлять одних. Чтобы его выполнить, «родители» позаботились о строительстве «детского сада».

     Игры на бытовые темы дают возможность воспитателю лучше изучить каждого ребенка, отметить особенности его поведения с товарищами. Иногда дети в игре проявляют негативное отношение к членам семьи, равнодушное отношение к малышам, к взрослым членам семьи. Это дает основание усилить индивидуальный подход, привлечь семью к тому, чтобы дома родители больше внимания уделяли воспитанию у ребенка тех или иных нравственных чувств, умений и навыков поведения в семье, в общественном месте.

     Педагог заметил, что не все мальчики проявляют уважение к девочкам, внимательны, чутки к ним. Для воспитания вежливости, культуры поведения в общественном месте, воспитатель предложил начать игру в «поездку». Дети распределили роли членов семьи и пассажиров. Количество посадочных мест ограничивалось, и возникла необходимость выбора: кому сидеть, кому стоять. Необходимо было уступать место мамам с детьми, потому что тяжело держать ребенка, а, если автобус резко затормозит, мама и ребенок могут упасть, ребенок ушибется и заплачет. Место может занять старушка или дедушка. Им стоять трудно. Если пожилых людей в автобусе нет, тогда могут сесть девочки. А мальчики и мужчины должны постоять.

     В подобных играх выявляется знание детьми правил поведения в общественных местах. Если у ребят проявляются эгоистические стремления, надо вести работу с их родителями, которые имеют возможность чаще упражнять дошкольников в правильных поступках при поездках в общественном транспорте (непосредственно во время поездок внушать детям, что пассажиры проявляют чуткость, внимательность, вежливость). И дома, и в детском саду ребятам следует читать книги соответствующего содержания, проводить с ними беседу. Полученные знания дети отразят в игре, и, наоборот, впечатления от игры пополнят практический опыт ребенка.

     Папа при поездке семьи в цирк предложил сесть маме с дочкой, а сам с сыном стоял рядом. Вначале все дети стремились уступать место мамам, в дальнейшем, в зависимости от ролей, они уже более дифференцированно подходили к выполнению правил. Те, кто исполнял роль дедушки, бабушки могли не вставать с места. Зато старшие дети всегда уступали место маме с маленьким ребенком. Опыт поведения в игре «Поездка» дети стремились, перенести в жизнь. Так, шестилетняя Наташа на предложение мамы сесть на переднее место в автобусе, громко отказалась. «Я узнала, что надо уступать, и ни за что не сяду». Такой категоричный ответ смутил маму, но пассажиры одобрительно улыбались. И растерявшаяся мама похвалила дочку: «Молодец, ты уже большая».

     Этот пример показывает, что специфика бытовой игры требует внимательного отношения к поведению детей, своевременного стимулирования нравственных чувств и переживаний. Процесс руководства играми предполагает опору на лучшее, что присуще советским людям в быту, в общественной жизни, и требует единства воспитательной работы в детском саду и семье. Если семья оказывается неспособной своевременно привить детям гуманные чувства, то функция детского сада усиливается.

     Наблюдая игру детей «Улицы нашего города», воспитатель отметил, что она бедна по содержанию, в ней однообразные действия, невыразительные игровые образы, а значит, и мало места отводится тренировке ребят в благородных, гуманных поступках. В связи с этим он намечает следующее:

·        Провести экскурсии по улицам города с целью наблюдения за работой водителей, за поведением пешеходов;

·        Провести беседу об увиденном во время экскурсии, послушать рассказы детей о том, как они себя ведут на улице, уточнить знания о дорожных знаках и правилах поведения людей;

·        Прочитать художественные произведения , связанные с этой темой: «Наш Андрейка» Ю. Яковлева, «Едет, спешит мальчик» М. Коршунова, «Просто старушка» В. Осеевой и др.;

·        Рассмотреть картины, на которых изображены улицы, транспорт, пешеходы;

·        Предложить детям нарисовать свою улицу;

·        Построить улицу из строительного материала;

·        Изготовить для игры атрибуты: светофоры, шапочки с изображениями каждого вида транспорта.

     Однако не всегда дети сразу же отразят увиденное в своих играх. Вся проделанная работа по обогащению впечатлений ребят и знакомству с правилами культурного поведения служит лишь подготовкой к творческому переосмысливанию информации. Если же дети в своих самостоятельных играх отразят, скомбинируют увиденное и услышанное, то работу педагога по руководству детской игрой можно считать успешной.

     Дети играют в «Путешествие». Семья отправилась в дальние страны. Сначала до речного вокзала поехали на автобусе. Водитель Вова уже дал сигнал отправления, а Юля ещё выбирала куклу для роли дочки. «Подождите меня!» - попросила она водителя. Тот открыл воображаемую дверь и сказал: «Быстрее, быстрее!». Юля подбежала к автобусу, быстро вскочила в него и поблагодарила Вову. Вова, улыбаясь, ответил: «Пожалуйста!».

     На подобную сцену воспитатель обратил внимание во время экскурсии по улице: «Посмотрите, какой вежливый и внимательный водитель, он подождал бегущую женщину, а она его поблагодарила. И оба улыбнулись друг другу».

     Воспитатель требует, чтобы дошкольники обращались к сверстникам с предложением включиться в игру только в вежливой форме, доброжелательно; спокойно выслушивали и принимали отказ сверстка от игры, не были назойливыми, не пытались во что бы то ни стало принять участие в игре в то время, когда уже все роли распределены; не обижали товарища, отклонив его просьбу, если она невыполнима; в процессе игры уважали стремление других детей внести в общую игру что-то своё, учитывали интересы всех играющих; были справедливыми при распределении ролей, игрушек, считались с желаниями товарищей получить именно эту роль или игрушку; благодарили товарищей, если они проявляли доброжелательность, заботу.

     Бытовые игры вызывают у ребят глубокие чувства привязанности к друзьям, к игрушкам, особенно к куклам. Здесь воспитателю надо быть предельно внимательным, понимать замыслы игры каждого ребенка, всячески поддерживать коллективные и индивидуальные игры.

     Галя особенно полюбила куклу Марину. Придумывала с ней разные игры в «дочки-матери», в «школу», ходила с ней в «библиотеку», ездила в «гости». Воспитатель поощрял её индивидуальные игры, когда она ласково разговаривала с дочкой, была строгой учительницей, учила куклу читать. Постепенно различными приемами педагог помог Гале включиться в коллективные игры: предложил вместе с дочкой поехать с ребятами в цирк, отвести дочку в детский сад, сходить с ней на концерт, организованный детьми. Он обращал внимание детей на то, что Галина дочка всегда одета чисто и аккуратно, мама её очень любит и заботится о ней. Так воспитатель учил детей чуткому отношению к играм товарища.

     Однажды Аня хотела «выпросить» у Гали куклу для своей игры в «детский сад». Педагог, видя, что Галя чуть не плачет и не знает, как поступить (ведь Аня вежливо просила у неё игрушку), объяснил Ане: «Ты хочешь взять куклу у Гали? Но ведь это же её дочка Марина. Она её только что спать уложила. Дочка будет плакать, если мама её отдаст». Аня насупилась, видя, что воспитатель не поддерживает её. Но потом, подумав немного, предложила Гале: «Когда Мариночка проснется, вы с ней собирайтесь и приходите в детский сад. У нас сегодня будет праздник».

     Воспитатель  одобрил решение девочки. Вскоре Галя пришла в детский сад. Аня была очень рада: «Проходите, садитесь, пожалуйста. Скоро начнется концерт».

     Иногда воспитатель становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять её, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых ребята сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре, он спрашивает, где продают билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которых продавцы ещё не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

     Плохие результаты получаются, если наводящими вопросами воспитатель слишком часто подсказывает детям, что им делать. Тогда игра теряет свою самостоятельность, активность играющих притормаживается. Частое обращение детей к воспитателю с вопросом: «А теперь что нам делать?» - результат неправильного руководства игрой, чрезмерной опеки и помощи, вредной для детей. Можно ставить перед ребенком вопрос, но не нужно давать ему готовое решение этого вопроса, не нужно фантазировать за него. Любопытно, что дети сами часто отвергают такие советы. Ребенок легко и охотно заменяет один предмет другим, но если воспитатель предлагает такую замену, он может с ней не согласиться. Например, дети играют в игру «Продуктовый магазин». «Из чего сделать булку и конфеты?» - рассуждают они. «А вы возьмите кубики и кирпичики из настольного строительного материала», - предлагает воспитатель. «Нет, это непохоже», - возражают дети. А ведь они часто превращают кубики в продукты. Очевидно, в игре нужно все придумать самому, только тогда это настоящая игра. Поэтому более уместным будет такой совет: «Поищите в этом ящике,  найдете что-нибудь подходящее». Он требует самостоятельного решения, умственного усилия.

     Умелое руководство педагога помогает направить игры детей в нужное русло, развить мотивы нравственного поведения, стремление не только выполнять правила игры, делиться игрушкой, уступать свои игрушки товарищам, но и учитывать душевное состояние товарища, быть деликатным, считаться с замыслами других, приходить им на помощь, проявлять бескорыстие и великодушие.