Актуальный педагогический опыт

  

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

 

 

Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом

 

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

 

 

Кривошеева Валентина Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»

 г. Губкина

309186 г. Губкин,

 ул.Воинов-Интернационалистов, дом 1. 

Учитель русского языка и литературы 

25 лет 

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)

Организация лингвистической исследовательской деятельности в НОУ как условие творческой самореализации и самоактуализации обучающихся

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Актуальность педагогического опыта заключается в необходимости разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Школа должна  перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности.

3.Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий, содействующих формированию у обучающихся умений добывать информацию, анализировать ее и использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, находить путь от научного описания к способности ориентироваться в конкретных явлениях.

Решение этой проблемы лежит в плоскости образования, ориентированного на развитие исследовательских навыков. Показателем становится формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов,  творчества, умения искать смыслы своего бытия, управлять собой, темпом и содержанием своего развития.      

           

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Новизна опыта состоит в разработке технологии  организации лингвистической исследовательской деятельности в научном обществе учащихся средней и старшей ступеней обучения. Кроме того, автором опыта разработана программа деятельности научного общества, алгоритм  планирования работы  лингвистической секции. Данный опыт универсален с точки зрения его применения: он уместен в системе работы с обучающимися различных возрастных  групп, базового и профильного уровней обучения, в системе общего и дополнительного образования.                                                      

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации необходимо выполнение следующих условий: мотивация учителя на данный вид деятельности; формирование мотивационной сферы учащихся; создание ситуации успеха для каждого ученика; стремление преподавателя перейти от педагогики назидательной, авторитарной к педагогике сотрудничества.

6.Результат изменений

Основными параметрами результативности педагогической деятельности являются  успешность  обучения  и высокое качество знаний по русскому языку и литературе членов НОУ,  устойчивый познавательный интерес данных учащихся к предмету и качественная динамика учебной мотивации деятельности.    

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Исследование учащимися текстов древнерусских произведений на уроках православной культуры и словесности // Духовно-нравственное воспитание общества и роль духовно-просветительских центров: в рамках IV  Международной научно-практической конференции «Иосафовские чтения»// Материалы Международной научно-практической конференции /Отв. Редакторы Л.В. Бурая, А. В. Репринцев. – Белгород – Старый Оскол: Издательство КПЦ «РОСА», 2009. – С.251-252. ISBN 978-5-603659-37-1; Организация исследовательской деятельности в НОУ как средство реализации интеллектуального потенциала школьников//Проблемы реализации интеллектуального потенциала в творческой деятельности поколений региона: Сборник докладов международной научно-практической конференции «Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов поколений регионов в трансформирующемся обществе»/ Сост..: Жирякова С. Н., Гаевой А. П., Абрамова Т. В. – Губкин : ООО «Айкью», 2010. – С.198-200. ISBN 978-5-9902459-4-5; Нравственное воспитание школьников на основе приобщения их к созидательному творчеству посредсвом научно-исследовательской деятельности //Взаимодействие социокультурных институтов Губкинского городского округа в духовно-нравственном развитии личности: Сборник материалов VI Рождественских образовательных чтений. / Сост. Т. В. Трифонова, И. Я. Логина. – Губкин, ООО«Айкью», 2011. – Ч. 1. – С.63-65; Лингвистическое исследование в учебном процессе как средство развития нравственности и культуры обучающихся// Духовно-нравственное воспитание: опыт становления гражданина: Сборник материалов V-х Рождественских образовательных чтений, Часть I / Сост. Т.В. Трифонова, Н.В. Полякова, И.Я. Логина. – Губкин, 2010. – с. 206-208; Проект программы деятельности научного общества учащихся МОУ «СОШ №16» г. Губкина Белгородской области/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008/2009 учебный год; . Учебно-исследовательская деятельность как база для разработки новых подходов к организации образовательного процесса в контексте педагогики развития/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009/2010 учебный год.

 

     

 

III. Описание актуального педагогического опыта учителя

      Целью педагогической деятельности является разработка системы методов и   приемов, обеспечивающих положительную динамику творческой самореализации и самоактуализации учащихся при изучении русского языка и литературы посредством организации исследовательской деятельности в НОУ.                                                  

      В основе организации лингвистической исследовательской деятельности в НОУ  лежит диагностика учебных возможностей учащихся. По выборочным статистическим данным на стадии организации научного общества  члены лингвистической секции по степени мотивации распределяются следующим образом: лидеры,  позитивисты, нейтралисты. Задача  руководителя – перевести обучающихся из группы нейтралистов в зону повышенной мотивации. Для этой цели с учетом результатов диагностики и материально-технической базы образовательного учреждения составляется программа деятельности научного общества. Наличие программы, позволяющей объединить весь коллектив во имя достижения общей цели, является важным признаком функционирования НОУ как модели научной школы.                                                                                               

Организация работы научного общества основывается на принципах:   

- добровольности занятий учеников этим видом работы;

 - добровольности выбора учащимся темы исследования;    

- максимальной самостоятельности ученика в процессе проведения исследования;                                                                                                                                                                                                                  

- компетентного и заинтересованного руководства педагога ученической исследовательской работой;                                                                                                                                                                              

- уважительного отношения родителей и педагога к исследовательской деятельности учащихся.

         Планирование работы, осуществляемой в НОУ, имеет ряд особенностей, которые  учитываются при разработке тематического планирования. Это техническая оснащенность школьных кабинетов, библиотеки; доступ работы в компьютерном классе; ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок; проведение различных встреч и экскурсий; возможности опубликования учащимися результатов своих исследований, выступление на научных конференциях, участие ребят в конкурсах исследовательских проектов.   В соответствии с этим выделяются основные направления деятельности: познавательно-коммуникативную, научно-исследовательскую, творческую.                                                                                                                                                                                                                        Обучение лингвистическому исследованию строится поэтапно. Первый,  подготовительный,  предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса  и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Второй, развивающий этап, предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Третий, собственно исследовательский, является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведется разработка  коллективных и индивидуальных тем исследований. Для этой цели составляется индивидуальный план исследования – результат совместного труда ученика и руководителя.                                                                                                                                                                                                                                            В качестве методического инструментария исследований используются теоретические методы-операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация), методы-действия (выявление противоречий, постановка проблемы, построение гипотез), эмпирические методы-операции (наблюдение , опрос, тестирование) и методы-действия (обследование, мониторинг, эксперимент).                                             Процесс  оценивания результатов деятельности – одно из направлений  развития самоактуализации обучающихся. С целью мониторинга динамики изменений достижений, сравнения индивидуальных результатов с результатами членов научного общества, формирования базы данных обучающихся в форме портфолио используется рейтинговая оценка  деятельности членов НОУ: проведение диагностики деятельности обучающегося в течение всего года, подсчет рейтинга по итогам первого полугодия и учебного года. Внутренним стандартом оценки лингвистического исследования   является продукт этой деятельности – исследовательская работа учащегося. Успешность этой работы определяется ее соответствием определенным требованиям, зафиксированным нормативными документами и локальными актами НОУ. Степень этого соответствия определяю с помощью критериев, разработанных на основе анализа и обобщения опыта оценивания исследовательских работ учащихся на различных конкурсах и конференциях.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                С позиции деятельностного подхода общение в педагогическом процессе есть «форма совместной учебной деятельности субъектов». Оптимальной формой организации сотрудничества в НОУ является работа в малых группах. Малая группа есть ближайшая среда формирования и развития личности, влияющая на мотивацию, производительность и социальную активность человека, его психологическое состояние и здоровье. Поэтому исследовательскую деятельность организуется по диадному, триадному или общегрупповому принципу.  Пространственное и временное соприсутствие всех членов научного общества обеспечивается на заседаниях, проводимых один - два раза в неделю, в форме лекции, беседы, семинара, игромоделирования, дискуссии, диспута, тренинга, интеллектуального марафона, олимпиады, конференции, конкурса, консультации, исследовательской экспедиции, выпуска публикаций НОУ. Наиболее эффективными формами функционирования НОУ в контексте проблемы  самореализации и самоактуализации обучающихся  являются семинары и конференции.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов.                                                                                                                                                        Такая  организация  учебного  процесса  позволяет  учителю  создать условия для творческой  самореализации и самоактуализации обучающихся.   

Распространение собственного педагогического опыта в профессиональном сообществе на мероприятиях различного уровня       за последние три года  

Год

Уровень распространения

Наименование мероприятия

Форма участия

2010

муниципальный

V-ые Рождественские образовательные чтения

1.Выступление по теме: «Лингвистическое исследование в учебном процессе как средство развития нравственности и культуры обучающихся».

2.Презентация  системы педагогической деятельности

2010

международный

Международная научно-практическая конференция «Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов поколений регионов в трансформирующемся обществе»

1.Выступление по теме:  «Организация исследовательской деятельности в НОУ как средство реализации интеллектуального потенциала школьников». 2.Презентация результатов педагогической деятельности.

 

2011

.                        муниципальный

VI Рождественские образовательные чтения

1. Выступление по теме:  «Нравственное воспитание школьников на основе приобщения их к созидательному творчеству посредством научно-исследовательской деятельности».

2. Презентация направлений внеурочной деятельности.

2011

всероссийский

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Презентация результатов педагогической деятельности по теме: «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе».

2012

всероссийский

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Презентация системы педагогической деятельности по теме:  «Социальная адаптация учащихся в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность».

 

2012

всероссийский

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Презентация системы педагогической деятельности по теме:  «Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования       мотивов саморазвития  личности и ее готовности к выбору будущей профессии».

2013

региональный

Областной семинар по проблеме «Аспекты преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» средствами УМК издательства «Мнемозина»

Выступление по теме: «Формирование универсальных учебных действий  при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы)».

2013

региональный

I-ые Епархиальные Рождественские образовательные чтения

Выступление по теме: «Исследовательская работа с текстами  древнерусских произведений как средство интегративного обучения русской литературе и нравственного воспитания в системе школьного образования».

2013

муниципальный

Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Учитель года – 2013»

Открытое занятие: урок-исследование в 7 классе по теме «Однородные члены предложения»

2013

муниципальный

Семинар руководителей МО классных руководителей «Системно-деятельностный подход в воспитании обучающихся как основа стандартов второго поколения»

Мастер-класс «Классный час в 7 классе «Почему важно заниматься спортом…»

2013

муниципальный

Городское методическое объединение учителей русского языка и литературы

Мастер-класс «Приемы развития критического мышления»

Распространение собственного педагогического опыта через научно-методические публикации за последние три года

Год

                    Научно-методическая публикация                       (с указанием выходных данных)

Уровень публикации

2010

Кривошеева В.Н. Лингвистическое исследование в учебном процессе как средство развития нравственности и культуры обучающихся / В.Н. Кривошеева // Духовно-нравственное воспитание: опыт становления гражданина: Сборник материалов V Рождественских образовательных чтений. Часть I / Сос. Т.В. Трифонова, Н.В. Полякова. – Губкин, 2010. – С. 206–208.

муниципальный

2010

Кривошеева В.Н. Организация исследовательской деятельности в НОУ как средство реализации интеллектуального потенциала школьников / В.Н. Кривошеева // Проблемы реализации интеллектуального потенциала в творческой деятельности поколений региона: Сборник докладов международной научно-практическая конференция «Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов поколений регионов в трансформирующемся обществе» / Сост.: Жирякова С.Н., Гевой А.П., Абрамова Т.В. – Губкин: ООО «Айкью», 2010. – С. 198-201.

международный

2011

Кривошеева В.Н. Нравственное воспитание школьников на основе приобщения их к созидательному творчеству посредством научно-исследовательской деятельности / В.Н. Кривошеева // Взаимодействие социокультурных институтов Губкинского городского округа в духовно-нравственном развитии личности: Сборник материалов VI-х Рождественских образовательных чтений / Сост. Т.В. Трифонова, И.Я. Логина. – Губкин, ООО «Айкью», 2011. Ч.1. – С. 63-65.

муниципальный

2011

Кривошеева В. Н. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе [электронный ресурс]: сб. науч. Тр. / В.Н. Кривошеева. – Электрон. Дан. (3,84 Мб). – М.: Первое сентября, 2011. – 1 электрон. опт. Диск (CD-ROM).

всероссийский

2012

Кривошеева В.Н. Социальная адаптация учащихся в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»  [электронный ресурс]: nsportal.ru / В.Н.Кривошеева  - URL: http://nsportal.ru/krivosheeva-valentina-nikolaevn...., свободный. Яз. рус. -  (Дата обращения: 10.04.2014)

всероссийский

2012

Кривошеева В.Н.  Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования       мотивов саморазвития  личности и ее готовности к выбору будущей профессии [электронный ресурс]: матер. персон. сайта /В.Н.Кривошеева  - URL: http://nsportal.ru/krivosheeva-valentina-nikolaevn...., свободный. Яз. рус. -  (Дата обращения: 10.04.2014)

всероссийский

2013

Кривошеева В.Н. Формирование универсальных учебных действий  при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы) [электронный ресурс]: матер. персон. сайта /В.Н.Кривошеева  - URL: http://nsportal.ru/krivosheeva-valentina-nikolaevn...., свободный. Яз. рус. -  (Дата обращения: 10.04.2014)

всероссийский

2013

Кривошеева В.Н. Исследовательская работа с текстами  древнерусских произведений как средство интегративного обучения русской литературе и нравственного воспитания в системе школьного образования / В.Н. Кривошеева // Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее: Сборник материалов I-х Епархиальных Рождественских образовательных чтений / Сост.: Т.В. Трифонова, И.Я. Логина. Старый Оскол: ООО «Ассистент плюс», 2013 - С. 248-250.

региональный