Волкова Венера Валериановна

Урок литературного чтения в 1 классе, «Школа России» Тема: Прошлое и настоящее нашей Азбуки. Цели и задачи: 1) познакомить детей с Кириллом и Мефодием – создателями славянских букв и славянской азбуки – Кириллицы; 2)формировать чёткое представление о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества; 3)способствовать развитию умения рассуждать, вести диалог, четко отвечать на поставленные вопросы; 4)воспитывать национальную гордость, интерес к историческому наследию русского и родного – чувашского народов. Наглядность и оборудование: для учащихся: учебник «Русская азбука», игрушка – телефон; для учителя: портреты Кирилла и Мефодия, первопечатника И.Фёдорова, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, великого учителя чувашского народа И.Я.Яковлева, лента времени, иллюстрации к произведениям известных писателей и поэтов, песочные часы, музыкальный центр, запись школьных песен, мультимедийный проектор, презентация к уроку. Ход урока. I. Организационная часть. Настрой к уроку. - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. II. Развитие навыков чтения и умения работать с книгой. Учитель: - Ребята, представьте, вы получили в библиотеке новую книжку или вам подарили ее. Как вы начнете работать по новой книжке? 1.Беседа с книжкой. Ученик: - Здравствуй, книжка. Давай знакомиться. Меня зовут … . Я знаю, кто тебя написал. Тебя написал … . Я знаю, где тебя издали. Тебя издали в … . Я с тобой хочу подружиться. Итак, я начинаю читать. 2.Минутка чтения. 3.Беседа о прочитанном со своими друзьями по телефону. Учитель: - С кем вы хотите поделиться о прочитанном? (Со своими друзьями) - Алло, здравствуйте, можно Аню? - Кто её спрашивает? - Это её подруга Эльза. - Подождите, сейчас. - Привет, Эльза! Слушаю тебя. - Я читала книжку. Она со сказками. Очень интересная. А ты чем занимаешься? - Я тоже читаю. У меня книжка про животных. Мне нравится читать про животных. - Продолжаем читать дальше. Ну, пока, Аня. - Пока, Эльза. III. Сообщение темы, целей урока. Учитель: - Ребята, вам интересно читать? (Да) - Хорошо уметь читать? (Да) - А почему вы так считаете? (Все сам узнаешь, не надо никого просить, ведь у родителей много дел. А с книг можно узнать обо всем на свете) - А ключики к чтению – это что? (Буквы) - Правильно. Без знания букв – мы неумейки. - А с буквами нас знакомит наша любимая …. (Азбука) – слайд№1 - Ребята, посмотрите на доску. Что вы там новое увидели? (Лента времени) - Что означает 2013? (Идет 2013 год) – слайд №2 - Ребята, а вы знаете, что в этом году наша Азбука отмечает юбилей? И этот урок я хочу посвятить нашей Азбуке, поговорить с вами о прошлом и настоящем нашей Азбуки. IV. Работа по теме урока. 1.Речь устная и письменная. Учитель: - Ребята, мы с вами беседуем, рассказываем друг другу разные истории. Как называется все это? (Устная) - Кто создал эту речь? (Народ) - Еще какую речь вы знаете? (Письменную) – слайды №3,4 - Вот об этом то мы сегодня узнаем подробно. 2. Об истории создания славянской азбуки. 1)Чтение рассказа «Первоучители словенские» (амурская методика: ученики читают за учителем) 2)Проверка понимания: - О ком рассказ? (О Кирилле и Мефодии) - Почему Кирилла и Мефодия называют первоучителями? (Они создали славянскую азбуку) - А что значит «славянская азбука»? (Азбука для славян: русских, украинцев, белорусов…) - Почему Кирилла и Мефодия называют равноапостольными? (Они как ученики самого господа, Иисуса Христа) 3)Вывод по рассказу. Учитель: - Какой вывод сделаете по рассказу? (Люди на Земле все равны. Значит, грамоту все должны знать.) – слайд №5 - А подробнее об этом узнаем из рассказов одноклассников. 1ученик. Наш народ умел пахать, да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты предки не ведали, не умели читать и письма писать. 2 ученик. В IX веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык. – Слайд №6 3 ученик. По просьбе славянского князя Константина греческий царь Михаил послал братьев к славянам. Братья Константин и Мефодий должны были рассказать им о святых христианских книгах. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл. 4 ученик. Кирилл решил написать книги, но для этого нужно было придумать славянские буквы. – Слайд №7 В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле, о древнерусской, Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом, Он писал из года в год Про великий наш народ. Учитель: - Кирилл много думал, работал. И вот азбука была готова. Как она называется? (Кириллица) – слайды №8,9 - Почему она так названа? (От имени Кирилл – автора азбуки) - Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Да, некоторые похожи на наши буквы) - Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. У буквы было имя. А – Азъ, Б – Буки, В – Веди… - А теперь мы называем буквы просто: а, бэ, вэ, гэ и т.д. V. Физкультминутка. (Под мелодию песни «Учат в школе» учитель называет буквы, а дети изображают их) VI. Продолжение работы по теме урока. 1.Учитель: - Часто Кирилла и Мефодия изображают идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им путь. 44 буквы – сестрицы смотрят на нас с этого свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. 2.Первый букварь. – Слайд №10. Учитель: - Ребята, посмотрите на ленту времени 1574 г. I В 1574 году великий русский человек Иван Федоров создал очень важное для своего народа. Что же это было? - Угадайте это слово по буквам. (Букварь) – слайд №11 - Чему же учились дети по этому букварю? ( Хорошо вести себя, слушаться родителей) - Заканчивался букварь молитвами и поучениями (хоровое чтение) – слайд №12: «Дитяти, слушайтесь своих родителей. Благо будет вам и долголетни будете на земле». 3.Работа в парах. Сообщения о великих русских писателях и поэтах, об учителе чувашского народа. – Слайд №13. Учитель: - Ребята, здесь портреты выдающихся писателей и поэтов, подготовьте сообщение в парах. Ответы: А.С.Пушкин – слава и гордость нашей Родины, родоначальник современного литературного языка. Он первым начал писать простым народным языком. Он нам подарил пять удивительных сказок, стихотворения о природе, о Родине…. Л.Н.Толстой – великий русский писатель, мудрый учитель, открыл школу для детей бедняков, сам обучал их, создал для них «Азбуку», нам нравится читать его рассказы-были. И.Я.Яковлев – создатель чувашского алфавита, букваря. Его мы называем великим учителем чувашского народа. 4. Работа по иллюстрациям. Учитель: - Из каких произведений иллюстрации? Сможете назвать автора? (1) «Курочка Ряба» - И.Я.Яковлев – слайд№14, 2) «Лев и собачка» - Л.Н.Толстой – слайд №15, 3) «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С.Пушкин – слайд №16, 4) «Айболит» - К.И.Чуковский – слайд №17, 5) «Сентти» - К.В.Иванов – слайд №18, 6) «Дядя Стёпа» - С.В.Михалков - слайд №19, 7) «Вини Пух» - Б.В.Заходер – слайд №20) 5. Дополните. Учитель: - Кощей - … (Бессмертный) - Василиса … (Прекрасная) - Братец - … (Иванушка) - Змей - … (Горыныч) - Мороз - … (Красный Нос) - Крошечка - … (Хаврошечка) - Мальчик - … (Спальчик) VII. Подведение итогов урока. 1. Игра «Корреспондент» Учитель: - У нас в гостях корреспондент местной районной газеты «Родной край» (под мелодию школьной песни). Ученик корреспондент: - Что было интересного для вас на уроке? А что нового узнали? 2.Стихотворение В.Берестова «Читалочка» Учитель: -Завершим урок стихотворением В.Берестова «Читалочка» Слайд №21.

Добавить запись

Защита от спам-роботов