Методическая копилка

Митрофанова Татьяна Владимировна

Материалы работы на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           

 Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

  Прием «Яркое пятно».

    - Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».  Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

 Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.  

 Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала .

 Сложение целого текста из частей. 

Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

 Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). Этот прием, позволяющий  высказать свою точку зрения, эффективен при работе с текстами. Синквейн  формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах .

Поэтическая разминка. Этот прием можно использовать  на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.  

Приём «фишбоун».

Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость»

Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.         «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы

- согласование и координация личной деятельности с другими  участниками при совместной работе

 Прием «Все в твоих руках»

   Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец –  это какая-то  позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах,  позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ      –  для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ     –      использованные приемы в мастер-классе буду применять в

                                                своей деятельности.

СРЕДНИЙ                   –     для меня было недостаточно  данной  информации

БЕЗЫМЯННЫЙ         -    не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ                   -   данные приёмы мне известны, но я их не применяю

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 Комплексный анализ текста.

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

           (1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2) Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3) Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4) Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся.                                 В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)

 2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.

7. Укажите вид односоставных предложений №1-4.

8. Укажите вид односоставного предложения № 5.

9. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.

10. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.

11. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.

13. Выпишите  из текста два глагола в форме повелительного наклонения.

14. Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени.

 Реконструкция текста.

1.   При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в которой  некоторая информация  оказалась утраченной.

Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений..

а)

Текст – это связанное … на определенную…

В большинстве случаев текст состоит из нескольких … , связанных между собой … и посвященных одной …

б)

Основные признаки текста

  1. Единство… текста
  2. Наличие… мысли текста
  3. Относительная…. текста
  4. Определенный…предложений
  5. …связь предложений в тексте.

2.  Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.

Задание: Составьте  рассказ о существительном по опорным словам.

1.  Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2.  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3. В предложении имя существительное может быть …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения , если… .

Сложение целого текста из частей

1) А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

1. Они то косо л_тели  (по)ветру, то отвес_но ложились в сырую траву.

2. Лист_я падали дни и ночи.

3. Нач_лся  л_стопад.

4.Этот дож_дь шел н_делями.

5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.

В. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

С. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфоргаммы.

2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Для молодого человека  сказал он.

Б) Сереже понравилось что его так назвали но Вари опять не было целую вечность.

В) Варя пришла наконец и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.

Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.

В. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

С. Определите тему получившегося текста

Синквейн.

Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).

1 строка – тема текста называется одним словом (обычно  существительным);

2 строка -  описание темы в двух словах (прилагательными);

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы. 

Задание: написать синквейн по  теме  данного мастер-класса.

Поэтическая разминка.

Есть в осени ,................................

Короткая, но …………...    пора -

Весь день стоит как бы………..

И …………. ………….. вечера …

Где ……… серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины …………….. волос

Блести на ………………….. борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых …….. бурь -

И льется  ………….   и  ……….. лазурь

На …………………………….поле.

А. Вставьте пропущенные эпитеты.

Б. Назовите автора стихотворения.

В. Сверьте свой текст с оригиналом.

Г. Определите  настроение, интонацию, характер лексики.

Задание 6 группе.  «Фишбоун» 

Приём (стратегия) «фишбоун» в работе над рассказом А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»        

  1. Какую проблему пришлось решать герою произведения? Зафиксируйте проблему в голове «рыбьего скелета».
  2. Какое решение принимал главный герой рассказа в зависимости от обстоятельств?
  3. Отразите «поиски» героя, используя диаграмму Ишикавы (приём «фишбоун»). На верхних «косточках» скелета расположите причины    решаемой главным героем проблемы, на нижних – факты, аргументы. Записи  (в данном случае цитаты из рассказа) должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
  4. Запишите вывод в хвосте «фишбоуна».

( Текст рассказа прилагается).

ы

 




Предварительный просмотр:

Приемы работы с текстом на уроках литературы

Дидактические приёмы работы на уроках литературы

Особенностью современных уроков литературы является сочетание традиционных и интерактивных методов преподавания. Одним из главных принципов работы, считаю отстаивание учениками собственной точки зрения. Таким образом, мы закладываем в учениках не только чувство собственного достоинства, но и развиваем речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать знания и навыки.
Очень важно повышать познавательную активность школьников, а это достигается путём индивидуального подхода в обучении, умением учителя заинтересовать учеников, раскрыть красоту не просто слова, а художественного слова путём использования разных приёмов, умения создать атмосферу сотрудничества. Думаю, что литература – это тот школьный предмет, который формирует и развивает личность с позиции слова. Поэтому следует научить школьников правильно пользоваться словом.
Воспитание восприимчивости к слову – одна из главных предпосылок гармоничного развития личности, творческих, литературных, эстетических и эмоциональных переживаний. В своей книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский писал о том, что мальчиков и девочек необходимо научить образному мышлению, воспринимать не только то, о чём говорится, но и то, как говорится. Исходя из выше сказанного, в своей работе использую разнообразные дидактические приёмы  творческого развивающего обучения:

1.«Голоса». 

(На уроках можно составлять собственные диалоги и читать голосами героев сказок и художественных произведений, предметов окружающего мира. Например, передача голосов ветра и солнца, разговор героев картины – диалог трёх богатырей на картине Васнецова. Если на экране появляются «портреты» Золушки, Маугли, Ромео, Дон Кихота …– это говорит о том, что пришло время, когда все должны читать или разговаривать голосами героев. Естественно, голоса рождаются воображением детей.)



2. «Живые рисунки». 

(Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.


3. «Личные ассоциации».

Это попытка перевоплощения и преображения литературного героя, его внутреннего мира. Например, задание: найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин» :
Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, птичье перо;
Татьяна – русская берёзка, полная чаша, кукла в руках судьбы.
Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: изобразить ассоциацию (ИЗО), сопоставить с музыкальным произведением (музыка).
Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но должны хорошо понимать литературно героя.)



4. «Буриданов осёл» или «Займи позицию».

Этот приём помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская притча про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его.


Например:
Согласны ли вы с мнением Гекльберри Финна, сто деньги не самое главное в жизни? Выберите ответ: справа – да, слева – нет. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили.)

5. «Глазами психолога».

Этот приём целесообразно использовать в 9-11 классах, когда дети уже имеют определённые навыки анализа.
Например, некоторые герои Г. Флобера, Ф. Достоевского страдают и заканчивают жизнь самоубийством. С помощью этого приёма, используя закон: читатель – субъект – анализ, предвидеть, какие обстоятельства победили их оставить этот мир.
Суицидальные намерения:
а) демонстративность (люди этого типа стремятся своим самоубийством привлечь внимание окружающих к своим бедам, добиться сочувствия и понимания);
б) несостоятельность (такие люди считают себя некомпетентными, ненужными);
в) максималисты (наименьшая потеря кажется непоправимой, а ценность достижений минимальной).
Однако, по мнению учёных, есть и такие факторы, которые при любых обстоятельствах удерживают от самоубийства любую категорию кандидатов. Это понимание ответственности перед другими и чувство собственного долга.
Вопросы для самостоятельной работы или беседы:
- Какое из перечисленных намерений присуще герою произведения? Приведите примеры из текста: мысли, действия, чувства …
- Можно ли утверждать, что что литературный герой проходит все намерения? Аргументируйте свой ответ.
- На каком этапе жизни начало формироваться это намерение? Кто или что повлияло на его возникновение?
- Имеют ли влияние на самоубийство социальные факторы? Какие именно?
- Имеет ли смысл применение сдерживающих факторов от самоубийства? Есть ли эти факторы в произведении?
С помощью данного приёма можно проследить причины поведения многих литературных героев: Дон Кихота, Евгения Онегина, Печорина и других.)

6. «Синквейн».

 (Стихотворная форма рефлексии. Этот приём воодушевляет учеников. При составлении следует соблюдать форму написания:
1 строка – тема стихотворения, которая выражается одним словом (или фамилия, имя героя), обычно именем существительным;
2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами – глаголами;
4 строка – фраза из 4-5 слов, которая выражает отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующий суть предмета или объекта.
Этот приём позволяет учителю решить сразу несколько задач:
- сменить атмосферу в классе, сделать её творческой, ведь дети любят творить;
- проверить, как ученики запомнили важные понятия темы;
- развивать творческие способности, мышление.
Синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста, изучения определённой темы.
Например, синквейн к образу Дон Кихота.


Дон Кихот.
Отважный, целеустремлённый.
Читает, путешествует, борется.
Стремится искоренить зло на земле.
Рыцарь.


7. Существует множество разнообразных стихотворных форм, которые с успехом могут быть использованы на стадии рефлексии. Очень эффективным для работы с понятиями, противоположными по содержанию, является написание диаманты.


Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
Схема диаманты:
1 строка: тема (имя существительное);
2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
3 строка: действие (три глагола);
4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)
переход к антонимичным понятиям;
5 строка: действие (три глагола),
6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
7 строка: тема (имя существительное).
Например, задание: составить диаманту к образам царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина.
Царица.
Злая, завистливая.
Любуется, злится, приказывает.
Пустота, ржа – свет, мир.
Живёт, помогает, радует.
Скромная, добрая.
Царевна.

Написание диаманты полезно для понимания учениками сути отличий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

8. «Солнышко».

В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Использовать данный приём можно
- после прослушивания сведений о творчестве писателя, 
- указывая черты характера литературного героя, 
- анализируя деятельность автора, литературного героя и т. д..
Например, тема – Том Сойер, «лучи» – черты характера; тема – А. Чехов, «лучи» – виды деятельности писателя.

9. «Гроздь».

Приём подобный «Солнышку», только используется другая форма заполнения).

10. «Цепочка».

Главное в этом приёме опираться на опыт детей, правильную и чёткую постановку вопросов, то есть многоразовое повторение самого главного, того, что взволновало, побудило ученика задуматься и удивиться. Иногда из этой «цепочки» возникает проблема, которую следует решить на следующем уроке. 
Например:
1.Можно ли Золушку назвать по-современному «мастером – золотые руки»?
2. Возьмём роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание. Самая сложная сцена романа – исповедь Мармеладова. Ученики читают текст исповеди про себя. Затем одно лишь задание: записать в тетрадь вопросы, которые встают перед учеником во время чтения. Вопросов возникает немало:
- Имеет ли право кто-нибудь осуждать Мармеладова?
- Почему Мармеладов заинтересовался именно Раскольниковым?
- Возможно ли каким-либо образом помочь Мармеладову? Как именно?


3. Установить последовательность путешествия литературного героя или составить цепь основных событий произведения.)


11. «Один день из жизни литературного героя».

 (В жизни каждого человека наступает такой момент, когда он сам ставит вопросы перед собой. Все мы простые смертные: и властелины мира, и гении, и неудачники, добрые и злые – рано или поздно спрашиваем свой разум и сердце о том, что посеяли они по белому свету и что оставили в нашей жизни.
- Расскажите о своём самом памятном дне в жизни.
- Был ли такой день у литературного героя?
- Чем он особенный?

12. «Тайные мысли». 

(Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, причины тех или иных поступков героя, дети часто сами высказывают мысли, с которыми в глубине души не согласны. Этот приём помогает «достать» наружу тайные вопросы, которые беспокоят ребят, тайные убеждения, которые боятся сразу высказать вслух. Конечно, для того чтобы школьники говорили открыто, необходимо создать атмосферу доверия.
- Приветствуется любое мнение, которое будет обосновано.
В своей практике учителя я неоднократно сталкивалась с мнением школьников, которое даже не предполагала услышать.
Например:
1.Всем известна русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Школьники всегда сочувствовали Василисе, видели в её характере положительные качества, симпатизировали героине. А вот одна из пятиклассниц заметила такую черту характера в Василисе, как лень. Когда её спросили, почему она так решила, девочка ответила: «Василиса всё время обращалась за помощью к куколке, которую подарила ей мать перед смертью. А что она делала сама? Как видит трудность – сразу к куколке. Лентяйка эта Василиса». 
2.Интересно было мнение ученика о солдате из сказки «Огниво». Мальчишка осудил поступок солдата в отношении родителей принцессы: «Он собрался жениться на принцессе, а родителей её убил (хоть и не своими руками). Как он может смотреть после этого ей в глаза. Может быть, король и королева и плохие, но ведь принцесса, наверное, любила отца и мать. Можно было найти другой выход».
3. Не все пятиклассники положительно относятся и главному герою произведения И. Тургенева «Муму» – Герасиму. Несмотря на знакомство с исторической эпохой, прототипом Герасима, ребята осудили героя за то, что он утопил Муму. Они не могли понять: Герасим всё равно ушёл в деревню, так почему он не забрал собаку с собой. 
Таких примеров можно привести много. Современные дети мыслят иначе. Им не навязывают стандартных характеристик (раньше в учебниках давались характеристики героев, ученики читали и пересказывали), они выражают свои чувства и эмоции. 

13. Круг «Вена»

 (Это две пересекающихся окружности, в каждой из которых пишется, например характеристика героев, а в месте пересечения окружностей (вене) указывается общее в образах. Данный приём используется для сравнения образов, произведений, исторических эпох и т. д.

14. «Какография».

 (Какография (греч., от kakos – дурной , и grapho – пишу – особый способ обучения правописанию, состоящий в том, что ученику дают списывать текст, намеренно испещрённый ошибками, побуждая его при этом исправлять их. И хотя этот приём применяли на уроках языка во второй половине XVIII века, но уже в первой половине XIX века его стали использовать и на уроках литературы.


Например, ученикам предлагаются задания:
1.Найдите ошибку:
Шарль Перро, Прометей, Синдбад-мореход, Василиса.
2. Исправьте ошибки в утверждениях:
Генрих Гейне – известный английский поэт.
А. С. Пушкин – автор баллады «Руслан и Людмила».
Нравятся школьникам и такие задания:
1.Допишите пропущенные буквы в словах:
Бр..дбери, Ж..ль Верн, Дж..натан Сви..т, Ан..ерсен, по..есть.
2. Дополните предложения:
Сказку «Двенадцать месяцев» написал _________________.
А. П. Чехов – известный автор ______________ рассказов.
Г. Х. Андерсен – известный _______________ сказочник.


15. «Решето». (Этот приём эффективно использовать, когда нужно что-то от чего-то отделить. 
Например: 
1)выбрать из группы черт характера только те, которыми можно охарактеризовать именно этого литературного героя, ли отделить положительные черты от отрицательных;
2) из группы событий выбрать только те, которые произошли в жизни литературного героя).
Этот приём можно назвать иначе – «Золушка» (все помнят эпизод, когда мачеха заставила Золушку отделить просо от мака). 

16.«Кластер»

Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Она более тесно связана с тем, как работает наш мозг.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Это служит для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно. Разбивка на кластеры может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли в качестве стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности, который может служить мощным инструментом на начальном этапе обучения письменной речи, особенно среди тех учащихся. Которые писать не любят. В основном это та стратегия, которая даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определённой теме. Поскольку эта деятельность связана с письмом, она также может служить средством информирования пишущего о знаниях и связях, которых он, по-видимому, даже и не осознавал.

Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

  1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.
  2. Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
  3. По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.
  4. Выпишите столько идей, сколько придёт вам на ум, пока не закончится время или пока не будут исчерпаны все ваши идеи.

  Нужно выполнять лишь несколько основных правил:

  1. Записывайте всё, что приходит вам на ум. Не судите о качестве этих мыслей, просто записывайте их.
  2. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
  3. Не переставайте писать, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестанут приходить вам на ум, то порисуйте на бумаге, пока у вас не появятся новые идеи.
  4. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей или их поток и связи между ними.

Пример учителя очень важен. Если учитель, как и ученик, делает разбивку на кластеры, учащиеся  видят, что этот вид деятельности считается важным. Кроме того, это исключит для учащихся возможность задавать вопросы учителю и тем самым мешать думать другим.

Разбивка на кластеры – это гибкая стратегия. Она может осуществляться как индивидуально, так и в группе. При групповой деятельности она служит в качестве каркаса для идей группы. Это даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них продуцирует.

Независимо от того, делается это в группах или индивидуально, важно помнить три правила:

  1. Не переставайте писать во время отведённого времени.
  2.  Не судите о том, что вы думаете.
  3. Не обращайте внимания на орфографию.

Разбивка на кластеры, проводимая индивидуально, - это приятный отдых после групповой мозговой атаки, поскольку это делается быстро и даёт возможность всем учащимся, а не только тем, которые всегда первыми поднимают руки, принимать активное участие в мыслительном процессе. Однако опыт учит нас, что когда разбивка на кластеры проводится индивидуально, то должна выбираться такая тема, о которой учащиеся знают достаточно много, так как в этой ситуации они лишены группового опыта, дающего им доступ к дополнительной информации.

С полученными индивидуальными разбивками на кластеры надо ознакомиться попарно или всей группой.

17. «Пятиминутное  эссе».

Этот вид письменного задания может применяться в конце урока на этапе рефлексии, чтобы помочь учащимся подытожить свои задания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах  его учеников. Конкретно учащихся просят выполнить следующие задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать вопрос, на который они так и не получили ответа.

Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.

Таким образом, данный комплекс личностно ориентированных методов и приемов нацелен на создание атмосферы, способствующей выражению чувств и эмоций учащихся; заставляет задуматься не только о теме урока, но и о самих себе; создавая портрет литературного героя или его психологическую характеристику, учащиеся прибегают к перечитыванию произведения.

18. «Письмо по кругу». Можно разделить ребят на группы и дать каждому листок с именем героя. Каждый должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее этого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. Заполнять листки нужно до тех пор, пока листки не сделают круг. Это будет точка отсчета, от которой можно будет начинать работу.

19.  «Ромашка вопросов или ромашка Блума»

Цель приёма: создание вопросов разных типов.

Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Вопросы могут быть: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические.

http://*****/articles/625679/img2.jpg

1. Простые (фактические) вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т. д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

- синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

- применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его;


Дидактические приёмы на уроках литературы – путь к активной интерпретации (творческому становлению). Ученики вместе с учителем на уроке создают оригинальное: мысль, действие, вопрос, сочинение. Они различают гармонию и дисгармонию, прекрасное и уродливое, сопоставляют собственные чувства с чувствами героев литературных произведений, то есть познают жизнь и художественную литературу.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи на тему «Стили речи»

Дата урока:

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-заполнение таблицы

Цели:

1. Закрепить понятие «стили речи»;

 • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи»

 • научить работать с текстами разных стилей речи;

2. Формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

3. Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Оборудование: раздаточные карточки, ноутбук, словари.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. 

Проверка д/з (упр.11 - читают продолжение сказки в трёх вариантах).

Сдать тетради.

Число, кл.раб., тема.

II. Словарная работа - Орфоэпическая работа

Слова - на доске. Устная работа (после обсуждения с классом один ученик выходит, ставит ударения).

Разгово́р, уче́бник, публици́стика, объявле́ние, заявле́ние, нау́чный.

III. 1. Слово учителя

- Слово «стиль» происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Что можете рассказать о лексическом значении слова? (ответ ученика - инд.дом.задание)

В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

2. Постановка учебной задачи

- Какое определение подходит для нашего урока?

Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

-разговор друзей

-объяснение нового материала

-ответ на уроке

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

-написание заявления

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)

3. Заполнение таблицы

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

в жизни

люди делятся своими мыслями и чувствами

разговорная лексика, эмоциональная речь

Художественный стиль

в художественной литературе

Писатели передают образность и эмоциональность произведения

Художественные приемы: метафора, эпитет, олицетворение и др.

Публицистический

В СМИ

Передача информации

Публицистическая лексика

Научный стиль

В науке, в школе

научные статьи, тексты в учебниках

Термины, определения

Официально-деловой стиль

Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе

Общение граждан с учреждениями

Слова в прямом значении

Работа с текстами (распечатка)

1.

Разговорный стиль

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

2.

Художественный стиль

«Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой.

Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но

случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя

стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг

ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

3.

Публицистический стиль

Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг»:

Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины – нашей Москвы – гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле. Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них. В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней… Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

4.

Научный стиль

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

5.

Официально-деловой стиль

Объявление

25 ноября в 14.00 на площади, возле школы, состоится собрание участников спортивной олимпиады. Явка обязательна!

15 ноября 2015 год                                                                                                   Учитель физкультуры

Физминутка «Бабочка» (снижает напряжение в области глаз) - 1 минута

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

4. Работа в парах - Проведение эксперимента

- Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)

Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.

(Текст вывести на экран)

- Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клёвое мероприятие будет!

- Да? А где?

- Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

- Не знаю, а во сколько?

- Вроде, в три дня. Так мне наша классная сказала.

IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии

  • Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке?
  • Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать? Ответы учащихся.

V. Домашнее задание.

  • § 5, стр. 10-13 – прочитать;
  • Подобрать небольшие тексты разных стилей – письменно.

Распечатать к уроку

1.

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

2.

 «Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой.

Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но

случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя

стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг

ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

3.

Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг»:

Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины – нашей Москвы – гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле. Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них. В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней… Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

4.

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

5.

Объявление.

25 ноября в 14.00 на площади, возле школы, состоится собрание участников спортивной олимпиады. Явка обязательна!

15 ноября 2015 год                                                                                                          Учитель физкультуры