Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    Ляшенко Елена Ивановна

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

     

    Е.И.Ляшенко, учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ №22» г. Кургана

     

    В одной детской песне есть такие строчки:

                                                     В мире много, в мире много 
                                                 Очень-очень интересного,
                                                     Неизвестного, пока что
                                                     И давно известного!
                                                     Но ни книга, ни музей,
                                                     Не заменят нам друзей, 
                                                     Человек - загадка века
                                                     Он загадка и ответ.
                                                     Интересней человека
                                                     Ничего на свете нет!

    И это правда! Здесь тысячи тем для исследований, для выполнения проектов. Исследовать можно поступки и их последствия, человеческие достоинства и недостатки. Сразу приходит мысль: а ведь человек – это продукт проекта. Неважно кого, инопланетян или Божьего, но проекта. И именно поэтому человек создан для того, чтобы аккумулировать свою деятельность для развития и создания других проектов. Наверное, уместен вопрос: «При чем все это?» Все очень просто! В данном случае я буду говорить об образовании. Проектные технологии нельзя назвать новыми веяниями в образовании. В советское время учителя, не подозревая, создавали проекты по воспитанию подрастающего поколения, уделяя больше внимания нравственности, гражданственности, патриотизму и т.д. В наше время на волне всех вместе взятых преобразований перед учителем стоят более широкие цели и задачи по воспитанию подрастающего поколения. И здесь на помощь, а может быть, как и «палочка-выручалочка», приходят те самые проектные технологии. Скажу честно, раньше относилась очень настороженно, считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого или, проще говоря, считала, что дети еще маленькие! Пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься проектной деятельностью самое время. И начинать нужно с первых дней! Дети приходят в школу еще жаждущими «Почемучками». У них не угас ещё интерес к познанию, они легко увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Осваивать проектные технологии начала ещё 5 лет назад, но по-настоящему воспитательное значение проекта поняла, когда начала свою деятельность в этом направлении с первоклассниками.

     Забегая вперед, с гордостью скажу, что мои первоклассники заняли 1 место в школьной Неделе проектов  по теме «Знакомьтесь: ёжик!», обойдя даже одиннадцатиклассников!

    За время работы над проектом лично для себя открыла просто кладезь воспитательных компетенций. Приведу пример, опираясь на этапы работы над данным проектом.

     Итак, 1 класс, проект «Знакомьтесь: ёжик!».

    Ставлю для себя цель: формирование личности ребенка, обладающего качествами, необходимыми для того, чтобы быть успешным в 21 веке.

    Этап 1. Подготовительный.

    Цель данного этапа - создание условий для заинтересованности обучающихся в проектной деятельности.

    Сначала мы с детьми выбрали тему проекта, выяснили, какие задачи нам предстоит решить, какие методы и приемы будем использовать. Это для детей. А вот передо мной стояли другие задачи: воспитывать чувство товарищества, единства коллектива, чтобы каждый ученик увидел прекрасное в обычном. Сразу скажу, что на первом этапе не все дети решили принимать участие в работе над проектом. Таким образом, передо мной встала еще одна задача - заинтересовать, увлечь других детей.

    Этап 2. Проектировочный или организационный.

    На втором этапе, обучающиеся разбились на 5 групп, и был выработан план построения нашего проекта. Каждая группа выбрала для своей работы тот раздел, который заинтересовал ребят:

    ·                        1 группа: собирала материал о жизнедеятельности ёжиков;

    ·                        2 группа: о значении ёжиков в природе и в жизни людей;

    ·                        3 группа: подбирала информацию для раздела «В мире интересного о ёжиках»;

    ·                        4 группа: проводила соцопрос среди своих ровесников, а также среди учителей нашей школы: «Что вы знаете или можете сказать о ежиках?»

    ·                         5 группа: собирала информацию на тему: « Образ ёжика в литературе и музыке».

    Этап 3. Практический (осуществление деятельности).

    На этом этапе начался поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Это для детей, а я, как учитель, решала для себя такие воспитательные задачи как: взаимодействие, взаимовыручка, помощь другу (коллеге) по работе в группе. Иными словами, работала над созданием коллектива.

    Этап 4. Аналитический (обработка и оформление результатов проекта).

    Собрав необходимую информацию, каждая группа защитила свой раздел нашего совместного проекта. Затем мы обменялись мнениями и предложениями по прослушанным сообщениям, внесли корректировки и дополнения в выступления групп.

    Именно на этом этапе почувствовался дух единения в группах. Но самое главное, те дети, которые вначале оставались равнодушными к работе, теперь с воодушевлением подсказывали, а некоторые приносили свой материал, тем самым вливались в ту группу, тема которой стала им интересна.

    Этап 5. Контрольно-коррекционный.

    Цель пятого этапа - провести коррекцию «продукта» каждой группы.

    Конечно, волновалась, ведь каждая группа должна была не просто защитить свою работу, но и принять замечания! А главное - необходимо было создать творческие лаборатории, а это значит новые мини-коллективы! Но Его Величество проект помог. В процессе работы над проектом дети осознали не только свой личностный вклад, но и почувствовали ответственность за друга, за коллектив в целом! Таким образом, были сформированы 3 творческие лаборатории. Каждая лаборатория получила своё название и задание по проекту: лаборатория «Компики»: подготовить презентацию;

    лаборатория «Очумельцы»: приготовить поделки;

    лаборатория «Весёлые нотки»: подготовить стихотворение и песню.

    Этап 6. Заключительный.

    Проектную работу «Знакомьтесь: ёжик!» представили всему классу. Была проведена дискуссия по защите проекта, дети со всей серьезностью и интересом вносили изменения и дополнения. Не обошлось и без споров, но это был прекрасный спор! Потому что дети спорили о своей деятельности, принимая что-то, и отстаивая свое!

    Описывать защиту проекта в школе не буду, оно было превосходным. И продукты были идеальные: песня, стихи, поделки. Поставленная мною цель была достигнута, а главным продуктом для меня стал - созданный коллектив! Спасибо проекту!

    Начиная работать над проектом, очень важно, чтобы каждый учитель понимал, какую воспитательную цель он ставит, прежде всего, для себя, чего он хочет получить в результате работы над проектом и для себя и для юных проектировщиков.

    Процесс работы над проектом «Знакомьтесь: ёжик!» способствовал воспитанию у моих первоклашек значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация).Дети учились способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.

    Результаты поставленных мною воспитательных задач этого проекта проявляют себя до сих пор. Многие дети увлеклись фотографией. И после каникул приносят чудесные портреты природы, к которым мы вместе ищем оригинальные названия. Детские работы участвуют в различных городских и даже областных фотоконкурсах. Некоторые дети имеют дипломы участников, и есть победители!

    Результаты проектов зачастую ожидаемы, но порой бывают и непредсказуемы. Пример? Пожалуйста! Продуктом проекта «Тетушка Сова» планировали: конкурс рисунков о сове, брошюра рассказов и стихотворений о сове, а стал - герб нашего класса! Благодаря другому проекту у нас есть девиз: «Мы всегда вместе!»

    Темы проектов над которыми работали мои дети разнообразны: «Моя черепаха», «Путешествие в прошлое», и др. В 3 классе мы с детьми попробовали сделать индивидуальные проекты: «Свойства цветов», «Выращивание кристаллов», «Легенды о цветах» и даже «Влияние современной мультипликации на детей». Иногда тема проекта возникает «стихийно». Приведу пример. Это был мой первый опыт проектной работы. Сейчас эти дети учатся уже в 6 классе. В классе была традиция: на классных часах рассказывать о своей семье, о своих родителях. Д.Бондаренко принес фотографию своих родителей и сообщил, что и мама, и папа учились в одном классе и даже в нашей школе. Оказалось, что у нас есть еще мамы и папы, которые тоже учились в нашей школе. Так возникла идея разработать проект: «Мама, папа, я – наша школьная семья» Конечно, это был проект проб и ошибок. Но, дети со всей ответственностью разыскивали информацию, систематизировали её, планировали свои действия. Именно так у детей родилась идея - найти первого директора нашей школы, и выпускников, которыми гордится наша школа. Продуктом стал альбом «Папа, мама, я-в школе вся семья». Защита проекта проходила, открыто, с приглашением родителей. Родители, на защите проекта, в буквальном смысле становились детьми: где со смехом, где со слезами рассматривали свои школьные фотографии, находили общих знакомых (многие хоть и учились в нашей школе, но в разных параллелях), вспоминали учителей, школьные праздники, памятные события. И опять неожидаемый продукт этого проекта: вечер встреч и воспоминаний, и опять - единение! Родители стали ближе не только к своим детям, но и к школе, к классу, стали более инициативными и активными в жизни класса и школы.

    В одной статье прочитала такое выражение: «Проект – это «пять П»:

    ü     Проблема

    ü     Проектирование (планирование)

    ü     Поиск информации

    ü     Продукт

    ü     Презентация»

    У меня другое мнение: «Проект – это «семь П».

    «Семь»?! Потому, что семь – это семья! А значит все вместе (это про проект в целом)! И добавляются ещё две «П»

    ü     Паспорт (дает представление о том,что хотят узнать и понять участники проекта).

    ü     Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы и виден труд детей, их взаимодействие, видно как они формируются как личности).

    А ещё, после нашей победы в школьной Неделе проектов, подводя итоги работы над проектом, мы с детьми по-своему определили, что такое «проект».

    Проект:

    П – поиск

    Р – разум или разумное решение

    О – открытие

    Е – единство

    К – коллектив

    Т – творчество

    На мой взгляд, это и есть составляющие дружной крепкой семьи, в том числе и школьной. Исходя из этого, можно предложить такое определение: проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Следовательно, проектные технологии  позволяют педагогу отойти от авторитарности, ориентирует детей на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, приобретаются коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в различных качествах, использовать человеческие контакты, учитывать разные точки зрения на одну проблему).

    Сейчас, имея опыт работы, который предполагает использование проектных технологий в образовательном и, главное, в воспитательном процессе, я выбрала для себя следующие принципы организации проектной деятельности:

    1)    Учитывать интересы детей.

    Никогда не навязывать детям темы исследования. Ситуация, когда учеников заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. Более успешным будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.

    2) Учение через деятельность.

    Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность, систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

    3)Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

    Проект не только обучает и расширяет знания, он ещё и воспитывает! Именно поэтому часто говорю: Его Величество Проект!

     

    Еще один, на мой взгляд, интересный проект: «Где каша, там и наши!», выполняли его два человека. Необычность этого проекта была в том, что проект был представлен в виде сказки про кашу, девочки рассказали об истории каши, и научились говорить как русские сказительницы. Учащиеся много узнали о русской культуре, русском народном творчестве.

     В самом начале освоения  проектных технологий я четко осознавала, что основной ожидаемый мною результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. А на практике выяснилось, что имею не один результат, а. по крайней мере, два.

    Первым можно считать то, что создал ребенок  или группа - проект, отчет.

    Второй, самый важный – педагогический, бесценный в воспитательном отношении: опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

    Оба эти результата были хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. 
    Работая над проектами, учащиеся знакомились с разнообразием окружающего мира, получали представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учились самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формировалась ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Конечно, в результате работы возникали проблемы. Ученики искали способы их решения и очень часто приходили к выводу, что ребята могут их решить, если постараются, организуются вместе. Возможно - нужно подумать сообща, исследовать, разузнать, вспомнить, проанализировать, опросить и протестировать. В общем, безусловно, они получат определенный результат, если немедленно начнут действовать. Но только вместе! И это очень важно.

    На данный момент мы с детьми работаем над долгосрочным проектом «Цветы и порох», я бы, наверное, сказала многолетним. Начало проекта было в мае 2012 года, окончание проекта обозначено: май 2015 года. Мы посвящаем его всем участникам Великой Отечественной войны.

    Работа первого этапа была начата в 1 классе с акции «Я помню. Я горжусь!». Дети рассказывали о своих прабабушках и прадедушках – участниках Великой отечественной войны. С каким трепетом дети смотрели на военные пожелтевшие от времени треугольнички и на фотографии времен Великой отечественной войны! Вместе с ребятами работали и их родители, многие, к огромному сожалению, открывали для себя своих родственников-героев! В этом году 12 человек моих учеников приняли участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Дети с гордостью пронесли портреты своих дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек в День Победы! Вот оно духовно-нравственное воспитание!

    Второй этап нашего большого проекта был мини-проект «За то, чтобы мы просто жили!». Это история о наших земляках-героях, отце и сыне: Макаренко П. В. (участник войны в Афганистане) и Макаренко М.П., (выполнял свой воинский долг в Чечне, награжден Орденом Мужества посмертно). И опять проект учил детей общаться с людьми, уважительно относиться к окружающим, гордости за свою Родину, за свой народ. Работа над проектом «Цветы и порох», продолжается и на данном этапе идет более серьезная работа по поиску материала в семьях родных и близких, библиотеках и даже в музее. И это требует огромного внимания, усидчивости, упорства, огромной заинтересованности.

    Земледелец, опуская зерно в землю, создает проект, продуктом которого является булка хлеба на нашем столе. Учитель, тот же земледелец, работая вместе с детьми над проектом, предполагает тоже своего рода «продукт»: интеллектуальные, высоконравственные люди общества, в котором жить им самим и нам с вами. Подрастают мои ученики. С гордостью смотрю на них и замечаю, как они меняются. Замечаю, как они стали бережно и с уважением относиться друг к другу, стали более открытыми и искренними. Конечно, еще много работы на воспитательном поле, но все же смело и уверенно говорю: «Спасибо, Его Величеству Проекту».

    Всех кому интересно познакомиться с нашими проектами приглашаю на свою страничку на сайте:

    «Прошкола.ru» http://www.proshkolu.ru/user/06E17D1959/

    Социальная сеть работников  образования nsportal.ru:

         http://nsportal.ru/lyashenko-elena-ivanovna

     

    Добро пожаловать!

     

    Список литературы:

    1.     Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.:2006 г.

    2.     Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000

    3.     Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / «Одаренный ребенок», № 1, 2003.

    4.     http://schools.keldysh.ru/labmro  — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

    5.      Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.

    image