Социализация детей посредством театрализованной игровой деятельности.

Волонцевич Галина Александровна

Для лучшей адаптации ребенка в коллективе, сплочения детей как друг с другом так и с педагогом, предлагаю несколько упражнений.Надеюсь они будут интересны педагогам и родителям. Все они опробированы на моих воспитанниках и коллегах. Этому был посвящен проведенной мною семинар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра, как один из важнейших элементов социализации и адаптации детей

       Много лет углубленно работаю по проблеме: Социализация  детей
при помощи театрализованной игровой деятельности. Опыт моей работы показывает, что именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Игра в жизни человека имеет большое значение, так как сопровождает его с рождения и до конца жизни. Детские игры воспитывают, развивают в ребенке память, внимание, воображение, интеллект, фантазию, язык, реакцию, трудолюбие, честность. В процессе игры перед детьми возникают проблемы, которые они решают, экспериментируя с различными предметами, а также развертывая и прорабатывая содержание игры. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. “Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”,- писал А.М. Горький.

Существует в каждой социокультуре свой стиль воспитания, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо взаимодействует с обществом, либо отторгается. 

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать. Она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего формируется доверие к миру.

Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости. Родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности.

На третьей стадии ребенок уже убежден, что он – личность и у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которая закладывается в игре. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудача в школе приводит к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, потери интереса к учебе. В возрасте 6-8 лет закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя пути развития и успешной адаптации в социуме.

Игра - это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить писать, а главное - думать, рассуждать, изобретать, доказывать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования если не с кем-то, то хотя бы с самим собой. Благодаря играм дети учатся распознавать, что следует принять, а что - отвергнуть в окружающем мире. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Обучение и воспитание все чаще оцениваются и разрабатываются как целенаправленные средства осуществления социализации человека на протяжении всего возрастного развития Объектом социально-педагогической теории и практики выступают социальная сфера общества, микросфера, коллективы людей. Типичные средства реализации: культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа.

В игре дети изучают социальные роли. Они готовятся к будущей взрослой жизни и «примеряют» на себя роль матери или отца, учителя, врача, шофера и другие роли. Приглядевшись к играющим детям, увидим, как они искренни в той роли, которую на себя взяли. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, разум, фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Любимые игры ребенка позднее становятся  зачастую элементами его жизненного сценария, и в конечном итоге определяют его судьбу.

Главное назначение игр - развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое поведение. 

Главная причина дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность -- школу -- входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия. Другая причина дезадаптации детей заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя.

Игра ребенка выполняет следующие функции:

1.Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

2.Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

3.Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

4.Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5.Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). 6.Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7.Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8.Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса.

Особое место в социальной адаптации детей занимают игры, которые создаются самими детьми- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения.


 

1. «Выложи сам»

Ребенку дается контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Необходимо выложить изображение из этих фигур. Сложность работы зависит от того, какое количество фигур дают ребенку. Варианты игр: головоломки, разрезные картинки.

 2. «Дорисуй узор»

Для этой игры потребуется несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор. Одинаковых «половинок» - две; они образуют пару. Дети ходят и ищут свою пару. После этого каждая пара должна, не разговаривая, закончить узор, изображенный на варежках, причем каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров. Эта игра помогает увидеть, какие отношения сложились между детьми, какие есть конфликты, также она тренирует умение осуществлять совместные действия.

3. «Проигрывание ситуаций»

Для детей будет интересным и полезным разыграть различные ситуации. Это могут быть ситуации из реальной жизни, например, конфликт, возникший в игре, или предложенные учителем, но близкие к реальным. Например: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться», «Ты пришел на праздник, где никого не знаешь. Познакомься с ребятами» и т.п.В игре необходимо обратить внимание на взаимодействие детей, а также на возможные причины появления тех или иных проявлений.

4. «Передай клубочек»

Возможны различные варианты игры. Передача клубочка по кругу и коллективное рассказывание сказок по кругу с клубочком (рассказ о работе ЦДТ). Приветствия друг друга. Комплименты ребенку, которому попадает клубок. Передача и разматывание клубочка по желанию детей (запутывание). По команде ведущего какой-то ребенок должен выйти из плена, не порвав нить. В этом ему помогают все остальные дети.

5. «Поводырь и слепец»

Дети делятся на пары. Одному завязывают глаза. Другой играет роль поводыря. Пара играющих должна, преодолев препятствия, дойти до доски, на которой изображено лицо без носа, и закончить рисунок. Рисует «слепец». Задача поводыря - помочь своему партнеру, давая ему минимальные словесные подсказки. Затем партнеры меняются ролями.

5. Игра «Волшебник»

Все становятся в круг, водящий завязывает себе глаза и кладет руки на плечи впереди стоящему. Определить тактильно, кто перед тобой.

6. Понятие «тревожность»

Цель: осознание личностного смысла понятия «тревожность»

Участникам задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?». Провести логическую цепочку от тревожности к подарку.

7. Ролевая гимнастика: произнести слово «ПОЖАЛУЙСТА» с интонацией:

заикаясь

удивленно

восторженно

задумчиво

вызывающе

нежно

иронически

злобно

разочарованно

торжествующе

тоном ответственного работника

многозначительно

как робот

как маленький ребенок

объясняясь в любви

8. «Узнай – кто ты»  по надписи на спине

- Красная шапочка

- Кощей

- Иван-царевич

- Буратино

- Золушка

- Баба Яга

- Айболит

- Ведьма

- Дюймовочка

- Золотая рыбка

- Алладин

- Русалочка 

9. «Поменяйтесь местами»

Цель: сплочение коллектива, нахождение общего среди участников.

Ведущий стоит в центре круга и говорит признак, который относиться к нескольким участникам, например:

Поменяйтесь местами те, кто сегодня проснулся рано!

Кто любит поспать

Кто любит мороженое

Кто не любит холод

Кто любит пирожные

Кто любит читать

Кто любит готовить

10. «Молекулы»

Цель: создание благоприятной для дальнейшей работы атмосферы.

Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число будет названо. Сейчас начните быстро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы, по три атома в каждой. Молекула должна выглядеть так: атомы стоят лицом друг к другу.

11. «Комплименты»

Цель: расширить знания участников о самих себе, повысить самооценку.

Каждому участнику нужно рассказать о том, что в нравится в рядом сидящем. Упражнение эффективно только в том случае, если комплимент говорят искренне, а слушающий их молча принимает, не пытаясь противоречить или благодарить.

12. «Царская семья»

Цель: повысить самооценку участников группы.

Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет».

-царскую семью;

семью всемирно известного ученого;

семью «новых русских»;

семью кинозвезды. Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию.


13. Жизнь в лесу

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя, говорит:

Мы все звери, которые не знают человеческого языка. Нам надо как-то общаться, поэтому мы придумаем свой язык. Когда мы хотим поздороваться, мы киваем головой. Когда хотим что-то спросить, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого. Когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому. Когда хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове. Проводим игру.

14. Необычное использование знакомых вещей:

- игрушки

- коробки

- майонезные ведерки

- валенки


15. Нарисуй своё имя (ассоциации со своим именем)

16. «Пятнистые воображалки» - из пятен дорисовать рисунок.


1.  Дополнительное образование должно включать в свое информационное и коммуникативное «поле» важные и сложные жизненные явления, потому что дети учатся жить у самой жизни.
Социализация требует опыта действий в ситуациях общественно-политической, экономической, трудовой, научной деятельности, межэтнического, половозрастного общения.

2. Социальный опыт отражает достижения социальной жизни конкретного ребенка: присвоение им способов деятельности и общения, освоение социальных ролей, принятие нормативных ценностей, наличие представлений о себе как личности.

3. Не стоит забывать и о том, что многие современные дети получают почти всю информацию о жизни из телевизора или компьютера, а не из событий и реальных встреч с людьми и обстоятельствами. В таком общении с жизнью нет собственного выбора, волевого усилия, мало оценки и почти отсутствует переживание. Именно педагог в этих условиях может специально создавать ситуации, которые ребенок воспринимал бы как яркое запоминающееся событие. Например, разговор с детьми на тему «Мое семейное «дерево» о близких родственниках, о далеких предках, о необходимости помнить свои «корни» может вызвать ни с чем несравнимое переживание чувства Родины.

4. Важно признать, что действия педагога всегда опосредуются социальным опытом ребенка. Современные дети уже в младшем школьном возрасте рано начинают осознавать темп научно-технического прогресса, гонки информационных технологий, то, что их взрослая жизнь будет мало похожа на жизнь родителей, что многого в этой жизни им придется добиваться самостоятельно.

5. Средствами воспитания нужно высвободить и направить рефлексивные потребности детей. Следует признать способность ребенка под влиянием социализации и воспитания преображать свой внутренний мир, самостоятельно перестраивать отношение к людям, событиям, к самому себе.

Все родители считают, что играть с детьми нужно, но играть с ребенком умеют 25 % опрошенных. Родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру 30 %. Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют настольные игры и подвижные игры: лото, пазлы, прятки, догонялки, футбол, куклы, машинки.

  1. Игра «Кляксы»

    Цель: Снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

    Процедура игры. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».

    Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается.

    К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску.
Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).
Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).
Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветом и психическим состоянием ребенка.


Игра «Сочинение историй»

Цель: Снятие страхов.

Процедура игры. Из группы детей выбирается ребенок, который сочинил историю (на любой сюжет, по желанию ребенка), другие дети - «зрители».

Ребенок рассказывает свою историю. Затем ее продолжает ведущий, который вводит в повествование более «здоровые» и гармоничные способности адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребенком.

Затем предлагается продолжить историю ребенка, потом - опять ведущий и т.п

Король

Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Он получают право высказывать все свои желания, не боясь «потерять лицо». В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в классе.

Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он можем позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его нм сипи на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, что бы слуги были у него "на посылках" и так далее. Кто хочет стать первым королем?

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания; внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добры» королем.

Анализ упражнения:


  • Что ты чувствовал, когда был слугой?

  • Легко ли тебе было выполнять желания короля?

  • Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

  • Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

Рисуем чувства

Эта игра особенно хороша для детей, которые не умеют справляться со своими сильными эмоциями и, возможно, склонны к агрессии или деструктивному поведению. В этой игре у них есть возможность внутренне разрядиться, выразив глубоко лежащие чувстваЭта игра позволит ребенку без опаски выразить любое чувство и поможет детям принять свои чувства и себя самих. Чтобы достичь желаемого успеха, периодически следует повторять эту игру.


Вокруг в круг

Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Инструкция: Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в свою игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру?

Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться попасть в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем.
Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг: Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пустить этого ребенка в круг а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.




Предварительный просмотр: