В помощь старшему вожатому летнего лагеря

Волонцевич Галина Александровна

Разработанная мною и опробированная смена в ДОЛ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  

учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

 г.Ярцево, Смоленской области.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора Центра

№  ________от ____________

Директор МБОУ ДОД  ЦДТ Е.А.Корчагина________

Воспитательная программа

по организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков

 в ДОЛ «Орленок»

МБОУДОД «Центр детского творчества»

«Остров последнего героя»

Возраст детей: 7-17 лет                        Авторы: Корчагина Елена Анатольевна,

Волонцевич Галина Александровна

Срок реализации: лагерная смена                      

Ярцево 2015

ПАСПОРТ

воспитательной программы по организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей

Наименование программы

Воспитательная программа по организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков  в ДОЛ «Орленок» МБОУДОД «Центр детского творчества» «Остров последнего героя».

Сведения об авторе

Директор МБОУДОД «Центр детского творчества» Корчагина Е.А.; педагог-организатор Волонцевич Г.А.

Аннотация программы

Предлагаемая программа создает условия для приобщения детей к ценностям общечеловеческой культуры, для развития, индивидуально-творческого потенциала, повышение интеллектуального уровня, адаптации в обществе, профилактики беспризорности и формированию здорового образа жизни.

 Данная программа позволит сформировать у детей и подростков значимые умения и навыки, собственные взгляды, способность к саморазвитию и самореализации, усвоению «истинных» ценностей и формированию отрицательного отношения к девиантному поведению.

 В процессе реализации данной программы создаются условия для оптимального творческого самовыражения и самореализации детей и подростков.

Направленность программы

- создание системы работы по развитию социально-творческой деятельности детей и подростков;

 - методическое и информационное сопровождение развития социально-творческой  деятельности детей и подростков;
- создание механизма межведомственного взаимодействия,  разработка и апробация  новых образовательно-воспитательных технологий, экспериментальных форм взаимодействия  общего, начального профессионального и дополнительного образования

Возраст детей

7-17 лет.

Сроки реализации программы

20.06 – 10.07.  2015 года.

Год разработки Программы

2015 год.

Цель программы

Развитие творческой личности, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей и подростков, развитие их интеллектуально-познавательных способностей и активной жизненной позиции.

Задачи Программы

  • Создание условий для укрепления здоровья детей.
  • Формирование основ здорового образа жизни, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения.
  • Создание условия для социальной адаптации детей и  подростков в обществе; сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и взаимопомощи.
  • Развитие интеллектуальных, познавательных, творческих способностей детей,  коммуникативных умений, самостоятельности, нравственных ценностей и экологической культуры.
  • Расширение кругозора детей через игровой сюжет с учетом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня.
  • Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены.
  • Формирование мотивации к применению накопленных знаний в повседневной жизни.

Формы проведения воспитательных мероприятий

  • конкурсы;
  • концерты;
  • фестивали
  • спортивные соревнования и  игры;
  • кружковая деятельность;
  • диспуты;
  • круглые столы;
  • творческие мастерские;
  • игры;
  • шоу;
  • аутотренинг.
  • танцевально-дискотечные программы;
  • акции
  • КТД.

Ожидаемые результаты

  • Укрепление мотивации к активной жизненной позиции в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.
  • Повышение уровня развития интеллектуальных,  познавательных, коммуникативных и творческих способностей, коллективного взаимодействия.
  • Повышение  уровня экологической культуры.
  • Динамичное развитие творческого мышления, познавательных процессов, лидерских и организаторских качеств детей, направленных на саморазвитие, самореализацию и проявление социальной инициативы в созидательной деятельности.

1. Пояснительная записка.

Летние каникулы – самое любимое время отдыха для детей школьного возраста. У ребят значительно увеличивается  часть свободного времени, которое можно и нужно использовать для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восстановления сил. Это период свободного общения детей. Занятость детей в летний период времени, когда они предоставлены сами себе, - это большая проблема, ведь именно в это время дети больше всего подвержены большому влиянию улицы.  Чаще всего влияние улицы на не сложившуюся личность ребенка приводит к подмене истинных ценностей ложными, деградации личности и нередко являются причинами, алкоголизма, наркомании, беспризорности и безнадзорности детей.    Наилучшим способом решения данной проблемы является  – детский оздоровительный  лагерь. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, где   центром воспитательной работы является ребенок и его стремление к самореализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков жизненного опыта. Это все возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Не зря 21 день жизни в оздоровительном лагере называется «смена». Ведь каникулы – это смена деятельности (с учения – на отдых как на деятельность, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению работоспособности). Смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий. Смена единого социокультурного и информационного пространства, новые формы учебно-воспитательного процесса, новая природная и социально-коммуникативная среда.

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети были максимально охвачены организованными формами отдыха, оздоровления и труда, чтобы сам отдых стал процессом, обеспечивающим преемственность с обучением и воспитанием, носил не только оздоровительный, но и познавательно-творческий характер. 

В течение смены  при помощи «игры» педагогический состав ДОЛ «Орленок» уже не первый год приобщает подрастающие поколение Смоленской области к культурному наследию РФ, расширяет кругозор, формирует значимые умения и навыки, развивает творческий потенциал, проводит социальную адаптацию, формирует навыки здорового образа жизни.

Игра – это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей  и подростков деятельность.

Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающие игры характеризуются следующим: цель игры определяет характер игрового замысла, предлагаемого ребёнку, игровой материал,  правила общения и действий. Кроме того они побуждают к обучению, саморазвитию и изучению определенных социальных закономерностей общения и жизнедеятельности.

Важной особенностью игры является игровое правило. Правило игры доводит до сознания детей ее замысел, игровые действия и её обучающую задачу.

Выполнение всех этих правил требует у ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. При организации игр с детьми мы принимаем во внимание не только наличные возможности ребенка, но и зону его ближайшего развития.

Правильно разработанная игра будет интересна как детям, так и подросткам.

Ролевая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей и подростков, ограничивают их импульсивность.

Предлагаемая программа создает условия для приобщения детей к ценностям общечеловеческой культуры, для развития их духовного мира, индивидуально-творческого потенциала, адаптации в обществе, профилактики беспризорности и формированию здорового образа жизни. К тому же данная программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

 Особенности программы следующие:

— тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых при этом все имеют равные права и обязанности;

—  научное социально-педагогическое обоснование программы;

— соединение дополнительного образовательного компонента с практической деятельностью детей и взрослых в игровой ситуации программы;

— неукоснительное соблюдение принципа добровольности участия в программе, тех или иных видах социально-педагогической деятельности;

— праздничная, приподнятая атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.

Основные принципы педагогического процесса ДОЛ «Орленок» следующие:

«Принцип временной автономии». Детский коллектив, как микроструктура субъектной жизнедеятельности и структурная единица программы, имеющий ряд специфических особенностей: временный и сжатый срок жизнедеятельности и цикличность развития; концентрация различных видов деятельности, временная самостоятельность без влияния семьи и школы;

«Принцип открытых дверей». Все службы лагеря доступны ребенку, не имеют ограниченного режима работы в течение дня; многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле), создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;

«Принцип творческого начала». Принцип, благодаря которому дети из пассивных поглотителей информации становятся творцами и созидателями. Основан на добровольности включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря и игровую основу организации воспитательной деятельности; 

—  «Принцип единства». Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);  разумное единство социально и личностно значимой направленности деятельности, оздоровительной и воспитательной работы с детьми  в сочетании с учетом индивидуальных, возрастных особенностей;

«Принцип личностного подхода». Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка; дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности; помощь в социальной адаптации детям, находящимся в сложной жизненной ситуации при помощи игровых технологий; создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.

Функционирование детского оздоровительного лагеря определяется его базовой моделью. Базовая модель зависит от целевых установок семьи и государства, уровня положения детей в обществе, состояния педагогической науки и практики, материально-технических возможностей ДОЛ, потенциала педагогического коллектива.

Предлагается рассмотреть базовую модель детского оздоровительного лагеря  в  виде сюжетно- ролевой игры  «Остров последнего героя».

ДОЛ «Орлёнок представляет собой «Остров последнего героя», где отряды – это племена островитян, корпуса – бунгало племен; отдыхающие – аборигены;  начальник смены – Заклинатель чудес острова; заместитель начальника смены – Верховный вождь племен; старший вожатый – Вдохновитель племен; воспитатели – хранители племени; вожатые – Жрецы  Вдохновителя.

В начале смены  вождям племен выдаются  части карты острова. Собрать полную карту «Острова последнего героя» можно только пройдя через все испытания Вдохновителя племен. Для этого необходимо узнать все традиции островитян, исследовать тайны острова и, главное, сплотить силы всех племен в поиске тотема счастья. В конце всех испытаний все племена собираются  в долине героев для зажжения священного Огня Дружбы -  символа добра и справедливости настоящих героев.

2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: Развитие творческой личности, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей и подростков, развитие их интеллектуально-познавательных способностей и активной жизненной позиции.

ЗАДАЧИ:

  • Создание условий для укрепления здоровья детей.
  • Формирование основ здорового образа жизни, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения.
  • Создание условия для социальной адаптации детей и  подростков в обществе; сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и взаимопомощи.
  • Развитие интеллектуальных, познавательных, творческих способностей детей,  коммуникативных умений, самостоятельности, нравственных ценностей и экологической культуры.
  • Расширение кругозора детей через игровой сюжет с учетом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня.
  • Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены.
  • Формирование мотивации к применению накопленных знаний в повседневной жизни.

Критерии эффективности программы. 

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности: 

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы; 
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат; 
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы; 
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей. 

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:

 Педагогическое кадровое обеспечение:

  • Педагоги-воспитатели, вожатые.
  • Психолог, социальный педагог.
  • Руководители кружков.
  • Обслуживающий персонал.
  • Дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет.

Данная программа является модульной.  Используемые модули помогают формированию гармонично развитой личности.

Модули формирования успешной личности  ребенка и подростка:

Модуль.

Средства

Форма

Здоровье

Забота о своем здоровье, мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма, злоупотребления психотропных и наркотических  веществ.

Соблюдение режима дня;

утренняя зарядка;

прогулки;

сбалансированное витаминное питание;

игровые и конкурсные мероприятия. направленные на формирование здорового образа жизни;

тренинги; групповые и индивидуальные беседы с психологом и социальным педагогом.

Спорт

Участие в мероприятиях спортивного характера, стремление в достижении успеха.

Проведение ежедневных спортивных игр и соревнований.

Лидер

Развитие лидерских качеств у детей, развитие и применение их творческих способностей в нужном русле («ты необходим в  общественной жизни лагеря»).

Органы самоуправления;

проведение лидерских мероприятий; система поручений и поощрений.

Образование.

Расширение кругозора; углубление знаний в гуманитарных и прикладных областях деятельности; формирование знаний и умений по кружковой и клубной  деятельности.

Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры; кружки дополнительного образования по различным направлениям.

Патриотизм

Воспитание чувства патриотизма, активной жизненной позиции; осознание себя неотъемлемой частью общества - государства.

Мероприятия патриотической направленности.

Труд

Активная работа в помощи и организации лагерной жизни.

Трудовой десант;

трудовое дежурство;

работа «бригад помощников».

Личность

Поиск своего «Я» (Индивидуализация – самореализация - самоактуализация)

Групповые занятия с психологом, социальным работником; индивидуальные занятия;

беседы;

поручения.

Досуг

Межличностное взаимодействие детей  в бытовой жизни лагеря, совместные дела, игры (коллективизм).

Сюжетно-ролевые игры;

Конкурсные и концертные программы;

викторины;

фестивали;

отрядные мероприятия;

отрядные огоньки.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

19.06 Заезд. Здравствуй, Остров Последнего героя! Встреча детей. Расселение. Беседа об истории лагеря и тематики предстоящей смены. Подбор названий племен, разработка девизов, речёвок, гимнов отрядов, оформление корпусов (бунгало). Подготовка к концерту, посвященному освоению острова. Огонек знакомств. Дискотека «Пляски племен».

20.06. Освоение острова. Линейка. Работа кружков. Подготовка к открытию. Знакомство с маршрутом выживания на острове. Показ фильма

21.06. Навстречу приключениям!!! Праздник открытия смены. Знакомство с обычаями и традициями острова. Посвящение в аборигены. Презентация племен. Конкурс «Слабо». Праздничный концерт «Искатели приключений». Пляски племен 

22.06. Память племен бессмертна. Торжественная линейка, посвященная Дню памяти, первенство острова по пионерболу. Конкурс рисунков «Война глазами детей». Конкурс стихов и песен о войне «Я помню». Просмотр фильма о войне.

23.06 Тайны острова. Линейка. Работа кружков. Конкурс «Лучшая экскурсионная тропа». Станционная игра «Тайны островитян». Пляски островитян «Стартин аборигенов».

24.06. Посланники вождей. Линейка. Начинает работать почта пожеланий. Спортивное мероприятие «Первенство острова по настольному теннису». Игра - приключение «Охота племени». Конкурсная программа «Супервождь». Показ фильма.

25.06. День добрых духов. Линейка. Работа кружков.  КТД добрых дел острова. Конкурс новостных каналов острова Последнего героя. Конкурс «Поющих аборигенов». Пляски нечисти острова.

26.06. Банный день. О любви немного сказано. Беседа психолога со старшими ребятами на тему «Первая любовь». Спортивное мероприятие – первенство острова по шашкам. «И снова о любви…» для старшеклассников (готовит педсостав, чтение стихов, песни под гитару). Просмотр мультфильма для малышей.

27.06. Снимаем кино! Линейка. Конкурс посланий племени на асфальте. Вожатский концерт. Конкурс видеорепортажей и саморекламы племен. Пляски островитян.

28.06.  Грот здоровья. Линейка. Спортивное мероприятие -  первенство острова по футболу. Акция, направленная на пропаганду здорового образа жизни  «Здоровым быть круто!». Просмотр фильма.

29.06. День наоборот. Зарядка-дискотека. Линейка - перевертыш. Спортивное мероприятие - первенство острова по лапте сборная команда племени – команда Жрецов Вдохновителя (вожатых). Конкурсно-игровая программа «Встречаем Новый год на острове. Время чудес». Пижамная вечеринка.

30.06. Битва сильнейших. Линейка. Работа кружков. Спортивные битвы племен.  Викторина «Легенды мира». Конкурсная программа «Кто во что горазд». Конкурс причесок и тату племени. Пляски островитян.

01.07. Таинственные звуки острова. Линейка. Работа кружков.  Игровая программа «Угадай мелодию». Игра «Что? Где? Когда?» на тему «Музыка и всё что с ней связано». Конкурс переделанных песен о жизни на острове. Просмотр фильма.

02.07. Долина Славы. Линейка. Полоса препятствий и трудностей острова. Конкурс «Мисс и Мистер острова». Пляски аборигенов «Хвала Богам!»

03.07. Банный день. Охотники за удачей.  Линейка. Конкурс рисунков по противопожарной тематике. Конкурсная программа «Знаки – Забияки». Спортивное мероприятие – первенство острова по армрестлингу. Игра «Найди послание предков». Показ фильма.

04.07. Пик экстрима. Линейка. Спортивное мероприятие - легкоатлетическое многоборье Острова. Конкурс маршевой песни племени. Театральный фестиваль «Байки острова». Пляски аборигенов.

05.07. Пещера сказок. Линейка. Спортивное ориентирование при помощи выдержек из сказок. Аллея смекалки. Сказочный бал-маскарад.

06.07. Внимание! День самоуправления! Линейка. Спортивное мероприятие «Преодоление страха».  Презентация «Комнаты ужасов» (готовит педсостав). Конкурс инсценированных страшилок «Жуть…» Станционная игра «Сгинь нечистая сила». Пиратская вечеринка.

07.07.  Купальские забавы. Линейка с оглашением решения Заклинателя чудес острова о подготовке к Великому празднику Закрытия путешествия по острову. Большая станционная игра - приключение «Купальские грезы».  Открытие тайны Тотема. Подготовка к празднику закрытия смены. «Парк развлечений острова» – конкурсно-танцевальная программа.

08.07. На вершине славы! Торжественная линейка, посвященная закрытию программы «остров последнего героя». Концерт «Звездный огонь племен»,  награждение достойных, посвящение в почетные Хранители острова. Дискотека «Большой Огонь добра, любви и справедливости».

09.07. Прощай, остров! Операция «Пакуем чемодан!» Отъезд.

ПРИМЕЧАНИЕ: План работы дорабатывается в лагере, совместно с детьми, в соответствии с погодными условиями.

План выживания на острове

19.06

Прибытие и знакомство с островом. Благоустройство бунгало. Огонек знакомств. Пляски племен (дискотека)

20.06

Освоение острова. Подготовка к открытию. Знакомство с маршрутом выживания на острове. Показ фильма

21.06.

Открытие Острова Последнего героя. Знакомство с обычаями и традициями острова. Посвящение в аборигены. Презентация племен. Конкурс «Слабо». Праздничный концерт «Искатели приключений». Пляски племен (дискотека).

22.06

Память племен бессмертна (торжественная линейка, посвященная Дню памяти),первенство острова по пионерболу. Конкурс рисунков «Война глазами детей». Конкурс стихов и песен о войне «Я помню». Просмотр фильма о войне.

23.06

Тайны острова. Конкурс «Лучшая экскурсионная тропа». Станционная игра «Тайны островитян». Пляски островитян «Стартин аборигенов».

24.06

Посланники вождей. Начинает работать почта пожеланий. Спортивное мероприятие «Первенство острова по настольному теннису». Игра - приключение «Охота племени». Конкурсная программа «Супервождь». Показ фильма.

25.06

День добрых духов. Конкурс новостных каналов острова Последнего героя. Конкурс «Поющих аборигенов». Пляски нечисти острова.

26.06

Банный день. О любви немного сказано. Беседа психолога со старшими ребятами на тему «Первая любовь». Спортивное мероприятие – первенство острова по шашкам. «И снова о любви…» для старшеклассников (готовит педсостав, чтение стихов, песни под гитару). Просмотр мультфильма для малышей.

27.06

Снимаем кино! Конкурс посланий племени на асфальте. Вожатский концерт. Конкурс видеорепортажей и саморекламы племен. Пляски островитян.

28.06

Грот здоровья. Спортивное мероприятие -  первенство острова по футболу. Акция, направленная на пропаганду здорового образа жизни  «Здоровым быть круто!». Просмотр фильма.

29.06

День наоборот. Зарядка-дискотека. Спортивное мероприятие - первенство острова по лапте сборная команда племени – команда Жрецов Вдохновителя (вожатых). Конкурсно-игровая программа «Встречаем Новый год на острове. Время чудес». Пижамная вечеринка.

30.06

Битва сильнейших. Спортивные битвы племен.  Викторина «Легенды мира». Конкурсная программа «Кто во что горазд». Конкурс причесок и тату племени. Пляски островитян.

01.07

Таинственные звуки острова. Игровая программа «Угадай мелодию». Игра «Что? Где? Когда?» на тему «Музыка и всё что с ней связано». Конкурс переделанных песен о жизни на острове. Просмотр фильма.

02.07

Долина Славы. Полоса препятствий и трудностей острова. Конкурс «Мисс и Мистер острова». Пляски аборигенов «Хвала Богам!»

03.07

Банный день. Конкурс рисунков по противопожарной тематике. Конкурсная программа «Знаки – Забияки». Спортивное мероприятие – первенство острова по армрестлингу. Игра «Найди послание предков». Показ фильма.

04.07

Пик экстрима. Спортивное мероприятие - легкоатлетическое многоборье Острова. Конкурс маршевой песни племени. Театральный фестиваль «Байки острова». Пляски аборигенов.

05.07

Пещера сказок. Спортивное ориентирование при помощи выдержек из сказок. Аллея смекалки. Сказочный бал-маскарад.

06.07

Внимание! День самоуправления! Спортивное мероприятие «Преодоление страха».  Презентация «Комнаты ужасов» (готовит педсостав).Конкурс инсценированных страшилок «Жуть…» Станционная игра «Сгинь нечистая сила». Пиратская вечеринка.

07.07

Купальские забавы. Большая станционная игра - приключение «Купальские грезы».  Открытие тайны Тотема. Подготовка к празднику закрытия смены. «Парк развлечений острова» – конкурсно-танцевальная программа.

08.07

На вершине славы! Торжественная линейка, посвященная закрытию программы «остров последнего героя». Концерт «Звездный огонь племен»,  награждение достойных, посвящение в почетные Хранители острова. Дискотека «Большой Огонь добра, любви и справедливости».

09.07

Прощай, остров! Операция «Пакуем чемодан!» Отъезд. 

4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Основные этапы работы ДОЛ “Орленок”.

1-ый этап. «Искатели приключений» - организационный /1-3 день/.

– инструктаж по охране труда;

– проведение мониторинга здоровья,  социологических и психологических диагностик;

– формирование отрядов, знакомство, «стыковка»;

– оформление отрядных уголков,

– КТД.

На этом этапе основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально – личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Заканчивается мероприятием, посвященным старту сюжетно-ролевой игры, на котором принимаются законы совместной деятельности на протяжении игры, происходит знакомство с главными героями игры и идеей.

2-ой этап. «Тайными тропами» - основной /4-18 день/.

– коллективно-творческие дела в соответствии  с планом;

– психологические, спортивно-оздоровительные мероприятия;

– занятия в кружках;

– методическая работа с воспитателями, с вожатыми;

– подготовка к творческому отчету,

- психологические и социологические диагностики.

На данном этапе цель Хранителей проверить и испытать племена на выносливость, логику мышления, смекалку и силу духа для передачи ценных сокровищ острова достойным. Все участники племен будут «бороться за выживание» ежедневно справляясь с различными испытаниями: найдут выход из «Интеллектуального лабиринта», справятся с искушением красивой жизни в «Парке развлечений», проведут незабываемый день в «Пещере сказок», постигнуть притягательность красоты в  «Гроте Афродиты», блеснут  подтянутым телом в «Долине спорта» и т.д.

3-ий этап. Заключительный /19-21 день/.

– отчетный сбор в отрядах;

– творческий отчет - праздник закрытия лагерной смены;

– проведение мониторинга здоровья, психологические и социологические диагностики;

– обобщение итогов деятельности;

–  сбор отчетного материала.

На третьем этапе Большой Совет Хранителей  подводит итоги проведенных испытаний среди племен и награждает  героев и активных участников. После чего открывается главная тайна острова – главное сокровище смены: дружба и понимание, поддержка и искренность, активность и творчество, воспоминания и доброта.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Нормативно-правовое обеспечение программы.

Программа разработана в соответствии с документами:

  1. «Конвенция о правах ребенка» от 20.11 1989 г. ;
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 02.02.2011 №2-ФЗ);
  3. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ( ст.51, 54, 56) ;
  4. Закон «О защите прав ребёнка» (ст.10, 11, 12);
  5. Федеральный РФ закон (с изменениями дополнениями) от 24 июня 199г № 120- ФЗ «Об основах системы профилактик и правонарушений» ( в редакции от 01.012 2004 г № 150- ФЗ);
  6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996);
  7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»;
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 №20 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1204-03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» СанПиН 2.4.4.1204-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2003 № 4303);
  9.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2011 № 20277);
  10.  СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей
  11. Методические рекомендации №2.4.4.01-09 «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях». Методические рекомендации, утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ №01/6989-9-34 от 22.05.2009 года;
  12.  Методические рекомендации №2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей»;
  13. Методические рекомендации, утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 24.09.2010 года;
  14.  Положение о работе подразделения МБОУ ДОД Центра Детского Творчества ДОЛ «Орлёнок»;
  15. Планы, должностные инструкции ДОЛ «Орленок»;
  16. Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения безопасного пребывания детей в ДОЛ.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

– Канцелярские товары;

– Фотоаппаратура;

– Видеокамера;

–  Ноутбук, магнитофон, усилитель, колонки;

– Костюмы;

– Спортивно-игровой материал;

–Детская литература;

– Призовой фонд, грамоты, сувенирная продукция, подарки

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

– Фонотека;

– Информационно-методический уголок;

– Отрядные уголки;

– Стенд ДОЛ;

– Фотостенд;

– Методический архив.

Программа «Остров последнего героя»  предполагает работу следующих кружков, секций, мастер – классов:

«Ваятели» – художественно-прикладное творчество;

«Ловкачи» – спортивная секция;

«Волшебники» – парикмахерское и модельное искусство;

«Комедианты» – театральная студия;

«Заклинатели» – психологические тренинги.

Законы: 
Закон правды: запомни, истина нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив! 
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве. 
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях. 
Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе. 
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них. 
Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим. 
Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно! 

6. СТРУКТУРА  ДОЛ “Орленок”

Материально – ресурсное обеспечение:

– административный корпус (толковище острова);

– клуб (храм искусства);

– столовая (трапезная долина);

– танцпол (долина чудес);

– спортплощадка (берег спорта)

– медпункт (мыс врачевания);

– кабинеты для кружковой деятельности (ремесленные);

– корпуса отрядов (бунгало);

выход за пределы лагеря (джунгли). 

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предполагается, что к  концу  смены у детей и подростков: 

  • Укрепится  мотивация к активной жизненной позиции в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.
  • Повысится уровень развития интеллектуальных,  познавательных, коммуникативных и творческих способностей, коллективного взаимодействия.
  • Повысится  уровень экологической культуры.
  • Произойдет динамичное развитие творческого мышления, познавательных процессов, лидерских и организаторских качеств детей, направленных на саморазвитие, самореализацию и проявление социальной инициативы в созидательной деятельности.