Внеклассная работа

Митрофанова Татьяна Владимировна

Материалы для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брейн-ринг 5-6 класс.

 Цели внеклассного мероприятия: 

  • Систематизация и обобщение изученного материала по русскому языку в 5-6 классах;
  • Расширение знаний по русскому языку;
  • Формирование уважительного отношения к родному языку, к родному слову

Ход мероприятия.

Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

Ведущий: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?  Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем?  В этом нам помогут разобраться  участники нашего брейн-ринга, уважаемое жюри и, конечно, же вы, зрители. Сегодня в соревнование вступят две команды. Попросим их представиться.

Представление команд, девиз, обращение к жюри, зрителям.

       Разминка:

  1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? ( аз- бу- ка).
  2. В каких словах по сто  согласных? ( сто-л, сто-г, сто-н).
  3. Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
  4. Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).
  5. Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке).
  6. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-ха).

1. Конкурс 1. Игра « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.

  1. Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)
  2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
  3. Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
  4. Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)
  5. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
  6. Разговор двух лиц. (Диалог)
  7. Памятный подарок. (Сувенир).
  8. Устное народное творчество народа (Фольклор)
  9. Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)

2. Конкурс 2. «Правильно ли мы говорим».

    Очень часто мы слышим на улице, в транспорте, по телевидению неправильное произношение слов, да так, что уши в трубочку сворачиваются. Как вы думаете, как нужно правильно сказать  звонит или звонит, торты или торты. В произношении некоторых наиболее часто употребляемых слов помогут нам разобраться наши игроки. На выполнение задания у них 1 минута.

    На карточках игроков пишутся следующие слова: торты ( ударение на первом слоге), алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (ударение на первом слоге), арахис, феномен, ворота, (ударение на втором слоге), путешествие, ( ударение на третьем слоге),баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).

3. Конкурс 3. «Черный ящик»

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как  поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.

Дарагой друк здраствуй!

         Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.

        Зато часта бывайу взаапарке  фкино наречьки. Вот  и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.      

Дасвиданьи.

                                                                                                                             Пьос

4. Конкурс 4.«Потерялось слово»

Рыдают слоги в каждой строчке:

- От наших слов  - одни кусочки!

Но если части слов найдете,

То быстро вы слова прочтете.

Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.

5. Конкурс 5.  «Собери фразеологизмы»

Повесить

Отводить

Вешать

Распустить

Сматывать

Смотреть сквозь

Ломать

Гореть под

Вставлять палки в

Сесть в

Голову

Нос

Колеса

Лапшу

Калошу

Глаза

Удочки

Нюни

Ногами

Пальцы

Продемонстрируй один из них.

  1. Конкурс 6. «Рассказ на одну букву».

В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.

         П или М

Побеждает та команда, в рассказе которой больше слов.

  1. Конкурс капитанов. « Кто составит больше слов». Составить слова из одного слова.

Соревнование

Жюри подводит итоги, вручение дипломов.

Ведущий: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение « Не позволяй душе лениться» Н. Заболотского. Ведь, согласитесь, именно лень – матушка порой мешает нам в изучении нового.



Предварительный просмотр:

Игра-конкурс "Люби и знай русский язык". 6–7-й классы

Разделы: Преподавание русского языка

Данное внеклассное мероприятие с применением ИКТ. Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры и даёт возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках для 6-7 класса.

Актуальность разработки и проведения данного внеклассного мероприятия по русскому языку определяется необходимостью формирования у школьников высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык. А также закрепить знания и умения с помощью выполнения игровых заданий, что будет способствовать развитию интереса к предмету, бережному отношению к языку и формированию культуры речи.

Если работа на уроке направлена на формирование системы знаний, умений, навыков, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения.

Ожидаемые результаты:

В ходе игры учащиеся смогут:

  • повторить и обобщить знания в разделах “Фонетика”, “Орфоэпия”, “Орфография”, “Морфемика”;
  • развивать логическое мышление и речь, расширить кругозор;
  • участвовать в командной игре, высказывать свою точку зрения;
  • показать свои знания и умения пользоваться пословицами и поговорками в речи;
  • развивать творческие способности

Презентация

1-2 слайд

Цель урока:

  • Образовательная: повторить и обобщить знания в разделах “Фонетика”, “Орфоэпия”, “Орфография”, “Морфемика”
  • Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора
  • Воспитательная: прививать учащимся любовь к русскому языку; обучить командной игре, умению вести спор, дискуссию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска, мел, бумага, ручки, таблички с названиями команд.

Ход конкурса

3 слайд

“Русский народ создал русский язык,
яркий, как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и богатый,
задушевный, как песня над колыбелью”
А.Н. Толстой

– Здравствуйте, ребята! Наше мероприятие я хочу начать со слов Алексея Николаевича Толстого (чтение эпиграфа). Нельзя не согласиться с этими словами известного русского писателя. Сегодня мы постараемся увидеть эту яркую радужную палитру нашего языка, ощутить его богатство, открыть некоторые из его загадок. Итак, сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в мир русского языка. Вам предстоит пройти нелегкие испытания, проверить свои знания в таких разделах русского языка, как морфология, фонетика и словообразование, орфография и орфоэпия, лексика и фразеология. Готовы? Тогда вперед!

Для начала я разделю вас на 2 команды (по рядам) и попрошу по одному человеку подойти к доске, чтобы выбрать название (“ЗНАЙКИ”, “БУКВОЕДЫ”). За каждый правильный ответ вы будете зарабатывать по 1 баллу для своей команды, по которым мы и будем подводить итоги.

А ваши письменные ответы будет оценивать жюри в составе: ...

В начале игры вы должны назвать девиз вашей команды.

 Жеребьевка

– Давайте определим порядок выступления команд. Та команда, которая быстрее других отгадает загадку-шараду, та и будет первой отвечать на мои вопросы и задания.

Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне, 
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали, 
Вся же - в дневнике я и в журнале. (о-цен-к-а)

4 слайд 1-й конкурс “Разминка”

Задание: участники команды должны по очереди произносить слова, расставив правильно в них ударения. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Команда “Знайки

  • Завидно, обеспечение, принудить, квартал, баловать, кашлянуть, сливовый, августовский

Команда “Буквоеды

  • Знамение, колледж, откупорить, предвосхитить, асимметрия, танцовщица, гербовый, петля

5 слайд 2-й конкурс “Отгадай слово

Задание: правильно выделив морфемы в стихотворных строчках, должны отгадать слово и заработать балл своей команде.

“Знайки”

  • Корень - в слове снежинка
  • Приставка – в слове подъехал
  • Суффикс – в слове лесник
  • Окончание – в слове стол.

Ответ: подснежник

“Буквоеды”

  • Корень – в слове молодой
  • Суффикс – в слове косцы
  • Окончание – в слове травы

Ответ: молодцы

6 слайд 3-й конкурс “Шиворот-навыворот”

Задание: в составленных “шиворот-навыворот” фразах, игроки команды должны разгадать всем нам известные пословицы, поговорки, загадки.

1-й команда

1. Молчаньем счастью поможешь (Словами горю не поможешь)

2. Получи одну копейку и потеряй одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

3. Упала дыня, можно сплюнуть (Висит груша, нельзя скушать)

2-й команда

1. Ненавидишь ходить, и ненавидь тележку толкать (Любишь кататься-люби и саночки возить)

2. Сказка уши открывает (Наука глаза открывает)

3. Идёт юноша из светлицы и хвост под домом (Сидит девица в темнице, а коса на улице)

7 слайд 4-й конкурс “Блиц - игра”

Задание: по одному участнику из каждой команды должны ответить на 5 вопросов. Время на обдумывание 3-5 секунд.

Команда “Знайки”

- Сколько корней в слове “пароход”? (2)

- Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

- Часть слова без окончания? (основа)

Команда “Буквоеды”

- Одинаковые по смыслу слова? (синонимы)

- Сколько букв в русском языке? (33)

- Какой раздел русского языка изучает звуки и буквы? (фонетика)

8 слайд 5-й конкурс “Знатоки русских пословиц”

Задание: игроки команды должны дописать пословицы, объяснить их значение

1 команда

  • Ум хорошо, а два-...(лучше)
  • От добра добра не... (ищут)
  • Легок на... (помине)
  • За что купил, за то и ... (продаю)

2 команда

  • Куй железо, пока... (горячо)
  • Лучше поздно, чем... (никогда)
  • Око за око, зуб за ... (зуб)
  • Один в поле не ... (воин)

9 слайд 6-й конкурс “Буриме

Задание: сочинить стихотворение по данной рифме

Команда “Знайки”

  • ...солнце
  • ...оконце

Команда “Буквоеды”

  • ...привет
  • ...кабинет

10 слайд Подведение итоговнаграждение

Победителями нашей игры, лучшими “знатоками” русского языка стала команда ... (вручение призов).

Итак, ребята: “Любите и уважайте русский язык, старайтесь больше узнать о нём нового!”

Нашу игру я хотела бы закончить следующими строчками:

Если ты хочешь судьбу переспорить, 
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!

11 слайд

Литература:

1. Т.А. Курушина, В.А. Басистая “Русский язык 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний)”, Волгоград, “Учитель”, 2009.

2. Н.В. Верескун, С.С. Грачёва “Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий”, Москва, “Планета”, 2011.




Предварительный просмотр:

Родина Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Людинова Калужской области

Методическое сопровождение к уроку

     

          Данная презентация является иллюстративным дополнением к заключительному  уроку по литературе в 5 классе (Программа по литературе. Под ред. Коровиной В.Я. 5-11 кл. - М: Просвещение, 2007. Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. Учебник-хрестоматия.- М: Просвещение, 2006).

Цель урока:

-повторение знаний, полученных в результате изучения литературы в 5 классе;

-активизация познавательной деятельности учащихся;

-воспитание любознательности и читательской активности.

Форма проведений урока – игра, проводимая по типу телевизионной викторины «Своя игра».

Игровое табло включает задания 5 тематических групп, в каждую группу включены 4 задания разного уровня сложности.

Задания 1 группы «Узнай автора» предполагают следующее: вспомнить автора указанного произведения.

Задания 2 группы «Узнай произведения»: по приведенной цитате узнать произведение.

Задания 3 группы «Литературный портрет» включают портретные описания литературных персонажей.

Задания 4 группы «Иллюстрация» посвящены рисункам к  некоторым произведениям, которые и нужно назвать.

Задания 5 группы «Финал» ориентированы на знание заключительной части прочитанных произведений. По концовке надо вспомнить произведение.

При нажатии клавиши с выбором задания происходит переход по гиперссылке на слайд с нужным заданием. Ответ появляется на этом же слайде по щелчку. Чтобы вернуться к игровому табло, нужно нажмать управляющую кнопку внизу слайда.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  ,

 приуроченное к очередной годовщине со

 дня рождения А.С. Пушкина.

Автор:                  учитель русского языка и литературы

                                                        Васюк Татьяна Андреевна

Тема.  «Годы А.С. Пушкина в Царскосельском лицее»

Цель  мероприятия:  углубление и расширение знаний  учащихся  о юношеских годах великого поэта, о системе воспитания и образования его соратников и друзей.

СЛАЙД 1.

(Тёмная  сцена.  Стол, накрытый скатертью. Свечи,  горящие в подсвечнике.)

Звучит негромкая музыка.  Выходит на сцену «лакей», сбивает пыль с мебели, подходит к столу,  говорит с собой   вслух  неторопливо строки:

Лакей:Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

В их сенях ветра шум, и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч – и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

СЛАЙД 2.

(Фонограмма: Нарастающий гул голосов, музыка. Видеоролик «Бал» и на сцене танцует группа учащихся  вальс  Грибоедова)

Лакей задувает свечи и уходит.

(Пары вновь кружатся в вальсе и уходят со сцены)

(На сцену весёлой гурьбой выбегают несколько мальчишек 10-12 лет. Взъерошенные волосы, озорничают, смеются. Внезапно останавливаются, берутся за руки)

СЛАЙД 3.

Маленький Пушкин:       Друзья мои, прекрасен наш союз!

                                           Он, как душа, неразделим и вечен –

Маленький Дельвиг:       Неколебим, свободен и беспечен,

                                          Срастался он под сенью дружных муз.

  Маленький Кюхельбеккер:      Куда бы нас ни бросила судьбина,

                                                    И счастие куда б ни повело,

  Маленький  Иван Пущин:   Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

                                               Отечество нам Царское Село.

СЛАЙД 4.(ВИДЕОРОЛИК)

(Остаются на сцене. Когда гаснет свет уходят.  Голос за кадром.)

СЛАЙД 5.

19 октября 1811 года в Царском селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Их называли «Первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых в дальнейшем выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники». В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а сами еще при жизни или вскоре после смерти стали легендой, преданием…

СЛАЙД 6. (ВИДЕОРОЛИК)СЛАЙД 7,8,9

 Без малого через шесть лет 29 юношей получат аттестат. Когда-то в течение многих лет выпускники этого, пожалуй, самого престижного учебного заведения России тех лет собирались в этот день, чтобы вспомнить годы своего ученичества, годы братства, которое родилось в его стенах и которое лицеисты хранили всю свою жизнь. Конечно, поистине всероссийскую славу составил один из них – Пушкин. Если бы не этот живой, кудрявый мальчик, которого родители привезли в лицей в 1811 году, о Царскосельском лицее  мы, скорее всего, вообще не вспоминали.

Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Но днем рождения великого поэта можно назвать и дату 19 октября, потому что 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский Лицей, и это день духовного рождения личности поэта.

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей...

 Пушкин провел в Лицее 6 лет. Это было особое учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей.  Дух вольномыслия царил в лицейской республике.

СЛАЙД 10. (ВИДЕОРОЛИК).  СЛАЙД 11.

 Но в то же время огромное значение придавалось учению.

СЛАЙД 12 (ВИДЕОРОЛИК).  СЛАЙД 13.

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.

СЛАЙД 14.

На протяжении всего обучения действовал единый режим дня: В шесть часов лицеисты вставали, молились. С семи до девяти часов проходили учебные занятия. Затем мальчикам подавали чай, они гуляли и в десять часов шли на занятия. В полдень отправлялись на прогулку, потом обедали, а с 14-ти до 17-ти часов учились. Вечером два часа было отведено на повторение уроков, затем ужинали, отдыхали и в 22 часа молились и ложились спать.

СЛАЙД 15 (ВИДЕОРОЛИК).  СЛАЙД 16.

Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе Пушкина. В лицее он нашел друзей, которые полюбили и оценили его талант. Это Иван Пущин, (на сцену выходят по очередидействующие лица и сам А. Пушкин) Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков. И эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству Пушкин пронес через всю жизнь.

1-й чтец:    Меж нами все рождало споры

2-й чтец:    И к размышлению влекло:

3-й чтец:    Племен минувших договоры,

4-й чтец:    Плоды наук, добро и зло,

5-й чтец:    И предрассудки вековые,

6-й чтец:    И тайны гроба роковые.

СЛАЙД 17 (ВИДЕОРОЛИК).  СЛАЙД 18.

Голос за кадром:

В «лицейской республике» шла своя жизнь. Здесь все были равны. Лицейская семья заменила мальчикам родные семьи. И Пушкин вместе со всеми играл в мяч, прыгал через стулья, состязался в остроумии – и писал стихи, как многие из них. Но однажды, зимним морозным днем января 1815 года, лицеисты поняли, что их курчавый товарищ стал иным. Он их перерос.

СЛАЙД 19.

Пушкин:    Промчались годы заточенья:

                     Недолго, мирные друзья,

                     Нам видеть кров уединенья

                     И царскосельские поля.

                     Разлука ждет нас у порога,

                     Зовет нас дальний света шум.

                     И каждый смотрит на дорогу

                     С волненьем гордых, юных дум.

СЛАЙД 20.

 

Дельвиг: Май 1817 года. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея. Впереди 17 дней. 15 экзаменов.

Был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся, он услышал Пушкина, читавшего свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе».

СЛАЙД 21.

(На фоне презентации звучит аудиозапись стихотворения «Воспоминания в Царском Селе)

СЛАЙД 22.

Дельвиг:Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт Александра, который тут же убежал. Спустя годы Пушкин напишет об этой встрече:

Пушкин: «Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь… Не помню, как я окончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел  меня  обнять… Меня искали, но меня не нашли…»

СЛАЙД 23.

Кюхельбекер: Образовательный процесс в Лицее был направлен на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы. Мы мечтали о том, чтобы скорее завершить образование и стать самостоятельными. Однако потом всю жизнь с благодарностью и любовью вспоминали Лицей.

СЛАЙД 24 (ВИДЕОРОЛИК.Клятва о дружбе и чести).

Пушкин: Мы начали готовиться к выходу из Лицея. Разлука с товарищеской семьей была тяжела, хотя ею должна была начаться желанная эпоха жизни, с заманчивой, незнакомой далью. Девятого июня был акт. Характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен…

СЛАЙД 25.

Дельвиг:

Простимся, братья, рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Кюхельбекер:

…В бездействии счастливом

Забуду милых муз, мучительниц моих,

Но, может быть, вздохну

В восторге молчаливом,

Внимая звуку струн твоих.

СЛАЙД 26.

Пушкин:

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш  пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

СЛАЙД 27. (ВИДЕОРОЛИК О ТОМ, КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА  ЛИЦЕИСТОВ).  СЛАЙД 28.

(Звучат фанфары)