Обоснование выбора программы по музыке в школе

Вахонина Наталья Владимировна

     В настоящее время музыкальное образование в начальной школе представлено рядом образовательных программ, направленных на реализацию в учебном процессе Федеральных образовательных стандартов второго поколения. Среди них наиболее распространены следующие «Музыка» В.В. Алеева и Т.Н. Кичак, «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской и Т.С. Шмагиной, «Музыка» (К вершинам музыкального искусства) М.С. Красильниковой, «Музыка» (Музыкальное искусство) Л.В. Школяр и В.О. Усачевой. Все эти программы опираются на художественно-педагогическую концепцию Д. Б. Кабалевского и оснащены учебно-методическими комплексами, включенными с федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

     Всесторонний анализ всех вышеперечисленных программ и учебно-методических комплектов к ним показал, что программа М.С. Красильниковой и разработанный на её основе учебно-методический комплекс обладает рядом преимуществ:

 

     1. Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

– освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребёнка;

взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребёнком музыкальных произведений.

 

     В программе «К вершинам музыкального искусства» особое внимание уделяется процессу «завоевания» ребенком музыкального времени, освоения принципов развертывания музыкальной мысли в жанре оперы, балета, симфонии, концерта. Только в этой программе и УМК к нему прослеживается целостное изучение произведений крупной формы, разработана методика последовательного изучения школьниками опер, симфоний, балетов, чего нет ни в одной другой программе. Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребёнка.

 

     2. К сожалению, не во всех программах и курсах уделяется должное внимание вопросам изучения национально-регионального компонента. Программа М.С. Красильниковой позволяет приобщить обучающихся к художественным и эстетическим ценностям родного края, соприкоснуться с культурой марийского народа. Обучающиеся начальной школы на уроках музыки знакомятся с марийскими народными песнями, симфоническими произведениями Андрея Эшпая «Песни горных и луговых мари», оперой Эрика Сапаева «Акпатыр», балетом Анатолия Луппова «Лесная легенда». 

     У младших школьников формируется слушательская и исполнительская культура («становятся грамотными слушателями», «исчезает стеснение при исполнении марийских песен, легко воспринимают все национальное, с удовольствием подбирают костюмы к постановкам сцен из марийских опер и балетов», «с удовольствием слушают оперу в театре на марийском языке, разучивают партии героев, как на русском, так и на марийском языках»).

 

     3. Программа «К вершинам музыкального искусства» выстроена с учётом психологической готовности будущих первоклассников, уровнем их интеллектуального развития.

     Способны ли младшие школьники к изучению крупных произведений? Конечно, да! Ребёнок еще до школы с увлечением слушает длинные, интересные рассказы; следит за развитием занимательной истории в мультипликационных сериалах, знает героев из полюбившихся произведений.  Подобные познавательные истории звучат и со страниц музыкальных произведений.

     Если в 1 классе юные воспитанники знакомятся с небольшими музыкальными пьесами, симфоническими сказками, фрагментами из опер и балетов,  выявляют жанровое разнообразие песен, сопоставляют их с музыкой, звучащей на уроке, то уже в последующих классах ребята погружаются в произведения крупной формы.

 

     4. Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);
  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
  • воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

 

5. Материально- техническое обеспечение программы:

  1. Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Музыка. Учебники для 1- 3 классов  общеобразовательных учреждений. – Москва: Яхонт. – 2011 и послед
  2. Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). – Москва: Яхонт. – 2011
  3. Красильникова М. С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 1 - 4  классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Яхонт. – 2012 .
  4. Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 1-4  класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. – Москва: Яхонт

    Преимуществом для учителей, работающих по программе «К вершинам  музыкального искусства»  М.С. Красильниковой является то, что на сайте www.ass21vek.ru выложены  методические рекомендации по предмету, представлены разработки по урокам, имеются фономатериалы к каждому уроку  и всё это доступно любому пользователю глобальной сети интернета абсолютно бесплатно.

6 Заключение.

     Программа "К вершинам музыкального искусства" М.С. Красильниковой создавалась и проходила эксперементальную проверку на базе ряда школ Республики Марий Эл, Самары, Москвы и других регионов. С 1995 по 2002 годы МОУ "Средняя школа № 19 г Йошкар-Олы с углублённым изучением отдельных предметов" являлась эксперементальной площадкой по апробации программы в регионе. Итогом эксперементальной работы явилось участие обучающихся школы в мастер-классе М.С. Красильноковой на Международной выставке "ХХ век  в рисунках детей", организованной Государственной Третьяковской Галереей совместно с Институтом художественного образования Российской Академии образования 5 ноября 2003 года.

     17.11.2000 года впервые в истории Марий Эл  на оперную сцену вместе с настоящими артистами вышли обучающиеся эксперементальных классов. Совместными усилиями к юбилею республики была подготовлена композиция из сцен и отдельных фрагментов оперных и балетных сочинений. Обучающиеся СОШ № 19 достойно исполнили свадебный хор из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".

     Кульминацией эксперементальной работы явился совместный проект с театром оперы и балета им. Э Сапаева - постановка оперы Ж. Бизе "Кармен". В марте 2002 года группа  учащихся нашей школы с большим успехом выступила  в роли работниц фабрики.

    Подводя итоги деятельности школьников, занимающихся по программе М.С. Красильниковой, я пришла к выводу о целесообразности преподавания музыки по данной программе для обучающихся всей школы.