Индивидуальная методика учителя

Евгения Михайловна Рыжикова
 
 
 Что такое индивидуальная методика учителя, особенности  его методической системы? Методика, «отточенная» годами, проверенная на многих уроках и дополненная совсем новыми, современными методами. Ведь школа 21 века – это школа с совершенно новым подходом к целям и задачам обучения. Выпускники школы должны не просто обладать определенной суммой знаний, но и умением их приобретать, применять на практике, работать с различной информацией, уметь обобщать, аргументировать, самостоятельно мыслить, искать пути для решения проблем. Конечно, много информации современный ученик получает из интернета, но и школа, на мой взгляд, должна выступать как образовательное учреждение, предлагающее различные формы, методы, способы получения знаний.
     Я работаю в школе 5 вида, но даже в такой школе, работая с «особенными» детьми, необходимо использовать определенную методику. Это требование времени…
     Хочу на основе одного урока по русскому языку, проведенного в 6 классе по теме «Роль имени прилагательного», рассказать о технологии критического мышления, применённой на уроке.
     Были использованы определенные задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие, техническое оснащение, использование ЭОР на уроке. К уроку приготовлена презентация. Ребятам предлагается побывать «исследователями» в области прилагательного, предложена групповая работа по таблице (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые в работе).
     -Что мы знаем о прилагательном?
    -Что мы хотим узнать?
     -Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
     Предлагаю подумать над идеями и предположениями, оценить правильные и неправильные версии, задавая при этом вопрос: Все ли согласны с этими идеями? При этом использую «красивые» вопросы: С какой целью, почему вы считаете, предположите, что… Учу ребят думать и обобщать, иметь свое суждение.
     Используются загадки о животных – указать животное с отсутствием прилагательного. Такие задания ребятам очень нравятся. Не у всех, правда, получается. Ничего! В следующий раз   обязательно получится! Учимся настойчивости!))) Выясняется, кто испытывал при описании большие трудности? Почему? Чье описание оказалось более точным? Оценить и при этом похвалить – очень важно в нашей работе!
     На уроке используется орфографическая работа, самопроверка с самооценкой (учимся быть объективными))), физкультминутка для глаз (два текста для сравнения), мысленное рисование:
    - Нравится ли вам текст?
     -Почему?
     -Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?
     Дома ребятам предлагается закончить сказку, начатую в классе, используя карточки с набором из различных прилагательных.
     В заключительной части урока, в стадии рефлексии, мы возвращаемся к вопросам: Что мы знаем о прилагательном? Что хотим узнать? Что мы узнали? Ответы уже более уверенные и обоснованные.
     На  уроке часто предлагаю составить синквейн (ребята успели его полюбить). Он также посвящен теме «Имя прилагательное». Ребята указывают на лучшие.
     Что же было использовано мной на уроке? Что включено в мою методику? И таблицы, и слайды, и умение составить вопрос, и наблюдение над ролью прилагательного, и желание  побыть «исследователем», и составление  мини-сочинения о животном, и самопроверка, и карточки, и творческая работа – написание сказки, и составление синквейна. Разнообразные методы.
     Проведена работа над  развитием критического мышления, умением ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные, делая выводы, развивать устную и письменную речь и, самое главное – формировать познавательный интерес к русскому языку.