Сертификаты о публикации

Титенко Надежда Анатольевна

Мои публикации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titenko_n_a_publikatsia.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Титенко Н.А учитель географии высшая квалификационная категория

           МБОУ «СШ № 34»

Использование компьютерных технологий на уроках географии как средство повышения учебной мотивации и качества  обучения

  ЮНЕСКО в программе «Образование: сокрытое сокровище» называет следующие общечеловеческие области знаний, которые наиболее актуальны в XXI веке: философия, история, иностранные языки, информационные технологии и география.

ФГОС второго поколения ставящий главной целью развитие личности обучающегося, определяет основную цель изучения географии как «применение географических знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации».

Эта цель обусловливает содержание требований к уровню подготовки выпускников средней школы. Реализовать ее можно только при условии модернизации современного школьного географического образования путем его информатизации, а также совершенствования подготовки учителя для выработки у него навыков практического применения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На сегодняшний день в государстве существует целостная национальная политика в области внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность образовательных учреждений. В географии заложены огромные возможности для применения ИКТ в процессе обучения. Мне видится несколько основных направлений в использовании компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании предмета.

Демонстрация материалов. В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые помимо гипертекста имеют высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение. Такие средства принято называть учебными электронными мультимедиа-изданиями. В их структуре есть: собственно иллюстративный текст по темам и разделам курса; мультимедиа-компоненты (звук, видео, анимации, интерактивные карты и др.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса; интерактивный практикум; контрольные вопросы и тесты; словарь терминов и понятий, список персоналий.  Первым импульсом активного использования  компьютера на уроках географии для меня выступил мультимедийный учебник, позволяющий рассматривать природные и социально-экономические процессы более наглядно, в действии. Возможность в пределах учебника создавать свои авторские темы, используя готовый материал, позволяет учителю использовать свой творческий потенциал при подготовке к уроку. Мультимедиа-курс в наглядной легкодоступной форме дает представление о той или иной теме в целом, расставляя акценты на основных элементах ее содержания. В каждой теме курса можно ознакомиться в наглядной и образной форме с основными элементами ее содержания с помощью иллюстраций, анимации, видеофрагментов и гипертекста (возможно подключение и дикторского текста). На теоретическом этапе урока изучение нового материала автор сопровождает показом схем, слайдов, географических объектов, карт, снимков, графиков, диаграмм из электронных учебников, что позволяет направить внимание учащихся на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить материал, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Очень удобны заложенные в электронных учебниках видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами (например, извержение вулкана, землетрясения, цунами, и др. природные явления), которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Использование диктора тоже даёт возможность разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся. Компьютерная лекция  по сравнению с традиционной имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Для того чтобы учащиеся лучше запоминали материал, автор старается продублировать основные моменты лекции средствами мультимедиа, используя в них наглядный материал. Одним из важных моментов такого урока является возможность самих учащихся определить темп работы.

Использование программы Power Point для презентаций. Наиболее доступным средством - созданием собственных обучающих продуктов – презентаций - с помощью программы Power Point для их подготовки. На уроках я стараюсь  превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Это и как своеобразный план, отражающий логическую структуру урока, и как  фрагмент на любом этапе урока  или на любом виде урока, будь то: целеполагание, введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др.  Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Она обеспечивает возможность педагогу для:

  • - информационной поддержки;
  • - иллюстрирования;
  • - использования разнообразных упражнений;
  • - экономии времени и материальных средств;
  • - построения канвы урока;

- расширения урочного образовательного пространства.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

  • - концентрация внимания;
  • - включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
  • - повышение интереса к изучению предмета;
  • - возрастание мотивации к учебе.

С учащимися 9-10 классов я разрабатываю обучающие презентации по темам целого блока. Например, в курсе «Экономическая и социальная география  России» блок «Межотраслевые производственные комплексы» был разбит на темы. Каждая тема была выбрана для изучения и представления группой учащихся. Далее работа строилась в логике метода проектов. Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Это способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по географии.  Благодаря использованию  ИКТ происходит глубокое погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой.

С учениками 11 класса создаю   банк презентаций по теме «Страны мира», материалы которого используются при изучении региональной части социальной и экономической географии.  Главными достоинствами  использования обучающих презентаций в учебном процессе  я считаю интерактивность, повышенную эффективность восприятия, возможность тиражирования и распространения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Демонстрация наглядных  пособий  и  карт.

 Конечно, главным наглядным пособием для географов являются настенные демонстрационные карты. Но надо сказать, что не все они соответствуют уровню развития географических знаний. С помощью мультимедиа можно легко  превратить в демонстрационные карты небольших размеров, взятые из новых атласов, из Интернет. Можно компоновать на одном экране несколько сюжетов, что позволяет сопоставлять представляемые объекты, или создавать образ в сравнении. Это большое благо для преподавателя географии, что с использованием мультимедийной аппаратуры отпала необходимость приносить на уроки рулоны наглядных пособий и тратить время на их развешивание, закрепление и сворачивание.

 С помощью мультимедиа легче создать целостный образ территории, что чрезвычайно важно при изучении страноведения и краеведения. Для этого одних карт недостаточно. Наряду с ними необходимо использовать фотоснимки, схемы, графики, диаграммы, фильмы. И здесь мультимедиа приходит на помощь.

Показ  процессов. Географические процессы, о которых учащиеся должны иметь представление, разнообразны и многочисленны. Компьютер же дает уникальную возможность увидеть процесс своими глазами. Видеоролики, отображающие географические процессы или явления, и анимации есть форма моделирования реальных событий, фактов, научных данных. Собранные в видеоролик отдельные кадры составляют образную модель, дающую определенное представление об оригинале. При помощи видеоролика (звукозрительной модели) можно выделить те стороны объекта, изучение которых поможет сделать вывод о его сущности. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами учителя или диктора, музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности учащихся.

Проверка знаний. Одна из наиболее важных функций мультимедиа-учебника - это контролирующая. В разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок. В ходе работы при возникновении ситуации затруднения учащийся получает подсказку в виде разъяснения термина, ссылки на конкретный учебный материал, выбор варианта решения, набора пропущенных в шаблоне элементов. Таким образом, деятельность учащегося корректируется и направляется в нужном направлении. Мною созданы по отдельным темам курсов 7-х и 9-х классов  проверочные тесты в программе Excel, а также активно работаю на сайте LearningApps.org., где существующие модули непосредственно включаю  в содержание обучения и  создаю в оперативном режиме в процессе преподавания тесты, викторины и т.д. Это позволяет разнообразить формы проверки знаний учащихся на уроке и сформировать положительную мотивацию к изучаемому материалу.

Сегодня, когда широко ведётся практика Единого Государственного Экзамена по устным предметам, современному учителю необходимо научить детей работать с тестами. В электронных учебниках эта возможность предусмотрена. Здесь заложены тестовые работы по каждой теме, в нескольких вариантах. Возможно ведение индивидуального дневника учащегося, где фиксируются результаты успешности за весь промежуток работы в программе. Важно и то, что ведётся учёт времени потраченного на выполнение всех видов задания, а компьютерная обработка позволяет сразу определить ошибки, допущенные в ходе работы.

 Самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа учащихся - это любые виды деятельности: подготовка реферата, сообщения, группового или индивидуального проекта по географии, в частности создание презентации к уроку, мотивированным учеником  желание попробовать себя в роли учителя.  Для стимуляции инициативы в учебной деятельности, развития навыков и облегчения самостоятельной работы учащихся, мною разработаны памятки и алгоритмы по различным видам учебной деятельности в программе Power point, которые помогают в усвоении изучаемого материала и облегчают самостоятельную работу учащимся на уроке.

Результаты. Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения

Использование возможностей ИКТ в преподавании географии способствует:

  • активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля;
  • повышению уровня комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Заключение.

Современным ученикам близки и понятны компьютерные, мультимедийные версии излагаемой преподавателем темы. В таких условиях педагог обязан приложить усилия к освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это уже продиктовано самой жизнью.

Формирование и практическое использование ИКТ является одним из приоритетных направлений информатизации образования в современных условиях.  Мы преодолели инертность в приобщении к компьютерным технологиям и мультимедиа, готовы уча учиться самим и применять знания  в своей профессиональной деятельности.