Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающей семье

Адиятулина Светлана Геннадьевна

Служба по устройству детей в семью

Тема видео-семинара «Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в

замещающей семье»

Служба по устройству детей в семью совместно с органами опеки организует кризисное сопровождение опекаемых детей, находящихся в кризисной ситуации.

Основная часть

  • Актуальность профилактики и сопровождения замещающей семьи в кризисной ситуации.

Приоритетной формой воспитания детей в нашей стране является семейное воспитание, поэтому в настоящий момент развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей как: усыновление, опека, приемная семья. Ведь только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его успешной жизни в будущем.   Однако, родители, принимающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в свою семью, не всегда имеют достаточные родительские навыки, в следствие чего возникают трудности на этапе адаптации ребенка, а так же при прохождении возрастных кризисов, поэтому очень важно правильно организовать сопровождение замещающей семьи.

Будущее опекаемых и приемных детей, находящихся в семьях на воспитании, зависит от того, насколько успешно будут решены их проблемы. Для обеспечения условий эффективной, многосторонней и своевременной помощи приемным семьям Лискинского, Аннинского и Бобровского районов

Службой по устройству детей в семью разработана программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.

Специалисты, осуществляющие сопровождение ЗС:

  1. Педагоги-психологи
  1. Социальные педагоги
  1. Учитель-логопед
  2. Педагог дополнительного образования

     Профессиональная грамотность специалистов Служб позволяет находить индивидуальный подход к решению конкретных проблем, волнующих замещающие семьи, а также осуществлять работу по профилактике вторичного сиротства.

           Сопровождение – позволяет решать проблемы развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психологического развития ребенка, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его замещающими родителями.

ВИДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ замещающих семей

  • адаптационное, базовое, кризисное, экстренное.

На базовом и адаптационном уровнях происходит информирование, просвещение, общение и поддержка ЗС.

Адаптационное – оказание помощи замещающей семье во время процесса адаптации принятого в семью ребенка и членов замещающей семьи, оказавшихся в новых изменившихся условиях в связи с приемом ребенка в семью.

Базовое – удовлетворение потребностей замещающей семьи в информировании и просвещении, общей психолого-педагогической и социальной поддержке и общении.

Экстренное – купирование острых кризисных (внутрисемейных) ситуаций, возникающих в рамках семейной системы и влекущих за собой отказ от ребенка.

Кризисное – способствует предупреждению прекращения функционирования замещающей семьи, оказавшейся в критической ситуации, направленной на устранение противоречий между интересами ребенка, переданного на воспитание в семью, и интересами замещающих родителей.

        Работая с замещающей семьей, мы оцениваем уровень благополучия приемного ребенка в ЗС: как удовлетворены потребности развития ребенка, уровень родительской компетентности; факторы семьи и ее окружения. Если кризис в семье выявлен, то мы начинаем работу «со случаем».

Кризисное сопровождение замещающей семьи методом «ведения случая» включает в себя:

  1. Выявление и предупреждение семейного кризиса с помощью диагностики:

– диагностика семейной системы;

– диагностика взаимоотношений;

– диагностика индивидуальных особенностей членов семьи;

– мероприятия индивидуальной программы сопровождения,

направленные на разрешение проблемной ситуации в семье.

  1. Оказание своевременной профессиональной помощи семье в разрешении возникшей проблемы:

– стимулировать у семьи мотивацию самопознания и самосовершенствования через беседы;

– предупредить отказ от ребенка, переданного на воспитание в семью;

– первичная диагностика кризисной ситуации;

– первичная диагностика проблемного поля и ресурсов семьи;

– оказание кризисной психологической помощи;

– мероприятия индивидуальной программы сопровождения, направленные на разрешение проблемной ситуации в семье, которые проводятся отдельно с ребенком, с замещающим родителем, а затем совместно с замещающей семьей.

ПРАКТИКА.  Ведение документации

Информацию о наличии кризисной ситуации в семье специалисты Службы получают либо непосредственно от самих замещающих родителей, либо от органов опеки и попечительства.

           Получив информацию о кризисе в ЗС начинается оформление заявки на оказание комплексной социально-психологической помощи, в которой указывается

- от кого получена информация

- дата поступления заявки

- ФИО ребенка и замещающего родителя

- Учебное заведение где учится приемный ребенок

- Адрес проживания

- Краткая информация о ситуации в семье

Порядок оказания комплексной социально-психологической помощи

  1. Сбор предварительной информации о ситуации, оценка ресурсов (

- сбор сведений о семье из органов опеки и попечительства и учебного заведения где учится ребенок)

- далее устанавливается контакт с семьей и мотивирование ее на сотрудничество

  1. Составление плана деятельности Службы по данному случаю

- совместное обсуждение специалистами Службы поступившей информации

- формирование выездного состава (по необходимости)

- подготовка диагностического материала

3. Выезд специалистов Службы

- встреча с детьми и приемными родителями по месту пребывания детей (дом, приют)

- выявление существующих проблем

- проведение психолого-педагогического обследования (наблюдения, психологического тестирования, анкетирования, беседы) с приемным родителем и детьми

4. Непосредственное оказание социально-психологической помощи

- обработка и анализ результатов психолого-диагностического обследования

- консультации специалистов, по заявленной проблеме

- составление плана кризисной помощи приемной семье

- предоставление информационно-просветительского материала

- информирование об учреждениях и организациях, оказывающих помощь семье и детям

- подписание акта выполненных работ

5. Составление отчета по данному случаю

6. Заключение специалистов Службы

7. Риски

8. Рекомендации

9. Вывод

10. Заключение договора об оказании услуг по сопровождению ЗС (при необходимости)

             Диагностика, которая используется нами на этапе выявления семейного кризиса - «Технологическая карта» (см. Приложение 1. Программы, с.22)

        Технологическая карта оценки функционального состояния семьи. Мать. Отец. Параметры: Привязанность ребенка к замещающим родителям, сколько времени опекуны проводят с ребенком, пользуются ли расположением у него, что влияет на ребенка, способна ли замещающая семья обеспечить основные потребности приемного ребенка, социальная адаптация опекаемого, особенности общения с детьми, наличие значимого окружения, эмоциональное состояние ребенка в семье, особенности поведения, особенности контакта со специалистами.

        

Ответы со знаком + и -, складываем все единицы, выводим общий балл. -1 говорят о зоне риска. Определяется общий балл по таблице результатов.

     По результатам процедуры обследования личностных особенностей, психологической безопасности и комфортности среды проживания ребенка/детей в замещающей семье, определяется уровень базовый, кризисный или экстренный.

    Индивидуальный план кризисного сопровождения замещающей семьи (составляется после коллегиальной консультации специалистов)

В который входит:

- ФИО Заказчика

- ФИ детей

- категория семьи (приемная мать одиночка, семья пенсионеров и т.д.)

- цель сопровождения

- задачи

Наименование мероприятия/с кем проводится мероприятие

           Сроки проведения (3 месяца, т.к. работа с кризисом)

           Ответственный специалист

           Результат

  1. Диагностика (первичная, промежуточная, итоговая) приемных родителей и детей для выявления особенностей внутрисемейных отношений
  2. Разработка стратегий и мероприятий кризисного сопровождения замещающей семьи
  1. Консультации и беседы с приемными родителями. Беседы с приемными детьми
  2. Профилактико-просветительская работа с замещающей семьей
  3. Коррекционно-профилактическая работа по улучшению детско-родительских взаимоотношений в приемной семье через участие в:

- тренингах;

- досуговых мероприятиях;

- конкурсах

Расписывается зам. родитель и все специалисты, работающие с ЗС

     На каждую замещающую семью, находящуюся в кризисной ситуации, составляется ИПС ЗС (индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи), в которую входят мероприятия социально-педагогической, психолого-педагогической и логопедической помощи ЗС. (мероприятия, сроки, ответственный, результаты проводимых мероприятий, отметка об исполнении)

1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

-  Прием первичной информации о семье. Согласование даты первичного собеседования с семьей

-  Первичное собеседование с семьей и заключение договора о сопровождении.

Запись информации в алфавитную книгу; журнал регистрации заявлений лиц, обратившихся для сопровождения замещающих семей; журнал учета договоров по сопровождению замещающих семей

 2 этап ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

-  визит в семью:

- установление контакта со всеми членами семьи;

- заполнение акта посещения замещающей семьи;

- заполнение «Карты семьи»

3 этап СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ   

-  Обсуждение и составление с семьей плана сопровождения замещающей семьи

-  Согласование плана сопровождения на коллегиальной консультации (КК)

-  Оказание поддержки семье по запросам и актуальным потребностям в соответствии с планом сопровождения

-  Проведение online - встреч группы поддержки замещающих семей в социальной сети «Одноклассники» и мессенджерах WhatsApp и VK

-  Консультирование семьи по организации досуга и расширению позитивных социальных связей, вовлечение семьи в досуговые мероприятия

-  Консультирование по вопросам социальной защиты, здоровья детей и юридическим вопросам

4 этап МОНИТОРИНГ

-  Мониторинг состояния приемного ребенка в семье и динамика адаптации семьи

-  Проведение коллегиальной консультации специалистов службы по устройству детей в семью по итогам мониторинга

Способы отслеживания эффективности оказанной помощи

· Диагностика и мониторинг детско-родительских отношений, эмоциональной и личностной сферы ребенка и приемных родителей.

· Диагностика готовности к самостоятельной жизни.

· Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье.

· Беседы, анкетирование, наблюдение.

            Если замещающей семье необходима помощь учителя-логопеда, то в условиях пандемии особенно актуально оказывать ее дистанционно.

Как часто родители встречаются с нежеланием ребёнка не просто узнавать что-то новое, развиваться, повышать свою грамотность, конфликты вызывают обычные школьные требования, вплоть до очередной просьбы почитать.

       Интерактивные методы работы всегда привлекали детей, поэтому используем в своей работе платформу Яндекс.Учебник. Это отечественная бесплатная платформа для работы с детьми старшего дошкольного и школьного возраста. В период пандемии этот сервис был включен в список рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации. Так с детьми дошкольниками и учениками младшего школьного возраста я использую курс «Витамины для чтения». Курс состоит из 12 основных и 12 дополнительных занятий для профилактики у детей проблем с чтением. Это не значит, что я использую все занятия, моя работа строится в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка.

Курс направлен не только на отработку навыка чтения, но и на развитие психических функций, представлены задания на развитие внимания, слухового, зрительного восприятия.

Для детей старше 9 лет используются задания из тем по морфологии, синтаксису, орфографии, развитию речи.

Сервис представляет ещё одну интересную возможности – это онлайн-диктанты в Яндекс.Учебнике. Ребёнок заходит на сайт Яндекс.Учебника и видит диктант, который назначен учителем-логопедом, включает диктовку и набирает текст в специальном поле. При диктанте сохраняются две важные составляющие «традиционного» диктанта: написание цельного текста под диктовку и восприятие на слух.

 Информация по количеству и типу ошибок и опечаток видит, как учитель-логопед, так и ребёнок. Система даёт краткие комментарии к каждой ошибке.

 Курс «Работа с информацией» - прекрасная возможность для всестороннего развития детей. На платформе сделан акцент на чтение с целью получения и использования информации.  

 Для этого используются художественные и информационные тексты, формат текстов довольно разнообразен, используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, схемы, и т.д.  Особый интерес вызывают игры-квесты.

Программа позволяет адресно работать с проблемами ребёнка в режиме онлайн, отследить

  1. Количество затраченных попыток
  2. Время решения задания
  3. Факт решения (верно/не верно)
  4. Трудности у ребёнка.
  5. Трудности с карточкой.

            Чаще всего в работе с детьми из замещающих семей используем курс «Витамины для чтения». Не со всеми заданиями ребята справляются сразу. Но постепенно занятия способствуют формированию у детей учебной мотивации, а также развивают навык обучения в цифровой среде.

        Профилактическая работа специалистов по предупреждению возникновения трудностей в замещающих семьях ведется в нескольких направлениях:

  1. Информационно-просветительская работа, направлена на повышение педагогической компетенции замещающих родителей c помощью различного информационно-просветительского материала: буклетов, памяток, рекомендаций, таких как:

- Почему дети уходят из дома?

- Подростковый суицид

- Подростковая наркомания

- Хулиганство как особый вид правонарушений

- Мстительность

- Воровство

- Взросление, подготовка ребенка к самостоятельной жизни и т.д.

  1. Консультативная индивидуальная и групповая работа проводится через родительский чат в одноклассниках на страничке «Служба Бобров», в WhatsApp в группе «Беседка замещающих родителей», в ВК где общее кол-во ЗС на данный момент составляет 113 семей. Мы предлагаем ЗР различные кейсы для мозгового штурма, тем самым активизируем, мотивируем и корректируем их. Родители рассуждают, выслушивают мнения других ЗР и делятся опытом.
  1. Коррекционная работа проводится на выездах в семью:
  • с замещающей семьей (фото Жар-птица/техника рисования жидким тестом; Дядя Мух-использовалась ролевая постановка сюжета; упражнение на слайде «Связующая нить»), так же замещающие семьи включаем в праздничные мероприятия, мастер-классы, конкурсы по ИПС(программе) в соответствии с ИП(планом.)

Все это способствует улучшению ДРО (детско-родительских взаимоотношений).

  • с детьми используются различные упражнения на снижение эмоционального напряжения в условиях сенсорных комнат, а на выезде используется арт терапия, упражнения на развитие коммуникативных навыков, работу с установками.
  • с родителями проводятся круглые столы, во время консультаций используются тренинговые упражнения.

 Упражнение для родителей «Мама-камыш и дети - камышата»

Практические упражнения на осознание родителем (опекуном) важности своего 

личного примера для ребёнка:

(фото упр. «Мама – камыш и дети – камышата». Вывод: не важно, что вы не кровный родитель, не надо пенять на генетику, вы так же являетесь примером подражания для приемного ребенка.

В коррекционной работе используем сборник программ «Технологии психологического сопровождения семьи, принявших ребенка/детей на воспитание» под редакцией О.И. Байдаровой и С.В. Комаровой. Г. Москва, 2016 г.

 

         Профилактике вторичного сиротства способствует проведение плановых тренингов с замещающими родителями по предотвращению их эмоционального выгорания.

ролик «Шкатулка радости»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ реализации программы сопровождения ЗС в кризисной ситуации определяется по следующим критериям:

1. Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития).

2. Удовлетворенность ребенка и замещающей семьи.

3. Уменьшение возвратов детей из приемных семей.

 

Эффективность работы деятельности Службы г. Бобров.

                Представляем вашему вниманию анализ проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи. В опросе приняли участие 55 семей. Большая часть замещающих родителей (45) признают, что они недостаточно компетентны в вопросах педагогики и психологии. Следующей трудностью по частоте выборов является социальная адаптация детей, так ответили 35 Замещающих родителей. Эмоционально-поведенческие проблемы отметили 11семей. Одинаковое количество выборов посвящено проблемам здоровья, речевым проблемам и трудностям социализации детей. 4 семьи отметили проблемы межличностных отношений. И 3 замещающие семьи пожаловались на проблемы психологического здоровья ребенка.

              Практика показывает, что кризисные ситуации чаще всего возникают в семьях из-за незнания психологических особенностей возраста приемных детей и незнания или нежелания проявлять компетентный подход в родительско-детских отношениях.

Что может привести к повторным отказам от приемного ребенка

Эффективность работы специалистов Службы с кризисными ситуациями в замещающих семьях свидетельствует - отсутствие возвратов приемных детей из замещающих семей.

На диаграмме показано количество кризисных ситуаций в 2019, 2020, 2021 годах.

            О положительной динамике развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития) свидетельствует ноль отказов в 2019-2020 году, а в 2021 году мы отметили 1 случай, с этой семьей на данный момент проводится работа.

РЕФЛЕКСИЯ

          Комплексное взаимодействие специалистов Службы по устройству детей в семью и мобильной службы с участием органов опеки позволяет нам осуществлять эффективно работу по решению и профилактике кризисных ситуаций в замещающих семьях.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КГБУ «Яровской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Кризисное (экстренное) сопровождение. педагог-психолог I категории Адиятулина Светлана Геннадьевна

Слайд 2

Модель сопровождения ребёнка центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей СЛУЖБА СОДЕЙСТВИЯ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬИ ГРАЖДАН РФ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА 7,5 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК КРОВНЫЕ РОДИТЕЛИ ПМПк РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ СЛУЖБА оказания помощи в социальной адаптации ВЫПУСКНИКОВ ПМПк социальная адаптация Подготовка замещающих родителей Кризисное сопровождение

Слайд 3

Критерии ❒ Замещающая семья, переживающая острые проблемы, в том числе: острое горе (потеря членов семьи или иных близких); острые психологические травмы; развод замещающих родителей; наличие высокого риска суицида у кого-либо из членов семьи; конфликты и нарушение родительско-детских отношений; нарушения школьной адаптации у детей, обусловленные психологическими причинами, и др. ❒ Опекаемый ребенок, имеющий острые проблемы в замещающей семье и школе, в том числе: переживающий острое горе (потеря близких); развод замещающих родителей; наличие суицидального поведения; имеющий выраженное нарушение школьной адаптации, обусловленное психологическими причинами; переживающий кризисные проблемы подросткового возраста и др.

Слайд 4

Краткосрочное кризисное консультирование семей Этапы Этап 1. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА И ПРОЯСНЕНИЕ СИТУАЦИИ Цель. Формирование условий для оказания психологической помощи Продолжительность от 1-й до 3-х недель Этап 2. ПРОРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ Цель: Преодоление кризисной ситуации. Продолжительность от 2-х до 4-х недель Этап 3. ПОИСК РЕСУРСОВ СЕМЬИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА И ЗАВЕРШЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Цель: Закрепление в повседневной жизни достигнутых результатов. Продолжительность от 2-х до 3-х недель Этап 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ КРИЗИСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Цель: Осуществление контроля качества оказания кризисного сопровождения, оказание профессиональной поддержки специалисту. Продолжительность : весь период оказания услуги

Слайд 5

Краткосрочное кризисное консультирование семей Описание этапов и мероприятий Этап 1. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА И ПРОЯСНЕНИЕ СИТУАЦИИ Мероприятие Проведение консультативного приема Описание: Установление психологического контакта происходит за счет эмпатического слушания замещающего родителя, создания консультантом условий для отреагирования им болезненных переживаний, оказания психологической поддержки. На этом этапе выдвигаются предварительные гипотезы возникновения проблемы, происходит ее переформулирование, обсуждаются возможные направления работы по преодолению кризисной ситуации. В итоге специалистом составляется план мероприятий и с замещающим(и) родителем(лями) должен быть составлен график посещения мероприятий (индивидуальных и групповых). План должен содержать информацию о том, на что предполагается направлять усилия специалиста и замещающей семьи, что должен делать психолог, чего он ожидает от получателя психологической помощи. Основное внимание специалиста должно быть направлено: ❒ На кризисную ситуацию и особенности ее проживания членами семьи ❒ На эмоциональное состояние участников консультации ❒ На проявления внутрисемейных отношений, которые помогают или препятствуют преодолению кризисной ситуации

Слайд 6

Краткосрочное кризисное консультирование семей Описание этапов и мероприятий Этап 2. ПРОРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ Мероприятие Проведение консультативного приема Описание: Основные направления работы специалиста на данном этапе: ❒ Выявление когнитивных искажений, связанных с кризисной ситуацией ❒ Помощь в преодолении негативных эмоциональных переживаний ❒ Обсуждение возможных способов преодоления кризисной ситуации ❒ Выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения психологического кризиса, и их коррекция ❒ Активизация установки членов семьи на активное участие в разрешении кризисной ситуации В тех случаях, когда замещающий родитель или опекаемый ребенок не могут справиться с кризисной ситуацией самостоятельно, специалист должен организовать работу с ближайшим окружением ребенка и замещающей семьи (с целью смягчения кризисной ситуации и поисков новых ресурсов для ее преодоления).

Слайд 7

Краткосрочное кризисное консультирование семей Описание этапов и мероприятий Этап 3. ПОИСК РЕСУРСОВ СЕМЬИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА И ЗАВЕРШЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Мероприятие Проведение консультативного приема Описание: Основные направления работы специалиста на данном этапе: ❒ Повышение родительской компетентности и уверенности в себе как в родителе ❒ Обучение родителей нетравмирующим способам общения с ребенком, в том числе, в кризисных ситуациях (открытым формам проявления чувств, прямым высказываниям, позитивному подкреплению успехов ребенка и др.) ❒ Обучение навыкам самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок по отношению к проблемам ребенка В конце проведения консультаций данного этапа специалист совместно с замещающими родителями подводит итоги работы и составляет план действий по закреплению в повседневной жизни нового опыта родителей в преодолении кризисных ситуаций, по взаимодействию с опекаемым ребенком. Специалист должен договориться с замещающими родителями о приемлемых для них формах дальнейшего контроля и поддержки семьи.

Слайд 8

Краткосрочное кризисное консультирование семей Описание этапов и мероприятий Этап 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ КРИЗИСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Мероприятие Самооценивание специалиста и подготовка к представлению случаев на супервизии. Прохождение специалистами супервизии. Описание: Самооценивание специалиста и подготовка к представлению случаев на супервизии Прохождение специалистами супервизии Посредством супервизий контролируется достижение и поддержание необходимого качества оказанного кризисного сопровождения. При подготовке к супервизии специалист самооценивает свою работу, анализирует трудные случаи в работе, профессиональные трудности, возникающие при оказании экстренной помощи. Затем подготавливает случай к обсуждению с супервизором. В ходе супервизии осуществляется обсуждение трудных случаев из практики специалиста, результатов, проводится анализ проделанной работы. Специалист получает рекомендации по преодолению своих профессиональных трудностей. Проведение супервизий приводит к уменьшению риска возникновения и развития эмоционального выгорания специалистов. Большое внимание супервизор уделяет обучению специалиста методам самоконтроля и самопомощи, методикам психологической разгрузки и др.

Слайд 9

Опекаемые дети и замещающие семьи, нуждающиеся в кризисном сопровождении, испытывают потребности в следующих видах психологической помощи и поддержки ❒ Совладание с кризисной ситуацией, с тяжелыми переживаниями ❒ Психологическая поддержка ❒ Повышение психологической компетентности по теме родительско-детских отношений ❒ Овладение способами разрешения кризисных ситуаций, улучшения семейных отношений

Слайд 10

Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи (экстренный уровень сопровождения) из опыта работы Мероприятия по психологической помощи семье Экстренная психологическая помощь: Диагностика родителя (опекуна): Анкетирование; Наблюдение; ДРО Варга-Столин; проективная методика ДДЧ. Диагностика ребёнка: «Акцентуации» Шмишек; «Сексуальный профиль» Айзенк; «Тип темперамента» Айзенк. Консультирование «Ошибки семейного воспитания», «Правила общения с ребёнком» Интенсивная семейная терапия : Тренинг для родителей и детей «Учимся быть счастливыми» Тренинг по преодолению эмоционального выгорания (для опекуна): Занятия по программе для родителей «Моя семья» Н. Ефимова: «Познай своё родительское «Я» (Цель: определить своё отношение к процессу воспитания детей), «Психологический климат семьи» (Цель: смоделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи) Тренинг по преодолению эмоционального выгорания (для опекаемого): Занятия по программе коррекции детско-родительских отношений «Связующая нить» Н. Григори: «Агрессия и гнев» (Цель: осознание состояния агрессии и гнева, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний), «Душевная погода» (Цель: Раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе, повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия). Участие родителя(опекуна) и опекаемого в празднике центра «День матери»

Слайд 11

Фото-отчёт

Слайд 12

Прогнозируемый результат Нивелировано влияние острой стрессовой ситуации (психологической травмы, острого конфликта) на семью (приемного ребенка, детей) (полностью, частично, изменений не произошло), нивелированы нарушения поведения у приёмного ребёнка (детей), спровоцированные острой стрессовой ситуацией (полностью, частично, изменений не произошло), повысился уровень стрессоустойчивости у семьи в целом (повысился, изменений не произошло, понизился), у приёмного ребёнка (повысился, изменений не произошло, понизился), повысился уровень сплочённости и взаимной заботы в семье (полностью, частично), повысился уровень психологической поддержки семьи ( повысился, изменений не произошло, понизился), восстановлены психофизические ресурсы опекуна (полностью, частично), восстановлена (сформирована) потребность опекуна в продолжении опеки над приёмным ребёнком (полностью, частично, не восстановлена), приёмный ребёнок (дети) реинтегрирован в семью опекуна (полностью, частично, на восстановлена). (нужное подчеркнуть)

Слайд 17

Упражнение «Мама-камыш и дети – камышата»



Предварительный просмотр:

КГБУ «Яровской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Кризисное (экстренное) сопровождение.

педагог-психолог Адиятулина С.Г.

тезисы


1. Кризисное сопровождение в структуре Модели сопровождения ребёнка центром

    помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Работа в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предполагает наличие общего понимания у специалистов содержания этой работы, задач, которые решаются разными специалистами в ходе реабилитационного, адаптационного процессов, необходимости специальной организации взаимодействия между психологами, воспитателями, социальными педагогами, администрацией детского учреждения и Службами сопровождения.

Учитывая содержание методических пособий под редакцией М.С. Мартыновой, адресованных специалистам, оказывающим практическую помощь детям: психологам, педагогам, социальным педагогам, предлагаю модель – матрицу для слаженного функционирования центра.

Служба сопровождения замещающих семей совместно с органами опеки организует кризисное сопровождение опекаемых детей, нуждающихся в государственной защите, и их замещающих семей, находящихся на ранней стадии кризисной ситуации.

2. Этапы и мероприятия психологического сопровождения кризисной ситуации

Четыре этапа нацелены на формирование условий для оказания психологической помощи, преодоление кризисной ситуации, закрепление в повседневной жизни достигнутых результатов и осуществление контроля качества оказанного кризисного сопровождения, оказание профессиональной поддержки специалисту.

Мероприятия:

  1. Консультативный приём. Краткосрочное кризисное консультирование может проводиться в форме индивидуальной работы с родителями(опекунами) и ребенком, а также в форме семейного консультирования. Краткосрочное кризисное консультирование предполагает ограниченное количество консультаций – до 10-ти.
  2. Самооценивание специалиста и подготовка к представлению случаев на супервизии. Прохождение специалистами супервизии.

3. Мероприятия по психологической помощи семье из индивидуальной программы

    сопровождения замещающей семьи (экстренный уровень сопровождения)  

    опыт работы

С одной семьёй было проведено 8 индивидуальных встреч (диагностика, консультации, коррекционные занятия) и 2 групповых встречи (тренинг и включение в конкурсную программу праздника). О выходе семьи из кризиса можно будет говорить через год. На данный момент промежуточный результат экстренного сопровождения замещающей семьи таков: потребность опекуна в продолжении опеки над приемным ребенком полностью восстановлена, приемный ребенок реинтегрирован  в семью опекуна полностью.

4. Практические упражнения на осознание родителем(опекуном) важности своего  

    личного примера для ребёнка:

«Мама – камыш и дети – камышата»

«Указательный палец».

                                                                                             



Предварительный просмотр:

КГБУ «Яровской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Мотивы «плохого» поведения воспитанников

Пути эффективного взаимодействия

Мотивы плохого поведения

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей (взрослых), внимание в большинстве случаев уделяется не хорошему, а плохому поведению

Мода на «сильную» личность, отсутствие конструктивного подчинения в окружении подростка

Рост насилия в семье и в обществе в целом

Слишком высокие ожидания и требования со стороны педагогов и родителей (взрослых)

Сущность поведения

Получать особое внимание

Ты мне ничего не сделаешь

Вредить в ответ на обиду

Не буду и пробовать, всё равно не получится

Сильные стороны

Потребность в общении  с педагогом

Смелость, сопротивление влияниям.

Способность защищать себя от боли и обид.

Нет

Реакция педагога

ЭМОЦИИ

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение

Профессиональная беспомощность

Реакция педагога

ИМПУЛЬС

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакция ребёнка

Временно прекращают

Прекращают выходку, когда захотят

Попадают в зависимость от педагога

Продолжают ничего не делать

Способы предотвращения

Учить детей просить внимание приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с ребёнком по принципу заботы о нём

Поддержка ребёнка, чтобы его установка «я не могу» сменилась на «я могу»

Составитель _______________________________________педагог-психолог Адиятулина С.Г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений как условие профилактики самовольных уходов воспитанников детских домов и школ-интернатов Адиятулина Светлана Геннадьевна педагог-психолог Служба по устройству детей в семью КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот с ОВЗ»

Слайд 2

Побег из дома – это глобальная катастрофа в масштабах личности ребенка и подростка.

Слайд 3

ЭМАНСИПАЦИОННЫЕ ПОБЕГИ – это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений, ребёнок желает "свободной", "весёлой" и "лёгкой " жизни. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями. Начало этих побегов приходится в основном на возраст 12-15 лет.

Слайд 4

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ПОБЕГИ – этот вид составляет 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, "расправ" со стороны взрослых или сверстников. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция , явное или скрытое отвержение ребёнка, воспитание по типу жестокого отношения. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.

Слайд 5

ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ ПОБЕГИ - эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, найдут и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина - уменьшение внимания со стороны значимых взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.

Слайд 6

ДРОМОМАНИЧЕСКИЕ ПОБЕГИ Редкий тип - 9% случаев. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение ("какая-то скука", "тоска"). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой - измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.

Слайд 7

Причины и проблемные ситуации влияющие на уход из дома: а) социально-педагогическая запущенность; б) глубокий психический дискомфорт; в) отклонения в состоянии психического и физического здоровья; г) отсутствие условий для самовыражения; д ) продолжительная безнадзорность.

Слайд 8

Виды и причины эмоциональных нарушений у детей и подростков: 1.Тревожность – реакция на воображаемую, неизвестную угрозу. 2. Стресс – состояние черезмерно сильного и длительного психического напряжения. 3. Апатия – болезненное безразличие к внешнему миру и своему состоянию. 4. Депрессия – угнетенно подавленное настроения с пессимистическими взглядами на будущее.

Слайд 9

Требование к построению психо-коррекционной работе: 1.Оказание социально-психологической и педагогической помощи; 2. Проведение систематической психолого-педагогической диагностики; 3. Разработка индивидуальных планов коррекционной работы; 4. Привлечение необходимых специалистов; 5. Осуществление постоянного педагогического наблюдения.

Слайд 10

Этапы психо-коррекционной работы: 1.Диагностический блок – изучение индивидуальности ребенка; 2.Установочный блок – формирование положительной установки ребенка на работу; 3.Коррекционный блок – гармонизация процесса личности ребенка; 4.Оценочный блок – анализ проделанной работы

Слайд 11

Методы и приемы коррекционной работы: Арттерапия (рисование, лепка) Сказко-терапия Песочная терапия Музыко-терапия Танцевальная терапия