«Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя и педагога-предметника?»

Михалдыкина Надежда Анатольевна

 

.

Какие бы реформы не проводились в российском образовании, какие бы новые подходы ни отыскивались, какие бы модные понятия не вводились в педагогический обиход, нам никуда не уйти от самого главного вопроса воспитания.

Время обучения это взросление ребенка, а пространство такого взросления есть жизнь и отношения в школьном коллективе. Главное в психологическом развитии ребенка на протяжении детства становление личностью. Ребенок неуклонно превращается из открывателя для себя и потребителя накопленной человечеством сокровищницы опыта в творца такого опыта, создающие материальные ценности, и в этом опыте кристаллизуются и новые богатства человеческой психики. Сам этот путь личностного становления ребенка предстает как последовательное самоосвобождение от непосредственного влияния окружающей среды и превращение в активного преобразователя и этой среды, собственной личности. Обретение нового состояния усиливает его уважение к себе и ожидание уважения окружающих.
Обеспечение каждому ребенку перспективы углубления самоуважения и окружающих одна из важнейших задач педагогического коллектива. Она в первую очередь решается педагогом лично посредством выражения уважительного отношения к растущей личности. Как подчеркивают выдающиеся педагоги, демонстрировать уважение к ученику - это значит:
-признавать его особость и уникальность как факт, как нормальное явление и во взаимодействии с ним исходить из нее;
-видеть в ученике достойного собеседника, считать нормой проявление его точки зрения, принимать ее вдумчиво и всерьез;
-внимательно слушать ребенка, не теряя надолго его глаз, не давить взглядом, слушать его внутреннее состояние при говорении;
-не торопить ребенка, при оформлении своих мыслей в высказывания, при формулировании суждений.
Важно снять все ожидаемые ребенком риски общения с учителем:
-оформлять у себя искреннее отношение к ребенку, обеспечивающее его доверие к наставнику;
-при обсуждении детских проблем указывать на аналогичные собственные затруднения и способы их преодоления;
-ценить откровенность ребенка и хранить тайну его исповеди;
-не принижать его личность, особенно в глазах сверстников и родителей;
-избегать назойливого оценивания его поведения;
-при необходимом же оценивании убедительно авансировать ребенка - не словесными подачками, а основательным суждением.

Взросление детей не простое время не только для родителей, учителей, но и для самого ребенка. Внутреннее беспокойство, часто противоречивые желания, бурное проявление капризного своеволия,желание действовать вопреки правилам, упрямство и молодая заносчивость все это с резкими переходами от одного к другому, свойственно взрослеющей личности. И этой взрослеющей личности необходимо понимание взрослых, разъяснение ее же собственного состояния, выражение любви и веры в нее. Нужно в данной ситуации согласовать, объяснить благие намерения всех воспитателей учителей и родителей, привести их в более или менее гармоничное единство, снять напряжение в отношениях ребенка и к ребенку. Эта важнейшая задача одна из нелегких в воспитательном процессе для педагогов и, особенно для классного руководителя, которому надо терпеливо и грамотно решать сложнейшие проблемы.

Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

Из чего складывается сотрудничество с родителями:

– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

 – Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы.

– Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома. – Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

 – Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.

 – Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.

 – Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Еще одним условием успешного взаимодействия учителей ,классного руководителя, ученика и родителей на мой взгляд является выработка единых требований к

-внешнему виду учащихся,

-поведению на уроке, перемене, внеклассных мероприятиях,

-- по сохранению школьного имущества, это то ,что касается поведения,

- к устной и письменной речи учащихся (чтобы ребенок понимал за что ему поставлена , та или иная оценка),

- к ведению тетрадей и так далее.

Требования к ученикам

1. Учебные занятия  начинаются в 8.30 и проходят согласно расписанию, в котором отражено время начала и окончания уроков и внеклассных мероприятий.

2. В случае отсутствия  на занятиях или плановых  мероприятиях ученик  должен предоставить объяснительную записку

3. Если учащемуся необходимо уйти домой раньше окончания обязательных занятий по причине недомогания или семейным обстоятельствам, ему необходимо оформить в учебной части отпуск с уроков в дневнике, подписав его у классного руководителя или преподавателя

4. В случае опоздания ученик  должен после урока объясниться с учителем по поводу опоздания. Причины опоздания более чем на 10 минут должны быть представлены в форме объяснительной записки на имя классного руководителя  в тот же день.

5. Отсутствие учеников  на занятиях по причинам участия в выставках, учебных поездках и репетициях, выполнения  заданий и т.п. допускается лишь в исключительных случаях и заблаговременно оформляется соответствующим образом в учебной части

6. Находясь на территории школы , ученики  обязаны соблюдать нормы поведения воспитанных молодых людей, уважающих правила и традиции своего учебного заведения, высоко ставящих собственное достоинство, равно как и достоинство своих товарищей, преподавателей, сотрудников и посетителей школы. Ученикам  запрещается мусорить в помещениях и на территории, неуважительно относиться к замечаниям и требованиям представителей администрации, преподавателей и сотрудников школы. Курение в школе  категорически запрещено

7. Придерживаясь общепринятых правил  поведения, ученики в начале каждого занятия обязаны стоя приветствовать преподавателя, а также появление в аудитории других взрослых. Необходимо помнить, что заканчивать учебные занятия и покидать аудиторию после звонка учащиеся могут только с разрешения преподавателя

8. Во время занятий ученики  должны заниматься исключительно учебной деятельностью, не мешая работе своих товарищей и преподавателей

9. Ученики  не должны своими действиями причинять материальный ущерб имуществу, мебели и оборудованию школы.

10. Общепринятым правилом  должно быть посещение занятий аккуратно одетыми, в опрятной, желательно делового стиля, одежде и обуви.