Факультативное занятие по математике

Копылова Елена Олеговна
Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний,развитие интереса учащихся к предмету,развитие их математических способностей,привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой,воспитание и развитие их инициативы и творчества. Программа факультативных занятий по математике составлена так,что все вопросы ее могут изучать синхронно с изучением основного курса в школе. В тех случаях,когда в данном классе основной курс математики ведет один учитель,а факультативный-другой,изучение тем факультатива может проводиться независимо от основного курса программы (в этом случае изучение тем может проводится с некоторым запозданием по отношению к основному курсу программы). По существу факультативные занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения. В какой бы форме, и какими бы методами не проводились факультативные занятия по математике, они должны строиться так, чтобы для учащихся быть интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность школьника для формирования устойчивого интереса к своему предмету. Основными формами проведения факультативных занятий по математике являются семинары,собеседования(дискуссии),решение задач,рефераты учащихся как по теоретическим вопросам,так и по решению цикла задач,математические сочинения,доклады учащихся и т.д. Однако учителю не следует отдавать предпочтения какой-либо одной форме или методу изложения.Надо помнить,что на факультативных занятиях самостоятельная работа учащихся должна быть ведущей,следует чаще применять решение задач,чтение учебной и научной литературы. Одной из возможных форм ведения факультативных занятий по математике является разделение каждого занятия на две части.Первая часть посвящается изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям творческого и практического характера.По окончанию этой части учащимся предлагается домашнее задание по изучению теории и ее предложений.Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач повышенной сложности и обсуждению решений особенно трудных или интересных задач.Эта форма проведения факультативных занятий может способствовать успешному переходу от форм и методов обучения в школе к формам и методам обучения в высших учебных заведениях. Естественно также при проведении факультативных занятий в основном используются методы изучения ( а не обучения) математики,а также проблемную форму обучения. Если изучается трудный для учащихся вопрос,то целесообразно после его изучения предложить учащимся сначала поработать с учебником,затем разобрать совместно решение нескольких ключевых задач и только затем предложить учащимся упражнения для самостоятельной работы(по проведению новых правил и теорем).