Методическая работа

     Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Это определило тему моей методической работы "Формирование общих речевых навыков у дошкольников с ОНР посредством игровых технологий".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование общих речевых навыков у дошкольников с ОНР посредством игровых технологий».

         Актуальность выбранной темы продиктована стратегической задачей развития дошкольного образования, требованиями ФГОС, которые  заключаются в обновлении содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.  Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

         Сегодня нашему обществу нужна развитая языковая личность, нужен человек, обладающий коммуникабельностью, умением самостоятельно принимать оптимальные решения в любой ситуации посредством речевой деятельности  и с учетом  рефлексии.

Задача педагогов – научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребенка растет пропорционально получаемой информации.

        Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

             Поэтому, целью методической работы является: разработка системы по формированию общих речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством игровых технологий.

           Были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать специальную методическую литературу, Интернет-ресурсы  по данной проблеме.
  2. Проанализировать и обобщить опыт работы педагогов города по данному направлению.
  3. Обосновать дидактические условия влияния игровых технологий в коррекционном процессе на формирование общих речевых навыков дошкольников.
  4. Определить механизм взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем, специалистами ДОУ  и  родителями воспитанников.
  5. Внедрить игровые технологии в коррекционную работу по формированию общих речевых навыков дошкольников.

   

  Ожидаемые результаты:

  • Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
  • Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.
  • Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.
  • Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.
  • Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых  занятий в игровой форме.
  • Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования  разных  видов игр для развития речи.
  • Разработка конспектов коррекционных занятий в игровой форме с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Разработка пособий для проведения  в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.
  • Медиатека  лицензионных компьютерных  программ  и игр, игровых учебных  презентаций для  логопедической работы.
  • Фонотека для проведения  логоритмических  упражнений и  пальчиковой гимнастики.

Понятие «формирование общих речевых навыков» включает в себя следующие компоненты:

  • развитие речевого дыхания,
  • развитие темпа речи,
  • развитие голоса,
  • развитие речевого слуха,
  • развитие интонационной выразительности.

   

 Для выявления уровня сформированности общих речевых навыков были изучены и использованы методики, предложенные Ястребовой А.В., Лазаренко О.И.:

  1. «Диагностика уровня сформированности темпа речи».
  2. «Диагностика уровня сформированности интонационной  выразительности».
  3. «Диагностика уровня сформированности свойств голоса».
  4. «Диагностика уровня развития речевого дыхания».
  5. «Диагностика уровня сформированности речевого слуха».

Данная методика позволяет изменять тестируемый материал, в результате чего речевые задания были пересмотрены и дополнены с учетом особенностей речевого развития детей коррекционной группы.            

         На начальном этапе было определено, что уровень сформированности общих речевых навыков у детей дошкольного возраста ниже среднего.

      Изучив методическую литературу (Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС,1994 г.; Скворцова И.В. Логопедические игры для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО Олма Медиа Групп, 2008 г.;  Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. - Сфера, 2010 г.),  я распределила речевые игры по компонентам общих речевых навыков и составила картотеку подобранных игр.

Для  проведения коррекционно-развивающей работы по формированию общих речевых навыков с использованием игровых технологий  был составлен перспективный план. Реализация плана осуществлялась по всем направлениям коррекционной работы:

  • на логопедических занятиях,
  • в индивидуальной работе  учителя-логопеда с детьми,
  • в воспитательно-образовательной работе воспитателя с детьми,
  • в работе музыкального руководителя, инструктора по физкультуре.

Работа по воспитанию у детей правильного речевого дыхания осуществлялась в двух направлениях.

     Первое:  выполнение дыхательных упражнений.

Цель дыхательных упражнений -  увеличить жизненную ёмкость легких, научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе.

Дыхательные упражнения проводились в разные режимные моменты - на занятиях по речевой гимнастике (сразу после утренней), на физкультминутках, на коррекционных и музыкальных занятиях, а также и на физкультурных занятиях. Особое внимание уделялось тем детям, у кого дыхание в покое неровное, поверхностное. С такими детьми проводилась индивидуальна работа.

Второе направление - работа по воспитанию вне - и речевого дыхания, которая проводилась поэтапно.          

1. Сначала дети учились спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков.

2.  Рационально, экономно производить выдох в процессе фокации звуков («а-а-а», «у-у-у», «и-и-и», «ы-ы-ы», «с-с-с», «м-м-м»).

3. Рационально, экономно производить выдох в процессе фокации слогов («ам-м -м», «ил-л-л», «ас-с-с»).

4. Рационально, экономно производить выдох в процессе фокации слов (сом, сам, мак, мама, Маша, Саша, молоко, магазин).

5. Рационально, экономно производить выдох в процессе фокации фраз («ах, хорошо!», « ой, болит!», «наша Таня», « наша Валюша молодец»).

6. Рационально, экономно производить выдох в процессе фокации чистоговорок, скороговорок, стихов.

Дети  учились   производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с разной силой. Для этого включались такие игры:

  • сдуем с руки снежинку;
  • сдуем с ладошки вату;
  • погреем ладошки;
  • бабочки порхают (дуть на подвешенные к нитке бумажные бабочки);
  • птички летают (дуть на подвешенные к нитке бумажные фигурки
    птиц);
  • лети снежинка;
  • дует ветерок; дует сильный ветер;
  • чья ватка полетит выше (дальше).

Для выработки удлиненного, ровного выдоха использовались  игры:

комары и комарики (звуки «з-з-з», «з-з-з»);

большие и маленькие жуки («ж-ж-ж», «ж-ж-ж»).

Использовались игры для формирования плавного перехода от одного звука к другому:

-у кого дольше гудит самолёт (звуки «т - р»);

-чей жук дольше летит («ж, ж»);

-чей ручей длиннее («с, с»).

  Работа над темпом речи заключалась в   формировании умения слышать изменения (ускорение или замедление речи собеседника) и умело использовать его как средство выразительности в собственной устной речи.

Формировать у дошкольников темп речи нам помогали пословицы,   чистоговорки и скороговорки.

Работа над развитием интонационной выразительности речи велась в основном путем подражания речи педагогу, сценической речи (прослушивание аудиосказок и т.п.) Дети, слыша правильную, выразительную речь взрослых, самостоятельно начинали использовать нужные интонации.

Детям предлагались   игры для развития интонационной выразительности.

Работа над развитием речевого слуха заключалось в том, чтобы учить детей слушать и слышать различные оттенки голоса при восприятии речи окружающих и  добиваться правильного воспроизведения различных его качеств в собственной речи. Работа по развитию речевого слуха проводилась  при помощи игр, которые  помогали  детям учиться вслушиваться в различные звучания, выделять среди разнообразных звуков только нужные, переключать внимание с одного звучащего предмета на другой, устанавливать местонахождение источника звука, определять какому предмету он принадлежит. Старшим дошкольникам, помимо игр и упражнений, давались и такие задания, в которых дети должны были самостоятельно определять правильность воспроизведения речевого материала, предложенного педагогом. Например, отметить несоответствие содержания стихотворения громкости, или скорости его чтения. На занятиях дети учились различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимали содержание произведения, что помогало им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при  игре-драматизации, например, сравнить, как говорит лиса в сказках «Колобок», «Теремок», «Лиса и козел», «Снегурушка и лиса». Проводилась работа и по выразительному чтению художественных произведений. Диалог персонажей передавался «игрой» голоса. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремились при пересказе подражать голосам героев. Помогало развитию речевого слуха и прослушивание записей сказок, рассказов, стихов, прочитанных мастерами художественного слова.

Работа над свойствами голоса - силой, высотой, тембром: проводилась на всех занятиях.

Развитие силы голоса осуществлялось по двум направлениям:

1) формирование умения пользоваться голосом в зависимости от ситуации общения: отвечать достаточно громко на занятиях; говорить умеренно громко с товарищами; говорить тихо и даже шепотом за столом;

2) формирование умения менять силу голоса с учетом смыслового содержания высказывания, когда смена силы голоса выступает как элемент интонации. В формировании умения управлять своим голосовым аппаратом использовались дидактические игры: «Вьюга»; «Скажи, как я»; «Эхо»; «Кто позвал?»; «Угадай, чей голос».

Для успешного осуществления коррекционно-воспитательной работы необходимо взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и инструктора по физкультуре. Конкретное содержание этой работы определяется логопедом. Воспитатель работает над формированием общих речевых навыков детей в процессе выполнения всех режимных моментов (утренняя зарядка, дыхательная гимнастика, умывание, одевание, прогулка). При этом логопед помогает воспитателю правильно спланировать и организовать работу, подобрать специальный речевой материал.

       Коррекционная  работа по формированию  у детей общих речевых навыков проходит в тесном взаимодействии с родителями. Для родителей были проведены собрания, консультации, на которых были освещены теоритические вопросы по данной теме. Предоставлены вниманию дидактические игры, пособия, наглядный материал по основным направлениям работы. В уголке учителя-логопеда систематически размещался наглядный и дидактический материал по формированию у детей общих речевых навыков, давались советы в помощь родителям.

       Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета (http://nsportal.ru/user/305552/page/metodicheskaya-kopilka) построена в соответствии с Программой коррекционного обучения и воспитания детей 5-7 летнего возраста с ОНР под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и требованиями ФГТ.  Речевой материал для занятий  регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Картотека дидактических игр по формированию общих речевых навыков систематически пополняется. Кабинет оснащен техническими средствами обучения:

  • мультимедийное оборудование;
  • музыкальный центр.

Созданная  развивающая предметно-пространственная среда кабинета  содержательно насыщенная, полифункциональная, доступная и безопасная.

       В работе  использовала современные образовательные технологии и методики:

-  Акименко В.М. Новые логопедические технологии/.- М.: Феникс, 2009. – 112 с.  В пособии представлена   авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей.                                                                                                   - Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.  В статье предлагается опыт  комплексного воздействия на процесс формирования правильного речевого дыхания дошкольников с общим недоразвитием речи.

-  Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи  у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь: ПОИПКРО, 2005. 145 с.  В пособии описано применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволяющих повысить эффективность коррекционного обучения.                                      

-  Шевцова Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи .-2-е изд.-М.: АСТ; Астрель, 2009 г. 105 с. Предлагаются практические упражнения и задания по формированию навыков интонационно-мелодической выразительности речи.                  

- Гаврилова А.С. Логопедические игры для детей / А.С. Гаврилова,  Шанина, С.Ю. Ращупкина. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010, – 192 с. В данном пособии предлагаются такие игры, которые  смогут помочь ребенку справиться с трудностями в произношении некоторых звуков и начать обучение чтению, подготовить руку малыша к письму.

Технология.

Применение в практической деятельности.

Логопедические технологии:

- технология коррекции звукопроизношения;

- технология формирования интонационной стороны речи.

- в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей (модель артикуляции звуков);

- использование в НОД в качестве интонационных упражнений, включение в коррекционно-развивающую деятельность по логоритмике.

Технология проблемного обучения.

Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребенка.

Технология дифференцированного обучения.

Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровней речевого развития детей.

Здоровьесберегающие технологии:

- дыхательная гимнастика,

-  гимнастика для глаз,

- сказкотерапия.

- заключительный этап в организации утренней гимнастики, включение в коррекционно-развивающую деятельность по логоритмике,

- использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки,

- сказки по лексическим темам, при выполнении артикуляционной гимнастики.

Информационно-компьютерные технологии.

 Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения, в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения.

Технология сотрудничества.

Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий, дается оценка, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

 В результате  работы:

  • разработан перспективный план  по формированию общих речевых навыков у детей дошкольного возраста (http://nsportal.ru/user/305552/page/metodicheskaya-kopilka). Утверждён на педагогическом совете МДОУ № 21 «Золотая рыбка»  (Протокол № 9    от 27.09.10).
  • составлены методические рекомендации для учителей-логопедов по формированию  общих речевых навыков у детей дошкольного возраста (http://nsportal.ru/user/305552/page/metodicheskaya-kopilka), распространены на городском методическом объединении учителей-логопедов.
  • составлена памятка для учителей-логопедов по развитию голоса у детей дошкольного возраста (http://nsportal.ru/user/305552/page/metodicheskaya-kopilka), распространена на городском методическом объединении учителей – логопедов.
  • систематизирован тестируемый материал по диагностике уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста (http://nsportal.ru/user/305552/page/metodicheskaya-kopilka ) (использован материал Ястребова А.В., Лазаренко О.И. для диагностирования уровня сформированности общих речевых навыков у детей дошкольного возраста).
  • составлена картотека дидактических игр и упражнений (http://nsportal.ru/user/305552/page/metodicheskaya-kopilka), направленных  на воспитание у детей общих речевых навыков (речевые игры на развитие слухового внимания, на развитие артикуляционной моторики, речевые игры на развитие голоса (Селиверстов В.И.); речевые игры на развитие речевого слуха Куликовская Т.А.); речевые игры на развитие физиологического дыхания (Алмазова У.С., Микляева Н.В.

Опыт  работы по данной проблеме был представлен:

  • на заседании ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов ДОУ г. Волжска. Показ открытого комплексного занятия по развитию речи в средней группе на тему «Дикие животные»  (http://nsportal.ru/user/305552/page/metodicheskaya-kopilka ) (Выписка из протокола № 6 от 15.04.2009г.).
  • на  Дне науки в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования». Доклад по теме «Воспитание общих речевых навыков как условие всестороннего развития личности дошкольника с ОНР» (http://nsportal.ru/user/305552/page/metodicheskaya-kopilka ) (сертификат от 21.12.2008 г.).
  • на семинаре-практикуме «Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в условиях дошкольного учреждения» в рамках республиканских КПК педагогов дошкольных образовательных учреждений. Выступление по теме «Коррекционная работа по звукопроизношению с детьми с нарушениями речи» (http://nsportal.ru/user/305552/page/metodicheskaya-kopilka) (Программа семинара-практикума от 02.03.2009 г.)
  • Интернет-ресурсы:

- на сайте Всероссийского фестиваля педагогических идей  «Открытый урок»  веб-адрес:  http://festival.1september.ru/articles/637546/ конспект НОД «Коммуникация» «В гостях у Зимушки-зимы» (диплом № 264-368-460/ОУ 10).

- на  международном русско-язычном социальном образовательном проекте MAAAM.RU (веб-адрес http://www.maaam.ru/ ) конспект НОД «Коммуникация» «Дикие животные»     (свидетельство о публикации № 89780-016-015  от 21.08.2013 г.).

- на сайте «Ресурсы образования» веб-адрес: http://www.resobr.ru/materials/1482/47631/ конспект НОД  по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной группе по теме «Дифференциация звуков Т –Д» (свидетельство о публикации от 25.10.2013 г.).

- на сайте «NCпортал» веб – адрес: http://nsportal.ru/ конспект непосредственной образовательной деятельности «В зимнем лесу» (стр. скриншота).

Результаты диагностики за 2010-2011учебный год, 2012-2013 учебный год.

Анализ мониторинга позволил сделать вывод, что наряду с традиционными методами и формами, использование игровых технологий дает позитивные результаты коррекции речи.

 

уровни

2010-2011(%)

2012-2013(%)

нач. г.

кон. г.

нач. г.

кон. г.

Высокий

0

21,4

21,4

35,7

Средний

71,5

57,2

64,3

57,1

Низкий

28,5

21,4

14,3

7,2

Вывод: использование игровых технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР, применение ИКТ, здоровьесберегающих технологий, привлечение к образовательному процессу родителей, взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателем и узкими специалистами ДОУ – дало положительные результаты в формировании общих речевых навыков у дошкольников.

Новые логопедические технологии позволяют педагогу идти в ногу со временем, отвечают интересам дошкольного образования, влияют на коррекцию речи с более высокой эффективностью.

Перспективы на будущее:

  • составление перспективного плана по формированию общих речевых навыков у дошкольников младших групп;
  • составить и опубликовать методическое пособие «Формирование общих речевых навыков у дошкольников с ОНР посредством игровых технологий»;
  • на сайте ДОУ открыть электронную страничку учителя-логопеда.