Защита прав детей

Варыгина Елена Валерьевна

1.Агрессивное поведение подростков.

2.Памятка школьнику.

3.Профилактика правонарушений

4.Памятка родителям.

5.Рекомендации для родителей и педагогов.

6.Беседа о негативном влиянии алкоголя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Цель: сформировать у родителей представление об агрессивных проявлениях в поведении подростков.

До проведения семинара по данной теме следует провести анкетирование учащихся и их родителей, проанализировать, обобщить результаты. Анкетирование может проводиться анонимно с целью обсуждения типичных  представлений о проблемах отклоняющегося поведения детей подросткового возраста или же использоваться в индивидуальной работе с подростками (Приложение – анкета для подростка, анкета для родителей).

Цель анкетирования: изучение представлений подростков и их родителей о проблеме отклоняющегося поведения подростков.

Анализ анкетирования

Проведенное анкетирование позволяет сделать следующие выводы:

  • что именно родители и подростки знают о сущности отклоняющегося поведения;
  • какие причины отклоняющегося поведения выделяют сами подростки и их родители;
  • отношение к возможности получения консультативной помощи специалистов;
  • соответствие (несоответствие) ответов подростков и их родителей.

ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Воспитание подрастающего поколения во все времена играло немаловажную роль в развитии общества. Характерная особенность этого процесса в современных условиях заключается в том, что он протекает в постоянно меняющемся мире, что, естественно, находит отражение во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Родившемуся физически здоровым человеческому существу от природы задано все – вся полнота сторон, с совокупностью которых в нашем сознании связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях. На практике полной меры лишь таких условий не существует, и развитию ребенка сплошь сопутствуют разнообразные неблагоприятные факторы, в том числе болезни, которые затормаживают его физический и интеллектуальный рост, искажают его эмоциональную конституцию, делают недостаточными его способности и неадекватными реакции на окружающие явления. В таких случаях мы говорим о трудных детях, хотя, по правде говоря, “легких” детей не бывает. Но эпитетом “трудные” мы подчеркиваем характерную особенность в их жизненных проявлениях (а также и в педагогическом  плане), связанную с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода аномалий могут быть приобретенными или врожденными. Если своевременно не обратить на них внимание и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности.

За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, часто связанные с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьезные беспокойства в обществе. Экстремальность условий жизни ведет к нарастанию в обществе пограничных и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым. Это выражается в росте масштабов  насилия, суицидологических реакций  среди подростков.

Приводятся результаты проведенного анкетирования подростков и их родителей, организуется обсуждение-дискуссия.

ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Агрессия и жестокость – крайняя недопустимая форма агрессии – является следствием несформированности норм нравственности, отсутствием восприимчивости к окружающему миру или защитной реакцией в состоянии возбуждения. Такая реакция человека обусловлена низким уровнем саморегуляции или экстремальными для данной личности условиями. Попадая в критическую ситуацию, подростки ведут себя по-разному. Многих эмоциональное напряжение заставляет мобилизовать свои внутренние ресурсы, повысить уровень активности, более энергично искать пути разрешения сложившейся ситуации. Это наиболее конструктивная форма поведения. Однако не все ведут себя таким образом. Зачастую подростки пытаются избавиться от беспокойства другими способами. Наиболее неконструктивным способом разрядки напряжения является агрессия, направленная на других людей, которые воспринимаются как препятствие в удовлетворении потребностей. Подростки, которые склонны к агрессивной форме реагирования на жизненные затруднения, испытывают гнев, сердятся, кричат, критикуют и обвиняют других в своих бедах. Интересы других людей при этом игнорируются. Крайней формой проявления агрессии является физическое насилие.

Другим способом неэффективного реагирования на неудачи является агрессия, направленная не на других, а на самого себя. Встретившись с препятствием в удовлетворении потребности, подросток может попытаться подавить потребность, как бы обесценить ее для самого себя. Часто это сопровождается чувством печали, отчаянием, критикой в свой собственный адрес. Подросток становится безразличным, утрачивает интересы и активность. Такая форма реагирования характерна для подростков с пониженной самооценкой или приученных с детства к сдержанности. К сожалению, современные условия – социальные, политические, экономические – часто подталкивают подростка к проявлению агрессии. Особого внимания требует спектр форм жестокости родителей по отношению к своим детям, который достаточно широк, – от безответственного отношения к безопасности детей до детоубийства. Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. В результате могут возникнуть нарушенные формы поведения – агрессивность, курение, алкоголизм, наркомания и др. Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей и других значимых взрослых вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и, соответственно, агрессивные проявления. Существуют исследования, свидетельствующие, что в семьях, где практикуются жестокое отношение к детям, физические наказания, унижения и издевательство, вырастают жестокие дети.

Многие агрессивные феномены, характеризующиеся проявлением жестокости, нельзя адекватно интерпретировать, оставаясь в круге привычных мировоззрений. В этой связи статистика дает следующие данные о подростковой преступности. На фоне некоторого общего количественного снижения преступности (в 1997 г. по сравнению с предыдущими годами) растет жестокость правонарушений. Почти каждое второе преступление, совершаемое детьми и подростками, является тяжким. Эти данные поражают даже опытных сотрудников правоохранительных органов. Обращают внимание следующие моменты: жертвами агрессии становятся родители, братья и сестры, друзья. Причем часто дети росли во внешне благополучных семьях, их родители не были “пьяницами и дебоширами”. Направленность разрушительной злобы и агрессии на близких людей, причем без достаточно мотивированного повода, представляет собой своего рода феномен “самоотрицания”, поскольку такие действия подростка направлены на разрыв кровных связей – жизненной основы его существования. Эти действия находятся вне рамок рациональных характеристик поведения.

Другой особенностью тяжелой агрессии у детей и подростков является резкое усиление потенциала разрушения и жестокости, наблюдаемое в группе сверстников. В ней у подростка отмечается почти полное исчезновение страха наказания, неосознанная подчиненность общей воле группы в сочетании с обостренным желанием утвердиться в качестве полноправного ее члена.

Существует и иной взгляд на эту проблему. Само понятие агрессивности следует рассматривать не как изначально негативное, а как дуалистический феномен, включающий положительный и негативный аспекты. К положительному аспекту относятся поведенческие акты, имеющие целью самоутверждение, овладение чем-либо, к негативному аспекту – садистские, уничтожающие и деструктивные действия в отношении других людей и самого себя. Факторами, которые в современном мире приобретают решающее значение в формировании этих видов агрессии, являются отсутствие возможности разрядки “агрессивного инстинкта”, практическое отсутствие моральных и религиозных устоев в семейном воспитании, воздействие средств массовой информации с их противоречивыми идеалами и возможностью выбора многих “норм” поведения.

Выделяются три основных причины формирования агрессивных форм поведения подростков: семейные взаимоотношения, взаимоотношения со сверстниками, наблюдаемая со стороны агрессия.

  1. Семья как фактор агрессивного поведения. В эту группу причин можно отнести характер семейных взаимоотношений, а также стиль семейного руководства. Частые и жестокие наказания провоцируют детей к агрессивному поведению. Дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий. Такая характеристика семьи, как полная или неполная, представляется связанной с агрессивностью детей.
  1. Другим важным фактором в становлении агрессивности являются взаимоотношения со сверстниками, с социальной позицией подростка. Отвержение подростками-сверстниками и низкий социальный статус в группе провоцируют его к применению агрессивных форм поведения. Также исследователи отмечают, что агрессивные дети часто попадают в группы, состоящие из таких же агрессивных детей.
  2. Третьим фактором в становлении моделей агрессивности являются средства массовой информации. Во время просмотра теле-, видеофильмов подросток во внутреннем плане репетирует возможные формы агрессивных действий. Если семейные отношения или взаимоотношения со сверстниками подкрепляют эту агрессию, то эти формы поведения становятся привычкой.
  3. Агрессивное поведение подростков становится источником страдания не только родителей, но и самих подростков, которые становятся его жертвами со стороны сверстников. Агрессия несет в себе разрушительный потенциал большой разрушительной силы, причиняет страдания и горе, оставляет отпечаток на всем личностном развитии подростка, взрослого. Наиболее важным с позиции социально-педагогической, психологической практики представляется целенаправленная работа по раннему выявлению предрасположенности подростка к агрессивным проявлениям в поведении, профилактике агрессии в подростковой среде и в семейном воспитании.

Организуется дискуссия родителей по вопросу о том, как вести себя с агрессивными подростками.

Рекомендации родителям при взаимодействии с агрессивным ребенком.

  • Принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.
  • Расширяйте кругозор ребенка.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и педагогов. Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.

МАТЕРИАЛЫ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты, целью которой является изучение проблемы отклоняющегося поведения подростков.

1. Какие формы поведения вы бы назвали отклоняющимися от нормы (отметьте несколько вариантов ответа):

  1.  нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
  1.  побеги из дома;
  2.  грубость, сквернословие;
  3.  употребление алкоголя, пьянство;
  4.  курение;
  5.  раннее начало половой жизни;
  6.  хулиганство;
  7.  унижение других;
  8.  воровство;
  9. критика взрослых, неподчинение;
  10. ношение вызывающей одежды;
  11. драки;
  12. употребление наркотиков;
  13. агрессивные проявления;
  14. другое ______________ .

2. Какие из перечисленных форм поведения, на Ваш взгляд, наиболее распространены среди сверстников Вашего ребенка (перечислите соответствующие номера из предыдущего вопроса)? _________________________________________________________

3. Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося поведения подростков (отметьте несколько вариантов ответа):

  1.  стремление получить сильные впечатления;
  1.  состояние здоровья (заболевания) ребенка;
  2.  повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
  3.  неблагополучная ситуация в семье;
  4.  стремление к самостоятельности и независимости;
  5.  недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
  6.  отставание в учебе;
  7.  пренебрежение со стороны сверстников;
  8.  непонимание со стороны взрослых;
  9. недостаточная уверенность в себе;
  10. стрессовые жизненные ситуации;
  11. низкий материальный уровень семьи;
  12. примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации;
  13. чрезмерная занятость родителей;
  14. другое _____________________ .

4. Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?

______________________________________________________

5. Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребенок может попасть в плохую компанию? (Если да, то почему; если нет, то почему) ____________________________________________________

6. К кому из специалистов Вы обратились бы в первую очередь за консультацией, если бы у Вашего ребенка появились проблемы в поведении?

  1.  к классному руководителю;
  1.  к школьному психологу;
  2.  к социальному педагогу;
  3.  к психотерапевту;
  4.  к инспектору по делам несовершеннолетних;
  5.  к врачу;
  6.  справились бы самостоятельно;
  7.  к другому специалисту __________.

АНКЕТА ДЛЯ ПОДРОСТКА

Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, целью которой является изучение проблемы отклоняющегося поведения в среде твоих сверстников.

1. Какие формы поведения ты бы назвал отклоняющимися от нормы (отметь несколько вариантов ответа):

  1. нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
  1.  побеги из дома;
  2.  грубость, сквернословие;
  3.  употребление алкоголя, пьянство;
  4.  курение;
  5.  раннее начало половой жизни;
  6.  хулиганство;
  7.  унижение других;
  8.  воровство;
  9.  критика взрослых, неподчинение;
  10.  ношение вызывающей одежды;
  11.  драки;
  12.  употребление наркотиков;
  13.  другое ________________.

2. Какие из перечисленных форм поведения, на твой взгляд, наиболее распространены среди твоих сверстников (перечисли соответствующие номера из предыдущего вопроса)?

3. Что, с твоей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося поведения подростков (отметь несколько вариантов ответа):

  1.  стремление получить сильные впечатления;
  1.  состояние здоровья, заболевания;
  2.  чрезмерная занятость родителей;
  3.  неблагополучная ситуация в семье;
  4.  стремление к самостоятельности и независимости;
  5.  желание выделиться;
  6.  отставание в учебе;
  7.  пренебрежение со стороны сверстников;
  8.  непонимание со стороны взрослых;
  9. недостаточная уверенность в себе;
  10. стрессовые жизненные ситуации;
  11. низкий материальный уровень семьи;
  12. примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации;
  13. другое _____________________________________________

4. Что ты обычно делаешь в свободное от учебы время?

______________________________________________________



Предварительный просмотр:

            Беседа о правилах поведения на уроке

Данная беседа проводится в игровой форме с помощью учащихся. Учитель начинает предложение. А ученик его заканчивает.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

После игры ребята отвечают на вопросы:

1.Как нужно вести себя на уроке?

2.Для чего необходимо соблюдать дисциплину на уроке и во внеурочное время?



Предварительный просмотр:

БЕСЕДА

«ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ»

(о профилактике правонарушений и ОБЖ)

ЦЕЛЬ: в доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в быту; научить подростков, как правильно выйти из сложной ситуации, угрожающей их здоровью и даже жизни.

   Ребята, в жизни есть не только свет, но и тень. И зло могут творить не только Баба Яга и Серый волк, но и знакомый из ближайшего подъезда, твой сверстник и даже…друг. И, оказывается, учиться противостоять недобрым побуждениям и поступкам надо намного раньше получения паспорта, достижения совершеннолетия, первой зарплаты.

   Жизнь полна неожиданностей, а порой и опасностей. Поэтому надо быть храбрым, но и осмотрительным. Надо надеяться на взрослых, на милицию, но и самому уметь постоять за себя. По крайней мере, стараться не попадать в опасные ситуации, а коли уж попал, знать, как себя вести.

   Многие большие беды начинаются с малого, с самых зряшных пустяков. Сегодня соврал матери, обидел словом сверстницу, поленился помочь бабушке, не уступил место старшему. А завтра? Завтра может быть самое плохое, такое, что уже привлечет внимание работников милиции, следователей, судей. Чтобы этого не произошло, надо с малых лет воспитывать в себе чувство ответственности. Это поможет вам стать истинно свободным. Ибо, как сказал один мудрый человек, «если не хочешь знать страха, не чини зла».

СЛУЧАЙ 1 «МАМИНА ПОДРУГА»

   Одна девочка играла во дворе в мячик. Вдруг к ней подошла тетенька с большой сумкой в руках и говорит: «Оленька, здравствуй! Ты меня не помнишь? А я тебя сразу узнала». Они отошли в сторону, и тетенька сказала, что она мамина подруга. Девочка сказала, что мама на работе. А женщина говорит: Ах, какая досада! Я ведь в городе проездом». И спросила, какой у мамы телефон. Она вошла в телефонную будку, позвонила, а потом и говорит: «Оленька, мама сказала, чтоб я подождала ее дома. Ты мне открой дверь, а сама еще можешь погулять». Они подошли к их подъезду. Но вдруг девочка подумала: «Не верь ей! Она воровка!» У подъезда сидели две бабушки. И Оля сказала тетеньке: «А давайте здесь подождем маму!» И села рядом с бабушками. А тетенька постояла-постояла, зло на Олю посмотрела и ушла.

   Оля вовремя спохватилась. Если бы она открыла «тетеньке» дверь, та переложила бы в сумку самые дорогие вещи и была бы такова. Точно так она обворовала несколько квартир, пока ее не поймала милиция.

   Тут я хочу обратиться к мальчишкам. Имейте в виду, что во дворе может появиться не только «мамина подруга», но и «папин товарищ». И вовсе не обязательно с большой сумкой в руке. У него может быть небольшой чемодан или портфель.

   Будьте осторожны и с незнакомыми ребятами постарше, которые набиваются в друзья, играют с вами, обещают защитить от обидчиков, дарят фонарик, ножик. А потом напрашиваются к вам поиграть. Когда никого нет дома.

   После таких игр пропадают мамины украшения, папины книги или другие ценные вещи.

   Чтобы этого не случилось, вот совет – уж коль родители доверили вам ключи, чужих или малознакомых домой не приводите. И ключ никому не давайте. Берегите его. Следите, чтобы он не вывалился, не потерялся. И в школе, кстати, тоже.

СЛУЧАЙ 2  «В ЛЕСУ».

   Однажды ребята пошли в лес гулять. Вдруг видят: в кустах толстый дядька стоит. Ну, который со своей мамой в парке гуляет. Она его за руку водит, хотя он больше нее.

   Увидел ребят – забормотал что-то и как кинется к ним. Хорошо, что ребята быстрее бегали. А ведь это был душевнобольной человек. Такие есть среди нас. Некоторые из них не понимают, что делают. Поэтому рядом с такими людьми всегда должны быть врачи или родственники. Но случается, что душевнобольной убегает и остается без присмотра. Встреча с ним может быть опасной.

   Особенно надо быть осторожными девочкам. Вы слабее и беззащитнее мальчишек. Женщина вообще нуждается в защите. У всех народов существует правило, что женщину должен защищать мужчина. Женщина одна, без сопровождения мужчины, не выходит вечером на улицу, не уезжает за город, не ходит в театр, кафе, кино. Считается, что нарушить это правило неприлично.

   Тем более непозволительно это делать девочкам. Одним, без взрослых, уходить далеко от дома. На реку или в лес. Нельзя одной уезжать к подруге! Нельзя гулять до темноты! Нельзя засиживаться в гостях до позднего вечера и возвращаться домой в одиночку! Нельзя никуда ходить с незнакомым человеком!

   Это и неприлично, и опасно!

СЛУЧАЙ 3 «НА ЧЕРДАКЕ»

   В ту субботу Лешин папа опять пришел домой пьяным. «А ну исчезни с моих глаз!» - закричал он. Мама стала с ним ругаться. Леша оделся и пошел к другу из класса. Но у них были гости. И тут Леша решил уехать к бабушке в Тюмень. Но он перепутал поезда и приехал в какой-то другой город. Он походил по улицам, а когда стало темно, зашел в дом с выбитыми окнами. И залез на чердак.

   А утром его разбудили большие ребята. «Кто такой?» - спросили они. Леша рассказал. Они дали ему колбасы, хлеба и конфет. И позвали с собой. Они показали, как можно залезть на чужой балкон и взять оттуда продукты. Они ели на чердаке и варенье, и дыни, и сушеную рыбу. Ребята сказали, что завтра Лешкина очередь лезть на балкон.

   Когда они разошлись по домам, мальчик лег спать. И вдруг он сказал себе: «Что я делаю? Возвращаться надо домой! Меня же ищет мама! А эти ребята – воры. Они берут чужое. А если б это был наш балкон?»

   Рано утром Леша уехал домой.

   Конечно, кому понравятся семейные скандалы, но Леша правильно сделал, что вернулся домой. Ведь его ждала мама. Она же думает, что рядом растет помощник и защитник. Ей тоже, как и Леше, приходится несладко.

   А вот некоторым ребятам просто не сидится на одном месте. Хотя у них нет никаких серьезных причин уходить из дома. Я говорю о маленьких любителях дальних странствий. Обычно эти странствия заканчиваются в милиции. Таким ребятам я бы сказала: вам повезло. Ведь с беглецами случаются и несчастья. Одни бесследно исчезают; другие попадают под колеса поездов, автомашин; третьи тонут, замерзают; четвертых находят убитыми в лесу, в подвалах, на чердаках.

   Так что же – сидеть все время дома и дальше двора носа не высовывать? А как же дальние страны, новые неизведанные края? Для чего же тогда по железным дорогам мчатся поезда? Нет, почему же? Путешествуйте! Но только – вместе с родителями!

   «А-а, с родителями,- скажет один, - это неинтересно…» А кто научит тебя разводить костер, ловить рыбу, собирать грибы? Кто покажет дупло белки, домик бобров, норку крота? Кто научит разбивать палатку, ориентироваться в лесу по компасу?

   «Да, попробуйте уговорить моего папу…» – скажет другой из вас.

   А ты попробуй! Объясни ему, как это здорово – всю зиму изучать карту, читать книги-путеводители, готовить нужные вещи: палатки, фонари, топорики, кроссовки, удочки, крючки. И ждать счастливого дня – отправления в путешествие!

   И вот такой день настал. И ты вдвоем с папой – еще лучше втроем – и с мамой! Или вчетвером – с братишкой или сестренкой! – на зависть своим приятелям выходишь из подъезда с рюкзаком за плечами.

СЛУЧАЙ 4. «ВЕЖЛИВЫЙ ДЯДЕНЬКА»

   Рядом с нашим домом строят школу. Когда Таня проходила мимо, из подъезда вышел вежливый такой дяденька. У него в руках был пакет с молоком. «Девочка, - сказал он. – Тут кошечка окотилась. Хочешь посмотреть котят? Пойдем, покажу, они там, в углу». Тане очень хотелось посмотреть котят, и она подошла к двери. Но вдруг как будто кто-то одернул ее: «Нет там никаких котят! Врет он! Он хочет тебя заманить! Беги отсюда!» И Таня побежала. А дяденька выронил пакет и быстро куда-то скрылся. А Таня пришла домой и все рассказала маме. Она сказала: молодец, что убежала, и позвонила в милицию.

   Танин внутренний голос уберег ее от большой беды. Ведь этот «вежливый» дяденька – преступник. И преступление, которое он совершает, - одно из самых отвратительных и опасных: он развращает малолетних.

   К сожалению, такие «дяденьки» встречаются и в нашей жизни. Они могут  быть старые и молодые. Вежливые и грубые. Аккуратно, модно одетые и грязные, оборванные.

   Эти «дяденьки» очень хитры. Они могут заманивать девочек в новостройки или, наоборот, в старые заброшенные дома, в подвалы или на чердаки. «Там больная собачка», «Там гнездо с птенцами», - придумывают они. Могут подарить красивую брошку, пригласить покататься в машине, предложить сфотографироваться, пообещать устроить в музыкальную школу, сняться в кино, записать в секцию фигурного катания…

   Заманив в укромное место, они заставят тебя делать стыдные вещи – раздеться, показать, какие у тебя ноги… Встречи с такими «дяденьками» нередко кончаются очень плохо: девочек увозят в больницу, а то и находят мертвыми.

   Запомните: эти «дяденьки» очень опасны. Поэтому не ходите мимо заброшенных сараев, гаражей, домов и новостроек, не лазайте в подвалы и на чердаки, не вступайте в разговоры с незнакомцами. Что бы он ни предлагал, отвечайте: «Нет!» - и уходите туда, где много людей. Если он не отстает – убегайте, кричите, зовите на помощь!

СЛУЧАЙ 5. «ЕЩЕ ОБ ОДНОМ ДЯДЕ»

   Два друга пошли в кино на «Тарзана». Все ребята уже посмотрели этот фильм. Приходят, а билетов нет. А тут один дядя говорит: «У меня есть лишние». И сам пошел с ребятами.

   А дня через три дядя Кирилл пригласил их в музей, где скульптуры …голые. Он им объяснил, как устроено человеческое тело, где какие органы…

   Дядя Кирилл сказал, что он художник и у него дома есть разные журналы с картинками. «Приходите, - сказал он, - покажу». И дал свой адрес.

   Один из друзей хотел пойти, но второй оказался умнее и сказал: «Не ходи туда. Какой это художник? Сначала картинки с голыми покажет. Потом скажет: «Разденься, я тебя нарисую». А потом начнет приставать – не вырвешься».

   И мальчик не пошел. Потому что он вспомнил, что и раньше дядя Кирилл приставал: прижимал к себе, гладил по коленкам.

   Друг оказался прав: ребятам угрожала опасность. Они правильно сделали, что не пошли к этому художнику. Дядя Кирилл такой же развратник, как и «вежливый дяденька». Такой же преступник, только заманивает он не девочек, а мальчиков.

   И все ребята должны знать, что есть такие «дяди». Ведут они себя так же хитро, и мальчишки попадаются иногда на их удочку. Бывает, что такие знакомства кончаются для ребят гибелью. Поэтому вам, мальчишкам, скажу то же самое, что и девочкам.

   Когда незнакомец вдруг предлагает вам дружить, обещает записать в спортивную секцию, например, на самбо или каратэ, или предлагает куда-то съездить и что-то показать – откажитесь и тут же уходите от него. Если он попытается схватить вас – сопротивляйтесь, убегайте, зовите на помощь прохожих. В том, что вы убежите, нет никакой трусости. Вы этим не уроните свое мальчишеское, мужское достоинство, а наоборот, сохраните его.

   И конечно, о всех подобных предложениях и незнакомцах надо рассказать родителям. Они помогут вам разобраться, что это за люди и что им от вас надо.

   По телевизору иногда показывают фотографии пропавших девочек и мальчиков. Их можно увидеть и в газетах, и на специальных стендах возле отделения милиции. С фотографий смотрят ваши сверстники – симпатичные, улыбающиеся ребятишки. Но слова, которые напечатаны под теми фотографиями, - тревожные: «Ушел из дома и не вернулся»… или «Ушла из дома и не вернулась…» Где они сейчас? Что с ними? За этими словами часто – слезы и непоправимое горе.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

   Каждая из историй, которую я вам рассказала, могла бы окончиться плохо, если бы ребята вовремя не опомнились и не вспомнили правила безопасности жизни.

   Запомните и вы их! Они совсем не сложные!

- Запомни свою фамилию, имя, как зовут твоих родителей, свой адрес, телефон – домашний и рабочий папы с мамой.

- Не уходи далеко от своего дома, двора.

- Не гуляй до темноты!

- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов!

- Не отправляйся один в дальние поездки!

- Не входи с незнакомым человеком в подъезд, в лифт!

- Не садись в чужую машину!

- На все предложения незнакомых отвечай: «Нет!» - и немедленно уходи от них. Расскажи об этих предложениях родителям!

- В минуту опасности, когда к тебе применяют силу, не стесняйся: кричи, вырывайся, убегай, зови на помощь!



Предварительный просмотр:

Советы родителям

              http://schkola2009.ucoz.ru/8-1179233689-0.jpg

          Родители, не забывайте, что кроме материальных потребностей у человека есть ещё и потребности духовные. Для того чтобы помочь ребёнку удовлетворить их, между вами должен быть хорошо налаженный эмоциональный контакт. Если этого нет, то вы не сможете пользоваться таким каналом влияния на подростка, как информация. Говорить - то ему можно, только это не будет восприниматься всерьез, или не будет иметь того эффекта, какого вы хотите. 

   Естественно, что подростки пытаются стать независимыми. Родители должны не только не препятствовать удовлетворению этой потребности, но и помогать своему ребенку в этом. Часто бывает, что родители подсознательно не хотят этого, боясь отдаления ребёнка. Нужно постепенно ограничивать функции родительской власти, заменяя контроль и опеку на сотрудничество и взаимопонимание. Если этого не происходит, тогда подросток начинает активно отстаивать своё право на независимость, вплоть до полного разрыва отношений с родителями.

  Самое трудное для родителей - это осознать, что настоящая неблагоприятная ситуация в их семье, сложилась не в один миг, а этому предшествовали определённые события, а ключевые роли играли они сами. Перемены в поведении ребёнка тоже не могут произойти мгновенно, как только родители осознали свои ошибки, и им придется  проявить терпение и усилия  на пути этих изменений.

  Родители сами создают себе проблемы, когда относятся к недостаткам характера ребёнка, как к тому, что уже не изменится, или наоборот, думают, что это пройдёт с возрастом. Эти установки нужно осознать и убрать из подсознания. Ещё родители должны настроить себя положительно, в том плане, что они смогут помочь своему ребёнку, если не сейчас, то в ближайшем будущем. Надо помнить одну простую вещь, что если постоянно себе твердить: «У меня ничего не получится», то ничего действительно не получится. Родитель должен искать пути помощи, а если они ещё не найдены, то это вовсе не означает, что их вообще нет.




Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.

 

В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов. 

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-    помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

-  ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние ребенка;

-    не унижайте ребенка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка; 4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 5) обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением; 6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; 7) проявление огорчения; 8) проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

1.                 Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

2.                 Доверие.

3.                 Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4.                 Вовлеченность в интересную деятельность.

5.                 Пробуждение гуманных чувств.

6.                 Нравственное упражнение.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика. 

1.                 Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

2.                 Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

3.                 Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы.

1.                 Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

2.                 Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».

3.                 Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

4.                 Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

5.                 Приказание.

6.                 Предупреждение.

7.                 Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.

8.                 Проявление возмущения.

Вспомогательные приемы.

1.                 Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.

2.                 Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик -это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).

3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.

4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

•       стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;

•       формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;

•       постоянное внимание к положительным поступкам ученика;

•       проявление доверия к ученику;

•       формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

•       оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;

•       учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

•       преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

•       приобщение педагогом ученика к добру и доброте;

•       защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

•       постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;

•       формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:

•       учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;

•       координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;

•       обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;

•       учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);

•       коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:

•       воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;

•       воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

•       необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

•       все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

•       оценка изменений индивидуальных качеств ученика;

•       выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

•       учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

•       предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

•       работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;

•       поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;

•       постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

•       включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

•       выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;

•       стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

•       оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

 



Предварительный просмотр:

                       Беседа о негативном влиянии алкоголя на организм

Похититель рассудка - так именовали алкоголь с древних времен, а потребление его

     на  душу населения в нашей республике за 1997 год  составило 25 литров.

          Это вызывает огромную тревогу. Нация спивается, спиваются дети. Как воспитать в

     ребенке отрицательное отношение к алкоголю? Что надо изменить в нашей жизни? Мы

     заставляем беременную женщину выпить, потом кормящую мать, мол ребёнок будет

     лучше спать... А ведь ребёнку хватает паров алкоголя, которые витают в воздухе.

          И вот уже малыш сидит за столом, ему наливают напиток, он со всеми чокается под

     радостные улыбки дедушек и бабушек, мам и пап.

          Детский сад. Разыгрывают свадьбу или день рождения. Дети точно копируют

     взрослых, т.е. у детей формируется представление об алкоголе, как основном,

     обязательном спутнике торжеств, притягательном символе взрослой жизни.

          Мы преднамеренно приобщаем детей к алкогольным обычаям, что может

     быть пусковым механизмом для самостоятельного знакомства с алкоголем.

          В нашей школе проводилось анкетирование «Твое отношение к алкоголю». Вот

     результаты:

          -         основная масса детей пробовала алкоголь в 4-7 классе ( 7 % в дошкольном возрасте );

          -         82 % изредка употребляют алкоголь;

          -         10 % не употребляют вообще;

          -         50 % пробовали по инициативе родителей;

          -         у 87 % есть друзья, употребляющие алкоголь.

    

          Почему пьют?

          -         40 % за компанию;

          -         15 % испытать незнакомые ощущения;

          -         10 % из любопытства.

 

      Еще А.С.Пушкин писал.

 

О люди! Все похожи Вы

На прородительницу Еву.

Что Вам дано, то не влечет,

Вас непрестанно змей зовет

К себе, к таинственному древу.

Запретный плод Вам подавай

И без того Вам рай не рай.

 

     В VI – VII веке арабы научились получать «чистый спирт» и назвали его «аль коголь», что означает одурманивающий. Первую бутылку водки получил араб Рагез в 860 году.

    Напитки, которые содержат этиловый спирт стали называться алкогольными. Это коварные враги детей и взрослых.

     Опьянение вызывает у человека иллюзии беззаботности и веселья. Это от того, что клетки мозга, богатые водой, легко всасывают алкоголь. Насыщаясь им, они перестают нормально работать, часть из них погибает, связи между отделами мозга разрушаются. Возникшее в некоторых отделах мозга возбуждение ничем не сдерживается. Вот откуда чрезмерная веселость опьяневшего человека. Это признак отравления клеток головного мозга.

     Незримо алкоголь разрушает организм человека: болезнь печени и сердца, сосудов, органов дыхания и пищеварения.

     Алкоголизм ведет к деградации личности, утрате работоспособности; человек живет за счет прежних знаний. Систематическое употребление спиртного ведет к снижению умственных способностей, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству.

 

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит,

То ли, как рощу в сентябре,

Осыпает мозги алкоголь.

                                   С.Есенин

ОПИЙНАЯ НАРКОМАНИЯ

        Портретные признаки: остекленевший взгляд, суженные зрачки, пятнышки крови на рукавах.

        Линия поведения: отсутствие аппетита и прочих желаний.

        Джентльменский набор: иглы, шприцы, коричневые ватки, металлические колпачки, ложечки, покрытые налетом, маковая соломка, реактивы.

        Последствия кайфа: смерть от передозировки, атрофия печени, воспаление желудка, тромбозы.

                  ГАШИШНАЯ НАРКОМАНИЯ /КОНОПЛЯ/  

        Портретные признаки: бледные пальцы, расширенные зрачки, нарушения координации движений.

        Линия поведения: сонливость, беспричинное веселье, заумные рассуждения.

        Джентльменский набор: коричневые семечки, папиросная бумага, зеленый табак – над всем этим витает запах паленных листьев.

        Последствия кайфа: депрессия, желание принимать сильнодействующие наркотики.

                                  АМФЕТАМИНЫ

        Портретные признаки: сухие губы, пронизывающая дрожь, ослабевшее тело.

        Линия поведения: агрессивные выпады, перемежающиеся хохотом, быстрый темп речи, помутненность сознания.

        Джентльменский набор: шприц, иглы, прозрачные растворы, таблетки, белые порошки, упаковки от лекарств.

                                   БАРБИТУРАТЫ

        Портретные признаки: вид, как у сильно выпившего человека, нарушения координации движения.

        Линия поведения: помутнение сознания, компенсирующееся повышенным аппетитом.

        Джентльменский набор: упаковки от снотворных лекарств.

        Последствия кайфа: зависимость как от алкоголя.

            НЮХАНЬЕ КЛЕЕВ, РАСТВОРИТЕЛЕЙ /НАРКОМАНИЯ/

        Портретные признаки: лицо, как застывшая маска, вид, как сильно выпившего человека, погрузившегося в мечты.

        Линия поведения: вспыльчивость.

        Джентльменский набор: тюбики клея, пластиковые пакеты, резереуары, носовые платки.

        Последствия кайфа: смерть от удушья или захлебывание рвотными массами, поражение легких, мозга.

Помогите своему ребенку предотвратить потребление наркотиков.

 

    Многие дети еще не вовлечены в эту проблему, но так или иначе им  придется с ней столкнуться.

    Сегодня дети узнают о наркотиках гораздо раньше, чем вы можете себе представить.

    Лучше пусть они узнают это от вас.

 

    Почему они это делают?

 

      Если спросите самих детей и подростков, они ответят, что употребляют наркотики, чтобы:

      -произвести впечатление на окружающих;

      -доказать принадлежность к группе друзей;

      -чтобы испытать чувство риска;

      -испробовать что-то новое /запретный плод/;

      -чтобы оказаться взрослее;

      -для забавы;

      -от скуки;

      -чтобы избежать давление взрослых;

      -потому что легко достать, всюду предлагают, почему бы не   попробовать…

     

     Многие причины взрослым родителям могут показаться неправдоподобными, несущественными или устаревшими, но это так. Когда вы молоды, для вас завтра не существует…

     Вы должны показать ребенку, что наркотики в будущем окажут вред в его жизни.

     

        Чьи дети вовлекаются чаще всего?

 

       Ответ:  все дети одинаково подвластны, этому нет объяснения.

       Важно: Вы должны помочь своему ребенку. Как вы можете помочь детям?

       Есть много способов влиять на своего ребенка и не все эти способы легко применимы в практике, но все они помогут:

       -любите своего ребенка;

       -слушайте, учитесь слушать своих детей, пусть они чувствуют ваше внимание;

       -не настаивайте на своей точке зрения, а вдруг она ошибочна;

       -как можно больше общайтесь со своим ребенком, если не хотите потерять его;

       -рассказывайте ему о себе, ведь вы тоже были подростком и тоже сталкивались такими же проблемами;

       -расположите его к себе, чтобы он хотел обсудить свои проблемы с вами.  

       Помните, что   проблема обсужденная – это проблема наполовину решенная;

       -попытайтесь взглянуть на мир глазами своего ребенка;

       -ваш ребенок должен знать и быть уверен, что он вам небезразличен;

       -подружитесь с его друзьями. Друзья имеют огромное влияние на ребенка, приглашайте их домой, держите их в поле зрения.

       Помните, что ваш ребенок уникален. Все дети нуждаются в том, чтобы их ценили и считали хорошими. Иногда трудно найти, чем же хорош ребенок, но найти нужно обязательно. На этом хорошем нужно обязательно. На этом хорошем нужно сосредоточиться и подчеркнуть, что он сможет достичь успехов в жизни, поможет выработать самоуважение.

       

         Что не говорить, чего избегать?

 

      -не будьте агрессивными;

      -не читайте моралей;

      -не представляйтесь идеальным святым, не делающим ошибок;

      -не запугивайте и не угрожайте;

      Будьте тверды и последовательны. Если вы последовательны, то ребенок не скажет вам ‘Это несправедливо’

      Как узнать, что ваш ребенок начал употреблять наркотики ?

      Практически очень сложно узнать когда ребенок начал употреблять те или иные  наркотические вещества, но общие признаки таковы:

      -резкие перемены настроения

      -непривычная раздражительность и агрессия

      -потеря аппетита

      -сонливость и вялость

      -потеря интереса к бывшим увлечениям

      -повышенная лживость и неестественность поведения

      -необъяснимые ‘потери’ денег и пропажа вещей из дома

      -непривычные запахи в доме

      -следы уколов на теле

      -наличие в доме медикаментов, одноразовых не из домашней аптечки

      Если вы заметили, что ребенок уже употребляет наркотики 

   
     
ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОДУМАЙТЕ:

 

     -чем вы можете помочь ребенку?

     -уверены ли вы, что помочь ему – в ваших силах?

     -подумайте, может есть кто-то, кто может помочь вашей семье,

      ведь вам тоже понадобиться помощь

     -подумайте, как вам сохранить общение с ребенком, как не потерять    его.

      Если это первая проба, то просто поговорите с ним твердо, последовательно, заботливо,   не высказывая неодобрения.

     Но он должен узнать от ваc:

     -это повредит его здоровью сейчас и в будущем

     -это может повлечь за собой юридическую ответственность

     Как бы далеко это не зашло, покажите ребенку, что вы все равно его любите и заботитесь о нем.

    

Предложите ему свою помощь, она нужна всегда.

Как эффективно воспитывать ребенка.

1.                 Прибегайте к  помощи юмора, но не для того, чтобы подразнить ребенка, а чтобы разрядить напряжение. Даже если вы подумаете о чем-нибудь забавном, не упоминая о нем вслух, это поможет вам расслабиться.

2.                Не пытайтесь манипулировать ребенком, упрекая в том, что он ранит ваши чувства. Скажите, что его поступок "разочаровал" вас.

3.                Если вы раздражены чем-либо, не имеющим отношения к вашему ребенку, объясните своему малышу, что у вас выдался тяжелый день. Малыши умеют быть чуткими.

4.                Не забывайте о физических упражнениях - хорошая форма важна для общего ощущения бодрости нас самих и наших детей.

5.                Не обсуждайте с другими людьми поведение своего ребенка так, как будто его нет рядом. Вы можете невольно спровоцировать вспышку непослушания. Относитесь к ребенку с уважением.

6.                Не просите посторонних людей сделать замечание вашему ребенку и не ждите, что они сделают это сами. Дети чувствуют себя увереннее, если эту обязанность берут на себя родители.

7.                Один из способов отказаться от разрушительной дисциплины - избегать возможных конфликтов, определите что влияет на непослушание ребенка и старайтесь устранять это или придумайте новый подход.

8.                 Как родители вы имеете право  установить несколько обязательных правил.

9.                Если ваш ребенок опрокинул тарелку с едой на себя, если вам не удается найти его последнюю пару носков и вы чувствуете, что у вас лопается терпение, помните: завтра наступит новый день. Никто из нас не совершенен.

Как научить ребенка сочувствию.

1.                 Дети должны ощущать уверенность и доверие, прежде чем они смогут по-доброму относиться к окружающим. Уверенность и доверие они испытывают, если родители никогда не обманывают их и защищают. В детском саду ребенок, который помогает сверстнику ,   пользуется уроками, полученными дома. Он действует так потому ,что узнал - такое поведение считается достойным, и ощущает уверенность в себе.

2.                 Дети подражают вашей речи, поэтому избегайте недобрых или осуждающих замечаний.

3.                 Нельзя детям приказать быть альтруистичными и внимательными. В одном психологическом исследовании ученые велели детям поделиться выигранными призами с нуждающимися детьми, и те послушались. Но позднее их щедрость резко снизилась. Даже наблюдались случаи воровства. Нельзя давить на детей.

4.                 Дети не чувствуют давления, если вы объясняете значение их поступков, им необходимо понять вашу логику, а это требует сил и времени.

5.                 Альтруизм может принести детям и взрослым реальную пользу. Психологи утверждают, что люди чувствуют себя спокойнее и меньше страдают от стрессов, когда помогают окружающим.

6.                 Ваше одобрение, награда любящего родителя за сочувствие и внимание  к   окружающим, воодушевляет  детей. Поначалу   им могут  потребоваться  награды, но   в  дальнейшем   они   будут оказывать помощь людям, не ожидая вознаграждения.

7.                 Обучение детей вежливости - тому, в каких случаях следует говорить слова  "пожалуйста",  "спасибо"- еще  один способ научить  их   быть  внимательными  к   окружающим: проявляя уважение к людям, мы демонстрируем заботу о них.

Как слушать ребенка.

1.        Спросите у малыша, почему он вел себя таким образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных  действий.  Расскажите, как   иначе  можно   было справиться с такой ситуацией.

2.         Дайте ребенку выговориться. Не перебивайте его.

3.         Пока ребенок говорит, смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы внимательно его слушаете.

4.         Обратите     внимание,     какими     жестами     ребенок сопровождает свою речь. Жесты помогут вам уяснить, трудно ли ему дается рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы.

5.        Спросите   у   ребенка:    "Как    ты   думаешь,   что    ты почувствуешь, если Вася ударит тебя? "Такие вопросы учат ребенка понимать чужие эмоции. Мы способны научиться правильно   решать   проблемы,   если   осознаем   реакцию   и чувства других людей.

6.        Выслушав     ребенка,    предложите    другие    решения. Направляйте ребенка, а не подсказывайте готовые ответы. Весь смысл в том, чтобы научить ребенка самостоятельно решать подобные проблемы.

 

Советы о словах, которые дети должны понимать для успешного решения проблем:

 

1.        Пользуйтесь словами "доволен", "недоволен", "сердит", чтобы дети знали, что ощущают люди и как меняются их чувства.

2.        Прибегайте к слову "или", давая ребенку возможность сделать выбор: мы можем поступить так или по-другому.

3.                Употребляйте слова "почему" и "потому что". Эти важные слова учат детей различать причину и следствие, увязывать свои поступки с последствиями.

4.               Пользуйтесь оборотами "мог бы" и "можно". Они тоже учат  определять  последствия и  разрабатывать  варианты: "Как еще ты мог бы поступить?"

Как помочь агрессивному или пассивному ребенку.

1.                Разумные рассуждения и минимум физических наказаний не пробуждают агрессию.

2.                Лети, родители которых чаще прибегают к помощи слов, чем шлепков, легче входят в среду сверстников и активнее сотрудничают с ними, потому что они лучше умеют общаться и договариваться. Они реже спорят и нападают

3.                Некоторым агрессивным детям требуется больше занятий, чтобы       избежать       неприятностей.       Им       необходимо придерживаться   расписания,   а   вам   - находить   для   них занятия.

4.                Все  дети:   и   агрессивные,   и   пассивные,   нуждаются   в позитивной   поддержке,   чтобы      успешно   изменить   свое поведение.   Такой   поддержкой   могут   быть   словесные   и физические  знаки  одобрения,  похвалы,   объятия,  улыбки. Призовите всех членов семьи не скупиться на одобрение.

5.                Поговорите  с  родителями  детей,  имеющих   такую   же проблему, как и у вашего ребенка. Вы почувствуете себя не такими одинокими в своих трудностях, и такое обсуждение поможет выработать правильную линию поведения с детьми.

6.                Игнорируйте драчуна и уделяйте внимание жертве - так, чтобы агрессор/не получил никакой оценки своего поведения - ни положительной, ни отрицательной.

7.                Не принимайте поспешные и охотные извинения ребенка, если вы неоднократно предупреждали, что драться нельзя. Некоторым детям известно, что слова "я больше не буду"- удобный способ избежать наказания. Дети должны усвоить, что извинения без изменения своего поведения бессмысленны.

8.        Временная   изоляция   агрессивного   ребенка   помогает изменить   его   поведение,   если   обсудить   этот   вопрос   с ребенком.