Советы логопеда

Косенко Юлия Александровна

Данный раздел  создан для заботливых родителей, которые заинтересованы в речевом развитии своего ребёнка, для молодых специалистов (логопедов), которые только начинают работать с детьми с нарушениями речи, для педагогов, у которых возникает множество вопросов, как работать с детьми с нарушениями речи в общеобразовательных группах.

 

 

Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте 5-7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, подбирая индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого ребёнка.

      Учитель-логопед проводит обследование воспитанников, которое состоит из:

                     - обследование звукопроизношения;

                     - обследование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

                     - обследование лексического строя речи;

                     - обследование словообразовательного процесса;

                     - обследование слоговой структуры слов;

                     - обследование грамматического строя речи;

                     - обследование связной речи.

 - На основе этого определяет структуру и степень выраженности имеющегося у детей дефекта речи.

 - Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по восстановлению нарушенных функций.

 - Работает в тесном контакте с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями.

 - Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни  и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

      Учитель логопед  дает рекомендации родителям по организации ежедневных занятий дома. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей в определенный день. На этих консультациях логопед демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. Многим родителям знакомство с результатами обследования дает истинное представление о речевом развитии их детей и значении работы логопеда. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях детского сада.

Какая коррекционная работа ведётся в ДОУ:

С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

На подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1.       Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2.       Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3.       Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4.       Постановка звуков разными способами;

5.       Автоматизация звуков в речи;

6.       Дифференциация звуков в речи;

7.       Обогащение словарного запаса;

8.       - закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

 
Консультации

 

Часто причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка, не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков. О нарушениях анатомического строения артикуляторного аппарата вы можете прочитать здесь.

 

В старшей и подготовительной группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи проводится систематическая работа по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи. Предлагаю Вашему вниманию замечательную консультацию по данной теме вместе с речевым материалом, которую Вы можете прочитать здесь.

 

В идеале, даже когда речь вашего ребенка, на ваш взгляд, развита хорошо, все-таки стоит посетить вместе с малышом консультацию логопеда. Лишним это не будет точно. Мы привыкли, что работа логопеда связана только с исправлением звуков, но так ли это? Рекомендую Вам прочитать информацию о том, в каких случаях действительно необходимо обращаться к логопеду?

 

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру. Почему не каждому ребёнку даётся грамота, вы можете узнать здесь.