Опыт работы

Хасанзянова Люция Накифовна
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями речи»

«Без стремления к новому нет жизни,

нет развития, нет прогресса»

В. Г. Белинский

Я, Хасанзянова Люция Накифовнна, работаю учителем-логопедом в МБДОУ «Детский сад №321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Кировского района г.Казани с 2009г. Свою педагогическую деятельность начала сразу после окончания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. После окончания университета у меня были сформированы теоретические знания, но не систематизированы практические. И я снова начала «учиться», потому что поняла, что становлюсь для детей человеком открывающим им путь в сложный мир человеческих отношений, немаловажную роль в котором играет речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
        Дети с нарушениями речи, а именно с диагнозом общее недоразвитие речи, принадлежат к категории обучающихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку. Своевременная и системная помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.
Основная цель моей педагогической деятельности – своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений устной и письменной речи у детей.
          Актуальность проблемы заключается в том, что чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков.
Большое значение имеет своевременное выявление обучающихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи. Современный уровень развития нейрофизиологии, психологии, логопедии даёт возможность более квалифицированно подходить к созданию системы коррекционного обучения с учётом речевого дефекта и психического развития ребенка.
           У детей с нарушениями речи имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя. Основная цель методики: создание предпосылок для освоения языка как путём использования инновационных современных технологий и коррекции развития всех сторон устной и письменной речи.

Использование современных технологий в коррекционных процессах, направленных на предупреждение и исправление имеющихся речевых нарушений, а также недостатков в развитии психомоторики у лиц с речевой патологией с целью достижения максимально положительных результатов коррекционно-развивающего обучения.

Таким образом, использование инновационных современных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволило  индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовало положительному эмоциональному состоянию детей   в процессе занятий. У детей повысилась работоспособность, снизилась утомляемость, активизировались мыслительные, психические  процессы. Дети стали более открытыми, активными, уверенными в своих  возможностях. Сочетание нескольких методов и приёмов музыкотерапии, биоэнергопластики, кинезиологических упражнений, технологии проблемной ситуации использование ИКТ в коррекционном  обучении позволило мне  предупредить  появление у таких детей нарушений письма и  чтения, вторичных по отношению к устной речи.                                                              

 В дальнейшем моя работа заключается чтоб не допустить отставания в усвоении программного материала в обучении школьной программы.

 Можно сделать вывод, что инновационные технологии в коррекционной работе дает  положительную динамику в мотивации к учебному процессу у детей с нарушениями речи.

В  настоящее  время  у  значительной  части детей наблюдается  слабость  развития зрительно-двигательных и  слуховых  связей, недостаточное  развитие  мелкой  моторики, графического  навыка.   Поэтому  коррекционная  работа  включает в себя взаимосвязанные направления. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у обучающихся является тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей  и родителей.
   Одним из актуальных направлений внедрения инновационных современных технологий в коррекционной работе являются элементы музыкотерапии, использование бионергопластики, технология проблемного изучения, мультимедийные презентационные технологии.
     Я в своей работе использую элементы
музыкотерапии, бионергопластики, мультимедийные презентации.                                                                                 Средствами всех пособий комплекта создается единая художественная и коммуникативно-игровая среда, которая разворачивается вокруг событий дидактической волшебной сказки. Благодаря интриге, сохраняется интерес детей к занятиям.  Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, автора методики психофизической саморегуляции биоэнергопластики, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
         Основная идея методики заключается в гармоничном соединении современных инновационных технологий с традиционными средствами развития обучающихся. Наблюдения показали, что формирование речевого развития у обучающихся с нарушениями речи можно рассматривать как средство формирования положительной мотивации у учебной деятельности.
Как и все учителя-логопеды в своей работе с успехом применяю артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому моё обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики  вполне закономерно. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает обучающемуся, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.
Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываю в программе PowerPoint в соответствии с перспективным планом по лексическим темам и задачам.                                                                                  Деятельность логопеда состоит из нескольких направлений:
Диагностическая работа включает:
-своевременное выявление обучающихся, нуждающихся в коррекционной помощи;
-выявление его резервных возможностей;
-системный контроль за уровнем и динамикой и развития
 обучающихся;
-анализ успешности коррекционно-развивающейся работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-коррекция и развитие высших психических функций, лежащих в основе процесса письма и чтения (слухоречевого восприятия, зрительного внимания, памяти и мыслительных процессов);
-коррекция недостатков развития фонематических и лексико-грамматических компонентов речи;                                                                                                          -развитие фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза.                                                                                                    
Консультативная работа включает:
-рекомендации по основным направлениям коррекционной работы с обучающимися для участников образовательного процесса;
-консультативная помощь семье в вопросах выбора приёмов коррекционного обучения обучающихся.

Информационно-просветительная работа предусматривает:

-беседы, информационные стенды, направленные на разъяснение коррекционного процесса;
-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся.

Во время выполнения артикуляционной логопедической гимнастики звучит музыка, т.е. используется один из элементов арттерапии – это музыкотерапия.
         Цель – создание положительного эмоционального фона реабилитации.
Одновременное выполнение логопедической гимнастики с использованием бионергопластики и музыкотерапии эффективно развивают познавательную активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с обучающимися с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью , с задержкой психического развития.
На каждом занятии обязательно присутствует физкультминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия.                                                                                        Основные задачи
 физкультминутки – это снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
          Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.
Исследователи выявили, что в ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у обучающихся исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
          Важную роль в коррекционной работ играет использование на занятиях
 ИКТ: Дидактический материал подаётся посредством презентации, демонстрируется на мониторе компьютера или реализуется в виде компьютерной игры. Цель - повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Результат - слуховое восприятие обучающимися информации сочеталось с опорой на зрительный контроль, что позволило сохранить у обучающихся анализаторы и способствовало активизации у них компенсаторных механизмов. Применение ИКТ позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения обучающихся с недоразвитием речи. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.
        Появление компьютера в кабинете логопеда, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.                                                                                      Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей, в процессе занятий у обучающихся повышается работоспособность, снижается утомляемость, активизируется мыслительные, психические процессы. Обучающиеся становятся более коммуникабельными, учатся общаться, дружить и работать в коллективе.
       Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов
 инновационных технологий в коррекции речи, развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга, выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Литература

1.Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод.    пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Баннов А. М. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
4.Башева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль,2001.                                                                                                                                                                     5. Поволяева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. Астрель, 2010.