особнности коррекционно-логопедической работы запущенными младшими школьниками

Амченкина Мария Алексеевна

В статье представлены особенности логопедической работы с детьми в условиях СРЦН

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности коррекционно-логопедической работы с запущенными младшими школьниками.

                                Амченкина М.А., учитель-логопед

                                                                отделения диагностики и социальной    реабилитации

                                           ГБУ СОМО «Серпуховский (районный)

                                             социально-реабилитационный центр для

                                      несовершеннолетних»

     По данным научного Центра РАМН, 85% детей рождаются с недостатками  развития. Увеличивается количество детей с пограничными нарушениями развития. Проводимые исследования показывают, что около 60% относятся к «группе риска». Они могут успешно развиваться при создании благоприятных условий. Отсутствие своевременной помощи со стороны медицины, образования и семьи может привести к такому варианту развития, когда у ребенка появляется множество сопутствующих нарушений: учебной деятельности, поведения общения и др.  Очень часто в эту «группу риска» попадают дети, оставшиеся без попечения родителей или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Именно с такими детьми мы работаем в «Центре».  

          В современной школе, безусловно, много делается для преодоления школьной неуспешности. Введена должность школьного психолога, многие учителя осуществляют дифференцированный подход к ребенку в процессе обучения, для отстающих существуют дополнительные занятия, индивидуальные консультации, на которых ученик еще и еще может послушать объяснение нового материала, задать вопросы.

     Но всех этих мер, как показывает практика, недостаточно. И особенно остро этот вопрос встает в основной школе, когда увеличивается количество учебных предметов, возрастает темп работы и требуется больше времени на выполнение домашних заданий.

     Становится очевидным, что для решения этой проблемы необходимо раннее педагогическое сопровождение ребенка в учебном процессе. Это значит: обладая всей полнотой знаний о психофизическом здоровье ребенка - помогать ему преодолевать «школьные кризисы», направлять силы педагогов, специалистов на преодоление трудностей в обучении, оптимально выбирать педагогическую стратегию, позволяющую ребенку полностью реализовать свои способности. Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходима правильно организованная среда.

     К организационно-педагогическим структурам¸ обеспечивающим сопровождение школьников в «Центре» относится СМППк, основная цель которого – создание единого реабилитационного пространства учреждения. Члены СМППк используют различные виды деятельности: диагностику, беседы с воспитанниками, анкетирование, тренинги, коррекционно-развивающиеся занятия. Результаты обсуждаются коллегиально на заседании консилиума. Результат работы СМППк – разработка программы согласованных действий педагогов и специалистов в отношении воспитанников – индивидуальной программы реабилитации воспитанника. Она строится исходя из результатов диагностики специалистов и педагогов.

         

     На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики специалисты определяют конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и поведении. Индивидуальная программа реабилитации подвергается постоянному уточнению, изменению приоритетности поставленных задач. Эти задачи реализуются коллективом «Центра» в зависимости из первоочередной значимости. В программе реабилитации воспитанников определяются оптимальные педагогические технологии обучения, а для воспитанников, имеющих трудности в обучении, предлагаются методики обучения, сочетающие традиционные и коррекционные приемы работы.

     При проведении первичной диагностики в индивидуальную карту реабилитации вносятся данные, полученные в ходе ее проведения. Вторичное обследование предполагает не только анализ затруднений, но и продвижений воспитанников. Именно эти успехи считаются показателями динамики развития. При этом одним из показателей основных параметров, определяющих эту динамику, является уровень сформированности основных психических функций, и прежде всего произвольной деятельности, речи, мышления, памяти. Эти показатели свидетельствуют о результативности учебно-воспитательного процесса.  

      В первый класс дети приходят с низким уровнем сформированности познавательной сферы, а также эмоционально-личностная незрелость определяет их своеобразие в период начального обучения в школе.  У таких детей отклонения в речевом развитии имеют различные формы и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков, другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило сопровождаются нарушением письма и чтения, третьи – выражаются в недоразвитии всех трёх компонентов языковой системы: фонетики (включая процесс фонемообразования), лексики и грамматики. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений  в фонетическом  и  лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием  в усвоении программы общеобразовательной школы. Нарушения цельности и связности высказываний обусловлены недостаточным познавательным опытом, особенностями  мышления и сниженным уровнем  мыслительной деятельности детей, а также  несформированностью языковой  связности письменной  речи.

     Отсюда вытекает необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Такой возможностью является привнесение в образовательный процесс элементов  коррекционного обучения.

     Главная цель работы педагогов и специалистов «Центра» состоит в оказании эффективной помощи детям. Вырабатывается стратегия преодоления отклонений в развитии.

     Обучение направлено  на общее развитие, а не на тренировку  отдельных процессов, будь то мышление или речь.

     Развивать познавательную и речевую деятельность необходимо целенаправленно и систематически. В первую очередь – это становление и развитие произвольности. Ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять свою деятельность поставленной задаче. И потом, на этой базе можно начинать работу над коррекцией и развитием речи и познавательных процессов.

      При составлении плана работы с детьми учитываются характерные ошибки, подбираются соответствующие задания, в которые включается и текущий учебный материал.

     Учитель-логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии воспитанников.

      Система коррекционно-логопедического обучения осуществляется на четырёх уровнях:

  1. Фонетический. Направлен,  на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей.
  2.  Фонематический. Ведется работа по развитию звукового анализа слов и фонематического восприятия (дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики).
  3. Лексический. Ведётся работа по накоплению словаря (за счет усвоения новых слов и их значений), его качественному обогащению (путем усвоения смысловых и переносных  значений слов и словосочетаний).
  4. Синтаксический. Ведется работа по преодолению и предупреждению ошибочных словосочетаний, осознанному построению предложений, обогащению фразовой речи путем ознакомления с явлением многозначности (синонимы, антонимы, омонимы) синтаксических конструкций.

     Педагогически запущенные дети имеют значительный объем неосвоенного учебного материала. Основной целью занятий является формирование элементарных учебных навыков. По чтению – овладение навыком слитного послогового  чтения, включая его техническую и смысловую стороны. По русскому языку – упражнения на основные орфограммы: жи-ши.,ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ-щн, звонкие и глухие согласные, проверяемые безударные гласные, словарные слова, разделительный Ъ и Ь, падежи имен существительных, состав слова. Сложность заданий увеличивается постепенно.

     Из  опыта работы с запущенными младшими школьниками очевидно, что учебный материал, представленный детям  в игровой или занимательной форме, усваивается  намного эффективнее, развивает интерес к учебе. Учитель отрабатывает этот  учебный материал в классе, используя ту программу, которую ребенок изучает в данное время в классе, а на индивидуальных или подгрупповых логопедических занятиях этот же материал закрепляется в игровой форме. Так происходит закрепление достигнутых результатов в учебные навыки.

     В системе работы по устранению речевых нарушений у педагогически запущенных детей весьма важным является формирование пространственного восприятия и пространственных представлений, а также временных представлений.

     Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

     Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников на развитии на развитии навыка чтения и письма.

     Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение школьным наукам будет основано на умении ребенком понимать прочитанное, на его способности вычленять смысл письменного текста.

     Для овладения письмом ребёнку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Дети, у которых не сформированы пространственные представления, в речи которых ошибочно используются предлоги, обозначающие пространственное соотношение предметов (младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к-у», «в-на» (к дому – у дома)), нередко смешивают предлоги «перед- после -за». Например: «Шкаф стоит после стула», - вместо - «Шкаф стоит за стулом». Дети испытывают большие трудности при подборе слов с противоположным значением (антонимов). Они заменяют значением «большой» такие понятия как «широкий», «высокий», «толстый», «длинный». Часто у таких детей наблюдается запаздывание формирования «схемы тела» (Инструкция типа: «Большим и средним пальцем правой руки коснись  мочки левого уха» , - является для запущенных детей недоступной.).

     У детей с такими проблемами очень часто возникают трудности при ориентировке на тетрадном листе. Такие дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования в оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или  клеточек,  соблюдение полей письма в 2-3 столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом. Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв) в норме исчезающие по  мере формирования навыка письма, у таких детей оказываются достаточно стойкими.

     Дети с проблемами в усвоении временных представлений испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам («ночь – день») ошибок не допускается, но если различия не столько выражены («вечер – утро»), возникают значительные затруднения. Проблемы возникают при различении сходных для детей описаний («день прибывает – день убывает»). Это связано со сложностями выделения структуры слова и дифференциации приставок.

     Недостаточно развитая ориентировка во времени проявляется а ошибках грамматического оформления устной речи. А на письме отразится выраженными аграмматизмами.

    Напомню, что дети, имеющие трудности в учебе, часто  испытывают страх перед неудачей, который сковывает активность таких детей на занятиях. Учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Поэтому в занятия необходимо включать игровые приемы и упражнения. В этой ситуации дети начинают учиться играя.

     Игры и игровые упражнения, включаемые в занятия, могут проводиться и в свободное время. Они направлены на развитие фонематического слуха, развитие восприятия образа буквы, коррекцию ошибок на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и связного текста.

     «Задуманное слово».

Чтобы отгадать задуманное слово, надо выделить из каждого предложенного слова (на слух или по картинке) первый, второй, третий и т.д. звук. Например,  выделить выделить второй звук в словах: окно, мост, уши, сказка, санки (кошка). В усложненном варианте игры слова для выделения звука предъявляются в порядке, нарушающем последовательность звуков в задуманном слове, «буквы перепутались».

«Заменяй-ка»

Составить самую длинную цепочку из слов. Чтобы получить новое слово, надо в предыдущем слове заменить только одну букву. Например: зайка – майка – чайка – шайка – лайка.

 «Буквографика»

Детям предлагается «написать» в воздухе пальцем, носиков, носком ноги; протоптать тропинку в виде какой-либо буквы.

«Найди меня»

Детям предъявляются карточки с наложенными изображениями букв. Нужно найти все спрятанные там буквы.

«Буквы – модницы»

Детям предлагаются карточки с правильным изображением буквы и ее зеркальным изображением. Детям предлагается найти всех «модниц», которые любят крутиться перед зеркалом.

«Отгадай-ка»

Один ребенок выходит за дверь. Задача остальных детей придумать как можно больше слов на заданный слог. Затем водящий должен отгадай задуманный слог.

«Паутина»

В паутине «запутались» буквы, Их можно спасти, составив из них как можно больше слогов.

«Слово рассыпалось»

Детям предлагается составить слово из предложенных букв.

«Цветочек»

Детям предлагается подобрать к данному слову родственные. Лепестки с родственными словами закрепляются на цветке. Затем предлагается вспомнить эти слова и записать.

«Внимательные глазки»

Детям предъявляется запись фрфыфбфкфаф и задание:

С этим словом что-то сталось, буква лишняя закралась.

Эту букву ты найди, слово ты освободи! (Рыбка.)

«Найди ошибку»

Детям предъявляются записи, в которых нужно найти ошибку: новыя платье, яркий солнышко и т.д.

«Спросилкин»

Логопед выступает в роли Спросилкина; детям нужно подобрать как можно больше слов-действий или слов-признаков к данному слову.

- Что можно сделать с яблоком? (сорвать, помыть, съесть…)

- Расскажи, яблоко, какое? (зелёное, сочное, румяное…)

«Скажи по другому»

На доске написано предложение, Предлагается прочитать его с разной интоначией, называя соответствующий знак на письме.

Наша Таня громко плачет. ( . )

Наша Таня громко плачет? ( ? )

Наша Таня громко плачет! ( ! )

«Склеенное предложение»

Детям предлагается запись: Пастушокпотушилкостер. Необходимо разрезать ее так, чтобы получились отдельные слова.

«Что было сначала, а что потом?»

Детям предлагаются карточки с отдельными предложениями. Необходимо разложить карточки так, чтобы получился рассказ, отражающий последовательность событий.

«Закончи сказку»

Детям предлагается прослушать начало сказки и придумать ее продолжение.

     Описанные игровые упражнения весьма эффективны. Их использование способствует также развитию операций анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и усвоении им учебного материала.  

    Особо хотелось уделить внимание вопросу формирования читательского интереса у младших школьников, как одного из условий преодоления школьной неуспешности. За годы работы  наиболее эффективными  (помимо звуковых разминок и упражнений для совершенствования навыков техники чтения) следует выделить следующие виды и формы работы:

- Коллективное чтение сказок и рассказов, содержание которых доступно для детей.

- Пересказ сказок по иллюстрациям.

- Самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из которой был прочитан педагогом.

- Подборка хорошо иллюстрированных и небольших по объему книг для детей с низким уровнем читательского интереса.

- Оказание индивидуальной помощи в выборе книг с учетом уровня техники чтения воспитанника.

- Подведение итогов по количеству прочитанных книг и поощрение победителей.

- Беседы о прочитанном.

- Пересказ текстов.

- Конкурсы и викторины, посвященные прочитанным книгам.

     Коррекционно-логопедическая работа с педагогически запущенными младшими школьниками осуществляется в тесном контакте с педагогами и медицинскими работниками. На одну и ту же детскую проблему специалисты воздействуют с разных сторон и подбирают наиболее действенные средства для каждого ребенка. При таком взаимодействии достигаются более значительные результаты. Они следующие:

  1. Изменяется общее эмоциональное состояние детей. Они становятся активными, уверенными в своих силах. Начинает преобладать бодрое, весёлое настроение.
  2. Появляется познавательный учебный интерес, пропадает мотив «избегание неудачи».
  3. Успехи в одном учебном предмете чаще всего способствуют продвижениям в других.

     

 

     Литература.

Д.Н. Богоявленский, Н.А. Мечинская  Психология усвоений знаний в школе.

В.В. Волина Занимательное азбуковедение

Л.И. Гайдина, Л.А. Логопедические упражнения 1-4 классы.

Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе.

И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.