Мои уроки изобразительного искусства

Здесь представлены некоторые мои разработки занятий по изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepan_razin_urok.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУОО «Кипринская средняя общеобразовательная школа»

Разработка  интегрированного  урока

по литературе, истории и изобразительному искусству с использованием  ИКТ.

Авторы:  Суконник Наталья  Петровна,

         учитель ИЗО и истории,

                                        Бочарова  Надежда  Фёдоровна,

                                         учитель литературы.

2009 год.

Класс: 8

Тип урока: Интегрированный ( литература, история, изобразительное искусство) с использованием ИКТ.

Тема урока: Образ Степана Разина в творчестве В.М.Шукшина и В.И.Сурикова.

Цель урока: Формирование интереса к творчеству В.М.Шукшина и В.И.Сурикова  через образ С.Разина.

Задачи урока: Учить ценить творчество В.М.Шукшина, В,И.Сурикова;  развивать интерес к  их произведениям;  учить выделять общее в творчестве писателя и художника;  воспитывать чувство гордости за неповторимость талантов земляков, воспитывать чувство патриотизма; повышать уровень культуры, обогащать словарный запас; создать обстановку комфорта на уроке, раскрыть «я» каждого ученика.

Методы и приёмы: Беседа, работа с текстом, сообщения учащихся, рефлексия ( групповая работа), показ слайдов, дифференцированное домашнее задание.

Оборудование: ТСО: компьютер, монитор или интерактивная доска, проектор, магнитофон;  листы для рефлексии для учащихся.

Ход  урока.

I. Начало урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  2. Сообщение темы урока. (Слайд №1). Звучит русская  народная песня «Есть на Волге утёс».

  Учитель: - Это слова песни, которую народ посвятил своему национальному герою, донскому казачьему атаману Степану Разину. Образ Степана Разина овеян множеством  преданий и легенд. А что же о нём говорят историки? ( Слайд  №2).

 .  Сообщение ученика.

  Ученик: - Степан Тимофеевич Разин родился около 1630 года  в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейской на Дону. Согласно описанию современника Разин «был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с… прямым лицом». Современники отмечали, что Степан обладал  не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти  качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских татар и турок в 1661-1663 годах. Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами. Будучи сторонником казачьей «вольницы», Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, предпринятой царём Алексеем Михайловичем. Но последней каплей, переполнившей чашу терпения атамана, стала казнь его старшего брата Ивана, дезертировавшего из действующей армии  в 1665 году. Выступление Разина против царских властей стало после этого делом времени. В ходе восстания 1670-1671 годов Степан Разин предстал в облике крайне жестокого вождя, не щадившего не только врагов, но и ослушавшихся его приказа казаков. Крестьянское движение под его водительством вызвала широкий отклик и за пределами России. В Англии, Германии и других странах уже тогда выходил книги о восстании.

  Учитель: - Таким был Степан Разин – человеком необычной судьбы, незаурядных способностей, человеком, не терпевшим несправедливости не только от врагов, но и друзей, желавшим свободы для простых людей.   Он оставил большой след в истории народа, и понятно, что его жизнь и дела вызывали интерес у людей, тоже оставивших большой след в русской культуре. Среди них мы хотим выделить двух русских художников:  художника слова  Василия Макаровича Шукшина и художника кисти Василия Ивановича Сурикова.

II. Новый материал. Сведения о жизни и творчестве  Шукшина и Сурикова.

   Учитель литературы: - Вы  уже не раз встречались с этими  именами на  уроках литературы и изобразительного искусства. Давайте вспомним, что мы знаем об этих людях. Сначала поговорим о Василии Шукшине.

   На экране слайд с портретом писателя. Учащиеся сообщают всё, что знают о своём земляке.

  Учитель литературы: А теперь обобщим то, что вы знаете о Шукшине, и подробнее познакомимся с жизнью и творчеством нашего замечательного земляка.

  Работа с текстом. Показ слайдов, посвященных В.Шукшину.

  Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Учился в Сростинской средней школе, окончил 7 классов. После школы поступил в автотехникум г.Бийска. В 1949 году был призван на срочную службу в  Военно-Морской Флот.  После армии вернулся домой, закончил экстерном среднюю школу и стал работать учителем русского языка и литературы в вечерней школе. Затем неожиданно для всех  он уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии. Василий Макарович – известный писатель, режиссёр, актёр. Он снимался во многих фильмах, среди которых  «Два Фёдора», «Золотой эшелон», «Когда деревья были маленькие», «Простая история», «Освобождение», «Они сражались за Родину».  Шукшин – режиссёр таких фильмов как «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная». Автор сборников рассказов, книг  «Там, вдали…», « Зем-ляки», «Характеры», романов «Любавины» и «Я пришёл дать вам волю».

  Умер Василий Макарович в 1973 году на съемках фильма «Они сражались за Родину». Практически все фильмы и роли Шукшина отмечены наградами и премиями, что говорит о его несомненном таланте.  Творчество нашего земляка с каждым годом обретает всёвозрастающее значение для русской культуры, ежегодно на Алтае в конце июля проходят Шукшинские чтения, которые с 2008 года приобрели статус государственного мероприятия. Каждый год простые люди и знаменитости приезжают на Алтай  в Барнаул и в село Сростки, чтобы прикоснуться к живительному источнику его любви к Родине, народу.

  Учитель Изо: - Таким был Василий Макарович Шукшин. А что вам известно о жизни и творчестве Василия Ивановича Сурикова? ( В 7-м классе учащиеся уже знакомились с творчеством художника, поэтому можно использовать материал из рефератов учащихся.)

    На экране слайды, посвященные художнику и его картинам.

    Выступление заранее подготовленных учащихся:

   1 ученик: - Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 году в сибирском городе Красноярске. Он происходил из семьи потомственных казаков, пришедших в Сибирь в середине XVI века с отрядами Ермака. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак…».

   2 ученик: Учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил в 1861 году, поддержал мальчика в его интересе к рисованию.  Красноярский губернатор, заметивший талант молодого художника, ходатайствовал перед Советом Академии художеств о зачислении Сурикова учеником. В 1871-1875 годах он учится в Академии художеств.

  1 ученик: Василий Иванович – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Его привлекала мощь русского народа, сила характеров отдельных исторических личностей в важные моменты  истории родной страны. Его перу принадлежат такие картины, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня  Морозова», «Меншиков в Берёзове», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком».

  2 ученик: - Всем известна картина Сурикова «Взятие снежного городка». В ней художник изобразил удалую народную игру, бытовавшую в Сибири.  Этой картиной Василий Иванович выразил свою любовь к Родине – Сибири, которая с суровостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с «древней русской красотой» девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории, была истоком формирования понятий о красоте.

   1 ученик: - Умер Суриков в Москве 1916 году. Он стал родоначальником большой творческой династии. Его потомки стали художниками ( Наталья Кончаловская), писателями ( Сергей Михалков – детский поэт, автор Гимна РФ), актерами и режиссёрами ( Никита Михалков, Анна Михалкова, Андрей Кончаловский, Егор Кончаловский).

 III. Новый материал  по теме урока.

  1. Сообщение учителей по теме.

    Учитель литературы: И Шукшин, и  Суриков очень интересовались историей своего народа, теми личностями, которые оставили заметный след после себя. И, конечно, они не могли пройти мимо такого человека, как Степан Тимофеевич Разин. У каждого из них было своё видение образа атамана.

    Когда впервые заинтересовался Шукшин личностью Степана Разина, сказать со всей определённостью трудно. Но несомненно, что Разин прошёл через всю жизнь Шукшина, стал своеобразным символом его личности и судьбы. Со школьных лет образ Разина тревожил Василия Шукшина, Шукшин хотел проехать по следам Стеньки Разина.

   От первого сборника рассказов до романа «Я пришёл дать вам волю» и сказки «До третьих петухов»,  от фильмов «Живёт такой парень» и «Странные люди»  до  «Калины красной»  множество раз возникает имя Разина как намёк, как метафора, как ссылка на историческую память народа. Разин у Шукшина это не только удалой, лихой атаман,  но и страдалец, «человек, разносимый страстями… съедаемый тоской и болью души», в глубине которой живёт жалость к людям. Много работал Шукшин над образом Разина, углублял, уточнял отдельные черты личности атамана. Он понял, что Разин средоточие национальных особенностей русского народа, потому-то и любил и помнил его народ, не смотря на его жестокость. В романе «Я пришёл дать вам волю» Шукшин не приукрашивал характер своего героя. Здесь и страшный, даже самому себе страшный гнев, и жалость к людям, и бешеный, неукротимый нрав.

 Учитель Изо: Таким мы видим Разина и на картине Сурикова «Степан Разин» (1907-1910. Холст, масло.ГРМ). ( Слайд с репродукцией картины)

   По широкой реке плывёт струг с удалыми гребцами. На нём – Степан Разин. На его лице мы видим большую гамму чувств атамана. Остаётся догадываться, о чём он думает. Рядом с ним его сподвижники, его «работнички».

   - Давайте подумаем, не случайно ли заинтересовался Степаном Разиным художник.

   Ученики: - Нет, ведь Суриков – потомственный казак.

   - Картину «Степан Разин» Суриков написал в конце своей жизни. Несколько лет работал над ней, трудно она ему давалась. Художник не раз возвращался к ней  уже после того, как работа была показана зрителям.

  2. Обобщение по теме урока.

  Учитель: -Сегодня мы познакомились с жизнью и творчеством двух великих деятелей искусства В.М.Шукшина и В.И.Сурикова. Вспомните всё, о чём мы с вами узнали и подумайте, что общего между ними.

  Ученики  высказывают свои предположения. После их ответов можно на экране показать слайд с обобщением.

   Предполагаемые ответы:

  1. Интерес  к личности Степана Разина.
  2. Шукшин и Суриков – тезки.
  3. Оба из Сибири, один с Алтая, другой из Красноярска.
  4. Оба из простой семьи.
  5. Достигли успеха в творчестве, оставили яркий след в русской культуре.
  6. Любовь к Родине, к малой родине,
  7.  Интерес к истории народа.

IV. Рефлексия.  

   Учитель литературы: - На уроке вы узнали много нового. Что вам показалось интересным, что запомнилось? На партах у вас лежат листы бумаги  с недописанными предложениями. Продолжите эти предложения.

    Работа по группам.

    1 группа. О Василии Шукшине.

    Продолжи предложения:

    1. Я и не знал, что…

    2. Любопытно,что…

    3. Меня поразило, что…

    4. Интересно, что…

    5. Я горжусь тем, что…

    2  группа. О Василии Сурикове.

    Продолжи предложения:

  1. Суриков для меня…
  2. Картины Сурикова помогают…
  3. Интересно, что Суриков…
  4. Главная тема картин художника…
  5. Мне понравилось, что…

 3 группа. О Степане Разине.

Продолжи предложения:

  1. Степан Разин – это…
  2. Степан Разин запомнился тем, что…
  3. Основные качества героя…
  4. Разин  для Шукшина…
  5. Разин  для  Сурикова…

Учащиеся выступают от  своих  групп.

V. Домашнее  задание (по выбору)

 От учителя литературы:

  1. Прочитать  рассказ  В.Шукшина  «Стенька Разин» и сказку «До третьих петухов».
  2. Любителям кино посмотреть фильм В.Шукшина «Калина красная» и определить, в каком эпизоде фильма говорится о Разине.

От учителя Изо:

  1. Нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению.
  2. Выразить в  рисунках своё представление о С.Разине, опирась на услышанное на сегодняшнем уроке.