Нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Бабинцева Наталья Алексеевна

«Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем - еще раньше, в семье, в детском саду…» Н. М. Амосов

 

            «Здоровый ребенок дошкольного возраста – это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешне-средовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем умственного развития», - Ю.Ф. Змановский. В наш стремительный век новейших технологий и исследований, разработок проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Поэтому в дошкольном воспитании решение проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Детский сад реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным группам. Он направлен на охрану и укрепление здоровья детей, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и особенностями развития физических качеств. Особое внимание уделяется созданию условий для реализации потребностей детей в двигательной активности, воспитании потребности к здоровому образу жизни и в обеспечении физического и психического благополучия. На традиционных физкультурных занятиях с детьми применяем элементы самомассажа, вибрационные упражнения, формирующие умение ребенка регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства, снимать стресс. Вибрационные движения проводятся в виде имитационных упражнений: стряхивание с себя капель воды, дождя, росы, снега. Самомассаж проводится в игровой форме: для малышей - «Дождик», «Лисонька», «Строим дом»; для средних – «Снеговик», «Блины», «Рукавицы», «Лечим медвежонка» и т.д.; для старших – «Поиграем ушками», «Солнечный зайчик», «Бурундук» и т.д.; для подготовительных – «Мышка», «Жаворонки», «Дятел» и т.д. Сочетание самомассажа и вибрационной гимнастики активизируют работу всего организма и дает положительный оздоровительный эффект. По ходу и в заключительной части занятия, в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского, используем релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, расслаблению организма, укреплению нервной системы. (Релаксация: для малышей: «Зайки», «Котята», «Мячики отдыхают», «Птички» и др.; для средних – «Замедленное движение», «Снежная баба» и др.; для старших и подготовительных – «Молчок», «Зернышко» и др.).  Огромный интерес у наших воспитанников вызывают игровые физкультурные занятия, позволяющие сформировать сознательное отношение к своему здоровью. Игровая форма занятий придает смысл двигательной деятельности ребенка, помогает ему установить связь между мотивом и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, заинтересовывает детей, что позволяет увеличивать нагрузку. С целью создания условий для самостоятельного приобретения навыков мы включаем в содержание занятий игры на развитие двигательного творчества и психических процессов. На занятиях такого типа используем специальную игровую мотивацию: «Мячики поссорились, их нужно помирить», «Котенок потерялся…», «Гуляем с Мишкой», «Помогите семерым козлятам» и т.д.

         Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной форме: ракетка для тенниса превращается в волшебный руль и дети отправляются в необычное путешествие, в котором знакомятся с баскетбольными, массажными и футбольными мячами. В итоге дети по-новому воспринимают спортивный инвентарь,  быстрее овладевают различными способами действий с ними.

       Также в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского практикуем новую форму утренней гимнастики – оздоровительный бег, который проводится в теплый период на улице, бег в умеренном темпе (скорость 1,2 м/с) в сочетании с ходьбой. Он повышает жизнедеятельность организма, активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, повышает общую выносливость детского организма. Перед оздоровительным бегом проводится короткая разминка из 3-4 общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища, ног. Направляющим назначается ребенок, имеющий опыт бега в умеренном темпе, остальные не обгоняют впереди бегущего. В конце детям предлагаются дыхательные упражнения: «Ежик», «Песок», «Качели», «Дерево на веру», «Дровосек». Созданы картотеки: «Подвижные игры для детей с нарушением речи», «Подвижные игры для детей с нарушением осанки и с плоскостопием» и т.д. Для сопровождения физкультурных занятий, подвижных игр, релаксационных упражнений, праздников и спортивных развлечений создана богатая фонотека. Замечено, что музыка стимулирует у  детей активность, вызывает положительный эмоциональный настрой. Наши дети с удовольствием посещают физкультурные занятия, кружки «Хатха-йоги», легко идут на контакт со сверстниками и со взрослыми, подвижны и жизнерадостны. Именно это характеризует здорового ребенка. Здоровье детей в наших руках. «Если нельзя вырастить ребенка, что бы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно», - академик, хирург Н.М. Амосов.

Литература.

1.Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М. 1989.

2.Моргунова О.Н.  Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: практическое пособие Воронеж. 2009.