Методическая разработка

Вотинцева Ирина Аркадьевна

Пояснительная записка

 

Цель  разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр и игрушек.

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.

Игра -  тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе или это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

- обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

  1. Игра на формирование орудийно-предметных действий

Игра "Прокати шарик" 

Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке.  Оборудование: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.  Ход игры: взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба, обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия взрослого

 

Игры-стучалки

 

Игра "Выбей шарик" 

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять задания, подражая взрослому.  Оборудование: игрушка лоток с цветными шариками и молоточком.  Ход  игры:  взрослый  показывает  ребенку  игрушку,  ударяет  молотком  по  шарику,  при  этом  обращает внимание  ребенка  на  выкатывающийся  из  отверстия  шарик.  Побуждает ребенка к  самостоятельным действия

 

Игра "Посадим грибы" 

Цель: формировать соотносящие действия. 

Оборудование: основа – полянка со штырьками, грибы. 

Ход игры: взрослый показывает ребенку полянку и грибы, говорит: «Давай их посадим».  Ребенок  повторяет  это  действие  по  подражанию.  Если  он  затрудняется, используются  совместные  действия

 

 

Сенсорная коробка

• Сенсорная коробка - емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.

 • Тематически сенсорные коробки могут быть самыми разнообразными, Например, наполненная землей песочница с грузовиками – про транспорт и строительство, лед с белыми медведями – Антарктида, свежая трава и животные – ферма, цветы и бабочки с божьими коровками – насекомые. Это игрушка универсальная, которая дает возможность детям экспериментировать

 

Игра "Что в коробочке?" 

Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать согласованность действий обеих рук. 

Оборудование:  две  разные  коробочки  по  величине  или  форме  с  закрывающимися  крышками,  игрушки (колокольчик, бусы, логомарблс, логопуговицы

 

 

1 вариант

Ход игры:  Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает  его  открыть  коробку,  достать  игрушку,  при  этом  взрослый  обыгрывает  игрушку.  В  случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком. Аналогично проходит игра со второй коробкой.

2 вариант

Ход игры:  Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный  выбор:  обводит  рукой  по  контуру  крышки  и  отверстия  коробочек,  учит  примерять  крышку  к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой".

3 вариант

Ход игры: 

Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и в первом варианте.

Игра "Дом животных" 

Цель: развивать соотносящие действия, учить выполнять задания, используя метод проб. 

Оборудование:  настольная  игра  "Дом  животных"  (прямоугольная  доска  с  вкладышами,  изображающими животных).  Ход игры: взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных, которые "живут в  своих  домиках".  Ребенку  предлагается  "выпустить"  каждое  животное  из  своего  домика.  После  того,  как ребенок  достал  все  вкладыши,  ему  нужно  найти  и  "вставить"  животных  на  свои  места.  При  затруднениях используется метод проб

 

Домики с вкладышами

 

Игрушки с выскакивающими животными

 

Пирамидки

 

 

Игра "Собери пирамидку-качели"

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять задания, подражая взрослому

Оборудование: игрушка пирамидка -качели

Ход  игры:  взрослый  показывает  ребенку  пирамидку  и  предлагает  поиграть  вместе.  Взрослый  снимает колечки с одного стержня пирамидки и просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.

 

 

 

  1. Игры на формирование предметно-игровых действий

Игра "Покатай матрешку" 

Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.  Оборудование: тележка, 2 матрешки (двухместные).  Ход  игры:  взрослый  показывает  ребенку  матрешку,  любуется  ею,  говорит,  какая  она  красивая.  Затем показывает, как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ"), сажает ее в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

 

Игра "Покатай ежат" 

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать совместные действия.  Оборудование: игрушки - карусели, ежата (мелкие предметы).  Ход игры: взрослый показывает игрушки, говорит: "Вот ежик - ни головы, ни ножек!", предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый рассказывает потешку:  Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,  А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.

 

 

 

 

Заводные игрушки

 

Игра "Построим забор" 

Цель:  формировать  у  ребенка  интерес  к  строительным  играм,  учить  выполнять  предметно-игровые действия, подражая взрослому.  Оборудование: игрушки - машина, кирпичики, домик, петушок.  Ход  игры:  взрослый  обращает  внимание  ребенка  на  домик,  в  котором  живет  петушок.  Предлагает построить забор вокруг домика петушка, защитить его от хитрой лисы. Взрослый просит ребенка загрузить машину кирпичиками и отвезти их к домику петушка. Затем взрослый и ребенок строят забор вокруг домика. Ребенок действует, подражая

 

 

 

 

 

Игра "Угощаем кукол" 

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия.  Оборудование: куклы, набор детской посуды, крупа в кастрюле.  Ход  игры:  взрослый  ставит  перед  ребенком кукол,  объясняет,  что  они  пришли  в  гости  и  их  надо угостить  "кашей",  напоить  "чаем".  Затем  взрослый  выкладывает  две  тарелки  и  просит  ребенка  раздать  их куклам.  Далее  ставит  кастрюлю  с крупой,  кладет  ложку  и  просит  ребенка  покормить кукол.  В  случае  необходимости  показывает,  как  надо  насыпать крупу,  либо  действует  совместно  с  ребенком. Затем  взрослый  спрашивает:  "Чем  будут куклы есть  кашу?  Чем  ты  ешь  кашу?"  Просит  взять  ложки, раздать куклам,  покормить  их,  произносит:  "Кушай,  Ляля,- ам-ам".  Аналогично  раздаются  чашки  и наливается  в  чашки  "чай"  из  чайника.  Если  ребенок  испытывает  затруднения,  используются  совместные действия

 

 

Игра "Сделаем мебель для матрешки" 

Цель:  формировать  интерес  к  строительным  играм,  учить  выполнять  предметно-игровые  действия, подражая взрослому.  Оборудование: кубики, кирпичики, матрешка.  Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать мебель - стол, стул для куклы. Затем он сооружает перед ребенком стол - кирпичик кладет на кубик, стул - кирпичик ставится на ребро рядом с кубиком, просит ребенка повторить эти действия. После этого мебель обыгрывается.

 

Игра "Позвони по телефону" 

Цель: развивать у ребенка интерес к общению. Оборудование: 2 детских телефона с дисками.  Ход игры: взрослый предлагает ребенку позвонить своим маме по телефону: одной рукой ребенок берет трубку,  второй  рукой  набирает  номер,  вставляя  палец  в  отверстие  диска  и  прокручивая  его.  Действия сопровождаются словами: "Алло! Алло! Мама, это я Аня".

 

Игра "Построим лесенку" 

Цель:  формировать  у  ребенка  интерес  к  строительным  играм,  учить  выполнять  предметно-игровые действия, подражая взрослому.  Оборудование: игрушки - машина, кубики, маленькая кукла.  Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить лестницу для куклы. Они нагружают кубики в машину и везут  в  игровой  уголок.  Затем  взрослый  вовлекает  ребенка  в  постройку  лестницы,  показывает,  как  нужно расставлять кубики, обыгрывает постройку

 

Используемая литература:

  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.
  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.
  • Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-Петербург: Союз, 1998.

источник - Часть 1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №5, 2004