Мультимедийные материалы по технике безопасности в доме, на дороге, по профилактике ОРВИ, гриппа и короновируса

Сарычева Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

    «Утверждаю»

Директор МОУ Детчинской СОШ

Ефимова М. М.

_____________________

Программа  «Шанс»

по     профилактике  и  коррекции  семейного

неблагополучия в условиях сельской школы

       

                                                                     

                                                                    Автор: СПС МОУ Детчинской СОШ

                                                                     Срок реализации: 1 год

2022

Программа по профилактике и коррекции семейного неблагополучия  в условиях социально реабилитационного центра

Цель:

    -  поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско-родительских отношений.

Задачи:

- оказывать своевременную психолого – педагогическую и медико – социальную  помощь,   особо нуждающимся  воспитанникам  и их семьям;

-  корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

-  осуществление   информационной   и посреднической помощи семье «группы риска»;

- содействовать формированию у членов семьи   социально- коммуникативных  навыков;

-  углубить педагогические знания родителей;

- преодолевать неблагополучия в детско-родительских  отношениях,  физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

- привлечь родителей (Совет отцов) и детей к   работе с неблагополучными семьями;

- создать условия для облегчения  материального  положения семьи;

- совершенствовать организацию   межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;

- раннее выявление неблагополучных семей;

- оказание эффективной социально-педагогической помощи семье, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи;

- установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;

- содействие личностному и социальному развитию родителей;

- содействовать в формировании правовой культуры родителей;

- снижение количества неблагополучных семей;

-  разработка и внедрение рекомендаций специалистам, родителям- волонтерам   в работе с неблагополучными семьями и с детьми из неблагополучных семей.

 «Это невозможно!» - сказала Причина.
    «Это безрассудство!» - заметил Опыт.
    «Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта

Пояснительная записка

        Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
       Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в полиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие, в том числе и сексуальное.
       Особенно часто страдают дети в возрасте 6 – 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.
        Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 – 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем иное, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать, или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По – моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.

      Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.  Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье.

         А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

          К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

          Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

     Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

     Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

    Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

   

 Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

    Антисоциальные семьи -  в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной       дисфункции.  Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Основные направления работы с семьей.

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

3.Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

        Этапы взаимодействия с семьей.

        Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.       Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

 

      1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

- беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в социально- реабилитационный центр);

- посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным   окружением  семьи.

          Целями диагностики являются:

- раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;

-координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;

-ознакомление семей с правовыми нормами.

        С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка – мама, папа – ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье   могут оказывать органы полиции, КДН и ЗП по Малоярославецкому району, отдел опеки и попечительства МО «Малоярославецкий район».

2-й этап. Изучение семьи.

1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

Средства:

-посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

-использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

     3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия  

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

  1.  Семья, где родители злоупотребляют алкоголем.

2) Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.

3) Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.

4) Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.

5) Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с педагогом- психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

     5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

     

   

   6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

                         

                                             

Методическая работа:

1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.

 2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.

 3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

 

         Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на   которые   надо  ориентировать  родителей  следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

Индивидуальная программа профилактики семейного  

неблагополучия

Этапы

Цель

Методы

Ожидаемый результат

Взаимодействие

I этап

Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества

Беседа, посещение на дому, знакомство с родителями, ближайшими родственниками, ближайшим социальным окружением

Контакт с семьей установлен, налажены доверительные отношения, сформированы положительные основы для дальнейшего сотрудничества

Заместитель директора по ВР, социальный  педагог, педагог-психолог, классные руководители

II этап

Изучение семьи. Изучение причин неблагополучия. Анализ семейных отношений

Анкетирование, тестирование, беседы, опрос. Анализ информации из документов, наблюдение.

Характеристика семьи, выявление проблем семейного неблагополучия. Выработка алгоритма действия.

Заместитель директора по ВР, социальный  педагог, педагог-психолог

III этап

Обработка результатов диагностики. Выводы. Подведение итогов. Составление индивидуального плана работы исходя из причины неблагополучия

Анализ полученных результатов.

Составление индивидуальной программы реабилитации.

Заместитель директора по ВР, социальный  педагог, педагог-психолог

IV этап

Адресная помощь в зависимости от вида неблагополучия и проблем.

Беседы, рейды, тренинговые занятия, оказание материальной помощи, индивидуальное консультирование, вовлечение детей в кружки,  привлечение родителей к родительским собраниям и  всеобучам, семинарам по вопросам воспитания, правовая защита детей, коррекция детско-родительских отношений,

Начало работы  над  исправлением семейного неблагополучия. Оказание практической социальной   и психологической помощи семье.

Заместитель директора по ВР, социальный  педагог, педагог-психолог, классные руководители, органы опеки и попечительства, КпДН и ЗП

V этап

Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений

Беседа, наблюдение, посещение на дому, консультирование.

Повышение ответственности родителей за воспитание детей, выработка положительных детско-родительских отношений.

Заместитель директора по ВР, социальный  педагог, педагог-психолог, классные руководители, Совет отцов

VI этап

Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей.

Анализ проделанной работы

Выводы и рекомендации. Снятие с учета или при отрицательной динамике привлечение на КпДН и ЗП МО «Барышский район», постановка на учет, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

Заместитель директора по ВР, социальный  педагог, педагог-психолог, классные руководители, органы опеки и попечительства, КпДН и ЗП

                               Алгоритм реализации программы:

Первый этап – организационный (август, сентябрь 2021г.) анализ   семей  социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций.

Второй этап – деятельностный (октябрь 2021г. – май 2022г.) координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап – итоговый (июнь 2022г.) анализ и подведение итогов работы.

                                 

                                          Кадровое обеспечение:

Директор МОУ Детчинской СОШ – Ефимова Марина Максимовна

Заместитель директора по воспитательной работе- Сарычева Татьяна Александровна

Социальный педагог – Попова Марина Николаевна

Педагоги- психологи – Воробьёва Вера Васильевна, Корбукова Ольга Александровна

Комиссия по делам несовершеннолетних МО «Малоярославецкий район»- Богомолова Надежда Владимировна, Суворова Наталья Александровна

Инспектор ПДН – Садовая Ольга Алексеевна

Начальник отдела опеки и попечительства МО «Малоярославецкий район» - Макрецова Ольга Анатольевна

Совет отцов        

Система программных мероприятий.

В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей.

Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе. Мероприятия разработаны с учетом индивидуальных особенностей неблагополучных семей.

Для достижения программных целей планируется выполнение основных мероприятий:

- организация профилактической работы с семьями по недопущению ситуации, приводящей к лишению родителей родительских прав;

-организация работы с родителями, лишенными родительских прав, по восстановлению семьи (оказание помощи в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в лечении от алкогольной зависимости и пр.);

-организация родительских лекториев;

-организация     мероприятий   с участием родителей;

-участие в спортивно-  развлекательных и интеллектуальных мероприятиях центра, экскурсиях;

- организация летней занятости и  оздоровления   детей,  из  неблагополучных семей;

-привлечение родителей- волонтеров к организации работы с неблагополучными семьями.

План реализации программы

«Шанс».

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

Организационные мероприятия

1.

Выявление неблагополучной   семьи   и составление индивидуальной программы реабилитации:

-выявление   семьи «группы риска» и семьи, находящейся в социально опасном положении;

 -изучение характера   проблемы (причины) семейного неблагополучия;

- заполнение первичных сведений о семье (формирование карты)

-сопровождение семьи в соответствии с утвержденной индивидуальной  программой  реабилитации;

Постоянно

Социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители, заместитель директора по ВР

2.

Совместные с субъектами системы профилактики   МО «Малоярославецкий район»   мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, случаев жестокого обращения с детьми, выявление семей, нуждающихся в различных видах социальной помощи.  

По графику

По мере необходимости

Социальный педагог, инспектор ПДН, специалисты КпДН и ЗП, Совет отцов.

3.

Создание банка данных о неблагополучных семьях.

Октябрь 2014г.

Социальный педагог

Работа с детьми из неблагополучных семей

1.

Вовлечение детей из неблагополучных семей  в кружки по интересам.

Постоянно

Социальный педагог, классные руководители

2.

Педагогические наблюдения за обучающимися

Постоянно

Социальный педагог, классные руководители, заместитель директора по ВР

3.

Информационно-просветительская работа профилактического характера среди воспитанников:

- выставка-обзор «Семья крепка согласием»;

-выставка книг для  подростков  по психолого-педагогическому сопровождению;

-распространение тематических буклетов на темы:

- «Вред наркотиков и алкоголя на организм человека»,

- «Как справиться со стрессом»,

- «Моя семья»;

- «Как стать мастером общения» и пр.

-видеоперемены,  посвященные проблемам семьи

Февраль

Апрель

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР,

социальный педагог, классные руководители

4.

Проведение тематических бесед, посвященных проблемам современного общества (по планам специалистов).

В течение года

Социальный педагог, воспитатели, педагог- психолог.

5.

Проведение психологических тренингов, консультаций, игр, занятий

- тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье;

- тренинги для детей из неблагополучных семей,  направленные  на преодоление   дезадаптации;

В течение года

Социальный педагог, педагог- психолог.

7.

Проведение анкетирования, диагностик и проективных методик:

- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

- методика исследование родительских установок и реакций (PARI);

- тест «Кинетический рисунок семьи»;

В течение года

Социальный педагог, педагог- психолог.

8..

Экстренное психологическое консультирование детей и родителей   из неблагополучной семьи   через «Телефон доверия».

Постоянно

Педагог- психолог, социальный педагог.

9.

Организация летней   занятости   и  оздоровления   детей из неблагополучных семей.

Июнь- август

Социальный педагог, воспитатели, педагог- психолог, заведующие дневным и стационарным отделениями, родители- волонтеры.

10.

Организация правового просвещения несовершеннолетних с приглашением инспектора ПДН:

- правовой лекторий;

-проведение внеклассного мероприятия:     «Счастливая семья: какая она?»

-круглый стол «Ответственность несовершеннолетних»

-беседы о состоянии преступности

-организовать выставку юридической литературы;

1 раз в квартал

Социальный педагог, инспектор ПДН

11.

Вовлечение Совета отцов в организацию досуговой деятельности с детьми и родителями из неблагополучных семей.

- проведение  совместных семейных тематических мероприятий («День отца», «Мама, папа, я- дружная семья», «Новый год» и пр.)

- организация тематических выставок и т.д.

В течение года

Социальный педагог, Совет отцов, педагог- психолог, классные руководители

Работа с родителями из неблагополучных семей

1.

Индивидуальные беседы с родителями:

- рекомендации по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- консультирование по вопросам ведения домашнего хозяйства, гигиены жилища;

- освещение положительного опыта;

- пути выхода семьи из трудной

жизненной  ситуации;

- предотвращение возникающих проблем и формирование педагогической культуры родителей и т.д.

В течение года

По мере необходимости

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог- психолог.

2.

Родительские собрания и родительский всеобуч:

- Возрастные особенности детей разного возраста»

- «Стили воспитания в семье»

- «Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций»

- «Поиск общения и понимания» и др.

- встреча с инспектором ПДН Садовой О. А.

1 раз в месяц

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог- психолог.

3.

Экстренное психологическое консультирование детей и родителей через интернет

В течение года, по мере необходимости

Педагог- психолог, социальный педагог

4.

Организация работы по привлечению родителей к участию в культурно-массовых мероприятиях, посвященных знаменательным датам.

Февраль, март, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители

5.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций:

- социально- педагогическая помощь;

- социально- психологическая помощь;

- социально- правовая помощь;

- социально- медицинская помощь;

В течение года, по мере необходимости

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог- психолог, медперсонал.

6.

Выставка книг, посвященная теме «Материнства добрый свет»

Март

Социальный педагог, библиотекарь

7.

Информационное обеспечение по проблемам неблагополучных семей:

-раздача буклетов на тему «Вред наркотиков и алкоголя на организм человека»;

-разработка и распространение буклетов «Закон и семья»;

-подготовка и распространение пропагандистских материалов, направленных на гуманное обращение с детьми;

В течение года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог- психолог.

8.

Диагностика социальных проблем неблагополучных семей.

Октябрь- декабрь

Социальный педагог, педагог- психолог.

9.

Совместное детско-родительское интерактивное обучение с использованием тренингов, игр, психологической диагностики в целях самоактуализации   личности.

февраль-март

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог- психолог.

10.

Поддержка семьи в изменении ситуации в семье.

В течение года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог- психолог.

Работа с педагогическим коллективом.

1.

Индивидуальные консультации   по коррекции взаимодействия с детьми из неблагополучных семей.

По мере необходимости

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог- психолог.

2.

Повышение психолого-педагогической грамотности   (проведение педсовета, проведение семинаров, методических объединений и т.д.).

В течение года.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог- психолог.