Готовимся к олимпиаде по истории

Степанцова Мария Александровна

Для подготовки 7,8,9классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_7_klass.doc446 КБ
Microsoft Office document icon olimpiada_8klass.doc470.5 КБ
Microsoft Office document icon olimpiada_9klass.doc541.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО истории 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Фамилия, имя__________________________________________  Класс ____________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды?

1. Лютеранство, кальвинизм, пресвитерианство___________________________________________

         

2. Габсбурги, Тюдоры, Бурбоны________________________________________________________

3. А.Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий _________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2. Что (кто) является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Бартоломеу Диаш (Диас), Вильгельм Оранский,  Васко да Гама, Фернан Магеллан

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.  Наемные рабочие, фермеры, феодалы, буржуазия._______________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Юрий Звенигородский, Владимир Андреевич, Серпуховский, Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк-Волынский

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 3. Из приведенных слов составьте определения исторических  понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам.

1. Территории, собирал,  с, которую, подвластные, объезжая, ее, продуктами, дань, платили, князь, деньгами,  или._______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.Наследство, обязанности, отличающиеся, группа, права, люди, большие, закрепленные, передающиеся________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности, внеся свой ответ в таблицу:

А) государственная деятельность кардинала Ришелье  Б) Крестьянская война в Германии  В) первое кругосветное путешествие  Г)  подписание Нантского эдикта  Д) гуситские войны  

Е) карательная экспедиция герцога Альбы в Нидерланды  Ж) Открытие морского пути в Индию

З) Варфоломеевская ночь  И) разгром «Непобедимой армады»  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Задание 5. Соотнесите имя исторического деятеля с основным содержанием его деятельности.  Свой ответ внесите в таблицу:

1

Владимир Мономах

А

Тверской купец, совершивший путешествие по Персии, Индии и Турции

2

Иван Калита

Б

Русский правитель, при котором был введена в оборот серебряная копейка

3

Елена Глинская

В

С его именем связано присоединение Западной Сибири к России

4

Андрей Боголюбский

Г

Русский правитель,  первый совершивший официальный визит в Константинополь

5

Афанасий Никитин

Д

Русский правитель, при котором русский митрополит обосновался в Москве

6

Иван III

Е

Русский князь, захвативший и разграбивший Киев

7

Ермак Тимофеевич

Ж

Автор произведения «Поучение детям»

8

Княгиня Ольга

З

Русский правитель, ликвидировавший независимость Великого Новгорода

1

2

3

4

5

6

7

8

         

Задание 6.  В Варфоломеевскую ночь вождей гугенотской партии – Генриха Наваррского и принца Конде доставили к королю Карлу IX, за королем маячила фигура его матери Екатерины Медичи. Размахивая кинжалом, Карл угрожающе прорычал: «Обедня, смерть или Бастилия!»

Объясните смысл слов короля. _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 7. Перед вами отрывок из исторического источника.

1. Датируйте его с точностью до века и десятилетия.

2. О каких исторических событиях идет речь? В какой стране они происходят

3. Какие два исторических персонажа в нем упоминаются? Укажите какую роль они сыграли в описываемых событиях.

4. Объясните смысл заглавия.

                            Десятый пфенниг

Родимый край, вставай на бой,

Поможет Бог борьбе такой,

Погибнут все злодеи.

      Богобоязненной рукой

Сорвем веревку с шеи,

Испанцы вешателя шлют,

И тот, верша неправый суд,

Ярится как антихрист.

 Он идолов расставил тут

 И наши деньги вытряс.

 Испанский вешатель-злодей

 Все больше пьет и жрет жирней,

Сживая нас со света.

 Бродяги, странники морей,

 Отмстим ему за это!

Десятой долею, подлец,

Он разоряет нас вконец,

Казня еще суровей.

Уже не шерсти от овец —

Пастушьей хочет крови.

Страна родная, каждый грош,

Который втайне соберешь,

Неси не в ларь испанский,

А тем, кого в лесах найдешь,

Их принц ведет Оранский.

Отдать ли деньги палачам

Иль нашим гордым смельчакам,

Решить давно пора вам!

На битву, гёзы! Счастья вам!

Позор и смерть тиранам!


1.___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Прочитайте отрывок стихотворения А.С. Пушкина

О какой «палате» в нем идет речь? Где она находится? Кому она посвящена?

У русского царя в чертогах есть палата

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен.

Ни плясок, ни охот,— а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 9  . На представленной карте показана особая территория, существовавшая в московском царстве.

1. Назовите политику, в ходе которой, была выделена эта территория (укажите годы (или век и десятилетия, когда это произошло).

2. Назовите имя царя, который ее проводил.

3. Назовите двух исторических деятелей, которые помогали царю в осуществлении данной политики.

4. Укажите не менее трех последствий этой политики.

1.___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Всероссийская  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО истории 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Фамилия, имя__________________________________________  Класс ____________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды?

А. 1613, 1645, 1682 гг.______________________________________________________

Б. Скань, зернь, финифть _____________________________________________________________

Задание 2. Заполните пропуски в ряду.

А. Г.И.Головкин – президент коллегии иностранных дел, ____________________ - генерал- прокурор Сената, Ф.М. Апраксин – президент адмиралтейской коллегии.

Б., Иван Федоров – книгопечатный станок; И.П. Кулибин - ______________________________; А.К. Нартов  - токарный станок

Задание 3. Заполните таблицу, внеся в нее буквенные и числовые обозначения в правильном соответствии.

Революционный календарь

Григорианский календарь

Событие в России

Событие во Франции

9 термидора II года Республики

18 брюмера VIII года Республики

Григорианский календарь

А) 9 ноября 1799 года     Б) 27 июля 1794 года

Событие Отечественной истории

1) А.В. Суворов получает от Павла I два рескрипта, в которых сообщается о разрыве союза с Австрией и приказывается готовить русскую армию к возвращению в Россию.

2) А.В. Суворов, находящийся в городе Немиров на Украине занимается  разоружением и демобилизацией польских войск, оставшихся на территориях, отошедших к России по  второму разделу Речи Посполитой.

Событие во Франции

I) переворот, в результате которого Наполеон Бонапарт приходит к власти

II) свержение якобинской диктатуры

  Задание 4. Установите верное соответствие и внесите свой ответ в таблицу.

 А. 

1

«Тишайший» царь                                                

А

Павел I

2

«Романтический император»                              

Б

Петр III

3

«Не способнейший, а удобнейший царь»          

В

Елизавета Петровна

4

«Он позволил свергнуть себя с престола, как ребенок, которого посылать спать»                  

Г

Михаил Федорович

5

«Тартюф в юбке и короне»

Д

Алексей Михайлович

6

«От вечерни она шла на бал, а с бала поспевала к заутрене».                                          

Е

Екатерина II.

1

2

3

4

5

6

                                 

Б. Соотнесите дату и событие:

      1

Созыв Уложенной комиссии                          

А

1686 г

2

Переяславская рада                                            

Б

1762 г.

3

Указ о единонаследии                                        

В

1654 г.                                                          

4

Взятие Измаила                                                    

Г

1790 г.

5

«Вечный мир» с Польшей                                  

Д

1767 г.

6

Манифест о Вольности дворянства                    

Е

1714 г.

                                       

1

2

3

4

5

6

   

Задание 5.  В приведенном ниже перечне представлены мероприятия, связанные с деятельностью трех российских правителей. Определите этих правителей. Впишите их имена в верхнюю строку таблицы. Во вторую строку таблицы впишите порядковые номера мероприятий, соответствующих каждому правителю.

1) ликвидация внутренних таможен    2) создание Вольного экономического  общества

3) восстановление применения телесных наказаний для дворян    4) изменение порядка наследования престола

5) объявление винокурения дворянской монополией    6) губернская реформа

7) издание Жалованных грамот дворянству и городам   8) запрет записывать в армию дворянских детей с младенческого возраста    9) отмена гетманства     10) основание Академии художеств

Правитель

События

Задание 6. Заполните пустые ячейки таблицы цифровыми обозначениями приведенных данных. События в таблице расположите в хронологическом порядке, таким образом, чтобы в самой верхней, оказалось самое раннее событие, а в нижней самое позднее.

1) Война с Речью Посполитой

5) бой у мыса Гангут

9) Сеит – Али

13) Семилетняя война

2) М.Б.Шеин

6) Ф.Ф.Ушаков

10) Фридрих II  

14) Г. Ватранг

3) сражение у Кунерсдорф

7) русско- турецкая война

11) Владислав IV

15) П.С.Салтыков

4) Ф.М.Апраксин

8) Северная война

12) сражение у мыса Калиакрия

16) осада Смоленска

   Сражение

Война

Русский   полководец (флотоводец)

Противник

Задание 7. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю. Перед вами три таких термина. Укажите:

1) Краткое определение термина.

2) Назовите период, с которым связано возникновение явления, обозначенного этим словом

3) Фамилию ( имя) исторического деятеля.

4) Кем был исторический деятель.

А. «Никониане».

1) _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2) _______________________________________________________________________

3) _______________________________________________________________________          

4) _______________________________________________________________________

 Б.  «Вольтерьянец»

1)_______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

2) _______________________________________________________________________

3) _______________________________________________________________________            

4) _______________________________________________________________________

Задание 8. Ученику случайно попал в руки  отрывок из документа:

«Приказ… а в нем сидит диак, да подъячих с 10 человек… В тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя… А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том не ведали».

Смысл прочитанного он понял не до конца.  Помогите ему, ответив на вопросы.

А. Как называет приказ, о котором говорится в документе?_________________________________

Б. Назовите имя и даты правления царя, при котором он  был  создан.________________________

Задание 9. Прочитайте отрывок стихотворения А.С. Пушкина

О какой «палате» в нем идет речь? Где она находится? Кому посвящена?

У русского царя в чертогах есть палата

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен.

Ни плясок, ни охот,— а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 10  . На представленной карте показана особая территория, существовавшая в Московском царстве.

1. Назовите политику, в ходе которой, была выделена эта территория (укажите годы (или век и десятилетия, когда она проводилась).

2. Назовите имя царя, который ее проводил.

3. Назовите двух исторических деятелей, которые помогали царю в осуществлении данной политики.

4. Укажите три любых последствия этой политики.

1.___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Всероссийская  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО истории 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Фамилия, имя___________________________________________________Класс______

Задание 1. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.

 1.1.   1497, 1550, 1649, 1832 г._________________________________________________

1.2. Новгород, Псков, Флоренция, Пиза в средние века. ____________________________

1.3. Великий князь Дмитрий Иванович, воевода Дмитрий Боброк, князь Владимир               Серпуховской.__________________________________________________________________

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

2.1. Холоп, тысяцкий, закуп, рядович. ________________________________________

____________________________________________________________________________

2.2.  Василий II Темный, Юрий Галицкий, Василий Косой, Иван II Красный, Дмитрий Шемяка. ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2.3. Битва на Сомме, битва на Марне, Верденское сражение, Грюнвальдская битва

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 3. Установите соответствие. Соотнесите название архитектурного сооружения и время его постройки:

                    1) собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге                     А. XV в.

                    2) здание Большого театра в Москве                                  Б.  XVI в.

                    3) храм Покрова-на-рву                                                        В.  XVII в.

                    4)  Теремной дворец в Кремле                                             Г.  XVIII в.

                    5)   особняк С.П.Рябушинского в Москве                          Д. XIX  в.                                                                                

                    6)   Грановитая палата    

    А

   Б

   В

Г

Д

               

Задание 4. Какие историческое событие описаны ниже? Назовите не менее трех известных  исторических деятелей, с которыми они связаны.

4.1 «Определено было обойти Москву фланговым маршем, дабы занять Калужскую дорогу и прикрыть южные губернии, откуда мы могли получать подкрепление и продовольствие. Избегая генерального сражения, продолжая меж тем военные действия и заняв Калужскую дорогу, мы могли собрать к зиме новую армию, изготовленную к зимнему походу».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4.2. «Открылась в Кремле дума земская, или государственный собор для дела великого, небывалого со времен Рюрика: для назначения венценосца России, где доселе властвовал непрерывно, уставом наследия, род князей варяжских и где государство существовало государем. Казалось, что все желали одного: как сироты найти скорее отца – и знали, в ком его искать».__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ 

Задание 5.  Заполните пропуски в тексте.        

 «Во время переговоров о мире, в ____1___ году, «страдая за Россию, читая горесть и на лицах бояр царевич ___2___ исполнился ревности благородной. Пришел к отцу и     требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить _____3___ от войск короля ____4___, восстановить честь России». Царь ____5___в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!» - и поднял руку. ___6____, который позднее, на исходе века, будет избран царем, хотел удержать ее: царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию».

1.__________________________2.____________________________3.________________________

4.__________________________5.____________________________6.________________________

  Задание 6. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.

6.1. Вначале ХХ века сохранение не ограниченной никакими механизмами контроля со стороны  представительных выборных органов или разделением на ветви исполнительную, законодательную и судебную наследственной власти одного человека оставалось главным пережитком прошлого в политической системе Российской империи. _________________________________________________________________________________

6.2. Это слово едва ли не самое частое в историко-культурных размышлениях о XVII в. Это понятно, ибо речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам.____________________________________________________________

             

Задание 7. Из приведенных слов и словосочетаний  составьте определения двух  

исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут   использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

7.1. Который,  продукты, не, труд, рынок, предназначаются, хозяйство, внутренний, для, потребление, а, продажа, для.  _________________________________________________ _________________________________________________________________________________

7.2. Государственный, течение, уничтожение, всякий, общественно-политический, власть, за, выступающий._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ),  свой ответ занесите в таблицу.

1. После соединения с П.И.Багратионом под Смоленском,  М.Б.Барклай-де-Толли сформировал летучий партизанский отряд  для действия против левого фланга французов.

2. Накануне Бородинского сражения французская армия имела двукратный численный перевес.

3. Армия М.И.Кутузова покинула Москву через Дорогомиловский мост, переименованный позже в Бородинский.

4. В сражении под Малоярославцем был смертельно ранен П.И.Багратион.

5. Здание Манежа в Москве было построено для торжественного празднования пятой годовщины победы России в Отечественной войне.

6. Среди полководцев - участников Отечественной войны 1812 г. полным кавалером Ордена Святого Георгия стал только М.И.Кутузов.

1

2

3

4

5

6

Задание 9.  Перед вами 4 пронумерованных портрета и карта.

9.1. Определите, кто   изображен на каждом портрете (не забудьте указать их номера).

9.2. События, связанные с деятельностью какого из представленных исторических персонажей, отражены на данной карте. Обоснуйте. Дайте краткий ответ.

1.     2.      3.     4.

9.1.

1. _________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

9.2. ______________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

                               

Задание 10. Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

  1.  «Смута втянула в политическую борьбу тех, кто никогда ранее не помышлял об этом, породила, по сути, первое общенациональное общественное движение. «Государево дело»…оказалось доступным для простых «мужиков», осмелившихся думать о спасении «преславного Московского государства». (И.Л. Андреев)

  1. «Крепостное право – вопль отчаяния, испущенный государством» (В.О.Ключевский)

  1. «От кончины Петра I и чуть ли не до восшествия императрицы Елизаветы Петровны царствовало невежества собственная корысть и борствовалась склонность к старинным обрядам с неведением и нежеланием новых, введенных Петром» (Екатерина II)

  1.  « Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей в Бородинском сражении. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву». (Б.С.Абалихин)

  1. «Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции». (Н.А. Троицкий)