Все начинается с детства

Дудник Зоя Васильевна

Все начинается с детства.

 

У всего на Земле есть свое начало. У реки - родник, у плода –  семя, у дома – фундамент. Так и в жизни человека все начинается с детства.

Человек родился. Растет. Познает мир. Каждый день новые открытие, впечатления, эмоции. Ребенок  еще ничего не умеет делать, а события уже  формируют его характер. Мелочь, пустяк навсегда остаются в  памяти ребенка, играют свою отрицательную или положительную  роль.  Ребенок – мягкая глина. Из него можно вылепить  доброго, отзывчивого, мужественного, честного гражданина, а можно – черствого, злого, равнодушного человека. «Всё в  жизни Человека, самое плохое и самое хорошее, все, чего мы добиваемся  или не достигаем, все наши ошибки и неудачи – все начинается, всё закладывается в детстве», - говорил  Лев Николаевич Толстой.

А с чего начинается детство?  Детство начинается с семьи и со школы.

Семья – это, прежде всего, родители, а школа –  учителя.

Мои родители воспитали во мне  самые лучшие черты характера: доброту, уважение к людям, трудолюбие, терпение, стремление к знаниям. Они подготовили меня к школе, к самостоятельной жизни, к встрече с моими учителями.

Учитель – как много в этом слове родного, теплого, неземного. На моем пути всегда встречались умные, чуткие, любящие детей и свою профессию педагоги. Моя первая учительница Тюрина Валентина Васильевна, учитель математики Макарова Анна Васильевна, классный руководитель Голубева Александра Фирсовна.  Мои педагоги - мастера  своего дела, Профессионалы с большой буквы. Именно они дали мне необходимые знания, научили дружить, любить, отличать истину от фальши, добиваться поставленной цели. За это я благодарна своим учителям. Они помогли мне понять себя, поверить в свои силы, определиться в жизни. Поэтому к окончанию школы вопросов  «кем быть?» и «где учиться?» у меня практически не было. Учась в педагогическом институте, я поняла, что быть учителем непросто. Нужно много труда и терпения, чтобы ребенок принял тебя, повернулся лицом и поверил тебе. Но я переступила порог школы и вот уже более 30 лет работаю с детьми. Я стараюсь воспитывать в своих питомцах честность, порядочность, целеустремленность. Приветствую в них независимость взглядов и индивидуальность. На своих уроках я стараюсь помочь детям преодолеть трудности в овладении учебным материалом, активизировать мыслительную деятельность, пробудить интерес ребенка к тому, что он делает. Этого я добиваюсь, используя разнообразные формы и методы обучения, которые оживляют учебный процесс, вносят что-то новое, необычное, вовлекают учащихся в активную мыслительную деятельность. 

Я придерживаюсь  мнения, что учитель и ученик  -  два неразрывных звена одной цепи. Чтобы цепь не порвать, необходимо действовать вместе,  дружно, сообща. Тогда уроки станут процессом сотворчества, сотрудничества, принесут удовольствие  ученику и учителю.

Для учащихся очень важно переживать ситуации успеха. Успех является источником внутренних сил ребенка,  условием для психического, эмоционального спокойствия и здоровья. Все дети разные, но у каждого должен быть свой собственный успех и свои собственные достижения.  Я глубоко убеждена в том, что успех - это награда за работу, за старания, за совершенствование самого себя. Американский психолог  Глассер писал, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Себя я тоже считаю успешным человеком. Потому что я люблю свою работу,  своих учеников и свой предмет. Ведь математика - один из самых удивительных школьных учебных дисциплин, в ней заложены огромные возможности, позволяющие раскрыть, развить и реализовать природные задатки растущего молодого человека.

Математика – сложный предмет. Не все дети ее любят и с большим желанием посещают уроки. Для учителя это очень серьезная проблема. Но выход есть. Современные технологии (развивающего, проблемного обучения, проектные технологии, ИКТ и др.) дают возможность  сделать урок интересным, увлекательным, результативным.
Информационно-коммуникационные  технологии позволяют мне реализовать свои собственные творческие способности через создание презентаций, тестов для контроля знаний, опорных конспектов. Язык компьютера близок и понятен современным детям. Они с большим удовольствием создают свой учебный материал,  находят нужную информацию в сети Интернет, работают в режиме он-лайн.

Я стараюсь как можно чаще предоставлять детям возможность идти самостоятельно по пути поиска знаний. Ведь стремление к познанию – это залог успеха. В этом смысле мне очень близко высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию - вот главное мерило».

Каждый день,  общаясь со своими учениками, я познаю секреты педагогического мастерства, раскрываю загадки  детских душ, открываю  мир добра, любви и успеха. Мои любознательные, трудолюбивые, творческие ученики – это плод моего труда.  А как  оценить результаты  деятельности учителя, где найти единицы измерения того, что познано, сделано, вложено? Количеством призов и грамот? Выигранными конкурсами?  Наверное, и ими тоже, но главные критерии для оценок в другом. Если ученики с нетерпением ждут твои уроки, с желанием осваивают новые знания, связывают свои успехи с работой педагога, с  чувством благодарности приходят к своему учителю спустя многие годы для того, чтобы просто поговорить, рассказать о себе, вспомнить что-нибудь из прошлого, то старания учителя не были напрасными. И это главная оценка труда учителя.  

Все начинается с детства, очень многое  начиналось со школьного порога. Мне повезло.  У меня было счастливое детство и очень хорошие  педагоги  в школе.