Проектная деятельность.

Евгения Михайловна Рыжикова
 
     Проект- совокупность определенных действий, документов, текстов, замысел для создания предмета. Это творческая деятельность.
     В нашей школе 5 вида с ограниченными возможностями работа над проектом – очень сложное дело. Творческая работа дается с большим трудом и, конечно, только при помощи учителя. Хотя ребята пытаются самостоятельно приобрести какие-то знания, получить исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, делать выводы, но, повторяю -  учитель все-таки играет главную роль в этой непростой работе. Скорее всего, наши ребята пытаются перенять то, что уже открыто другими. Создать собственную технологию у них, как правило, не получается.
     Любую тему проекта (я учитель русского языка) можно на свое усмотрение изменить или дополнить. Самое главное – заинтересовать ребенка, выбрать для него интересную тему.
     Предлагается тема проекта:» Ошибки в употреблении причастного оборота». Тема проводится в 7 классе, после изучения темы «Причастие». Ученик уже знаком с причастием, знает его признаки, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является, но не всегда правильно расставляет знаки препинания при причастном обороте.
      Предложенная тема проекта должна закрепить знания о причастии, научить быстрее находить его в предложении, не допускать ошибки в употреблении причастного оборота. Сроки реализации проекта – 3 недели. Конечно, предлагается организационно-методическая поддержка со стороны учителя, проводятся консультации. В данном случае предлагаются карточки, кроссворд по теме «Причастие», викторина «Знаете ли вы причастие?», Из истории причастия», «Сказки о причастии», «Что делает нашу речь выразительной?», «Роль причастий». Делается все, чтобы заинтересовать ребенка. Учитель предлагает в помощь ученику  материалы по урокам русской словесности, предполагается самостоятельная исследовательская работа в области интернета, сортировка и поиск информации.
     Чаще всего встречаются две ошибки: 1. Отрыв причастного оборота от определяемого слова (Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев).2. Определяемое слово оказывается внутри причастного оборота (Осыпавшиеся листья с деревьев устилали тропинку). Предлагается сделать вывод о правилах взаиморасположения определяемого слова и причастного оборота в русском литературном языке. Исправить ошибки в данных предложениях. Это довольно трудное задание. Учитель всегда  рад помочь в этом! Следующие задания: Скажи иначе ( если  это возможно), Придумай ошибку ( придумать такие предложения, в которых из-за неправильного употребления причастного и деепричастного оборота появится нечто комическое), предлагается готовое сочинение по картинкам ( в конце надо ответить на вопрос: Что можно сказать о его содержании в целом?)
      В такой работе важна последовательность этапов: 1. Подготовительный( определение темы и целей проекта, совместное обсуждение подтем, подготовка материалов к исследовательской работе, совместная работа для поисковой деятельности, подбор литературы, установление способов представления результатов – чаще всего, в форме отчета, реферата). 2. Планирование (сбор информации, корректировка и дополнения, предложенные учителем). 3. Разработка проекта (поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации). 4. Оформление результатов. 5. Представление выполненной работы. 6. Оценивание (согласно разработанным критериям). Возможен вариант самооценки.
     Обязательно при выполнении проектной деятельности должны задаваться вопросы: Зачем? Что? Как? Что получается? Проект направлен на изучение темы »Причастие», мотивирует учебную деятельность учащихся в закреплении старых знаний, приобретении нового, интересного, активизирует самостоятельность. Данная тема для исследования трудная, подходит не всем ребятам. Но есть помощники: учитель, родители, и, конечно, ценится работа самого ученика!