Диагностика

 

Диагностика – важный элемент логопедической работы.                       

  Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.                                                                        

  Диагностика решает следующие задачи:

  1. Оптимизирует процесс индивидуального обучения.
  2. Обеспечивает правильное определение результатов обучения.
  3.  Помогает свести к минимуму ошибки в оценке детей.            

Общими признаками диагностического обследования являются:

- наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;

- систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально – педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на  определённых этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная, итоговая и т.д.);

- использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;

- доступность процедур для их проведения педагогами.

Логопед проводит обследование состояния речи каждого ребенка по следующим разделам:

 - произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух),

 - фонематические процессы,

 - словарь,

 - грамматический строй речи,

 - связная речь,

 - артикуляционная моторика,

 - мелкая моторика рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано речевое развитие ребенка.

Во время диагностики логопед заполняет анамнез – анкету. Все полученные данные помогут логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

обеспечения деятельности, консультирование  специалистов, ведение необходимой документации.

Взаимодействие специалистов в коррекционной работе основывается на соблюдении следующих положений:

- от каждого специалиста требуется навык совместной деятельности – умение играть различные роли, координирующую или исполнительскую.

- диагностика умений осуществляется как в процессе индивидуального обследования ребёнка одним специалистом, так и путём совместного наблюдения за его деятельностью несколькими специалистами.

- каждый специалист должен обладать знаниями в смежных областях и иметь представление о приёмах и методах воздействия, используемых другими специалистами.

- все специалисты должны знать и общепедагогические, и коррекционные принципы работы и обеспечивать индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учётом рекомендаций координатора и других специалистов.

- применяемые в коррекционной работе  методы должны сочетаться и согласовываться между собой, соответствовать общей стратегии повышения эффективности комплексного психолого-педагогического воздействия.

- в ходе формирования у детей функций, навыков и процессов посильное участие должны принимать их родители.

Формы и средства организации образовательной деятельности при согласовании с учителем-логопедом.

Учитель-логопед:

- фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

-  фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

-  экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

-  беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

- музыкально-ритмические игры;

- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

- игры-драматизации.

Инструктор по физкультуре:

- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

- игры на развитие пространственной ориентации.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем.

Особенно значимым является ежедневное взаимодействие логопеда и воспитателя. Именно поэтому я активно участвую в режимных моментах, вместе с воспитателями обсуждаю планы работы на неделю, месяц, период, вместе выбираем приёмы и методы работы. Свою работу мы строим по тематическому принципу (лексическая тема из окружающего мира, например, «Дикие животные», «Посуда», «Транспорт» и т.д.).

Тематический принцип подбора учебного материала позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе педагогического коллектива. Лексическая тема изучается  на различных по содержанию занятиях: при ознакомлении с окружающем миром, на занятиях по развитию речи,

занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях по формированию элементарных математических способностей, на музыкальных и физкультурных занятиях.  Происходит тесное переплетение решаемых  различных задач учебно-воспитательной работы при одновременном изучении одной и той же темы.

Задания учителя-логопеда воспитателю являются  одним из средств осуществления взаимосвязи специалистов.  Задания составляются  в соответствии с планом работы группы.  Задания состоят из логопедических пятиминуток, подвижных игр и упражнений, рекомендаций  по индивидуальной работе с детьми. Задания воспитателю даю раз в неделю, рекомендации по индивидуальной работе предлагаю  ежедневно.

Еженедельные задания даются логопедом, начиная с третьей недели сентября, когда завершено обследование детей, проведена диагностика, утверждён план коррекционной работы группы.

Индивидуальная работа воспитателя предполагает занятия с тремя детьми. Я даю подробные методические рекомендации по проведению индивидуальных занятий, указываю, какие приёмы можно использовать.

Список рекомендуемой литературы помогает воспитателю выбирать соответствующие возрасту и уровню развития детей произведения для слушания и договаривания детьми.

          Для закрепления материала, отработанного   логопедом с детьми, воспитатель использует на своих занятиях логопедические пятиминутки, которые содержат речевые игры и упражнения.  Они способствуют развитию всех компонентов речевой системы.  В играх и упражнениях, рекомендуемых учителем-логопедом, развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется и уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развиваются фонематическая и фонетическая системы речи; развивается понимание речи, а затем формируются диалогическая речь, развивается речевое общение. Я предлагаю воспитателю  игры для формирования общих речевых навыков, упражнения для развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, подвижные игры.

Подвижные игры и упражнения в качестве физкультминуток проводятся мною на подгрупповых занятиях, воспитателем – на занятиях и перед занятиями.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  2. Формирование правильного произношения.
  3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
  4. Развитие навыка связной речи.
  5. Знакомство воспитателей с системой приемов, упражнений.        
  6. Консультирование.                                                      

Функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом.

Задачи, стоящие перед воспитателем.

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

10. Развитие фонематического восприятия детей.

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни.

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы.

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем.

       В коррекционной работе мы вместе с музыкальным руководителем  обсуждаем лексические темы на месяц,  наиболее приемлемые игры и упражнения, которые будут использоваться на занятиях. Музыкальный руководитель помогает мне в подборе рекомендаций для родителей, касающихся развития музыкального слуха, чувства ритма и т.д.

      Сотрудничая с музыкальным руководителем, я использую на своих занятиях  музыкальные произведения.

       Мы проводим совместные занятия, где, привлекая внимание к жестам, осанке, позе, мимике, учим детей сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных произведениях.

      В своей работе я использую  физические упражнения  и танцы, в которых работа мышц пальцев рук производится под музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение помогает выполнять движения в определённом ритме, темпе и с заданным напряжением. Это не только стимулирует работу пальцев, но и создаёт положительный психологический и эмоциональный настрой занимающихся.

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре.

Учитель-логопед  тесно сотрудничает с инструктором по физическому воспитанию. В своей работе для оздоровления детей я использую   приёмы и упражнения, которые включаю в структуру занятий,  в режимные моменты.

Направления взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физическому воспитанию.

Виды деятельности.

Цели и задачи.

Формы проведения.

1.Дыхательная гимнастика.

Укрепить здоровье детей, их физическую и умственную деятельность. Повысить выносливость, сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям.

Подгрупповые и индивидуальные занятия.

2. Упражнения-загадки.

Развивать интерес к подражательным упражнениям, желание представить в воображении и показать в движении услышанное.

Утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные и музыкальные досуги.

3. Подвижные игры.

Развивать воображение и двигательную активность детей.

Физкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги.

4.Кинезиологическая гимнастика.

Улучшить мыслительную деятельность, способствовать улучшению запоминания, повысить устойчивость внимания.

Индивидуальные занятия.

5. Гимнастика для глаз.

Расширить пространство зрительного восприятия. Развивать межполушарное взаимодействие и повышать энергетику мозга.

Подгрупповые и индивидуальные занятия.

6. Мелкая моторика.

Развивать пальцевую моторику для последующего формирования речи.

Подгрупповые и индивидуальные занятия,

физкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги.

Свою работу мы строим в нескольких направлениях.

Дыхательная гимнастика. Дыхательную  гимнастику мы включаем  в речевые занятия и физкультурные занятия.

Упражнения-загадки,  подвижные игры. Быстрому усвоению материала способствует положительный настрой. Включение в занятие по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только отгадать, но и показать. Подвижные игры развивают у детей ловкость, координацию движений, силу, учат ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном темпе и ритме. Упражнения – загадки, подвижные игры мы используем в утренней гимнастике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов, играх на свежем воздухе.

Кинезиологическая гимнастика.  Совместно с инструктором по физкультуре подбираем упражнения кинезиологической гимнастики, которые позволяют улучшить межполушарное взаимодействие.

Гимнастика для глаз. В своей работе используем гимнастику для глаз. Включаем ее на занятиях для предотвращения утомления глаз, в режимных моментах – для профилактики заболеваний органа зрения.

Артикуляционная гимнастика.  Я, как учитель-логопед,  подбираю упражнения артикуляционной гимнастики в зависимости от состояния артикуляционного аппарата детей группы и индивидуальных особенностей.   Включаем эти упражнения в логопедические занятия и на занятиях по физкультуре.

Развитие мелкой моторики. В нашей группе у большинства детей мелкая моторика развита слабо. Наблюдается мышечная напряженность. Детям трудно выполнять многие упражнения, т.к. пальцы их не слушаются, малоподвижны.  В своей работе мы используем игры на развитие мелкой моторики с словесным сопровождением. Упражнения подбираем так, чтобы они включали разнообразные движения пальцами.  Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. С помощью стихотворного ритма упражнений совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Совместно с инструктором по физкультуре мы пополнили  инвентарь в кабинете и группе  застёжками, шнуровками, конструкторами, мозаиками,

мячами (каучуковые,  рифлёные, плюшевые);

пробками от пластиковых бутылок: красные, синие, зелёные – для звукового анализа, всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, парами – как «башмачки» для пальцев, просверленные посередине – для нанизывания бус;

шаблонами  по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

игрушками  типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластиковыми пульками.



Предварительный просмотр:

Вывод эмоциональный фон детей стабилен, преобладают положительные эмоции. Дети  настроены оптимистично.



Предварительный просмотр:

                                                                                     

   

      Из диаграммы видна эффективность работы с детьми, имеющими  сложную структуру речевого дефекта. Всего в логопедической группе 12 человек. В 2010-2011 учебном году на начало года ОНР у детей с нарушениями зрения наблюдалось у 2 человек, а на конец 2010-2011 учебного года – у 1 человека. В 2012-2013 учебном году на начало года ОНР у детей с нарушениями зрения наблюдалось у 1 человека, а на конец 2012-2013 учебного года – речевые дефекты исправлены.

В 2010-2011 учебном году на начало года ОНР у детей с заболеваниями ЦНС  наблюдалось у 1 человека, на конец 2010-2011 учебного года – речевые дефекты исправлены. В 2012-2013 учебном году на начало года ОНР у детей с заболеваниями ЦНС наблюдалось у 1 человека, а на конец 2012-2013учебного года – речевые дефекты исправлены.

В 2010-2011 учебном году на начало года ОНР у детей с заболеваниями сердца наблюдалось у 1 человека, а на конец 2010-2011 учебного года – речевые дефекты исправлены. В 2012-2013 учебном году на начало года ОНР у детей с заболеваниями сердца  наблюдалось у 1 человека, а на конец 2012-2013 учебного года – речевые дефекты исправлены.


Resource id #958

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.

Анализ.

 Мы протестировали 12 детей, предварительно взяв письменное разрешение у родителей. Учитывая критерии обработки рисуночных тестов, предположили, что при наличии благоприятной психологической атмосферы и доверительных отношений с педагогом на рисунках должны преобладать веселые лица.  

уровни

2010-2011

2012-2013

нач. г.

кон. г.

нач. г.

кон. г.

Высокий

2%

0%

0%

0%

Средний

12%

3%

4%

1%

Низкий

86%

97%

96%

99%

Наибольший уровень тревожности проявляется в рисунках - ситуациях, моделирующие отношения:

Ребёнок – ребёнок: №10 «Агрессивное нападение» – 1%

                                    №3 «Объект агрессии» - 1%

                                    №12 «Изоляция» – 1 %

Ребёнок – взрослый: №8 «Выговор» -2%

                                      №9 «Игнорирование»-1%

Ребёнок – повседневные действия: №6 «Укладывание спать в одиночестве» - 2%   

                                                                №11 «Собирание игрушек» - 3%

Таким образом, проективная диагностика позволяет сделать вывод, что дети нашей группы  испытывают психологический комфорт и видят в педагоге  партнера по деятельности, не испытывают трудности в общении со сверстниками.



Предварительный просмотр:

                                                                                    image1

Рейтинг педагога.

      Вывод:  родители воспитанников логопедической группы удовлетворены работой учителя-логопеда Халеевой Венеры Рафаиловны.

Родители признают, что коррекционно-образовательная работа учителя-логопеда развивает детей всесторонне, педагог доброжелателен, внимателен к детям и их родителям, активно взаимодействует с родителями по вопросам коррекции речи детей.