Учащимся 5-х классов

Материал к урокам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

теория

  1. Что  изучает  фонетика?
  2. Что изучает орфоэпия?
  3. Что изучает графика?
  4. Что изучает орфография?
  5. Сильная позиция для гласной?
  6. Слабая позиция для гласной?
  7. Сильная позиция для согласной?
  8. Слабая позиция для согласной?
  9. Какие согласные не имеют парных звуков по твердости?
  10. Какие согласные не имеют парных звуков по мягкости?
  11. Какие согласные звуки не имеют парных звуков по звонкости?
  12. Какие согласные звуки не имеют парных звуков по глухости?
  13. Назовите парные по звонкости – глухости согласные.
  14. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука при условии, если они стоят:

Практика

Вариант 1

  1. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Прекрасный, тесьма, ярость, класс, фляга, съел, окрестный.

  1. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

Плюшка, яркий, мячик, пояс, сюжет, подъем, ель.

  3.  Найди слова с непарными твердыми согласными.

Брошь, щенок, циркуль, южный, февраль.

 4.  Найди слова с непарными мягкими согласными.

Ящик, пропажа, куча, крошка, май, плавать.

5. Найди слова, в которых происходит оглушение

Каска, ложки, просьба, здание, враг, стульчик, сделка.

6. Найди слово, в котором происходит озвончение.

 Счастье, праздник, рубашка, сбросить, вокзал, образ, поезд.

        Вариант 2

  1. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Чудесный, меньше, ясность, хоккей, футляр, пью, местный.

  1. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

Поляна, южный, моряк, союз, пюре, подъезд, есть.

  1. Найди слова с непарными твердыми согласными.

Брошюра, щука, циклон, вьюжный, фиалка.

  1. Найди слова с непарными мягкими согласными.

Ямка, продажа, туча, кошка, майка, жизнь, поток.

  1. Найди слова, в которых происходит оглушение

Краска, лавка, молотьба, здоров, флаг, отдел, сборка.

  1. Найди слово, в котором происходит озвончение.

Счет, молотьба, пирожки, кегли,  возврат, отказ, съезд.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

теория

  1. Что  изучает  фонетика?           Фонетика изучает звуки речи.
  2. Что изучает орфоэпия?         Орфоэпия изучает произношение и постановку ударения.
  3. Что изучает графика?         Графика изучает соответствие звука букве.
  4. Что изучает орфография?         Орфография изучает правила написания слов/правописание слов.
  5. Сильная позиция для гласной?         Под ударением.
  6. Слабая позиция для гласной?         Без ударения.
  7. Сильная позиция для согласной?        Перед гласной.
  8. Слабая позиция для согласной?        На конце слова, перед другой согласной (стечение согласных)
  9. Какие согласные не имеют парных звуков по твердости?

Не имеют парных по твердости всегда мягкие ,], [щ,], [й,]

  1. Какие согласные звуки не имеют парных звуков по мягкости?

Не имеют парных по мягкости  всегда твердые [ж], [ш], [ц]

  1. Какие согласные звуки не имеют парных звуков по звонкости?

Не имеют парных по звонкости всегда глухие ,], [щ,], [х], [ц]

  1. Какие согласные звуки не имеют парных звуков по глухости?

Не имеют парных по глухости всегда звонкие [л], [м], [н], [р], [й]

  1. Назовите парные по звонкости – глухости согласные.

б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с

  1. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука при условии, если они стоят:

В начале слова, после гласной.

Практика

Вариант 1

  1. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Прекрасный, тесьма, ярость, класс, фляга, съел, окрестный.

  1. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

Плюшка, яркий, мячик, пояс, сюжет, подъем, ель.

  3.  Найди слова с непарными твердыми согласными.

Брошь, щенок, циркуль, южный, февраль.

 4.  Найди слова с непарными мягкими согласными.

Ящик, пропажа, куча, крошка, май, плавать.

5. Найди слова, в которых происходит оглушение

Каска, ложки, просьба, здание, враг, стульчик, сделка.

6. Найди слово, в котором происходит озвончение.

 Счастье, праздник, рубашка, сбросить, вокзал, образ, поезд.

        Вариант 2

  1. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Чудесный, меньше, ясность, хоккей, футляр, пью, местный.

  1. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

Поляна, южный, моряк, союз, пюре, подъезд, есть.

  1. Найди слова с непарными твердыми согласными.

Брошюра, щука, циклон, вьюжный, фиалка.

  1. Найди слова с непарными мягкими согласными.

Ямка, продажа, туча, кошка, майка, жизнь, поток.

  1. Найди слова, в которых происходит оглушение

Краска, лавка, молотьба, здоров, флаг, отдел, сборка.

  1. Найди слово, в котором происходит озвончение.

Счет, молотьба, пирожки, кегли,  возврат, отказ, съезд.

  1. Мягкий знак не может обозначать мягкость предшествующего согласного, если он стоит после:
  1. Всегда твердых ж,ш,ц.
  2. Всегда мягких ч,щ.
  3. Является разделительным.


Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Теория

  1. Что  изучает  фонетика?
  2. Что изучает орфоэпия?
  3. Что изучает графика?
  4. Что изучает орфография?
  5. Сильная позиция для согласной?
  6. Слабая позиция для согласной?
  7. Сильная позиция для гласной?
  8. Слабая позиция для гласной?
  9. Какие согласные не имеют парных звуков по мягкости?
  10. Какие согласные не имеют парных звуков по твердости?
  11. Какие согласные звуки не имеют парных звуков по глухости?
  12. Какие согласные звуки не имеют парных звуков по звонкости?
  13. Назовите парные по звонкости – глухости согласные.
  14. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука при условии, если они стоят:


Вариант 1

Практика

  1. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Опасный, тоньше, ясность, аппетит, соловьи, местный, объявление.

  1. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ёмкость, юла, трюк, заяц, объём, полька, ельник.

  3.  Найди слова с непарными твердыми согласными.

Ветошь, чаща, панцирь, хвост, чудовище, маска, обложка.

 4.  Найди слова с непарными мягкими согласными.

Июнь, щука, шило, рожь, прическа, майор, цель.

5. Найди слова, в которых происходит оглушение

Счастье, правило, берёзка, варежки, предмет, сельдь, здоровье.

6. Найди слово, в котором происходит озвончение.

 Овраг, вторник, повозка, сражение, подтвердить, смазка.

7. Придумайте и напишите слова, в которых Ь не обозначает мягкость

        предшествующего согласного (все варианты)

        Вариант 2

Практика

  1. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Восход, праздник, ежик, июль, объём, длинна, вьюн.

  1. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

Зима, явка, отъезд, вестник, заезд, свойство, октябрь.

  1. Найди слова с непарными твердыми согласными.

Отжим, край, оценка, овчарка, крышка, баян, лавка.

  1. Найди слова с непарными мягкими согласными.

Жизнь, парашют, кайма, цилиндр, щука, меньше, туча.

  1. Найди слова, в которых происходит оглушение

Мороз, честный, сброс, покрой, страна, выставка.

  1. Найди слово, в котором происходит озвончение.

Скрепка, сказка, возраст, давка, стихи, отдельно.

  1. Придумайте и напишите слова, в которых Ь не обозначает мягкость

 предшествующего согласного (все варианты)



Предварительный просмотр:

Лексикология – наука о словарном составе языка.

Ле́ксика — совокупность слов того или иного языка/ словарный состав языка.

Ле́ксика — раздел науки о языке, изучающий значения слов.

Лексикон - это все слова, которые знает человек, словарный запас каждого.

Слова, у которых имеется только одно лексическое значение, называются однозначными

Слова, у которых имеется только несколько лексических значений, называются многозначными

 Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.

Синонимы – это слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению.

Антонимы — слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение.

Эпитет – яркая, образная характеристика. Прилагательное в переносном значении.

Олицетворение - это перенос свойств живого явления на неживое. Глагол в переносном значении.

Переносное значение слова — это его вторичное значение которое возникло на основе прямого. Переносные (непрямые) значения слов возникают в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков.


Лексикология – наука о словарном составе языка.

Ле́ксика — совокупность слов того или иного языка/ словарный состав языка.

Ле́ксика — раздел науки о языке, изучающий значения слов.

Лексикон - это все слова, которые знает человек, словарный запас каждого.

Слова, у которых имеется только одно лексическое значение, называются однозначными

Слова, у которых имеется только несколько лексических значений, называются многозначными

Гнездо́. 1. специально обустроенное место, где животные растят и выводят своих детенышей. 2. перен. человеческая семья, род. 3. перен. жилище, пристанище.

 Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.

Пример — «лук» (оружие) — «лук» (растение).

Балка1 — часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои).

Балка2 — длинный овраг.

Синонимы – это слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению.

Примеры: к слову веселый — радостный, праздничный, ликующий, радужный, к ... В ряду один из синонимов является главным, в словарях он, как правило, помещается на первое место.

Три и более синонимов составляют синонимический ряд

Антонимы — слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение.

Пример: ночь – день, узкий – широкий

Эпитет – яркая, образная характеристика. Прилагательное в переносном значении.

Примеры: золотые руки, седая старина, каменное сердце.

Олицетворение - это перенос свойств живого явления на неживое. Глагол в переносном значении.

Примеры; зима злится, вьюга воет, небо плачет.

Переносное значение слова — это его вторичное значение которое возникло на основе прямого. Переносные (непрямые) значения слов возникают в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков.

Прямое: ледяная глыба – переносное: ледяной взгляд.



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Лексика»

Вариант 1:

а) Лексика — раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его...

1) смыслового значения;

2)  морфологических признаков;

3)  звукового состава;                                              

4) синтаксической роли в предложении.                  

б) Многозначное слово...

1) обозначает одно и то же, но с разными оттенками;

2) одинаково с другим словом по звучанию и написанию, но совершенно отлично от него по лексическому значению;

3) называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.

в)  Многозначными являются слова...

1) идти;         3) шляпка;   5) свежий,

2)  варить;     4) лексикон; 6) гнездо.

г) В прямом смысле употреблено словосочетание...

1) железные гвозди;         4) море улыбок;

2) светился от счастья;     5) золотая пшеница;

3)  ветер уснул;                 6) ледяной взгляд.      

д)  Омонимы — это слова...

1) разных частей речи;

2) совершенно разные по значению;

3) одинаковые по написанию.

е)  Омонимами являются слова...

1)  гнездо;      3) строчка;    5) журавль;

2)  мушка;     4) шашки;    6) арена.

ж)  Синонимы — это слова...

1) обозначающие одно и то же с разными лексическими оттенками;

2) совершенно разные по значению;

3) одинаковые по написанию.

 з) В каких рядах все слова являются синонимами?

1) таинственный, загадочный, привлекательный, заманчивый;

Тест по теме «Лексика»

Вариант 2:

 а) Выберите правильное утверждение:

1.  Лексическое значение слова разъясняется в орфографических словарях.

2.  Лексика изучает значение слова.

3. Лексика изучает слово с точки зрения его морфологических признаков.

б) Выберите правильное утверждение:

1.  Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

2. Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, не сходные между собой.

3.  Многозначные слова обозначают одно и то же.

 в) Многозначными являются слова...

1)  легкий;     3) брошюра; 5) гнездо;

2) слабый;    4) хлопья;     6) кроссворд.

г)  В прямом смысле употреблено словосочетание...

1)  свинцовые тучи;           4) золотой характер;

2)  железная воля;             5) деревянный дом;

3)  эстрадная звезда;          6) горят щеки.

д)  Омонимы — это слова...

1)  одинаковые по смыслу;

2)  одной и той же части речи;

3)  одинаковые по звучанию.

е)  Омонимами являются слова...

1) скосил, 2) ячмень, 3) урок, 4) ключ, 5) спеть, 6) строевой.

ж)  Синонимы — это слова...

1)  одной и той же части речи;

2) отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения;

3)  одинаковые по звучанию.

з) В каком ряду все слова являются синонимами?

1)  идти, шагать, плестись, строить;

2)  робкий, трусливый, боязливый, несмелый;

3)  смелый, отважный, трусливый, решительный;

4)  большой, громадный, гигантский, мизерный.

и) Антонимы — это слова...

1)  одной и той же части речи;

2)  обозначающие одно и то же;

3)  с противоположным лексическим значением.

к) Антонимами являются данные пары...

1)  медленно — быстро;

2)  смелый — трусливый;

3)  говорить — молчать;

4) маленький — крохотный;

5)  глаза — очи.

2)  большой, громадный, гигантский, необъятный;

3)  метель, пурга, вьюга, холод;

4) караулить, охранять, сторожить, беречь.

и) Антонимы — это слова...

1) разных частей речи;

2) одинаковые по написанию;

3)   с противоположным лексическим значением.

к) Антонимами являются данные пары...

1)  быстро — мгновенно;

2)  потерял — нашел;

3)  поднимает — тащит;

4) сытый — голодный;

5)  вверх — вниз.



Предварительный просмотр:

Лексические средства

Омонимы

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.

Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:

Лук1 — огородное растение

Лук2 — оружие, спортивный снаряд;

Ключ1 — предмет для отпирания и запирания замка

Ключ2 — родник;

Ключ3 — музыкальный знак

Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы — разные слова, в значениях которых нет ничего общего.

В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные — как одно слово с перечислением значений.

Многозначное слово

Омоним

Игла – 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Еловая игла. 3. Колючки на теле животных. Игла дикобраза.

Вал1  – очень высокая волна. Девятый вал.

Вал2  – земляная насыпь. Защитный вал.

Вал3 – часть механизма. Вращающийся вал.

Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. Например:

а) слова, относящиеся к различным частям речи: Больной (сущ.) заснул. — Больной (прил.) ребёнок заснул. Русская печь (сущ.) — печь (глаг.) пироги;

б) разные формы одного и того же слова: берёзы — сущ. в форме ед. ч. род. п. нет берёзы и берёзы — сущ. в форме мн. ч. им. п. выросли берёзы.

Синонимы

Синонимы — слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

Так, слова луна и месяц обозначают один и тот же предмет и часто свободно заменяют друг друга.

Татьяна  на   широкий  двор

В открытом платьице выходит,

На месяц  зеркало наводит;

Но   в   тёмном   зеркале   одна

Дрожит печальная луна.

Синонимы обозначают одно и то же, но по-разному. Не всегда один синоним можно свободно заменить другим, для названия планеты употребляется только слово Луна. Кроме того, со словом месяц связывается представление о серповидной форме, а со словом луна — о круглой. Сравните: полная луна, круглая луна, но молодой, тонкий месяц.

Группы синонимов обычно образуются из слов одной части речи и образуют синонимические ряды.

Например:

существительные: родина, отчизна;

прилагательные: храбрый, смелый, мужественный;

глаголы: говорить, сообщать, заявлять, высказывать, изрекать, вещать, толковать.

Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и разнообразной.

Синонимы связывают части текста и позволяют избегать неоправданных повторов одного и того же слова.

Антонимы

Антонимы — слова, противоположные по лексическому значению.

Например: правда — ложь, красивый — безобразный, начать — закончить, вверх — вниз.

Употребление антонимов делает нашу речь ярче и выразительнее, поэтому они часто встречаются в одном и том же тексте, а иногда и в одном и том же предложении

Например: Мягко стелет, да жёстко спать.  Родная сторона — мать, чужая — мачеха

Пара антонимов может включать слова

а) с разными корнями (день — ночь)

б) слова с одним корнем недолёт — перелёт, приехать — уехать

Задание 1.

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

Задание 1- го уровня

Подчеркните в тексте синонимы.

В первой и второй строках выделите в словах приставки.

Задание 2 – го уровня

Подчеркните синонимы в тексте и с помощью словаря объясните, что объединяет данные слова.

Во всех словах, где это возможно, выделите приставки.

Задание 3-го уровня

Подчеркните синонимы в тексте и укажите, что объединяет данные слова и в чем их различие.

Обозначьте в словах орфограмму «Приставки пре- и при-».

Задание 2.

Арктика уже (не) белая пустыня. На побережье Ледовитого океана выр...сли морские порты, города и поселки. С каждым годом дв...жение по Северному морскому пути ст...новится все ож...вленнее.

Задание 1-го уровня

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните значение выделенного слова.

Задание 2-го уровня

Вставьте пропущенные буквы и обозначьте часть слова с пропуском (морфему).

Есть ли у слов порт и путь синонимы? Запишите их, если они есть.

Задание 3-го уровня

Сделайте орфографический разбор слов с пропущенными буквами.

Есть ли у слов порт и путь синонимы и антонимы?

Задание 3.

Мы сидели у порожка —

Я, сестра, Щенок и Кошка.

Заглянула к нам Корова,

Села рядом, что ж такого!

Потеснились мы немножко —

Я, сестра, Щенок и Кошка.

Задала вопрос сестренка:

—  Ты куда идешь, Буренка?

— Я сейчас пойду направо...

Там растут густые травы...

А потом пойду налево.

Там цветет душистый клевер.

И сказал Щенок несмело:

—  Что потом ты будешь делать?

— А потом отправлюсь к речке:

Там тенистые местечки.

Задание 1-го уровня

Подберите синонимы к словам потеснились и несмело.

Составьте словосочетания со словом густые с учетом его многозначности.

Задание 2-го уровня

Подберите синонимы к выделенным словам.

 Составьте с двумя антонимами простые предложения.

Задание 3-го уровня

Подберите синонимы к словам потеснились, рядом, несмело.

Подберите к выделенным словам антонимы. К каким из них можно подобрать синонимы?

Задание 4.

Вьюга

Забелели постели,

Задымились снега,

Захрустели метели

И помчались в бега.

Побежали по кругу,

Словно кто-то их гнал. ...

Я декабрьскую вьюгу

С младенчества знал.

А. Прокофьев

Вьюга

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взвей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи —

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

 Для косматых елей.

С. Михалков

*  Задание 1-го уровня

•   Подчеркните все «зимние» слова как члены предложения в стихотворении С. Михалкова.

•   Найдите в тексте синонимы к слову вьюга.

** Задание 2-го уровня

•   Подчеркните синонимы в первом предложении стихотворения С. Михалкова.

•   Есть ли в стихотворении А. Прокофьева синонимы?

*** Задание 3-го уровня

•   Найдите и выпишите синонимы к слову вьюга сначала в первом, затем во втором стихотворении.

•   Есть ли что-то общее в использовании языковых средств у А. Прокофьева и С. Михалкова?

 Задание 5.

а)  Огонь, осень, пламя.

б) Алфавит, азбука, каллиграфия.

в) Пехота, конница, кавалерия.

г) Бросать, кидать, прыгать.

•   Выделите слово «третье лишнее» в любых двух рядах. Объясните свой выбор.

•   Объясните значение выделенных слов. К какому словарю следует обратиться в случае необходимости?

Задание 6.

Гном и белка

Маленький гном — старый житель лесной

Сел на грибок под зеленой сосной,

Сел и глядит удивляется!

Кто это сверху бросается?..

Шишки летят, а сквозь ветки блестит

Черный глазок, — это белка шалит!

«Полно, шалунья, достанется!..

Так уж за мной не останется ...

Влезу на елку, сейчас накажу,

Острый репейник на хвост посажу».

Белка смеется: «Умаешься!

Разве за мной угоняешься?..»

Г. Галина

 *  Задание 1-го уровня

•   Подберите к выделенным словам из первой строфе синонимы.

•   Объясните значение слова гном.

** Задание 2-го уровня

•   К слову шалунья подберите синоним. Составьте с ним простое предложение.

*** Задание 3-го уровня

•   К выделенным словам подберите синонимы



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Лексика»                 Вариант 1

1.  Многозначными являются слова...

1) кисть;        2) айсберг;          3) стол,         4)  шкаф;     5) земля;         6) омлет.

2. В прямом смысле употреблено словосочетание...

1) стальные нервы;         2) море цветов;         3) золотой кулон;    4) золотая рожь;

3.  Синонимы — это слова...

1) обозначающие одно и то же с разными лексическими оттенками;

2) совершенно разные по значению;

3) одинаковые по написанию.

4.  Синонимами являются слова...

1)  приятель - знакомый;      2) противник - неприятель;    3) печаль - забота;

4)  перерыв - антракт;     5) лицо - личность.

5. Омонимами являются слова…

1) гараж;  2) вал;  3) мох;  4) рубка;  5) скала.

6.  Антонимы — это слова...

1) разных частей речи;

2) одинаковые по написанию;

3)   с противоположным лексическим значением.

7.  Антонимами являются данные пары...

1)  быстро — мгновенно;

2)  потерял — нашел;

3)  поднимает — тащит;

4) сытый — голодный;

5)  вверх — вниз.

8. Образуйте с этими словами словосочетания, показав их прямое и переносное значение

Ледяной, каменный, золотой.

9. Найдите эпитет.

Облетели желтые листья,

Одинокий клен от холода дрожит.

На дорожке у старого дома

Золотой ковер лежит.

10. Найдите олицетворение.

Плачет дождь, встречая осень.

Капли падают с небес.

Словно дождь о чем-то просит

Черный и застылый лес.


Тест по теме «Лексика»                        Вариант 2

1. Многозначными являются слова...

1)  лист;     2) брошюра; 3) фильм;        4) предмет;    5) шоссе;     6) кроссворд.

2.  В прямом смысле употреблено словосочетание...

1)  свинцовые воды;        2) бронзовый загар;        3)черный хлеб;     4) белая рубашка. Д) 3. Синонимы — это слова...

1)  одинаковые по смыслу;

2)  одной и той же части речи;

3)  одинаковые по звучанию.

4.  В каком ряду все слова являются синонимами?

1)  идти, шагать, плестись, строить;

2)  робкий, трусливый, боязливый, несмелый;

3)  смелый, отважный, трусливый, решительный;

4)  большой, громадный, гигантский, мизерный.

5.  Омонимами являются слова...

1) тираж, 2) гнездо, 3) урок, 4) ключ, 5) шагать.

6.  Антонимы — это слова...

1)  одной и той же части речи;

2)  обозначающие одно и то же;

3)  с противоположным лексическим значением.

7. Антонимами являются данные пары...

1)  медленно — быстро;

2)  смелый — трусливый;

3)  говорить — молчать;

4) маленький — крохотный;

5)  глаза — очи.

8. Образуйте с этими словами словосочетания, показав их прямое и переносное значение

Седой, свежий, железный.

9. Найдите эпитет

Грустный дождик бьет в окошки,

По железной крыше бьет,

Бьет по черной он дорожке,

Что в уснувший лес ведет.

10. Найдите олицетворение.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУКВЫ А–О В КОРНЕ –ЛАГ- -ЛОЖ-

Слайд 2

положить сложить Прочитайте слова. Что их объединяет? Определяем проблему урока положит сложит предл а гать изл а гать предл о жит изл о жит

Слайд 3

Что вас удивило? (Сравните две последние пары слов.) Проверьте свои предположения о проблеме урока. Обсудите в парах. пол о жить сл о жить предл а гать разл а гать пол о / жит сл о / жит предл о / жит разл о / жит «Работает» ли здесь проверочное слово? Какую проблему будем решать на уроке? Почему пишутся разные буквы а – о в корне - лаг -/- лож -? Как выбрать букву безударного гласного в корне - лаг -/- лож -, если нельзя проверить?

Слайд 4

• Проанализируйте слова в левой и правой колонке. • Попробуйте установить закономерность в написании букв а – о в корне - лаг -/- лож - . Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова. Обсудите и выполните в парах. Сформулируйте правило самостоятельно и сравните с формулировкой в учебнике (текст в рамке) . изл а гать сл а гать прил а гательное изл о жить сл о жение прил о жение Корень - лаг -/- лож - называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Проверьте себя. изл а г ать сл а г ать прил а г ательное изл о ж ить сл о ж ение прил о ж ение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Выделить в слове нужное буквосочетание. 2. Проверить , является ли оно корнем. 3. Определить, образуется ли слово с вариантом корня. 4. Если да – орфограмма есть, если нет – орфограммы нет.

Слайд 2

Возложить , доложить, излагать, изложение, местоположение, налагать, облагаться, переложение , полагать, проложить, слагаемое.

Слайд 3

Распределите на два столбика: Изложение, ложный, слагаемое, предлог, доложить, излагать, благородный, местоположение, облагаться, обложка , подложить, влага, положение .

Слайд 4

изложение, слагаемое, доложить, излагать, местоположение, облагаться, подложить , положение ложный, предлог, благородный, обложка, влага,

Слайд 5

Спишите, вставляя буквы: Предл .. жение , пол.. гаться , изл .. жение , предл ..жить, возл ..гать, дол..жить, возл .. жение , сл.. жение , изл ..гать, предпол .. гаться , пол.. жение , распол .. гаться , сл..гать, прил..гать.

Слайд 6

Спишите: Предпол .. гаемое событие, в сидячем пол.. жении , безотл .. гательный отъезд, распол .. жение к кому-то, нал..жить повязку, распол .. гаться на ночлег, нал..жить взыскание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Распределительный диктант Списать, распределяя на три столбика: 1) –лаг-; 2) –лож-; 3) нет орф. 12 Возл..гаемый, сл..жный, изл..жить, дол..жить, изл..гать, бл..гополучие, изл..жение, прил..гательное, распол..гаться, л..жный, местопол..жение, обл..гаться, обл..жка, перел..жение, пол..гать, л..жка, разл..гаться, сл..гаемое, усл..жняться, л..гуна.

Слайд 2

Графический диктант а - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 о - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. изл..жить, 2.изл..гать, 3. изл..жение, 4. прил..гательное, 5. распол..гаться, 6. местопол..жение, 7. обл..гаться, 8. перел..жение, 9. пол..гать, 10. сл..гаемое .

Слайд 3

Распределительный диктант -лаг- возлагаемый излагать прилагательное располагаться облагаться полагать разлагаться слагаемое, -лож- изложить местоположение доложить изложение переложение нет орф. 12 сложный благополучие ложный обложка ложка усложняться лагуна.

Слайд 4

Графический диктант а - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 о - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Изложить, излагать, изложение, прилагательное, располагаться, местоположение, облагаться, переложение, полагать, слагаемое.

Слайд 5

Прочитайте слова. Что их объединяет? растение – выращивать – выросли отросток - рост Можно ли слова р о ст , отр о сток считать проверочными для остальных? Почему? Как называются подобные корни? Встречались ли вам подобные корни? Определяем проблему урока

Слайд 6

• Проанализируйте корни слов в каждой колонке. • Найдите закономерность в написании букв а – о в корне . Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова группами. Обсудите и выполните в парах. растение вырасти подрастают сращение выращенный отращу Корень - раст -(- ращ -) – - рос - называется корнем с чередованием. Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Проверьте себя. р а ст ение выр а ст и подр а ст ают ср а щ ение выр а щ енный отр а щ у вырос заросли разрослась выр о с зар о с ли разр о с лась

Слайд 7

√ / √ / Р А СТ - -Р А Щ - √ -Р О С - Назовите основное условие выбора нового вида орфограммы и сформулируйте орфографическое правило. Проверьте себя по учебнику (текст в рамке). Какую новую информацию вы получили? Запомните! р о ст ок, р о ст овщик, Р о ст ов, Р о ст ислав, отр а с ль Ростовщик – человек, который даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.

Слайд 8

Распределительный диктант Запишите в два столбика: 1) есть чередование; 2) нет чередования; Растение, заросли, роскошный, выращенный, раствор, расти, растаять, отросток, растянуть, водоросли, рост.

Слайд 9

Распределительный диктант Есть чередование растение заросли выращенный расти отросток водоросли рост Нет чередования роскошный раствор растаять растянуть

Слайд 10

Выполните задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: а или о ? а) выр…сли б) подр…сти в) Р…стов г) отр…щу Выпишите только слова с а . 2. Найдите « лишнее » слово. а) растение, б) растереть, в) росток г) росла 1. б) подр а сти; г) отр а щу. 2. Найдите « лишнее » слово. а) растение; б) растереть ; в) росток; г) росла. Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУКВЫ Ё , О ПОСЛЕ БУКВ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 © ООО «Баласс», 2012 Урок №13

Слайд 2

ноч ь ч а щ а дрож ь круч а роскош ь ж и знь луч _ ш и ло ключ_ щ а вель пустош ь ч у до Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм. Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо. Проверьте себя Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм. Что объединяет эти слова? Обозначьте опознавательный признак, условия выбора орфограмм. Сформулируйте орфографические правила. «Буква Ь после букв шип. «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» букв шипящих» Вспоминаем то, что знаем

Слайд 3

б…чка ч…лка м…д ш…лк л…дка щ…тка т…плый ж…лтый Вставьте букву Ё или О . В каком случае возникла проблема выбора? Сравните результаты Определяем проблему урока б о чка ч ё/о лка м ё д ш ё/о лк л о дка щ ё/о тка т ё плый ж ё/о лтый

Слайд 4

Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чём различие ? Это новый вид орфограммы? Почему? Назовите её опознавательный признак. Сформулируйте учебную проблему. б о чка ч ё/о лка м ё д ш ё/о лк л о дка щ ё/о тка т ё плый ж ё/о лтый Проверьте свои предположения о проблеме урока. Какую букву – Ё или О – нужно писать под ударением после букв шипящих? Обсудите в парах.

Слайд 5

жёлтый крыжовник шёпот шорох чёрный шов щёлка капюшон • Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. • Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось? Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся? Обсудите и выполните в парах. Сравните результаты. искл.

Слайд 6

жёлтый – желтеть шёпот – шептать чёрный – чернеть щёлка – щель Ответьте на проблемный вопрос урока. Сформулируйте правило самостоятельно. Установите закономерность в корнях однокоренных слов. Сравните свои выводы с правилом в учебнике (п. 6). крыжовник – ? шорох – ? шов – ? капюшон – ? Проверьте себя. ж ё лтый – ж е лтеть ш ё пот – ш е птать ч ё рный – ч е рнеть щ ё лка – щ е ль Дополните графическое обозначение условий выбора орфограммы и её опознавательного признака.

Слайд 7

Это один вид орфограммы или разные? Аргументируйте ответ. Сравни и запомни! Чем отличаются слова в каждой группе? ж о нглёр ш о ссе ш о фёр ш о колад Найдите информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос. крыж о вник ш о рох ш о в капюш о н Проверьте себя.

Слайд 8

Ш о колад, ш о фёр, крыж о вник. Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник. Ш о рох, ч о порный, чащ о ба. Капюш о н, ж о кей, трущ о ба. Запомним рифмовку Запишите в тетрадях новые для вас слова. Кто изображён на картинке? Что означает слово шорник ? Шорник — человек, который занимается изготовлением шор , то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения поля зрения.

Слайд 9

Выполните предложенные задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: Ё или О ? а) щ…голь б) ч…рствый в) ч…порный г) реш…тка Выпишите только слова с Ё . 2. Найдите « лишнее » слово. а) расчёска, б) жонглёр, в) шорох, г) шёпот. 1. а) ж ё рдочка; б) ч ё рствый; г) реш ё тка. 2. Найдите « лишнее » слово. а) расчёска; б) жонглёр ; в) шорох; г) шёпот. Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУКВЫ Ё - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ

Слайд 2

ноч ь ч а щ а дрож ь круч а роскош ь ж и знь луч _ ш и ло ключ_ щ а вель пустош ь ч у до Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм. Ночь, чаща, круча, дрожь, удач, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, чудо. . «Буква Ь после букв шип. «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» букв шипящих» Вспоминаем то, что знаем

Слайд 3

б…чка ч…лка м…д ш…лк л…дка щ…тка т…плый ж…лтый Вставьте букву Ё или О . В каком случае возникла проблема выбора? Сравните результаты Определяем проблему урока б о чка ч ё/о лка м ё д ш ё/о лк л о дка щ ё/о тка т ё плый ж ё/о лтый

Слайд 4

жёлтый шёпот чёрный щёлка Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся? желтеть шептать чернеть щель крыжовник шорох шов капюшон

Слайд 5

жёлтый – желтеть шёпот – шептать чёрный – чернеть щёлка – щель Установите закономерность в корнях однокоренных слов. крыжовник – ? шорох – ? шов – ? капюшон – ? Проверьте себя. ж ё лтый – ж е лтеть ш ё пот – ш е птать ч ё рный – ч е рнеть щ ё лка – щ е ль

Слайд 6

Закономерность (правило) В корне после шипящей под ударением пиши Ё , если можно подобрать однокоренное слово с Е : ж ё лтый – ж е лтеть. В корне после шипящей под ударением пиши О , если нельзя подобрать однокоренное слово с Е : ш о рох - ?.

Слайд 7

Я умею писать слова с орфограммой Прочитайте слова. Устно объясните условия выбора букв о – ё, используя любой вариант правила. Пчёлка, жёсткий, шорты, чёлка, шорох, причёска, шёпот, щёчки, капюшон, решётка, чащоба, чёрный, печёнка, шов, чёрствый, крыжовник, жёсткий.

Слайд 8

Я вижу орфограмму в корне Спишите, вставляя пропущенные буквы. А..уратная ч..лка, ровный ш..в, ш..лковое плат..е, узорная реш..тка, зубная щ..тка, спелый крыж..вник, пл..тёная кош..лка, вкусная пш..нка, ж..лтые ж..луди.

Слайд 9

Ш о колад, ш о фёр, крыж о вник. Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник. Ш о рох, ч о порный, чащ о ба. Капюш о н, ж о кей, трущ о ба. Запомним рифмовку Запишите в тетрадях новые для вас слова. Кто изображён на картинке? Что означает слово шорник ? Шорник — человек, который занимается изготовлением шор , то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения поля зрения.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНАЛИЗ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

Слайд 2

План анализа Размер Рифма Тема Художественные средства Настроение/лирический герой

Слайд 3

Размеры ДВУСЛОЖНЫЕ ХОРЕЙ ЯМБ

Слайд 4

БУРЯ МГЛОЮ НЕБО КРОЕТ ХОРЕЙ – двусложный размер с ударением на первый слог ХОРЕЙ 1 1 1 1 2 2 2 2

Слайд 5

МОЙ ДЯДЯ САМЫХ ЧЕСТНЫХ ПРАВИЛ ЯМБ – двусложный размер с ударением на второй слог ЯМБ 1 1 1 1 1 2 2 2 2

Слайд 6

Рифма ПАРАЛЕЛЛЬНАЯ ПЕРЕКРЁСТНАЯ ОПОЯСЫВАЮЩАЯ 1-2, 3-4 1-3, 2-4 1-4, 2-3

Слайд 7

В темнице там царевна тужит , А бурый волк ей верно служит ; Там ступа с Бабою Яг ой Идет, бредет сама соб ой. Рифма ПАРАЛЕЛЛЬНАЯ 1-2, 3-4 1 2 4 3

Слайд 8

У лукоморья дуб зелёный ; Златая цепь на дубе т ом : И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи круг ом Рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ 1-3, 2-4 1 2 4 3

Слайд 9

И там я был, и мёд я пил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот у ч ёный Свои мне сказки говорил . Рифма ОПОЯСЫВАЮЩАЯ 1-4, 2-3 1 2 4 3

Слайд 10

ТЕМЫ Пейзажная (о природе) Любовная Военная Историческая Философская (размышление о смысле жизни и устройстве мира, вселенной)

Слайд 11

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА: ЭПИТЕТ МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ

Слайд 12

ЭПИТЕТ- ЯРКАЯ, ОБРАЗНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА, ВЫРАЖАЕТСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ золотые (руки), серебряные (седины), румяная (весна)

Слайд 13

МЕТАФОРА- РАЗВЁРНУТАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА, ВЫРАЖАЕТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ затронул струны души , улыбка детства моего

Слайд 14

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- НАДЕЛЕНИЕ НЕЖИВОГО ПРЕДМЕТА КАЧЕСТВАМИ ЧЕЛОВЕКА, ВЫРАЖАЕТСЯ ГЛАГОЛОМ смеётся (ветер), грустит (сосна), поёт (ручей)

Слайд 15

СРАВНЕНИЕ- СРАВНЕНИЕ ДВУХ ПРЕДМЕТОВ (БЕЗ СОЮЗОВ ИЛИ С СОЮЗАМИ КАК, СЛОВНО ) дорога змеёй вьётся озёра , как зеркала , глаза , словно два омута

Слайд 16

Настроение/лирический герой Ответить на вопросы: Что так поразило автора, что он решил написать стихотворение? В каком настроении он находился? Какие чувства/эмоции испытывал?

Слайд 17

Ф.И. Тютчев Что ты клонишь над водами, ива, макушку св ою ! И дрожащими лист ами , Словно жадными уст ами , Ловишь беглую стр ую ?.. Хоть томится , хоть трепещет Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет И, на солнце нежась, блещет и смеется над тобой…

Слайд 18

Размер: хорей Рифма: перекрёстная Тема: пейзажная Художественные средства: Эпитет: дрожащими (листами), жадными (устами), беглую (струю) Олицетворение: (лист) томится, (струя) бежит, смеётся Метафора: устами ловишь струю Сравнение: листами, словно устами 5. Автора поразила ива, склонившаяся над ручьём. Автор жалеет бедную иву, над которой смеётся дерзкий ручей.